Полярная правда. 1937, октябрь

я а НА П Р О М Ы С Л Е С Е Л Ь Д И Мптобот„Полюс" держит первенство Дальние Зеленцы, 9. (Наш корр.). По сообщению промразведки, сейчас против становища Гаврплово сельдь сконцентрировалась в мощный косяк. По приблизительным подсчетам, мо­ щность косяка определяется пример­ но в 225 кв. миль. Обнаружена сельдь также против становища Хар- ловка. Однако район между Гавриловым и Харловкой — свыше 60 километ­ ров — полностью еще не разведан. На промысле сельди в становище «Палия» н «Полярный* взяли по 35 центнеров каждый. Среди колхозных Лотов лучше всех промышлял мотобот «Стахано­ вец» (капитан т. Тарабарип). 8 ок­ тября оп выловил 54 центнера. Надо отметить, что снабжение ры­ баков в Дальних Зеленцах органи­ зовано очень плохо. В магазине на­ блюдаются перебои в доставке белого хлеба, булочных изделий, картофе­ ля, мяса н других продуктов, на которые рыбаки предъявляют боль­ шой спрос. Помещение магазина не Организовать траловый лов сельди Нарком пищевой промышленности тов. Микоян неоднократно указывал, что одна из основных задач дальней­ шего развития Мурманского рыбного бассейна заключается в том, что5ы п ближайшее время полпостыо ото ить траловый промысел сельди. Обманули зрителей 28 сентября жителям пос. Лаилан- В ВЕЧЕРНИХ ШКОЛАХ ВЗРОСЛЫХ Нетерпимое бездействие дня об'явнлн, что в клубе бу­ дет показана кино-каргина «Иудушка Головлев». Однако вместо «Иудушки Трудящиеся нашей страны широко использовывают золотыми словами записанное в Сталинской Конститу­ ции право па образование. Партия и Головлева» показали картину «Иуда», правительство, проявляя величайшую которая шла здесь 2-4 сентября. Зри- j заботу о повышении грамотности па- тели покинули кл\б. На требование селения, открывают новые школы, полученные за ! расширяют фронт массовой лпквнда- возвратить деньги, Презренные враги парода, орудо- | билеты, киномеханик Козаков отве- цип неграмотности и малограмотно- гогическими кадрами. И, что особен­ но петерлнмо. — главным образом нехватает преподавателей русского языка и литературы. Учебная работа организована с большими погрешностями. И совер­ шенно правы учащиеся, когда уже сейчас они выражают законную тре­ вогу об успешном окончании про- Дальнне Зеленцы сейчас находится 1 отвечает своему назначению. Собст- более 50 моторпых ботов. Уловы с каждым днем повышаются. Моторные суда Морлова, выходившие на про­ мысел 8 и 0 октября, привозили от 20 до 50 центнеров сельди. Мотобот венно, это маленький ларек. Здание же магазина занято под общежитием. Рыбаки требуют от травления Терпберскосо Рыбкоопа и Рыболов- потребсоюза наладить бесперебойную «Полюс» за два дрейфа выловил 84 торговлю в Дальних Зеленцах, центнера в 94 дрифтерных сети. БЕЛОЗЕРЦЕВ. Навести большевистский порядок на промысле Из Терпберкн, Гаврилово и Даль- выезжают на место лова, предпочи- ннх Зеленцов приходят вести о новых мощных подходах сельди к восточ­ ному побережью Мурмана. Передовые стахановские бота Морлова и колхо­ зов, ежедневно выходя на дрифтер­ ный промысел, возвращаются с бога, тымп уловами сельди. Мотоботы «По­ люс», «Палия», «Хариус», по-ста­ хановски организуя труд на промыс. тая руководить промыслом при по­ мощи телефона. И неудивительно, что такие канпелярско-бюрократпческпе методы работы приводят к печальным последствиям. Огромный рыболовец­ кий колхозныйфлот по существу без­ действует. Дисциплинирующим началом, оп­ ределяющим н качество руководства, лс, пзо дня в день привозят от 40 является твердый план, твердое еже- до 50 центнеров крупной жирпои сельди. Среди колхозных мотоботов успешно промышляют «Чапаев», «Ястреб», «Байдуков», «Стахановец». Имеются все благоприятные ус­ ловия для •развертывания настояще­ го массового дрифтерного промысла сельди. Колхозники - рыбаки п мо­ ряки Морлова могут ежесуточ­ но вылавливать как минимум 1000 центнеров первосортной сельди. Между тем, в течение первой пя­ тидневки октября все рыболовецкие организации Мурмана выловили все­ го лишь 650 центнеров. Некоторые нз руководителей этих организации пытаются оправдаться тем, что якобы погода не благоприятствует успеш­ ному лову сельди. Напрасные поту­ ги! Они никого не могут обмануть. Ведь в это же время передовые мото­ боты Морлова пе прекращали про­ мысел, ежедневно привозили хорошие уловы сельди. Дело, конечно, пе в «неблагопри­ ятной погоде», а в неповоротливости. инертности и безрукости самих ру­ ководителей. Ведь факт, что больипя половина рыболовецкого флота отста- 'Ьвается в становищах. С 8 -на 9 ок­ тября, например, на промысел выхо­ дило только лишь 38 ботов, тогда как по сведениям самих же руково­ дителей Рыбаксоюза и Морлова в Дальних Зеленцах скопилось свышз 70 промысловых ботов. Основная беда заключается в том, что до гих пор на дрифтерном про­ мысле сельди нет элементарного по­ рядка. пет четкого, оперативного ру­ ководства ловом. Руководители и инженерно-техни­ ческие работники Рыбакколхозсоюза (Сазонов, Телятников), прямо-таки игнорируют дрифтерный промысел сельди. Они почему-то до сих пор не суточное оперативное задание. Од­ нако ни в одной из рыболовецких организаций Мурмана нет таких ежедневных оперативных заданий по добыче сельди. Трудно об’яснить, по­ чему руководители Мурманрыбы до сих пор не делают этого. Но несом­ ненно одно, что так руководить дриф­ терным промыслом сельди ни в ко­ ей -мере нельзя. Рыбаки справедливо возмущаются безобразиями, творящимися на про­ мысле. Команда поискового мотобота «Пунда» с 20 августа не может по­ павшие в Мурмаирыбе и в Полярном паучно-исследовательском институте, всячески тормозили и срывали вы­ полнение этой основной задачи. Зимой 1937 года делались кое-ка. кие попытки, попытки робкие и не­ решительные, начать освоение сель, дяного трала. Даже и эти первые опы­ ты со всей очевидностью доказали, что задача тралового промысла сель, ди безусловно разрешима. Но распоряжению Главрыбы для опытных работ по тралированию сельди был внделеп дпзельпый ipay. лер «Сом». Однако это судно систе­ матически задерживается в ремонте. Всякие сроки выхода траулера из ре­ монта давным-давно уже прошли, а ремонт продвигается крайне медленно и плохо. Это со всей очевидностью свидетельствует о том, что в Мурман- рыбе до сих пор еще не искоренено вредительское отношение к лову сельди. И в самом деле. Чрезвычайно странно н подозрительно то обстоя, тельство, что руководители Мурман­ рыбы я ПИНРО даже и сейчас, когда мощные косяки сельди подошли к берегам Мурмана, пе желают по-на­ стоящему взяться за опытные рабо­ ты по освоению тралового промысла. Сейчас, как никогда, имеются ис­ ключительно благоприятные возмож­ ности для тралового лова сельди. Да­ же скудные данные промразведки го­ ворят о том, что сельдь держится гу_ стым косяком на площади в 225 квадратных миль. Руководители Мур- манрыбы и тралфлота обязаны в кратчайший срок выделить несколько дизельных судов и послать пх на тнл: «Я не виноват, что мне не дали новой картины. А денег не верну». ДМИТРИЕВ, БОБРИНЦЕВ. сти. В школах учатся не только де- i граммы. Беспечный профработник Местком коммупальпого управле. пня Мурманрыбы (зам. председателя Матвеев) не считает своей обязан­ ностью заниматься социальным стра. хованием. Это важное дело местком сводит только к выдаче пособий. Культурно-массовая и щюфплактиче. ская работа в месткоме коммуналь. ного управления запущена. Раньше этим занималась группа страхделега­ тов, но Матвеев почему-то считает пх работу бесполезной п группу страхделегатов распустил. Бездеятельность месткома ярко по­ казывают такие факты: заболевав, мость рабочих в коммунальном уп­ равлении в этом году увеличилась. За первое полугодие фонд по времен, пой нетрудоспособности перерасходо­ ван больше чем в два раза. Закон о труде в коммунальном уп­ равлении часто нарушают. Но этого местком ие замечает. Буквально под боком у месткома несколько месяцев подросток Федоров работал наравне со взрослыми. Местком ие заинтере­ совался этим до тех пор, пока Федо­ ров не заплел. * Окружком союза рыбников должен заинтересоваться работой месткома ти, но и взрослые. И пе только в начальных учебных заведениях, но и в школах среднего образования. В этом году в Мурманске органи­ зованы 5 вечерних школ для взрос­ лых. В них занимаются 1.100 чело­ век. Без отрыва от производства опи настойчиво и упорно стремятся по­ лучить зиания в об’еме средней шко­ лы. А получив среднее образование, они мечтают о дальнейшей учебе в высших учебных заведениях. Это высокое стремление нужно всемерно поддерживать. Людям, рабо. тающим на производстве и одновре­ менно учащимся в школах, нужно оказывать большую помощь, учеба для них должна быть организована особенно четко и образцово. А как обстоит дело в Мурманске? Помещаемые сегодня три письма учащихся вечерних школ среднего образования показывают, что на этом важнейшем участке имеется мпого безобразий и недочетов. Школы ие укомплектованы педа- Персональную ответственность за состояние работы вечерних школ среднего образования взрослых несет зав. ГорОНО Дмитриев. Однако до спх пор он не проявил хотя бы са­ мой элементарной заботы о действи­ тельно четкой организации учебы в школах взрослых. Ограничивает он свою деятельность на этом важней­ шем участке бесстрастной регистра­ цией промахов и недочетов. Какая от этого польза?! Городской отдел народного образо­ вания только еще думает организо­ вать скользящие группы д а уча­ щихся, работающих на производстве в разные смены. А ведь это органи­ зационное мероприятие нужно было провести с первых дней учебы. Нужно сделать все необходимые выводы из помещаемых сегодня пи­ сем учащихся. Нельзя терпеть безо­ бразий в постановке учебы. Школы ср&него образования взрослых долж­ ны работать образцово. После звонка лучить зарплаты. По одному уже ( фщ дщ д е тралировапие сельдп в этот I коммунального управления и, в част- этому факту можно судить о том. как безобразно плохо организована пром­ разведка п обслуживание рыбаков поисковых судов. На дрифтерном промысле сейчас работает три комбайна Морлова. Эти большие суда для сокращения пз- липшнх пробегов из стаиовища на промысел п обратно имеют все воз­ можности организовать бочковый посол. Однако этого и посейчас не сделано. Непонятно, чем же тогда занимается находящийся на лову на­ чальник Морлова Безденежных? Кстати, все эти комбайны были от- правлепы на дрифтерный промысел без дрейф-якорей. Окружком ВКЛ(б) в* свое зрем* обязал руководителя Рыболовпотреб- союза Шпигеля организовать на по­ бережье, н особенно в местах скоп­ ления рыбаков, бесперебойную тор­ говлю. Шпигель решение это пе выполнил. На промысле нет плавлавкн, а в местных магазинах нехватает продуктов первой необхо­ димости. Очевидно, что Рыболовпог- ребсоюз н его председатель Шпигель саботируют дрифтерный промысел сельди, лишая потребителя этого вы­ сококачественного продукта. район. ностн. работой Матвеева. Звонок. Спешишь скорее в класс на занятия. Но проходит несколько минут , а учеба не начинается. Потом сообщают: — Можете пттн домой. В чем дело? Оказывается, не пришел педагог. Остается одно: со­ брать книги и последовать совету— отправляться во-свояси. Такие случаи бывают, очень часто в вечерней школе Л? 18 для взрос­ лых. Здесь вошли в систему срывы занятий. Некоторые педагоги, являясь свое­ временно в школу, все же до коЪца урок не проводят, ссшаясь на свою перегруженность, переутомленность н неподготовленност^^поэтому, к заня­ тиям. Мы занимаемся уже больше меся­ ца, а в 10 классе до сих пор еще не было уроков истории и литерату­ ры. П это в то время, когда прог­ рамму предыдущего, девятого, класса мы тоже полностью? не прошли. Поступая в школу, мы думали о серьезном повышении уровня своих знаний, о глубокой подготовке для поступления в высшие учебные заве­ дения. Но при существующей систе­ ме занятий нашим замыслам, конеч­ но, ие суждено сбыться. ЖАРАВИН. „Методы" педагога Попова И вечерней 20 -й школе взрослых русский язык и литературу препо­ дает педагог Попов. Частенько на за­ нятия он приходит неподготовленным, а на наши, учеников 7 класса, справедливые замечания отвечает потоком незаслуженных оскорблений. Недавно произошел такой случай: Педагог Попов щмводит очередно€ занятие. Вызывается один из уча­ щихся. Преподаватель задает ему ряд вопросов. — Этот материал мы еще не про­ ходили, — отвечает учащийся. Тогда Попов произносит следую­ щую речь: — Критиковать своих педагогов вы можете, а на подготовку к заня­ тиям времени нехватает? Никуда это не годится, нельзя критиковать учителей. Зря вас собрали сюда, все равно ничего пе получится. И это повторялось после вызова почти каждого учащегося. На уроке присутствовал директор школы Бупгуев. Вся эта возмути­ тельная сцена происходила на его глазах. Но он не посчитал нужным одернуть Попова. Присутствие директора в класс* свелось к роли зрителя, посторонне­ го и равнодушного ко всему происхо­ дящему. Я выступила на уроке с замечанием педагогу о недопустимо­ сти проведения занятий подобным методом. А Бушуев после урока, иронически улыбаясь, сказал мне: — Ну, как, помогло ваше выступ­ ление?... Вечерние школы для взрослых созданы для того, чтобы трудящиеся нашей страны могли без отрыва от производства получить среднее обра. зовапие. Это очень важная и ответ­ ственная задача. Она может быть выполнена только в том случае, ес­ ли вместе с учащимися будут бо­ роться за высокое качество учебы s педагоги, и руководители школ. Ht навряд ли такой преподаватель, как Попов, способен на это. ШЕВЧЕНКО. Занятия не организованы Занятия в вечерней средней школе 18 начались с опозданием. Сле­ довательно, нужно было образцово организвать учебу, чтобы быстро наверстать упущенное. Но, к сожа­ лению, учеба в школе не организова­ на. \ Расписание составлено так, что учащиеся не знают, к каким предме­ там нужно готовиться сегодня, завт­ ра и в последующие дни. Это очень сильно отражается на качестве уче­ бы. Уроки часто срываются из-за не­ достатка педагогов. В 9 я 10-х классах нет преподавателя по рус­ скому языку и литературе. Отсутст- j стоящую ответственность вует педагог и по истории. Все это большое, важное дело. Учет посещаемости занятий не ор­ ганизован. Свет в классах очень плоюй. До'начала уроков учащихся в классы не пускают, приходится тол­ каться в очень тесном вестибюле. J вешалок создаются длинные очередм и толкотня. Директор школы Степанов должен немедленно устранить все этж недо­ четы. А городской отдел народного образования, до сих пор отмахивав-* шиися опт вечерних школ взрослых, должен, наконец, почувствовать иа- за 3 Tt На Бондарном заводе. Занятие школы ликбеза. ЯЯ+1 ведет к срыву программы. \ АНДРЯНОВ. Поезд ведет машинист Ляшенко Поезд идет в ночи. Позади оста­ лись медлительные воды Кольского фиорда. За окном мелькают осве­ щенные раз’езды, станции, полу­ станки. Ночное небо все. в чудесных соцветиях северного сияния . Вели­ чественно красив крайний север на­ шей родины. Паровоз торопится на Пмандру — сдать огромный состав порожняка и, приняв тяжеловесный поезд, вер­ нуться снова в Мурманск. Перекры­ вая нормы технической скорости, поезд ведет машинист Ляшенко. Перед отправкой, осматривая па станции паровоз — мощный ЭМ-717-39, Ляшенко сердился. Он просил дать ему тяжеловесный поезд, по станция не подготовила груз. Пришлось вести порожняк. — На таком копе 2.000 тонн взять можно, — бурчал про себя Ляшенко. — Эх, хиба ж це дило,— добавлял оп свою неизменную укра­ инскую поговорку. — Ну да ладно, дадим показа­ тели по скорости, утешал его по­ мощник. И вот поезд мчится па Имандру. Г> паровозной будке идет молчали­ вая повседневная борьба за очеред­ ную хорошую поездку. Ровным п правильным белым пламенем держится огонь в большой прожорливой топке. Помощник ма­ шиниста Василий Андреев размерен­ ным спокойным движением забрасы­ вает уголь. Отлично работает котел. Андреев довольно смотрит на мано­ метр. — Давление видели? Вот! А ведь мы едем почти на одной изгари. В тендере паровоза, рядом с бле­ стящим углем чернеет зернистая сы­ пучая масса. Это — уже бывший в употреблении уголь, который содер­ жит еще много качеств и вполне годится для сжигания. Это та самая изгарь, которую пе хотят еще брать многие мапштгисты, на которой водит паровоз и дает отличные по­ казатели Константин Васильевич Ляшенко, один из немногих маши­ нистов Мурманского узла -добив­ шийся систематической экономии топлива. — Изгарь отлично горит, если ее правильно перемешивать с углем и не лениться смачивать. Да засыпать ее надо с понятием, когда в топке уже хороший огонь. Сыпанешь ее в пламя, так она, роднуша, большим огнем и схватится, только дер­ жись, — рассказывает помощник машиниста. — Ну, Федоров, польем. Он нажимает ручку инжектора и наполняет шланг водой. Кочегар обрызгивает топливо, заблаговремен­ но переброшенное на лоток тендера. Ляшенко сидит в правом крыле паровоза, • на маленьком мягком стульчике. Перед ним все рычаги управления, послушпые умелой ру­ ке. Регуляторы пуска пара, движе­ ние реверса, управление тормозами поезда п паровоза, кран торможения, г-оздушная песочница — все это в совершенстве должен знать чело­ век, что по длииньгм змеистым лен­ там дорожных путей ведет поезда, которому доверены паровоз, вагоны, товары и самый дорогой п бесцен­ ный груз — человеческие жизни. То и дело машпнпст поднимается н смотрит в окно. Встречный ветер привычно обжигает лицо. Профчль пути знаком машинисту, как ладонь собственной руки. С завязанными i глазами он убнает трудпый под’ем, ! знает особенности путп у Лопарской, ; Кипы, Лулозеро и других участках. Но , этого мало. II ужпо каждую минуту 1 быть па-чеку, нужно все видеть и все замечать, как часовой на посту. ! Правда, на всех остановках бригада . вьтхотпт осматривать паровоз, но ! мало ли что может быть в пути! Зеленый глаз семафора показы­ вает: вход на станцию Оленья свобо­ ден. По расписанию, здесь, кроме мгновенной передачи жезла, не дол­ жно быть остановки. Почему же дежурный по станции задерживает машиниста? — Ни -за что пе разрешу, — сердито говорит Ляшенко. О бдитель­ ности небось на собраниях говорите, а мне хотите против правил поса^ дить в тендер посторонних людей. Шалишь, брат, Ляшенко не уговорить хоть ты и начальник. И несмотря на все уговоры дежурного по стан­ ции, машинист отказывается подвез, ти двух неизвестных до Имандры. Дан свисток. Открыт регулятор. В движение приведен реверс. И мы проезжаем станцию Оленья. В Тайболе, по расписанию, ма­ шинисты берут воду. Редкий води­ тель поезда проводит состав от Мурманска до Имандры без набора воды. К омму - писту-железнодорожни­ ку, как п всякому члену партии, на каждом участке надлежит птгп в авангарде, быть новатором. И Ля­ шенко, 'проверив наличие воды, уве­ ренно проезжает станцию Тайболу. Сэкономлено время, увеличепа ком­ мерческая скорость пробега. Кроме станции Кола и раз'езда В ыходной , где нас задержал идущий впереди маломощный «ОВ», на все станции и разезды. лежащие в п\тп от Мурманска до Имандры,— паровоз 717-89 приходил досрочно. На Имандру машинист Ляшенко привел состав на 47 минут раньше гранка. ... В Имандре нам должны сформи. ровать тяжеловесный состав. По пра. вилам, в оборотном депо Имандра па­ ровоз должен стоять 1 час. 40 ми ­ нут . Но, увы, в действительности это далеко не так. Систематиче'скзя задержка вагонов 6 -м Кандалакш­ ским отделением дороги, отсутствие необходимой борьбы за план в на­ шем 7 отделении, равнодушие экс- плоатационников к обороту парово­ зов сплошь и рядом приводят -к большим простоям машин в Имандре. II в эту ночь начальник депо Имандра т. Голик, которого машини­ сты шутя называют «начальником без депо» (в Имандре пет до настоя­ щего времени депо для паровозов), сообщил, что состав будет готов только на рассвете. Времени много. Перед заправкой паровоза бригада решает немного закусить. Хотя на станции есть бу­ фет, машинист, помощник и коче­ гар больше доверяют своим запасам. И действительно. Любой передвижной буфет может позавидовать разнообра­ зию продуктов в дорожных сундуч. ках паровозников, именуемых «шар­ манками». Здесь и колбаса, п паху­ чие антоновки, и сардины, и молоко. Да оно н понятно. Средний заработок машиниста Ляшенко 1.900 рублей в месяц. Его помощник зарабатывает 1.200. Первая получка только что поступившего на паровоз кочегара— 500 рублей. В прохладной свежести октябрь­ ской ночи идет неторопливый раз. говор. Ляшенко рассказывает о работе, о паровозах, на’которых оп ездил и которых, по его выражению, «любит досмерти». Машинист вспоминает о всех профессиях, которые за 12 лет работы на железнодорожном транс­ порте он прошел, пока в 1930 году, в незабываемый радостный день, сам повел поезд. С любовью вспоминает Красную Армию, в рядах которой 8 лет служил трудовому народу. Но вот начинается приготовление паровоза в обратный п у т ь . Федоров и Андреев чистят толку, смазывают машину. Набивают твердой смазкой поршневые и центровые подшипники, смазывают мазутом дышловые втул­ ки, мажут насос, проверяют маслен­ ку Фридмана. Когда бригады паровоза 717-89 включались в стахановскую колонну имени ХХ-летия Октября, в числе других обязательств (увеличение междупромывочного пробега, образцо­ вое содержание машины, перевыпол. ненне технических и коммерческих скоростей), — было сказано: самим производить мелкий ремонт. И вместо того, чтобы вызвать слесаря, паро­ возная бригада во время простоя в Имандре отремонтировала поползушку с левой стороны паровоза, произвела ряд других необходимых работ. Так практически выполняются обязатель. ства, коротко сформулированные в договоре. Паровоз задержали в Имандре на 6 с половиной часов. В обратный пут ь с тяжеловесным составом в 1200 тонн паровоз двинулся нз рас­ свете. Поезд шел в предрассветной тиши. Розовые полоски зари занялись нзд озером Имандра. И все время хвалив, ший цветущую, зеленую Украину, машинист Ляшенко сказал: «Дейст­ вительно, всюду своя красота». Поезд шел плавно, почти не вздра-< гивая на откосах. Так ведут парово­ зы машинисты высокого класса, чт# не знают в своей работе обрывов, рывков, катаний по перегонам. Прилти точно по расписанию, н« задержаться в пути, в целости дове­ сти состав — вот за что боролась бригада в эту рядовую поездку. I Ляшенко справедливо сердился, когда в Оленьей наш состав задержал рабо­ чий поезд, непродуманно пущенным вперед диспетчером Горбанем, когда кочегар в пути передавал ему приня­ тое в жезле предупреждение сокра­ щать скорость хода. Плохо работают путейпы наши i строительный отдел. Оно, конечно, легче вместо быстрого и доброкаче­ ственного ремонта снабжать машини­ стов бесконечными предупреждения­ ми «итти тише», — сердился он. Но несмотря на задержку в Олень­ ей, на остановку у закрытого сема­ фора станции Шонгуй и вынужден­ ное сокращение скорости нг* ремонтп. руемых путях, машинист 1 Ляшенк» привел поезд в Мурманск за несколь­ ко минут до расписания, намного пе. ревыполнив нормативы технической и коммерческой скорости. Мощный красавец, пиггомец совет­ ского машиностроения паровоз 717-89 идет в стахановской колонне имени ХХ-летвя Октября. Р. 7РСЯНКЕР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz