Полярная правда. 1937, май
ОТВАЖНЫМ ПОЛЯРНИКАМ-ПЛАМЕННЫЙ ПРИВЕТ) УЧАСТНИКИ ЗИМОВКИ О СВОЕЙ РАБОТЕ НА ПОЛЮСЕ □ □ □ И. Д . ПАПАНИН— начальник зимовки ЛАГЕ РЬ НА ПОЛЮСЕ Идея покереиия Северного полюса j меня зародилась давно, несколько лет тому назад. Будучи еше руко водителем поляряых зимовок на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосн- фа, я мечтал дрейфовать в районе Северного полюса. Вернувшись тгз оимовки, я узнал, что ряд полярников уже предложил сформировать экспедицию на Север- ш й полюс. Зимовщиков со всем снаряжением предполагалось перебро сить на полюс самолетами i выса- ш ъ на дрейфующую льдину. Лолу- и в согласи ма организацию подго товки вкспедиции, я горячо взялся «а дело. Главсевморпуть выделил для ор ганизации экспедиции необходимые средства. Подготовка началась еще в феврале 1936 года. В первую очередь я стал готовить одежду, палатку и продовольствие. Необходимо было тщательно подгото виться к еимовке и вместе с тем со здать надежную базу на самой се верной точке советской земли — на острове Рудольфа. В 1936 гаду ледокол «Русанов» юставял на остров Рудольфа наибо лее тяжелые грузы, продовольствие, горючее м часть научного снаряже- вня. Немала мбот стоил подбор уча стников вимовки. (В Ленинграде я встретился в Петром *Петровичей Ширшовым. Ширшов дал согласие участвовать в экспедиции в качестве гид ом » и гидробиолога. Петр Пе трович уже успел приобрести доста точный опыт, как участник экспеди ции «Оибирякова» и «Челюскина». Я реши также взять в зкепеди- шию Федорова, который был моим помощником по научной работе в зи* •овкад мыса Челюскина я Земли ФранцаТосифа. Федоров очень спо собный магнитолог м астроном. Он зхотио принял мое предложение. Четвертым участником зимовки 1ыл намечен Кренкель. Подготовительные работы развер нулись в марте прошлого года. Была заказана особая легкая, портативная и прочная аппаратура для научных наблюдений. Общий вес снаряжения, •борудовавмя и различных грузов вместе с людьми не должен был пре вышать 9 тонн. Запас продоволь ствия, одежды и горючего рассчитан на полтора года. В опытной Ленинградском радио- лаборатории срочно была заказана радиостанция для Кренкеля. В заготовке необходимого продо вольствия большую помощь оказал институт инженеров питания. Каж дым продукт, предназначаемый для экспедиции, подвергался тщательно му анализу. Мы берем продукты, которые обычно в ассортименте полярных станций не имеются. Изготовлены легкие сухие концентраты щей, го рохового супа, киселей, компота, мясных котлет. Наши продукты отличаются боль шой калорийностью. Они сделаны на столько разнообразно и вкусно, что о заболевании цингой не может быть и 'речи. Зимовщики получат прекрасную меховую одежду. Нижнее белье свя зано из высококачественной шерсти. Мы разделили между собой рабо ту так, чтобы каждый из нас мог за менить друг друга. Меня — началь ника— в случае необходимости может заменить Кренкель, случится что- либо с Кренкелем, его заменит Федо ров. Выйдет из строя Федоров, астро номические и магнитологические ра боты буду производить я. Метеороло гами мы будем все. Каждый из нас также умеет готовить пищу. Врачом на зимовке будет Ширшов. В течение 6 месяцев при Ленинград ской городской больнице он проходлл специальную практику. Если самолет, на котором мы вы летим к полюсу, не сможет опустить ся на льдину, придется высаживать ся со снаряжением и грузами, поль зуясь парашютами. Какой путь мы проделаем в дрейфе, предсказать не возможно. На полюсе мы водрузим шелковый красный флаг с изображением люби мого вождя народов товарища Стали на, второй кумачевый флаг с гербом нашей прекрасной Родины. На Север ном полюсе будет развеваться ra ise голубой вымпел Главного Управления Северного Морского Пути. □ □ Тов.« ПАДАЛИН И. Д. — начальник зимовки на Северном полюсе. ШИРШОВ—гидробиолог зимовки на полюсе ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ИГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Впервые идея зимовки на дрейфу ющей льдине возникла у Фритьофа Нансена. Однако отважный норвеж ский исследователь не имел средстн, необходимых для осуществления сво ей идеи. Организация научной экспедиции на Северный полюс стала возможна лишь в стране победившего социа лизма. О готовящейся зимовке на Север ный полюс я узнал осенью 1935 го да от Отто Юльевича Шмидта. Наука почти ничего не знает о центральной части полярного бассей на. С достаточным основанием мы предполагаем, что околополюсный район представляет собой водный бас сейн с глубиной в I — б километров. Бще Нансен на «Фраме» открыл крайне интересное явление, над изу чением которого нам предстоит не мало поработать. Нансен нашел на глубине от 200 до 700 метров мощ ный поток атлантического происхож дения, отличающийся от вод Север ного Ледовитого океана большей со- ленностью и более высокой темпера турой. Нам предстоит проверить те перь проникновения этого потока в центральную часть Ледовитого океа на н проследить в течение года, как, где и на каких глубинах распреде ляется атлантический поток. Экспедиция на «Фраме» отметила крайнюю бедность растительного и животного мира в центральной часта Ледовитого океана. По нашим пред положениям эго не совсем так. Мы полагаем, что в околополюсном рай оне имеется довольно многочислен ный мир животных и растений, прав да крайне нетребовательный. В те чение года мы предполагаем широко поставить опыты по определению ко личественных н качественных изме нений микроскопического мира жи вотных и растении, населяющих тол щу полярного моря. Пробы планктона мы сумеем обра батывать в нашей палатке с по мощью микроскопа. Окончательные же материалы rb изучению живот ного и растительного мира полярно го района предстоит обрабатывать уже на материке. Мы везем с собой оригинальную глубоководную л&бедку, сконструиро ванную инженером Перли. С по мощью этого прибора можно опреде лять глубину океана до 5.800 мет ров. По специальному заказу изготов лен для нас оцинкованный канатик, диаметром в 1,2-5 миллиметра. Трос может выдержать груз до 200 ки лограммов. Необычайно легки также батометры, j приборы для взятия для пробы во ды. Вместо обычных 5— б килограм мов каждый из них весит не более 1,6 килограмма. НРЕННЕЛЬ— радиот зимовки ★ Радиостанция на дрейфующей льдине О намечаемой экспедиции *4 Се верный полюс я узнал от т. Шмидта еще несколько лет тому назад. Уже тогда я обратился к Огго Юльевичу с просьбой считать меня кандидатом на должность радиста этой экспеди ции. Летом 1936 года при зимовке на островах Сергея Каменева я полу чил запрос от Папанина: какая мне нужна аппаратура для предстоящей экспедиции? Об’яснять о какой экс педиции идет речь было излишним. Я сразу догадался. Нам нужна была радиостанция, которую можно было бы быстро ус тановить, быстро перенести с места на место. Эта задача была блесгяще разрешена. Общий вес нашей радио станции составил лишь полтонны. Основную связь наша зимовка на дрейфующей льдине будет поддержи вать с островом Рудольфа. На этом острове, в 900 километрах от Север ного полюса, в 1936 году построена самая северная радиостанция в мире. Остров Рудольфа имеет надежную радиосвязь с.Москвой. Радиостанция северного полюса располагает основным передатчиком, мощностью в 70 ватт. Она снабжена также запасным передатчиком в 20 ватг. Кроме того, мы везем с собой маленький аварийный передатчик, мощностью в 10 ватг. Радиостанция будет питаться энер гией от аккумуляторов. Для их за рядки специально сконструирован маленький «ветрячок». На случай безветренной погоды аккумуляторы будут заряжаться of бензинового двигателя. Если е бен зиновым двигателем что-нибудь слу чится, будем пользоваться ручной динамо-машиной. Радиоаппаратура заключена ч не проницаемые для влаги брезентовые чехлы н приспособлена к работе в условиях мороза и повышенной вла жности. ЦЕННЕИШИИ ВКЛЯД В НАУКУ Беседа § директором Всесоюзного Арктического института профессором Р. Л. САМОЙЛОВНЧЕМ Высадка вкспедиции в районе Се верного полюса уже сама по себе является несомненным мировым до стижением. Однако ие это составля ет цель полета на полюс. Советская экспедиция будет вести систематические научные работы в этом абсолютно неизвестной центре Крайнего Севера. Ведь до сит пор мы ничего не знаем о том, что пред ставляет собой полярный бассейн в центральной части Северного Ледови того океана. Мы можем только пред полагать, что там очень большие глубины, достигающие I — 5 тысяч метров, но как глубок этот бассейн в действительности, никто не злает. Измерения глубин дадут нам кар тину рельефа дна этого обширного водного бессейна. Не подлежит сомнению, что ледя ное поле, на котором зазимуют напгн отважные полярники, будет нахо диться в постоянном движении, или как мы говорим, будет дрейфовать, в зависимости от господствующих там течений. Каковы эти течения, какой они силы, куда они направле ны, также никому неизвестно. Изу чение этих течений явится второй задачей наших молодых ученых. Для того, чтобы точно установить направление дрейфа льда, зимовщи ки на Северном полюсе будут про изводит астрономические наблюдения при помощи универсального теодоли та. Элементы земного магнетизма бу дут изучаться при помощи специаль ного вариометра. Наши исследовате ли будут также изучать силы зем- ЛЮДИ МОЕГО ОТРЯДА В середине прошлого года прави- ! гельетво поручило Глазсевморпутп ! »рганнэевать высокоширотную экспе- j 1 ицию на самолетах. В задачу экс педиции входило: достичь Северного ■елюса, совершить посадку и оста вить на дрейфующем льду группу уче ных, возглавляемую известным по- лярником-ердепоносцем И. Д. Иапа- виным. Высадив' зимовщиков на иолюг и снабдив их всем необходимым для *азнн н проведения научных наОлю- !епий по заранее разработанному комплексу, основные самолеты эксне- гиппи возвратятся в Москву. Один 13 тгпх — тяжелый четырехмотор е н воздушный корабль «АНГ*0», ■sot управлением пилота И. II. Млзу- 9ука остается на острове Рудольфа— еамом северном из островов Землп Беседа с Героем Советского Союза командиром отряда самолетов М. В. ВОДОПЬЯНОВЫМ Командиром первого корабля в | Четвертая машина •» (резервная) экспедиции и вместе с тем команди- идет под командой пилота И. П. Ма- ром всего отряда тяжелых самзиетов, 1зурука. В составе экипажа этого са- паправляющихся на полюс, был наз начен я. Вместе со мной на моем са молете летят: известный полярный пплот-орденоносец М. С. Бабушкин, флаг-штурман экспедиции — ерде- попосец майор П. Т. Спирин, ра дист экспедиции челюскинец С. А. Ивапов, мой старый летный спутник борт-мехаппк Ф. И. Бассейн и его помощник И. П. Потеппп. Командир второго корабля экспе диции — Горой Советского Союза Франца-Иосифа. Тов. Мазурук имеет I В -С. Молоков. Вместе, с ним летят полярный пилот Г. К. Орлов, посто янный спутник тов. Мо.юкова орде ноносный штурмап-радпет А. А. Рптсляид, борт-механики тт. В. Л. Ивашина и Фрутецкий. Третьим кораблем командует по лярный иилот-орденопосец А. Д. Але ксеев. Тов. Алексеев долгое гремя работал штурмапом. Приобретенный опыт помогает ему в совершенстве ориентироваться при самых тяже лых метеорологических условиях За полярья. Вместе с тов. Алексеевым летят второй пилот М. И. Козлов, пгтуриан- ааданпе держать непрерывную связь •: зимовкой в по первому требоваппю •камть ей помощь с воздуха, а по «стечении срока зимовки, примерно, через год. снять группу тов. Иапа- нина г п*дюса и доставить ее в Мо- «кву. Для выполнении этих задач пра вительство предоставило в наше рас поряжение четыре тяжелых самолета <АПТ-6>. Р) течение полугода мы с помощью рабочих завода им. Горбунова пере оборудовали полученные нами само леты серийного производства, при- ■:пособии их для полета в тяжелых радист II. М. Жуков, борт-механики ' г.?г*вият высоких широт Арктики. I К. Н. Сухробов и И. Д. Шмапдпп. молета — полярный пилот Л. В. Крузе, который будет начальником летной базы экспедиции, штурман- радист В. И. Аккуратов, уже участ вовавший в прошлогоднем перелете Москва — Земля Франца-Иосифа, борт-механики Ян Брезип и Шеку- ров. За хорошую работу на трудней шей Хабаровск — Сахалин линии Мазурук награжден Орденом Красной Звезды. Таковы кадры нашей экспедиции. Каждый пз членов экнпалга обладает огромным опытом полета за поляр ным кругом, а все вместе они явля ются носителями лучших традиций всей полярной авиации нашей Годи ны. Начальником экспедиции на север ный полюс • утвержден академик 0. Ю. Шмидт. Его заместителем по летной части — начальник поляр ной авиации Главсевморпути ордено носец М. И. Шевелев. •** Высокоширотная экспедиция, как и всякое большое дело, имеет свою •историю. Зимовка на полюсе была I задумана давно. 0. ГО. Шмидт еще в 1935 году поручил мне состарить технический проект высадки науч ной экспедиции в сердце Арктики. Для того, чтобы хорошо выполнить это задание, Огто Юльевич посовето вал мне слетать на Землю Франца- Иосифа, подняться до 83-84 парал лели, ознакомиться на практике ледовой и метеорологической обста новкой в этих широтах. Эту задачу я и выполнил, совершая прошлогод ний перелет на Землю Франца-Иоси фа. После этого полета не оставалось никаких сомнений в том, что полюс можно покорить только при помощи самолёта. Высокоширотная экспеди ция была включена в план работ Главсевморпути. Вождь народов лучший друг лет чиков И. В. Сталин одобрил наше начинание и предложил тщательно подготовить экспедицию. Не прошло и года, как мы пошли на штурм полюса. Товарищ Сталин очень вниматель но следил за ходом подготовки к вы сокоширотной экспедиции. Он лично рассматривал предложенный вами состав экспедиции и утвердил его. Такое исключительное внимание товарища Сталина вдохновило нас, зажгло желанием борьбы и родило непоколебимую уверенность в побе де. И мы победим! На Северном по люсе будет развеваться флзг нашей Родины! иого притяжения при помощи грави тационных приборов. Как известно, сила притяжения ие одинако?а в различных точках земли. При помо щи гравитационных измерений мож но сделать заключение о форме nt- верхностн нашей планеты. Эти на блюдения представляют особенный интерес в районе Северного полюса. Наконец, попутно будут произво диться также электрометрические измерения атмосферы, наблюдения над количеством пыли в воздухе и так далее. Само собой разумеется, что в течение всего пребывания зи мовщиков в районе Северного полю са должны вестись систематически*» метеорологические наблюдения, кото рые представляют для нас огромное значение, в особенности потому, что климат в центральном полярном бас сейне нам абсолютно не пзвотен. Эти наблюдения дадут нам возмож ность точнее сотавлять синоптиче ские и метеорологические сводки п на более длительное время предска зывать погоду для разных широт. Научные работы отважных совет ских полярников явятся ценнейшим вкладом не только в сокровищницу советской науки. Они несомнеино, приобретут мировое значение. Научное оборудование для зимов щиков спроектировано, сконструиро вано и построено в мастерских Все союзного арктического института. Особенное внимание обращалось на облегчение всех приборов, на прис пособление их к суровым условиям, при которых придется работать зи мовщикам. СБРОСКА ГРУЗОВ НА ПАРАШЮТАХ — В феврале этого года Управле- | Флагманский воздушный корабль, иие полярной авиации Главсевморпу- t которым управляет Герой Советского тн предложило мне, — заявил в бе- ФЕДОРОВ— магнитолог и астронем ★ Астрономические и магнитные наблюдения На дрейфующей льдине я буду производить астрономические опреде ления координат, вести магнитные, гравитационные наблюдения. Большую работу пришлось прове сти по подготовке к разработке при боров, которые в связи с особенно стями нашей экспедиции должны быть исключительно легкими, точ ными Игнадежными в действии. К октябрю 1936 года вся аппара тура, необходимая для моей работы на дрейфующей льдине, была изго товлена. Оставалось особо тщательно ее проверить. Астрономией, как таковой, наша экспедиция заниматься не будет. С помощью этой науки предстоит лишь точно определять местонахождения нашей льдины. Мне поручено также производить научные работы по земному магне тизму. Работы по земному магнетизму, помимо своего чисто научного зна чения, принесут немало практиче ской пользы. Особую ценность пред ставят они для арктических навпга- торбв, судоводителей, штурманов, летчиков. Нам предстоит произвести большую магнитную с’еику с тем, чтобы составить точную магнитную карту района Северного полюса. Эта карта должна ориентировать летчи ков и судоводителей в центральном районе Северного Ледовитого океана. Прохождение наблюдения над поляр ным сиянием, измерения магнитных вариаций, которые мы будем вести, помогут выяснить сложный характер грандиозных электромагнитных явле ний на земном шаре. Пз элементарной физики известно, 410 предметы на экваторе весят лег че, чем на полюсе. Нам предстоит с большой точностью установить раз ницу в весе предметов на различных шпротах. Работа пз дрейфующей льдине бу дет, безусловно, трудной и опасной. Каждый пз нас не может не отдавать себе в этом отчета. Но мы горды тем, что партия и правительство и вся страна доверили нам эту почет ную работу. Постараемся же с честью оправ дать высокое доверие! седе с сотрудником ТАСС мастер па рашютного спорта т. Мошковский,—* составить несколько вариантов при менения парашютов в экспедиции, отправляющейся на Северный полюс. Немало бессоных ночей провел я над разработкой этого дела. В конечном итоге было решено применить пара шюты исключительно для сбрасыва ния грузов. На парашютном заводе 2 под руководством начальника техниче ского отдела Крашенникова были из готовлены специальные грузовые парашюты. Они сделаны так, что при приземлении не должна постра дать даже такая хрупкая материаль ная часть, как радиостанция. При помощи парашютов экспедиция смо жет сбросить на дрейфующую льди ну около 10 тони груза. Союза М. В. Водопьянов, сделает по- еадку на льдине вместе с четверкой отважных полярников, которые ос танутся там для научной работы. Перед посадкой все грузы с этого корабля будут сброшены_на параппо- _ тах так же, как п с остальных кораб лей, которые сразу возвращаются об ратно на базу. Экипаж вкспедиции также обеспе чен персональными парашютами. Я беру с собой парашют, на котором предполагаю, если позволит обста новка, спрыгнуть с воздушного ко рабля на дрейфующую льдину. Отправляясь в экспедицию на Се верный полюс в качестве второго пи лота на самолете «СССР Н-169» н руководителя парашютными операци ями, я уверен в успехе этого ответ ственнейшего исторического дела. Р А Д И О С В Я З Ь С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕЙ таке* двух Старший радист экспедиции на ' »ои его действия, примерно, Северный полюс известный ордено- | же, но работает он только на иосец - челюскинец Иванов в беседе волнах. Оба передатчика могут рабо- с сотрудником ТАОС сообщил следу- тать и как радиотелеграфные аппа- ннце©!: ! раты по азбуке Морзе, и как обыч- — Радио в Арктике является i ныв радио-телефоны. Связь во время единственным средством связи. По- полета поддерживается препмущест- этому мы особое внимание и обраща ли на радиооборудование наших са молетов. Благодаря огромным дости жениям нашей радиопромышленности, самолеты экспедиции на северный полюс оборудованы блестяще. Радио призвано выполнить две основные задачи: вести самолеты по курсу п обеспечить им непрерывную связь с базой на острове Рудольфа и с Мо сквой. В распорял^нип пггурмаиа и пи лота на калцом воздушном корабле имеются сложные аппараты: радио пеленгаторы и радиокомпасы. Еслп даже все виды компасов откажут в работе, пилот при помощи этих ап паратов приведет свою машину ту да, куда ему нужно. Для связи с землей и каждым кораблем в отдельности на сааоле- летах установлено несколько радло- передаточпых раций разных типов и назначений. При помощи их с са молета, летящего над Северным по люсом, без труда можно держать связь с Москвой. На случай аварии основного пере датчика — каждый корабль распо лагает вапасньгм аппаратом. Диапа- венно телеграфным кодом. Кроме основных передатчиков на всех воздушных кораблях установле ны портативные коротко-волновые рации с микро-телефонами. При их помощи командир звена передает приказания летчикам дру гих воздушных кораблей, находя щихся в воздухе, точно так же, как мы разговариваем по телефону. Если же какой-нибудь пз самолетов сде лает на пути выпуждеппую посадку, то это ие лишает его экипаж связи с внешним миром. На борту каждого самолета есть запасная аварийная всеволновая рация. Ее мощность мо жет обеспечить связь с островом Ру дольфа и с остальными самолетами. Очень сложно было решить вопрос о питании всех этих рации. Завод нм. Лепсе изготовил достаточное ко личество мощных маленьких дипамо- машпп. Ес.тп предположить невозмо жное, что дппамо-машнтш откажутся работать в полете, то и из этот случай на каждом самолете имеется достаточно мощный аварийный сило вой агрегат. Участники экспедиции будут пользоваться им также для работы раций во время стоянки са молетов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz