Полярная правда. 1937, май
28 мая 1937 г. № 121 (3187) Год издания XVI Ц Е Н А 10 К О П . ЮСКЙА Ю • УЛ.МАРКСА ЭНГЕЛЬСА ! 4 'СЕСОЙЗЯСЙ б и б л и о т е к е i1 *1•.1—1!;!*’А 1 » '•» >1-*» ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОЛЯРНМПРАША О Р Г А Н М У Р М А Н С К О Г О ОКРУЖЕОМА и ГОРКОМА ВКП(б). ОКРПСПОЛКОМА в ОКРПРОФСОВЕТА Ч Е С Т Ь И СЛАВА ЗАВОЕВАТЕЛЯМ ПОЛЮСА! Наш народ нп на минуту не сом- жевался в успехе северной экспеди ции. Вместе с товарищем Сталиным, вместе.с руководителями партии м правительства страна горячо привет ствовала славных завоевателей полю са. Страна верила в своих отважных сынов. Она знала, что ни непогода, взявшая в томительный плен остав шиеся на острове Рудольфа самоле ты, ни величайшие трудности в пу ти — ничто не остановит бесстраш ных пилотов. Взволнованно читали советские граждане метеорологические сводки с полюса. Досадовали на туман, на метель, на облачность, мешающие полету. Но знали, что малейшее улучшение погоды будет использова но смелым воздушным отрядом и по ■утж, славно проложенному Михаи лом Водопьяновым, понесется вся со ветская «воздушная эскадра». Твер до верили люди нашей Родины в ус пех экспедиции и пламенно желали его. Это высокое доверие окрылило ге роев. Оно согрело их во льдах Арк тики теплой сталинской заботой. Оно повело их на новые и новые подви ги. Приветствие товарища Сталина и руководителей партии и правитель ства было получено на полюсе по ра дио. На Северном полюсе, на краю земного шара прозвучали теплые сталинские слова. 13 участников пе/ редового отряда экспедиции «собра лись, — радирует 0. Ю. Шмидт,— под открытым небом, в пургу, но не чувствовали холода, согретые яркими словами, волнующей заботой велико го Сталина, чувствуя., горячее дыха ние любимой Родины, пославшей нас». И в ответ на приветствие первые советские жители полюса написали горячие проникновенные слова: «Нет большего сча<уъя, нем быть в своей области исполнителем Ваших великих идей, нет большей радости ж гордости, чем получить Ваше одо брение»_наш дорогой ...jwsw». в учи тель». 5hx>одобрение, эту твердую веру в жжх с честью оправдали участники беспримерной экспедиции. Каждый из них — летчик, механик, штур ман, научный работник — вклады вал в работу всю свою душу, все си лы и знания, страсть и выдержку, волю и уменье. Эти чувства обурева ли и тех, кто уже находился на по люсе, и тех, кто готовился к стар ту. Не легкое это дело — найти в безграничном полярном бассейне, сре ди хаоса торосов и нагромождений льдов маленький лагерь на дрейфу ющей льдине. Не легкое это дело — целым звеном тяжелых самолетов сесть на льду, не повредив машин. Головной самолет вел Василий Мо локов, любимый герой нашего наро да. Эту любовь он завоевал в слав ные незабываемые дпп челюскинской эпопеи. Скромность, отвага, больше вистская настойчивость, беспредель ная преданность партии Ленина— Сталина — вот что характеризует нашего Молокова. Целой «воздушной эскадрой» . ри нулись советские самолеты на штурм Северного полюса. Советские летчики штурмовали Северный полюс и взя ли его. К самолету первого победи теля полюса Михаила Водопьянова прибавилось еще два самолета. Моло ков и Алексеев них славные экипа жи блестящим образом подтвердили, что замечательный полет Водопьяно ва— не счастливое исключение, не необычайная удача, что армия совет ских летчиков может побеждать всю ду, куда пошлет их Родина. Самолет Мазурука еще не свя зался с дрейфующей зимовкой. Но печатаемая сегодня радиограмма 0. Ю. Шмпдга подкрепляет нашу уверенность в том, что экипаж . ж этого самолета с честью выполнит возложенную на него задачу. Северный полюс представляет со бой сейчас зрелище, о котором самые смелые фантасты прошлого и меч тать не могли. На дрейфующей льди не, как в большом авиапорту, стоят мощные советские самолеты. Выгру жаются цзузы. Механики хлопочут у машин. Зимовщики готовятся «к оседлой жизни» на дрейфующем льду. Вписана новая страница в славной истории советской авиации. Вписана новая глава в истории покорения человеком природы. Золотыми буква ми запишут будущие историки чело вечества этот щедрый вклад отваж ных советских исследователей в сок ровищницу человеческой культуры. Нужно ли лучшее доказательство мо гущества человека, человека сталин ской эпохи! В те дни, когда советские летчи ки на подступах к Северному полю су мужественно боролись с суровыми преградами црироды — германские бомбардировщики тучей носились над беззащитными баскскими горо дами. Фашистские варвары уничто жали жирные города, стирали с лица земли вековые культурные памятни ки человечества, расстреливали * из пулеметов беззащитных женщин и детей. Черные крылья фашистских само летов стали мрачным символом смер ти, разрушения, ужаса и вандализ ма. Солнечные крылья советских са: полетов принесли человечеству но вые победы в его извечной борьбе с природой. Они открыли миру и на уке новые светлые волнующие гори зонты. Они подняли потолок челове ческих знаний. Они ноказали безгра ничность человеческих сил. Они ста ли зорко на страже мира и покоя свбей Родины, жира воссев жире. Светлые крылья советских сталин ских самолетов — символ жизни, созидания, мира и культуры. Большевизм вырвал нашу страну из рук капиталистического варвар ства, гнета и нищеты. За короткий промежуток времени, за две сталин ские пятилетки он создал первоклас сную индустрию, перевооружил сель ское хозяйство и ведет великий со ветский народ к подлинному расцве ту культуры, науки, техники, ис кусства; Советская система на деле показала перед всем миром свое превосходство над системой капита листической. Социализм — это лик видация гнета и эксплоатации, не прерывный прогресс общества, все стороннее развитие человеческих личностей и талантов. Только люди сталинской эпохи, вооруженные пер воклассными самолетами, мсгли дерз нуть и завоевать Северный полюс! Приветствуемые всем культурным человечеством, ободренные и ' окры ленные поддержкой и заботой Стали на, партии, правительства и народов Советского Союза, гордые соколы на шей Родины, не умеющие успокаи ваться на победах и почивать после триумфов, покажут еще новые и но вые чудеса мужества и геройства. Честь и слава мужественным .пи лотам — победителям полюса! Честь и слава советской авиации, воспитавшей таких бесстрашных ис кусных летчиков-болыпевиков! Слава Родине, имеющей таких сы нов! ' (Передовая «Правды» от 27 мая. По телеграфу). НАРУШЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГРАНИЦЫ ЯПОНО-МАНЧЖУРСКИМ ОТРЯДОМ ХАБАРОВСК, 26. Здесь только что солучены сведепся о новом наглом нарушении границы японо-манчжур ским вооруженным отрядом. Сегодня в 13 часов 15 минут наш пограничный отряд в составе 4 кра сноармейцев, находившихся па тер ритории СССР в районе погранзнака Л» 18, к юго-западу от Гродеково, ва расстоянии свыше километра от границы, неожиданно подвергся с ди станции около 50 метров ружейно пулеметному обстрелу со стороны японо = манчжурского отряда числен ностью в 15 человек, вторгшегося па территорию СССР и пытавшегося •кружить и захватить наших погра ничников. В результат# энергичного ♦тпора, вторгшиеся жесмотря жа нх численный перевес, были отброшены на манчжурскую территорию. Заслуживает быть отмеченным, что эта дерзкая «операция» прикрыва лась японо-манчжурским отрядом численностью около 50 человек, ко торый занял позицию на самой гра нице и открыл огонь не только по навванному нашему пограничному наряду, но и по другому наряду, ко торый, находясь от «первого на рас стоянии около километра, двигался по направлению к границе, привле ченный перестрелкой, однако не успел принять в *ней участия. Пере стрелка продолжалась около 15 ми нут. На месте столкновения, на со ветской территории, нашими погра ничниками было подобрано много японских боевых патронов и обойм. 21 мая самолет «СССР Н-170», пилотируемый Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым, совер шил посадку на лед в районе Северного полюсаг На борту самолета находились начальник северной экс педиции тт. 0. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, М. С. Бабушкин, Н Т. Спирин, Ф. И. Бассейн, П. П. Пе- тенин, С. А. Иванов. На полюсе высажена группа зимовщиков в составе тт. И. Д. Лапаннна, Э. Т. Крен келя, Е. К. Федорова, П. П. НПршова. На снимке: (слева направо) начальник группы зимовщиков тов. И. Д. Папаннн, начальник северной вкспедащи тов. О. Ю. Шмидт и Командир флагманского корабля «СССР Н-170» Герой Советского Союза тов. М. В. Водопьянов на Центральном Московском аэродроме перед Отлетом. Фото Фишмана (Союзфото). Главное Управление Северного Морского Пути, ЯНСОНУ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. 26 мая, 19 час. 30 мин. (радио) Как вы знаете из донесения с Диксона, остров Уединения слышал РК в 5 часов 30 минут и в 5 часов 43 минуты. Значит, Мазурук уже в районе полюса и притом, как он сообщил, „все в порядке*. Не сомневаюсь, что самолет сел так же хорошо, как РА, имея таких талантливых и опытных водителей, как Мазурук и шедший с ним в этом полете Козлов. Очевидно, у них нв ладится с радиоработой, ибо нет специ ального радиста, а только штурман-радист, что не одно и то же. Сейчас во всем районе полюс^пурга, полеты невозможны. Даже при лет Алексеева отменен. Будем спокойно ждать* Когда погода улучшится, то после прилета Алексеева всеми самолетами обыщем треугольник между полю сом 60 градусов западной долготы, 70 градусов восточной долготы и 89 гра дусов 30 минут широты. Не сомневаюсь, что найдем, хотя может быть не сразу. ШМИДТ. РК—условное обозначение самолета Мазурука, РА—самолет Алексеева. Летчик Мазурук сделал посадку за полюсом Самолет исправен, экипаж здоров Из полученных Главным Управлением Северного Морского Пути радиограмм с Се верного полюса от О. Ю. Шмидта видно следующее: 26 мая в 3 часа 43 минуты, когда воз душная эскадра находилась на пути к по люсу, на острове Уединения была принята радиограмма с самолета Мазурука, в кото рой сообщалось, что „все в порядке*. Во второй половине дня 26 мая в райо не полюса поднялась пурга. Полеты были невозможны. Прилет Алексеева к ла 1 ерю на дрейфующей льдине, где находятся само леты Водопьянова и Молокова, был отменен. fe I 27 мая в 5 ча^ов 20 минут в Главном Управлении Северного Морского Пути была принята следующая радиограмма заведую щего радиоцентром острова Диксон Михай лова: v ч „Мыс Челюскин принял в 4 часа 20 минут радиограмму: „Диксону—из РК (позывные сигналы радиостанции самолета Мазурука). Отвечайте на волне 1450 метров. Самолет и экипаж в порядке. Дайте пеленг, начиная с б часов по московскому времени". РК работал на волне 73, слыши мость 3—4 балла, затухала до нуля. Производим вызовы на волне 1450 метров. Слушаем вместе с мысом Челюскин. В 5 часов дадим пеленг. МИХАЙЛОВ". 27 мая в 7 часов Главное Управление Северного Морского Пути получило новое донесение с Диксона, подтверждающее, что самолет Мазурука обнаружен. В сообщении заведующего радиоцентром Диксона приво дится следующая радиограмма Мазурука, отправленная в 6 часов 34 минуты. „Слышим. Сидим за полюсом в зоне я^аяка. Широта 89 градусов 30 ми нут, долгота западная 100 градусов. . Самолет исправен, экипаж здоров. Готовим аэродром. Льдина крепкая. Просим доложить начальнику экспеди ции, ждем распоряжения. Слушаю се годня в 7 часов московского времени на коротких волнах 33,4. Аккумуляторы сели. Прием на длинных наладим завт ра. Сообщите, где другие корабли. РК—МАЗУРУК". Экипаж самолета Мазурука имеет очень большое количество продовольствия. Кроме своих запасов на борту самолета находится 1200 килограммов продовольствия дрейфую щей станции. Предполагается, что на маши не осталось более 5 тысяч литров бензина и 900 килограммов керосина (последний так же для дрейфующей станции). О перенесении центра Орджоннкидзевского нрав из города Пятигорска в город Ворошиловск ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВСЕРОССИЙСКОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА. Президиум Всероссийского Цен трального Исполнительного Комитета постановляет: 1. Удовлетворить ходатайство Орд- жоникидзевского крайисполкома о пе^ ренесенин центра Орджоникидзевско- го края из города Пятипрска в ropoi Ворошиловск. 2. Отменить постановление прези диума ВЦПБ от 10 января 1936 го-" да «О перенесении центра Северо- Кавказского края из города Пятв- горска в город Орджоникидзе». Председателе Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. КАЛИНИН. И. о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Н. НОВИКОВ. (Москва, Кремль. 26 мая 1937 года. Тираж займа второй пятилетки 26 мая первый тираж 8аима вто рой пятилетки (выпуск четвертого года) продолжался. На влerrропока зателе сменяются одна за другой цифры. Выигрыши по 150, 200, 500, 1000 рублей. Появление каж дой новой цифры вызывает оживле ние в зале. Шелестят блокноты — москвичи проверяют свои номера, составляют собственные «справочные таблицы». Последний выигрыш в 200 рублей был об’явлен на вечернем заседании. — Разыгран 1 миллион выигрышей ма 164.920 тысяч рублей, — го ворит заместитель председателя ти ражной комиссии тов. Воронцов, под водя итогж тиража. Тиражная комиссия приступает к проверке правильности записей но меров ■ серий выигравших облига ций. На дверцу самого большого ко леса накладывается печать. Она бу дет снята снова 25 июня в Тбили си, где состоится второй тираж. В колесе теперь осталось 19.900 биле тов из 20 тысяч билетов, вложен ных в него два дня тому назад. С каждым «тиражом количество биле тов в колесе будет уменьшаться и последние билеты будут вынуты во время 80 тиража. Таблица выигрышей -по первому тиражу займа второ! пятилетки (вы пуск четвертого года) будет •публи кована 28 хая. Выплата выигрышей начнется по получении на места* официальной таблицы нлп очередно го номера газеты, следующего за тем, в котором опубликована тираж ная таблица. ЛЕТЧИК-РЕКОРДСМЕН ПИСЬМЕННЫЙ ВОЗВРАТИЛСЯ В КИЕВ КИЕВ, 26. Сегодня утром летчик- орденоносец майор государственной безопасности т. Письменный и борт механик-орденоносец т. Кузнецов прилетели в Киев на гидросамолете конструкции Яковлева № 6 с мото ром «М-11>. Это тот самолет, на котором они совершили беспосадоч ный полет Киев — Батуми, покрыв Ь.340 километров. У водной станции <Динамо» тов. Письменный прекрасно сделал посад ку. Динамовцы Киева тепло встретв- лм рекордсмена-летчика. Как сообщил т. Письменный кор респонденту ТАСС, в Батуми спор тивный комиссар Центрального аэро= клуба, о . Косарева т. Федоровский немедленно снял приборы и зарегист рировал время финиша. 24 мая т. Письменный вылетел из Батуми в Сочи, взяв о собой т. Фе доровского, моторы! на Сочи выехал в Москву вместе с приборами. НА ПОЛЯХ СТРАНЫ Посевные площади нашей страш расположены в самых разнообразных климатических условиях. И в-то вре мя, как на далеком севере — в Якутии — только еще начали мас совый сев, в Средней Азии уже при ступают к уборке ячменя, а в Турк мении на заготпункты поступили первые центнеры зерна нового уро жая. Чем живет сейчас многообразное сельское хозяйство Союза? На полях Сибири в разгаре мас совый сев. В Омской области озимь кустится, состояние ее среднее и хорошее. Зазеленели яровые носевы в За падной Сибири. На участках стаха новцев всходы пшеницы и ячменя достигли 7 сантиметров высоты. В Казахстане поля покрыты гу- пым зеленым ковром. В районах южного Казахстана озимая пшеница зацвела, а яровые выходят в труб- Энергично развиваются хлеба в Поволжье. В Саратовской области озимые вышли в трубку, а в За волжье рожь местами колосится. Густая яркая зелень покрыла по ля черноземной полосы. В Кировской области озимые во многих районах отличные. Густые и ровные всходы дали яровые. В Горьковской области рожь и озимая пшеница зъпйли в трубку. Хороши всходы и в Ленинградской области. В Белоруссии яровые зерновые выходят в трубку. Состояние их хо^ рошее. Озимые начинают колоситься. Юг страны высевает и высаяшва- ет последнее, самые теплолюбивые культуры — табак, гречиху, овощи. Колхозы Дона, Кубани и Адыгей за канчивают прополку колосовых и приступили к по.тке кукурузы, под солнуха, сои, табака. На Кубани, в Сальской степи и в Орджоникидзе!9 ском крае начался сенокос. На юге Днепропетровщины рожь, доходящая до 120— 130 сажтниет- ров высота?, зацвела. Многие колхо зы здесь рассчитывают снять до 25 центнеров зерна с гектара. На Чон гарском Полуострове зацветает пше ница. Яровые выбрасывают колос, хлопок выпускает второ! листок. В Винницкой области Украины посевы развиваются на три дня раньше прошлогоднего. Энергично ^готовится к приемке хлеба заготовительная сеть Киевщи ны, где, как и по воей Украине, ожидается высокий урожай. Приветствие генерала Вестовера ВАШИНГТОН, 24. Генерал Весто- перелет, без сомнения, евпдетелыгву- вер, начальник авиационного корпу- ет не только о высоких качествах Bo ca армпи США, послал следующее . допъянова п его группы, но п пред- прнветствпе летчику Водопьянову и ' ставляет также славное достижение членам экспедиции на Северный по- : советских авиационных механиков и люс: | конструкторов. Эти достижения впер- «Прошу принять мои личные по- 1вые сделали практически возможным II 0БЩЕФЛ01СКАЯ ПАРТИЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЕВЕРНОЙ ФЛОТИЛИИ здравления, а также поздравления от имени всего авпацис.гного корпу са армпи США с успешным заверше нием перелета «АНТ-6» с острова Рудольфа на Северный полюс. Этот заселение Северного полюса и ис пользование баз на этом маршруте. Этот перелет окажет большое содей ствие сокращению воздушных путей мира». ТЕЛЕГРАММА В. СЕДОВОЙ 24 мая жена знаменитого русско го полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова — В. Седова прислала в адрес Главсевморпути на имя начальника экспедиции на Се верный полюс академика 0. Ю. Шмид та следующую телеграмму: «Радуюсь, что мечта моего мужа осуществилась. Честь освоения Се верного полюса досталась нашей ве ликой Родине. Поздравляю Вас и всех участников экспедиции на Северный полюс. В. СЕДОВА». 26 мая открылась П общефлот ская партийная конференция СВФ. Заслушаны доклады командующего флотилией т. Душенова н члена военного совета т. Байрачного. По докладам развернулись ожив ленные прения. Выступления де легатов насыщены острой, больше вистской самокритикой, они вскры вают недостатки в работе Политуп равления п политотделов отдельных соединений. Большинство делегатов с особой резкостью ставит вопрос о недостат ках в деле подготовки и воспитания кадров со стороны Политуправления и политотделов. Конференция проходит на высоком идейном уровне. Все выступающие подчеркивают, что парторганизации на местах правильно поняли реше- пия Пленума ЦК ВКП(б) и истори ческие указания т. Сталина. Об этом свидетельствует огромный рост ака тивности членов партии, а также резкая критика с их стороны недо статков руководства партийных ор ганизаций на местах. Многие руьо- ! водители еще не перестроили свою I работу. Во всех выступлениях делегатов исключительное место ваннмают во- ! иросы классовой бдительности я бес пощадной борьбы с врагами наро да — троцкистами - зиновьевцами правыми и прочими агентами фашиз ма, пытающимися подорвать оборон ную мощь нашей непобедимой Ро дины. Делегаты требуют от Политуп равления более оперативного кон кретного руководства и пракглче- ской живой помощи частям. СИМАНЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz