Полярная правда. 1937, сентябрь
| / г /1 / « » я Н А Р О Д Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О □ □ □ Саамский фольклор С ААМИ обладают богатым фольк- лором. Сказки, сказания, геро ический эпос, новеллы, песня, ловицы, загадки, приметы, житей ские правила — все это виды саам ского фольклора. Сказочный эпос саами особенно богат. Большинство сказок имеет широко распространенные, известные многим народам мира, сюжеты. Но несмотря па это, все они у саамско го парода — своп: в них своя при рода, свой колорит, большей частью свой быт, своп герои и персонажи. Среди сказок на мировые сюжеты есть известная всем «Золушка», но она разработана по-своему; саамская сказка на сюжет «Синей бороды» значительно древнее европейской, ко торой в бретонском варианте свыше 1.000 лет. Героический эпос относится глав ным образом к эпизодам нашествии шведских финнов на Саамскую зем лю в XVI и XVII веках, но многие из этих саг построены на еще более древней основе. Песни — преимущественно импро- ; визация. Много среди них есть пе- | пос- сен на производственные темы: об охоте, о промыслах, об оленях, о поездках в лес пли стадо. Есть пес- : ни бытовые. Есть целый свадебный ' обряд — игра «Уточка». Здесь мы приведем дьа образца j саамского устного народного творче ства: сказку о «Лунной девочке» п былину об Илье Муромце. Последняя является саамской творческой пере работкой русской былины. Былина об Илье Муромце по-са амски называется «Суровей Молодец ж Илья Муромец», прячем она от носится к виду «мойнас» *сказка, сказ). Записана она от студентаМур манского педагогической училища Лаз. Дм. Яковлева, а .»н слышал ее от своего отца. Запись сде-ына на кильдипском диалекте. Подстрочный перевод сделан совместно с 1 чссказ- чпком. Литературно обработано авто ром этих строк. Число фраз сохра нено то же, что и в саамском под линнике, сохранены а некоторые особенности саамского аиитаксиса. В этой былине в перво! части Суровцу Молодцу (Святогору русских былин) приписывается то же, что Илье Муромцу в русских былинах. Первая половина этом былины очень похожа (если заменить Суровпа Мо лодца Ильей) на рассказ «Исцеление Ильи Муромца», записанны! извест ным ученым собирателем беломор ских былин А. В. Марковым от Ука зателя Г. А. Крюкова в 1898 году («Беломорские былины», стр. 344). Чрезвычайно интересна в саамском варианте связь жизни Суровца Мо лодца (Святогора) с жизнью Ильи Муромца: когда Суровец вздохнул «смертным вздохом», умер и Илья, превратившись в камень. Приводимые образцы творчества саами показывают глубину шпелекта этого некогда порабощенного народа. Октябрьская революция, ленинско- сталинская национальная политика открыли широкий путь для совер шенствования талантов п дарований малых народностей. В. АЛЫМОВ. На занятиях изо-студии в Доме Культуры. Валентина Львовна ОРЛОВА заканчивает вышивку детали художественного панно. большого ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ Даже в меблировке комнаты чур,- •отвуется настоящий художественный вкус. На небольшой плопшн разме стилось много мебели, однако пет за- громожденпостп. *Поражает обилие вышпвкн — на стенах, па столиках. С большим мастерством псполпеп настенный ковер. На*" черном фопе красочными контрастными пятнами выделяются яркие узоры п ш-еты. — Над этой работой я про. идела целый год, — говорит Ва.*ентина Львовна Орлова — жена капитала траулера «Окунь». Сейчас она руководит бригадой жен инженерно-технических работни ков рыбных предприятии Мурманска., вышивающих шелком большое пан- ео — «Приезд товарищей Сталина, Ворошилова и Кпровз в Мурманск в 1933 году». Это будет большее ху дожественное полотно. Уже готовы отдельные детали, дающие все осно вания утверждать, что работа будет прекрасной. Валентина Львовна показывает •один из многих фрагментов—небо. По голубой, уходящей вдаль трассе, стремительно несутся вечные стран ники — облака. .Сердито пенятся свинцовые воды Кольского залива. Залив обступают скалистые горы. Эскиз работы делал профессор Из- майлович. Он был в Мурманске очень немного и, поэтому, не мог уловить многогранных оттенков северной при роды, тонкость красок. — Горы я вышиваю, не придер живаясь эскиза, — говорит В. Л. Орлова. — Из окна компаты, где я работала, прекрасно было видно гор ное обрамление залива. Вышивала с натуры. Горы сделаны замечательно. Тон чайшими линиями, искусно подоб ранными цветами шелка создана правдоподобная, художественная кар тина величественных горных масси вов. Отображены даже спежные на слоения на вершинах, даже талые ручейки, бегущие с гор. Вышивать начали 20 мая. Габоту разделили по частям. В ней прини мают ,участие жена капптана-ордено- носца Романова, жены инженерно- технических работников верфи — Цехмпстро, Корягина и Зарина, же на капитана тралфлота Богданова. Размер картины — 2 метра 30 сантиметров в ширину и 2 метра высоты. Центральная часть картины—ве ликий вождь трудящихся товарищ Сталин, боевой сталинский наркои обороны первый маршал Советского Союза тов. Ворошилов и незабыва емый Сергей Миронович Киров па борту парохода «Буревестник». С особенной любовью и тщательностью отделки воспроизводится коллективом вышивальщиц это незабываемое для трудящихся Кольского . полуострова историческое событие. Валентина Львовна рассказывает: — Мы работаем по 8 —10 часов ежедневно. А е отдельные дни сиде ли пад вышивкой и мпого больше. На-днях приезжал профессор Измаи лович — он дал высокую оценку пашей работе. Панно готовится к Всесоюзному совещанию жен инженерно-техниче ских работников пищевой промыш ленности. Его нужно кончить к 1 ноября — в канун великой годовщи ны Октябрьской социалистической ре. волюцип. Это будет замечательный подарок жен инженерно-техничегких работ ников пищевой промышленности Мур. манска великому пролетарскому празднику. Бор. М. Жили старик со старухой. Была у | них дочь. Жили-жили они. Огарушка умерла, а старик женился на другой. Старик целый день не бывает до ма: то на охоту ходит, то в лесу дрова рубит. А новая жена все больше дома сидит и ничего не де лает. Не полюбила она старикову и старухину дочку, постоянно ругала ее, заставляла много работать: дрова колоть, воду из колодца носить, обед варить. Тяжело было старико вой и старухиной дочке жить о ма чехой. Как-то вечером, поздно, вернулся с охоты старик. Стали ужин гото вить, варить мясо, которое старик принес. А для чаю воды нехватило. Говорит старикова жена стариковой и старухиной дочке: — Возьми ушат, сходи на коло дец за водой. Начерпай воды, а я Лунная девочка (Манна-нийте) сейчас приду и помогу тебе прине сти. Вышла девушка из вежи. Светло везде: па небе луна светит. Идет девушка с ушатом к колодцу и пла чет: — Как плохо жить мне!.. Дошла она до колодца, взглянула на луну и сказала: ■— Хоть бы луна взяла меня, девочку! Спустилась бы сверху цепочка, Схватилась бы я за цепочку... Стала бы жить на луне вечно. Только произнесла она это — спустилась с луны цепь. Схватилась девушка правой рукой за эту цепь, а в левой руке у ней ушат был. Под няла цепь девушку на луну. И стала жить девушка на луне. ^Приходит мачеха к колодцу. Смот рит — пет ни девушки, ни ушата лицо ХУДОЖНИКА Вернулась мачеха в вежу. Говорит старику: «Наша девочка потерялась. Послала я ее на колодец с ушатом за водой и она пошла. Я сходила к колодцу, а ее там нет. Не унесла ли ее Варрь-Йелле, Лесная Жительни ца, к себе?». А старик говорит: «Пока ты ходи ла к колодцу, я сон видел. Присни лось мне, что наша деЕочка ушла жить на луну. Выйдем из вежи, по смотрим, нет ли нашей девочки на луне». Вышли они из вежи. Посмотрели на луну. Раньше на луне ничего не было, а теперь — видят: сидит там девочка и в левой руке ушат дер жит. Поняли они, что девочка ушла на луну. Вернулись они в вежу и стали жить попрежнему. Только девочки у них уже не стало. Она на лупе жи вет. п жийсц НА ВАХТЕ Пухнет , чернеет волна за кормой , Ветер ложится на плечи , Сильнее сжимает штурвал рулевой, Штормам идя навстречу. Ему улыбается зябко луна , Просится, бледная, в кубрик. Но нам корабли дове ряет страна, Куда же с луной балагурить! Вахт у уходит стоять комендор , Молния резко блеснула. Стальные орудия ночи в у по о Поднимают глазастые дула. Они в перебой поведут разговор, Когда прогрохочет гроза. Мы вахту несем, и гро зен дозор И зорки у нас глаза. Пограничник П. НЬВСКИЙ. КРАСНОФЛОТСКИЕ ЧАСТУШКИ В море штормы . в море шквалы, Только нас не испугать! Корабли выходят в море Со штормами воевать. Мы врагам растем на горе, Корабли выходят в мере. И на страже, у ворот, Развернулся красный флот. Не хотим мы сами драться Воевать мы не хот им , Но уж если враг полезет , Вмиг ему отпор дадим. Зорко смо прим на границы, Мы врага не проглядим. Нам чужой земли не надо , Но своей не отдадим! Краснофлотец Северной военной флотилии В. БОЧАРОВ. С УРОВЕЦ Молодец жил в отцов ском доме. Он немог 1) тридцать три года. Однажды отец с матерью пошли поле чистить, А он остался дома. К нему пришли два старика. Один старпчек говорит: «Что ты, Суровец Молодец, сидишь дома?». Суровец Молодец отвечает: «Я тридцать три года неногу». Огаричек говорит: «Мы тебя выле чим». Старпчек достал сулею * и чарку. Налил чарку полную из сулеи и дал Суровцу Молодцу выпить. Суровец Молодец выпил и встал сидя 3). Старпчек налил вторую чарку. Второй старичек говорит: «Ему полной чарки много будет: Его земля не поднимет». « Тогда старичек налил полчаркп и дал ему выпить. Суровец Молодец выпил. Он встал на ноги и простился со стариками. Старики ушли обратно. Суровец Молодец пошел к отцу-матери поле чистить. Пришел к отцу-матери и стал поле чистить: Он схватит дерево за вершину и выдернет с корнем. Отец с матерью удивляются. Они говорят: С А А М С К И Й С К А З /• - ' ~ --- ' ■' ---- ^ «Ты пе наш помощник»... Суровец Молодец говорит: «Матушка, напеки подорожников». Мать напекла подорожников. Он пошел в луть'-дорогу. . Повстречался ему лошадиный пастух. Спрашивает его: «Куда путь дер жишь?». Суровец Молодец отвечает: «Я иду искать себе лошадь». Лошадиный пастух говорит: «Есть у меня одна лошадь: Когда начнет воду пить, — волны идут по озеру. Она не ученая. Она ходит всегда позади стада. Ее просто руками не поймать. Ты иди, влезь на поникшее дерево, А я стадо сгоню под то дерево». Суровец Молодец влез на дерево. И ждет: когда придет лошадь, — Он вскочет на лошадь. Сидел-сидел он на дереве. Лошадь пошла под дерево, На котором он был залезши4). Вскочил он на лошадь, И лошадь побежала, куда голова понесла. Оп носился-носплся 5) на лошади. II лошадь остановилась, сказала: «Я буду твоим конем». Суровец Молодец вернулся домой 1 говорит: «Матушка, пеки подорожники: я поеду воевать». Оп поехал. Ехал-ехал. Ему встретился Илья Муромец, Стали они вдвоем ездить. Они ездили-ездили. Повстречались им два старика— они 1 роб несли. Суровец Молодец спрашивает: «Для кого вы гроб песете?». Старики говорят: «Для тебя». Суровец Молодец говорит: «У меня п нога не войдет». Старики говорят: «Примерь». Суровец Молодец вступил в гроб — Его пога вошла и место еще слалось. Старики говорят: «Садись, садись». Оп сел. Старики говорят: «Ложись». ... Четыре стальные птицы взви лись в воздух. Четыре самолета де лают прощальный круг. Четыре креп ких, уверенных человека стоят на ледяном поле и машут руками, отле тающим в путь. Гордый флаг СССР развевается над дрейфующей льди ной, £ак символ великой мощи, ве ликой культуры, силы и патриотизма советских людей. Сердце молодого советского чело века, наполненного любовью и гор достью за свою страну, билось вдох новенным биением. Хотелось яркими, убедительными красками написать картину о том, что случилось в один из знаменательных дней 1937 года на Северном полюсе! И девятнадца тилетний комсомолец Геня Мпхаль- цов написал картину, намного пре восходившую все его многочисленные работы: картину молодого мурманско го художника - самоучки увезли в Москву на Всесоюзную выставку са модеятельного искусства. Володя Яковлев — ровесник Ге^р Михальцова. Ему тоже 19 лет, он тоже комсомолец. Так же как Ге ня, Яковлев со школьной скамьи любит послушнуй кисть, пахучие краски, упругую свежесть холста. Как сверкающий тон задуманной кар тины «Лыжники» — широкое, вол нующее лежит перед Володей Яковле вым, будущее. Самодеятельный художник Володи Яковлев — сын машиниста электро станции, имеет несколько десятков различных картин и рисунков, пи шет маслом, акварелью. Его этюды отобрал для .Парижской выставки представитель «Всекохудожника». Ли тература, искусство доступно ему с ранних лет. Принимая участие в олимпиаде художественной самодея тельности, занимаясь в специальном изокружке при Доме Культуры, Яковлев иллюстрирует Пушкина, он писал маслом и акварелью отдельные моменты из поэмы «Цыганы», «Братья разбойники» и др. К XX годовщине Октябрьской революции Володя хочет изобразить близкую ему картину — пионерский сбор, группу веселых подвижных фигурок, счаст ливые, заинтересованные лица. У Кириллову — 27 лет. Он—рабо чий пожарной. охраны. Свободное от работы время Яков Кириллов отдает необычайному занятию. Оп занимает ся лепкой. Да, да!— недавний кол хозник Кириллов— скульптор. Еще не настоящий, еще технически несовер шенный, ео все же несомненный скульптор, мастер, чьим крепким, грубоватым рукам подвластна подат ливая жирная глина, кто умеет вдо хнуть в простой, напоминающий за мазку, пластелнн, волнующие линии, сходства, прообраз жизни. На вы ставке, посвященной столетию со днл гибели гениального русского поэта Пушкина, — Кирилов показал чет кую, нЛересную фигуру пугачевца. Сейчас скульптор лелеет мечту—вы лепить бюст Орджоникидзе. Фотогра фии, снимки командарма тяжелой ин дустрии собирает Кириллов для своей будущей работы. Он хочет пригото вить работу к XX годовщине Великой Октябрьской революции, за которую боролся, пламенный Серго. Георгия Митрофанова, ученика средней школы, волнует северная те матика, строительный пафос, рост Крайнего Севера. Е^у хочется наш- сать картину о Севере, о корпусах новых домов, новых кварталах горо да. Отобразить полноценный труд и радостный отдых советского человека, рост советских окраин, — написать портреты любимых вождей советского народа, вот темы, которые волнуют и зажигают молодых самодеятельных художников Мурманска. К XX годовщине Октябрьской ре волюции, к выставке художественной 1 самодеятельности многие готовят кар- ; тины. Комсомолец Нурдннов — кол- ; хозные пейзажи, педагог Петров — I дома Мурманрыбы, Филиппов — пор треты руководителей партии и прави тельства. Несомненно, при ^ серь- I езной и повседневной работе худож ники - самоучки осуществят наме ченные планы, продвинутся вперед по пути своего личного роста, отра зят многие интересные эпизоды из действительности советского Севера, покажут свое лицо молодых, одарен ных патриотов великой Родины, под Яковлева есть все данные при упор- небом, которой ярко расцветают на- *) Был немощен, болел. 2) Сулея — фляга. 3) «Встал сидя» — приподнялся с ложа, сел на ложе. 4) Буквальным геревод саамского выражения. й) В саамском оопг«»ле: «до^- i жался-держалея». Он лег. Старики говорят: «Надо крышкой закрыть». Он говорит: «Закройте». Они закрыли крышкой и ушли. Суровец Молодец говорит Илье Муромцу: «Открой крышку». Илья Муромец схватил крышку и дернул — Гроб совсем сдвинулся с места. Суровец Молодец говорит: «Возьми мою саблю и разруби крышку». Илья Муромец рубнул саблей по гробу — Вокруг гроба железный сбруч , появился. Он говорит: «Рубка не помогает: Железный обруч вокруг гроба появился». Суровец Молодец говорит: «Возьми лошадь и уезжай скорее, Пока я не вздохнул смертным вздохом». Илья Муромец взял лошадь и поехал. Он ехал-ехал./Ему навстречу пришли скалы в), Ему дорога все уже становилась. Шел-шел Илья Муромец между скалами, И конь кругом не мог повернуться. Суровец Молодец вздохнул смертным вздохом — И Илья Муромец окаменел между двумя скалами. И сейчас он стоит, повернув голову. ной учебе стать настоящим художни ком. родные таланты. Р . ТРОЯНКЕР. ТЕРСКИЕ БЫЛИННИКИ в) «Навстречу пришли скалы» встретились и а п у ти скалы. Исключительное — в мировом масштабе — устное народное твор чество. — русские былины — свя- заяо с севером. Здесь собраны самые лучшие образцы героического рус- кого елоса; здесь были и лучшие хранители и исполнители эпических песен — «былин» и «старин». Терский берег Кольского полу острова — нынешний Терский рай он Мурманского округа — несколь ко десятилетий назад был одним из видных очагов былинников. Отсю да— из Чаваньги — вышла одна из вамечательных сказательниц былин Аграфена Матвеевна Крюкова. От нее в 1898 году ученый собиратель Марков ваписал 60 былин. Тогда она жила на Зимнем Берегу в Се верном крае, но большую часть былинного богатства (41 былину) вынесла со своей родины, с Терского берега, унаследовала от старших родственников и односельчан. Каждое село Терского берега име ло своих былинников. Имело... Но из этого совершенно не следует за ключать, что их пет теперь. В 1928 году в Умбе еще жили люди, знавшие и умевшие петь былины. Авдотья Васильевна Мельникова, Василий Осипоеич Подымников, Лука Березин и Афанасий Чукчпя. В Кашкаранцах тоже тогда жила одна былинная сказательница — *«бабка Ерашиха» (т. е. л^на Герасима). В Варзуге также были люди, знавшие миего «старин». Эти имена записаны случайно. Если поискать, — иожно найти ещв немало произведений народного твор чества и их исполнителей. Правда, многое уже забыто, растеряно. Но еще мол:но, и нужно, многое вос становить, обеспечить сбор образцов великого коллективного народного творчества. Местные культурные работники, интересующиеся народным творче ством, должны отыскать еще сохра нившихся былинников, выявить всех люден, являющихся хранителем уст ного народного творчества. Это прежде всего. После этого можно уже поставить систематический па- учный сбор материалов. Но ни одни «старины» доллшы интересовать пас. Возник новый ге роический эпос. Социалистические строительство, новый быт — явля ются тематикой этого эпоса. В этой области нужно выявлять л фиксиро вать все, что существует и вновь возникает. Этот новый народный эпоо представляет большой интерес. Он отражает эпоху и события, каких ни когда не знавал мир. И особепн# важно запяться этим важнейшим де лом именно сейчас — накануне XX годовщппы Великой Октябрьской со циалистической революции, открыв шей широкие возможности для раз вития народного творчества. В. А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz