Полярная правда. 1938, декабрь

№ 276 (3646) 3 декабря 1931 г. ---------------Н І Я І Р 8 А Я Н Р А Ц А Комсомольцы Николай Кадыров, Иван Шабаршев и Роман Ер- ков систематически занимаются политобразоваппем. В красном уголке строителей завода Севморпутн они знакомятся с на­ глядными (пособиями к проходи мому материалу. * Фото К. Моисеева. ПИСЬМА СТРОИТЕЛЕЙ З А В О Д А КОРА |БЛЕЙ О с в о и т ь в ы с о к у ю ; т е х н и к у Недавно сдан в экеплоатацию Двухлетний опыт работы Леішп- ііетал.іургичеспий ііавод Моичегор- градского горного института и ского медио-нпкслевою комбината, практика Мончегорского опытного Металлурги начали осваивать :аиода значительно облегчают нам сложную технику. |«:;решение этоіі задачи. Процесс производства, осуще- -V Мончегорского мсдно-иике.іе - ствляемый на пашем оаводе. имеет вою комбината большое будущее | только два - три примера в ми- — предстоит плавить ионсчерпае- ровой металлургической промыні- мые запасы руд уже известных,; ленностп. Он сложен н требует от и тех, которые в скором времени металлургов огромного ианряже- будут разрабатываться, кия сил, кроиотлнвой іповседиев- Освоение металлургической про-' пой работы над освоением техно- мыиілснности Крайнего Севера ре­ логин и оборудования. іпают люди, в совершенстве ов- Сейчас на заводе осваивается ладевшие сложной техникой. Та- пока наиболее важнейшая и труд- ь*иѳ люди растут и воспитываются пая часть процесса — плавка ру- па Мончегорском металлургическом ды в ватер-жакетах и основное заводе. Это — стахановцы произ- Читатель и библиотека Три года назад на строитель- имея большие средства на культ етво завода I лавоевморпути при- j массовую работу, совершенно не шли первые строители. Оборудо-; беспокоится об укомплектовании вали несколько палаток и в одной библиотеки и предоставлении для из них отвели место для библио­ теки. Здесь разместили полки с книгами, ящики о абонементами, стол для читателей. Так сущест­ вует библиотека и по сей день. Но жизпь поселка резко изме­ нилась. С каждым днем на строй­ ку завода приезжают новые лю­ ди. Читателей стало больше, чем книг в библиотеке. Запросы са­ мые разнообразные. Читатели требуют пособий по изучению истории ВІШ(б), книги русских и западных классиков, произведе­ ния критиков. Но мы все время вынуждены отказывать им, так нее помещения. За весь 1933 год *ьі приобре­ ли только 50 книг художествен t ной литературы через Мурман- і скмй библиотечный коллектор водства, наша советская техни­ ческая интеллигенция — инжене- оессемерование. Отдельные детали процесса уже изучены. Рабочие, обслуживающие ры. » металлургические агрегаты, бы -; Молодые иижонеры. недавно стро овладевают новыми методами , окончившие советские высшие работы. j учебные заведепия и приехавшие Для того, чтобы металлурги- ’ иа наш завод, усиешпо овладева- ческмй цех работал успешно, не- ют сложпымп процессами плавки, обходимо сделать многоо, в осо- j Уже теперь заметно вырос моло- бепностп но улучшению кранового! дой специалист инженер т. Ва- ооорудованпя. Низкое качество под'емных ме­ ханизмов подчас вносит дезоргани­ зацию в производство и выбивает из колеи уже наладившуюся рабо­ ту металлургов. Нашим электро­ механикам придется много потру­ диться над тем. чтобы обеспечить Деньги па книги нам отпускают ! нормальную работу нод’ емных кра- нод большим нажимом. Уже не нов, ибо от них зависит успешная одну пятидневку лежат отложен -1 работа металлургических агрега- ные для нас в коллекторе новые тов. кнпгн. Взять их мы не можем потому, что бухгалтер постройко- ма т. Котов систематически за­ держивает перевод денег. Один за другим в комсомоль­ ском городке начинают работать красные уголки. Сейчас 30-ти как две с половиной тысячи книг j красным уголкам нужны бпблио- политической литературы, 3400 тѳки-пѳредвижкн. Впереди боль экземпляров художественнее і 750 — детской, никак не могут удовлетворить читателе!. О выборе говорить не прихо­ дится. Наш читатель его лишен. Очереди просто установить невоз- м»жв« — книги *о спором пере­ ходят из рук в руки. Как ни странно, но получается, что руководителям строительства, партийным и профсоюзным орга­ низациям нет никакого дела до создания на стройке настоящей бвлыпой библиотеки. Постройкой, V шая массовая работа с читателем. Осуществить это серьезное дело наша библиотека иска что не в состоянии. Ны обращались за помощью ко всем организациям строительства, но безрезультатно. Нужно вме шательство и помощь политотде­ ла Севморпути. Библиотека круп­ нейшей промышленной отройки должна стать подлинным очагом кѵльтуры на строительстве. S. ЕВСТИГНЕЕВА — зав. библиотекой. V V I Сохранить ансамбль песни и пляски Среди комсомольцев, приехав- ансамбля. Зам. председателя по- піих на строительство завода Сев- порпутп, мпого талантливой моло­ дежи — музыкантов, певцов, пля­ сунов. чтецов. После первых дней знакомства мы решили: органнзо- ваться вместе, создать свой ан­ самбль комсомольской песни и пляски. И вот в маленьком павильоне стадиона собрались первые 30 участников ансамбля. Здесь в тес­ ноте. без стульев, без пюпитров для нот, без необходимых инстру­ ментов начали свею работу. Труд­ ности не испугали. Мы переборо- В цехе до сих пор ощущается пеіватка поденного оборудования, іторой пятидесятитонный кран в конверторном пролете не работа­ ет. Бездействует кран и в осты- вочном npqpeTe. Несомненно, при дружной рабо­ те всего коллектива металлургов, электромехаников, инженерно­ технических работников и руково­ дителей треста «Североннкель*- оти неполадки ■ трудности будут устранены. Впереди предстоит большая ра бота но освоению обжига серни­ стого никеля в мехаиическиі вра­ щающихся печах. Освоение раздельной плавки не представляет «собыі трудностей. Стахановец С. Лещенко, ра­ ботающий ил кузнечном аг­ регате в кузнечном- цехе мурманской Судоверфи Глав- ннщемлша, довел выполне­ ние нормы до 6 Й 0 процентов. На снимке: тов. Лещенко у агрегата. Фото И. Марголина. МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН Дело с облигациями Кисловодск чудесный к у р о р т , негодованием узнал подлинный Люди, посетившие его. уво зя т і адресат. А вскоре стало нзвебтно, самые лучшие воспоминания об чю на одну из облигаций, ноза- спльев. В цехе работают такие опыт­ ные металлурги, как мастера кон­ верторов тт. Мишалев и Пепепе- ляев. старший мастер конвертора Копытов, мастера ватер-жаке: тов тт. Шппулип и Батюков. Большую помощь нашим метал­ лургам в освоении новых методов работы оказали уральские метал­ лурги, присланные наркомом на пуск Мончегорского завода. Они поделились своим производствен­ ным опытом с мончегорцами. Перед нами, инженерно-техни­ ческими работниками завода, стоит почетная задача — растить новых стахановцев, повышать их теоретические знания. Развертывание социалистиче­ ское соревнования между смена­ ми, стахановского движения, тех­ нической учебы — ото первейшие неотложные задачи, которыми должны заниматься все мы, приз­ ванные освоить новый завод и дать нашей родине высококачест­ венный северный никель. и. иолко - технорук метвллургичвсиого завода Ссввроникеія. Мончегорск. Новые виды топлива На судах торгового флота про­ одном из красивейших целей пых мест Кавказа. Увы. для Александра Ивановича Беляева, работника Мурманской г.ерфи, вос­ поминания о прекрасном курорте омрачены одним обстоятельством. Сам Кисловодск здесь не причем. 0 его теинстом парке, о «храме воздуха», комфортабельном сана­ тории н лечебном нарзане — Бе­ ляев вспоминает с удовольствием. Но дальше... Весной этого года, возвращаясь после отдыха из Кисловодска в Мурманск, Беляев, чтобы не везти с собой крупную сумму облигаций, временно заложил их в Кисловод- ской сберкассе и получил квитан­ цию Л? 1G954 на 1475 рублен сданных облигаций. По приезде домой Беляев не­ медленно выслал деньги с просьбой переслать облигации. Со дня на день он ожидал нх получения. И вот кисловодскнй почтамт сооб* щил, что 12 августа ценный па- і кет на имя Александра Ивановича водятся испытания новых в .й в ю 6 ш вымен » И у р и к * . топлива. Беляев пришел за облигациями на НА РЫ БОВОДНЫХ ЗАВОДАХ В Мурманский области имеется три рыбоводных завода, находя­ щихся в распоряжении Муррыб- вода: Тайбольский, Умбскпй і Варзугскнй. Все они занимаются На пароходе «Георгий Димит­ ров» (Черноморское пароходство) один из котлов был переведен на отопление пылевидным углем. В результате скорость парохода уве­ личилась на 1,3 километра в час. Большой интерес представляют опыты сжигания брикетированного угля. Проведено испытание бри­ кетированного угля в эксплоата- ционных условиях. 27 ноября пароход «Дена» (Се­ верное морское пароходство) со­ вершил на этом топливе первый рейс пз Мурманска в Архангельск. Рейс прошел успешно. Примене­ ние брикетов не потребовало ни­ какого переоборудования парохо­ да. Проводится подготовка * опытам сжигания коллоидального топлива (смесь угольной пылі • мазутом). ,• В московском Теплотехническом институте имени Феликса Дзер­ жинского сейчас строится опыт* ная установка для производства этого топлива. Испытания решено провести в будущем году на од­ ном из буксиров канала Москва— Волга. мента погружения., ее в воду, (когда река накроется льдом). В прошлом году отход мертвой нкры за октябрь составил 1,64 процента, а нынче лишь 0,8 про- пскусственным разведением сем- цента. & стройкома тов. Покутный на наши просьбы отвечает: — Сами решайте вопросы, сами находите помещение и доставайте инструменты. Комитет комсомола узнал о на­ шем существовании лишь когда мы выступили с первым концер­ том в дни празднования 20 -летия ВЛКСМ. Узнали, удивились, также пообещали «называть всемерную помощь. Но дальше обещаний дело не пошло. Наш большой творческий коллектив продолжает испытывать ги для пополнения естественно­ го запаса рыбы в водоемах. В 1938 году Варзугскнй рыбо­ водный завод должен был собвать ше вы п ус ти т ь живых мальков в 11 миллионов икринок семги на * роке Варзуге. План выполнен на Коллектив работников завода борется за сохранение высокого качества икры с тем, чтобы боль 106,7 процента. Собранная икра семги сейчас инкубируется в ледниках до мо- ішдоем н этим самым повысить запас рыбы ценных повод. Я. АЛЕБАСТРОВ. с. Варзута. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В КОЛХОЗАХ КОЛА, 2. (По телефону). За- почту. Здесь ему заявили, что об­ лигации действительно пришли но они давно получены каким-то гражданином, тщетно уверявшим что он никакого ценного пакета не ждет и имеет твердое убеждение— единожды заложив облигации, ни­ когда их не выкупать. Работникам почтамта все же удалось угово рить этого гражданина, что иа- кеФ адресован именно ему. По­ благодарив «добряков» Беляев Алексей Иванович, засольщик траулера Ха 21, ушел с чужими облигациями. Обо всем от«м с огорчением и конно отданных постороннему гражданину, нал крупный выиг­ рыш. Что дальше? Беляев обратился в суд. Вы думаете, что суд прекра­ тил безо 0 {шне, призвал работни­ ков почтамта к порядку, прекра­ тил бесконечные хождения и мы­ тарства т. Беляева. Нет! Дело с облигациями приняло совершен­ но иной, издевательский оборот. Пачать с того, что повесткой за Лй 21049 Беляев был вызван в нарср 1 участка для разбиратель­ ства дела на 28 ноября. Но, как вндио. не для всех судей одина­ ково законы писаны. Судья Зуева умудрилась рассмотреть дело 27 ноября, указав, в вопиюще без­ грамотном судебном решении, что... истец па суд не явился! А посему, рассмотрев дело в его от­ сутствии, выслушав только пред­ ставителя почтамта Катышева, суд нашел (сохраняем стиль по­ становления. Ред.) «зачем ему (Беляеву) было указать не на квартиру, а на почту до востре­ бования» и предложил граждани­ ну Беляеву судиться со овоим од- пофампльцем, незаконно получив­ шим облигации. Таким соломоно­ вым решением суд полностью снял ответственность с главных виновников этой безобразной исто­ рии. Трудно представить, что работ­ ники государственного, учрежде­ ния. преступно отнесшиеся к сво­ им обязанностям, останутся без­ наказанными. Дело с облигациями еще не закончено н разрешить его должен областной суд. Р. ТРрЯНКЕР. 1 лярной правде», правильно отме­ тили, что у нас в порту в подго­ товке к навигации многѳе еще не доделано. Взять хотя бы такой важный участок, как механизмы. Их в порту немало н количество этих мапского областного земельного! 1U> ®нях ................. отдела по землеустройству угодий і портальных и гус , jJ котхоза «Квасное Пѵлозево» I ff0B- КР°ме этого приобретается Экспедицией установлены новые ^ ьш о е количество транспортеров t ___ Торговому порту- прочную ремонтную Орденоносцы порта в «воем 1 Так мастерские и остаются с письме, опубликованном в «По-1 прежним количеством рабочиі. ‘ Когда в порту было всего 2—." крана, в штате мастерских име лось два мастера. Этот же шта остается и теперь, когда краноі стало в 4—5 раз больше и к< лпчество рабочих также возросла Механические мастерские по; та плохо обеспечены материал мн. Сроки ремонта механизм’ границы оленьих пастопщ, за­ креплены рыбные водоемы. Опре­ делены также качество ягеля и цастбпща для летнего, осеннего и зимнего выпаса оленей. • Тесная связь семья я школы ли их. С каждым днем наш кол- трудности. Некоторое время мы лектив становится дружнее, к нам j ютились на площадке строющего- приходят новые товарищи. Многим' ся нового клуба. Но и оттуда нас приходится упорно работать, ос­ ваивать нотную грамоту. Мы ра­ зучиваем песни советских компо­ зиторов. своими силами создаем стихи и музыку о строительстве нашего завода. Первые 3 концер­ та нашего ансамбля, по отзывам, произвели хорсшее впечатление. Сейчас в ансамбле уже 70 че- попросили уйти: мешали строи тельным работам. Постройкой на­ правил ансамбль в красный уго­ лок общежития, но жильцы по праву протестуют — репетиции мешают им отдыхать. И сейчас уже несколько дней как ансамбль прекратил работу. Просим «Полярную правду» по- ловек. но по нашим замыслам мочь нам преодолеть косность и должно быть 100. Нужно только невнимание нашиі руководителей помещение для занятий и попол- к интересному молодежному на- ненне инструментами. Нам труд- чннанпю. Ансамбль комсомольской но работать без рояля, удар- песни и пляски должен существо- ных инструментов, гавайской г і- вать. Он поможет культурно об- тары. служить строителей завода арктн- К сожалению. руководители ческиі ксраблей. строительства равнодушны к на -! д. ЛИТВИШКО — шим начинаниям. В постройкоме руководитель ансамбля ком- все обещают помочь участникам сомольской песни и пляски. ЗА ОБРАЗЦОВУЮ РАБОТУ АВТОТРАНСПОРТА Состоявшийся на днях пленум Мурманского горкома союза шо­ феров обсудил с представителями хозяйственных организаций и шо- феров-стахавовцев обращение ста­ хановцев-т[*анспортников Москвы об улучшении работы городского автотранспорта. Иамеіеаи микр«тыве жо]о- приятия по устранению всех не­ достатков в работе водителей ав­ томашин и рабочих ремонтных мастерских. Мурманские шоферы решили включиться в социалистические соревнование за безаварийную работу автомобильное транспор­ та. Часто в школе, проходя по ко­ ридору, я слышу за спином шопот: «•■«то іетя — «Дед Мороз». Т.ш говорят самые маленькие. Взрослые здороваются и называют 1 меня по имепи. отчеству и фами­ лии. Я имею много знакомых сре-' дп учащихся, особенно после но- вогодпей елки, когда я целый ве­ чер расхаживала по школе в ко­ стюме седого, ласкового старика. Все мои дети получили образо­ вание. Самый маленький учится в 18 школе; второй закончил семи­ летку; третий сын, окончив вод­ ный техникум, работает в Архап-' гельском порту; дочь на судовер- j фп — техник - конструктор. Пом­ ня, что связь семьи и школы по­ могает правильному воспитанию ребят, я уделяю школе свое свободное время. И, надо сказать, нѳ безрезультатно. У нас в школе Уз 18 создался я ш ш ш л ■ Г.'У •- * > т. \ ' \ .. ';гося посещать класс, в который ' он не был переведен. Родители могут принести шко­ ле большую пользу. Вот недавно на ; пионерский сбор пришли родите' ли—участники гражданской вой- ■ны. С каким вниманием слушали . ребята,их живой, волнующий рас' сказ! A' ведь каждый пионерский сбор можно сделать таким инте­ ресным. Сейчас мы приглашаем на сборы моряков и погранични­ ков. Силами родителей и учителей ; организуем школьный каток и Н 0 НТОВ> ему заявляют, что токарь и перегружатели. Уход за механизмами должен быть поставлен как можно луч ше, а до настоящего времени этого не было. Так, катучий кран № 7 только что вступил в G rpofl, а уже простаивает из-*а целвг* ряда поломок. Ремонтная база в порту не растет. Разговор о приобретении станков для нашей механической мастерской тянется давно, подцг ны заявки, но станков и сегодня еще нет. В мастерской отсутствует ряд инструментов. Доходит до смеш­ ного. Когда к нам приходят по­ ступить на работу токари, то у них первым долгом спрашивают: — А у вас резцы есть? Или: — Вы патрона американского достать не можете? Если человек не имеет инстру- Домохозяйка т. ГОЛИКОВА. . крепкий родительский актив. 120 ннловская, Дюасова. Большую ра- родителей активно участвуют в боту проводит т. Маиушкнн. школьной жизни. Каждый день здесь дежурит кто-нибудь из ро­ дителей. В свободные от учебы дни они помогают в работе «клу­ ба выходного дня». Мы организовали 36 родитель­ ских постов. Они следят за пове­ дением ребят на улице, посеща­ ют школьников на дому, наблю­ дают за дисциплиной. Особенно хорошо работают тг. Есквиа, Се- іеіова, Куіниов, {ьамдов, Ora- горку. Готовимся к новогодней нужен^ Но только со своими рев- елке, сделаем этот традиционный цами праздник хорошей, бодрой заряд­ кой на 1939 учебный год. Многие учителя 18 школы, в частности учительница Родионова, умело привлекают нас к внешкольной ! работе. Наши дети живут в счастливой, свободной стране. Они не знают j ужасов фашизма. Страна дала им все для образования, для выбора во многих случаях срывают* именно по этой причине. Таі ремонт портального крана № • по приказу начальника порта н; ’ до было произвести с 1 октяб] по 1 ноября, но закончили его іі 20 дией позже. Отсутствие и н г румента и материала — вот пр.. чина затяжки ремонта крана. В связи с подготовкой к і і у ней навигации 1 -й участок по; та заказал ковши и пар плоты, часть из них готова, но > экеплоатацию «давать нельз’ так как нет материала для изго­ товления крючьев. У нас также лежат 50 дерг вянных площадок, которые крайі нужны порту. Их тоже велы і-давлть в экеплоатацию, ибо не. полосового железа. Руководителям порта неѳбходи мо по-настоящему взяться * улучшение такого важнейшей участка, как механические ма«- терские. В. ЛЕПИЛИН - зав. производством мехмас- терских пврта. ПОДГОТОВКА к зве ро бойной кампании Ежегодно, в марте, в горле! «Красная кузница* в Среди нашего актива мпого ро- ■профессии, для полнокровной, хо- днтелей, которые живут одной ( рошей жизви. И мы д«лжны вос- жизныо со школой. Но есть и та- питать нашу смену высоко-куль- кис, как тт. Буянова, Шумилова, ТУРН0^ грамотной, преданной на- Шурихин и другие, иолностью снявшие с себя ответственность за воспитание детей. Шурихин, наиример, просто потворетвевал дурным поступкам івоего брата, обманувшего школу і пвпавші- шей родине. Тесная связь семьи и школы — лучший залог комму­ нистического воспитания нашей детворы. Домохозпйка А. П. ГОЛИКО­ ВА — НМІСІДІТОІЬ РОІИТІЛЬ свіга п и т а im h h u М ( I . Белого моря начинается зверобой­ ная кампания — «х«та на грен­ ландского тюленя, шкура ж жир которого представляют прекрасное сырье для промышленности. С октября втого года в Мур­ манске создана зверобойная кон­ тора Главного управления Севмор- пути. Здесь же базируются почти все ледоколы и зверобойные су­ да. В предстоящую зверобойную кампанию. на промысел выйдут ледоколы «Русанов», «Садко» и «Сибиряков» (два последних сѳй- I час )см «ггірустс і іа м і » м Архан­ гельске) и зверобойные боты «Нерпа» и «Мурманец». Ремонт судов должен быть за­ кончен к 15 февраля 1939 года В помощь промысловым судам, по примеру прошлых лет, соз­ дается авиаразведка. Управление полярной авиации для промысла оборудует два самолета марки «Сталь-2». і Из колхозов Беломорского по­ бережья на промысел морского зверя ка ледоколах выедет 285 іроіышлокіі£оі-івіро4»оі.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz