Полярная правда. 1937, январь
ПУШНИН— НАШ ВЕЛИКИМ СОВРЕМЕННИК В. В. МАЯКОВСКИЙ \ Ю. ТЫНЯНОВ Ю Б И Л Е Й Н О Е «а о о . с= со о к П ё »__ к в v - В ' II s ез E I «=3 ' В Я • 8*4 * 2 I s ; 2 ж ' И а § » fe v . *=»OJ *рJ ifi t>- S - . 8 § : 0 ej J % 3 Ё. « : ^ I ; h « i O h s К и ; в В S ® _ * II-- 8|! 1«= I | ! I s ! я S B5 ~S |S в в сВ * 2 1 i i с= eef sg § со в * £ > i££ а р ? => В *« S с а ® с % °Э 5 J в fК | I •«s в £ р в г В с 111 38 С в - % ев gj К Г?— Б= ^£ S •о о в. & 2 is о о I I « В 5 gа> с-е-> В ь- g S® ев СО се05w^ Г -3£ г £ = d a f I l f £ = ‘ 2 ® ^ S 'S c 63 . ca r ^ 2 5 *-t в e С C. r t- CJ tt-9► ^ C J I §5=11 о s 2 n С га «с*Ё: ©о — ^ % В 5 u ® cd*г*Й о Ь „ • я р = S'* 2 ■*Н- ^ ^ (О Т Р ы Александр Сергеевич, • разрешите представиться — Маяковский. Дайте руку! Вот грудиад клетка. Слушайте, уже яе стук, а стоп; тревожусь я о нем, щелка в смиренном львенке. Я никогда не знал, ЧТЧ) столько тысяч тонн в коей позорно легкомыслен головенке. Я тащу вас. Удивляетесь, конечно? Стиснул? Больно? Извините, дорогой. У меня. да и у вас в запасе вечность. Что нам потерять часок-другой?! ... Мне приятно <с вами, — рад, что вы у столика. Муза вто ловко за язык вас тянет. Как вто у вас говаривала Ольга?.. Да не Ольга! Из письма Онегина к Татьяне. — Дескать, муж у вас Дурак и старый мерин, я люблю вас, будьте обязательно моя, я сейчас же, утром, должен быть уверен, что с вами даем увижусь я ,— Было всякое: и под окном стояние, письма, тряски нервное желе. Вот когда и горевать не в состоянии— это, Александр Сергеевич, иного тяжелей. Говорят — - - я темой инди виду а лен ! Entre nous*) что б цензор не еацикал. Передам вам — говорят — ■видали даже дву* вклюбленпых членов ВЦИК’а. Вот — пустили сплетню, тешат душу ею. ’ Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых. Мне ____ +) Между нами. В К И) при жизни с вами сговориться б надо. Скоро вот и я умру и буду ием. После гмерти нам стояп» почти что рядом: вы на Пе. а я на эМ. ... Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый. Нынче наши перья — штык да зубья вил, — битвы -революций посерьезнее «Полтавы», и любовь погранднознее онегинской любви. Боитесь пушкинистов. Огаромозгнй Плюшкин, перышко держа, полезет с перержавленным. — Тоже, мол, у лефов появился Пушкин. Вот арап! А состязается — с Державиным... Я зноблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, j Цри жизни думаю— тоже бушевали. Африканец! ... Хорошо у нас в Стране Советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожалению, нету, — впрочем, может, это и не нужно. Ну,-пора: ----------- рассвет лучища выкалил. Как бы милиционер £ разыскивать не стал, с На Тверском бульваре очень к вам привыкли. Ну, давайте подсажу на пьедестал. Мне бы памятник при жизни полагается по чину. Заложил бы динамиту — ну-ка дрызнь! Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! «Олег и кудесник». Картина Васнецова по поэме А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». НАКАНУНЕ ПУШКИНСКИХ ДНЕЙ В БИ Б Л И О Т ЕК Е РЫ БО КО М БИ Н А ТА На рыбообрабатывающем комбина те рабочие проявляют большой инте рес к произведениям Пушкина. Би блиотека не успевает удовлетворять спрос читателей. Ежедневно в би блиотеку приходят десятки людей с одним вопросом: — Дайте произведения Пушкина. В библиотеке сейчас пет ни oinc- го экземпляра пушкинских произве дений. не выданного на рука. Большой интерес к великому ли тературному наследству, оставленно му Пушкиным, характеризует тот факт, что на рыбокомбинате вечер— встреча с председателем пушкинско го общества и членом Всесоюзного пушкинского комитета академиком Державиным Н. С. состоялся при пе реполненном зале клуба. ЭДУАРД БАГРИЦКИЙ Л И Ц Е И ) П У Ш К И Н ЧИ Т КИ В Ц ЕХ А Х На судоремонтном заводе проведен рад лекций, посвященных жиз ни и творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пуш кина. Лектор т. Архангельский прочи тал в «красном уголке завода несколь ко лекций «о жизип и деятельности А. С. Пушкина». На лекциях при сутствовало по 300 человек. Заводская библиотека готовит спе циальную пушкинскую вылаьку. В заводской библиотеке в;е про изведения Пушкина прочитали 287 человек. На заводе проводится интересное и ценное мероприятие— читка пуш кинских произведений в цехах Та ких читок было проведено 69. Когда в крылатке, Смуглый и кудлатый. Он дегкои тенью двигался вдали, — Булыжник лег, и (плотью (ноздреватой Встал известняк в прославленной пыли. Чудесный поселенец! Мы доселе Твоих ‘стихов запомнили раскат, Хоть издавна михайловские ели О гибели бессмысленной гудят. Ого лет, как птицы, промелькнули, Но в поэтических живет сердцах Шипение разгоряченной пули, Запутавшейся в жилах и костях. Мы по бульварам бродим опустелым, Мы различаем паруса фелюг, И бронзовым нас охраняет телом Широколобый и печальный Дюк1). Мы янипгнм дни: Над синевой морскою Ог Севастополя наплыл туман, С фрегатов медью брызгали шальною Гогочущие пушки англичан. Как тяжкий бык, копытом бьющий травы, Крутоголовый, Полный страшных сил, Здесь пятый год, Великий и кровавый, Чудовищную ношу -протащи.!. Здесь на Пересыпи 2), кирпичной силой Заводы (встали, Уголь загудел, Кровь запеклась, J) Памятник Ришелье з Одессе. «) Пересыпь — [рабочий район в 0;с»ссе. И капал пот постылый С окаменелых и упрямых тел... Всему конец! От Севера чужого, От Петербурга, От московских стен Идут полки. Разбившие суровый П опостылевший веками плен. Они в снегах свои костры разводят, Они на легких движутся конях, В ночной глуши они тревожно бродят Среди сугробов. В рощах и лесах. О, как тревожен их напор бессонный!.. За ними — Реки, Степи. Города: Их мчат на юг товарные вагоны, Где мелом нарисозана звезда. Свершается побед* трудовая... Взгяните: От песчаных берегов К ним тень идет. Крылаткой колыхая, — Приветствовать приход большеви ков! Она идет с поднятой головою Туда, где свист шрапнелей и гран i t . — Одна рука на сердце, А другою Она стихов отмеривает лад. 19*22— 1923 гг. __ Пройдя однажды мимо него по коридору, как всегда Пилецкий вдруг круто повернул, улыбнулся, взял его за плечи — что было знаком дове ренности и желания поговорить на едине. Александр увернулся довольно неловко. Он был щекотлив и не лю бил прикосновений. Пилецкий улы бался попрежнему. Оп спросил Алек сандра, почему он не хочет давать стихотворении своих Корсакову: бла городное честолюбие похвально, не ужели его не прельщает слава сти хотворца, которая, конечно, его ожи дает, если стихотворение появится в журнале: может быть, ему недостает пособий и он хочет пх получить; ежели пособие будет надежное — оно тотчас будет ему доставлено. Мо жет быть, нужны книги? Пусть на зовет, и все ему доставишь Александр, ничего не ответив о стихах, назвал вдруг быстро одну за другой к н и ж к и , которые Арина vy- нула в его баул п которые Чириков отнял по приказу Мартина. — Знаете ли вы, мой любезный, — спросил его Мартин, — что это за книги? Не дожидаясь ответа, он сказал все тем же ровным голосом и улы баясь: — Забудьте эти книги. Я даю вам три дня на забвение. Потом при ходите ко мне — я буду ждать вас. Уже зашагав, он быстро спросил Александра, откуда взялись у него эти книги,- кто дал их ему? Узнав, что книги из отцовской библиотеки, Пилецкий усмехнулся. — Немногим же вас снабдил ро дитель, — сказал он, улыбаясь и кивая головой. Потом, посмотрев на Александра с какой-то грустью, он тихо спросил его: —« не случалось ли ему читать «Путешествие в Иерусалим»? Если Александр захочет — оп достанет ему сию книгу, и Александр не по жалеет о времени, импетраченчом. И Пилецкий быстро зашагал прочь: вечно деятельный, ко всем душам прокладывающий путь, всех направ ляющий. Александр смотрел ему вслед и вспомнил, как торчали его громадные ступни ночью, когда монах бил пок лоны. «Путешествия в Иерусалим» он не прочел. Зато он с наслаждением вспоминал тетради Сергея Львовича Вот бы пх привезти да спрятать. Ямщик Елеся, герой одной крепкой поэмы, вспомнился ему. «Налой» был тоже хорош: штаны послушника служили налоем для благочестивого монаха. Встреча с отцом была холодная; Александр редко и мало вспоминал его. Он стыдился Сергея Львовича, во фраке, в тугих воротничках, с за плывшим взглядом, величавою осан кой, скороговоркой и мелкой поход кой. Но косой взгляд — тогда на ле стнице — и теперь насмешка Мар тина все решили. Пилецкий, видимо, посмеивался рад Сергеем Львовичем; он называл его: «родитель». Александр вдруг задрожал, вообразив, как он назовет и мать, Надежду Осиповну, родитель ницей. Чем хуже были его отец ж мать, тем неприкосновеннее. Он вспомнил угол у печкп, куда часто забивался, землистые руки Арины, мешавшие дрова,— оп вспоминал это все реже и только в тот самый миг, когда засыпал, а ни в какое другое время не помнил, — и вдруг рас свирепел. Никто не имел права сме яться над его отцом — никто, кроме его самого. Отец, Сергей Львович, этот плотный маленького роста че ловечек (странно, он оказался ма ленького роста, а ранее, дома, ка зался таким большим!), который растерянный стоял в лицейской при емной, был беззащитен. Пилецкий на смехался над ним. Ему стыдно стало за отца. Пплецкого оп отныне ненавидел. В этот день, когда Горчаков, пры гающий. немного развинченной по ходкой, которую он теперь изЗрая, подражая походке императора па от крытии лицея, покашливая, прихра мывая на правую ногу, — он жало вался на свою старую подагру, куд рявый, розовый прошел по коридору с Корсаковым-мартинистом,— он обо звал ето вольною польскою кокеткою. Горчаков не обиделся — он уди вился; полуоткрыв розовый рот, он посмотрел на Пушкина, прищурился, а потом быстро пошел прочь. Хромо та прошла. Александр захохотал ему вслед. Все это произошло на глазах гувернера Ильи, Мартынова брата. В тот же день Мартынов брат ж- метпл, что Пушкин смеялся^над от цом Мясоедова, который служил в Сенате, о чем сам Мясоедов неодно кратно упоминал в разговорах, и да же был упрекаем от некоторых в гордости. Но Пушкин цри этом сме ялся не столько даже над отцом Мя соедова, сколько над самым Сенатом, что было неприлично. Он слушал, как Пушкин произносил со смехом ■ как бы фыркая какие-то стихи, от носящиеся собственно доСената и яв но недозволенные. Но стихов он не мог расслышать, только созвучие, впрочем, непристойное: «мраком» н «раком». Опрошенный Мясоедов по казал, что Пушкин действительно сказал ему стихи: Лежит Сенат в пыли, покрыв шись мраком «Восстань»/ рек Александр, он встал, да только раком. Похвалив Мясоедова за память, гферрер Илья Степаныч приказал ему стихи забьггь. Откуда Пушкин мог сии стихи, относящиеся собст венно до восстановления мощи Пра вительствующего Сената, достать илм узнать, гувернер недоумевал. Впро чем, и вообще Пушкин показывал себя в эту неделю неопрятным и не радивым, как, например, ронял но совые платки, не застегивал верхней пуговицы на сюртуке, ссылаясь, что якобы сшит тесно, а также грыз з некой задумчивости перья, отлично очиненные Фотием Петровичем, гос подином Калнничем, и уже сгрыз не мало. .. *) Отрывок из третьей главы ро мана «Пушкин». Академик Н. Д Е РЖ А ВИ Н Гений русской литературы Что, прежде всего, останавливает па себе паше внимание, когда мы читаем сочпнеиия Пушкина, — его стихи, поэмы, сказки и его художе ственную прозу? Ответить на этот вопрос нетрудно: изумительное ма стерство их стиля и яркость их ху дожественных образов. В течение ста лет, истекших со дня смерти Пушкина и вплоть до настоящего дня, он в этом отношении неизменно оставался учителем наших мастеров художественного творчества. На его художественном мастерстве учились такие большие наши писатели, как Лермонтов, Тургенев, Лев Толстой, Некрасов, Майков, Плещеев, Фет, Тютчев — в старое время, и такие советские писатели, как Маяковский, Багрицкий и др. — в наган дни.' Тургенев и Толстой прямо называют себя учениками Пушкина. Эдуард Багрицкий в стихотворении, посвя щенном Пушкину, говорит: ... Мы доселе твоих стихов запомнили раскат, хоть издавна михайловские ели о гибели бессмысленной гудят. Сто лет, как птицы, промелькнули, но в поэтических живет сердцах шипение разгоряченной пули, запутавшейся в жилах и костях... Чарующее впечатление, которое производит пушкинская поэзия, его музыкальный стих, его изящно от деланные образы -и все содержание его творчества, проникнутое глубо кою мыслью и неподдельным, ис крениим чувством, прекрасно было отмечено в свое время поэтом Май ковым в таких словах: Его с ти хи читая—точно я переживаю некий мпг чудесный как будто надо мной гармонии небесной вдруг понеслась нежданная струя... В этом-то п заключается великое назначение подлинного искусства: воспитывать мысль и чувство чело века, будить в пем высокие устрем ления к творчеству счастливой ра достной жизни, к борьбе за раскре пощение угнетенного человечества и всемерно содействовать этому рас крепощению. Художественная полноценность образов пушкинской поэзии, их яр кая красочность, — говорит ли по эт о природе, рисует ли отдельные типы, вскрывает ли перед нами ха рактерные черты людского быта, пи шет ли своею (мастерскою кистью картины исторического прошлого, — представляют собой огромную куль турную ценность. Мастерство худо жественного образа это есть «душа» искусства и поэзии, это есть то, что I делает произведение искусством, что дает ему подлинную жизнь, как про изведения искусства, что отличает его от всех других* видов работы творческого гения человека. Пушкинские образы незабываемы и вошли в историю нашей культуры огромным вкладом, как величайшая художественная ценность п вместе с тем — как памятник своей эпох»;, как выражение общественного созна ния лучшего из представителей тог дашней передовой общественности. Создавая свои художественные об разы. Пушкин насыщал пх своим боевым темпераментом, своим проте стом против старых феодально-кре постнических литературных и быто вых традиций («Руслан и Людми ла», «Цыгане», «Евгений Оиегнп» и др.) против господствующего фео дально-крепостнического насильни ческого строя («Деревня», «Воль ность», «Кинжал», «пиграммы и пр.) В своей поэзии Пушкин явился бор цом за раскрепощение угнетенного человечества, за освобождение тру довых масс пародов царской России от -крепостной неволи, за свободу и просвещение своей родины. Увы, -куда ни бросишь взор, Везде бпчи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы... Скованный железом крепостного рабства, трудовой народ вызывает у Пушкина чувство протеста против , насильнического строя я это чувство он оформляет в ряде художественных образов в своем стихотворении «Де- ■ ревня», которое заканчивается зна менательными словами: О, если б голос -м#й умел сердца | тревожить! I Почто в груди моей горит бесплодный жар II не дай мне в удел витийства грозный дар? У вижу-ль я, друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по маниюцаря, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет-.ти, наконец, прекрасная заря? Поэзия Пушкина дышит пламен ным протестом против самовластья царизма, против тирании «увенчан- | него яодея», против поповского хан жества и мракобесия, против всех установлений мсшилюидвчгего тогда крепостническою строя по имя «вольности святой» и торжества «просвещенной свободы», Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! —говорит Пушкин в стихотво рении «Вольность». Пушкин был прав, когда, в одном из своих сти хотворений, почти накануне своей смерти, подводя итоги своей деятель ности и оценивая ее достижения, он говорит о том, что свою заслугу пе ред пародом видит в том, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал. В произведениях Пушкина нет ничего туманного, мистического, упадочного. Он -всегда берется с тем нотою и невежеством, со всем, что | тормозит нормальное развитие жиз ни, рост культуры и' просвещения народных масс. Да здравствуют музы, да здрав ствует разум. Ты, -солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет, перед ясным восходом зарн, так ложная (мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! Это основной лозунг творческой ялзни и творчества Пушкина. Поэзия Пушкина богато иасыще- : на эмоциональностью, т. е. разнооб разными переживаниями, и в этом смысле она необычайно содержа- ! тельна. В этой эмоциональности ска- • залась, прежде всего, напряженная политическая жизнь передовой тогда социальной группы, к которой идео логически примыкал Пушкин и уст- ! ремлення которой он выражал в своем творчестве; а затем, в ней же сказалась и многогранная, богато одаренная культурная личность са мого поэта. В этом отношении Пушкин соз вучен нашей ве.тикой эпохе. Мы жи вем сейчас жизнью богатой изуми тельными -впечатлениями. Паша творческая трудовая жизнь дышит исключительной полнотою работы мысли и чувства, исключительно на сыщена эмоциональностью. «ЛСить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». (Сталин). Наша советская жизнь бьет ключом; она приводит в движение все; она вызывает интен сивную работу мысли во всех обла стях хозяйственной и культурной жизни страны; она создает массовое стахановское движение; она родит каждый день героев социалистиче ского труда и подвига. Повышенная эмоциональность, которою живет сейчас наша советская ooDiecrr^n- ностъ, есть прекрасный показатель ее великой творческой жизнедеятель ности, ее творческой напряженной боеспособности. В этом отношении поэзия Пушкина остается и для на ших великих дней живым словом, дающим богатый материал самого разнообразного эмоционального со- держния. Есть, наконец, и еще одна сторо на в личности и в жизни А. С. Пушкина, — впрочем, этих сторон очень много, всех их и не пере честь, — которая вызывает нашу глубокую любовь к поэту и вызы вает всегда и неизменно чарующее чувство уважения к личности шша: это — его страдальческая жизнь, жизнь гения, скованного цепями жандармского насн.тьничества, трав лею феодальных негодяев и кулъ- турнпчающих мракобесов. Пушкин, этот изумительно жизнерадостный, всегда веселый н остроумный, высо ко культурный н просвещенный че ловек, живший лучшими человече скими чувствами «и устремлениями и воплощавший их в чудные образы, сохраняющие свою художественную I свежесть и огромную социальную I значимость вплоть до наших дней, жил относительно свободною жизнью всего только три неполных года, с [ 9 июня 1817 г. (со дня окончания Царскосельского лицея) по 6 мая 1820 г. (время отправки в ссылку на юг России). За первой ссылкой (1820 — 1824) последовала вто рая, в село Михайловское (1824— 1826 г.), а после этой ссылки Пушкин попал под иго гнусного, издевательского жандармского над зора, который ии на минуту не ос тавлял без своего насильнического внимания поэта, следил за ним по пятам, срывал его работу, преследо вал шпионажем, оскорблхл наглыми и придирчивыми требованиями. А феодально-крепостническая свора во главе с царем беспощадно и, не сте сняясь в средствах, травила поэта по линии общественной, как своего не навистного противника, который своим художественным словом сры вал их благоденствие, подрывал осно вы пх гнусного, насильнического парства. И они убили Пушкина, убили его преступной рукой велико светского проходимца Дантеса в са мый расцвет молодой ж и з н и и гени ального художественного дарования поэта, оборвав на пол-пути дело его великого служения своему народу, который никогда не забудет своего Пушкина, смело поднявшего свой голос протеста против насильников в то время, когда кругом царила тем ная ночь и свирепствовали висели цы и каторга. Товарищ, верь! Взойдет она, заря пленительного счастья,— Гоесия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишет наши имена. В великие годы пролетарской со циалистической революции, Пушкин близок народным максам. Они знают Пушкина, любят его, -понимают его значение в нашем историческом прошлом, в нашем великом настоя щем и будущем. Гор. Мурманск. J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz