Полярная правда. 1937, октябрь
я а НА П Р О М Ы С Л Е С Е Л Ь Д И Мптобот„Полюс" держит первенство Дальние Зеленцы, 9. (Наш корр.). По сообщению промразведки, сейчас против становища Гаврплово сельдь сконцентрировалась в мощный косяк. По приблизительным подсчетам, мо щность косяка определяется пример но в 225 кв. миль. Обнаружена сельдь также против становища Хар- ловка. Однако район между Гавриловым и Харловкой — свыше 60 километ ров — полностью еще не разведан. На промысле сельди в становище «Палия» н «Полярный* взяли по 35 центнеров каждый. Среди колхозных Лотов лучше всех промышлял мотобот «Стахано вец» (капитан т. Тарабарип). 8 ок тября оп выловил 54 центнера. Надо отметить, что снабжение ры баков в Дальних Зеленцах органи зовано очень плохо. В магазине на блюдаются перебои в доставке белого хлеба, булочных изделий, картофе ля, мяса н других продуктов, на которые рыбаки предъявляют боль шой спрос. Помещение магазина не Организовать траловый лов сельди Нарком пищевой промышленности тов. Микоян неоднократно указывал, что одна из основных задач дальней шего развития Мурманского рыбного бассейна заключается в том, что5ы п ближайшее время полпостыо ото ить траловый промысел сельди. Обманули зрителей 28 сентября жителям пос. Лаилан- В ВЕЧЕРНИХ ШКОЛАХ ВЗРОСЛЫХ Нетерпимое бездействие дня об'явнлн, что в клубе бу дет показана кино-каргина «Иудушка Головлев». Однако вместо «Иудушки Трудящиеся нашей страны широко использовывают золотыми словами записанное в Сталинской Конститу ции право па образование. Партия и Головлева» показали картину «Иуда», правительство, проявляя величайшую которая шла здесь 2-4 сентября. Зри- j заботу о повышении грамотности па- тели покинули кл\б. На требование селения, открывают новые школы, полученные за ! расширяют фронт массовой лпквнда- возвратить деньги, Презренные враги парода, орудо- | билеты, киномеханик Козаков отве- цип неграмотности и малограмотно- гогическими кадрами. И, что особен но петерлнмо. — главным образом нехватает преподавателей русского языка и литературы. Учебная работа организована с большими погрешностями. И совер шенно правы учащиеся, когда уже сейчас они выражают законную тре вогу об успешном окончании про- Дальнне Зеленцы сейчас находится 1 отвечает своему назначению. Собст- более 50 моторпых ботов. Уловы с каждым днем повышаются. Моторные суда Морлова, выходившие на про мысел 8 и 0 октября, привозили от 20 до 50 центнеров сельди. Мотобот венно, это маленький ларек. Здание же магазина занято под общежитием. Рыбаки требуют от травления Терпберскосо Рыбкоопа и Рыболов- потребсоюза наладить бесперебойную «Полюс» за два дрейфа выловил 84 торговлю в Дальних Зеленцах, центнера в 94 дрифтерных сети. БЕЛОЗЕРЦЕВ. Навести большевистский порядок на промысле Из Терпберкн, Гаврилово и Даль- выезжают на место лова, предпочи- ннх Зеленцов приходят вести о новых мощных подходах сельди к восточ ному побережью Мурмана. Передовые стахановские бота Морлова и колхо зов, ежедневно выходя на дрифтер ный промысел, возвращаются с бога, тымп уловами сельди. Мотоботы «По люс», «Палия», «Хариус», по-ста хановски организуя труд на промыс. тая руководить промыслом при по мощи телефона. И неудивительно, что такие канпелярско-бюрократпческпе методы работы приводят к печальным последствиям. Огромный рыболовец кий колхозныйфлот по существу без действует. Дисциплинирующим началом, оп ределяющим н качество руководства, лс, пзо дня в день привозят от 40 является твердый план, твердое еже- до 50 центнеров крупной жирпои сельди. Среди колхозных мотоботов успешно промышляют «Чапаев», «Ястреб», «Байдуков», «Стахановец». Имеются все благоприятные ус ловия для •развертывания настояще го массового дрифтерного промысла сельди. Колхозники - рыбаки п мо ряки Морлова могут ежесуточ но вылавливать как минимум 1000 центнеров первосортной сельди. Между тем, в течение первой пя тидневки октября все рыболовецкие организации Мурмана выловили все го лишь 650 центнеров. Некоторые нз руководителей этих организации пытаются оправдаться тем, что якобы погода не благоприятствует успеш ному лову сельди. Напрасные поту ги! Они никого не могут обмануть. Ведь в это же время передовые мото боты Морлова пе прекращали про мысел, ежедневно привозили хорошие уловы сельди. Дело, конечно, пе в «неблагопри ятной погоде», а в неповоротливости. инертности и безрукости самих ру ководителей. Ведь факт, что больипя половина рыболовецкого флота отста- 'Ьвается в становищах. С 8 -на 9 ок тября, например, на промысел выхо дило только лишь 38 ботов, тогда как по сведениям самих же руково дителей Рыбаксоюза и Морлова в Дальних Зеленцах скопилось свышз 70 промысловых ботов. Основная беда заключается в том, что до гих пор на дрифтерном про мысле сельди нет элементарного по рядка. пет четкого, оперативного ру ководства ловом. Руководители и инженерно-техни ческие работники Рыбакколхозсоюза (Сазонов, Телятников), прямо-таки игнорируют дрифтерный промысел сельди. Они почему-то до сих пор не суточное оперативное задание. Од нако ни в одной из рыболовецких организаций Мурмана нет таких ежедневных оперативных заданий по добыче сельди. Трудно об’яснить, по чему руководители Мурманрыбы до сих пор не делают этого. Но несом ненно одно, что так руководить дриф терным промыслом сельди ни в ко ей -мере нельзя. Рыбаки справедливо возмущаются безобразиями, творящимися на про мысле. Команда поискового мотобота «Пунда» с 20 августа не может по павшие в Мурмаирыбе и в Полярном паучно-исследовательском институте, всячески тормозили и срывали вы полнение этой основной задачи. Зимой 1937 года делались кое-ка. кие попытки, попытки робкие и не решительные, начать освоение сель, дяного трала. Даже и эти первые опы ты со всей очевидностью доказали, что задача тралового промысла сель, ди безусловно разрешима. Но распоряжению Главрыбы для опытных работ по тралированию сельди был внделеп дпзельпый ipay. лер «Сом». Однако это судно систе матически задерживается в ремонте. Всякие сроки выхода траулера из ре монта давным-давно уже прошли, а ремонт продвигается крайне медленно и плохо. Это со всей очевидностью свидетельствует о том, что в Мурман- рыбе до сих пор еще не искоренено вредительское отношение к лову сельди. И в самом деле. Чрезвычайно странно н подозрительно то обстоя, тельство, что руководители Мурман рыбы я ПИНРО даже и сейчас, когда мощные косяки сельди подошли к берегам Мурмана, пе желают по-на стоящему взяться за опытные рабо ты по освоению тралового промысла. Сейчас, как никогда, имеются ис ключительно благоприятные возмож ности для тралового лова сельди. Да же скудные данные промразведки го ворят о том, что сельдь держится гу_ стым косяком на площади в 225 квадратных миль. Руководители Мур- манрыбы и тралфлота обязаны в кратчайший срок выделить несколько дизельных судов и послать пх на тнл: «Я не виноват, что мне не дали новой картины. А денег не верну». ДМИТРИЕВ, БОБРИНЦЕВ. сти. В школах учатся не только де- i граммы. Беспечный профработник Местком коммупальпого управле. пня Мурманрыбы (зам. председателя Матвеев) не считает своей обязан ностью заниматься социальным стра. хованием. Это важное дело местком сводит только к выдаче пособий. Культурно-массовая и щюфплактиче. ская работа в месткоме коммуналь. ного управления запущена. Раньше этим занималась группа страхделега тов, но Матвеев почему-то считает пх работу бесполезной п группу страхделегатов распустил. Бездеятельность месткома ярко по казывают такие факты: заболевав, мость рабочих в коммунальном уп равлении в этом году увеличилась. За первое полугодие фонд по времен, пой нетрудоспособности перерасходо ван больше чем в два раза. Закон о труде в коммунальном уп равлении часто нарушают. Но этого местком ие замечает. Буквально под боком у месткома несколько месяцев подросток Федоров работал наравне со взрослыми. Местком ие заинтере совался этим до тех пор, пока Федо ров не заплел. * Окружком союза рыбников должен заинтересоваться работой месткома ти, но и взрослые. И пе только в начальных учебных заведениях, но и в школах среднего образования. В этом году в Мурманске органи зованы 5 вечерних школ для взрос лых. В них занимаются 1.100 чело век. Без отрыва от производства опи настойчиво и упорно стремятся по лучить зиания в об’еме средней шко лы. А получив среднее образование, они мечтают о дальнейшей учебе в высших учебных заведениях. Это высокое стремление нужно всемерно поддерживать. Людям, рабо. тающим на производстве и одновре менно учащимся в школах, нужно оказывать большую помощь, учеба для них должна быть организована особенно четко и образцово. А как обстоит дело в Мурманске? Помещаемые сегодня три письма учащихся вечерних школ среднего образования показывают, что на этом важнейшем участке имеется мпого безобразий и недочетов. Школы ие укомплектованы педа- Персональную ответственность за состояние работы вечерних школ среднего образования взрослых несет зав. ГорОНО Дмитриев. Однако до спх пор он не проявил хотя бы са мой элементарной заботы о действи тельно четкой организации учебы в школах взрослых. Ограничивает он свою деятельность на этом важней шем участке бесстрастной регистра цией промахов и недочетов. Какая от этого польза?! Городской отдел народного образо вания только еще думает организо вать скользящие группы д а уча щихся, работающих на производстве в разные смены. А ведь это органи зационное мероприятие нужно было провести с первых дней учебы. Нужно сделать все необходимые выводы из помещаемых сегодня пи сем учащихся. Нельзя терпеть безо бразий в постановке учебы. Школы ср&него образования взрослых долж ны работать образцово. После звонка лучить зарплаты. По одному уже ( фщ дщ д е тралировапие сельдп в этот I коммунального управления и, в част- этому факту можно судить о том. как безобразно плохо организована пром разведка п обслуживание рыбаков поисковых судов. На дрифтерном промысле сейчас работает три комбайна Морлова. Эти большие суда для сокращения пз- липшнх пробегов из стаиовища на промысел п обратно имеют все воз можности организовать бочковый посол. Однако этого и посейчас не сделано. Непонятно, чем же тогда занимается находящийся на лову на чальник Морлова Безденежных? Кстати, все эти комбайны были от- правлепы на дрифтерный промысел без дрейф-якорей. Окружком ВКЛ(б) в* свое зрем* обязал руководителя Рыболовпотреб- союза Шпигеля организовать на по бережье, н особенно в местах скоп ления рыбаков, бесперебойную тор говлю. Шпигель решение это пе выполнил. На промысле нет плавлавкн, а в местных магазинах нехватает продуктов первой необхо димости. Очевидно, что Рыболовпог- ребсоюз н его председатель Шпигель саботируют дрифтерный промысел сельди, лишая потребителя этого вы сококачественного продукта. район. ностн. работой Матвеева. Звонок. Спешишь скорее в класс на занятия. Но проходит несколько минут , а учеба не начинается. Потом сообщают: — Можете пттн домой. В чем дело? Оказывается, не пришел педагог. Остается одно: со брать книги и последовать совету— отправляться во-свояси. Такие случаи бывают, очень часто в вечерней школе Л? 18 для взрос лых. Здесь вошли в систему срывы занятий. Некоторые педагоги, являясь свое временно в школу, все же до коЪца урок не проводят, ссшаясь на свою перегруженность, переутомленность н неподготовленност^^поэтому, к заня тиям. Мы занимаемся уже больше меся ца, а в 10 классе до сих пор еще не было уроков истории и литерату ры. П это в то время, когда прог рамму предыдущего, девятого, класса мы тоже полностью? не прошли. Поступая в школу, мы думали о серьезном повышении уровня своих знаний, о глубокой подготовке для поступления в высшие учебные заве дения. Но при существующей систе ме занятий нашим замыслам, конеч но, ие суждено сбыться. ЖАРАВИН. „Методы" педагога Попова И вечерней 20 -й школе взрослых русский язык и литературу препо дает педагог Попов. Частенько на за нятия он приходит неподготовленным, а на наши, учеников 7 класса, справедливые замечания отвечает потоком незаслуженных оскорблений. Недавно произошел такой случай: Педагог Попов щмводит очередно€ занятие. Вызывается один из уча щихся. Преподаватель задает ему ряд вопросов. — Этот материал мы еще не про ходили, — отвечает учащийся. Тогда Попов произносит следую щую речь: — Критиковать своих педагогов вы можете, а на подготовку к заня тиям времени нехватает? Никуда это не годится, нельзя критиковать учителей. Зря вас собрали сюда, все равно ничего пе получится. И это повторялось после вызова почти каждого учащегося. На уроке присутствовал директор школы Бупгуев. Вся эта возмути тельная сцена происходила на его глазах. Но он не посчитал нужным одернуть Попова. Присутствие директора в класс* свелось к роли зрителя, посторонне го и равнодушного ко всему происхо дящему. Я выступила на уроке с замечанием педагогу о недопустимо сти проведения занятий подобным методом. А Бушуев после урока, иронически улыбаясь, сказал мне: — Ну, как, помогло ваше выступ ление?... Вечерние школы для взрослых созданы для того, чтобы трудящиеся нашей страны могли без отрыва от производства получить среднее обра. зовапие. Это очень важная и ответ ственная задача. Она может быть выполнена только в том случае, ес ли вместе с учащимися будут бо роться за высокое качество учебы s педагоги, и руководители школ. Ht навряд ли такой преподаватель, как Попов, способен на это. ШЕВЧЕНКО. Занятия не организованы Занятия в вечерней средней школе 18 начались с опозданием. Сле довательно, нужно было образцово организвать учебу, чтобы быстро наверстать упущенное. Но, к сожа лению, учеба в школе не организова на. \ Расписание составлено так, что учащиеся не знают, к каким предме там нужно готовиться сегодня, завт ра и в последующие дни. Это очень сильно отражается на качестве уче бы. Уроки часто срываются из-за не достатка педагогов. В 9 я 10-х классах нет преподавателя по рус скому языку и литературе. Отсутст- j стоящую ответственность вует педагог и по истории. Все это большое, важное дело. Учет посещаемости занятий не ор ганизован. Свет в классах очень плоюй. До'начала уроков учащихся в классы не пускают, приходится тол каться в очень тесном вестибюле. J вешалок создаются длинные очередм и толкотня. Директор школы Степанов должен немедленно устранить все этж недо четы. А городской отдел народного образования, до сих пор отмахивав-* шиися опт вечерних школ взрослых, должен, наконец, почувствовать иа- за 3 Tt На Бондарном заводе. Занятие школы ликбеза. ЯЯ+1 ведет к срыву программы. \ АНДРЯНОВ. Поезд ведет машинист Ляшенко Поезд идет в ночи. Позади оста лись медлительные воды Кольского фиорда. За окном мелькают осве щенные раз’езды, станции, полу станки. Ночное небо все. в чудесных соцветиях северного сияния . Вели чественно красив крайний север на шей родины. Паровоз торопится на Пмандру — сдать огромный состав порожняка и, приняв тяжеловесный поезд, вер нуться снова в Мурманск. Перекры вая нормы технической скорости, поезд ведет машинист Ляшенко. Перед отправкой, осматривая па станции паровоз — мощный ЭМ-717-39, Ляшенко сердился. Он просил дать ему тяжеловесный поезд, по станция не подготовила груз. Пришлось вести порожняк. — На таком копе 2.000 тонн взять можно, — бурчал про себя Ляшенко. — Эх, хиба ж це дило,— добавлял оп свою неизменную укра инскую поговорку. — Ну да ладно, дадим показа тели по скорости, утешал его по мощник. И вот поезд мчится па Имандру. Г> паровозной будке идет молчали вая повседневная борьба за очеред ную хорошую поездку. Ровным п правильным белым пламенем держится огонь в большой прожорливой топке. Помощник ма шиниста Василий Андреев размерен ным спокойным движением забрасы вает уголь. Отлично работает котел. Андреев довольно смотрит на мано метр. — Давление видели? Вот! А ведь мы едем почти на одной изгари. В тендере паровоза, рядом с бле стящим углем чернеет зернистая сы пучая масса. Это — уже бывший в употреблении уголь, который содер жит еще много качеств и вполне годится для сжигания. Это та самая изгарь, которую пе хотят еще брать многие мапштгисты, на которой водит паровоз и дает отличные по казатели Константин Васильевич Ляшенко, один из немногих маши нистов Мурманского узла -добив шийся систематической экономии топлива. — Изгарь отлично горит, если ее правильно перемешивать с углем и не лениться смачивать. Да засыпать ее надо с понятием, когда в топке уже хороший огонь. Сыпанешь ее в пламя, так она, роднуша, большим огнем и схватится, только дер жись, — рассказывает помощник машиниста. — Ну, Федоров, польем. Он нажимает ручку инжектора и наполняет шланг водой. Кочегар обрызгивает топливо, заблаговремен но переброшенное на лоток тендера. Ляшенко сидит в правом крыле паровоза, • на маленьком мягком стульчике. Перед ним все рычаги управления, послушпые умелой ру ке. Регуляторы пуска пара, движе ние реверса, управление тормозами поезда п паровоза, кран торможения, г-оздушная песочница — все это в совершенстве должен знать чело век, что по длииньгм змеистым лен там дорожных путей ведет поезда, которому доверены паровоз, вагоны, товары и самый дорогой п бесцен ный груз — человеческие жизни. То и дело машпнпст поднимается н смотрит в окно. Встречный ветер привычно обжигает лицо. Профчль пути знаком машинисту, как ладонь собственной руки. С завязанными i глазами он убнает трудпый под’ем, ! знает особенности путп у Лопарской, ; Кипы, Лулозеро и других участках. Но , этого мало. II ужпо каждую минуту 1 быть па-чеку, нужно все видеть и все замечать, как часовой на посту. ! Правда, на всех остановках бригада . вьтхотпт осматривать паровоз, но ! мало ли что может быть в пути! Зеленый глаз семафора показы вает: вход на станцию Оленья свобо ден. По расписанию, здесь, кроме мгновенной передачи жезла, не дол жно быть остановки. Почему же дежурный по станции задерживает машиниста? — Ни -за что пе разрешу, — сердито говорит Ляшенко. О бдитель ности небось на собраниях говорите, а мне хотите против правил поса^ дить в тендер посторонних людей. Шалишь, брат, Ляшенко не уговорить хоть ты и начальник. И несмотря на все уговоры дежурного по стан ции, машинист отказывается подвез, ти двух неизвестных до Имандры. Дан свисток. Открыт регулятор. В движение приведен реверс. И мы проезжаем станцию Оленья. В Тайболе, по расписанию, ма шинисты берут воду. Редкий води тель поезда проводит состав от Мурманска до Имандры без набора воды. К омму - писту-железнодорожни ку, как п всякому члену партии, на каждом участке надлежит птгп в авангарде, быть новатором. И Ля шенко, 'проверив наличие воды, уве ренно проезжает станцию Тайболу. Сэкономлено время, увеличепа ком мерческая скорость пробега. Кроме станции Кола и раз'езда В ыходной , где нас задержал идущий впереди маломощный «ОВ», на все станции и разезды. лежащие в п\тп от Мурманска до Имандры,— паровоз 717-89 приходил досрочно. На Имандру машинист Ляшенко привел состав на 47 минут раньше гранка. ... В Имандре нам должны сформи. ровать тяжеловесный состав. По пра. вилам, в оборотном депо Имандра па ровоз должен стоять 1 час. 40 ми нут . Но, увы, в действительности это далеко не так. Систематиче'скзя задержка вагонов 6 -м Кандалакш ским отделением дороги, отсутствие необходимой борьбы за план в на шем 7 отделении, равнодушие экс- плоатационников к обороту парово зов сплошь и рядом приводят -к большим простоям машин в Имандре. II в эту ночь начальник депо Имандра т. Голик, которого машини сты шутя называют «начальником без депо» (в Имандре пет до настоя щего времени депо для паровозов), сообщил, что состав будет готов только на рассвете. Времени много. Перед заправкой паровоза бригада решает немного закусить. Хотя на станции есть бу фет, машинист, помощник и коче гар больше доверяют своим запасам. И действительно. Любой передвижной буфет может позавидовать разнообра зию продуктов в дорожных сундуч. ках паровозников, именуемых «шар манками». Здесь и колбаса, п паху чие антоновки, и сардины, и молоко. Да оно н понятно. Средний заработок машиниста Ляшенко 1.900 рублей в месяц. Его помощник зарабатывает 1.200. Первая получка только что поступившего на паровоз кочегара— 500 рублей. В прохладной свежести октябрь ской ночи идет неторопливый раз. говор. Ляшенко рассказывает о работе, о паровозах, на’которых оп ездил и которых, по его выражению, «любит досмерти». Машинист вспоминает о всех профессиях, которые за 12 лет работы на железнодорожном транс порте он прошел, пока в 1930 году, в незабываемый радостный день, сам повел поезд. С любовью вспоминает Красную Армию, в рядах которой 8 лет служил трудовому народу. Но вот начинается приготовление паровоза в обратный п у т ь . Федоров и Андреев чистят толку, смазывают машину. Набивают твердой смазкой поршневые и центровые подшипники, смазывают мазутом дышловые втул ки, мажут насос, проверяют маслен ку Фридмана. Когда бригады паровоза 717-89 включались в стахановскую колонну имени ХХ-летия Октября, в числе других обязательств (увеличение междупромывочного пробега, образцо вое содержание машины, перевыпол. ненне технических и коммерческих скоростей), — было сказано: самим производить мелкий ремонт. И вместо того, чтобы вызвать слесаря, паро возная бригада во время простоя в Имандре отремонтировала поползушку с левой стороны паровоза, произвела ряд других необходимых работ. Так практически выполняются обязатель. ства, коротко сформулированные в договоре. Паровоз задержали в Имандре на 6 с половиной часов. В обратный пут ь с тяжеловесным составом в 1200 тонн паровоз двинулся нз рас свете. Поезд шел в предрассветной тиши. Розовые полоски зари занялись нзд озером Имандра. И все время хвалив, ший цветущую, зеленую Украину, машинист Ляшенко сказал: «Дейст вительно, всюду своя красота». Поезд шел плавно, почти не вздра-< гивая на откосах. Так ведут парово зы машинисты высокого класса, чт# не знают в своей работе обрывов, рывков, катаний по перегонам. Прилти точно по расписанию, н« задержаться в пути, в целости дове сти состав — вот за что боролась бригада в эту рядовую поездку. I Ляшенко справедливо сердился, когда в Оленьей наш состав задержал рабо чий поезд, непродуманно пущенным вперед диспетчером Горбанем, когда кочегар в пути передавал ему приня тое в жезле предупреждение сокра щать скорость хода. Плохо работают путейпы наши i строительный отдел. Оно, конечно, легче вместо быстрого и доброкаче ственного ремонта снабжать машини стов бесконечными предупреждения ми «итти тише», — сердился он. Но несмотря на задержку в Олень ей, на остановку у закрытого сема фора станции Шонгуй и вынужден ное сокращение скорости нг* ремонтп. руемых путях, машинист 1 Ляшенк» привел поезд в Мурманск за несколь ко минут до расписания, намного пе. ревыполнив нормативы технической и коммерческой скорости. Мощный красавец, пиггомец совет ского машиностроения паровоз 717-89 идет в стахановской колонне имени ХХ-летвя Октября. Р. 7РСЯНКЕР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz