Полярная правда. 1937, октябрь

« м К О ВСЕМ ША Х Т Е Р А М Д О Н Е Ц К О Г О Б А С С ЕЙНА И В С Е Г О С О В Е Т С К О Г О С ОЮЗ А Обращение 14.000 стахановцев и ударников-шахтеров Донбасса, собравшихся на Вседонецком слете в Сталино, Горловке и Макеевке Товарищи! Мы. стахановцы и ударники шахт Донбасса, в ответ на подлую, измен­ ническую работу япоио-немецшх троцкистом . бухаринских шпионов и вредителей. по призыву партии взялись за дальнейшее повышение производительности нашего труда и повышение добычи угля. К настоя­ щему моменту .в . Донбассе выросло свыше 14 тысяч чело-век спханов- цев и ударников, выло тающих установленные нормы ««работки ла 200 — 300 процентов. Этим мы показали, что киг ни старались подлые гады подозвать стахановское. движение, нм что не удалось. Стахановски? движение жн_ во. Стахановское движение подыма­ ет новые -пласты лучших люден. Этим мы показали, что мы явля­ емся не на словах, а на деле, пи­ томцами нашего великого, любимо-» го. дорогого товарища Ста т е к л. Это наполняет наши сердца гор­ достью, бодростью и уверенноггии. Мы приходим к XX годовщине Ве­ ликой Октябрьской революции с но­ выми победами. Однако, несмотря на то, что мы, стахановцы, канем и положим все свои силы на дело под- ема угольного Донбасса, на нашгх слетах не было и тени хвастовстза, не было я нет увлечения сзоими успехами. . Наоборот, мы отдаем себе полный отчет в том, насколько плохо рабо­ тает Донбасс, который в течение длнтельпого времени срывает госу­ дарственный план добычи угля и недодал стране г. 1930 году 4 с по­ ловиной миллиона тонн угля, а в 1937 году за девять месяцев — около 8 миллионов тонн угля. Трижды (проклятые враге на,:«ш. фашистские выродки •тропкпстско-бу- харпяс^)-рыковские диверсанты, не­ навидимые веем народом нашей Ро­ дины, немало навредили в Донбассе. Они сделали все для того. что'»ы по­ тушить всесоюзную кочегарку, еры- гсалн подготовит льные работы, про. водили вредиг'льскую практику «концентрации» горных работ, сры- { вали шахтное строительство ir ме- i ханизацию угледобычи, глушили но-; вые передовые системы горных ра- j опт. срывали мероприятия по техни­ ке безопасности и отравляли рабо­ чих. дезорганизовывали материаль­ ное снабжение шахт, разрушали ме­ ханизмы и всеми этими и другими вражескими средствами старались завести Донбасс в тупик. Но -враги «просчитались. Их оси­ ные гнезда разрушены. Немало троц- шстско - бухаринской нечисти уже выкурено из шахт и угольных тре­ стов Донбасса. Плнако после разоблачения вреди­ телей, после решения февральского Плену ма ЦК ВВП (б), после ясных и понятных каждому рабочему ве ­ ликих указаний товарища Сталина в его речи на этом Пленуме *ЦК ВКП(б) — хозяйственники, инже­ нерно технические работники, об­ щественные организации и шахтеры не взялись как следует быть за лик­ видацию -последствий вредительства. ■Мы. стахановцы, сознаем, что не должны ограничиваться только сво- ей личной доблестью н умением »ра- \ ботать. Мы должны быть организа­ торами, помогать выкорчевывать по­ следствия врелггельства, организо­ вывать массы на новый под'ем ста­ хановского движения и развернуть работу но вовлечению иовых тысяч шахтеров в ряды стахановцев. Мы помни# великие слова това­ рища Сталина о том, что социали­ стическое соревнование означает по­ мощь передовиков отстающим с- тем. чтобы вместе двигаться вперед. В Донбассе может и должно быть не. только 14 тысяч таких стаха­ новцев, как мы. Никаких чудес мы не творим, когда перевыполняем нор­ мы выработки в два и три раза. Мы честно и аккуратно исполняем свои обязанности, разумно н умело орга­ низуем <*вой труд. Таких, как мы, может быть в Донбассе не десятки, а сотни, тыся­ чи. Таких, как мы. может быть сот­ ни тысяч и в металлургии, химии, за состоянием горных выработок, нефтяной и других отраслях тяже- кровли, рам. Помните, что иебреж- лой промышленности, которые, к со- иость, невнимательность в этом де- жалению. не очень далеко ушли в ле ведет к завалам, авариям и сры- I ынолнении своих планов «г уголь- паег добычу угля, ного Донбасса. Товарищи машинисты злектрово- Нужно только выполнять yiw.ii * зов, вагонщики, работники движе­ ния партии об организации стаха- ния, коногоны! Берегите электрово- ■ новского движения, данные в реше- лы и вагоны, заботливо обращайтесь ! ниях ЦК ВКП(б) и в речах товари­ ща Сталина. Нужно только покончить раз и навсегда с беспечнойью. благод\- <иием, политической близорукостью и взяться решительно за полное вы­ корчевывание иоследствий вредитель­ ства. оздоровить шахты, очистить пх от грязи и хлама и h i b p c t h в них порядок. Донбасс может в кратчайший срок. — исчисляя этот срок не ме­ сяцами, а днями, — начать выпол­ нят!. план. Только благодушные ибеззаботные люди, пренебрегающие интересами нашего великого советского государ­ ства, могут и дальше терпеть невы­ полнение плана. Товарищи угольщики Донбасса, Кузбасса, Подмосковного бассейна, Караганды, Кизела, Челябинска. Че- ремхова, Ткварчелн и с других бас­ сейнов! Все, как один, возьмемся за на­ ведение большевистского порядка на тахтах, за ликвидацию на деле по­ следствий вредительства. Вместе с делегациями горняков Кузбасса и Подмосковного бассейна, присутствующими на нашем слете, мы вызьваем угольщиков всех бас­ сейнов Советского Союза на социа­ листическое соревнование за выпол­ нение планов, за покрытие угольно­ го долга стране, за большевистскую подготовку к 1938 году. с лошадьми, поддерживайте пути в j порядке, во-время исправляйте нх. держите их в чистоте, боритесь с простоями транспорта, не допускай­ те аварии на нем, i!ty они срывают угледобычу. Товарищи электрослесаря, монте­ ры, рабочие на вентиляционных, водоотливных, под’емных и дру~их механизмах! Берегите механизма, тщательно следите за ними, преду­ преждайте поломки и аварии, бы-тро и высококачественно ремонтируйте механизмы. Товарищи забойщики, крепильщи­ ки, машинисты, уборщики, работа­ ющие на подготовительных работах! Мы ждем от вас скорейшей ликви­ дации отставания подготовительных работ. Дадим 50— 60 метров npoxoi- ш штреков в месяц. Обеспечьте к концу года линию забоя шахт Дон­ басса не !менее чем в 27п дысяч метров. Товарищи стахановцы и ударни­ ки! К нашему <тыду на шахтах до сих пор есть «такие рабочие, кото­ рые подрывают железную дисципли­ ну п порядок из производстве, пло­ хо выполняют распоряжения коман­ диров, портят инструменты и меха­ низмы, позорят звание советского рабочего. Об'явим беспощадную борь­ бу с недисциплинированностью, раз­ гильдяйством, за твердый больше­ вистский порядок на производсгзе. Товарищи хозяйственники, инже Пусть шахта соревнуется с шах- неры и техники! кончайте скорее с тс!й, участок с участком, гбрлгада канцелярско 3 бюрократическичч ме с бригадой, рабочий с рабочим. Товарищи шахтеры! В стаханов­ ском движении, в борьб* за уголь j Вы должны -возглавить по-больше- должны участвовать рабочие всех ' вистски стахановское дваженте и годами руководства, так же как с ни­ ми покончил Наркомтяж в Главугле. Знатны** люди— мастера высокой производительаоан с Прокопь^- екой шахты нм. Ворошилова. Слева направо — бригадир забойщик И. Н. Курапов, горный мастер комсомолец П. И. Прохода, запаль­ щик К. С. Мишин и бригадир забойщик И. Н. Веснин, они снсте- * магически выполняют по 2— 3 нормы выработки. профессий. Они *все тесяо связаны между собой. Работа забойщика за­ висит от крепильщика, работа нава­ лоотбойщика зависит от врубмаши­ ниста. Товарищи машинисты врубовых машин! Добивайтесь ьеарерывпого потока угля, обеспечьте не менее цикла в сутки на врубовке, дайте вр\б на по.тиую длину бара, макси­ мально используя машину. Береги­ те врубовку, следите за врй. не до^ пускайте аварий. / Товарищи забойщики! Держите в порядке и правильно обращайтесь с отбойным молотком. Добивайтесь не­ прерывной работы отбойного молотка всю смену. Переходите на спарен­ ную работу. Тсвгрищи нгвалсотбойщини и пере, нссчики конвейеров! Широко при­ меняйте в своей работе передовые методы навалоотбойки и быстро ве- peuocure конвейера. Не оставляйте навесов и земников, не допускайте заштыбовки конвейеров. Товарищи крепильщики! Хорошо и быстро крепите, любовно следите обеспечить увеличение колателва циклов. Там, аде не обеспеяеяо руко- водстао стахайовтш движением, г»е нет настоящего стахановского двп_ ження, — там нет настоящей борь­ бы с последствиями вредительства. Антимеханизаторы и пределыцикп всячески тормозили внедрение и болыпевистс-кре использование ьру- бовых машин, транспортеров, новых механизмов на угледобыче, подгото­ вительных работах, в шахтном стро­ ительстве н .на других учасппх угольной промышленности. Разобла­ чить этих а 1 римеханнзаторов и пре- делыциков — обязанность каждого честного командира. Товарищи командиры! Кончайте с недопустимой близорукостью, бес печностью, медлительностью, не да­ вайте возможности разгильдяям сры­ вать работу гна производстве, очи­ щайте нашу промышленность от ко­ решков н остатков троцкнстско-буха_ рпнско-фашистской сволочи. Товарищи шахтеры! Наши серш, как сердца всех трудящихся пашей великой страны, загораются ра­ достью и гордостью за нашу прекра­ сную Роднну, за наш советский строй, за нашу партию, за нашего великого учителя и вождя товарища Сталина, нод мудрым водительством которого Советский Союз, идя от по­ беды к победе, «выходит к XX годов­ щине Октября мощной социалистине, ской державой с первоклассной про­ мышленностью,-^ крупнейшим в ми­ ре, передовым, коллективизирован­ ным сельским хозяйством, с гигант­ ски выросшей оборонной мощью. Выросшие богатства совег-кой страны, новая техника социалисти­ ческой промышленности, начоллен- ный нашим народом опыт соцна.ти- сдического строительства чаходят свое блестящее выражение в 1 «ноч. мощном фадмахе -поцпалгипичеткого соревнования и стахановского дви­ жения. Далеко -позади остались ннщ'та, безработица, бескультурье. Партия, советское правительство, лично товарищ Сталин, оказывали ; н оказывают угольной нромышлпн- ности н особенно Донбассу исключи­ тельное внимание и помощь. В наш родной Донбасс вложены за две ста­ линские пятилетки огромные средст­ ва. Донбасс оснащен новейшей тех­ никой. Гигантски растут, меняют свое лицо донецкие города. Созданы десятки новых поселков, клубов, дворцов .культуры, тезтров, школ. Жилищное и культурно-бытовое строительство для удовлетворения* нужд рабочих будет еще больше раз­ вернуто в ближайшее время. Но Донбасс — родина стаханов­ ского движения — не удержал вы­ соко его знамя в своих руках. Донбасс и шахтеры могут и дол­ жны, вступив- в новую полосу соци­ алистического соревнования, вновь поднять это знамя и занять по пра­ ву принадлежащее им передовое ме­ сто в стахановском движении. Донбасс должен сыграть большую роль в деле нового подема стах\- новского движения не только в угольной, но и во всей тяжелой промышленности, в первую очередь в металлургии и коксохимии. Тоаарищи металлурги! Стране ну­ жен металл не менее, чем уголь! Вы обязаны изо дня в день набирать темпы и не только выполнить планы производства, но и «вернуть свой долг стране. Для этого (мы дадимдля ваших домен и мартеновских печей столько угля,. сколько потребуется. Мы призываем вас, товарищи метал­ лурги, вместе с нами включиться в социалистическое соревнование. Роль угольного Донбасса велика для развития всего народного хозяй­ ства. Великие теоретики и строители социализма Ленин п Огалпн не раз подчеркивали значение угля для’ всего социалистического хозяйства, не раз указывали, что уголь это хлеб для промышленности, без кото­ рого она не ^ожет работать. Мы, шахтеры, несем поэтому осо­ бую ответственность перед нашей ве.такой Родиной за обеспечение дальнейших ее побед в строительст­ ве социализма и коммунизма, за укрепление обороноспособности на­ шей страны. Мы имеем все условия, чтобы бы­ стро ликвидировать последствия вре­ дительства, 'выполнить план и воз­ вратить долг'стране по углю и ме­ таллу. Советское правительство, партия, наш любимый вождь товарищ Сталин делают все для того, чтобы мы мог­ ли выполнить и перевыполнить план. Во главе тяжелой промышленно­ сти поставлен славный сталинский нарком — ближайший соратник ве­ ликого Сталина тов. Л. М. Кагано­ вич. Мы, стахановцы, шахтеры, ста­ линские ученики, будем -всеми си­ лами помогать своему любимому нар­ кому, н твердо уверены, что под во- | днтельсгвом мастера сталинского стн- j ля работы — тов. Кагановича, тяже. ; лая промышленность выйдет в пере- ' довые ряды социалистического хо­ зяйства. Мы уверены -в успехах, ибо нас ведет, нас учит, нас вдохновляет великий друг, отец и учитель — наш дорогой -.Иосиф Виссарионович Сталин. Под руководством партии, под руководством сталинского Цен­ трального Комитета и советского правительства, вдохновляемые ге­ нием великого Сталина, мы вместе с рабочими всех других отраслей— металлургами, химиками, нефтяни­ ками, работниками электростанций— сделаем тяжелую социалистическую индустрию еще более могучей, еще &олее передовой, еще более совер­ шенной. Мы идем к -великому празднику XX годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Стра­ на готовится к выборам в Верхов­ ный совет Союза ССР по Сталин­ ской Конституции. Все граждане на­ шей страны, где бы они ни работа­ ли — в забое ли, у сталеплавиль­ ных печей, у химических аппаратов или на колхозных полях, с радост­ ным волнением встречают день, ко­ торый положил начало нашей новой жизни. Рабочий класс п. в первую оче­ редь, донецкие шахтеры, испытав­ шие на своих спинах нагайки не­ нецких оккупантов, петлюровцев, де­ никинцев, помнят и знают, какой ценой завоевали себе рабочий класс и крестьянство новые фабрики иза­ воды, колхозы и совхозы, дворцы культуры, дома пионеров и новую счастливую, зажиточную, культур­ ную жизнь. Наши победы -велики, но наш ве­ ликий водитель товарищ Сталин не раз призывал нас не увлекаться, помнить, что мы окружены врагами, капиталистами. Мы знаем, что фа­ шисты разных мастей и разных стран точат ножи, чтобы в удобный для них момент вонзить их в сердце нашей Родины. Но не будет им это­ го удобного момента. Каждый, кто подымет нож свой на нашу Родину, будет раздавлен впрах. Наша родная Красная Армия растет изо дня в день, наша про­ мышленность н, в первую очередь, ее основа, тяжелая промышленность, обеспечит вооружение Красной Ар­ мии, а мы, шахтеры, обеспечим на­ шу Родину, пашу промышленность, металлургию, наши фабрики п з*’ воды, наш славный железнодорож­ ный транспорт углем разных сортов «I хорошего качествэ. Мы призываем всех шахтеров Дон­ басса, Кузбасса, Подмосковного бас­ сейна, Караганды, Челябинска, Ки- зела, Черемхова, Ткварчелн и дру­ гих угольных бассейнов единым мо­ щным голосом шахтера на призыв партии, на призыв -нашего вождя товарища Сталина ответить — дадим уголь нашей любимой социалисти­ ческой Родине, обеспечим ее даль­ нейшее процветание под славным великим руководством нашего родно­ го и любимого товарища Сталина! Шахтеры! Вперед к новому поды­ му стахановского движения, за вы­ полнение и перевыполнение государ­ ственного плана добычи угля! Шахтеры, металлурги, химики, нефтяники п все работники тяже­ лой промышленности, вперед к но­ вым великим победам! Сталино, Горловка, Макеевка. 6 — 8 октября 1937 года. Токарь-стахановец А. И. ЗАХАРОВ (Таганрогский завод «Красный Котельщик»), доведший выработку до 170 проц. нормы. А. ГУБЕНКО , Е. ЦИТОВИЧ Рассказы летчика Самая трудная фигура Иногда меня спрашивают — ка- i кая фигура в моей летной практике показалась мне самой трудной. Я невольно вспоминаю памятный день, когда инструктор, подняв меня на достаточную высоту, впервые дове­ рил мне ручку нашего «У-1». Бедная загнанная «аврушка»! Сколько нелепостей она испытывала на своем веку. Настала для нее. пора почувствовать и мою руку. Как и всякий учебный самолет, наша сав- рушка» имела двойное управление. Инструктор сидел в передней каби­ не. готовый в любую минуту пере­ хватить ручку, если я совершу ка- кую-ннбудь глупость. — Готовьтесь, — услышал я его голос в переговорной трубке. — Пе­ редаю ручку! Держите нос по гори­ зонту. Спокойно. Выдержка. Мягче движения. Не так, не так, не раз­ ражайте машину... Можно было подумать, что само­ лет нарочно не хочет слушать моего ‘правления. Нос самолета, который я должен был держать на уровне горизонта, то задирался в небо, то тыкался вниз. Машина клевала, вих­ ляла, дергалась, и чем крепче я сжимал ручку, стараясь ее выпра­ вить, тем упрямее дергался самолет. — Резко работаете!.. — продол­ жал инструктор. — Дайне машине время. Пусть она приходит в себя. Мягче, плавнее! Вы слишком упря­ мы! Это я-то упрям?! Я, а не маши­ на?! — Да она ж не идет, — кричал я, забывая, что инструктор все равно меня не услышит. — Она ж пры­ гает, як скаженный чорт! Полет превратился в пытку. Вести по прямой... Чего проще! Позор!.. Я сгорал от стыда. Куда же ты го­ дишься!.. Я вылезал из машины весь красный, готовый к суровому приговору. По вопреки ожиданию, инструктор глядел приветливо. — Ну что ж, неплохо, — услыь шал я. Вам все-таки удалось сде­ лать что-то вроде прямой... Для начинающих это самая трудная фи­ гура. С кольж ени е на кры ло Как я любил этот ураган, врыва­ ющийся в кабину, эту внезапную тугую платность воздуха, ощутимого почти как твердое тело, эти вихре­ вые потоки, выметающие все земные следы п запахи, этот воздушный душ, омывающий сердпе и легкие!.. Еще круче! Еще быстрее! Плоскости самолета дрожат от на­ пряжения, звенят металлические стяжки, свистит запутавшийся в них ураган. Накрепившнсь на одно кры­ ло, самолет стремительно теряет вы­ соту, расчерчивая небо по косой ли­ нии. В эти минуты я перестаю ощу­ щать футляр кабины. Вот он — открытый воздушный океан! Я чув­ ствую его своей щекой, ртом, рука­ ми, всем своим телом, как чувствуют его птппы, купзющиеся в лучах солнца. Однажды я увлекся скольжением до того, что пересек предельную, допустимую для пилотирования высо­ ту и, пакреннв самолет почти на девяносто градусов, продолжал безу­ держно падать. Раза два Стефанов- екпй повторил мне приказание вы­ равниваться на посадку, прежде чем я выхватил самолет из скольжения уже у самой земли. В этот день я впервые ощутил непередаваемую слитность с маши­ ной. Уверенность, с которой я завер­ шил скольжение, — я чувствовал это, — пришлась по душе самому инструктору. Но нарушение правил было палицо. По полю к нам бежал’ командир отряда, рассерженно ирнча на ходу: — Это что еще?.. Кто на само­ лете? Кто вам разрешил фигурять так низко’.. Инструктор, правил не знаете?!.. Стефановский обернулся ко мне i сказал тихо: — Пехорошо. Вы меня подвойте: Мне стало жарко от неловкости. Это было самое (тяжелое замечание; получеипое мною от инструктора за все время обучения. Три п а л ьц а Нет такого летчика, который не умел бы разговаривать на пальцах. Во всяком случае все важнейшие со­ общения летного характера он может передать этим способом соседу в воз­ духе с достаточной ясностью. К разговору на пальцах мы стала приучаться с первых же полетов. Правда, между кабинами инструшк.а и ученика была проведена переговор­ ная трубка, но это была односторон­ няя связь. Ученик мог только слу­ шать приказания инструктора, но при всем желании не мог ему ничего пе­ редать. Сами инструктора не особен­ но дове;.яли этой трубке и обычно, давая распоряжение ученику, тут же подкрепляли их наглядно!) жестику­ ляцией. - I Вспоминаю один случай, когда эта немая азбука сыграла со мной до­ вольно ьлую шутку. Мы разучивали перевороты. Эта фигура, налагаемая также «полу­ бочкой», далась мне без особого тру­ да. Она заключается в том, что нуж­ но чуть приподнять нос самолета, переверпуть:я через, крыло и запем выйти на прямую, как из петли. После того, как инстуктор пере­ дал в мои руки управление, я сде­ лал фигуру несколько раз, все боль­ ше п больше входя во вкуг. Я ждал дальнейших указаний инструктора, но как на зло у меня соскочили на­ ушники переговорной трубки. Тогда я решил, что пойму инструктора без слов по его жестикуляции. Он пока­ зал: большой палец, поднятый квер­ ху, три растопыренных пальца п плавно опускающуюся ладонь. В мо­ ем переводе эти знаки означали: — Неплохо! Ещи три раза, по­ жалуйста. А потом — на посадку. Я с недоверием посмотрел на зем­ лю. Высока показалась мне недоста- ггочпой. Я знал, что на каждом по­ ворот? учебный самолет теряет до ста метров высоты. Еще трп раза... Сколько здесь может быть до земли? А необходимый запас на случай- потери скорости?.. Но ведь инструк­ тор — бог, он наверно рассчитал все лучше меня. Еще три раза? Хо­ рошо! Я покажу ему, что я не боюсь, что я ему верю. Я взял ручку чуть на себя, дал «правую ногу» и уже положил было самолет на спнну, как вдруг почув­ ствовал, что управление перехвачено у меня рассвирепевшим инструкто­ ром. Самолет растерянно заколебался, выравнялся и пошел на посадку. Огефановский рассердился пе на шутку. Даже его обычная улыбка исчезла с лица, когда, рылезая из кабины и сердито сдирая с головы шлем, Он спросил: — В чем дело? Что с вами слу­ чилось? В землю захотели? — Вы же приказали мне сделать еще три поворота! — Я ?? — Но три пальца... — Три пальца! Три пальца зна­ чили трп сотни метров! Критическая высота, недопустимая для фигуры! Д еш е в а я честность Я старался быть правдивым во всем, кроме одной области: если це­ ной малепького обмана можно было пробыть на самолете несколько лиш­ них минут пли сделать сверх нормы пару фигур — я сдавался... На этот раз соблазн появился пе­ редо мной в виде облака. Мне было дано задание подняться над зоной на определенную высоту и вернуться на аэродром. Облако попалось мне на пути и навело меня на мысль ис­ пользовать его как воздушную шир­ му. Спрятавшись за ним, чтобы меня не могли увидеть с аэродрома, я по­ кувыркался и пошел дальше. Когда я вернулся с полета, дежур­ ный передал мне приказ явиться к командиру отряда: — Где вы сегодня были? — спро­ сил меня командир. • — В зоне. — Что делали? — Я попал в облака и взял вы­ соту выше заданной. — Скажите прямо — пилотиро­ вали без разрешения? Сколько пе­ тель? — Пилотировал. Пять петель и т[и переворота. — Пять и три. Точно. Я сам был в воздухе и считал каждую вашу петлю. Хорошо, что не соврали, а то за каждую петлю дал бы сутки аре­ ста. Все кончилось благополучно, по я уходил с тяжелым чувством. С луч­ шим настроением я пошел бы на | гауптвахту. Ведь, идя к командиру, я заметил, что его самолет только что сел и заранее догадался, что ко­ мандир наблюдал за всеми моими проделками!.. Я не соврал ему, но поступил еше хуже — спекулировал правдой. Эго получилось нечаянно и все-таки — было тяжело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz