Полярная правда. 1938, август
П О Л Я Р Н А Я . П Р А § Д А f t 184 (3554). 12 августа J938 г. ВТОРАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА • О едином государственном бюджете Союза Советских Социалистических Республик на 1938 год Доклад народного комиссара финансов Союза ССР тов . ЗВЕРЕВА А. Г.*) Товарищи! Обсуждение депутатами Верховного Совета Союза ОСР бюд жета Советского Союзз ни 1938 год происходит в обстановке огромного политического и хозяйственного пвд'ема в нашей стране. Д » величайших события послед него времени — принятие повой Огахинской Конституции и проведен ные на ее основе выборы в Верхов ные Советы Союза OOP, союзных и автономных республик — продемон стрировали перед всем миром итоги великих побед социализма в Совет ском Союзе. ' '" Блестящая победа сталинского блока коммунистов и беспартийных во время выборов явилась ярким выражением морально-политического единства советского народа, нераз рывной связи партии с массами и безграничной любви п преданности широчайших масс трудящихся делу партии Ленина — , Сталина. Сталинская Консготущя законо дательно закрепила великие победы ищнализма. Социалистическая соб ственность на средства и орудия производства является основой на шего общественного строя. Беспощадно искореняя врагов на рода, привлекая к..руководству на всех участках социалистического строительства новые, молодые кадры, вооружая их большевизмом, наша партия добилась огромных успехов на всех фронтах социалистического строительства. Под руководством партии Ленина — Сталина за годы двух пятилеток наша страна из отсталой, аграрной превратилась в могучую, индустри альную державу, в страну передовой науки н техники, в страну передо вого социалистического сельского хо зяйства. В СССР свыше 80 процен тов продукции промышленности производится на предприятиях, зано во построенных или полностью ре конструированных за две сталинские пятилетка. Об’ем производства социа листической промышленности к 1937 году в 8 раз превысил довоенный уровень. По уровню промышленного произ водства царская Россия занимала пятое месте в мире и четвертое в Европе; Советский Союз по выпуску индустриальной продукции занимает страна занимала первое место в Ев- ■ роп<‘ по выпуску машин. тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, по добыче железной руды, по выплавке черновой меди, по производству су перфосфата. а также сахара и ряда других продуктов. Социализм вошел в быт трудя щихся города и деревни. Колхозный строй в деревне создал огромные пер спективы развитая сельского хозяй ства, которое уверенно идет к осу ществлению сталинского задания — ежегодно производить 7— 8 Миллар дов пудов хлеба. Величайшим завоеванием социа лизма является создание счастливой, радостной, зажиточной жизни тру дящихся масс СССР. В нашей стране осуществлено право на труд, на отдых, на обра зование, на материальное обеспече ние в старости п при потере трудо способности. Осуществлен принцип социализма «от каждого по его спо собностям, каждому по его труду». Мы добились величайших успехов в деле социалистического переустрой ства общества потому, что всей на шей работой руководит великий вождь народоь — товарищ Сталин. (Все встают. Возгласы: «Великому Сталину — ура!», «Да здравствует Сталин — ура!». Продолжительные аплодисменты). В разрешении важнейшей истори ческой задачи построения социали стического общества колоссальное значение имели успехи в области развития и укрепления советских финансов. За годы второй пятилетки только через государственный и местные бюджеты было направлено около 350 миллиардов рублей на развитие промышленности, сельского хозяй ства, под’ем культуры и повышение материального благосостояния трудя щихся масс, а также на усиление обороноспособности страны. Только на финансирование народ ного хозяйства во второй пятилетке было израсходовано 183 миллиарда рублей, а на финансирование со циально-культурных мероприятий 73,3 миллиарда рублей. Таким образом, свыше 70 про центов бюджетных расходов падает сейчас, первое место в Европе и вто- 1на финансирование народного хозяй- рое ч р с т о в мире. Уж-е в 1936 г. наша ства и культуры. Итоги исполнения бюджета за 1936 г. В 1936 г.. в результате под’ема трудового энтузиазма масс в связи с всенародным обсуждением и утвер ждением Сталинской Конституции и раз ѵртыванием стахановского двп- же: і і я , народно-хозяйственный план не только был вшолнен, но я пере- вылюлиен. Успешное выполнение народно хозяйственного плана нашло отраже ние 8 выполнении государственного бюджета. Государственный бюджет Союза OOP был выполнен в 1936 г. по доходам в сумме 83 млрд. 760 млн. руб. и по расходам в сумме 81 млрд. 827 млн. руб. Превышение доходов над расходами составило в 1936 г. 1 млрд. 933 ,млн. руб. Несмотря на ущерб, нанесенный финансовой системе врагами народа, мы имели д в 1937 году значитель ный реет финансовой мощи Совет ского Союза. По отчету' за 1937 год государ ственный бюджет был выполнен по доходам в сумме 96,6 млрд. руб.. а по расходам — 93,9 млрд. руб., с превышением доходов над расходами в 2,7 млрд. руб. Однако, нужно сказать, что, не с м о т р я на превышение доходов над цшшгну в контроль за использова нием государственных средств. Органы советской разведки под руководством Николая Ивановича Ежова нанесли сокрушительный удар врагам народа и их контррево люционным замыслам. (Все встают. Возгласы: «Николаю Ивановичу Ежову— ура!». Бурные аплодисмен ты). Однако, разгром троцкистско- бухаринской банды не означает полного уничтожения всяких попы ток притаившихся троцкистско-бу харинских последышей и других агентов фашизма вредить делу даль нейшего строительства коммунисти ческого общества. Товарищ Сталин учит нас, что «пока существует ка питалистическое окружение, будут существовать у нас вредители, шпио ны, диверсанты и убийцы, засылае мые в наши тылы агентами иност ранных государств». Это означает, что и в финансовой системе нужно повседневно проводить работу по выкорчевыванию остатков еще не разоблаченных врагов парода и пол- поГг ликвидации всех последствий вредительства. Государственный бюджет Совет ского Союза на 1938 г. — первый .год третьей пятилетки обеспечивает дальнейшее развитие и укрепление социалистического строительства в расходами, плап доходов оыл педовы- Советском Союзе. Ои построен в со- полнен по налогу с оборота, отчисле- . ответствии с. государственным пла ном развития народпого хозяйства. Но плапѵ на 193S г. об’ем капи тальных работ принят в 38,3 милли арда руб., по сравнению с факти ческим выполнением в 1937 г., ка питальные вложеппя возрастают бо лее, чем па 30 проц. Вложеппя в тяжелую промышлен ность и машиностроение увеличива ются в текущем году более, чем в полтора раза. По плтпу па 1938 г. валовая продукция союзпой и рес публиканской промышленности опре делена в 87,5 млрд. руб. (в неизмен ных цепах 1926.г27 гг). Но сраше- пию с 1937 г. она увеличивается па 2 1 процент. нпям от приоылеи. государственным іаймам и налогам с паселеішн. Об'- ясняется это, с одиой стороны, пе- выполнением отдельными отраслями народпого хозяйства своих производ ственных планов, а с другой сторо ны, слабой работой финансового ап парата и тем вредительством, которое вмгло место в финансовой системе. Пробравшись иа руководящие посты в финансовых органах, праги народа всеми средствами старались в целях реставрации капитализма подорвать финансовую мощь нашего государ ства, дезорганизовать финансовое хо зяйство, расстроить бюджетную дпе- *1 Сокращенная стенограмма. Рост продукции промышленности происходит на основе значительного роста производительности труда, ко торая увеличивается в тяжелой про мышленности на 14,4 процента, в легкой па 11 процентов, в пищевой на 11 процентов по сравнению с 1937 г. Рост промышленной и сельскохо зяйственной продукции дает возмож ность увеличить товарооборот с 125 млрд. руб. в 1937 г. до 140,5 млрд. руб. в 1938 г.. т. е. на 15,5 млрд. Р ^ - Рост промышленного и сельско хозяйственного производства, рост товарооборота, снижение цен на то вары широкого потребления обеспе чивают дальнейший значительный под’ем благосостояния народнее масс Советского Союза. Об этом говорит рост фонда заработной платы рабо чих и служащих, который увеличи вается в 1938 г. *о 94 млрд. руб. против 82 млрд. руб. в 1937 г. Народно - хозяйственные показа тели 1938 г. создают благоприятные условия для огромного роста бюдже та. Единый государственный бюд жет Союза ОСР (союзный, республи канский и местный) по доходам на мечен в 125 миллиардов 184 млн. руб., по расходам — в 123 милли арда 684 млн. руб. Превышение до ходов над расходами должно соста вить 1,5 млрд. руб. Факт огромного превышения дохо дов над расходами чрезвычайно по казателен. В то время, как бюджеты капиталистических стран на протя жении ряда лет дают огромные де фициты, бюджет страны социализма пз года в год выполняется со значи тельным превышение* доходов над расходами. Иную картину мы наблюдает в капиталистических /странах. Капиталистические, особенно фа шистские, государства в небывалой степени увеличивают своп расходы 1 на подготовку повой мировой войны и на финансирование уже ведущихся войн и интервенций в Китае и Ис пании. Эти войны вызывают колос сальные военные расходы и доводят до крайнего напряжения финансы капиталистических государств, что выражается в огромном росте госу дарственных долгов, хроническом де фиците их бюджетов, в резком со кращении и без того незначитель ных социально-культурных расходов. Так, по данным английской прес сы, в Германии пз общей суммы расходов в 1937— 38 г г / — 23,0 млрд. марок — военные расходы со ставили 15,5 млрд. марок, пли 67,3 процента всех расходов. В 1938 — 1939 бюджетном году расходы на вооружения в Германии достигнут 18 млрд. марок. Огромный рост военных расходов в Германии вызывает большое увеличение нало гов на трудящиеся массы. Однако, даже исключительный нажим нало гового пресса на материальный уро вень трудящихся не может покрыть изо дня в день растущих дефицитов германского государственного бюд жета, пе может приостановить роста государственной долгосрочной и крат косрочной задолженности, которая, по данным английской прессы, за время господства фашизма возросла с 9,3 млрд. марок в 1933 г. до 38 млрд. марок к началу 1938 г. Финансы двух других фашистских агрессоров — Пталш и Японии — испытывают пе меньшее напряже ние, чем финансы Германии. По официальным итальянским данным, фашистское правительство за последние 4 года израсходовало на военные авантюры в Абиссинии и Испании в общей слолшостп 39 млрд. лпр. Для покрытия военных расходов было выпущено несколько принудительных займов. про- Этому участку финансовой работы , следует уделять значительно боль шее внимание, так как налога за трагивают интересы миллионов тру дящихся. Финансовые работники должны исчислять и собирать нало ги с населения, строго соблюдая со ветские законы и неуклонно проводя в жизнь финансовую политику на шей партии и советской власти. В результате слабой работы фин' органов план по сбору налогов и сборов с населения в ряде областей за первое полугодие 1938 г. выпол няется неудовлетворительна Об этом 1свидетельствует тот факт, что оста ток недоимки по сельхозналогу на ! 1 июля 1938 г. равняется 68,9 млн. руб. Сельский культсбор также по ступает неудовлетворительно. На 1 июля текущего года недоимка по культсбору составляет 142,1 млн. I руб. Эго свидетельствует о недоста точно энергичной работе финансовых диг сейчас до 200 млрд. лир тив 89 м.трд. лир в 1930 г. Военные авантюры японского империализма также с головокружи тельной быстротой приближают раз вал государственных финансов и дезорганизацию денежного обраще ния в Японии. Захватническая война японского империализма в Китае требует огромных военных расходов. Об этом говорит тот факт, что военные ассигнования по обыкновенному и дополнительному бюджетам Японии на 1938 — 1939 гг. составят 6,1 млрд. пен, пли 79 процентов всех бюджетных расходов. Расходы на просвещение составляют совершенно ничтожную сумму— 144 млн. пен, или 1,8 процента всех расходов. Внутренний государственный долг . „ " <0 органов по сбору налогов с сель- Японии уже сейчас дошел до 1 СШХ) населения и еще слабой лик- млрд. иен против 4,5 млрд. вея в видацпп последствий вредительства. Своевременная уплата устаиовлея- За годы двух сталинских пятиле ток вклады населения в сберега тельные кассы возросли в двадцать с лишним раз, причем только за по- 1 следние rtajb лет сумма вкладов увеличилась почти в пять раз и : превысила в настоящее время сумму Плап привлечения вкладов s с§«- регательные кассы на 1938 г. уста новлен в сумме 1 млрд. 300 млн. руб. против 976 м.тн . руб. факти ческого прилива вкладов за 1937 г. Выполнение плана привлечения вкладов за первое полугодие теку щего года идет успешно. в 5,7 млрд. руб Расходы по бюджету на 1938 г. 1931 г., т. е. за 7 лет он увели чился почти втрое. В отличие от бюджетов капита листических государств, которые основную долю средств тратят на непроизводительные цели, бюджет Советского Союза на 1938 год, как и в предыдущие годы, подавляющую долю средств расходует на финанси рование народного хозяйства, куль туры и дальнейшее поднятие мате риального уровня трудящихся. Доходы бюджета на 1938 год Важнейшее значение в общем об’еме доходной тасти бюджета имеет налог с оборота и отчисления от прибылей. Суша налога с оборота определена в 1938 г. в 83,3 млрд. руб. против 75,9 млрд. руб. в 1937 году. Через налог с обо рота в 1938 г. поступает 71,4 про цента всей доходной части бюджета - . ■ *» і, и 8 , 1 процента поступают через от* ных законом налогов есть одна из обязанностей по отношению к госу дарству. Вот почему финансовые органы, беспечно относящееся к фактам неуплаты единоличниками причитающихся с них налогов, тем 1самым допускают противозаконную практику. Единоличники, как и дру гие плателыцикп, имеют все возмож ности в срок п полностью расчи- таться с государством. Финансовые органы должны до биться полного выполнения плате жей со стороны единоличников и других категорий плательщиков сельских налогов и оборов. За последние годы в связи со ста хановским движением, победой кол хозного строя я быстрым под’емом материального благосостояния широ чайших народных масс нашей стра ны, сбережения трудящихся осо бенно выросли. На основе непрерыв ного роста народного дохода из года в год увеличиваются вклады насе ления в сберегательные кассы и Общий об’ем расходов по союз ному и республиканским бюд жетам на 1938 г. установлен в сумме 115 млрд. 301 млн. руб. против 93 миллиардов 921 млн. материального п культурного уроетя і трудящихся, на укрепление незави симости СССР и усиление его обо роноспособности. 1 Расходы на финансирование на- руб. по исполнению в 1937 году, родного хозяйства по союзному to- т . е. расходы увеличились на сударственному бюджету Союза ОСР 21 миллиард 380 млн. рублей, ц республиканским бюджетам ва пли на 22,8 процента по сравнению 1 9 3 8 г. составляют 47 миллиардов с 1937 годом. Направление средств ( 2 1 2 млн. 'руб. или 40,9 процента по бюджету определяется принятым всех расходов на 1938 год планом развития наг I родного хозяйства. Бюджетные сред-1 По свое1ГУ д а в л е н ию они рас- ства направляются на увеличение проявляются следующим образом: общественного богатства, повышение 1 (в млн. руб.): 1938 г. ПріІКГ 1 l i l t г. пе ераічнія е 1 Ш г. Г. III. рт*. Промышленность 15.300 19.821 4.521 29,5 Сельское хозяйство 8.833 10.997 2.164 24,5 Транспорт и связь 7.355 6.763 592 8,0 Государственная торговля и заго товительные организации 2.752 2.805 53 1,9 Прочие отрасли хозяйства 5.093 6.826 1.733 34,1 Итого по народному хозяйству 39.333 47.212 7.879 20,0 Основное место в финансировании хозяйства занимает капитальное строительство и пополнение оборот ных средств отраслей народного хо зяйства. Об’ем капитального строительства в нашей стране из года в год растет в огромных размерах. Об’ем капи тальных работ на 1938 г. по на родному хозяйству намечен в 38,3 млрд. руб., что означает рост против прошлого года на 30 проц. С учетом снижения стоимости строительства растет подписка на государственные финансирование составит 3 5 , 8 млрд. займы. I руб. Государственные займы в нашей Капитальные затраты по государ- странѳ давно уже занимают значн- ственномѵ бюджету должны соста- числення от прибылей. Отчисления тельное место в финансовой системе, вить 24,88 млрд. руб. или 69,6 про ст прибылей в’ бюджет Союза ОСР п о д а ! () всей программы каппталовло- л „ „ народные. Они пользуются широчай- жений составляют 9,6 млрд. руб. против шец популярностью и горячей под- 6,5 млрд. руб. в 1937 г., т. е. на держвой трудящихся. Количество 46,7 процента больше. Рост доходов от налога, с оборота я отчислений от прибылей в 1938 г. об’яспяется ростом производственной программы промышленности, товаро оборота и увеличения об’ема прибы лей государственных предприятий союзного, республиканского и мест ного подчинения. Накопления от снижения себе стоимости только по шести промыш ленным наркоматам определяются в 2,6 млрд. руб. Эта цифра говорит об огромном значении борьбы за снижение себестоимости в целях держателей советских займов растет пз года в год, достигнув к настоя щему времени евьппе 50 миллионов человек. Только за две сталинские пяти летки трудящиеся нашей страны дали государству по займам около 25 млрд. руб. 1 Советские займы приносят трудя- I щимся большой доход. Только за Основной особенностью плана ка питальных работ текущего года яв ляется сосредоточение средств и ма териалов, в первую очередь, на пус ковых стройках, что должно обесие- капитальнаго строительства, недавно утвержденные Совнаркомом Союза ССР, предусматривают коренное улучшение всего порядка финанси рования строительства. Спецбанкп и финансовые органы на местах должны вплотную подойти к повседневным нуждам строек, установить постоянное наблюдение за ходом мобилизации внутренних ре сурсов, вести строгий контроль за правильным использованием, средств, направляемых на капитальное строи тельство. В 1938 г. предусматривается уве личение оборотных средств хозорга- нов на 8,9 млрд. руб., в том числе за счет бюджета — 5,4 млрд. руб. * Одна из самых серьезных задач хозорганов —щ правильное использо вание оборотных средств. Решением ОИК СССР от 5 февра ля текущего года установлен новый порядок финансирования МТС. Расхо- ды машинно-тракторных станций чпть в 1938 г. ввод в действие ос- полностью приняты на -государствен- новных фондов почти в полтора раза пый бюджет и тем самым ликвиди- болыпе, чем в прошлом году. | рована множественность источников В 1938 г. правительством перед финансирования, работниками строительства поставле- > Подведена прочная финансовая на важнейшая задача снизить база МТС. На 1938 год всего на фп- стоимость строительства нѳ менее нансированне МТС ассигновано 7 годы первой пятилетки население чем на 7 процентов против сметных миллардов 650 млн. руб. получило доходов по государствен ным займам 582,2 млн. руб., а за годы второй пятилетки — 2 зил- лиарда 666,6 млн. руб. Платежи по займам СССР произ водятся не за счет налогов е насе- ления, а за счет накоплений социа- выполненпя плана накоплении в листнческих предприятий и органн- которых содействуют 1938 году. Недовыполнение про мышленностью задания по сниже нию себестоимости на один процент означает потери накоплений для на родного хозяйства в миллионов рублей. размере сотен зации, росту государственные займы. В проекте государственного бюд жета на 1938 г., представленном на утверждение второй Сессии Верхов ного Совета Союза СОР, доходы от государственных займов, реалпзуе- Успещное выполнение плана госу- мых среди населения, предусмотрены дарственных доходов по налогу с в сумме 5 млрд. 670 млн. руб., из оборота и отчислениям от прибылей ! нпх по за®иаМ’ размещаемым в по- находитея в теснейшей зависимости от выполнения народно-хозяйствен ных планов. На основании жтогов первого по лугодия 1938 года нужно сказать, что Наркомлегпром, Наркомторг и Центросоюз не выполнили своих планов и тем самым недодали значи тельные суммы по налогу с оборота в государственный бюджет. Финансовые органы обязаны по вседневно контролировать уплату налога с оборота и отчисления от прибылей, применяя все меры воз действия на тех, кто не по-государ ственному относится к этому ответ ственному делу. Общая сѵмма налоговых поступле ний с населения в союзном и рес- В резуль- публиканекпх бюджетах в 1938 году исчислена в размере 3,1 млрд. руб., миллиардов 350 млн. руб., а На се- рядке подписки среди населения, 5 миллиардов 370 миллионов руб. и по государственному внутреннему выигрышному займу 1938 г. — 300 миллионов руб. Кроме того, в еди ный госбюджет включены доходы, получаемые от займов, приобретае мых кооперативными, страховыми и сберегательными организациями в сумме 2 миллиарда 60 млн. руб Таким образом, всего от займов пред полагайся получить 7 миллиардов 730 млн. руб. Выпущенный 1 июля 1938 г Заем Третьей Пятилетки (выпуск первого года) был встречен трудя щимися пашей страны с небывалым под’емом. При выпуске займа на сумму в 5 млрд. руб. за 10 дней после опубликования решения пра- ! вптельства подписка составила тате этих ■ других кредитных one раций приітдательного характера а вместе с местными бюджетами она годня почти 5,9 млрд. руб., из нпх I государственыі foorr Италии дохо- составляет 5 млрд. 10 млн. руб. I по селу 897 млн. pyf>. цен и повысить производительность труда на 17 процентов. Для выпол-- нения этого задания имеются все условия. Необходимо также навести боль- Проведенная по поручению Эконо мического Совета при СНК СССР проверка Наркомзема показала, что им неправильно распределялись тракторы и другие сельскохозяйствен- шевистский порядок в проектпо--; ные машины по республикам, краям сметном деле. Принятое в текущем и областям, неправильно планирова- году СНК ООСР решение об улучше- j лись производственные задания нии проектно-сметного дела в про- j краям и областям и совершенно от- мышленном строительстве направлено , сутствовал контроль Наркомзема за коренному улучшению всего про- расходованием бюджетных средств, ектно-сметного дела, прежде всего, Отсутствие контроля привело к ?о- путем упрощения содержания проект- му, что машинно-тракторные стан- но-сметных документов, и, в част- ' цпп и совхозы за 1937 г. имели ностн, технического проекта. большие убытки. Наряду с наведением порядка в Экономическим Советом при СНК проектно-сметном деле СНК СССР СССР принят ряд решений, улучша- наметил мероприятия по упорядоче- . ющпх работу машинно-тракторных пию финансирования промышленного станций и Наркомзема СССР. Эти строительства. 1постановления Паркомземом выпол- Новые правила финансирования няются исключительно медленно. Финансирование социально культурных расходов Только за две сталинские пяти летки расходы па просвещение и здравоохранение по государствен ным и местным бюджетам Союза ССР составили 'около 84 миллиардов рублей. Государственным планом 1938 го да предусматривается весьма значи тельный рост культурного строп .тп производят профсоюзные, коопе ративные и общественные организа ции. Оощпй об’ем затрат на культу ру пз бюджета и внебюджетных ис точников в 1938 году превысит 42 млрд. руб. 5 Основное место в финансовом пла не социальпо-культурпого стронтель- тельстпа. Расходы на социально- | ™ аіот Ра* ходы па просвещу культурные мероприятия по государ- . ппе- На 1938 г. оігп установлены в бюджетам па ' сумме 20.1 млрд. руб. против 16,3 ственпомѵ и- местным текущий год составляют 31,4 млрд. руб., па 5,9 млрд. руб. и л и па 23,3 процента более чем в 1937 году. За последппе 1 0 лет расходы па соци ально-культурные мероприятия по государственному и местным бюдже- млрд. руб. в 1937 году. Число учащихся в пачальиьп, неполных средппх и средних школах в этом году достигло 33 млн. чело век. В области высшего образовала* там возросли в 20 раз. Кроме того, j — большие расходы иа культурные це- (Окончание см. на 3 стр).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz