Полярная правда. 1937, май

Зарубежные отклики на победу советских полярников ВО ФРАНЦИИ ПАРИЖ, %%. Крутейшие газеты еомещамт жодробные тмегрлммы о оерожческеж жерелете ооветскжх по- 1 яржжков ж» Северный полос, радио­ грамму Шмждта е первых сутках еж толвсе, портреты Шмидта, Водопья- юва, енжжо* сажолета. Газеты осо- fo отметают заявление Шмидта, что яветская полярная экспедиция не »нится га рекордами, а ставит себе *етодяческие задачи освоения Арк- гики. сПти Журнал» пишет, что «со- »егсия авжаджж служит великой па­ ршей миссии». «Эвр», подчеркивая. Отмечая громадное хначение ik c - педицпи, исключительное мужество участников, газеты подчеркивают, что успех экспедиции свидетельству­ ет об «энергии, с которой ждет впе­ ред советская наука». «Дейли Уоркер» пишет, чте все, кто заинтересован в человеческом прогрессе, будут приветствовать эту победу СССР, которая должна вдох­ новить на еще большие усилия, на­ правленные к освобождении всего человечества. в ЧЕХОСЛОВЯКИИ ПРАГА, 23. Все чехословацкие газеты подробно сообщают е совет- ш> экспедиция советских ученых ской полярной экспедиции, отмечая te представляет изолированную по- ее огромное международное аиачеине. *ытжу, пишет: «впервые в жсторпж Газеты помещают биографии Шмидта фктжчесхжх жсследований мы яв- к Водопьянова. еяежея сейчас свждетелямж покоре- (ня полюса ж результате предыду­ щих пятнадцатилетии! работ плея- (Ы отважных ученых ж летчиков». гПошолер» подчеркивает исклю­ чительно высокую техническую ос- сащенность советской экспедиции н 'ероизм ее состава, указывая, что советские люди предприняли завое­ вание полюса, которое каких-нибудь *0 лет назад служило темой для фантастических романов. «Люди не голько достигли полюса, пишет га- *ета, но обосновываются на неж, ггроят дож, авиационную базу, доби­ ваются, чтобы живая жизнь царство- л и в этих жертвых районах. Уда- яроя лж жж разрешить эту задачу? За это все надеются, этого все горя- «о желают. Чеж больше затруднений встречает тжкаж экспедиция, тем *олыпеге заслуживает она восхнще- шя». / В АНГЛИИ ЛОНДОН, 24. Газеты широко пуб- шкуют передачж полярной станции сСевернын полюс» ж приветствие, посланное вавоевателяж полюса ру- ьоводителжжж ВКП(б) ж советского травительства. Московский коррес­ пондент «Дейли Геральд», описывая юдготовку экспедиции, отмечает, что 1 стория приготовлении считается, как глава романа Жюль Верна». Кор­ респондент призывает британских мддолюбителей ловить сообщения сУпол». 4 «Рейтер» приводит текст первой t радиограммы завоевателей Северного голюса, дает обзор планов экспедн- Ежж ж предшествующих достижений *)ветс*о§ авиации в полярных рай- >нах. «Прагер Тагеблатг», сообщая о по­ беде советских полярников, под заго­ ловком «Величайший подвиг совет­ ских летчиков», передает слова свое­ го лондонского корреспондента, не­ давно побывавшего на полярных станциях СССР: «экспедиция Шмид­ та имеет такое же значение, какое в свое время самое открытие Северно­ го полюса». В ТУРЦИИ АНКАРА, 23. Первые сообщения о полете Водопьянова и о благопо­ лучной посадке самолета появились еще во вчерашних вечерних стаж* бульскжх газетах. Сегоднж газета «Улус» подробно сообщает о первых мерах экспедиции, ее целях и подго- Привет смелым завоевателям Северного полюса Вы, отважные сыиы Родины, учи­ те нас в своей работе быть т п м и же настойчивыми ж твердымж в пре- ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ Т Р Е Т Ь Е Й ПЯТИЛЕТКИ Лесное хозяйство На сниыке: Прибытие эвакуированных п Бильбао женщин и детей во французский порт Ла Паллис-Рошелль. (Союзфото). НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ (По сообщениям ТАСС) БИСКАЙСКИЙ 0РОНТ 23 жая в райоже Дима, юго-во­ сточнее Бильбао, бои продолжались. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ 23 жаж республиканские войска жа гвадалахарскож фронте заняли 7 Уровень современного состояния рек Туломы, К-олы, Умбы п вдоль изучения лесов Кольского полуостро- всей трассы Кировской железной дв- одоленпи трудностей. Не подлежит | ва ке обеспечивает правильного и роги. сомнению, что ледяное поле, на ко- | напболее целесообразного размещения ; Кроме тог#, в связи с ростом го- тором останутся зимовать наши от* ! лесозаготовок и лесопромышленных родов, промышленных центров, сов- важные полярники, будет изучено. В пРОТРИятий. Исключение в этом от- юзов н колхозов, назрел вопрос о сокровищницу советской ж мировой ношенин составляет только Зашей- формах ж методах организации пра- науки будет сделан ценнейший ковский лесокомбинат, на террнто- вильного хозяйства в лесах, выде- вклад. Только в стране социализма Рии с 1936 года ведутся лешых и подлежащих выделению в возможен такой широкий разворот соответствующие исследовательские категорию лесов особого назначения; Рабогы- | »то связано с разрешением целого Мурманский же и Умбский лесо- i рЯда проблем (способы рубки и лесо­ комбинаты работают почти «всле- возобновления, акклиматизация пе- пуго». Немыслимо сколько-пибудь род, лесомелиорация и т. д.). i a » » o « обоснование оырьгвш ба* , HiK0 вргапмщи П0ВЫ1 ^ и мощности проектируемых леоопро- i мышленных предприятий (в частно- Н8В(ЦСТВ’ 0С0бе1И0« лесохимии, на стн, производственной мощности огромных отходов лесотгромыш- Кольского лесопильного завода) на основании имеющихся неточных и устаревших (20-летней давности) материалов. Поэтому крайне важно осуществить в течение третьего пя­ тилетия лесоинвеитаризацнонные ра­ боты на значительной (свыше 2 миллионов га) площади в бассейжах научно - исследовательской мысли. Мы, работники на фронте просве­ щения, открытые вами тайны Север­ ного полюса будем изучать, обога­ щая знаниями наше молодое поколе­ ние. Ваша победа вдохновляет нал еще более успешно закончить учебный год. На вас партией и правитель­ ством возложена сложная и грузная задача. За вашей работой следит вся страна. Радуемся вашим успехам. Пусть вас вдохновляет радость страны, за­ бота партии и правительства, забота великого Сталина. По поручению учителей 10 школы ОШКВАРКОВА. Республиканцы, перегруппировав си- деревень к востоку от Сифуэнтес и лы, укрепили важнейшие позиции и продвинулись в этом секторе на 10 отбросили противника в некоторых киложетров. В бо*£х захвачен обшир­ местах на его исходные позиции, ный район. После артиллерийской Возвышенность Гондраменди продол- подготовки 20 танков начали прод“ жает оставаться в руках республи- вижёние по широкому фронту к канцев. На других участках фронта траншеям мятежников. За танками 1жизней стоили эти мечты и усилия товке. На первой странице— портрет ружейная и пулеметная перестрелка, следовали автомобили, перебрасывав- j Безграничные пространства1 льды Шмидага. Авиация интервентов 22 и 23 мая * шие к намеченным пунктам отряды стальной холод, бури стоялж гроз- Гордость и восхищение Северный полюс. Мечты етвах- ных. Сколько их етрежилось загля­ нуть в таинственные недра суровой Арктики. Сколько трудов, лишений. В ФИНЛЯНДИИ беенрерывно бомбардировала работав республиканцев. Тавковал атака за- ныл барьером"жа"пути поллрии ie- п ш л п т к п 9 / Т*1' районы Бильбао к население блн- хватила мятежников врасплох, они следователе* скаа п „ а ^ о^ечая бл’е а я Г е Т « Р евень- 8 'и е п к я » после весьма слабого сопротивления , Понятно, почему гордость, восх*- бмы р н Г в Т ^ Т ***** JETR1' ВЮМВ Т Т ««стро отступать. Республи- Щение и восторг - первые чувства, оеды 4советских полярников, подроо самолета мятежников сбросили 1 * \ лялатмятти* т т но описывает подготовку к экспеди- ноого Ш 6 E i о ™ . Разрушено 15 M ICSM пехота постепенно аанимала м ™ домов, убито 15 человек и много рь- ^позиции, которые мятежники в бос- СЫ1Ы вш е -‘ р0 ^ I П°Р Я« ' покидг-та. Захвачены пул*-: и ж(т)й т г т „ (>. В бою трех республиканских са« меты, автоматические винтовки, мор- ' верном полюсе. Выращенные и вос- молетов с пятью фашистскими сбито тиры и ящики со снаряжением. В питанные партией Ленина— Сталина, два самолета интервентов. Республи- ^деревнях Торрекадрилья и Отеро за- i советской властью, они, наши герон, хвачено много грузовиков. Войска ! пРеодол^ * все препятствия и до- ; стиглн Северного полюса. Там раз- цни, ее оборудование и так далее. В БЕЛЬГИИ БРЮССЕЛЬ, 24. Все бельгийские газеты отводят сообщениям о герои­ ческой экспедиции Шмидта иа Се­ верный полюс самое видное место, помещают их под крупными заго­ ловками. В КИТЯЕ ШАНХАЙ, 24. Вся печать, давая подробные отчеты о советской экспе­ диции на Северный полюс, называет чее событием мирового значения. Письмо и с п а н с к о г о п о с л а т о в . В . П . П о т е м к и н у Вряэ народного комиссара иност- , Я прошу Вас передать всем чле- оажных дел СССР тов. В. П. Потем- I нам экспедиции мое восхищение m получил гг испанского посла в СОСР г. Марселине Паскуа следую­ щее письме: - 4 ^ сГ-н нареджый кожнссар, Разрешите мне обратиться к Ван с самыми горячими поздравлениями столь трудной и с таким совершен­ ством подготовленной работой, а так­ же мои наилучшие пожелания иа будущее. . Будьте добры, г-н народный ко­ миссар, передать также советскому ■о поводу большого успеха первой правительству жож чувства восхище- фаеы экспедиции иа Северным по- j вия по поводу 'взимания и поощре- » с , е которой говорит сегодня пе- , жжя, с которыми оно относится ж де­ канцы потеряли одни. АСТУРИЙСКИЙ ФРОНТ 24 мая республиканцы бомбарди­ ровали позиции противника в рай­ оне Пеньяфлор. САНТАНДЕРСКИЙ ФРОНТ мятежников, участвовавшие в этом сражении, состояли из марокканцев н итальянских солдат. 15 АРАГОНСКИЙ ФРОНТ республиканских самолетов Фашистские самолеты- бомбардире- бомбардировали скопление войск мя- бали Сантандер. Ранено много детей, тежннков в районе Кауде. МИТИНГ ФЕДЕРАЦИИ ОБ'ЕДИНЕННОИ социалистической молодежи ВАЛЕНСИЯ, 24. Вчера в круп* циалнетической молодежи, чем лже- нейшем мадридском кино «Монумен- революционеры, являющиеся врагами таль» состоялся митинг 2.500 чле- народного фронта. :В заключение Ка­ нов федерации обедненной социали- рильо требовал роспуска Троцкиет- леиного пронэводства (кора, ветви, пин, корни, рейка, опилки и т. д.) также должно получить отражение в плане третьей пятилетки Мурманска г# округа. ВЕРХОВСКИЙ — инженер лесохозяйства. З ам е ч а н и я с т а х а н о в ц е в п о р т а На обсуждение стахановцев и нн- I чрезвычайно скверно отражается на стической молодежи. Представитель швейцарской еоцж- еких организаций/ Было оглашено !много приветствий чать, дтш «истине великолепное до­ стижение ■ а жыражаю свои жеж- 9еннейшжв жожелажжя полного осу- цеспл#жжж воставлежной задачж, гаачежжо которой ж раалжчжых обла- i v a наужжого жсследоважжя ж праж- гнчесжого жржжджжжжя сможет быть весьма в ш и . ятельноетж этого рода, жжеющей ис­ ключительную ценность для прогрес­ са человечества. Пржжжте, г-н народный жомиссар, вместе о моими искренними поздрав­ лениями выражение глубочайшего уважения. Марсштно ПАСКУА». алистической молодежи, приветствуя с фронта от имени целых частей, собравшихся, заявил, что в Испании Всо приветствия содержали требова- он осознал всю гнусность предатель- нпе немедленно ликвидировать трой­ ской деятельности троцкистов. кистскую сПОУМ», как фашистскую Генеральный секретарь федерации агентуру генерала Франко. Карильо заявил, что федерация стоит Оглашенное председателей жжтии- за об’единение всей антифашистской га сообщение о блестящей , победе молодежи ж что баскские католики, советских полярников было встрече- защищающие Испанию, ближе к со- но бурными аплодисментамж. вевается знамя Советов — знамя грядущих побед. Честь н слава нашей великой Ро­ дине, воспитывающей героев во всех, областях натки! Доктор И. И. СОКОЛОВ. Восхищены подвнгаин полярников С волнением и гордость» прочита­ ли сообщение экспедиции, руководи­ мой 0. Ю. Шмидтом, о том, что само­ лет «СССР Н-170» достиг Северного полюса, где сейчас установлена ра­ дио-станция и будут производиться научные исследования. Мы безгранично радуемся новой победе наших славных полярников. Эта победа могла быть достигнута только сынами советской страны, воспитанными нашим любимым то­ варищем Сталиным. Стахановцы-строители ТИКУНОВ, КОРДОБОВСКИЙ, КАБАНОВ, ГЛЕБОВ. женерно * технических работников порта был представлен ориентиро­ вочный план развития порта, состав, ленный специальной бригадой. Пер* спектпвы дальнейшего роста Мур­ манского порта исключительно ве­ лики. Дальнейшее развитие добычи апатитовой руды и концентрата, пе­ реработка шпицбергенского угля, ра­ стущие перевалки грузов на судах Лено-Колымо-Карских сквозных экс­ педиций и т.д. настоятельно требуют 'продуманного, перспективного плана порта, специализацию причалов, вы­ бор, наиболее эффективных механиз­ мов, складов и т. п. Отсутствие та­ кого плана в прошлом привело к консервации капитального строитель­ ства. Чрезвычайно большое и серьезное место в обсуждении вопросов разви­ тия порта в третью пятилетку зани­ мает жилищное строительство. От­ сутствие нормального жилого фонда закреплении квалифицированных кадров портовых рабочих. В предварительном плане развития Мурмансмго торгового порта преду­ сматривается проектирование и по­ стройка механизированной апатито­ вой гавани, причального склада для концентрата, установка мощных транспортеров. Портовики требуют от Наркомвода заново пересмотреть проект угольной гавани, проверил», нужны лн громоздкие мостовые пере­ гружатели. В обсуждении этих вопросов при­ няли участие инженерно-технические работники н стахановцы т. Лагздев, Павлов, Макаров, Амелин, Кнвригин, Рерих, Бондарев, Волохов, Будо, ЗотЧев и другие. Внесен ряд ценных дополнении— § весовом хозяйстве порта, о созда­ нии учебно-курсового комбината, о портовом надзоре и обслуживании пассажиров побережья. з:> м ГО Перепет Героя Советского Союза то». ЛЕВАМ Ленинград — Севастополь. 16 кая тов. ЛЕВАНЕВСКИЙ испытал в воздухе самолет «ДУГЛАС», доставленный в Ленинград жз США. 17 мая тов. Леване&скнй совер­ шил беспосадочный перелет Ленинград— Севастополь. На снимке: Самолет «ДУГЛАС». Фото Оэккэ (Союзфото). И. Л О Б О В Сталинская Конституция и право на образование СССР, вдохновляемые ге- ием и жолей великого Сталина, держали под руководствож больше- звггекож п а р т победы всемирно-, •сторжчосжого хначенжя. В СССР уже «строен в основном новый общест- эеижыи строй — социализм. Докладывая Чрезвычайному V III (Гевду Советов о проекте Еонститу- иги, ее творец товарищ Сталин ука- сывал: «Наше советское общестзо юбилось того, что оно уже осуще­ ствило в основном социализм, созда- |» социалистический строй, т. е. осу­ ществило то, что у марксистов назы­ вается иначе первой или низшей фа- юй коммунизма. Значит, у пас уже »суж 1 ествлена в основном первая *ам коммунизма, социализм». 9 п ж я л партии и советской вла- ггж вырацежы и подняты к актив- ie i, соеждательнои работе десятки силлиожо! трудящихся, глубоко п[»*.■- данных делу Ленина— Сталина и Оез- иветно любящих свою социалисти­ ческую Родину. Навсегда уничтоже- аа в COGP безработица, введен са- ш к короткий в мире рабочий день, изданы условия для радостного, сво­ бодного труда н чудесной, счастли­ вей жнаии. «Советская власть... провела в жизнь право на труд, •дравл m *тгых. право на образова­ ние, обеспечила лучшие материаль­ ные ж культурные условия рабочим, крестьянам и интеллигенции...» (И. Сталин). Подлинный гуманизм сталинской эпохи выражен в словах Конститу­ ции: «Граждане СССР имеют право на образование». Отатья 121-я Кон­ ституции указывает, что «это право обеспечивается всеобще - обязатель­ ный начальным образованием, бес­ платностью образования, включая высшее образование, системой госу­ дарственных стипендий подавляюще­ му большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на род­ ном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного про­ изводственного, технического и агро­ номического обучения трудящихся». Что значит «право на образование для гражданина СССР? Это означает, прежде всего, что в стране социа­ лизма. в самой системе образования нет социальных перегородок, как это имеет место во всех капиталистиче­ ских странах. Это означает, далее, что у нас государство берет на себя заботу' н возлагает на родителей обя­ занность, чтобы каждый ребенок по­ лучил начальное образование. Конституцией обеспечивается бес­ платное образование. Это означает, что государство полностью берет на себя расходы по обучению детей, на­ ходящихся в настоящее время в школах, ж всех тех, которые будут учиться в будущем. Иначе говоря, советское государство берет на себя полностью оплату педагогов, расхо­ ды по строительству школьных яда- ний, содержание ■ оборудование не только начальных, но средних и высших школ. Таким образом тру­ дящиеся нашей страны •могут обу­ чать совершенно бесплатно своих де­ тей в школах всех ступеней, вклю­ чительно до высшей. Такого участия государства в образовании ьодраста- ющего поколения ни в одной капи­ талистической стране не существует и не может существовать. В отличие от капиталистического мира, где образование является при­ вилегией для детей имущих классов, в СССР общеобразовательная школа является общедоступной для детей многомиллионного советского населе­ ния. В прошлом учебном году в со­ ветской общеобразовательной школе обучалось свыше 25 млн. детей. В текущем 1936— 1937 учебном году количество учащихся достигло 28 млн. В школе же дореволюционной России в 1914 г. обучалось всего лишь 7,8 млн. детей. . Такой рост количества учащихся о?начает, что школьным обучением в СОСР охвачено все подрастающее по­ коление. Конституцией обеспечивается обу­ чение о школах на родном языке. Это значит. Что школа у нас яв­ ляется не орудием угнетения отдель­ ных национальностей, как это на­ блюдается во всех капиталистиче­ ских странах, а могучим средством под’ема культуры всех многочислен­ ных национальностей, населяющих СССР, культуры — национальной по форме ж социалистической по со­ держанию. Широко доступной в СССР являет­ ся для подрастающего поколения и высшая школа. Конституцией обес­ печивается подавляющему большин­ ству учащихся высшей школы госу­ дарственная стипендия. Это означа­ ет, что- советское государство не только обеспечивает бесплатное обу­ чение в высшей школе, но н оказы­ вает материальную помощь подавля­ ющему большинству студентов, но. говоря уже о предоставлении обуча­ ющимся жилищ. Из года в год растут в СССР ас­ сигнования государства на матери­ альное обеспечение студентов.* В 1931 г. на стипендии студентам ву­ зов, рабфаков и техникумов в СССР было израсходовано 432 млн. руб., а в 1935 г. — 1.788 млн. рублей. В 1936 г. эти ассигнования была еще больше. Около 80 проц. всех обучающихся в высшей школе в I 1936 г. было обеспечено стипендня- I ми. Бесплатное обучение, общежития, государственные стипендии, лучште профессорские кадры, библиотеки, лаборатории и т. д. и т. ц1. — все это предоставлено студентам. В СССР в настоящее время имеет­ ся около шестисот вузов, в которых обучается свыше 500 тыс. чел., в те время как в дореволюционной Р ос ­ сии было только 91 высшее учебное заведение с количеством обучавших­ ся в них не более 12.’» тыс. чел. Насколько широко развернулось образование в СССР можно судить хотя бы по таким данным. Свыше 42 млн. чел. было охвачено в 1935 году различными видами образова­ ния, а в 1936 году— около 47 млн. чел., т. е. больше четверти всего на­ селения страны. По мере роста и1укрепления на­ родного хозяйства за последние годы значительно укрепилась и материаль­ ная бава школьного образования. В 1936 году бюджет общеобразователь­ ной советской школы составлял 4.995,9 млн. руб. против 153 млн. руб., отпущенных на школы в доре­ волюционной России в 1913 г. Больше чем вдвое по сравнению с 1914 г. выросло и количество школьных зданий. В 1935 г. было построено 3.362 новых школы, а в 1936 году — 4.309 новы* школ. Буржуазия в период своего под'е- ма весьма торжественно деклариро­ вала самые различные, далеко иду­ щие «права человека и гражданина». Каких только «прав» и «свобод» не провозглашала буржуазия в своих конституциях! Однако дальше фор­ мального и чисто словесного про* возглашения этих «прав» и «сво­ бод» дело не шло. Все конституции буржуазных го­ сударств, когда-либо существовавшие ■ действующие в настоящее время, если и упоминают что-либо о праве иа образование, то бо-льше для внеш­ него декларативного украшения са­ мой конституции. Характерно, что з едних конституциях право на обра­ зование устанавливается лишь в оГ.’еме начальной школы, в других— совершенно не указывается никако­ го об’ема образования. В польской конституции, например, о праве на образование имеется несколько ста­ тей. Но как зкалко, фальшиво выгля­ дит это польское «право» на обра­ зование! Ассигнования на образова­ ние в Польше из года в год сокра­ щаются. В 1934— 1935 учебном го­ ду и так весьма скудные бюджетные ассигнования по министерству про­ свещения, составлявшие в 1931 i 472 млн. злотых (злотый— 22 коп.), были снижены до 311,5 млн. зло­ тых. Сокращение расходов на про­ свещение прежде всего отразилось на школьном строительстве, которое сейчас совершенно прекратилось. Не приходится говорить о том по­ ложении, в котором находилось дело народного образования в царской Росснл. «Такой дикой страны,— пи­ сал В. И. Ленин, — в которой бы массы народа настолько были ограб­ лены в смысле образования, света и знания,—такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. ... Четыре пятых молодого поколе­ ния осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 410). I «Сотни лет царское правительство угнетало народные массы, затемняло жх сезнание. «Христианские доброде­ тели, а не знания нужны народу». — таков был основной девиз царских чиновников. Недаром знаменитый мракобес А. С. Шишков — царекзй министр народного просвещения — указывал: «Науки полезны только тогда, когда...употребляются и пре­ подаются в меру, смотря по состоя­ нию людей и по надобности, какую всякое ввание в них имеет. Обучать грамоте весь народ или несоразмер­ ное числу оного количества людей принесло бы более вреда, нежели пользы...» 9 Зато царское правительство весь­ ма усердно насаждало в стране цер­ кви и монастыри. Статистика пока­ зывает, что в 1912 г. в России бы­ ло свыше 77 тыс. церквей, монасты­ рей и часовен. Ни о каком праве трудящихся на образование в царской России не мо­ гло быть и речи. В лучшем случав дети трудящихся могли иметь доступ в школы «низшего разряда»; Только в стране социализма соз­ даны реальные поэмой ' л о с т и небы­ валого в истории человечества куль­ турного под’ема трудящихся масс, только в стране социализма осущест­ вляется на деле право на образова­ ние! Великов право, право па образова­ ние, занимающее одно из почетных мест в Сталинской Конституции и незыблемо утверждаемое всей мощью великой страны победившего социа­ лизма, является одним из могучих рычагов нашего дальнейшего движе­ ния вперед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz