Полярная правда. 1937, сентябрь
М . I ± ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ Союза ССР И З А Д А ЧИ С ОВ Е Т ОВ «Положение о выборах в Верхов ный Совет СССР>, принятое IV Сес сией Центрального Исполнительного Комитета СССР, есть закон, опреде ляющий порядок и форму выборов избирателями своих депутатов в Вер ховный Совет СССР. Этот здоон по строен целиком и полностью на ос нове Сталинской Конституции Совет ского Союза. Какими же особенностями харак теризуется наша избирательная си стема? Выборы являются всеобщими, т. е. граждане Союза, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет, имеют право выбирать и быть из бранными в Верховный Совет СССР. Это значит, что вся наша советская молодела., начиная с восемнадцатн- летнего возраста, вместе со всеми гражданами страны примет активное участие в выборах. Столь широкий •хват избирательными правами на селения имеется только в Советском Союзе. Вряд ли какая-лпбр из са мых демократических стран капита листического мира может позволить себе такую роскошь, ибо дать дей ствительное, не формальное избира тельное право всему народу — зна чит иметь народное правительство, правительство, основной целью ко торого, безусловно, будет борьба с капитализмом. В буржуазных странах капитали стическая клика все больше и боль ше разрушает так называемую, буржуазную демократию, стремясь к неприкрытому, голому насилию над народными массами. В совершенно ином, как раз про тивоположном, положении находится СССР. У нас рабочий класс и кол хозное крестьянство стоят у власти. Авантард трудящихся — коммуни стическая партия имеет своей целью построение коммунистического об щества, что является и целью ра бочего ыасса и его сотоварища по борьбе — колхозного крестьянства. II чем шире, полнее и глубже будут участвовать трудовые массы в по литической жизни страны, тем боль ше обеспечивается и укрепляется советский строй. Вот почему наша всеобщность вы боров ничего не имеет общего с так называемыми «всеобщими» выбора ми в капиталистических странах. У пас она вытекает из глубоких инте ресов, стоящих у власти рабочих и крестьян. В капиталистическом го сударстве всеобщность выборов рас считана на обман, на ловлю проста ков жз среды трудящихся. Реклами руя всеобщность выборов, прави тельства капиталистических стран в своих законах о выборах под тем или иным видом (оседлость, возраст, ; имущественное положение и т. д.) включают столько ограничений, что от всеобщности выборного права ни чего и не остается. В вашем законе о выборах имеют ся только два ограничения: это — лишение избирательных прав ума лишенных и лиц, осужденных су дом. При чем для лиц, осужденных, суд специально оговаривает лишение избирательных прав на определен ный срок. Но и в этом случае реше ние вопроса о лишении избиратель ных прав фактически передано на роду, ибо народный суд в Советском Союзе избирается гражданами райо на на основе всеобщего, прямого и равного карательного права при тайном голосовании. Из этого видно, как велико доверие законодателя к народным массам. Да иначе и быть не может, так как советская власть — власть народа и своей опорой имеет рабочий класс и колхозное крестьянство всех национальностей СССР. • Огатья вторая «Положения о выбо рах» говорит: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлеж ности, вероисповедания, образова тельного пенза, оседлости, социаль ного происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выбо рах депутатов и быть избранными в Верховный Совет СССР». Выборы депутатов являются рав ными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участву ют в выборах на равных основани ях. Для многих граждан эта статья служит как бы датою истории. Мо лодежь, выросшая в советских усло виях, ипаче и не мыслит, она не понимает гожк'ованпя по в равных условиях. Другая картина в странах буржу- йпой демократии, где юридическое равенство служит прикрытием фак тического неравенства в жизни и в частности неравенства в голосова нии. Я не буду говорить о юридиче ском «равенстве», вытекающем из буржуазных законов. Какое может быть равенство между’ фабрикантом и рабочим, между помещиком и крестьянином? Но и это юридическое ’ право на равенство изуродовано все возможными ограничениями, и, как правило, все ограничения направле ны против неимущих классов. Возь мем к примеру ценз оседлости, ког да право выбирать предоставлено лицам, прожившим не менее полу- года или не менее двух лет в дан ной местности (общине). Разумеет ся, бедняк пли безработный вынуж ден чаще менять квартиру, чем вла делец дома. Фабриканты, банкиры в иных странах имеют два, три голо са — по месту нахождения фабри ки и по месту своего жительства. Помимо того, они еще могут давить па служащих своих предприятий. Можно написать целые тома из ис тории буржуазных парламентских выборов о тысячах искусных проде лок, которые направлепы к тому, чтобы оттолкнуть народные массы от участия в выборах. Статья четвертая Положения, ос новываясь на 137 ст. Конституции СССР, говорит о полном равенстве женщин с мужчинами, они пользу ются правом избирать и быть из бранными наравне с мужчинами. Для лучшего понимания этой статьи хорошо прочесть произведение Бебе ля— «Женщина и социализм». Тог да будет яснее необходимость этой статьи пе только в Конституции СССР, но п в первой главе «Поло жения о выборах в Верховный Со вет СССР». Огатья пятая воспроизводит ст. Капиталисты стремятся охранить сеою армию от политического воз действия пролетарских и радпкаль- но’-мелкобуржуазных партий. Их ли цемерное толкование, что армия стоит вне партии, что ее задача — охранять границы государства, опро вергается полностью современным политическим положением. Мы зна ем, что в ряде стран, как, например, в Японии, верхушка армии делает политику, диктует свои условия пра вительству. Конечно, кликой воен ных- генералов руководят также ка питалистические группировки, но это доказывает, что военная верхуш ка капиталистических стран тесно связана с капиталистической вер хушкой. У нас армия — народная, она живет теми же мыслями, идеями и стремлениями, как и весь советский народ. Наша армия не только охра няет Родину, она участвует в строи тельстве социализма, она тесно свя зана со всем советским народом, го рячо любима им. Участие Красной Армии в выбо рах в Советы трудящихся еще боль ше увеличивает связь армии с на родом. Этой связи, как чорт ладана, боятся допустить у себя капитали сты. Но эту связь особо приветст вует советская власть, за эту связь борется коммунистическая партия, ибо эта связь служит делу обороны, страны. Статья шестая Положения на ос новании 141 статьи Конституции определяет, что кандидаты при вы борах выставляются по избиратель ным округам. Выставление кандида тов но избирательным округам име етей составляется по принципу: 25 ' дидатов в Верховный Совет. Один в округов по каждой союзной респуб лике, 11 округов по каждой автоном ной республике, 5 округов по каж дой автономной области и 1 избира тельный округ в "каждом националь ном округе. Каждый округ по выбо рам в Совет Национальностей изби рает одного депутата. При образова нии округов по выборам а Совет Национальностей мы будем иметь большую разницу по численности на селения в этих округах. Это потому, что (население каждой союзной рес* публики со всеми входящими в нее автономными республиками и обла стями делится на 25 округов. Коли чество же населения в союзных рес публиках неодинаково, поэтому в число населения в округах по выбо рам в Совет Национальностей неоди наково. То же самое получается и при делении каждой автономной рес публики на 11 округов, каждой ав тономной области на 5 округов. На основании ст. 35 Конституции СССР, каждая из автономных республик бу3 дет иметь по 11 округов по выборам в Совет Национальностей. Значит, избиратели этих республик при го лосовании будут иметь три избира тельных бюллетеня, три списка кая- Совет Союза от 300 тысяч населе ния, один в Совет Национальностей (от РОФСР) и один в совет наци ональностей от своей автономной республики. Избиратели, проживаю щие в краях и областях (за исклю чением автономных республик, наци ональных областей и округов) РСФСР, например, в Московской, Во ронежской областях, в гг. Ленингра де, Москве, Ростове н/Д и т. д., бу дут иметь два избирательных бюлле теня. Избиратели Украины также бу дут иметь два бюллетеня, а избира тели Молдавской АССР будут иметь три избирательных бюллетеня. Таким 1 образом, на основании ст. 22 «Поло- | жения о выборах» все, даже самые 'небольшие по численности народы СССР будут иметь своих представи телей в Верховный Совет СССР. Эго и практике Ленина—Сталина. Образование избирательных окру гов по выборам в Совет Союза и Со вет Национальностей производится Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 23) и список округов опубли ковывается одновременно с установ лением дня выборов (ст. 24). зать, лицом к лицу сталкивается нс- тсредствепно с массами н-»бгоате- лей, и поэтому на ее организааито и личный подбор общественными глга- низациямн и обществами трудящих ся должно быть обращено огоРое внимание. Во» всяком сл*чаь в этой комиссии должны быть люди авто ритетные для избирлелеи Такое голосование происходит впервые, и нужно его провести максимально организованно, что в эчевь большой степени будет зависеть от умелого руководства участковой комиссии, от точного исполненил закона о вы борах. О порядке выставления кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР Об избирательных участках 138 Конституции СССР. Граждане, ет большое значение. Такая система состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми граж данами. Подобной статьи вы не встретите ни в буржуазных консти туциях, ни в буржуазных избира тельных законах. выооров дает гарантию, что в Вер ховный Совет будут избраны люди, персонально известные своей поли тической, общественной н производ ственной работой избирателям окру га, где они будут выставлены. О списках избирателей Составление списков избирателей возлагается в городах на городские советы, в городах с районным деле нием — па районные советы, в се лах — на сельские советы. Это — громадная и ответственная работа. Заботливые советы уже сей час ведут работу по составлению списков. Составление списков — работа техническая, но можно с уверен ностью сказать, что качество этих списков будет характеризовать со стояние, работоспособность и куль турность советского аппарата, совет ских кадров. . В списки нзбиратугей включают ся все граждане, иеющне избира тельное право и проживающие (по- 1стоянно пли временно) к моменту составления списков на территории данного совета, достигшие ко дню выборов 18 лет. (ст. 8). В подавляющем большинстве на территории каждого сельского сове та будет по несколько избиратель ных участков, а в больших городах их будет до сотни, следовательно, прежде чем преступить к составле нию списков избирателен, придется предварительно наметить и террито рию, хотя бы приблизительно, изби рательных участков. Местные советы уже сейчас, не теряя времени, должны решить для себя, каким путем они ознакомят население со списком избирателей в возможность избирателей как будет обеспечена проверки со стороны правильности внесения их в списки. Статья 15 Положения дает право избирателям при перемене места своего пребывания со дня оглашения списков до дня выборов голосовать по месту нового своего пребывания. Но в этом случае они должны зая вить совету*о своем отезде, чтобы ах могли отметить в списке избира телей, как выбывших, затем они должны взять с собою от совета, где они раньше жили, удостовере ния на право голосования в другом месте. Это удостоверение дает изби рателю право включения его в из бирательный спиоок по новому ме стожительству (пребыванию), где он будет голосовать наравне со всеми гралцанамл. Принимая во внимание подвижность нашего населения, со ветам, в особенности городским, на до быть готовыми к удовлетворению этих требований избирателей. А в таких центрах, как Москва, Ленин град, Киев и т. д., очевидно, при дется районным советам создать осо бые аппараты по выполнению этих работ. Заявление о неправильности в списке избирателей подается в совет депутатов трудящихся, опубликовав ший списки (ст. 16). При несогла сии с решением совета заявитель может подать жалобу в народный суд, решение которого окончательно. Для приема в недочета голосов избирательные округа делятся на из бирательные участки, они язллютея, общими для выборов в Совет Сою за и Совет Национальностей. Образование их в городах произ водится городскими советами, е горо дах с районным делением — район ными советами и в сельских местно стях — районными советами ( ст.гг. 25 и 26). Часто задают вопрос: каким обра зом один избирательный участок в день выборов может обслуживать, например, в Дагестанской азтопом- ной республике 3 избирательные ок руга: в Совет Союза, в Совет Наци ональностей по РСФСР и по Даге станской автономной республике. Я должен к этому добавить, что в не большом по численности населения участке, вероятно, будет один изби рательный ящик. Избирательный участок является единственным пунктом для приема бюллетеней, а подсчет голосов по всем бюллетеням и передача итогов голосования соответствующим окруж ным избирательным комиссиям — дело участковой избирательной ко миссии. Территория сельсовета с числом жителей до дву^ тысяч человек, как правило, составляет одинизбиратель ный участок. В станицах, деревнях, селах с населеаием от 500 до 2.000 организуется отдельный* участок. А в северных и восточных районах, где преобладают мелкие поселения, допускается организация участков с количеством -не‘ менее 100 жителей. Города и сельские поселения, име- * Право выставления кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР очень широко: его осуществляют как центральные органы общественных организаций и обществ трудящихся, так и их республиканские, краевые, областные н районные органы, рав но как общие собрания рабочих и служащих по предприятиям, красно армейцев по воинским частям, а есть осуществление на ' также общие собрания крестьян по налрональной политики колхозам, рабочих и служащих сов хозов — по совхозам (ст. 57). Это значит, что рабочие, колхоз ники, служащие имеют полную воз можность выдвинуть из своей среды кандидатуру в Верховный Совет СССР. Это предопределяет персональ ное обсуждение кандидатур на массо- вмх собраниях как в городе, так и в деревне. Это говорит о том, что за кон стремится связать тесными уза- .ми верховный орган СССР с широки ми массами народа. . . . ющие свыше двух тысяч населения, делятся на избирательные участки из расчета один избирательный уча сток на 1.500—2.500 человек на селения. Суда с количеством не ме нее 50 избирателей, находящиеся в плавании, могут составить отдель ный избирательный участок. При больницах, родильных домах, домах инвалидов, санаториях с ко личеством избирателей не менее 50 создаются отдельные избирательные участки. Избирательные участки организу ются не позднее чем за 45 дней до выборов. Работа по организации избира тельных округов сейчас идет по все му Союзу, можно сказать, уже произ ведена довольно большая предвари тельная к этому подготовка, но ор ганизация избирательных участков еще нигде не начата. Необходимо к этому приступить, и приступить как можно скорее. «Положение о выбо рах» дает ясные указания, как это иадо делать. Надо торопиться еще и потому, что списки избирателей со ставляются по избирательным участ кам. Без предварительной наметки избирательного участка нельзя при* ступить к составлению списка изби рателей. При этом местные советы будут лметь дело не только с терри торией участков; им надо подумать и о помещении, которое можно будет использовать во «время выборов. Од ним словом, практической работыбу* дет много, и где ее раньше начнут, там, несомненно, будут лучше подго товлены к выборам. Все общественные организации и общества трудящихся, выдвигающие кандидата в депутаты Верховного Совета, обязаны за 30 дней до выбо ров зарегистрировать его в соответ ствующей окружной избирательной комиссии и должны представить про токол собрания за подписями членов президиума собрания, с указанием их возраста, места жительства, наиме нования организации, указания о месте, времени и количестве участ ников собрания; в протоколе долж ны быть указаны фамилия, имя, от чество кандидата, его возраст, место-, жительство, партийность, занятие. Помимо этого доллшо быть приложе но заявление кандидата о его согла сии баллотироваться по данному из бирательному округу. - Каждой организации и обществу трудящихся, выставившим кандида та, зарегистрированного в окружной избирательной комиссии, равно как каждому гражданину СССР, обеспе чивается право беспрепятственной агитации за этого кандидата на соЗ- раниях, в печати и иными способа ми ( сг.ст. 61, 65, 70). Отсюда вид но, сколь невелики формальности по выставлению кандидатов в депутаты Верховного Совета и как велика за бота по обеспечению прав общест венных организаций и обществ тру дящихся. О порядке голосования Об избирательных комиссиях Об избирательных округах по выборам в Совет Союза и Совет Национальностей Избирательный округ по выборам в Совет Союза составляется по прин» щшу: 300 тысяч населения на ок руг (ст. 21). Каждый избирательный округ посылает одного депутата. Сейчас развернулась работа на ме стах и в центре по организации из бирательных округов. Избирательные округа по выборам в CflfeeT Союза намечаются в пределах тер^сторпаль* еых границ краев, союзных, авто номных республик и областей, при чем, как правило, административные которые могут быть уточнены только последующим учетом. Центр избирательного округа дол жен быть связан путями сообщения с участками, входящими в этот ок* руг, чтобы избиратели и члены уча стковой избирательной комиссии мо гли сравнительно легко добраться в окружную избирательную комиссию. Затем нужна, если не телефонная, то во всяком случае телеграфная связь избирательных участков с ок ружной избирательной комиссией. Центральная избирательная комис^ сия по выборам э Верховный Совет СССР составляется из представителей общественных организаций и обществ трудящихся и утверждается Президи умом Верховного Совета СССР одно временно с опубликованием дня вы боров (ст. 34). По тому же принципу создаются избирательные комиссии по выборам в Совет Национальностей в каждой союзной и автономной республике, автономной области и национальном Выборы будут производиться в не-, рабочий день, с 6 часов утра ло д?;е- надцати часов ночи. День выборов — самый ответ ственный. Он подведет итоги нашей агитационной и организациоапой подготовки к выборам. В особенно’ стп велика ответственность, возлага емая на участковые избиргггльные комиссии, на их членов и председа телей. Порядок голосования велико лепно изложен в «Положении о вы борах в Верховный Совет СО0Р». Важно, чтобы, выполняя этот поря док, не сделать его в глазах избира телей стеснительным, липшим. Ведь весь установленный порядок доби вается единственной цели — огра дить избирателей от ливших стесне ний, обеспечить тайну его голосова ния, дать возможность всей массе избирателей выразить свою волю го лосованием. , Каждый избиратель может голосо вать только лично, являясь в поме щение для голосования и опуская избирательные бюллетени в запеча танном конверте в избирательный ящик. Избирательные бюллетени и конверт избиратель получает при пред’явлении им секретарю участко вой избирательной комиссии своего удостоверения личности и после про верки секретарем, что данный граж данин внесен в избирательный спи сок по этому избирательному участ ку. Затем он идет в изолированную от других лиц комнату пли кабину, специально приспособленную для за полнения избирательных бюллетеней, где вычеркивает неугодных ему кан дидатов,- оставляет в каждом бюлле тене фамилию того кандидата, за ко торого хочет голосовать, вкладывает бюллетени в конверт и, заклеив, опускает его в избирательный ящик. Очевидно, изолированных комнат или кабин в избирательном участке при дется иметь две-три, чтобы не затя- гнвать очередь гелюсующих. Таков в общем процесс голосова- вия. Запросов по этому поводу, очень много, но, мне кажется, что глава VII «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» дает полный ответ на восникающие вопросы о порядке го лосования, следует только вниматель но прочитать эту главу. Об определении результатов выборов «Положение о выборах в Верхов- еще не превращается. Окружные ко- ветами депутатов трудящихся авто номных областей. Окружные избирательные комис сии регистрируют выставленных кандидатов в Совет Союза н Совет Национальностей, снабжают участ ковые комиссии избирательными бюллетенями, производят подсчет м- лосов и выдают избранному депутату удостоверение об избрании. Окружные по выборам в Совет Союза избирательные комиссии, по мимо этого, наблюдают за своевре- скруте. Утверждаются опи Президиу- 1менной организацией избирательных мамн Верховцых Советов республик участков советами и исполкомами и и советами депутатов трудящихся сгоевременным составлением и *0Ее’ ЕЫШающим , исло избираемых делу автономных областей и нацнональ- денпем до всеобщего сведения елп- ных округов. Они наблюдают за не- 01108 избирателей, рассылают по уклонным исполнением в ходе вы* участкам избирательные конверты, боров «Положения о выборах в Вер- \ Участковые избирательные комис- ховный Совет СССР», рассматривают спп организуются по принципу вы- жалобы ва неправильные действия нестоящих избирательных комиссий и утверждаются в городах городски- избирательны! комиссии и выносят и в гороаах ( рай(ШНЫЯ по ним окончательные решения. j делением — районными советами, в Окружные избирательные компс- * сельских местностях—районными со- сии по выборам в Совет Союза и по ветамн — не позднее чем за 40 ный Совет СССР» в целом ориенти руется <на широкие массы трудящих ся, оно направлено к тому, чтобы как можно лучше обеспечить избира тельное право граждан Советского Союза. Статья 85 говорит, что при вскрытии избирательных ящиков л подсчете голосов имеют право при сутствовать специально на то упол номоченные представляли общест венных организаций и обществ тру дящихся, а также представители пе чати. Признаются недействительными бюллетени неустановленного образца и цвета, поданные без конверта или в конверте неустановленного образ ца; с количеством кандидатов, пре- районы будут входить в округ це- j Желательно, чтобы окружной центр лыми. Практика показала, что не во всех округах будет точно по 300 тысяч населения, но эти отклонения от нормы при первой наметке оказа лись незначительными, они, как пра вило, не выходят из пределов 3— 5 процентов. Математическую точность при этом распределении населения по округам, разумеется, провести не возможно: ведь каждый день проис ходит прирост и убыль населения, располагал солидной культурной ба-.1 зой и типографией, могущей обслу жить выборы в округе. Вообще вы бор окружного центра и приписка к нему тех или иных районов требу ют большой вдумчивости и знания не только географии, но и сред#в связи, нутей сообщения и пр. Несколько иначе будут организо-i вапы округа по выборам в Совет На циональностей. Избирательный округ по выборам в Совет Нацпопально- ьыборам в Совет Национальностей составляются из представителей об щественных организаций и обществ трудящихся в составе председателя, заместителя председателя, секреттря и 8 членов. При чем окружная из бирательная комиссия но выборам в Совет Союза утверждается краевыми и областными советами депутатов трудящихся в республиках, где есть краевое пли областное деление, и Верховными Советами. где такового деления пет. Избирательные окруж ные комиссии по выборам в Совет Национальностей утверждаются Вер ховными Советами республик и го дней до выборов. . Участковая комиссия производит по избирательному участку прием избирательных бюллетеней, подсчет голосов по каждому клдодачу в де путаты Совета Союза и Совета На циональностей. По окончании голо сования и подсчета — делопроиз водство по выбооам передает р ок ружную по выборам в ?о$ет Союза и в окружную по выборам в Совет Национальностей избирательны* ко миссии. На участковую избирательного ко миссию возложено проведение голо сования избирателей. 0га, так ска- татов (ст. 90). На основании протоколов, посту пивших от участковых избиратель ных комиссий, окружные комиссии по выборам подсчитывают результа ты голосования. Кандидаты в депутаты Верховного Совета СССР, получившие абсолют ное большинство голосов, т. е. боль ше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действи тельными, считаются избранными (ст. 104). После подписания протокола пред седатели окружных по выборам в Совет Союза и Совет Национально стей избирательных комиссий огла шают результат выборов и выдают избранным кандидатам в депутаты удостоверения об их избрании. Этим заканчивает весь цикл вы боров в Верховный Сове? СССР, вер нее — заканчивается общественно- политическая часть выборов, ибо ра бота центральной, ревпубликансиих и окружных избирательных комиссий миссии по выборам в Совет Нацио нальностей, а также в Совет Союза свои протоколы посылают в комис сии по выборам в совет националь ностей союзных и автономных рес публик н в Центральную избира тельную комиссию. Центральная из бирательная' комиссия регистрирует избранных депутатов в Верховный Совет и все делопроизводство по вы- -борам сдает мандатным ' комиссиям Совета Союза и Совета Национально стей. Ло представлению мандатной комиссии палаты решают либо при знать полномочия, лпбо кассировать выборы отдельных депутатов. Выборы в Верховный Совет Союза по новому избирательному закону на основе Сталинской Конституции есть новая веха в историческом развитии народов СССР и в истории советско го государственного строительства. Демократизация избирательной си стемы по принципу всеобщего, рав ного и прямого избирательного пра-* ва при тайном голосовании приведет в результате ее осуществления к дальнейшему усилению политической .актинноста масс, вовлечению новых слоев трудящихся в управление пг сударством. Диктатура пролетариата будет более гибкой, а стало быть бо лее мощной системой государствен ного руководства рабочего класса об ществом. Новый избирательный закон вр- пло^цает в себе последовательный ■ до конца выдержанный советский со циалистический демократизм, он сви детельствует о несокрушимой силе советского государства и советского народа, безгранично преданного делу гартии Ленина—Сталина, делу борь бы за коммунизм. («Правда», от 2 сентября 1937 г. . Передано по телеграфу).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz