Полярная правда. 1937, май

МЫ ЗА ХОРОШИЙ постоянный ТЕАТР В МУРМАНСКЕ О РАБОТЕ ФИЛИАЛА БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА имени М. ГОРЬКОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ГОРСОВЕТА от И мая 1937 года Президиум Мурманского Горсовета отмечает, что коллектив театра за время нахождения в городе Мурман­ ске проделал большую культурно- массовую работу. Поставил на сцене театра следую­ щие постановки: «Васса Железнова», «Сла<ва», «Интервенция», «Слута двух господ», «Аристократы», «Бес­ приданница», «Далекое» и «Большой день». Посетили вышеуказанные по­ становки 175.000 человек, помимо этого количества в порядке шефства обслужено Сев. Воен. Флот. Обслужи­ ли выездными спектаклями гор. Ки- ровск, Полярное, ТуломГЭС, крупные предприятия и клубы города Мур­ манска. Президиум Мурманского Горсовета выражает благодарность всему кол­ лективу театра и ожидает их возвра­ щения для работы«в городе Мур­ манске. Председатель Мурманского Гор­ совета ВОЛГИН. Артист и зритель Радостно работать в любимом де­ ле, чувствовать огромную ответст­ венность, чувствуя, как сам растешь ж крепнешь на этой работе. Здесь, в Заполярье, подчас в очень трудных, напряженных усло­ виях я выполнял !болыпое, почет­ ное задание. В работе нашего молодого теат­ рального коллектива были и есть ог­ ромные трудности, неприятные не­ ожиданности, были и промахи. Но, молодость это— прежде всего— энергия, гибкость. Молодость побеж­ дает! Упорство и настойчивость ло­ мают любое сопротивление. Мы работали и чувствовали огром­ ную заинтересованность, присталь­ ное внимание со стороны мурмазс-кой общественности и это внимание вол­ новало нас и удесятеряло наши си­ лы. Мурманский зритель — актив­ ный, темпераментный, жадный до культуры. Прекрасный зритель! Общение, единение с таким чут­ ким, внимательным зрителем чрез­ вычайно обогащает, вдохновляет ак­ тера и, следовательно, обогащает в поднимает самого зрителя. Я с глубоким волнением вспоми­ наю нащн-спектакли в Мурманске. Передовые люди города — стаха­ новцы — труженики моря, наши партийные и беспартинйые больше­ вики — их дела, чувства, страсти, Поступки — вот, что прежде всего волнует меня, зажигает в работе на сцене. Мне посчастливилось играть на сцене образы волевых, крепких лю­ дей нашей сталинской эпохи. Это комдив Очерет в пьесе «Слава» Гу­ сева, ото чекист Громов в «Аристо­ кратах» Погодина. / Последняя моя работа — майор Кожин в «Большом *не». Создавая образ, я должен сжиться с ним, «пропустив через себя»* дол­ жен полюбить его. Тогда получается правдивость и искренность. Создавая художественный образ, я жду от зрителя' активного, полно­ кровного участия. Только тогда спектакль является волнующим, тор­ жественным единением актера со зрителем. Сегодня последний раз в этом се­ зоне откроется эанавес на нашей сцене. Мы уезжаем в Ленинград.-На будущий год мы снова приедем в этот город ж новыми постановками постараемся установить еще более тесный контакт между врителем м театром. Артист Е. Н. Григорьев. Сцена из пьесы ^АРИСТОКРАТЫ * И . Погодина в постановке Филиала Большого Драматического театра х □ □ □ □ ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ Сегодня артисты филиала Ленин- ( тания масс, а артистам— подлшгяы- градского Большого Драматического ми мастерами своего тела. Чу вство долга С чувством большой ответстфв- юсти и радости я приехал в Мур­ манск с филиалом Государственного Большого Драматического театра. И теперь, копа можно подвести итоги работы, я хочу сказать следующее: Если наш театр смог заинтересо­ вать зрителя, и если зритель был же только холодным созерцателем на­ шей работы, а его волновали и радо­ вали паши спектакли, то по одному этому уже я считаю, что труд моих товарищей, в том числе ж мой, не пропал даром. Несколько слов о своей актерской . работе. За время пребывания вашего театра в Мурманске на мою долю выпала довольно значительная рабо­ та: профессор Черных («Слазг»), Прохор {«Васса Железнова»), Садов­ ский («Аристократы»), Бродский («Интервенция») и, наконец, генерал Мизенбах («Большой день*). Не скрою— временами было труд­ но. Но чувство долга и радость соз­ нания, что моя работа нужна, дава­ ли мне (силу и творческую энергию. Делать критический анализ про­ деланной работы как своей, так ж всего театра в целом я не буду. Много было ошибок, <но были и уда­ чи. Удачи нас радовали, а ошибки мы учитывали ж старались исттра-\ иль. У В ваключвнже, в' порядке пожела­ ния, ж хочу обратиться к партай- жыж, профсоюзный и общественным организациям города. Мурманск до­ казал, что он имеет все права па собственны! театр. Растет’ город, ра­ стет ж потребность в культуре его мвоелотнж. То помещение, которое «с жровыо» оторвал от себя Дом культуры, ве может, конечно, удовлетворить требо­ ваниям большого театра. Это с одной стороны. А с другой — очень часто отсутствие этого помещения в Доме культуры мешало и срывало планы массовых ^мероприятий. Вывод — надо строить новый, хо­ роший, удобный и технически обо­ рудованный театр. Артист В. ВИДИН. театра показывают нам последний спектакль в этом сезоне. С ноября прошлого года до сегодняшнего дня мы очень часто видели на сцене Дома культуры людей, кото­ рые стали нашими знакомыми, со­ ратниками в работе, жителями од­ ного города. Это первый постоянный театр в Мурманске. Вначале мы, да наверное ж не только мы одни, испытывали чувство недоверия к новому теат­ ральному коллективу. Нам казалось тогда, что постоянный театр, рабо­ тающий бессменно более пожугода, быстро надоест, не сумеет стать ав­ торитетным. Теперь такого чувства у нас нет. Есть другое — доверие к своему театру, вера в его творческие спо­ собности,' в его умение находить нужные силы ж средства для созда­ ния больниц волнующих постано* вок. Мы далеки от лести и огульного захваливания. И было бы, конечно, неверно утверждать, что наш театр совершенен, что мастерство его ар­ тистов достаточно высоко. Нет, и те­ атру в целом и .его творческим си­ лам нужно еще много поработать, пройти большой путь учебы, что - jk Но мы не хотим умолчать и о до­ стижениях. Мы видим их в поста­ новке пьесы «Слава». Эти до­ стижения мы видим в поста­ новке «Аристократы» — пьесы о большевистской правде, о величии социалистической системы воспита­ ния человека. Безусловный уснех театра в по­ становке пьесы великого револю­ ционного писателя М. Горького «Васса Железнова». Такие артисты театра, как Панов, Григорьев, Фомина, Миткевич, Наза­ рова, Карновжч - Валуа, Вжднн хоро­ шо известны мурманскому #рителю, завоевали его большие симпатии. И теперь, когда перед жами встает вопрос — нужен лж в . Мурманске постоянный театр — мы отвечаем: да, нужен! Какие бы пьесы мы хотел уви­ деть в новом театральном сезоне? Развивая и в дальнейшем пра­ вильно взятую линию ма показ луч­ ших образцов современной драматур­ гии, театр должен включить в свой репертуар и классику. Необходимо расширить репертуар м по количеству. Восемь'постановок в сезон, как это было в этом году, слишком «мало. А для того, чтобы в стать театру серьезной школой погоне за количеством же снижалось культурного и политического воет- качество работы, чтобы актеры мме- — * ли в*зможность основательно, глубо­ ко работать над образом, нужно по­ ставить вопрос перед руководством Ленинградского Большого Драматиче­ ского театра о пополнении труппы новыми артистами. Театр должен откликаться на со­ бытия в стране н отражать их в своей работе. А этого не было. Взять хотя бы торжества по поводу столет­ ней годовщины со дня смерти вели­ кого русского поэта А. С. Пуш­ кина. $ Нужно повысить качество муг зыкального сопровождения спектак­ лей, улучшить работу со зрителем в фойе перед новыми постановками, расширить связь зрителя с театром, чаще выезжать на предприятия, принимать более активное участие в общественной жизни города и на много лучше руководить низовой ху­ дожественной самодеятельностью. Сегодня в последний день его ра­ боты в Мурманске в нынешнем сезо­ не мы говорим всем работникам те­ атра: — До скорой новой встречи! Группа работников посолзавода Рыбокомбината Пилипвнко (зав. группой технического контроля), Шалаева (браковщица), Кочегаро- ва (счетовод), Вершинин (инже­ нер-технолог), Бажанов (инженер- эмономист) и Тагушаз (инженер- технолог). Творческий экзамен В составе коллектива филиала . Большого Драматического театра • очень много молодежи, молодых ар- тпетов, впервые после школьной : скамьи пробующих свои силы на ! большой профессиональной сцене. Для меня *п для моих молодых то­ варищей работа в Мурманске была настоящим творческим экзаменом. Молодой артист Э. Белецкий играл Павла в «Вассе Железновой, Женю £ «Интервенции». Артист В. Кузне­ цов хорошо известен мурманскому зрителю по роли Зорьки в «Большом дне». Артистка Назарова сыграла несколько больших ролей и в «Сла­ ве», и в «Аристократах», и в «Боль­ шом дне». Я лично играл в «Ари­ стократах» (Боткин), в «Слуге двух господ» (Флорпндо) и в «Большом дне» (Голубев). Я старался, чтобы поручаемая мне работа выполнялась с хорошим качеством и вкладывал г [абогу все свое молодое, еще ле воз­ мужалое мастерство. В практике нашей работы был» несколько выездов на предприятия с показом отрывков жз готовящихся спектаклей. Подобжого рода общения приносили большую пользу ж зрите­ лю и театру. Ог’езд из Мурманска мы рассма­ триваем не как прощание с этим замечательным городом, а как крат­ ковременный перерыв в работе — всего лишь на. несколько месяце*. И поэтому мы говорим нашему зри­ телю не прощай, а товарищеское до свидания- Артист Д. ХОВАНОВ. Радость работы Создать постоянный театр в За­ полярье быть пионерами этого боль­ шого н ответственного дела — вот что захватило меня, когда я ехала в (Мурманск. Я, которая никогда ие решалась принимать приглашение длительно работать на периферии, с радостью ухватилась за эту идею. Не нам судить о результатах на­ шей работы. (Но работали мы с боль­ шим под’еном. Перед премьерами на­ чинали репетировать с 10 часов утдеа и очень часто, не выходя из театра, приходилось играть вече^ п.те спектакли. Роли Вассы Железновой в одно­ именной пьесе М. Горького, Огудало- вой в «Бесприданнице» н другое до­ ставили мне много творческой радо­ сти. , Я уверена, что наша работа ве пропадет зря, что она послужит фундаментом д а создания в этом растущем городе настоящего большо­ го театра. Прекрасный, чуткий в внимательный мурманский вратель должен его иметь. Артистка О. МИТКЕВИЧ. □ 182 Закрепим связь с театром Работа филиала \ неопройержпыо доказала жизнеспособность постоян­ ного театра в Мурманске. Театр оказал значительную по­ мощь в развитии художественной самодеятельности. Но художествен­ ная самодеятельность могла бы зна­ чительно больше получить, если бы многие профсоюзные и хозяйствен­ ные организации отрешилась от де- лжчества, крохоборчеста в отжоше- жжи сажодфггельностж. Надо- сейчас уже начать ютонжть- ся к зимнему сезону. Подготовка должна нтгж как по лжжжж Дожа культуры (реможт зданжж, стрежтель- ство подсобных помещений), так ж но линии театра — подготовка ре­ пертуара к, будущему сезону. Не ме­ нее серьезного внимания театр тре­ бует от Горсовета. 1шл жора хозя­ ину города по-государственному за­ няться культурным е$служиванием трудящихся. Сезон кончилсж. Театр проделал большую культурно-массовую рабо­ ту. Коллектив творчески вырос. По­ желаем ему счастлжвого путж ■ воз­ вращении в Мурманск для лостояж- жой работы. И. К0ВБАСА (Дою культуры). спектакля За шесть с половинок месяцев работи в Мур­ манске филиал Большого Драматического театра показал 182 спектакля. Из этого количества 23 спектакля прошли утрен­ ними постановками. Спектакли театра про­ смотрели 175 тысяч зри­ телей. Д ля подшефников были организованы 4 спектакля . Из постановок театра —. Большой день * прошел Ы раз , иСлаваи—29 , „ Слу­ га двух господ*—25, . Ин­ тервенция “ — 24, JBacca железнова*—22, я.Аристо­ кратн*—19 и „Беспридан­ ница*1—13 раз. Театрустраивал концер­ ты в Доме культуры а на предприятиях, выездные спектакли $ Кировске, я в Северной Военной Флоти­ лии. □ Сцена из пьесы „ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА “ М. Горького в постановке Филиала Большого Драматического театра. БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСКИХ Д Е Р З А Н И Й ! Филиал Большого Драматического театра проработал в Мурманске пол­ года. За это время нм поставлено 18-2 спектакля. Каковы же ‘ итоги работы театра? Спектакли театра посетили 175 тысяч человек. Филиал за это время имел ряд крупных успехов. Всей своей работой молодой теа­ тральный организм завоевал симпа­ тии наших мурманцев и даже тех, которые в начале были против по­ стоянно работающего в Мурманске театра. Сейчас всем стало ясно, что по­ стоянный театр в Мурманске ну­ жен. Постоянный театр — это, пре­ жде всего, признак роста культуры города. Театр завоевал и своего зрителя. Этот зритель был кровно заинтересо­ ван работой театра, зритель волно- вался^за каждую постановку театра и критически оценивал весь спек­ такль н игру каждого актера в от­ дельности. Репертуар театра был создан в основном из советских пьес. Надо честно сказать, что в ре­ пертуаре театра была и крупная не­ удача в связи с постановкой пьесы «Далекое». Зритель не любил эту пьесу, был недоволен слабой поста­ новкой пьесы н был обижен за ак­ теров, которым приходилось играть в этой пьесе. Зритель не был удовлетворен этой пьесой, он оценил ее, как фальши­ вую и слабую. Пьесу сняли с ре­ пертуара. К числу малоудачных постановок следует отнести и «Бесприданницу». Одна из лучших пьес . Островского была формалистски поставлена, она не радовала зрителя. Было скучно и досадно сидеть на этом спектакле. К числу наиболее удачных пьес н постановок следует отнести такие пьесы, как «Слава», «Аристократы», «Интервенция», «Васса Железнова», «Слута двух господ». Однако нельзя сказать, что все пьесы были на высоком постановоч­ ном уровне. И даже в хороших по­ становках зритель замечал ряддосад­ ных промахов. Если пьеса «Ари­ стократы» в общем поставлена хо­ рошо, то досадует работа художни­ ка, его ограниченные возможности, построившего декорации из ряда уз­ ких передвижных коробок. Ряд актеров позировали (роль Маргари­ ты), переигрывали (поп н псалом­ щик) и т. В удачно поставленной «Интер­ венции» нас не могла удовлетворить роль Ксидиас, созданпая в нарочи­ то шаржированном виде. Это сни­ жало образ капиталистки-хищницы. В «Славе» срывы были менее за­ метны, хотя слабость роли Маяка была очевидной. Все эти недостатки никак не сни­ жают достоинства работ всего теа­ тра ж актерского коллектива. Отдельные жеудачеые рабсты ак­ тера или другого члена постановоч­ ного коллектива же могут расцени­ ваться, как неудача всего спектак­ ля (за исключением «Далекое») жлн неудачи всего коллектива. Театр сумел дать много полнокров­ ных спектаклей. За время работы театра наш зри­ тель выявил и полюбил своих заме­ чательных актеров. Прежде всего — это Панов. Раз­ нообразность ролей, вдумчивая трак­ товка образа н простая человеческая непосредственность характеризует его работу и в исполнении роли Мо- ' тылькова в «Славе», я Селистена в «Интервенции», н Кости Капитана в «Аристократах», и Труффальдино в «Слуге двух господ». Особой искренностью и правдиво­ стью дьшгали образы, создаваемые артистом Е. Григорьевым, мастерство которого высоко оценил наш зри­ тель. Очень хорошо запомнились нам актеры Назарова, Нарнович-Валуа, Фомина, Дубровская, Велецний, Хо- ванов, Кузнецов, Миткевич, Видин, Сизеневсная. Они создали яркие н запоминающиеся образы. Но у некоторых актеров были м срывы. Здесь во многом виноваты и режиссерские трактовки. Однотип­ ность игры отдельных актеров в раз­ ных пьесах создавала неприятное впе­ чатление об образе, целиком перене­ сенном нз одной пьесы в другую. Так было с Павлом в «Вассе Железно­ вой» и Карандышевым в «Беспри­ даннице» в исполнении очень спо­ собного артиста Белецкого. Грим был другой, но образ не отличался. Это был все тот же Павел. Постановки пьес были не ровные. Наряду с крепко сшитой постановкой пьесы М. Горького «Васса Железно­ ва» была .расслабленная формалист­ ская постановка «Бесприданницы». Наряду с замечательной постановкой «Славы» была неверная, ошибочная постановка «Далекое» и т. д. Мы считаем положительным явле­ нием то, что филиал основные по­ становки пьес копировал с постано­ вок основного театра — Государ­ ственного Большого Драматического театра в Ленинграде. Это дало воз­ можность создавать наиболее полно­ ценные спектакли. Но с другой сто­ роны, нельзя признать положитель­ ным явлением, когда филиал не су­ мел самостоятельно поставить спек­ такль. Положительную роль ж создании крепкого и дружного актерского коллектива сыграл главный режиссер филиала С. Морщихин. Ож сумел сколотить крепкий коллектив, рабо­ тавший дружно, н, отдаваясь цели­ ком творческой работе. Филиал Государственного Большо­ го Драматического театра им. Горь­ кого сумел за короткий срок крепко’ связаться с рядом самодеятельных кружков. Актеры театра помогли ря­ ду кружков стать на более прочную основу развития самодеятельности. И тут прежде^ всего следует отме­ тить такпх актеров-общественников, как тт. Фомина, Видин, Григорьев, Галкин, Сахаров и Белоусов. Сегодня филиал Большого Драма­ тического театра дает свой послед­ ний спектакль. Сама пьеса «Большой день» фаль­ шивая и схематичная, во многих местах особенно заметны явные про­ валы драматурга. Но молодые и опытные актеры пока­ зали свое мастерство и свою несом­ ненную талантливость. Перед ними впереди большой путь творческих дерзаний и исканий. Мы сожиатиьи» указали жа ряд недостатков в работе театра ибо мы кровно заинтересованы в том, чтобы филиал освободился от етих недостатков в своей работе, сумел бы критически оценить свою работу, для того, чтобы стать более креп­ ким, творчески 1олее работоспос-об- ным коллективом. Мы «аннтересова- ны в этом, жбо считаем филиал Го­ сударственного Большого Драматиче­ ского театра «вожм, мурманским теа­ тром. В период летне! работы филиала в Ленинграде следует еще лучше пора­ ботать над приобретением новых пьес, над созданием новых спектак­ лей и полноценных образов. Мурманский филиал ГБДТ должен и мо&ет в кратчайшим срок прев­ ратиться в один из крепких театров Советского Союза. Больше смелости и творческого дерзания! Больше большевистской принципи­ альности и настойчивости в созда­ нии спектаклей и замечательных об­ разов нашего времени. Мы с нетерпением будем ждать приезда филиала Большого Драмати­ ческого театра с новыми работами. АЛЬФ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz