Полярная правда. 1938, август
■№ 189 (3559). 18 свгуста 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А У НАШИХ КРЫЛЬЕВ-СТАЛИНСКИЙ РАЗМАХ Великий друг советских летчиков Отрывок кв кккгк Героя Советского Союзж Г. БАЙДУКОВА (Зишска ннлота“ В первый раз близко я видел этого встом не «ввести в заблуждение» геелнкого человека в 1934 году, этого простого и величайшего чело- .когда окончился первомайский парад века, вождя народов. И здесь я за ва Красной площади. Я тогда слу- метил, что Сталин — его человек, жил летчиком в строевых частях который любит послушать, любит РККА. I посоветоваться с людьми, имеющими Второго мая мы выстроили свои непосредственное дело с машиной, — гчетырехмоторные корабли на цен- самолетом, комбайном, отбойным мо- •.тральном аэродроме имени Фрунзе, а | лотком. •сами по подразделениям, стояли в Второе, что меня поразило, — его •ожидании дорогих гостей. Товарищи что товарищ Сталин знает де- *Сталин, Ворошилов и Горький долго тально вопрос, интересующий его. •обходили ряды наземного парада. Откуда человек, занятый делами го сударственной важности, внает тон кости авиамоторостроения и летного дела? От многогранной культуры и от гениального, всеоб’емлющего ума идет эта прозорливость. И, наконец, третье, что я заме тал при этой встрече с товарищем Сталиным, — это его забота о чело веке. Наше летное дело— профессия сложная и иногда опасная. Сталин во время заседания допытывался от конструкторов и летчиков: а как этот самолет, пе опасен ли при вы нужденной посадке? Можно ли из него свободно выпрыгнуть с пара Впереди, спокойной походкой, не много расставляя ноги в стороны, как моряк, шел товарищ Сталин. Он •то поднимал вверх приветливо пра вую руку, то прятал ее за борт ши нели и внимательно вглядывался в .лица бойцов. Здесь я впервые близ ко увидел его чуть улыбающиеся глаза. Прошло довольно много времени с •тех пор. Однажды, после испыта тельного полета, я только что поса дил машину на аэродром, сижу с :иехаником и разговариваю о вели чине компенсатора руля поворотов. Вдруг под езжа?т автомобиль с ци- илотом? Удобно ли экипажу рабо- ректором завода. Директор пригла- тать? Л если получал отрицатель- шает в с:,ей кабинет и ^ сообщает, , HbIg ответ, начинал спокойно, но что едем на заседание в Кремль. і весьма внушительно доказывать, что Когда мы вошли в зал, заседание Санолет, опасный для жизни, не было в полном разгаре. Товарищ Во- е<ггь советский самолет, что его рошплов говорил речь. На председа- нужно выбросить или переделать ■гиьском месте сидел товарищ Моло- т1Ві чтобы люди, самый ценный ка тов. Товарищ Сталин стоял у окна и питал в мире, были окружены мак- набег.ы табаком свою любимую СПмальными удобствами. В авиации трубку. Он внимательно посмотрел нет мелочей. Из-за мелочей часто на нас. Я сел за стол. . Сталин сказал: . — Ну вот, пусть директор рас- скажпт <1 I воей -машине. неизмеримое человеколюбие — это Директор рассылал, как идет р ^ •бога на аашем заводе, подробно «о- ^ , 1СЫ1В]^ н знакомил присутствующих с особен ностями каптины, только что выну т о нут люди. Этого мы не можем до пускать. Внимание к человеку, огромное. Заветная мечта Бьггь летчиком — заветная мечта большинства юношей и девушек на шей страны. Эта мечта тем более желанна, что она вполне осущест вима в стране победившего социа лизма, где для счастливо! молодежи открыты все пути-дороги. Еще в детстве я с большим ин тересом увлекался книгами об авиа ции. В 1935 году, работая в Торговом порту слесарем, я поступил в пла нерный кружок при совете Осоавиа- хима. В феврале 1936 года, как од ного из лучших учлегов, меня на правили в Ленинградскую областную школу летчиков - планеристов, ко торую я закончил на «отлично». После этого я все время 'работаю инструктором по планеризму. Надо заметить, что в нашей уче бе имеется много существенных не достатков, которые значительно от ражаются на всем ходе занятий. Площадка совершенно не приспособ лена для полеггов с авто-старта ни по размерам, ни по характеру своей поверхности. Кроме того нет хор-ѵ шнх подъездных путей. Но несмотря на все недостатки, мы (работали с увлечением и День авиации встречаем неплохими рк- ! зультатами. Среди наших учлетов ' выросли хорошие энтузиасты іма- ! нерного дела, налрпмер, комсомоль цы Грушаяин, Ермаков, Абызов, Малышев. 1 сентября я буду праздновіть большой и радостный праздник. В этот день маня призывают в ряды нашей славной и доблестной Рабоче Крестьянской Красной Армии. Я искренне хочу быть в среде слав ных сталинских соколов - летчи ков, чтобы по первому зову нашей родины встать на защиту ее рубе- хей. В. ЛЕОНТЬЕВ — инструктор планеризма. В СЕМЬЮ ЛЕТЧИКОВ Приближается юбилей 20-летия ленинско - сталинского комсомола. Планеристы города Мурманска с* большим энтузиазмом готовятся от праздновать этот славный юбилей. Мы обязуемся окончить планерные курсы второй ступени с отметками не менее как ка «отлично* в по ступить в авиационную школу вполне подготовленными. Бойцы и летчики Краснознамен ного Дальневосточного фронта дали сокрушительный отпор обнаглевшим японским милитаристам. Они еще раз продемонстрировали свою мощь и готовность в любую минуту защи щать свою родину. Лично у меняѵочень большое же лание поступить в авиационную школу. В нашей стране есть все ус ловия к тому, чтобы успешно осва ивать авиационное дело. Авиация нашей страны крепнет с каждым , годом и пусть знают фашистские подзѵигатели войны, что по первому і зову партия и правительства . слав ные сталинские летчики будут бить врага с воздуха на той территории, I с которой они попытаются посяг нуть на наши священные рубежи и счастливую радостную жизнь. И. ОРЛОВ — планерист летно - планерной станции. Крылатые агитаторы Пилоты внимательно выслушали задание командира. Предстояло ле теть в такие места Кольского полу острова, где еще никогда не разда вался рев авиационного мотора. Требовалось освоить такие пункты молодой заполярной области, в ' Кото рых ни іразу не садился самолет. Летчики спокойно, уверенные в своих силах, сознавая всю важность задания, твердо ответили: — Есть, товарищ командир, до ставить материалы избирательной кампании! Михаил Карабанов взял к ш к Капустным озерам, на побержье Белого моря. Николаи Лопатка — полетел в центр полуострова, к раз бросанным саамским становищам. Под крыльями его машины промель кнули Каневка, Краснощелье, Ива новка. Летчика Павла Овчинникова встречали, как старого друга, в да лекой беломорской Чапоме. Дружба с колхозниками Чапомы у него завязалась так. Ранней весной телеграф принес тревожное сообще ние: на маленьком ледяном лоскутке унесло в море четверых колхоони- ков-зверобоев. На легком воздушном разведчике их разыскал и спас Па вел Овчинников. Тогда, на собрании, разговорились даже самые . древние старушки. Одна из тстх вспомнила: — Тяжелая жизнь была у звёро- боя в прежние времена. Не посчи тать сколько жизней загублено мо рем студеным. И муж мой на льди не смерть принял. А кому до этого дело было? Летучих-то этих машин мы и не видывали. Никто их и ве присылал к нам. Старушка глубоко вздохнула и, кивнув на Овчинникова, добавила: — А теперь вот какие орлы ле тают! Отец наш, Сталин, их по сылает... • И вот пилот снова летел к зна комым местам. Он доставил сюда материалы избирательной кампании и провел здесь беседу, как агита тор. У погостов, что зовутся Спиридо- новскими стадами, пилот Михаил Карабанов был впервые. Но и его встречала радостно. К самолету сбе- | жалось иного людей. Они угостили летчика чаем к попросили: — Однако, говори яро выборы. И он р & б тш в іа йй б трудоШ и политическом под’еме на пред- j приятиях,' о кандидатах народа, о ( великой Конституции и ее гениаль ном творце, тов. Сталине. Па побережье, в тувдрс, у озер в рек полуострова, в саамских чумах и рыбацких становищах хорошо помнят агитаторов с воздушных йо*- раблей — бортмеханика Исаака Липского, пилота Николая Лопатку и других. .. . Всюду побывала крылатые агата- торы. На Кольском полуострове сей час нет такого озера, где бы они ни садились. . Со своей работой в избирательной кампании летчики Заполярья спра вились блестяще. Они сумела за 12 часов доставить со всех концов Кольского полуострова счетные ли сты избирательных комиссий. • Воз душный .рейс х избирателям рефри жератора «'Комсомолец Арктики» со вершен за 8 часов. Путь к рефри жератору лежал через весь полу остров, через Белое море и Канин- скую землю. Из Мурманска в Ле нинград материалы избирательной кампании были доставлены за пять с половиной часов. Длинен список советских летчи ков, проявивших выдержку и ма стерство при выполнении этих за даний. В этом списке командир от ряда Константин Новиков, старший штурман Николай Гриценко, борт- ":1Ар- ■щеннон заводом. I — Кто ѵ тебя летал на этой ма шине? — епроевл товарищ Сталин. 1 — Моисеев и Байдуков, товарищ Сталип. . I Они здесь присутствуют, — отве тил директор. , — Нѵ, Байдуков, расскажите пам о машине. Чем она вам нравится? Что у нее плохого? — и посмотрел на меня, копа я проходил к модели нашего ■самолета. Сталии подошел ближе. Он погля- ' дывал то па меня, то иа модель, как •бы решая: действительно ли я тол ковый человек? Можно ли дове риться мне, как испытателю само лета? Я старлея рассказать о машине все так, как мне его представлялось с точки зрения летчика. Товарищ Сталип задавал такие сугубо спе циальные вопросы, касающиеся са молетостроения, что я частенько за думывался. чтобы опрометчивым ог- ★ ★ Воздушный флот страны социализма механик Геннадий Дросдецххй, Николай Анурьев, бортмехашпе паутов а много других. Всюду, где понадобится, безот ка зн о действуют крылья Заполярья. Понадобилось разведать сельдь ва просторах моря Баренца — в» по мощь пришел самолет. Потребова лось свяаатьсж « геолого-рааведчв- камн в глубине тундры — ж ту* верный помощшх — самолет. Боль ному понойцу необходим* срочная’ операция — я его выручает само лет. ■ 1 Й Авиация прочно связала Мур манск с Ленинградом, вдвое сократи ла расстояние между красной сто»- цей — Москвой и ценирйм Запо лярья — Мурманском. ' "a. Руль серебристых птиц Заполярья в надежных руках. В нашей авиа ции замечательные кадры. Уже в течение пяти лет по тяжелым цио- сам Кольского полуострова летает пилот Павел Овчинников. За отлич ную работу он представлен к награ де. Представлены к награде в дру гие работника заполярной ашпаіщх: пилот Михаил Карабанов, техаоиг Тентюков х Федор Матвеев. Таких внгузиастов, по-стахавов- скв осваивающих неизведанные трассы, — у нас много. Среда нш инженер-орденоносец Виктор Бреча- лав, пилоты Анурьев, Сергей С е раяко, Борне Арензоп, бортмеханик Николай Арнаутов, техник Чериого- ров, мотористы Анна Милютина в Мария Тихомирова, заправщик Па вел Шарши'ков. Имея таких людей, авиацхя За полярья сумеет блестяще выполдагь вое задачи, возложенные ид нее, «г- лнчно ©сроит новые воздушные пут» над Кольским волуостровом. Я. ИВИН. В лагерях Н-ской части Забай кальского военного округа. На снимче: Капитан орденоносец тов. ВОСЕППО, подразделение которого заняло ц части первое место. (Союяфото). Нынешний день авиации—шестой всенародный авиационный праздник j — проходит в обстановке величай- j шпх исторических побед, достигну- і тых великим советским народом за ! последние годы на всех фронтах со- J цналпстпческого строительства. Как ( никогда могуча и непобедима наша социалистическая родина. В резѵль- | тате двух сталинских пятилеток, Советский Союз стал могучей авиа ционной державой. Наша авиацион ная промышленность крепнет и ра стет из года в год. Наши авиацион ные заводы выпускают первоклас сные самолеты, целиком построенные из советских материалов, способные летать на большие расстояния, с большой скоростью, грузопод’ем- ностью и на большой высоте. О могуществе нашего Воздушного Флота ярко свидетельствуют: даль ние, высотные и скоростные рекорд ные перелеты, совершенные в тече ние последних лет гордыми сокола ми нашей родины. В 1934 году Герои Советского Союза Громов, Спд- рнп п летчпк-орденопосец Фжлии совершили беспосадочный полет по ломаной лпппи, подрыв на одно моторном самолете расстояние в 12.411 километров. Челюскинская эпопея принесла мировую славу на шим летчикам. О высотности a ггузопод ’ ?мности нашей авиации ярко свидетельствуют замечатель ные полеты с различным грузом, совершенные в 1936 г. леттиками- героямм Коккинаки, Юмашевым, Ию хтнковым и Лппсипым. 1937 год бил знаменательным годом в істо- 1 'Ш советской авиации, годом даль них беспосадочных перелетов. Полет воздушной эскадры на Северныі п#- люс и перелеты из Москвы в Аме рику через Северный полюс, совер шенные Героями Советсквг* Союза Чкаловым, Байдуковым и Беляко вым. Громовым, Юмашевым и Да нилиным, поразили весь мир. 1938 год ознаменовался выдающимся ско ростным беспосадочным перелетом из Москвы в район Владивостока. Герои Советского Союза Коккинаки и Брян- динский на самолете «Москва» за сутки покрыли расстояние 7.600 километров. Блестящий успех в этом году выпал на долю советских военных летчиц — Осипенко, Ло- мако, Расковой. На гидросамолете «МП-1» онн пронеслись сквозь об лака и грозы, дождевые завесы и бури от Черного до Белого моря, установив новый женский мелцу- народный рекорд дальности полеп. Шестой всенародный авиационный праздник мы встречаем в условиях напряженной международной обста новки, в условиях нелрекращаю- щихся провокаций и угроз по отно шению Советского Союза. Японская иоенщина с неслыханной 'наглостью организует на наших дальневосточ ных грапицах одпу провокацию за другой. Дорого обошлась японским самураям их попытка провокацион ного вторжения на советскую тер риторию в районе озера Хасан. Во всеоружии первоклассной боевой техники героические части нашего Дальневосточного Краснознаменного фронта разгромили японских захват чиков, вышвырнув их вон с совет ской территории. Как известно из сообщения штаба Первой (Примор ской) армии, опубликованного 8 ав густа с. г., в сражении против японских захватчиков, в тесном взаимодействии с наземными частя ми доблестпой Красной Армии, на ши славные летчики мужественно и блестяще выполнили поставленную перед ними боевую задачу, демора лизуя и уничтожая противника, по- А. Д. ЛОКТИОНОВ Командарм 2-го ранга, начальник военно-воздушных сил РККА шесть месяцев прошлого года япон ская авиация совершила 2.472 на лета на 275 уездов и 16 провинций Китая, сбросив свыше 33.000 ^омб ' на мирные города и села. В резуль тате этих воздушных бомбардировок, ■Д* по далеко неполным данным, убито 16.532 человека и ранено 21.752. сягнувшего на священную землю -нашей родины. . Фашистские страны бешено гото- Наша агиация является могучим вятся к войне. Учитывая опыт вой; средством обороны, фактором мира, яы в Испании и в Китае, они осо- мощным рычагом роста культуры а бое внимание уделяют развитию во- прогресса. Наша авиация на своих виной авиации. В 1937 году общая крыльях несет мир и свободу всему сУмма затрат на авиацию в 56 ка- человечеству. • питалистических странах достигала I Авиация стран имперналистнче- 1750 мш. долларов, из которых ских агрессоров несет смерть наро- 1400 млн. было вложено в военную дам, уничтожение культуры и про- авиацию. Особенно больших разме- гресса. За два года итало-германской Достиг рост военной авиации за интервенции в Испании фашистская последние 5 лет в Германии, Ита- авнация подвергла зверской воздуш- « ’ Японии. В 1933 году, по ной бомбардировке множество горо- Датммі опубликованным ^в журнале дов и сел. Убиты тысячи беззащит- «Плановое хозяйство» (ІМі 4, 1938 ных детей, женщин, стариков и г°Да)> в Германии насчитывалось больных. Только на одну Барселону 250 самолетов, в_Италии 1100, за время войны в Испании было в Японии 1350 самолетов. В совершено 53 налета германо- 1937 году в .Іермашгн уже имелось итальянской авиации. Эти налеты, ■военных самолетов 4000 4500, в _ ТГ__________ О П А Л О С П А . ' Я ™ как пишет французская газета «Эвр», были самыми ужасными ва всю историю воздушной войны. В Барселоне убито 2.116 человек, в том числе около '600 женщин н детей. Ранено 5.800 человек, j В нюне 1938 года только одпа итальянская фашистская авиация, Италии — 3000 — 3500, в'Япо нии — 3000. Эти данные говорят о том, что в грядущей войне мы бу дем иметь дело с сильным против ником, располагающим солидным воздушным флотом. Наш любимый нарком обороны маршал Советского Союза товарищ ! согласно данным итальянской газеты | Ворошилов сказал: «Кто силен в «Стампа», сбросила в районе реки воздухе, тот в наше время вообще Эбро 718.600 килограммов бомб м выпустила 40.542 пули. В борьбе против Китая Япония силен». В будущей схватке с фа шизмом будет иметь преимуществе тот, кто располагает хорошо разви бросила ’значительный воздушный , той авиационной промышленностью, флот, который не щадит ни безза- j сотнями тысяч прекрасно подготов- щитные города и села, н і больных, ’ ленных летчиков, штурманов, тех- ни женщин, ни детей, их памятям- пиков, механиков, радистов, пара- кн культуры. Только ва последние шютистов и воздушных снайперов. Благодаря исключительным забо там великого вождя народов товари ща Сталина, партии, правительства и всего советского народа наши во енно-воздушные силы за последние годы добились значительных успе хов в области специальной, боевой и политической подготовки. Военные летчики в совершенстве владеют техникой вождения скоростных са молетов и летают на различных вы сотах. Военные штурманы и летва- бы овладевают искусством бомбоме тания с низких высот до потолка самолета и на всех скоростях. Авиа ционные инженеры, техники, мото ристы по-стахановски обеспечивают бесперебойную работу авиации. Лучшие люда красной авиапин, показавшие исключительные успехи в строительстве и подготовке воз душного флота, отмечены правитель ством высокими наградами Совет ского Союза. Многие советские лет чики удостоены звания Героев Со ветского Союза. Вот их славные имена: Серов, Сенаторов, Черных, Шевцов, Лакеев, Рычагов, Горанов, ІНевченко, Прокофьев и другие. Мы всегда должны помнить о ка питалистическом окружении, о том. что фашистские агрессоры бешено готовятся к нападению иа ОССР, используя в качестве своих аген тов — троцкистско-бухаринских н иных шпионов, диверсантов и убийц. Мы никогда не должны забывать, что грозные тучи войпы все больше н больше сгущаются над миром. ; -Все, что есть самого передового в мировой авиационной технике, долж- : но стать достоянием нашей авиации. ‘ Летать дальше, выше и быстрее всех в мире— вот задача, которая должпа вдохновлять нашу советскую славную молодежь. ; (Статья печатается в сонращ. виде). Закончить учебу на „отлично* Десятки молодых патриотов я » іч> города с энтузиазмом неутамг планерное дело, воспитывая в себе мужество, отвагу и решимость. Бу дущие бойцы Красной Армии, wm настойчиво постигают основы лега#- го искусства и у каждого хз них одна заветная мечта — быть летчи ком советского воздушного флота. В ответ на наглые провокации японской военщины j планѳрксш мурманской летно-планерной стах- ции взяли обязательство окончить учебу на «отлично», ' чтобы затев поступить в высшее учебное авиа ционное заведение хорошо подго товленными. Эти обязательства пла неристы гор. Мурманска выполнят добросовестно и честно. Этому по рукой горячая любовь и привязан ность нашей советской молодежх к своей любимой, цветущей родгнг В. ГРУШАНИН — планерист летно - планерной Машинистка Облшана Воля АНДРЕЕВА, одна нз лучших; пла неристок Мурманской планерной •танциа, готовится в школу; ввтаюв. Фото Л. Продав.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz