Полярная правда. 1937, октябрь

W» mo < а ---г— _ J U . b ^ t o w ^ w y . • « « ( l i n u j i l l I « W I Г . g T I W i r r r r ^ - . ча ШИ й ** ' Р Ч д д н н: б< И от. О) I с CI со т 0 ( ге Н( ЛР СТ го- вь СТ че по ко нь по CK лк> ка ын ты Je i 1У Наша советская интеллигенция—это совершенно новая интеллигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством“ (И. В. С Т А Л И Н ) <!■ КЕМ КЕМ Я БЫЛ, Я СТАЛ ... Барка с лесом ползла по Марж- i Стирается грань между физмче- инской системе. Измученная команда скнм н умственпьгм трудом. Осутцест- думала отом, что вслед за томитель. вляются великие идеи большевизма, ным плаванием придет тоскливая, Вчерашний кочегар — сегодня руко- полная передряг стоянка у пристани, водитель большого хозяйственного Застывший на холодном ветру ма- предприятия. Вчера полуграмотный ленький матрос — 14-летний Мишка человек — сегодня владеет сложны- упорно думал об одном. Он лелеял ми науками — гидрологией, химией, мечту о машине. О машине внутри высшей магематикой, иностранными судна, которой управляет человек. И языками, электротехникой, овладева- тогда он решил: — добьюсь, буду ет марксизмом и ленинизмом, механиком. \ ... На выпускном вечере Академии, которую я закончил в этом году, в моей памяти ярко встал далекий эпи. зод детства. 1909 ?од, — когда я впервые начал свой трудовой путь. Вспомнилось многое, медвежий угол Онежского района — деревня Пого. стище. 1914 год. Я — на Мурман*. Работа на лесопильном заводе Бергрена, где я получал 22 рубля в месяц, пароходы, на которых плавал кочегаром и матросом. Все это поза- 11 . Волей партии большевиков я стал командиром производства, специали­ стом с высшим образованием, совет­ ским интеллигентом. В сентябре 1927 года я сдал экс» терном государственный экзамен на механика 3 разряда. Конечно, знания у меня были больше практические, приобретенные в плавании. Первой серьезной моей учебой бы­ ли занятия на годичных курсах ком­ состава морского транспорта, куда меня (тогда отсекра партколлектива , Совторгфлота) направила наша орга- Расти эстолько, что я теперь сан визация. Настоящие, углубленные буду проектировать и строить машн- П ерейдем, нанснец, к вопросу об интеллиген­ ции, и вопросу об инженерно-технических ра­ ботниках, о работниках культурного фронта, о слу­ жащих вообще и т. п. Она также претерпела боль­ шие изменения за истекший период. Это уже не та старая заскорузлая интеллигенция, которая пыталась ставить себя над классами, а на самом деле служила в своей массе помещикам и капиталистам. Наша со­ ветская интеллигенция это — совершенно новая ин­ теллигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством. Изменился, во-первых, со­ став интеллигенции. Выходцы из дворянства и бур­ жуазии составляют небольшой процент нашей совет­ ской интеллигенции. 80 — 90 процентов советской интеллигенции — это выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоев трудящихся. Изменился, накснец, и самый характер деятельности интеллиген­ ции. Раньше она должна была служить богатым классам, ибо у нее не было другого выхода. Теперь она должна служить народу, ибо не стало больше зксплоататорских классов. И именно поэтому она является теперь равноправным членом советского об­ щества, где она вместе с рабочими и крестьянами, в одной упряжке с ними, ведет стройку нового бесклас­ сового социалистического общества. Как видите, это совершенно новая, трудовая ин­ теллигенция, подобной которой не найдете ни в одной стране земного шара. (И. В. СТАЛИН) Любимая Родина Р АДОСТ Ь Т Р У Д А Какие радостные, замечательные дни переживаем мы сейчас! Все на­ селение многомиллионного Советского Союза приветствует исторический декрет советского правительства о назначении па 12 декабря дня выбо- боров в Верховный Совет СССР. щегося населения Советского Союза под руководством любимой, непобеди­ мой партип большевиков. Сталинская Конституция ведет советский народ к новым победам, к борьбе за построение коммунизма. Сталинская Конституция еще шире лучшим учитель человечества ликий Сталин. ве- Декрет опубликовап. Советское открывает двери к сокровищам нау- учительство пойдет на выборы и от- ; ки, культуры, техники, искусства, даст свои голоса за лучших сынов Всюду и везде можно проявить свой Зам. начальника тралового флота МАРКЕЛОВ. V Я мечтал когда-то всето-навесго стать механиком, понять машину. Я познал ее. А партия помогла мне вы- нашей РодийЪ 1 , за зиатных, честных, преданпых делу партии Ленина — Сталина советских патриотов. Такую счастливую жизнь, ггакую прекрасную Родину, такое замеча­ тельное государство имеем мы и только мы, — зажиточный, счастлн. вый народ. Советский народ имеет Ста­ линскую Конститущно, самую демо­ кратическую Конституцию в мире. Это величайший документ социали- талант, свои способности. Ведь моло­ дым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Нам, советским учителям, совет­ ской интеллигенции, живущей и ак. тивно работающей в стране победив­ шего социализма, партия и прави­ тельство доверило воспитывать пре_ красное жизнерадостное поколение советских детей, борцов за комму, низм, любящее нашу. Родину, нащрх вождей. Велика задача воспитывать стнческпх побед, достигнутых за 20 : наших детей. Но мы с ней должны лег героического творчества рабочего справиться и справимся, ибо нас ра- класса, крестьянства, всего трудя- ! стит н закаляет лучший человек, Мы должны всегда помнить и знать, что враг тем лютее и злее, чем больше и ярче наши победы. Мы должны знать, что враг попытается и во время выборов вредить нам. Разоблачим презренную вражескую агентуру, уничтожим всех и всяче­ ских врагов народа. В первый день избирательной кам­ пании каждый честный советский учитель должен посмотреть, как он несет в массу сталинский избира­ тельный закон. Каждый должен стать активным пропагандистом этого зако_ на, донести до каждого избирателя мудрые слова товарища Сталина. Пет сомнения, что армия народных учителей, советской интеллигенции еще раз покажет свою преданность любимой ленинской партии и совет, ской Родине. Директор 4-й школы А. РЫЖИК. знания, приобщение к большой куль­ туре, теоретической работе дала мне высшая пгкола. С апреля 1934 года по сентябрь 1937 я был студентом Академии Наркомппщепрома имени тов. Сталина. Наша рыбная группа, начиная со второго курса, держала красное зна­ мя. Мы учились отлично, чтобы мно_ •гое узнать н отдать потом свои зна­ ния народу, чтобы советская интел­ лигенция шла, как учит товарищ Сталин, в одной упряжке с рабочи­ ми и крестьянами. пы. Готовлю сейча-с дипломную рабо­ ту — «проектирование нового типа тральщика с применением усовершен­ ствованных методов обработки ры­ бы*. И я невольно часто говорю сам се­ бе: бедняцкий сын Михаил Маркелов — кем ты был и кем стал. На какие высоты привела тебя Октябрьская революция. М. И. МАРКЕЛОВ — зам. начальника Тралфлота. Да, жизнь прекрасна! Годы непрерывного роста Мой отец не мог в детстве учиться. ! цпалистической революции, в выс- В глухой грузинской деревушке не шем учебном заведении я получил было школы. Царское правительство, высшее образование. Здесь ж>е, нз нещадно угнетавшее многонациональ- кандидатов переведен в члены вели- иый трудовой люд. всячески пре- ленинской партии большевиков, граждало ему путь к свету, учебе, В 193/ году я сдал государствен, книжке. ! ный экзамен на звание учителя Мое детство прошло совсем по-дру_ ! средней школы. Теперь преподаю фи- гому. Из 25 лет, прожитых мною, ЗККУ в 20 школе Мурманска, больше половины отдано тчебе. Я | Им брат также получил высшее Когда я утром иду па работу и еще издали вижу белые корпуса це­ хов, каждый раз вспоминаю старые, пригнувшиеся к земле помещения, где находились механические мастер, ские. В маленьких, плохо оборудованных мастерских в 1933 году я начал свою работу в Мурманске. В отделе капитального строительства стал ра­ ботать заместителем старшего бухгал­ тера. На мой стол ежедневно ложи­ лись стопки бумаг с цифрами. Я вн- j дел в них этажи новых цехов, мощ­ ность нового оборудования, десяггки кораблей, промышляющих в море. И я был не простым свидетелем строительства, не регистратором ка­ питаловложений, а участником боль­ шой работы. Сознание этого наполняет меня законной гордостью. Интеллигенция в советской стране — это боевой отряд активных по­ мощников партии и правительства. Вскоре же после решшоцжи я на, 10СЬ мать спала вла чал учиться на счетовода. А затем, из д книжка работая пад собой, достиг одлее вы. ■мел возможность получить девяти- I образование. Он закончил институт ! Советский интеллигент — это чело- восточных языков. j век, для которого, как и для всех В ряды советской интеллигенции честных трудящихся нашей страны, встают сыны и дочери рабочего самой почетной и священной обязан- Демобклизовавшись, я работал на ! класса и крестьянства. Их растит, 1 ностью является беззаветная предан- летпее образование на родном языке, потом ленинский комсомол направил меня на учебу в военную ш колу . яаводе в Баку. Но вскоре снова был учит, воспитывает и закаляет вели- направлен на учебу в Ленинград- кая родина социализма, ский педагогический институт. Здесь,! • Михаил ПЕТРИАШВИЛИ— в прекрасном городе — колыбели со. | учитель 20 школы. Старший бухгалтер ДРАБКИН. V тем, чем я стал сейчас? И сам отве­ чаю, — конечно, нет. Никогда...» Я мог быть, и был на самом деле, продавцом в фруктовой лавочке, бу­ лочником, пекарем, во никак не фи­ нансовым руководителем предприя­ тия. Только после Великой Октябрь­ ской социалистической революции ность великой Родине. т. | открылись широкие возможности для Иногда я думаю: — мог ли я. вы- ; , А л- e ’ S роста и развития всем без исключе- ходец из бедняцкой семьи, да еще дз иия национальностям, населяющим еврейской, при старом строе стать великий и могучий Советский Союз. сокой квалификации. Сейчас я стар­ ший бухгалтер отдела капитального строительства судоверфи. Я — равноправный человек вели­ кого коллектива строителей. Это дала Октябрьская революция, это золоти- замечательные слова о старой и ми буквами записано в Огалинской новой интеллигенции. Так, вот, я от- Конституции. i ведала «вкус» той старой, заскорузл Высокое звание советских, ивгел-! " * *™ рая ДУ«м» лигекта я стараюсь оправдать чей- сгоять взд * » * • ■ .* « хме , служила капиталистаж и помещикам, ним , безупречным орошением , про- ^ ш в , нс мог.,а изводственной и общественной ра- простить моему жужу-врачу, что я, боте._Еще не было случая, чтобы от. его жена — дочь «простого» народа. четы, представленные мною, сдава. I Занимаясь самообразованием, уже лпсь позже срока или низкого каче- после революции, я сдала экзамен за ства Меня неоднократно премировали 7 ыа(яов. А еще позже — осуще- . ствила заветную мечту. Я поступи - в прошлый год путевкой в сана- ; да в первый медицинский ленинград- торин и нынче в дом отдыха в Не- 1 ский институт. Окончила его и не- тергоф. ; сколько лет работала в известной Счастливая жизнь у мои детей, ленинградской детской больнице им. Старшая дочь — в Мосрыбвтузе. Р»У*ФУ<»- С 1934 года я работаю . _____ _ на Крайнем Севере. Сейчас соби- учится на последнем курсе, младшая 1 раюсь на курсы повышения квалн- дочь хорошо окончила десятилетку, а фИКации врачей. Врач А. ФАТЬЯНОВА. %__ Книжка для моей мамы казалась J пых советских законов 4 а^нщине- бездельем. Поэтому читать приходи- матери. При жне открыл в Мурманске детскую консультацию, организовали молочную кухню. Мы имеем возмож­ ность снабжать матерей ■ малышей необходимыми шггательнкжн молоч­ ными смесями. Когда ж втежу счаст- манила. Хотелось знаггь мир, природу и, особенно, человека. 14-ти лет стала зарабатывать на хлеб. Занималась шитьем. сын первый год ходит в школу. И я о полным правом говорю: — Хороша жизпь и счастливы люди, которые живут ь прекрасной советской стране! Старший бухгалтер М. Л. ДРАБКИН. Думая о своей жизни, я вспоми- лица женщин, детей, когда наю слова товарища Сталина, мудрые М0ГУ оказать им помощь, ж бес­ конечно рада. Сердце мое наполняет­ ся законной гордостью. Чувствую, что государство не зри учило к и , дало мне профессию, обеспечил# ТРУД- Моей дочери — студентке меди­ цинского ВУЗ’* еще легче учитьел и работать. Она начала учебу нор­ мально, потому чт# Октжбрьежаж революция обеспечила ем с манит лет право на образование. Страшно подумать о жалкой роя интеллигента sa границей. 1 х>ди, оканчивающие высшие учебные за­ ведения, обречены на скитания, без­ работицу, голодную жигнь. В увкам тупике безысходности вапуталась интеллигенции жапиталжетжчвемх стран. На широкож пути расцвета я р#- ста, с полный сознанием своего ме­ ста в жизни, с огромной любовью с своей Родине идет вперед жителя- генпря советско! страны, люда *•- вых социалистических навыков, 14- вой сталинской закалки. Анастасия Григорьевна ФАТЬЯ­ НОВА — врач педиатр. Мой труд — это моя радость, моя любовь, мое удовлетворение жизнью. Я педиатр. Врач, который особенно нужен в наше время исключитель­ ной заботы о матери и ребенке. Велико счастье быть участником осуществления величайших гуман. Л. П. ЧЕХОВ Дядя Ваня яж е с т ь ж азн а и безыс­ ходность положения - неизменные спутника с т а - рой. дорево поционноО интел ­ лигенции. Она беспомощно ме та л а с ь . не находя себе места. Грязное болото мещанского ( бы та а пош/гости засагыв«ло русского дореволюционного ин­ теллигента. Он становился ц ,лишним человеком“ . Известный писатель А. П. Чехов прекрасно показал э ти х „лишних людей * в русской об­ щественной жизни 90-х годов прошлого столетия. Ниже мы помещаем отры в ­ ки из пьессы А. П Чехова „Д ядя Ван я", рисующей смрад жизни и тосклизую безвы ходкость интеллигента в царской России. Д Е Й С Т В И Е Ч Е Т В Е Р Т О Е (Телегин и Марина сидят друг про. тив друга и мотают чулочную шерсть). Телегин. Вы скорее, Марина Тимо­ феевна, а то сейчас позовут про­ щаться. Уже приказали лошадей по­ давать. Марина (старается мотать быстрее). Немного осталось. Телегин. В Харьков уезжают. Там жить будут. Марика. И лучше. Телегин. Напугалось... Елена Ан_ дреевна «одного часа, говорит не же­ лаю жить здесь... уедем, да уедем... Поживем, говорит, в Харькове, огля­ димся и тогда за вещами при. шлем...» Налегке уезжают. Значит, Марина Тимофгевпа, не судьба им ! жить тут. Не судьба... Фатальное предопределение. Марина. И лучше. Давеча подняли шум, пальбу — срам один! Телегин. Да, сюжет, достойный кисти Айвазовского. Марина. Глаза бы мои не глядели (пауза). Опять заживем, как было, по-староыу. Утром в восьмом часу чай. в первом часу обед, вечером — ужинать садиться; все своим поряд­ ком, как у людей... по-хрпстпанскп (со вздохом). Давно уже я, грешница, лапши не ела. Телегин. Да, давненько у пас лап. ши не готовили (пауза). Давненько... Сегодня утром. Марина Тимофеевна, иду я деревней, а лавочник мне вслед: «Эй, ты, приживал!» И так мпе горько стало! Марина. А ты без внимания, ба­ тюшка. Все мы у бога приживалы. Как ты, как Соня, как Иван Петро­ вич — ннкто без дела не сидит, все трудимся! Все... Где Соня? Телегин. В саду. С доктором все ходит, Ивана Петровича ищет. Бо­ ятся, как бы он на себя рук не за­ ложил. Марина. А где его пистолет? Телегин (шопотом). Я в погребе спрятал! Мар»4на (с усмешкой). Грехи! (Входят со двора Войницкий и Астров). Войницкий. Оставь меня (Марине п Телегину). Уйдите отсюда, оставьте меня одного хоть па один час! Я не терплю опеки. Телегин. Сию минуту, Ваня (ухо­ дит на цыпочках). Марина: Гусак: го-го-го! (собирает шерсть и уходит). Войницкий. Оставь меня! Астрсв. С большим удовольствием, мне давно уже нужно уехать отсю­ да, но, повторяю, я не уеду, пока ты не возвратишь того, что взял у же­ ня. Войницкий. Я у тебя ничего не брал. Астров. Серьезно говорю — не » задерживай. Мне давно уже пора ехать. ' 1 Войницкий. Ничего я у тебя не брал (оба садятся). Астров. Да? Что ж, погожу еще немного, а потом извини, придется употребить насп-тие. Свяжем тебя и обыщем. Говорю это совершенно серь­ езно. Войницкий. Как угодно (пауза). Разыграть такого дурака: стрелять два раза и ни разу не попасть! Этого я себе никогда не прощу! Астров. Пришла охота стрелять, ну, и палил бы в лоб себе самому. Войницкий (пожав плечами). Странно. Я покушался на убийство, а меня не арестовывают, не отдают под суд. Значит, считают меня су­ масшедшим (злой смех). Я — сума­ сшедший. а не сумасшедшие те, которые под личиной профессора, ученого мага, прячут свою бездар- \ ность, тупость, свое вопиющее бес­ сердечие. Не сумасшедшие те, кото- | рые выходят за стариков и потом у всех па глазах обманывают их. Я видел, видел, как ты обнимал ее! Астров. Да-с, обнимал-с, а тебе вот (делает нос). Войницкий (глядя на дверь). Нет, сумасшедшая земля, которая еще держит вас! Астров. Ну, и глупо. Войницкий. Что ж, я — сума­ сшедший, невменяем, я имею право говорить глупости. Астров. Стара штука. Ты не сума­ сшедший, а просто чудак. Шут го­ роховый. Прежде и я всякого чудака считал больным, ненормальным, а теперь я такого мнения, что нор­ мальное состояние человека — это быть чудаком. Ты вполне нормален. Войницкий (закрывает лицо рука­ ми). Стыдно! Если бы ты знал, как мне стыдно! Это острое чувство стыда не может сравнитьси ни с какою болью (с тоской). Невыносимо! (скло­ няется к столу). Что мне делать? Астров. Ничего. Войницкий. Дай мне чего-нибудь! О, боже мой... Мне 47 лет; если, положим, я проживу до 60-ти, то мне остается еще тринадцать. Долго! Как я проживу эти тринадцать лет? Что буду делать, чем наполню нх? О, понимаешь... (судорожно жмет Астро- ву руку) понимаешь, если бы можно было прожить остаток жизни как- нибудь по-новому. Проснуться бы в ясное, тихое утро и почувствовать, что жить ты начал снова, что все прошлое забыто, рассеялось, как дым (плачет). Начать новую жизнь... Подскажи жне, как начать... с чего начать... Астров (с досадой). Э, ну тебя! Какая еще там новая жизнь. Наше положение, твое и мое, безнадежно. Войницкий. Да? Астров. Я убежден в этом. Войницкий. Дай мне чего-нибудь... (показывает на сердце). Жжет здесь. Астров (кричит сердито). Пере­ стань! (смягчившись). Те, которые будут жнть через сто, двести лет после нас и которые будут презирать пас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно.— те, бьггь может, найдут средство, как быть счастливыми, а мы... У нас с тобою только одна надежда и еоть. Надежда, что когда мы будем почи­ вать в своих гробах, то нас посетят видения, быть может, даже приятные (вздохнув). Да, брат. Во всем уезде было только два порядочных, иптел- лнгенггных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обы­ вательская, жизнь презренна^ затя­ нула пас; она своими гнилыми испа­ рениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все... ... Войницкий (Соне, проведя ру- | кой по ее волосам). Дитя мое, как I мне тяжело? О, если б ты знала, как мне тязеело! Соня. Что же делать, надо жьть! (пауза). Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпели­ во сносить испытания, какие пош­ лет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит ваш час, мы покорно умреж н там за гро­ боммы скажем, что мы страдахж, чт§ мы плакали, что наж было юрь- ко, н бог сжалится иад нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящ­ ную, мы обрадуемся н на тепереш­ ние наши несчастья огляемся с умилением, с улыбкой — ж глох­ нем. Я верую, дядя, я веру» горячо, страстно... (становится перед жжм и. колени и кладет голову на §г* ру­ ки; утомленным голосом). Мы отдох­ нем! 1 (Телегин тихо играет на гитаре. Соня. Мы отдохнем! Мы флышмм ангелов, мы увидим все иеб# в ал- ' мазах, мы увидим, как все это зем­ ное, все наши страдания жотоиут в милосердии, которое наполнит собою •весь мир, и наша жизнь стаит ти­ хою, нежною, сладкою, как лаем. Я i верую, верую... (вытирает ежу плат­ ком слезы). Бедный, бедный, дядя Ваня, ты плачешь... (сквозь слезы). Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погода... Мы отдохнем... (обнимает его). Ны «т- дохнем! (O i t 4 h t сторож). (Телегин тнхо наигрываем; Парня Васильевна пишет на полях tjwmw- ры; Марина вяжет чулок). Соня. Мы отдохнем! Ч- ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz