Полярная правда. 1937, май

2 3 мая 1937 г. № 117 (3184) Год издания XVII 1НА 10 КОП. j ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! О Р Г А Н М У Р М А Н С К О Г О ОКРУЖКОМА ж ГОРКОМА ВКП(б), ОЕРИСПОЛКОМА и ОКРПРОФСОВЕТА НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ РАЗВЕВАЕТСЯ ФЛАГ НАШЕЙ РОДИНЫ Н О В А Я Б Л Е С Т Я Щ А Я П О Б Е Д А С О В Е Т С К О Й А В И А ЦИ . И С Т Я Р т Воздушная вкспедеция па Северный полюо готовилась далга. Тщ*- тельно подбирались люди, материальная часть ■ снаряжение. Для экспо* джин били выделены четыре тяжелы! четырехмоторных самолета «АНТ-6» и двухмоторный воздушным корабль «АНТ-7». Завод im . Гор» бунова переоборудовал и приспособил эти самолеты для длительного по­ лета в сложных условиях высоких широт Арктики, а завод ям. Фрунзе еаорал для них авиамоторы. По плану первым должен был вылететь двухмоторный самолет, уп­ равляемый летчиком П. Г. Головиным, а аа жим — тяжелые воздушные керабли, пилотируемые Героями Советского Союза М. В. Водопьяновым ж В. С. Молоковым н известными полярными летчиками А. Д. Алексее­ вым и И. Д. Мазуруком. Вылет Головина был назначен на 10 марта. По погода мешала ему начать арктическим перелет: то мощные циклоны надвигались с севера, жересекая трассу его маршрута, то сплошном туман окутывал столицу. Основной отряд воздушной эг:пгдиции в составе четырех тяжелых кораб­ лей должен был вылететь 1?» нарта. К этому времени весь ее летный со­ став уже закончил специальную тренировку, но старт не состоялся. На московских аэродромах поаьилнсь прогалины, а на трассе перелета 1ыл снегопад. Начальник экспедиции академик О. Ю. Шмидт созвал у себя специ­ альное совещание, на котором было решено изменить первоначальный маршрут беспосадочного полета нз Москвы в Нарьян-Мар и отправиться из Москвы в Архангельск. Срочно был запрошен Архангельск— не может ли он принять санолеты на колесах, таи как старт в столице на лыжах невозможен. Архангельск ответил, что не только на колесах, жо ж жа лыжах при- жять самолеты не сможет: сухопутного аэродрома у них нет, а жа льду Северной Двины уже появилась вода. Тогда было дано задание найти в районе Архангельска подходящее место для посадки тяжелых самолетов. Через два дня был получен ответ: аэродром найден вблизи Холмогор, в 70 километрах от Архангельска. 21 марта академик 0. Ю. Шмидт созвал второе совещание, жа кото­ ром присутствовали члены экспедиции, виднейшие полярники и метеоро­ логи. На этом совещании был окончательно решен вопрос о вылете 22 марта и в тот же вечер было дано распоряжение поставить тяжелые ко­ рабли на колеса, а лыжи отправить в Архангельск поездом. В шестом часу утра 22 марта на Центральный аэродром им. Фрунзе стали с’езжаться участники воздушной експедицни жа Северный полюс. Утро было хмурое, неприветливое. Шел мокрый снег. Летчики с тревогой поглядывали на серые, низко нависшие над столицей облака н думали, что ж сегодня они опять останутся в Москве. Особенно недоволен быя этим обстоятельством 0. Ю. Шмидт, жо он жичем не выдавал своего вол­ нения. В 9 часов 30 минут по распоряжению начальника экспедиции взял старт самолет «СССР Н-166», управляемый летчиком т. Головиным. Ко­ рабль плавно оторвался от земли и лег на курс Москва— Архангельск... Через час после старта с борта самолета «СССР Н-166» была полу­ чена радиограмма. Летчик Головин сообщал весьма неутешительные све­ дения о погоде. На трассе сильный порывистый юго-западный ветер, ме- етамн снегопад и дождь, местами — туман. Самолет кидает из стороны в сторону. Имеется большая опасность обледенения. Такие же сведения бы­ ли получены и в Центральном институте погоды. В 11 часов в небольшой комнатке дежурного метеоролога собрался совет. Присутствуют академик 0. Ю. Шмидт, его заместитель по экспеди­ ции М. И. Шевелев, Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, флаг-штур­ ман экспедиции майор И. Т. Спирин н крупнейшие советские метеорологи. На столе у дежурного лежит карта Советского Заполярья, испещренная ус­ ловными знаками. Академик 0. Ю. Шмидт, склонившись над ней, внима­ тельно выслушивает метеоролога. Прогноз погоды не обещает ничего хо­ рошего. — Если экспедиция не сможет вылететь череа час'полтора, то «1 придется задержаться в Москве на продолжительное время, так как с юга на столицу быстро надвигается мощный циклон, — таково окончательное заключение метеорологов. — Я думаю, что мы сможем бее посадки долететь до Архангельска, ногода нам не помешает, — скороговоркой бросил Водопьянов. Отто Юль­ евич кивком головы согласился с жим ж тут же отдал распоряжежже под- гетовить самолеты к старту. ...Отнн за дртгим заводятся моторы всех четырех тяжелых кораблей. Последние дружеские рукопожатия. Прибывший на аэродром заме­ ститель председателя Совнаркона СССР, председатель Комиссии Совет*-коге Контроля тов. П. К. Антипов, перемет напутственный привет отважным участникам экспедиции, готовой в далекий арктический рейс. Флагманский корабль «СССР Н'170» рулит на старт. Ярно оранже­ вая гигантская птица вздрагивает от неровной поверхности поля, делая небольшой разворот у стартовой площадки. Вот она уже снова бежит по аэродрому и в 12 часов 23 минуты отрывается от аенли, проносится над головами зрителей, быстро набирая высоту... На флагманском корабле находится десять человек. Корабль ведет начальник летного отряда экс­ педиции Герой Советского Союза М. В. Водопьянов. Через две минуты после взлета флагманского корабля в воздух под­ нялся самолет «СССР П-169», возглавляемый И. П. Мазуруком. В 12 часов 27 минут берет старт Герой Советского Союза В. С. Мо­ локов. Вот огромный корабль «СССР П-171» покатился по полго. Молоков дал полный газ и послушная его воле машина, пробежав около тридцати «екуид, в какое-то неуловимое мгновение оторвалась от еемлн н величе­ ственно поднялась в воздух... На старт выруливает самолет «СССР Н-172», управляемый А. Д. Алексеевым. Через пять минут, красиво обогнув аэродром, он поше .1 за самолетом Молокова. Отважные сыны нашей великой Родины, решившие разгадать тайну банерного полюса, отправились в далекий путь, вдохновленные великим Сталиным. Не для личной славы, а для серьезной научной работы на увеличение могущества своей прекрасной Родины, предприняли они этот неторнческий перелет. В экспеджцнж жа Северный пол*е участвует 42 человека. Возглав­ ляет ее начальник Главного управления Северного Морского Пути акаде­ мик 0. Ю. Шмидт, его заместитель — т. Шевелев. Первые пилоты экспедиции — Герои Советского Союза vr. Водопьянов и Молоков, извест­ ные полярные летчики тт. Головин, Мазурук и Алексеев. Вторые пилоты ■а борту тяжелых воздушных кораблей — заслуженный летчик старей­ ший полярный пилот Бабушкин, летчики Орлов, Козлов н Круае. Флаг-штурман экспедиции трижды орденоносный майор Спирин, игурманы — тт. Аккуратов, Волков, Ритслянд и Жуков. Борт-механи­ ки — тт. Бассейн, Ивашина, Фрутецкий, Петенин, Сугробов, Шмандии, Шевтров, Брезин, Терентьев, Кекушев. Радисты — гг. Иванов н Стро- мнлов. В числе экспедиции — н ачал .и в вжжовкж жа Северном полюсе т. Папанпн н члены «имовки тг. Ширшов, Федоров и Кренкель, главный инженер экспедиции Гутовский, мастер советского парашютизма тов. йошковский, парторг экспедиции тов. Догмаров, старший синоптик тов. Дзердзн*'вскнй, нредставнтехж авиационных еаводов тг. Тимофеев, Гии- кив, Морозов н Кистажеж. варраевеидеига «Правды» ж «Мзвестж!» Брантмаи ж Вкдеиекж!. ЦП ВНП(б)-товарищу И. В. СТАЛИНУ Совнарком СССР—товарищу В. М. МОЛОТОВУ Сввбщаем полученную через радиостанцию оотрова Диксон радиограмму: „Москва, Главсевморпуть Янсону, Бергавинову. Остров Рудольфа Шевелеву. В 11 часов 10 минут самолет „СССР Н—170“ под управлением Водопьянова, Бабушкина, Спирина, старшего механика Бассейна проле­ тел над Северным полюсом. Для страховки прошли еще несколько дальше. Затем Водопьянов снизился с 1.750 метров до 200, пробив сплошную облачность, стали искать льдину для посадки и устройства научной станции. В 11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку. К сожалению, при отправке телеграммы о достижении полюса внезапно произошло короткое замыкание. Выбыл умформер рации, прекратилась радиосвязь, возобновившаяся только сейчас после установки рации на новой полярной станции. Льдина, н^ которой мы остановились, располо­ жена, примерно, в 20 километрах за полюсом по ту сторону и несколь­ ко на запад от меридиана Рудольфа. Положение уточним. Льдина впол­ не годится для научной станции, остающейся в дрейфе в центре поляр­ ного бассейна. Здесь можно сделать прекрасный аэродром для приемки остальных самолетов с грузом станции. Чувствуем, что перерывом связи невольно причинили Вам много беспокойства. Очень жалеем. Сердечный привет. 0 Прошу доложить партии и правительству о выполнении первой части задания. Начальник экспедиции ШМИДТ" И. о. начальника Главсввморпутн—Н. ЯНСОН Начальник Политуправления—С. БЕРГАВИНОВ. НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС Беседа с начальником экспедиции академиком Отто Юльевичем ШМИДТОМ НАРЬЯН-МАР (слецкорр. ТАСС), ких формах сохраняется жизнь в Участники большого арктического центральной части океана и так да- перелета Москва — остров Рудольфа лее. Особенное же значение прнобре- иесколъко дней задержались в госте- j тает полярная ставцпя в районе приимной .столице заполярного Не- полоса, как пупвг ^бдюсзязи. Оа- иецкого округа Нарьян-Маре. молеты, которые в дальнейшем будут льдину, годную для посадки тяжелых Незадолго до вылета звена в даль- летать в этом районе, и может быть ! самолетов, нагруженных снаряжени- даже совершать регулярные рейсы ем для полярной станции. Эта труд- через полюс в Америку, будут орпен- ; ная посадка на неподготовленную тироваться радиосигналами станции, площадку потребует всего уменья и а также заранее получать точные опыта наших полярных летчиков. Ра- сведення о погоде. вумеется, станция не -будет находить- Для выполнения такой программы м самой точке полюса, она будет недостаточно побыть на полюсе не- поставлена па льду и вместе с ним сколько часов, как это удалось в 1909 году американцу Роберту Пири, а тем более недостаточно пролететь над полюсом, иа самолете или дири­ жабле, как это сделали Берд, Амунд­ сен и Нобиле. Мы хотим включить район Север­ ного полюса прочно в наш обычный бовью следить аа жизнью и работой крут деятельности, обосновавшись T0Bapin4eg Папапина, Кренкеля, и * жадиго. Задач», несомненно, Ширшова , фадорова _ четыре1 трудная. Но в нашей стране, только смелых сынов нашего народа, кото­ рые будут жить в течение года в палатке близ полюса. Беседуя с вами в Нарян-Маре, мы находимся еще в начале нашего пу-1 ти. Мы можем уже утвердительно сказать, что самолеты «АНТ-6», специально изготовленные для нас— превосходные иашнны. Мы также убедились в высоких качествах на­ шего коллектива пилотов, штурма­ нов, механиков, радистов, синопти­ ков и других. Коллектив у нас дружный. Каж­ дый из его состава имеет за собой уже большой стаж полярной работы. Итак, материальная часть у нас прекрасная, люди хорошие, а за на­ ми великая страна, руководимая мудрой партией Ленина— Сталина. Поэтому мы отправляемся в путь. что полеты на полюс нашей авнапин уже по плечу. Определив положение полюса и пролетев над ним, мы поищем в рай­ оне налога наиболее подходящую иейший путь начальник экспедиции на полюс академик Отто Юльевич Шмидт в беседе с представителями печати рассказал о аадачах экспе­ диции н плане ее работ. — Советский поход к Северному полюсу, — ааявил он, — заверша­ ет большой этап многолетней работы по изучению н освоению севера со­ ветскими полярниками, учеными, моряками и летчиками. Мы придавали очень небольшое значение установлению полярных ре­ кордов, а видели смысл нашей дея­ тельности в том, чтобы заставить н Крайний Север служить интересам нашей страны н всего человечества. Ракорды получались попутно, как при всякой хорошей работе. Почеиу мы стремимся на Северный полюс? Мы хотим на нем обосноваться, чтобы провести разнообразные науч­ ные работы, имеющие большое прак­ тическое значение. Советская поляр- ная стажцил в района Северного по­ люса будет регулярно наблюдать по­ году н сообщать о ее состоянии в центральное бюро погоды, где этн сведения будут иметь огромное впа- чение при предскаааниях погоды, в особенности при составлении долго­ срочных прогнозов. Кроме того, там будет проведена работа по магнит­ ным наблюдениям, по изучению на­ правления и скорости движения льда, по измерению глубин Ледовитого оке­ ана, по определению химических и физических свойств разностных сло­ ев воды, по выяснению того, в ка- будет дрейфовать, быть может в различных направлениях, а вероят­ нее всего — в сторону Америки. В этом есть та большая выгода, что наблюдения станции охватят бо л ь ­ шой район. Несомненно, вся страна будет с исключительным вниманием и лю- в нашей стране, созданы все усло­ вия для выполнения таких смелых начинаний. Советское правительство уже много лет крепко поддерживает и направляет нашу арктическую ра­ боту. Мы накопили громадный опыт на полярных зимовках, во время ле­ докольных походов и арктических по­ летов. У нас выросли кадры пре­ красных работников, знающих север н преданных Родине, которых не страшно послать на такое дело. В нашем предприятии, конечно, особенно великз роль авиации. Пос­ ле подвигов Героев Советского Союза по спасению челюскинцев, после ря­ да блестящих арктических рейсов Леваневского, Водопьянова, Молокова, Алексеева и других, после замеча­ тельного полета Чкалова и его спутников, можно не сомневаться, 1твердо уверенные в победе. Начальник экспедиции на Северный полюс Отто Юльевич ШМИДТ МОСКВА—НОРД... Радиограммы с пути ИС Т О Р ИЯ ЗАБОЕВ С Е В Е Р НО Г О ПОЛ АНИЯ ЮСА Первая радиограмма с борта флаг­ манского корабля экспедиции Сыла получена в Москве через 1 час 10 м е н . после ее вы..'.та мз столицы. «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 13 час. 40 мин. Москва — норд. В 13 час. 25 мин. прошли Калязин. Идем точно по маршруту. Скорость 217 километров. Шевелев». Через 5 часов 8 мин. после поле­ та все четыре тяжелых корабля бла­ гополучно приземлились вблизи Хол- могор, в 70 километрах от Архан­ гельска. На восемь суток вадержалась экс­ педиция в Холмогорах из-за плохой погоды. 31 марта погода на трассе пере­ лета резко улучшилась и экспе 1 пцпя вылетела дальше на север. Через несколько нинут после старта ваместитель начальника экспедиции тов. Шевелев с берта флагманского корабля радировал; «Москва — норд. В 12 час. 24 мин. оставили Холмогоры. В 12 час. 33 мин. легли курсом па Нарьян- Мар». Через 3 часа 11 минут самолеты благополучна приземлились в Нарь­ ян-Маре. Снегопад, туман, сильный ветер, бушевавшие иа трассе перелета, за­ держали экспедицию в Нарьян-Маре на 12 суток. Самолеты покинули Нарьян-Мар только 12 апреля в 10 час. 50 мин. и ваяли курс на Маточким Шар. Через 2 часа 30 минут самолеты уже про­ летали над Баренцовым морем. Над Баренцовым морем самолеты шли в облаках при сильном встреч­ ном ветре. Затем они пересекли Но­ вую Землю и.з 14 час. 55 мин все воздушные корабли были на аэро­ дроме Маточкина Шара. Из-за метелей и снегопада экспе­ диция задержалась па Маточкеном Шаре на шесть суток. И только 18- апреля в 19 час. 35 мин. экспедиция покинула Маточкии Шар н в 19 час. 50 мин. легла на куре — остроь Рудольфа. «БОРТ САМОЛЕТА «СшРИ-ПС*, 12 час. 45 мин. Москва— норд. Про­ шли полуостров Крашенникова. Сей­ час пересекаем Новую Землю. Курс норд по мерпдпану Рудольфа. Шеве­ лев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 23 час. 35 мин. Москва— норд. На­ ходимся на 78 гр. 12 мин. северной шпроты, 58 гр. 25 нин. восточной долготы. Внизу сплошная облачность. Вверху ясно. В 23 часа встало c<to* це. Солнечный компас работает хо­ рошо. Маяк Рудольфа слышим хоро* шо. Шевелев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 0 час. 45 мин. Москва— норд. Нахе* димся иа траверзе центральной частн острова Сальм. Видимость 60 кило* метров. Ясно. На горизонте дымка. Идем на высоте 2.000 метрев. Ше­ велев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 1 час. 20 мин. Москва— норд. Прош­ ли остров Грпли. Австрийски! и Американский проливы покрыты f-овн ным пезвломанным льдом, редкими грядами торосов и айсбергов. Непод­ вижный лед начался в трех мних в югу от острова Сальм. Шевелев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н 170». 1 час. 50 мин. Москва— норд. Идем над Рудольфом. Иду иа посадку. Привет. До свидания. Шевелев». В 2 часа 05 минут 19 апреля все тяжелые корабли, управляемые Героями Советского Союза тт. Водо* пьяновым п Молоковым и извепиы- мн полярными летчиками гг. Мазу* руком и Алексеевым благополучно приземлились на аэродроме естр§ва Рудольфа. Весь путь от Москвы до астрава Рудальфа общим протяжением около 4 тысяч километров тяжелые воздуш­ ные корабли покрыли за 18 летных часов 49 мпнут. Достижение Северного полюса яв­ лялось основной задачей полярных исследователей в XIX н в начала XX века. Впервые опа была разре­ шена американцем Робертом Пири, который с необычайным упорством в течение 23 лет снаряжал в полюсу одну экспедицию за другой. В апре­ ле 1909 т а ему, наконец, удалось водрузить на Северном полюсе амери­ канский флаг. До полюса Пири шел пешком по дрейфующим льдам, сло­ женный на нартах груз тащили со- бакн. При таком способе транспорта груз американского полярника мог быть, конечно, только минимальным, еледавателыа. педоетатеппа полный для научных работ. Поэтому науч­ ные результаты полюсной экспеди­ ции Пири были крайне незначитель­ ны. Вслед «а Пири, попытки открыть Северный полюс были сделаны уже по воздуху. Но над полюсом только пролетали, не снижаясь иа лед. Первым достиг Северного полюса по воздуху американец Бэрд в 1926 году. Несколько позднее в том жа году над полюсом пролетела экспеди­ ция на дирижабле «Норвегия» во главе с Амундсеном. Наконец, в 1928 году Селенный нолю! 1ыл дастгиут днрихаблеп «Италия», которым руководил Ум­ берто Нобиле. Если экспедиция Пирн дала чрез­ вычайно мало научных результатов, то еще меньше добились воздуппые экспедиции. Можно сказать, что Се­ верный полюс, хотя формально н до­ стигнут, при том даже четыре раза, изучение природы этой части Аркти­ ки, однако, еше н не начиналось. Эту последнюю задачу ставит пе­ ред собой советская экспедиция, яв­ ляющаяся в отличие от всех преды­ дущих на ракордеменской, а в пал- ном смысле слова научной. ПРОФЕССОР ВИЗЕ ♦* * 21 мая в районе Земли Франца- I и через последнюю — с Москвой Иосифа установилась превосходная ' (радиоцентр Главсевморпутп). летная погода. Этим не замедлила воспользоваться воздушная экспеди­ ция, отправляющаяся на Севериьш полюс. В 4 час. 52 мпн. с острова Ру­ дольфа поднялся в воздух самолет «СССР Н-170», пилотируемый М. В. Водопьяновым и взял курс па полюс. По сообщению начальника экспе­ диции 0. Ю. Шмидта остальные са­ молеты вылетят по посадке на полю- ' се флагманского корабля «СССР Н-170». Самолетная рацпя поддер- | живает непрерывную связь с остро- : ном Рудольфа, Амдермеи а Диксоном В 10 час. 05 мнп. радиостанция­ ми острова Рудольфа, Амдермы и Диксона с борта самолета «СССР П-170» 4ыло принято с«о§щение. что при посадке работа $удет итти па условленной волне и на такой are велне после того, как «ставят мачту. В 11 час. 12 мни. а самолета «СССР Н-170» был принят только заголовок радиограммы н связь не­ ожиданно еборвалась. Поздно вечером в Главсевморпутп была получена от нагчальника экспедиции акад. 0. Ю. Шмидта радиограмма, извещающая о блестящей посадка самелета в рай­ оне Северного нолмеа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz