Полярная правда. 1937, май

ОТВАЖНЫМ ПОЛЯРНИКАМ-ПЛАМЕННЫЙ ПРИВЕТ) УЧАСТНИКИ ЗИМОВКИ О СВОЕЙ РАБОТЕ НА ПОЛЮСЕ □ □ □ И. Д . ПАПАНИН— начальник зимовки ЛАГЕ РЬ НА ПОЛЮСЕ Идея покереиия Северного полюса j меня зародилась давно, несколько лет тому назад. Будучи еше руко­ водителем поляряых зимовок на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосн- фа, я мечтал дрейфовать в районе Северного полюса. Вернувшись тгз оимовки, я узнал, что ряд полярников уже предложил сформировать экспедицию на Север- ш й полюс. Зимовщиков со всем снаряжением предполагалось перебро­ сить на полюс самолетами i выса- ш ъ на дрейфующую льдину. Лолу- и в согласи ма организацию подго­ товки вкспедиции, я горячо взялся «а дело. Главсевморпуть выделил для ор­ ганизации экспедиции необходимые средства. Подготовка началась еще в феврале 1936 года. В первую очередь я стал готовить одежду, палатку и продовольствие. Необходимо было тщательно подгото­ виться к еимовке и вместе с тем со­ здать надежную базу на самой се­ верной точке советской земли — на острове Рудольфа. В 1936 гаду ледокол «Русанов» юставял на остров Рудольфа наибо­ лее тяжелые грузы, продовольствие, горючее м часть научного снаряже- вня. Немала мбот стоил подбор уча­ стников вимовки. (В Ленинграде я встретился в Петром *Петровичей Ширшовым. Ширшов дал согласие участвовать в экспедиции в качестве гид ом » и гидробиолога. Петр Пе­ трович уже успел приобрести доста­ точный опыт, как участник экспеди­ ции «Оибирякова» и «Челюскина». Я реши также взять в зкепеди- шию Федорова, который был моим помощником по научной работе в зи* •овкад мыса Челюскина я Земли ФранцаТосифа. Федоров очень спо­ собный магнитолог м астроном. Он зхотио принял мое предложение. Четвертым участником зимовки 1ыл намечен Кренкель. Подготовительные работы развер­ нулись в марте прошлого года. Была заказана особая легкая, портативная и прочная аппаратура для научных наблюдений. Общий вес снаряжения, •борудовавмя и различных грузов вместе с людьми не должен был пре­ вышать 9 тонн. Запас продоволь­ ствия, одежды и горючего рассчитан на полтора года. В опытной Ленинградском радио- лаборатории срочно была заказана радиостанция для Кренкеля. В заготовке необходимого продо­ вольствия большую помощь оказал институт инженеров питания. Каж­ дым продукт, предназначаемый для экспедиции, подвергался тщательно­ му анализу. Мы берем продукты, которые обычно в ассортименте полярных станций не имеются. Изготовлены легкие сухие концентраты щей, го­ рохового супа, киселей, компота, мясных котлет. Наши продукты отличаются боль­ шой калорийностью. Они сделаны на­ столько разнообразно и вкусно, что о заболевании цингой не может быть и 'речи. Зимовщики получат прекрасную меховую одежду. Нижнее белье свя­ зано из высококачественной шерсти. Мы разделили между собой рабо­ ту так, чтобы каждый из нас мог за­ менить друг друга. Меня — началь­ ника— в случае необходимости может заменить Кренкель, случится что- либо с Кренкелем, его заменит Федо­ ров. Выйдет из строя Федоров, астро­ номические и магнитологические ра­ боты буду производить я. Метеороло­ гами мы будем все. Каждый из нас также умеет готовить пищу. Врачом на зимовке будет Ширшов. В течение 6 месяцев при Ленинград­ ской городской больнице он проходлл специальную практику. Если самолет, на котором мы вы­ летим к полюсу, не сможет опустить­ ся на льдину, придется высаживать­ ся со снаряжением и грузами, поль­ зуясь парашютами. Какой путь мы проделаем в дрейфе, предсказать не­ возможно. На полюсе мы водрузим шелковый красный флаг с изображением люби­ мого вождя народов товарища Стали­ на, второй кумачевый флаг с гербом нашей прекрасной Родины. На Север­ ном полюсе будет развеваться ra ise голубой вымпел Главного Управления Северного Морского Пути. □ □ Тов.« ПАДАЛИН И. Д. — начальник зимовки на Северном полюсе. ШИРШОВ—гидробиолог зимовки на полюсе ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ИГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Впервые идея зимовки на дрейфу­ ющей льдине возникла у Фритьофа Нансена. Однако отважный норвеж­ ский исследователь не имел средстн, необходимых для осуществления сво­ ей идеи. Организация научной экспедиции на Северный полюс стала возможна лишь в стране победившего социа­ лизма. О готовящейся зимовке на Север­ ный полюс я узнал осенью 1935 го­ да от Отто Юльевича Шмидта. Наука почти ничего не знает о центральной части полярного бассей­ на. С достаточным основанием мы предполагаем, что околополюсный район представляет собой водный бас­ сейн с глубиной в I — б километров. Бще Нансен на «Фраме» открыл крайне интересное явление, над изу­ чением которого нам предстоит не мало поработать. Нансен нашел на глубине от 200 до 700 метров мощ­ ный поток атлантического происхож­ дения, отличающийся от вод Север­ ного Ледовитого океана большей со- ленностью и более высокой темпера­ турой. Нам предстоит проверить те­ перь проникновения этого потока в центральную часть Ледовитого океа­ на н проследить в течение года, как, где и на каких глубинах распреде­ ляется атлантический поток. Экспедиция на «Фраме» отметила крайнюю бедность растительного и животного мира в центральной часта Ледовитого океана. По нашим пред­ положениям эго не совсем так. Мы полагаем, что в околополюсном рай­ оне имеется довольно многочислен­ ный мир животных и растений, прав­ да крайне нетребовательный. В те­ чение года мы предполагаем широко поставить опыты по определению ко­ личественных н качественных изме­ нений микроскопического мира жи­ вотных и растении, населяющих тол­ щу полярного моря. Пробы планктона мы сумеем обра­ батывать в нашей палатке с по­ мощью микроскопа. Окончательные же материалы rb изучению живот­ ного и растительного мира полярно­ го района предстоит обрабатывать уже на материке. Мы везем с собой оригинальную глубоководную л&бедку, сконструиро­ ванную инженером Перли. С по­ мощью этого прибора можно опреде­ лять глубину океана до 5.800 мет­ ров. По специальному заказу изготов­ лен для нас оцинкованный канатик, диаметром в 1,2-5 миллиметра. Трос может выдержать груз до 200 ки­ лограммов. Необычайно легки также батометры, j приборы для взятия для пробы во­ ды. Вместо обычных 5— б килограм­ мов каждый из них весит не более 1,6 килограмма. НРЕННЕЛЬ— радиот зимовки ★ Радиостанция на дрейфующей льдине О намечаемой экспедиции *4 Се­ верный полюс я узнал от т. Шмидта еще несколько лет тому назад. Уже тогда я обратился к Огго Юльевичу с просьбой считать меня кандидатом на должность радиста этой экспеди­ ции. Летом 1936 года при зимовке на островах Сергея Каменева я полу­ чил запрос от Папанина: какая мне нужна аппаратура для предстоящей экспедиции? Об’яснять о какой экс­ педиции идет речь было излишним. Я сразу догадался. Нам нужна была радиостанция, которую можно было бы быстро ус­ тановить, быстро перенести с места на место. Эта задача была блесгяще разрешена. Общий вес нашей радио­ станции составил лишь полтонны. Основную связь наша зимовка на дрейфующей льдине будет поддержи­ вать с островом Рудольфа. На этом острове, в 900 километрах от Север­ ного полюса, в 1936 году построена самая северная радиостанция в мире. Остров Рудольфа имеет надежную радиосвязь с.Москвой. Радиостанция северного полюса располагает основным передатчиком, мощностью в 70 ватт. Она снабжена также запасным передатчиком в 20 ватг. Кроме того, мы везем с собой маленький аварийный передатчик, мощностью в 10 ватг. Радиостанция будет питаться энер­ гией от аккумуляторов. Для их за­ рядки специально сконструирован маленький «ветрячок». На случай безветренной погоды аккумуляторы будут заряжаться of бензинового двигателя. Если е бен­ зиновым двигателем что-нибудь слу­ чится, будем пользоваться ручной динамо-машиной. Радиоаппаратура заключена ч не­ проницаемые для влаги брезентовые чехлы н приспособлена к работе в условиях мороза и повышенной вла­ жности. ЦЕННЕИШИИ ВКЛЯД В НАУКУ Беседа § директором Всесоюзного Арктического института профессором Р. Л. САМОЙЛОВНЧЕМ Высадка вкспедиции в районе Се­ верного полюса уже сама по себе является несомненным мировым до­ стижением. Однако ие это составля­ ет цель полета на полюс. Советская экспедиция будет вести систематические научные работы в этом абсолютно неизвестной центре Крайнего Севера. Ведь до сит пор мы ничего не знаем о том, что пред­ ставляет собой полярный бассейн в центральной части Северного Ледови­ того океана. Мы можем только пред­ полагать, что там очень большие глубины, достигающие I — 5 тысяч метров, но как глубок этот бассейн в действительности, никто не злает. Измерения глубин дадут нам кар­ тину рельефа дна этого обширного водного бессейна. Не подлежит сомнению, что ледя­ ное поле, на котором зазимуют напгн отважные полярники, будет нахо­ диться в постоянном движении, или как мы говорим, будет дрейфовать, в зависимости от господствующих там течений. Каковы эти течения, какой они силы, куда они направле­ ны, также никому неизвестно. Изу­ чение этих течений явится второй задачей наших молодых ученых. Для того, чтобы точно установить направление дрейфа льда, зимовщи­ ки на Северном полюсе будут про­ изводит астрономические наблюдения при помощи универсального теодоли­ та. Элементы земного магнетизма бу­ дут изучаться при помощи специаль­ ного вариометра. Наши исследовате­ ли будут также изучать силы зем- ЛЮДИ МОЕГО ОТРЯДА В середине прошлого года прави- ! гельетво поручило Глазсевморпутп ! »рганнэевать высокоширотную экспе- j 1 ицию на самолетах. В задачу экс­ педиции входило: достичь Северного ■елюса, совершить посадку и оста­ вить на дрейфующем льду группу уче­ ных, возглавляемую известным по- лярником-ердепоносцем И. Д. Иапа- виным. Высадив' зимовщиков на иолюг и снабдив их всем необходимым для *азнн н проведения научных наОлю- !епий по заранее разработанному комплексу, основные самолеты эксне- гиппи возвратятся в Москву. Один 13 тгпх — тяжелый четырехмотор­ е н воздушный корабль «АНГ*0», ■sot управлением пилота И. II. Млзу- 9ука остается на острове Рудольфа— еамом северном из островов Землп Беседа с Героем Советского Союза командиром отряда самолетов М. В. ВОДОПЬЯНОВЫМ Командиром первого корабля в | Четвертая машина •» (резервная) экспедиции и вместе с тем команди- идет под командой пилота И. П. Ма- ром всего отряда тяжелых самзиетов, 1зурука. В составе экипажа этого са- паправляющихся на полюс, был наз­ начен я. Вместе со мной на моем са­ молете летят: известный полярный пплот-орденоносец М. С. Бабушкин, флаг-штурман экспедиции — ерде- попосец майор П. Т. Спирин, ра­ дист экспедиции челюскинец С. А. Ивапов, мой старый летный спутник борт-мехаппк Ф. И. Бассейн и его помощник И. П. Потеппп. Командир второго корабля экспе­ диции — Горой Советского Союза Франца-Иосифа. Тов. Мазурук имеет I В -С. Молоков. Вместе, с ним летят полярный пилот Г. К. Орлов, посто­ янный спутник тов. Мо.юкова орде­ ноносный штурмап-радпет А. А. Рптсляид, борт-механики тт. В. Л. Ивашина и Фрутецкий. Третьим кораблем командует по­ лярный иилот-орденопосец А. Д. Але­ ксеев. Тов. Алексеев долгое гремя работал штурмапом. Приобретенный опыт помогает ему в совершенстве ориентироваться при самых тяже­ лых метеорологических условиях За­ полярья. Вместе с тов. Алексеевым летят второй пилот М. И. Козлов, пгтуриан- ааданпе держать непрерывную связь •: зимовкой в по первому требоваппю •камть ей помощь с воздуха, а по «стечении срока зимовки, примерно, через год. снять группу тов. Иапа- нина г п*дюса и доставить ее в Мо- «кву. Для выполнении этих задач пра­ вительство предоставило в наше рас­ поряжение четыре тяжелых самолета <АПТ-6>. Р) течение полугода мы с помощью рабочих завода им. Горбунова пере­ оборудовали полученные нами само­ леты серийного производства, при- ■:пособии их для полета в тяжелых радист II. М. Жуков, борт-механики ' г.?г*вият высоких широт Арктики. I К. Н. Сухробов и И. Д. Шмапдпп. молета — полярный пилот Л. В. Крузе, который будет начальником летной базы экспедиции, штурман- радист В. И. Аккуратов, уже участ­ вовавший в прошлогоднем перелете Москва — Земля Франца-Иосифа, борт-механики Ян Брезип и Шеку- ров. За хорошую работу на трудней­ шей Хабаровск — Сахалин линии Мазурук награжден Орденом Красной Звезды. Таковы кадры нашей экспедиции. Каждый пз членов экнпалга обладает огромным опытом полета за поляр­ ным кругом, а все вместе они явля­ ются носителями лучших традиций всей полярной авиации нашей Годи­ ны. Начальником экспедиции на север­ ный полюс • утвержден академик 0. Ю. Шмидт. Его заместителем по летной части — начальник поляр­ ной авиации Главсевморпути ордено­ носец М. И. Шевелев. •** Высокоширотная экспедиция, как и всякое большое дело, имеет свою •историю. Зимовка на полюсе была I задумана давно. 0. ГО. Шмидт еще в 1935 году поручил мне состарить технический проект высадки науч­ ной экспедиции в сердце Арктики. Для того, чтобы хорошо выполнить это задание, Огто Юльевич посовето­ вал мне слетать на Землю Франца- Иосифа, подняться до 83-84 парал­ лели, ознакомиться на практике ледовой и метеорологической обста­ новкой в этих широтах. Эту задачу я и выполнил, совершая прошлогод­ ний перелет на Землю Франца-Иоси­ фа. После этого полета не оставалось никаких сомнений в том, что полюс можно покорить только при помощи самолёта. Высокоширотная экспеди­ ция была включена в план работ Главсевморпути. Вождь народов лучший друг лет­ чиков И. В. Сталин одобрил наше начинание и предложил тщательно подготовить экспедицию. Не прошло и года, как мы пошли на штурм полюса. Товарищ Сталин очень вниматель­ но следил за ходом подготовки к вы­ сокоширотной экспедиции. Он лично рассматривал предложенный вами состав экспедиции и утвердил его. Такое исключительное внимание товарища Сталина вдохновило нас, зажгло желанием борьбы и родило непоколебимую уверенность в побе­ де. И мы победим! На Северном по­ люсе будет развеваться флзг нашей Родины! иого притяжения при помощи грави­ тационных приборов. Как известно, сила притяжения ие одинако?а в различных точках земли. При помо­ щи гравитационных измерений мож­ но сделать заключение о форме nt- верхностн нашей планеты. Эти на­ блюдения представляют особенный интерес в районе Северного полюса. Наконец, попутно будут произво­ диться также электрометрические измерения атмосферы, наблюдения над количеством пыли в воздухе и так далее. Само собой разумеется, что в течение всего пребывания зи­ мовщиков в районе Северного полю­ са должны вестись систематически*» метеорологические наблюдения, кото­ рые представляют для нас огромное значение, в особенности потому, что климат в центральном полярном бас­ сейне нам абсолютно не пзвотен. Эти наблюдения дадут нам возмож­ ность точнее сотавлять синоптиче­ ские и метеорологические сводки п на более длительное время предска­ зывать погоду для разных широт. Научные работы отважных совет­ ских полярников явятся ценнейшим вкладом не только в сокровищницу советской науки. Они несомнеино, приобретут мировое значение. Научное оборудование для зимов­ щиков спроектировано, сконструиро­ вано и построено в мастерских Все­ союзного арктического института. Особенное внимание обращалось на облегчение всех приборов, на прис­ пособление их к суровым условиям, при которых придется работать зи­ мовщикам. СБРОСКА ГРУЗОВ НА ПАРАШЮТАХ — В феврале этого года Управле- | Флагманский воздушный корабль, иие полярной авиации Главсевморпу- t которым управляет Герой Советского тн предложило мне, — заявил в бе- ФЕДОРОВ— магнитолог и астронем ★ Астрономические и магнитные наблюдения На дрейфующей льдине я буду производить астрономические опреде­ ления координат, вести магнитные, гравитационные наблюдения. Большую работу пришлось прове­ сти по подготовке к разработке при­ боров, которые в связи с особенно­ стями нашей экспедиции должны быть исключительно легкими, точ­ ными Игнадежными в действии. К октябрю 1936 года вся аппара­ тура, необходимая для моей работы на дрейфующей льдине, была изго­ товлена. Оставалось особо тщательно ее проверить. Астрономией, как таковой, наша экспедиция заниматься не будет. С помощью этой науки предстоит лишь точно определять местонахождения нашей льдины. Мне поручено также производить научные работы по земному магне­ тизму. Работы по земному магнетизму, помимо своего чисто научного зна­ чения, принесут немало практиче­ ской пользы. Особую ценность пред­ ставят они для арктических навпга- торбв, судоводителей, штурманов, летчиков. Нам предстоит произвести большую магнитную с’еику с тем, чтобы составить точную магнитную карту района Северного полюса. Эта карта должна ориентировать летчи­ ков и судоводителей в центральном районе Северного Ледовитого океана. Прохождение наблюдения над поляр­ ным сиянием, измерения магнитных вариаций, которые мы будем вести, помогут выяснить сложный характер грандиозных электромагнитных явле­ ний на земном шаре. Пз элементарной физики известно, 410 предметы на экваторе весят лег­ че, чем на полюсе. Нам предстоит с большой точностью установить раз­ ницу в весе предметов на различных шпротах. Работа пз дрейфующей льдине бу­ дет, безусловно, трудной и опасной. Каждый пз нас не может не отдавать себе в этом отчета. Но мы горды тем, что партия и правительство и вся страна доверили нам эту почет­ ную работу. Постараемся же с честью оправ­ дать высокое доверие! седе с сотрудником ТАСС мастер па­ рашютного спорта т. Мошковский,—* составить несколько вариантов при­ менения парашютов в экспедиции, отправляющейся на Северный полюс. Немало бессоных ночей провел я над разработкой этого дела. В конечном итоге было решено применить пара­ шюты исключительно для сбрасыва­ ния грузов. На парашютном заводе 2 под руководством начальника техниче­ ского отдела Крашенникова были из­ готовлены специальные грузовые парашюты. Они сделаны так, что при приземлении не должна постра­ дать даже такая хрупкая материаль­ ная часть, как радиостанция. При помощи парашютов экспедиция смо­ жет сбросить на дрейфующую льди­ ну около 10 тони груза. Союза М. В. Водопьянов, сделает по- еадку на льдине вместе с четверкой отважных полярников, которые ос­ танутся там для научной работы. Перед посадкой все грузы с этого корабля будут сброшены_на параппо- _ тах так же, как п с остальных кораб­ лей, которые сразу возвращаются об­ ратно на базу. Экипаж вкспедиции также обеспе­ чен персональными парашютами. Я беру с собой парашют, на котором предполагаю, если позволит обста­ новка, спрыгнуть с воздушного ко­ рабля на дрейфующую льдину. Отправляясь в экспедицию на Се­ верный полюс в качестве второго пи­ лота на самолете «СССР Н-169» н руководителя парашютными операци­ ями, я уверен в успехе этого ответ­ ственнейшего исторического дела. Р А Д И О С В Я З Ь С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕЙ таке* двух Старший радист экспедиции на ' »ои его действия, примерно, Северный полюс известный ордено- | же, но работает он только на иосец - челюскинец Иванов в беседе волнах. Оба передатчика могут рабо- с сотрудником ТАОС сообщил следу- тать и как радиотелеграфные аппа- ннце©!: ! раты по азбуке Морзе, и как обыч- — Радио в Арктике является i ныв радио-телефоны. Связь во время единственным средством связи. По- полета поддерживается препмущест- этому мы особое внимание и обраща­ ли на радиооборудование наших са­ молетов. Благодаря огромным дости­ жениям нашей радиопромышленности, самолеты экспедиции на северный полюс оборудованы блестяще. Радио призвано выполнить две основные задачи: вести самолеты по курсу п обеспечить им непрерывную связь с базой на острове Рудольфа и с Мо­ сквой. В распорял^нип пггурмаиа и пи­ лота на калцом воздушном корабле имеются сложные аппараты: радио­ пеленгаторы и радиокомпасы. Еслп даже все виды компасов откажут в работе, пилот при помощи этих ап­ паратов приведет свою машину ту­ да, куда ему нужно. Для связи с землей и каждым кораблем в отдельности на сааоле- летах установлено несколько радло- передаточпых раций разных типов и назначений. При помощи их с са­ молета, летящего над Северным по­ люсом, без труда можно держать связь с Москвой. На случай аварии основного пере­ датчика — каждый корабль распо­ лагает вапасньгм аппаратом. Диапа- венно телеграфным кодом. Кроме основных передатчиков на всех воздушных кораблях установле­ ны портативные коротко-волновые рации с микро-телефонами. При их помощи командир звена передает приказания летчикам дру­ гих воздушных кораблей, находя­ щихся в воздухе, точно так же, как мы разговариваем по телефону. Если же какой-нибудь пз самолетов сде­ лает на пути выпуждеппую посадку, то это ие лишает его экипаж связи с внешним миром. На борту каждого самолета есть запасная аварийная всеволновая рация. Ее мощность мо­ жет обеспечить связь с островом Ру­ дольфа и с остальными самолетами. Очень сложно было решить вопрос о питании всех этих рации. Завод нм. Лепсе изготовил достаточное ко­ личество мощных маленьких дипамо- машпп. Ес.тп предположить невозмо­ жное, что дппамо-машнтш откажутся работать в полете, то и из этот случай на каждом самолете имеется достаточно мощный аварийный сило­ вой агрегат. Участники экспедиции будут пользоваться им также для работы раций во время стоянки са­ молетов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz