Полярная правда. 1937, май
2 3 мая 1937 г. № 117 (3184) Год издания XVII 1НА 10 КОП. j ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! О Р Г А Н М У Р М А Н С К О Г О ОКРУЖКОМА ж ГОРКОМА ВКП(б), ОЕРИСПОЛКОМА и ОКРПРОФСОВЕТА НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ РАЗВЕВАЕТСЯ ФЛАГ НАШЕЙ РОДИНЫ Н О В А Я Б Л Е С Т Я Щ А Я П О Б Е Д А С О В Е Т С К О Й А В И А ЦИ . И С Т Я Р т Воздушная вкспедеция па Северный полюо готовилась далга. Тщ*- тельно подбирались люди, материальная часть ■ снаряжение. Для экспо* джин били выделены четыре тяжелы! четырехмоторных самолета «АНТ-6» и двухмоторный воздушным корабль «АНТ-7». Завод im . Гор» бунова переоборудовал и приспособил эти самолеты для длительного по лета в сложных условиях высоких широт Арктики, а завод ям. Фрунзе еаорал для них авиамоторы. По плану первым должен был вылететь двухмоторный самолет, уп равляемый летчиком П. Г. Головиным, а аа жим — тяжелые воздушные керабли, пилотируемые Героями Советского Союза М. В. Водопьяновым ж В. С. Молоковым н известными полярными летчиками А. Д. Алексее вым и И. Д. Мазуруком. Вылет Головина был назначен на 10 марта. По погода мешала ему начать арктическим перелет: то мощные циклоны надвигались с севера, жересекая трассу его маршрута, то сплошном туман окутывал столицу. Основной отряд воздушной эг:пгдиции в составе четырех тяжелых кораб лей должен был вылететь 1?» нарта. К этому времени весь ее летный со став уже закончил специальную тренировку, но старт не состоялся. На московских аэродромах поаьилнсь прогалины, а на трассе перелета 1ыл снегопад. Начальник экспедиции академик О. Ю. Шмидт созвал у себя специ альное совещание, на котором было решено изменить первоначальный маршрут беспосадочного полета нз Москвы в Нарьян-Мар и отправиться из Москвы в Архангельск. Срочно был запрошен Архангельск— не может ли он принять санолеты на колесах, таи как старт в столице на лыжах невозможен. Архангельск ответил, что не только на колесах, жо ж жа лыжах при- жять самолеты не сможет: сухопутного аэродрома у них нет, а жа льду Северной Двины уже появилась вода. Тогда было дано задание найти в районе Архангельска подходящее место для посадки тяжелых самолетов. Через два дня был получен ответ: аэродром найден вблизи Холмогор, в 70 километрах от Архангельска. 21 марта академик 0. Ю. Шмидт созвал второе совещание, жа кото ром присутствовали члены экспедиции, виднейшие полярники и метеоро логи. На этом совещании был окончательно решен вопрос о вылете 22 марта и в тот же вечер было дано распоряжение поставить тяжелые ко рабли на колеса, а лыжи отправить в Архангельск поездом. В шестом часу утра 22 марта на Центральный аэродром им. Фрунзе стали с’езжаться участники воздушной експедицни жа Северный полюс. Утро было хмурое, неприветливое. Шел мокрый снег. Летчики с тревогой поглядывали на серые, низко нависшие над столицей облака н думали, что ж сегодня они опять останутся в Москве. Особенно недоволен быя этим обстоятельством 0. Ю. Шмидт, жо он жичем не выдавал своего вол нения. В 9 часов 30 минут по распоряжению начальника экспедиции взял старт самолет «СССР Н-166», управляемый летчиком т. Головиным. Ко рабль плавно оторвался от земли и лег на курс Москва— Архангельск... Через час после старта с борта самолета «СССР Н-166» была полу чена радиограмма. Летчик Головин сообщал весьма неутешительные све дения о погоде. На трассе сильный порывистый юго-западный ветер, ме- етамн снегопад и дождь, местами — туман. Самолет кидает из стороны в сторону. Имеется большая опасность обледенения. Такие же сведения бы ли получены и в Центральном институте погоды. В 11 часов в небольшой комнатке дежурного метеоролога собрался совет. Присутствуют академик 0. Ю. Шмидт, его заместитель по экспеди ции М. И. Шевелев, Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, флаг-штур ман экспедиции майор И. Т. Спирин н крупнейшие советские метеорологи. На столе у дежурного лежит карта Советского Заполярья, испещренная ус ловными знаками. Академик 0. Ю. Шмидт, склонившись над ней, внима тельно выслушивает метеоролога. Прогноз погоды не обещает ничего хо рошего. — Если экспедиция не сможет вылететь череа час'полтора, то «1 придется задержаться в Москве на продолжительное время, так как с юга на столицу быстро надвигается мощный циклон, — таково окончательное заключение метеорологов. — Я думаю, что мы сможем бее посадки долететь до Архангельска, ногода нам не помешает, — скороговоркой бросил Водопьянов. Отто Юль евич кивком головы согласился с жим ж тут же отдал распоряжежже под- гетовить самолеты к старту. ...Отнн за дртгим заводятся моторы всех четырех тяжелых кораблей. Последние дружеские рукопожатия. Прибывший на аэродром заме ститель председателя Совнаркона СССР, председатель Комиссии Совет*-коге Контроля тов. П. К. Антипов, перемет напутственный привет отважным участникам экспедиции, готовой в далекий арктический рейс. Флагманский корабль «СССР Н'170» рулит на старт. Ярно оранже вая гигантская птица вздрагивает от неровной поверхности поля, делая небольшой разворот у стартовой площадки. Вот она уже снова бежит по аэродрому и в 12 часов 23 минуты отрывается от аенли, проносится над головами зрителей, быстро набирая высоту... На флагманском корабле находится десять человек. Корабль ведет начальник летного отряда экс педиции Герой Советского Союза М. В. Водопьянов. Через две минуты после взлета флагманского корабля в воздух под нялся самолет «СССР П-169», возглавляемый И. П. Мазуруком. В 12 часов 27 минут берет старт Герой Советского Союза В. С. Мо локов. Вот огромный корабль «СССР П-171» покатился по полго. Молоков дал полный газ и послушная его воле машина, пробежав около тридцати «екуид, в какое-то неуловимое мгновение оторвалась от еемлн н величе ственно поднялась в воздух... На старт выруливает самолет «СССР Н-172», управляемый А. Д. Алексеевым. Через пять минут, красиво обогнув аэродром, он поше .1 за самолетом Молокова. Отважные сыны нашей великой Родины, решившие разгадать тайну банерного полюса, отправились в далекий путь, вдохновленные великим Сталиным. Не для личной славы, а для серьезной научной работы на увеличение могущества своей прекрасной Родины, предприняли они этот неторнческий перелет. В экспеджцнж жа Северный пол*е участвует 42 человека. Возглав ляет ее начальник Главного управления Северного Морского Пути акаде мик 0. Ю. Шмидт, его заместитель — т. Шевелев. Первые пилоты экспедиции — Герои Советского Союза vr. Водопьянов и Молоков, извест ные полярные летчики тт. Головин, Мазурук и Алексеев. Вторые пилоты ■а борту тяжелых воздушных кораблей — заслуженный летчик старей ший полярный пилот Бабушкин, летчики Орлов, Козлов н Круае. Флаг-штурман экспедиции трижды орденоносный майор Спирин, игурманы — тт. Аккуратов, Волков, Ритслянд и Жуков. Борт-механи ки — тт. Бассейн, Ивашина, Фрутецкий, Петенин, Сугробов, Шмандии, Шевтров, Брезин, Терентьев, Кекушев. Радисты — гг. Иванов н Стро- мнлов. В числе экспедиции — н ачал .и в вжжовкж жа Северном полюсе т. Папанпн н члены «имовки тг. Ширшов, Федоров и Кренкель, главный инженер экспедиции Гутовский, мастер советского парашютизма тов. йошковский, парторг экспедиции тов. Догмаров, старший синоптик тов. Дзердзн*'вскнй, нредставнтехж авиационных еаводов тг. Тимофеев, Гии- кив, Морозов н Кистажеж. варраевеидеига «Правды» ж «Мзвестж!» Брантмаи ж Вкдеиекж!. ЦП ВНП(б)-товарищу И. В. СТАЛИНУ Совнарком СССР—товарищу В. М. МОЛОТОВУ Сввбщаем полученную через радиостанцию оотрова Диксон радиограмму: „Москва, Главсевморпуть Янсону, Бергавинову. Остров Рудольфа Шевелеву. В 11 часов 10 минут самолет „СССР Н—170“ под управлением Водопьянова, Бабушкина, Спирина, старшего механика Бассейна проле тел над Северным полюсом. Для страховки прошли еще несколько дальше. Затем Водопьянов снизился с 1.750 метров до 200, пробив сплошную облачность, стали искать льдину для посадки и устройства научной станции. В 11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку. К сожалению, при отправке телеграммы о достижении полюса внезапно произошло короткое замыкание. Выбыл умформер рации, прекратилась радиосвязь, возобновившаяся только сейчас после установки рации на новой полярной станции. Льдина, н^ которой мы остановились, располо жена, примерно, в 20 километрах за полюсом по ту сторону и несколь ко на запад от меридиана Рудольфа. Положение уточним. Льдина впол не годится для научной станции, остающейся в дрейфе в центре поляр ного бассейна. Здесь можно сделать прекрасный аэродром для приемки остальных самолетов с грузом станции. Чувствуем, что перерывом связи невольно причинили Вам много беспокойства. Очень жалеем. Сердечный привет. 0 Прошу доложить партии и правительству о выполнении первой части задания. Начальник экспедиции ШМИДТ" И. о. начальника Главсввморпутн—Н. ЯНСОН Начальник Политуправления—С. БЕРГАВИНОВ. НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС Беседа с начальником экспедиции академиком Отто Юльевичем ШМИДТОМ НАРЬЯН-МАР (слецкорр. ТАСС), ких формах сохраняется жизнь в Участники большого арктического центральной части океана и так да- перелета Москва — остров Рудольфа лее. Особенное же значение прнобре- иесколъко дней задержались в госте- j тает полярная ставцпя в районе приимной .столице заполярного Не- полоса, как пупвг ^бдюсзязи. Оа- иецкого округа Нарьян-Маре. молеты, которые в дальнейшем будут льдину, годную для посадки тяжелых Незадолго до вылета звена в даль- летать в этом районе, и может быть ! самолетов, нагруженных снаряжени- даже совершать регулярные рейсы ем для полярной станции. Эта труд- через полюс в Америку, будут орпен- ; ная посадка на неподготовленную тироваться радиосигналами станции, площадку потребует всего уменья и а также заранее получать точные опыта наших полярных летчиков. Ра- сведення о погоде. вумеется, станция не -будет находить- Для выполнения такой программы м самой точке полюса, она будет недостаточно побыть на полюсе не- поставлена па льду и вместе с ним сколько часов, как это удалось в 1909 году американцу Роберту Пири, а тем более недостаточно пролететь над полюсом, иа самолете или дири жабле, как это сделали Берд, Амунд сен и Нобиле. Мы хотим включить район Север ного полюса прочно в наш обычный бовью следить аа жизнью и работой крут деятельности, обосновавшись T0Bapin4eg Папапина, Кренкеля, и * жадиго. Задач», несомненно, Ширшова , фадорова _ четыре1 трудная. Но в нашей стране, только смелых сынов нашего народа, кото рые будут жить в течение года в палатке близ полюса. Беседуя с вами в Нарян-Маре, мы находимся еще в начале нашего пу-1 ти. Мы можем уже утвердительно сказать, что самолеты «АНТ-6», специально изготовленные для нас— превосходные иашнны. Мы также убедились в высоких качествах на шего коллектива пилотов, штурма нов, механиков, радистов, синопти ков и других. Коллектив у нас дружный. Каж дый из его состава имеет за собой уже большой стаж полярной работы. Итак, материальная часть у нас прекрасная, люди хорошие, а за на ми великая страна, руководимая мудрой партией Ленина— Сталина. Поэтому мы отправляемся в путь. что полеты на полюс нашей авнапин уже по плечу. Определив положение полюса и пролетев над ним, мы поищем в рай оне налога наиболее подходящую иейший путь начальник экспедиции на полюс академик Отто Юльевич Шмидт в беседе с представителями печати рассказал о аадачах экспе диции н плане ее работ. — Советский поход к Северному полюсу, — ааявил он, — заверша ет большой этап многолетней работы по изучению н освоению севера со ветскими полярниками, учеными, моряками и летчиками. Мы придавали очень небольшое значение установлению полярных ре кордов, а видели смысл нашей дея тельности в том, чтобы заставить н Крайний Север служить интересам нашей страны н всего человечества. Ракорды получались попутно, как при всякой хорошей работе. Почеиу мы стремимся на Северный полюс? Мы хотим на нем обосноваться, чтобы провести разнообразные науч ные работы, имеющие большое прак тическое значение. Советская поляр- ная стажцил в района Северного по люса будет регулярно наблюдать по году н сообщать о ее состоянии в центральное бюро погоды, где этн сведения будут иметь огромное впа- чение при предскаааниях погоды, в особенности при составлении долго срочных прогнозов. Кроме того, там будет проведена работа по магнит ным наблюдениям, по изучению на правления и скорости движения льда, по измерению глубин Ледовитого оке ана, по определению химических и физических свойств разностных сло ев воды, по выяснению того, в ка- будет дрейфовать, быть может в различных направлениях, а вероят нее всего — в сторону Америки. В этом есть та большая выгода, что наблюдения станции охватят бо л ь шой район. Несомненно, вся страна будет с исключительным вниманием и лю- в нашей стране, созданы все усло вия для выполнения таких смелых начинаний. Советское правительство уже много лет крепко поддерживает и направляет нашу арктическую ра боту. Мы накопили громадный опыт на полярных зимовках, во время ле докольных походов и арктических по летов. У нас выросли кадры пре красных работников, знающих север н преданных Родине, которых не страшно послать на такое дело. В нашем предприятии, конечно, особенно великз роль авиации. Пос ле подвигов Героев Советского Союза по спасению челюскинцев, после ря да блестящих арктических рейсов Леваневского, Водопьянова, Молокова, Алексеева и других, после замеча тельного полета Чкалова и его спутников, можно не сомневаться, 1твердо уверенные в победе. Начальник экспедиции на Северный полюс Отто Юльевич ШМИДТ МОСКВА—НОРД... Радиограммы с пути ИС Т О Р ИЯ ЗАБОЕВ С Е В Е Р НО Г О ПОЛ АНИЯ ЮСА Первая радиограмма с борта флаг манского корабля экспедиции Сыла получена в Москве через 1 час 10 м е н . после ее вы..'.та мз столицы. «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 13 час. 40 мин. Москва — норд. В 13 час. 25 мин. прошли Калязин. Идем точно по маршруту. Скорость 217 километров. Шевелев». Через 5 часов 8 мин. после поле та все четыре тяжелых корабля бла гополучно приземлились вблизи Хол- могор, в 70 километрах от Архан гельска. На восемь суток вадержалась экс педиция в Холмогорах из-за плохой погоды. 31 марта погода на трассе пере лета резко улучшилась и экспе 1 пцпя вылетела дальше на север. Через несколько нинут после старта ваместитель начальника экспедиции тов. Шевелев с берта флагманского корабля радировал; «Москва — норд. В 12 час. 24 мин. оставили Холмогоры. В 12 час. 33 мин. легли курсом па Нарьян- Мар». Через 3 часа 11 минут самолеты благополучна приземлились в Нарь ян-Маре. Снегопад, туман, сильный ветер, бушевавшие иа трассе перелета, за держали экспедицию в Нарьян-Маре на 12 суток. Самолеты покинули Нарьян-Мар только 12 апреля в 10 час. 50 мин. и ваяли курс на Маточким Шар. Через 2 часа 30 минут самолеты уже про летали над Баренцовым морем. Над Баренцовым морем самолеты шли в облаках при сильном встреч ном ветре. Затем они пересекли Но вую Землю и.з 14 час. 55 мин все воздушные корабли были на аэро дроме Маточкина Шара. Из-за метелей и снегопада экспе диция задержалась па Маточкеном Шаре на шесть суток. И только 18- апреля в 19 час. 35 мин. экспедиция покинула Маточкии Шар н в 19 час. 50 мин. легла на куре — остроь Рудольфа. «БОРТ САМОЛЕТА «СшРИ-ПС*, 12 час. 45 мин. Москва— норд. Про шли полуостров Крашенникова. Сей час пересекаем Новую Землю. Курс норд по мерпдпану Рудольфа. Шеве лев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 23 час. 35 мин. Москва— норд. На ходимся на 78 гр. 12 мин. северной шпроты, 58 гр. 25 нин. восточной долготы. Внизу сплошная облачность. Вверху ясно. В 23 часа встало c<to* це. Солнечный компас работает хо рошо. Маяк Рудольфа слышим хоро* шо. Шевелев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 0 час. 45 мин. Москва— норд. Нахе* димся иа траверзе центральной частн острова Сальм. Видимость 60 кило* метров. Ясно. На горизонте дымка. Идем на высоте 2.000 метрев. Ше велев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-170». 1 час. 20 мин. Москва— норд. Прош ли остров Грпли. Австрийски! и Американский проливы покрыты f-овн ным пезвломанным льдом, редкими грядами торосов и айсбергов. Непод вижный лед начался в трех мних в югу от острова Сальм. Шевелев». «БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н 170». 1 час. 50 мин. Москва— норд. Идем над Рудольфом. Иду иа посадку. Привет. До свидания. Шевелев». В 2 часа 05 минут 19 апреля все тяжелые корабли, управляемые Героями Советского Союза тт. Водо* пьяновым п Молоковым и извепиы- мн полярными летчиками гг. Мазу* руком и Алексеевым благополучно приземлились на аэродроме естр§ва Рудольфа. Весь путь от Москвы до астрава Рудальфа общим протяжением около 4 тысяч километров тяжелые воздуш ные корабли покрыли за 18 летных часов 49 мпнут. Достижение Северного полюса яв лялось основной задачей полярных исследователей в XIX н в начала XX века. Впервые опа была разре шена американцем Робертом Пири, который с необычайным упорством в течение 23 лет снаряжал в полюсу одну экспедицию за другой. В апре ле 1909 т а ему, наконец, удалось водрузить на Северном полюсе амери канский флаг. До полюса Пири шел пешком по дрейфующим льдам, сло женный на нартах груз тащили со- бакн. При таком способе транспорта груз американского полярника мог быть, конечно, только минимальным, еледавателыа. педоетатеппа полный для научных работ. Поэтому науч ные результаты полюсной экспеди ции Пири были крайне незначитель ны. Вслед «а Пири, попытки открыть Северный полюс были сделаны уже по воздуху. Но над полюсом только пролетали, не снижаясь иа лед. Первым достиг Северного полюса по воздуху американец Бэрд в 1926 году. Несколько позднее в том жа году над полюсом пролетела экспеди ция на дирижабле «Норвегия» во главе с Амундсеном. Наконец, в 1928 году Селенный нолю! 1ыл дастгиут днрихаблеп «Италия», которым руководил Ум берто Нобиле. Если экспедиция Пирн дала чрез вычайно мало научных результатов, то еще меньше добились воздуппые экспедиции. Можно сказать, что Се верный полюс, хотя формально н до стигнут, при том даже четыре раза, изучение природы этой части Аркти ки, однако, еше н не начиналось. Эту последнюю задачу ставит пе ред собой советская экспедиция, яв ляющаяся в отличие от всех преды дущих на ракордеменской, а в пал- ном смысле слова научной. ПРОФЕССОР ВИЗЕ ♦* * 21 мая в районе Земли Франца- I и через последнюю — с Москвой Иосифа установилась превосходная ' (радиоцентр Главсевморпутп). летная погода. Этим не замедлила воспользоваться воздушная экспеди ция, отправляющаяся на Севериьш полюс. В 4 час. 52 мпн. с острова Ру дольфа поднялся в воздух самолет «СССР Н-170», пилотируемый М. В. Водопьяновым и взял курс па полюс. По сообщению начальника экспе диции 0. Ю. Шмидта остальные са молеты вылетят по посадке на полю- ' се флагманского корабля «СССР Н-170». Самолетная рацпя поддер- | живает непрерывную связь с остро- : ном Рудольфа, Амдермеи а Диксоном В 10 час. 05 мнп. радиостанция ми острова Рудольфа, Амдермы и Диксона с борта самолета «СССР П-170» 4ыло принято с«о§щение. что при посадке работа $удет итти па условленной волне и на такой are велне после того, как «ставят мачту. В 11 час. 12 мни. а самолета «СССР Н-170» был принят только заголовок радиограммы н связь не ожиданно еборвалась. Поздно вечером в Главсевморпутп была получена от нагчальника экспедиции акад. 0. Ю. Шмидта радиограмма, извещающая о блестящей посадка самелета в рай оне Северного нолмеа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz