Полярная правда. 1937, сентябрь
Hi 201 (3268) 1 сентября 1937 г. За работу большую, плодотворную! Се.однл, когда жизнерадостная советская детвора снова заполнит просторные классы двадцати школ Мурманска, небезынтересно вспом нить, как мы начинали новый учеб ный год, скажем, лет 12 тому на зад. Сравнение получится понстяне разительное. В 1925 году в Мурманске, как известно, была только одна школа. Это там, где сейча-с детдом по ул. Моряков. Собственно, здесь помеща лось две школы — первой и второй ступени. И всего-то тогда было око ло 500 учеников и не больше 18 преподавателей. Учителей же словеспшков, вооб ще, на весь город было двое. Поэто му нам приходилось помимо I и II ступени в течение трех лет препо давать в Совпартшколе, в школе по вышенного топа, на всевозможных курсах и т. I. Имея все эти на грузки, я зарабатывала в то время не больше 96 рублей в мест. Жить и работать приходилось трудных условиях. Учебников, осо бенно по русском}* языку и литера туре, не было. Приходилось зани маться по личным записям. II вот прошло 12 лет. Какие ог ромнейшие перемены принесли эти годы в жизни и деятельности пашей страны! П в школьном строительстве, как в капле воды, отразились вели кие успехи Сталинских пятилеток. Неустанными заботами партии и правительства и лично товарища Сталина все дело народного образо вания и воспитания подрастающего , поколения поставлено на крепкие ноги, сложнейшие задачи, стоящие перед советской школой, решаются у нас широко, по-государственному, по-сталински. Нас, учителей, партияи правитель-, ство поставили на невиданную вы соту, окружая теплыми заботами и трогательным вниманием. Известное постановление ЦК ВКЛ(б) и Совнар кома СССР о зарплате учителям, как и все другие постановления о школе, сыграли огромнейшую роль и в вос питании педагогических кадров, по вышении их материального благосо стояния и в коренном улучшении всей постановки народного образова ния. Достаточно сказать, что моя зар плата по сравнению с 1925 годом возросла на 1.235 дроц. Теперь я получаю не 96 рублей, а в среднем 1.100 рублей. И преподавать мае приходится значительно (меньше. А это обязывает более требовательно подходить к себе, лучше готовиться к урокам. Зз последние двз года проделана большая, плодотворная работа по по вышению грамотности среди учащих ся средней школы. Однако . оболь щаться первыми успехами не сле дует. Нам необходимо повысить тре бования в преподавании русского языка и литературы, повысить куль туру языка, культуру устной и письменной речи среди учащихся. II так, зз работу большую, плодотвор ную! Е. А. ОСТАШКЕВИЧ — преподаватель 10 школы. Как мы подготовились к учебному году Сегодня жизнерадостная толпа де- { тей заполнит классы нашей школы. ! Как же мы подготовились к их до стойной встрече? Надо прямо сказать, что подгото вились мы недостаточно хорошо. Еразда, мы успели во-время закон чить ремонт: покрашеиы панели, побелены потолки, заново отремонти рованы и покрашеиы парты. Подго^ товилп для учеников первых клас сов, впервые идущих в школу, не большие подарки. Но всего этого еще далеко недостаточно для выполнения тех больших и ответственных задач, которые' стоят перед школой в новом учебном году. Мы не могли удовлетворить всех желающих поступить в нашу школу. Весной мы учитывали, что в школу должно пригги около 180 новых учеников. Но сейчас их оказалось гораздо больше. Мы приняли 240 ребят. Не полностью обеспечена школа также и педагогическими кадрами. Нет у нас преподавателей иностран ного языка, пения, рисования и чер чения. Но это ни в коем случае не должно отразиться на учебной рабо те. С большим трудом, но все же мы выйдем из положения. Неблагополучно и с оборудованием кабинетов наглядными пособиями и реактивами. Об’яспяется это и от сутствием необходимых пособий на рынке, постоянным отсутствием д^- пег у ГорОНО, да и нашей невнима тельностью. Наши шефы — судо- В дни, шЙюгшколы только еще готовились к новому учебному году, учащиеся ежедневно приходили в классы. Они обходили школьные помещения, ставшими для них дорогими и близкими. Фото Г. Ратфельдера. □ □ “ ЗДРАВСТВУЙ ШКОЛА! ремонтные мастерские порта — не плохо помогли нам, обеспечив шко лу стройматериалами. Сейчас мастер ские изготовляют баки для питьевой воды н «Титан» для буфета. Было бы неплохо, если.бы они сделали для нас также шведские счеты, ма тематические ящики и другие школь ные пособия, которые можно изгото вить на месте. Совершенно не обеспечена школа топливом. Руководители ГорОНО больше обещают, чем делают. В 1937-38 учебном году перед нами стоит ответственная задача— усилить воспитание, умело сочетать учебу с воспитанием. Вот именно эта сторона является и в нашей и во всех остальных школах Мурман ска самой отстающей. А опыт рабо ты школ в прошлом году до сих пор еще не обобщен, не сделаны соответ ствующие выводы. Первое педагогическое совещание иашей школы вынесло решение—за крепить достигнутые результаты в учебе за прошлый год. Мы обязались повышать свою методическую и тео ретическую грамотность. Весь коллектив нашей школы твердо заявил, что взятые обяза тельства будут выполнены. Задача повышения грамотности и соедине ния коммунистического воспитания с обучением будет, безусловно, раз решена. КОСЯКОВ — директор школы № 20. Мы, советские школьники, самые счастливые в ми ре. Мы учимся и растем, согретые теплой отеческой лаской нашей партии и правительства, нашего люби мого вождя и учителя товарища Сталина. Для нас со зданы все условия, у нас есть все для того, чтобы отлично учиться, хорошо и весело отдыхать. Во время летних каникул большинство школьников Мурманска ездило в лагеря, дома отдыха, в санатории и курорты, побывало в экскурсиях, всюду’ встречая теплый, радушный прием. И всюду, где бы мы ни от дыхали, куда бы мы ни ездили, мы воочию убежда лись, как прекрасна и могуча наша Родина. За время летних каникул для счастливых школьни ков нашей страны партия и правительство воздвигнули новые, прекрасно оборудованные, просторные школы, сделано все для того, чтобы мы могли хорошо встре тить новый учебный год. Двери школы гостеприимно распахнуты. Нас ждет учеба, полная увлекательных, заманчивых задач. Нас ждут большие серьезные знания, необходимые для восг питания из нас верных сынов своей Родины, достой ных строителей социалистического общества. Ведь мы должны быть людьми всесторонне развитыми, обогащен ными идеями коммунистического общества. Короче го воря, для этого мы должны отлично учиться и в на чальной и средней школах. Начало учебного года — большое и радостное со бытие для каждого из нас. И сегодня, вступая в нашу школьную дружную семью, мы снова скажем: — Здравствуй школа! — Здравствуйте дорогие друзья и сверстники! Мы обращаемся ко всем учащимся Мурманска с призывом: т- Ребята, давайте с новыми силами приниматься за учебу'. В ответ на заботу партии, правительства и товарища Сталина в новом учебном году будем мно жить армию отличников учебы! Ученики-отличники БУРКОВ Митя, ХОХЛИН Георгий, АРДЕЛЯН Вася, КИСКЕЕВА Мария, КРИВОПАЛОВА Валя, МАКАРОВА Лида. По дороге в школу ОТЕЧЕСКАЯ ЗАБОТА О ДЕТЯХ -Незаметно прошло лето. Я был в пионерском лагере пионервожатым. Вернулся домой, начал готовиться к новому учебному году. За это время успел хорошо познакомиться с про граммой 10 класса, приобрел всю нужную литературу и учебники, прочитал книги по истории, лите ратуре. Впереди ответственная уче ба и работа в 10 классе. 1 сентября я встречу своих това рищей по учебе. Интересно будет по делиться впечатлениями о том, кто как провел лето. Партия и правительство, любимый товарищ Сталин уделяют огромное внимание советской школе. Доказа тельством этому — новый учебник по истории народов СССР для на чальной школы. Для нас, учащихся, построены прекрасные школьные зда ния, организуются различные ме роприятия. В ответ на заботу партии н пра вительства я призываю всех , уча щихся нашего города в 1937-38 учебном году учиться на «хорошо» и «отлично». Ученик 10-го класса 20-й сред ней школы Василий ЧИСТЯКОВ. Только на „хорошо" и „отлично" Весной этого года я окончил пя тый класс Кольской НСШ. Сдал ис пытания по всем дисциплинам на «хорошо». В период летних каникул все свободное время я использовал для отдыха и подготовки б предстоящей учебе. Сильно меня увлекало чтение ху дожественной литературы. С интере сом прочитал книги — «Белый клык», «Таежные походы», «Рас сказы про партизан». Всего я про чел больше 20 книг. Все лето полу чал газету «Пионерская правда» и аккуратно читал ее. Полмесяца провел на детской пло щадке. Здесь -мы часто играли в футбол и волейбол. У нас была ор ганизованы детские команды. Зани мались физкультурой, ходили на эк скурсии в горы. Перед Началом нового учебного года я снова,взялся за повторение материала, пройденного в пятом классе. За лето я хорошо отдохнул, окреп. Сегодня я снова в школе со сэеяшзми силами, с крепкой зарвдоои. Буду учиться по всем предметам только на «хорошо» и «отлично». Пионер ВАЛЕРЬЯН СИДОРОВ. Кола. ВПЕРЕДИ— ВЫСШАЯ ШКОЛА Я начинаю свой последний учеб ный год в средней' школе. 10-й класс, а затем — высшая школа! Этот учебный год я встречаю с большим интересом. Летом, в течение двух месяцев, я находился в отпуске с родными, хорошо отдохнул, заго рел. Вернувшись домой, начал гото виться к новому учебному году. И теперь все готово — новые учебни ки, тетради, все школьные принад лежности. Просмотрен материал де вятого класса. За лето я ничего не забыл. Начиная с пятого класса, я учил ся только на «хорошо» и «отлич но», а в этомгоду постараюсь учить»* ся только на «отлично». Для этого дома и в школе созданы все усло вия. Радует десятый класс, потому что, окончив его, я буду поступать в Машиностроительный институт им. Баумана. Моя мечта — стать в недалеком будущем инженером-машиностроите лем. Эту метгу я осуществлю. Ученик 10-й школы В. ЖДАНОВ. Точпо по давнему сговору, почти одновременно открылась дверь сосед ней квартиры, квартиры ппже эта- жем и верхней. В пролете лестнич ной клетки, вьющейся спиралью шгпз, можно было видеть трех маль чиков, прыгающих со ступеньки на ступеньку. Они шли как бы по ла- бпрингу. Петя Гаврплин прыгал н считал про себя: — раз, два, три, четыре пять... И в такт движениям размахивал маленьким черным порт фелем. — Шестьдесят! — крикнул Петя, когда вышел из лестничного лаби ринта. И показал на руках: — Шесть раз взять обе пятерни. ДвенадцатТетний Коля Григорьев ухмыльнулся: — Ну и что же? — А то, что считать умею. Я ведь первый раз в школу иду. — Эх, ты, нашел чем хвастать. Я больше знаю, да молчу. Вот скажи: что такое единица меры? — Не знаю... — Так слушай: единицей меры называют такую величину, с которой при измерении сравнивают все вели чины, однородные с этой едннидей. Понятно? — Понятно, — .неопределенно протянул Петя. — А хорошо, ребята, итти в шко лу, — сказал маленький юркий Гриша. Он был сверстником Коли Григорьева и в этом году начинал учебу в пятом классе. Они были старыми знакомыми. Отцы их работали в одном цехе на верфи и частенько заходили друг к другу. Ребята вместе играли на дво ре, пока не прозвенел звонок, нача ла учебы. Таким же ранним сен тябрьским утром они пошли в шко лу. И как в развлечениях и играх они никогда не уступали никому первенства, так н в школе два то варища начали соревнование за пра во называться лучшим. Летя Гаври- дин был на четыре года моложе. Се годня . он, первый раз шагал по улицам города в школу. С вечера он забежал к Коле Григорьеву и, выз вав его в коридор, таинственно ска зал: , I I — Идешь завтра? » ••! | j — А то нет. * j , — Значит, вместе пойдем? — Значит. Коля I^-игорьев старался казаться взрослым, особенно перед Петей. Гриша Кротов был проще. И когда к нему тоже пришел Петя и произ нес ту же многозначительную фразу: — идешь вавтра? — он ваял его за плечи и они вместе вышли на уж- цу. Темнело. Яркими светлячками перемигивались лампочки в окнах домов. — Вот она, школа наша, — Гре ша протянул руку по направлению к горе. Высокое здание стояло на холме. Электрические фонари слу жили наглядными путевыми указа телями. Приятели поседели минут пять на улице, а потом Гриша решительна сказал: пора спать, завтра рапе под ниматься. II они разошлись. Сейчас они идут по улицам горо-» да в школу. — Ты много прочитал за лето?— спрашивает Коля Гришу. — Много. А ты? — Тоже порядочно. В библиотеке меня уже все знают. А в кино хо*» дил? — U в кино, и в цирк. А ты? — Тоже ходил. Сколько картин впдал? — Не считал, но порядочно. — А я дневник вел, там записа но. Я про все в дневник писал — в как меня лапа в Ленинград возил, как мы с ним в Москву ездили и нг метро катались. А ты был на метро?. — Я тоже читал про метро, — пытается уклониться от прямого ог* вета Гриша. — Ты читал, а я катался, — разница. Мировая штука метро. Пете явно скучно, он не хочет быть только свидетелем разговора в пытается направить беседу по другое му руслу. — А что, Коля, — говорит он,—♦ в школе строгие учителя? — Разные бывают — в строгие* и хорошие. И сразу же поправляется: — Строгие тоже хорошие, слу шаться только надо, отметки хоро-* шие зарабатывать и все будет в порядке,— назидательно говорит он. Подумав минуту, Петя говорит: — У нас в доме 87 школьников, а я восемьдесят восьмой. Это жео ~- го или мало? — Ничего, подходяще. А ты от* куда знаешь? — Папа сказал, а ему улравдов говорил. И еще он сказал, что сегод ня для нас в красном уголке букет вечер. — Про это и я знаю. — Наша школа хорошая? — Новая, — говорит Коля, —* каменная. Из окон весь город видно. Красота! — А раньше, говорят, в города мало шкал было. , } —- Фактически. : |j — Теперь больше?. — А то нет. ^ — А сколько? — Не считал, но знаю, что ино го. А ты знаешь, сколько?. *— об-* ращается Коля к Jpmne. — Нет, тоже не знаю. Приятели поворачивают ea, jjt o i . Перед ними — прямая длинная улица, упирающаяся в гору. ’ Дере вянные ступеньки стремительно* бе гут «верх. Большое каменное вдавив стоит на холме. — Наша школа, — говорит*Коля. — Да-а, — мечтательно протя* гивает Гриша. Три мальчика постояли с кинуту на углу, а потом, точно по даннем^ сговору, внезапно ускорили шаг. Они шли в свою школу. Б. МОЙЖЕС. С радостью сяду за парту Прошло лето. Хорошо сегодня по сле замечательного отдыха, который я провел вместе с родными, снова сесть за парту. Опять начинаются дни интересных уроков физики и ма тематики, опять кружковая работа в школе. В УП классе я имел только хо рошие и отличные отметки по всем предметам. Больше всего мне нравят ся уроки физики. Педагог Алексей Александрович Марков научил -меня работать на кино-аппарате. Част# учащиеся собирались в класс в а демонстрировал им научные и другие фильмы. В этом году условия для учббы в нашей школе будут еще лучше, учиться в УШ классе будем в пер вую смену. Это хорошо и для подго товки домашних заданий, и для об щественной работы в школе. Ученик 10-й школы Василий СМИРНОВ. На ярких примерах, в живых обра зах новый учебник показывает со ветским ребятам, как подымались крестьяне против своих угнетателей. Но поражение неизменно следовало пс пятам стихийных, несознатель- , пых, лишенных правильного руко водства крестьянских восстаний. Заслуга нового учебника в том, что он па конкретных исторических примерах, яркими п убедительными | фактами подводит ребят к пониманию большевистского учения о союзе ра бочего класса и крестьяпства в борь бе с их исконными врагами. Крестьяне в начале XVII века не могли овладеть государственной вла стью, но и бояре и помещики, пере дравшиеся между собой, не моглп восстановить крепкую царскую гласть. Этим воспользовались поль ские папы. Они посадили своего ставленника Лжедмптрня на москов ский престол. Новый учебник в со гласии с подлинными историческими фактами не оставляет места для фальсификации. Лжедмптрпй — это ве какой-то «Названный Дмитрии», а подставная фигура польского аван тюризма. Народ выступает против пего, как только разоблачается его подлинный облик. Крестьянское движение, поддержапное мелкими помещиками и городским людом, пе реходит в движение народных маге 8а национальную независимость. Именно это создает широкую попу лярность Минину и Пожарскому. Поддержка крестьян решает дело. В 1612 г. поляки бегут из Москвы. Им не помогает изменническая по мощь бояр, которые поддерживают польского королевича Владислава, говоря: «Лучше служить королеви чу, чем быть побитыми от своих же холоден». Захватчики отбиты, но вследствие слабости и несознательности кре стьян всеми выгодами победы поль зуются помещики и бояре во главе с царем. На Украине польские паны терпят поражение от восставших крестьян и казаков, которыми руководит богатый казак Богдан Хмельницкий. Чтобы спасти Украину от поглощения пан ской Польшей, Богдан Хмельницкий договаривается с царем Алексеем о присоединении Украины к Р оссии . Государство выросло. Но оно оста валось отсталым государством. Учеб ник знакомит с его внутренним уст ройством, с приказным строем, с ди^ костью нравов боярской верхушки. Население было почти сплошь не грамотно, образованные люди были редким явлением. «Россия нуждалась в серьезных преобразованиях... Царем-лреобразо- вателем, укрепившим российское го сударство помещиков и кутщов, явился царь Петр I». (Огр. 59). Государственная деятельность Пе тра I носила прогрессивный харак тер. Учебник называет его «умным и деятельным» царем. Советские школьники узнают о возникновении русского флота, о поездке Петра I за границу, о его работе с топором в руках на корабельных верфях в Гол ландии. Восстание стрельцов, недо- 1 вольных новыми порядками и требо вавших возврата к старине, учебник называет «реакционным восстани ем». Описание войн, которые вел Петр I ва обладание морским побережьем с Швецией и с Турцией, перемежает ся описанием народных восстаний. Реформы Петра I совершались ценой жестокого угнетения крестьянства— и русского и других народов. «При Петре I Россия значитель но продвинулась вперед, но остава лась страной, где все держалось на крепостном угнетении и царском произволе. Усиление Российской империи при Петре I было достиг нуто за счет гибели сотен тысяч трудящихся, за счет разорения на рода. Петр I сделал очень много для создания и укрепления госу^ дарства помещиков и купцов ». (Огр. 66). В особенности расширены были права дворян-помещиков при Екате рине И. Крестьянская война под ру ководством Пугачева была новой по пыткой крестьян сбросить иго поме щичьей власти. Учебник отводит при описании путачевского восстания видное место участию в нем поволжских наро дов — -башкир, татар, чувашей, мордвы, марийцев. Советские ребята внакомятся с именем и личностью вождя башкирских повстанцев — Салавата Юлаева. С ХУШ века история царской России все теснее переплетается с историей Западной Европы. В «Кратг ком курсе истории СССР» сообщают ся детям необходимые сведения о буржуазной революции во Франции 1789 г., о революции 1848 г., о Парижской Коммуне 1871 г. Учеб ник рассказывает о жизни и дея тельности гениальных вождей про летариата Маркса и Энгельса. Царская Россия появляется на ев ропейской сцене при Екатерине П и Павле I в качестве жандарма Евро пы. Империя помещиков и куппов посылает войска для подавления буржуазной революции. Военный союз с Англией приАлек сандре I повел к войне Наполеона с Россией. «Вторжение Наполеона в Россию подняло русский народ на борьбу с захватчиками; крестьяне начали партизанскую войну. В конце августа под Москвой у села Бородино произошло самое крупное сражение. Упорно боролись русские войска с неприятелем, разорявшим их страну. Больше 50 тысяч русских полегло в этой кро вавой битве, но сила русской ар мии не была сломлена». (Огр. 81). Наполеон изгнан из пределов Рос сии. Народ дал отпор завоевателю. Но этой победой народа царизм вос пользовался для того, чтобы укре пить и расширить свою власть на| угнетенными народами в своей стра не и стать опорой реакции в Европе. При Александре I была оконча тельно присоединена Грузия. Русские чиновники стали деятельно помогать грузинским дворянам-помещикам в жестокой эксплоатации закрепощен ных крестьян. Но присоединение к царской России освободило Грузию от хищнических набегов Турции и Ирана. Иранцы уводили с собой ты сячи грузин. В исторических усло виях того времени присоединение Грузии к России было наименьшим злом. Интересно, увлекательно оппсано в учебнике героическое сопротивле ние горских народов захвату Кавка за. Талантливый и энергичный Ша миль выступает в рассказе *ак вы дающийся вождь угнетенных наро дов. Глава «Рост капитализма в цар ской России» начинает^ с отмены крепостного права. Учебник подчер кивает, что царь Александр II вы нужден был отменить крепостное право, «боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки». (Стр. 97). Раскрыт весь помещичий об ман, которым сопровождалось «осво бождение». Разорение крестьянства идет па раллельно с развитием крупной ка питалистической промышленности. Складываются кадры промышленного пролетариата. Учебник знакомит с каторжным труден на фабриках и за водах, с ужасными условиями жизни и быта рабочих, с их бесправием, с хищнической экешоатацией трудя щихся и в городе и в деревне. Рабочие об’единяются против уг- 1нетателей-капнталистов. В деревне вспыхивают волнения. Но оба эти потока недовольства, гнева и борьбы идут разрозненно. Русские народни ческие революционеры того времени не поняли передовой роли рабочего класса. Они сбивали и рабочих и крестьян с верного пути. Вместо об шей массовой и организованной борь бы они практиковали бессильный ин дивидуальный террор против царя и его министров. «Деятельность народников была вредной потому, что они мешали рабочему классу понять его веду щую роль в революции и тормозп* 1 ли создание марксистской рабочей партии, отвлекали внимание трудя щихся от борьбы со всем классом угнетателей бесполезными убий ствами отдельных представителей этого класса и тормозили создание союза рабочих и крестьян». (Огр. 109). Учебник рассказывает о первых больших стачках, о группе «Освобо ждения труда» # Плеханове, о пер вых марксистских кружках. Эти кружки еще не были связаны с ра бочим движением. Установил связь марксизма с рабочим движением Ле нин, вождь рабочего класса и осно ватель большевизма. Он организовал партию большевиков и повел рабо* чий класс и крестьянство на борьбу с царским правительством, помещи ками и буржуазией. Молодость Ленина ©писана на фо не рабочего движения 90-х годов, организации «Союзов‘борьбы», изда ния и распространения «Искры». «Борьба рабочих разгоралась ■ скоро охватила окраины России, в том числе и Закавказье, где подви зался с конца девяностых годов прошлого века ученик Ленина тов. Сталин». (Огр. 117). Большая глава «Первая буржуаз* ная революция в России» охватывает исторический период от Обуховской обороны (1901 г.) до мировой войны 1914 г. Рассказ о рабочем и кресть янском движении связан с историей партии большевиков. Сообщаются кратко самые важные факты. В яр кой форме проходят перед школьни ками главные эпизоды революции 1905 г., народные восстания на ок раинах России, волнения в армии и во флоте. Советские ребята видят Ленина и Сталина у руководства движением, слесаря Клима Вороши лова — среди луганских рабочих, Молотова, Кирова, Калинина, Кага новича, — всю железную гвардию большевистской партии. Учебник знакомит ребят с основ ными фактами борьбы с меньшевика ми, с Троцким. Это сделано в яс= вой, доступной форме. i (Окончание см. на 4-Й стр.)'. :j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz