Полярная правда. 1937, май
МЫ ЗА ХОРОШИЙ постоянный ТЕАТР В МУРМАНСКЕ О РАБОТЕ ФИЛИАЛА БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА имени М. ГОРЬКОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ГОРСОВЕТА от И мая 1937 года Президиум Мурманского Горсовета отмечает, что коллектив театра за время нахождения в городе Мурман ске проделал большую культурно- массовую работу. Поставил на сцене театра следую щие постановки: «Васса Железнова», «Сла<ва», «Интервенция», «Слута двух господ», «Аристократы», «Бес приданница», «Далекое» и «Большой день». Посетили вышеуказанные по становки 175.000 человек, помимо этого количества в порядке шефства обслужено Сев. Воен. Флот. Обслужи ли выездными спектаклями гор. Ки- ровск, Полярное, ТуломГЭС, крупные предприятия и клубы города Мур манска. Президиум Мурманского Горсовета выражает благодарность всему кол лективу театра и ожидает их возвра щения для работы«в городе Мур манске. Председатель Мурманского Гор совета ВОЛГИН. Артист и зритель Радостно работать в любимом де ле, чувствовать огромную ответст венность, чувствуя, как сам растешь ж крепнешь на этой работе. Здесь, в Заполярье, подчас в очень трудных, напряженных усло виях я выполнял !болыпое, почет ное задание. В работе нашего молодого теат рального коллектива были и есть ог ромные трудности, неприятные не ожиданности, были и промахи. Но, молодость это— прежде всего— энергия, гибкость. Молодость побеж дает! Упорство и настойчивость ло мают любое сопротивление. Мы работали и чувствовали огром ную заинтересованность, присталь ное внимание со стороны мурмазс-кой общественности и это внимание вол новало нас и удесятеряло наши си лы. Мурманский зритель — актив ный, темпераментный, жадный до культуры. Прекрасный зритель! Общение, единение с таким чут ким, внимательным зрителем чрез вычайно обогащает, вдохновляет ак тера и, следовательно, обогащает в поднимает самого зрителя. Я с глубоким волнением вспоми наю нащн-спектакли в Мурманске. Передовые люди города — стаха новцы — труженики моря, наши партийные и беспартинйые больше вики — их дела, чувства, страсти, Поступки — вот, что прежде всего волнует меня, зажигает в работе на сцене. Мне посчастливилось играть на сцене образы волевых, крепких лю дей нашей сталинской эпохи. Это комдив Очерет в пьесе «Слава» Гу сева, ото чекист Громов в «Аристо кратах» Погодина. / Последняя моя работа — майор Кожин в «Большом *не». Создавая образ, я должен сжиться с ним, «пропустив через себя»* дол жен полюбить его. Тогда получается правдивость и искренность. Создавая художественный образ, я жду от зрителя' активного, полно кровного участия. Только тогда спектакль является волнующим, тор жественным единением актера со зрителем. Сегодня последний раз в этом се зоне откроется эанавес на нашей сцене. Мы уезжаем в Ленинград.-На будущий год мы снова приедем в этот город ж новыми постановками постараемся установить еще более тесный контакт между врителем м театром. Артист Е. Н. Григорьев. Сцена из пьесы ^АРИСТОКРАТЫ * И . Погодина в постановке Филиала Большого Драматического театра х □ □ □ □ ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ Сегодня артисты филиала Ленин- ( тания масс, а артистам— подлшгяы- градского Большого Драматического ми мастерами своего тела. Чу вство долга С чувством большой ответстфв- юсти и радости я приехал в Мур манск с филиалом Государственного Большого Драматического театра. И теперь, копа можно подвести итоги работы, я хочу сказать следующее: Если наш театр смог заинтересо вать зрителя, и если зритель был же только холодным созерцателем на шей работы, а его волновали и радо вали паши спектакли, то по одному этому уже я считаю, что труд моих товарищей, в том числе ж мой, не пропал даром. Несколько слов о своей актерской . работе. За время пребывания вашего театра в Мурманске на мою долю выпала довольно значительная рабо та: профессор Черных («Слазг»), Прохор {«Васса Железнова»), Садов ский («Аристократы»), Бродский («Интервенция») и, наконец, генерал Мизенбах («Большой день*). Не скрою— временами было труд но. Но чувство долга и радость соз нания, что моя работа нужна, дава ли мне (силу и творческую энергию. Делать критический анализ про деланной работы как своей, так ж всего театра в целом я не буду. Много было ошибок, <но были и уда чи. Удачи нас радовали, а ошибки мы учитывали ж старались исттра-\ иль. У В ваключвнже, в' порядке пожела ния, ж хочу обратиться к партай- жыж, профсоюзный и общественным организациям города. Мурманск до казал, что он имеет все права па собственны! театр. Растет’ город, ра стет ж потребность в культуре его мвоелотнж. То помещение, которое «с жровыо» оторвал от себя Дом культуры, ве может, конечно, удовлетворить требо ваниям большого театра. Это с одной стороны. А с другой — очень часто отсутствие этого помещения в Доме культуры мешало и срывало планы массовых ^мероприятий. Вывод — надо строить новый, хо роший, удобный и технически обо рудованный театр. Артист В. ВИДИН. театра показывают нам последний спектакль в этом сезоне. С ноября прошлого года до сегодняшнего дня мы очень часто видели на сцене Дома культуры людей, кото рые стали нашими знакомыми, со ратниками в работе, жителями од ного города. Это первый постоянный театр в Мурманске. Вначале мы, да наверное ж не только мы одни, испытывали чувство недоверия к новому теат ральному коллективу. Нам казалось тогда, что постоянный театр, рабо тающий бессменно более пожугода, быстро надоест, не сумеет стать ав торитетным. Теперь такого чувства у нас нет. Есть другое — доверие к своему театру, вера в его творческие спо собности,' в его умение находить нужные силы ж средства для созда ния больниц волнующих постано* вок. Мы далеки от лести и огульного захваливания. И было бы, конечно, неверно утверждать, что наш театр совершенен, что мастерство его ар тистов достаточно высоко. Нет, и те атру в целом и .его творческим си лам нужно еще много поработать, пройти большой путь учебы, что - jk Но мы не хотим умолчать и о до стижениях. Мы видим их в поста новке пьесы «Слава». Эти до стижения мы видим в поста новке «Аристократы» — пьесы о большевистской правде, о величии социалистической системы воспита ния человека. Безусловный уснех театра в по становке пьесы великого револю ционного писателя М. Горького «Васса Железнова». Такие артисты театра, как Панов, Григорьев, Фомина, Миткевич, Наза рова, Карновжч - Валуа, Вжднн хоро шо известны мурманскому #рителю, завоевали его большие симпатии. И теперь, когда перед жами встает вопрос — нужен лж в . Мурманске постоянный театр — мы отвечаем: да, нужен! Какие бы пьесы мы хотел уви деть в новом театральном сезоне? Развивая и в дальнейшем пра вильно взятую линию ма показ луч ших образцов современной драматур гии, театр должен включить в свой репертуар и классику. Необходимо расширить репертуар м по количеству. Восемь'постановок в сезон, как это было в этом году, слишком «мало. А для того, чтобы в стать театру серьезной школой погоне за количеством же снижалось культурного и политического воет- качество работы, чтобы актеры мме- — * ли в*зможность основательно, глубо ко работать над образом, нужно по ставить вопрос перед руководством Ленинградского Большого Драматиче ского театра о пополнении труппы новыми артистами. Театр должен откликаться на со бытия в стране н отражать их в своей работе. А этого не было. Взять хотя бы торжества по поводу столет ней годовщины со дня смерти вели кого русского поэта А. С. Пуш кина. $ Нужно повысить качество муг зыкального сопровождения спектак лей, улучшить работу со зрителем в фойе перед новыми постановками, расширить связь зрителя с театром, чаще выезжать на предприятия, принимать более активное участие в общественной жизни города и на много лучше руководить низовой ху дожественной самодеятельностью. Сегодня в последний день его ра боты в Мурманске в нынешнем сезо не мы говорим всем работникам те атра: — До скорой новой встречи! Группа работников посолзавода Рыбокомбината Пилипвнко (зав. группой технического контроля), Шалаева (браковщица), Кочегаро- ва (счетовод), Вершинин (инже нер-технолог), Бажанов (инженер- эмономист) и Тагушаз (инженер- технолог). Творческий экзамен В составе коллектива филиала . Большого Драматического театра • очень много молодежи, молодых ар- тпетов, впервые после школьной : скамьи пробующих свои силы на ! большой профессиональной сцене. Для меня *п для моих молодых то варищей работа в Мурманске была настоящим творческим экзаменом. Молодой артист Э. Белецкий играл Павла в «Вассе Железновой, Женю £ «Интервенции». Артист В. Кузне цов хорошо известен мурманскому зрителю по роли Зорьки в «Большом дне». Артистка Назарова сыграла несколько больших ролей и в «Сла ве», и в «Аристократах», и в «Боль шом дне». Я лично играл в «Ари стократах» (Боткин), в «Слуге двух господ» (Флорпндо) и в «Большом дне» (Голубев). Я старался, чтобы поручаемая мне работа выполнялась с хорошим качеством и вкладывал г [абогу все свое молодое, еще ле воз мужалое мастерство. В практике нашей работы был» несколько выездов на предприятия с показом отрывков жз готовящихся спектаклей. Подобжого рода общения приносили большую пользу ж зрите лю и театру. Ог’езд из Мурманска мы рассма триваем не как прощание с этим замечательным городом, а как крат ковременный перерыв в работе — всего лишь на. несколько месяце*. И поэтому мы говорим нашему зри телю не прощай, а товарищеское до свидания- Артист Д. ХОВАНОВ. Радость работы Создать постоянный театр в За полярье быть пионерами этого боль шого н ответственного дела — вот что захватило меня, когда я ехала в (Мурманск. Я, которая никогда ие решалась принимать приглашение длительно работать на периферии, с радостью ухватилась за эту идею. Не нам судить о результатах на шей работы. (Но работали мы с боль шим под’еном. Перед премьерами на чинали репетировать с 10 часов утдеа и очень часто, не выходя из театра, приходилось играть вече^ п.те спектакли. Роли Вассы Железновой в одно именной пьесе М. Горького, Огудало- вой в «Бесприданнице» н другое до ставили мне много творческой радо сти. , Я уверена, что наша работа ве пропадет зря, что она послужит фундаментом д а создания в этом растущем городе настоящего большо го театра. Прекрасный, чуткий в внимательный мурманский вратель должен его иметь. Артистка О. МИТКЕВИЧ. □ 182 Закрепим связь с театром Работа филиала \ неопройержпыо доказала жизнеспособность постоян ного театра в Мурманске. Театр оказал значительную по мощь в развитии художественной самодеятельности. Но художествен ная самодеятельность могла бы зна чительно больше получить, если бы многие профсоюзные и хозяйствен ные организации отрешилась от де- лжчества, крохоборчеста в отжоше- жжи сажодфггельностж. Надо- сейчас уже начать ютонжть- ся к зимнему сезону. Подготовка должна нтгж как по лжжжж Дожа культуры (реможт зданжж, стрежтель- ство подсобных помещений), так ж но линии театра — подготовка ре пертуара к, будущему сезону. Не ме нее серьезного внимания театр тре бует от Горсовета. 1шл жора хозя ину города по-государственному за няться культурным е$служиванием трудящихся. Сезон кончилсж. Театр проделал большую культурно-массовую рабо ту. Коллектив творчески вырос. По желаем ему счастлжвого путж ■ воз вращении в Мурманск для лостояж- жой работы. И. К0ВБАСА (Дою культуры). спектакля За шесть с половинок месяцев работи в Мур манске филиал Большого Драматического театра показал 182 спектакля. Из этого количества 23 спектакля прошли утрен ними постановками. Спектакли театра про смотрели 175 тысяч зри телей. Д ля подшефников были организованы 4 спектакля . Из постановок театра —. Большой день * прошел Ы раз , иСлаваи—29 , „ Слу га двух господ*—25, . Ин тервенция “ — 24, JBacca железнова*—22, я.Аристо кратн*—19 и „Беспридан ница*1—13 раз. Театрустраивал концер ты в Доме культуры а на предприятиях, выездные спектакли $ Кировске, я в Северной Военной Флоти лии. □ Сцена из пьесы „ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА “ М. Горького в постановке Филиала Большого Драматического театра. БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСКИХ Д Е Р З А Н И Й ! Филиал Большого Драматического театра проработал в Мурманске пол года. За это время нм поставлено 18-2 спектакля. Каковы же ‘ итоги работы театра? Спектакли театра посетили 175 тысяч человек. Филиал за это время имел ряд крупных успехов. Всей своей работой молодой теа тральный организм завоевал симпа тии наших мурманцев и даже тех, которые в начале были против по стоянно работающего в Мурманске театра. Сейчас всем стало ясно, что по стоянный театр в Мурманске ну жен. Постоянный театр — это, пре жде всего, признак роста культуры города. Театр завоевал и своего зрителя. Этот зритель был кровно заинтересо ван работой театра, зритель волно- вался^за каждую постановку театра и критически оценивал весь спек такль н игру каждого актера в от дельности. Репертуар театра был создан в основном из советских пьес. Надо честно сказать, что в ре пертуаре театра была и крупная не удача в связи с постановкой пьесы «Далекое». Зритель не любил эту пьесу, был недоволен слабой поста новкой пьесы н был обижен за ак теров, которым приходилось играть в этой пьесе. Зритель не был удовлетворен этой пьесой, он оценил ее, как фальши вую и слабую. Пьесу сняли с ре пертуара. К числу малоудачных постановок следует отнести и «Бесприданницу». Одна из лучших пьес . Островского была формалистски поставлена, она не радовала зрителя. Было скучно и досадно сидеть на этом спектакле. К числу наиболее удачных пьес н постановок следует отнести такие пьесы, как «Слава», «Аристократы», «Интервенция», «Васса Железнова», «Слута двух господ». Однако нельзя сказать, что все пьесы были на высоком постановоч ном уровне. И даже в хороших по становках зритель замечал ряддосад ных промахов. Если пьеса «Ари стократы» в общем поставлена хо рошо, то досадует работа художни ка, его ограниченные возможности, построившего декорации из ряда уз ких передвижных коробок. Ряд актеров позировали (роль Маргари ты), переигрывали (поп н псалом щик) и т. В удачно поставленной «Интер венции» нас не могла удовлетворить роль Ксидиас, созданпая в нарочи то шаржированном виде. Это сни жало образ капиталистки-хищницы. В «Славе» срывы были менее за метны, хотя слабость роли Маяка была очевидной. Все эти недостатки никак не сни жают достоинства работ всего теа тра ж актерского коллектива. Отдельные жеудачеые рабсты ак тера или другого члена постановоч ного коллектива же могут расцени ваться, как неудача всего спектак ля (за исключением «Далекое») жлн неудачи всего коллектива. Театр сумел дать много полнокров ных спектаклей. За время работы театра наш зри тель выявил и полюбил своих заме чательных актеров. Прежде всего — это Панов. Раз нообразность ролей, вдумчивая трак товка образа н простая человеческая непосредственность характеризует его работу и в исполнении роли Мо- ' тылькова в «Славе», я Селистена в «Интервенции», н Кости Капитана в «Аристократах», и Труффальдино в «Слуге двух господ». Особой искренностью и правдиво стью дьшгали образы, создаваемые артистом Е. Григорьевым, мастерство которого высоко оценил наш зри тель. Очень хорошо запомнились нам актеры Назарова, Нарнович-Валуа, Фомина, Дубровская, Велецний, Хо- ванов, Кузнецов, Миткевич, Видин, Сизеневсная. Они создали яркие н запоминающиеся образы. Но у некоторых актеров были м срывы. Здесь во многом виноваты и режиссерские трактовки. Однотип ность игры отдельных актеров в раз ных пьесах создавала неприятное впе чатление об образе, целиком перене сенном нз одной пьесы в другую. Так было с Павлом в «Вассе Железно вой» и Карандышевым в «Беспри даннице» в исполнении очень спо собного артиста Белецкого. Грим был другой, но образ не отличался. Это был все тот же Павел. Постановки пьес были не ровные. Наряду с крепко сшитой постановкой пьесы М. Горького «Васса Железно ва» была .расслабленная формалист ская постановка «Бесприданницы». Наряду с замечательной постановкой «Славы» была неверная, ошибочная постановка «Далекое» и т. д. Мы считаем положительным явле нием то, что филиал основные по становки пьес копировал с постано вок основного театра — Государ ственного Большого Драматического театра в Ленинграде. Это дало воз можность создавать наиболее полно ценные спектакли. Но с другой сто роны, нельзя признать положитель ным явлением, когда филиал не су мел самостоятельно поставить спек такль. Положительную роль ж создании крепкого и дружного актерского коллектива сыграл главный режиссер филиала С. Морщихин. Ож сумел сколотить крепкий коллектив, рабо тавший дружно, н, отдаваясь цели ком творческой работе. Филиал Государственного Большо го Драматического театра им. Горь кого сумел за короткий срок крепко’ связаться с рядом самодеятельных кружков. Актеры театра помогли ря ду кружков стать на более прочную основу развития самодеятельности. И тут прежде^ всего следует отме тить такпх актеров-общественников, как тт. Фомина, Видин, Григорьев, Галкин, Сахаров и Белоусов. Сегодня филиал Большого Драма тического театра дает свой послед ний спектакль. Сама пьеса «Большой день» фаль шивая и схематичная, во многих местах особенно заметны явные про валы драматурга. Но молодые и опытные актеры пока зали свое мастерство и свою несом ненную талантливость. Перед ними впереди большой путь творческих дерзаний и исканий. Мы сожиатиьи» указали жа ряд недостатков в работе театра ибо мы кровно заинтересованы в том, чтобы филиал освободился от етих недостатков в своей работе, сумел бы критически оценить свою работу, для того, чтобы стать более креп ким, творчески 1олее работоспос-об- ным коллективом. Мы «аннтересова- ны в этом, жбо считаем филиал Го сударственного Большого Драматиче ского театра «вожм, мурманским теа тром. В период летне! работы филиала в Ленинграде следует еще лучше пора ботать над приобретением новых пьес, над созданием новых спектак лей и полноценных образов. Мурманский филиал ГБДТ должен и мо&ет в кратчайшим срок прев ратиться в один из крепких театров Советского Союза. Больше смелости и творческого дерзания! Больше большевистской принципи альности и настойчивости в созда нии спектаклей и замечательных об разов нашего времени. Мы с нетерпением будем ждать приезда филиала Большого Драмати ческого театра с новыми работами. АЛЬФ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz