Полярная правда. 1937, май

В Е Л И Ч А ЙША Я ПОБЕДА ! СТРОИТЕЛЯМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ КАНАЛА ВОЛГА - МОСКВА —ПЕРВОМАЙСКИЙ ПРИВЕТ! □ □ □ ДАТЫ и ФАКТЫ 1931 год. Июньский Пленум ЦК ЕКП (п) принял решение о постройке канала Волга-Москва. На остове этого исторического ре­ шения 11лелvita ЦК ЙШ {6 ) было начато строительство. Летом 1932 гада Совнарком Союза утвердил Дмитровский вариант направления трассы канала. Начались изыскания е проектировочные работы. \Б конце 1932 года строительство канала бы- !• возложено на ОГПУ — НКВД, п строительные работы получили не­ обходимые разворот и темпы. В мае 1934 года начались работы в котловане сооружения Волжской бетонной плотины ж Иваньковской гвдроэлектростанции, преднааначен- той для обслуживания всех сооруже­ нии Волжского «района. Одновременно развернулись зем­ ляные, затем бетонные -работы по всей трассе капала. 4 июля 1934 года строительство гдоегы вождь народов товарищ Ста­ лин. Вместе с ним прибыли товари­ щи Каганович, Ворошилов и Куйбы­ шев. Они осмотрели начавшиеся ра­ боты. Семнадцатую годовщину Великой Пролетарской Революции стройка встретила первыми победами. Был закончен Истринский гидротехниче­ ским увел. Приемочная комиссия о т нетжла высокое качество работ, бы­ строе а х выполнение. 9 сентября 1935 года опублико­ вано постановление GHE COOP и ЦК ВКП(б), обязывающее Москва— Bouwnpofi НКВД OOGP «закончить строетгежьство в сдать е эксплоата- йшо канал Волга— Москва кнавнга- С&и 1937 ища». Развернулось соревнование ва окончание семидесяти сооружений к КУШ годовщине Велакой Пролетар­ ской Революции. К 7 (ноября обязательство коллек­ тива строителен закончить основные работы на 70 сооружениях (было пе­ ревыполнено. И сдаче было готово 76 сооружений. Удар отбойного .молотка Алексея Стаханова в ночь па 31 августа гулко отозвался на строительстве. Отажаяовсше методы быстро проник­ ли во все отрасли работ яа канале. Капалоармеец Серых в iK-арамышеве, переоборудовав тачку, поднял выра­ ботку на 400— 500 проц., стахано­ вец южного района Тарасов перешел на работу одновременно на трех электросварочных станках. 14 нюня 1936 года строительство вторично посетил товарищ Сталин. Вместе с ним приехали товарищи Каганович и Орджоникидзе. Они ос­ мотрели Перервинский шлюз и при них было произведено шлюзование двух пароходов. 23 июня— крупная дата на строи­ тельстве «капала. Были ’взорваны две перемычки, отгородившие от Волга плотину и великая русская река, из­ менив свое вековечное движение, ус­ тремилась через пролеты бетонной плотины в отводящий канал. К XIX годовщине Великой Проле­ тарской Революции было вынуто уже 137 миллионов кубометров земли и уложено свыше двух с половиной миллионов кубометров бетона. В январе этого года началась под­ готовка сооружений канала к прие­ му (вешних вод. В (марте на строи­ тельстве стали готовиться к про­ пуску первого парохода в Москву. Канал вступил в пусковой период. 19 марта началось затопление ка­ нала водой. 17 апреля были затоплены по­ следние 2,2 километра канала в юж­ ном районе. С этого момента весь канал протяжением в 128 километ­ ров заполнился водой. 22 апреля канал Волга-Москва не- сети.ти товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов. Посещение ка­ пала вождем народов вызвало среди строителей большой под’ем. 24 апреля в аванпорт через пер­ вый шлюз вошла флоийлня, которая будет обслуживать пассажирское движение по каналу. Во главе фло*1 тилин шел теплоход «Иосиф Ста­ лин». Ра!боты по сооружению канала к 1 Мая ® основном закончены. G 1 |Мая в течение двух месяцев будут производиться главным образом от­ делочные работы. КАНАЛ ВОЛГА- МОСКВА М. Б Е Р М А Н — Начальник строительства канала Волга—Моеква Крупнейшим в мире речной канал Волга — Москва в отличие от всех других каналов одновременно и ком­ плексно решает три важнейшие на­ родно-хозяйственные задачи. Первая задача — обеспечить на­ селение столицы волжской питьевой водой. Эго тем более важно, что в ’ Москве с каждым годом все сильнее ощущался недостаток питьевой во­ ды, особенно в восточных районах города. До постройки канала и Истринской плотины Москва получа­ ла ежесуточно 44 миллиона ведер. Канал при полном развитии Москов­ ского водопровода прибавит на водо­ снабжение Мооквы 100 миллионов ведер в сутки. Это значит, что на каждого жителя советской столицы ежедневно будет приходиться 600 литров воды, то-естъ больше чем в любой европейской столице и в Нью-Йорке. Вторая задача, которую решает канал —: обводнение Москва-реки и ее притоков в пределах города. Тот, кто видел летом Москва-реку и Яузу, знает, что они в это время года остаются почти безводными. Еще се­ годня можно видеть, как у Нижне- Карамъппевской плотины ребятишки переходят Москва-реку вброд. Совершенно естественно, что пар­ тия в правительство, принимал ре­ шение о постройке канала, не могли одновременно не решить вопрос о поднятии уровня Москва-реки и ее притоков. Для обводнения этих рек через канал Волга — Москва и особый отводной .(деривационный) Оходпепский канал будет поступать 280 миллионов ведер воды в сутки. Третья и наиболее важная задача, которая ставилась перед каналом Волга — Москва — соединение со- ветской столицы с крупной водной артерией Союза — Волгой и прек­ ращение Москвы в порт, доступный для глубокосидящих пароходов. Ка­ нал Волга — Москва даст возмож­ ность целый ряд грузов, доставляв­ шихся в Москву по железной дороге. Печатается в сокращенном виде. переключить на воду, что удобнее и дешевле. Так, например, грузы юга: нефть, хлеб, уголь, рыба пойдут по Волге к Иванькову, а оттуда по ка­ налу в Москву. Канал Волга — Москва представ­ ляет собой огромный комплекс слож­ ных ответственных сооружений. Длина его 128 километров, из кото­ рых около 20 километров приходит­ ся на судоходные водохранилища и 108 километров сделаны искусствен­ но. Для их создания проведены ог­ ромные земляные работы по выемке и насыпи. Ширина канала по зерка­ лу воды 85,5 метра, что дает воз­ можность свободно разойтись двум большим волжским пароходам. Глу­ бина канала 5,5 метра. В число крупнейших сооружений на канале входят три бетонные и 8 земляных плотин, из которых осо­ бенно оригинальной является намыв­ ная плотина высотой в 23 метра, перегораживающая русло Волги. На канале Волга — Москва по­ строено 10 огромных железобетон­ ных шлюзов, из которых каждый имеет в длину 290 мет, а в ширину 30 метров и глубину на пороге 5,5 метра. Такие размеры дают возмож­ ность шлюзовать сразу целые кара­ ваны судов. Наиболее ответственными сооруа жениями канала являются пять на­ сосных станций, каждая из которых оборудована четырьмя пропеллерны­ ми насосами. Один такой насос пе­ рекачивает в секунду 25 кубометров воды или около двух тысяч ведер. Пропеллерных насосов на каждой станции четыре. За час работы каж­ дая пасосная стайция перекачивает около 30 миллионов ведер воды. Насосные станции можно смело назвать сердцем канала, так как они служат для подачи воды из Вол­ ги по ступеням канала Москве. Про­ пеллерные насосы изготовлены мо­ сковским заводом «Борец». Над ни­ ми крепко поработал коллектив ра­ бочих и инженеров этого завода. Оборудованы они моторами харьков­ ского электромеханического завода мощностью в 3 тысячи киловатт ка­ ждый. □ □ □ БОЛЬШЕВИКИ КЯНЯЛЯ Есть пемало людей, которые ду­ мают, что канал строился только ру­ ками заключенных под руководили небольшой группы чекистов. Это не так. Достаточно сказать, что коллек­ тив вольнонаемных здесь насчиты­ вает 14.500 человек, а вместе с семьями свыше 22 тысяч человек. На стройке новой водной хагистралп до 5 тысяч вольнонаемных инжене­ ров и техников. Это — в подавлг ющем большинстве высший и сред­ ний административно-технический состав. Значительная часть этих ин­ женеров и техников — молодежь, окончившая советские вузы. Из 14.500 вольнонаемных 1.200 коммунистов, .свыше 2.000 ком:о* мольцев, сотни сочувствующих. Ии-8 тересно отметить, что если на Бело- морстрое «был .тишь/ один коммунист инженер, то на канале Волга— Мо­ сква их 200. В борьбе за канал окрепла идейно вся парторганизация, выросли -сотни превосходных большевиков организа­ торов. Среди них инженеры Гранов­ ский, Скачков, Волков, Лемзиков, Захаров, Скоиинцев, Хохлов, Нико­ лаев. Парторганизация вовлекла в своя ряды лучших людей строительства. Во время 'проверки партийных доку­ ментов в ряды сочувствующих всту­ пил главный инженер стройки Жук, возглавлявший коллектив вольнона­ емных инженеров н техников на Бе- ломорстрое, награжденный орденом Ленина. Жук, начав работу с десят­ ника и прораба в 1917 году, вырос в крупнейшего гидротехника Совет­ ского Союза. Имея огромный опыт, он явился-фаботливым воспитателем целой плеяды молодых советских ин­ женеров. Теперь Жук кандидат ВКП(б). Вместе с ним вступили в ряды большевистской партии инже­ нер Муравьев, работающий на строи­ тельстве с первых дней, инженер Комаровский — начальник - цен­ трального района и другие. НА ПУТЬ ЧЕСТНОЙ ЖИЗНИ За ударную, самоотверженную ра­ боту на строительстве канала Вол­ га—«Москва досрочно освобождены уже сотни заключенных. Упорным трудом добыв в лагере путевку ъ жизнь, овладев той или иной про­ фессией, они раз’ехались по различ­ ным районам Союза. Многие из них стали учиться. Бывшие заключен­ ные не теряют связи с лагерем. Она часто обращаются к чекистам с го­ рячими словами благодарности, де­ лятся радостями и горестями. Вот письмо бывших каяалотрчей- цев Галины Ушаковой и Клавдии Филиной. Они сейчас живут з горо­ де Красновишерске Свердловской об­ ласти. 'Подруги с радостью сообща­ ют, что одна из них ювалчфдцирует- ся на зуботехника, вторая — элек­ тромонтера. В. Г. Сергеев, имевший несколько судимостей, сейчас работает арма­ турщиком на строительстве дома со­ ветов в Оренбурге. — Я все свои силы клад\\ пишет он, — чтобы работать хорошо я че­ стно. Я смотрю, чтобы и другие де­ лали правильно. Товарищ начальник, -я больше не преступник. Спа:и5о вам за перевоспитание. В. Г. Мачулко, отбыв наказание на строительстве, был признан для службы в ряды РабочепКре;тьян:кой Красной Армии. С чувством глу­ бокой признательности он заявляет: — Да, советская власть не кара­ ет, а исправляет. Попав в часть войск, я все время боялся, что на меня, как на бывшего заключенного, будут смотреть не так, как на всех. Но это мнение было с первых дней разбито. Меня назначили отделенным командиром. В моем отделешга 15 шоферов. Я ваял, товариц началь­ ник, курс на примерного бойца Ра­ боче-Крестьянской Красной Армии... Таких писем не мало. Все они ю- ворят, как умело справляются чеки­ сты с задачей перековки сознания, возвращая стране сотни и тысячи людей. Строительство канала Волга — Москва было начато в конце 1932 года и широко развернулось весной 1933 года, когда по постановлению ЦК ВКП(б) и правительства это строительство было возложено на Наркомвнудел. К этому времени коллектив работников НКВД закан­ чивал сооружение Беломорско-Бал­ тийского канала, и освобождающиеся кадры специалистов и лучших удар­ ников - каналоармейцев были пере­ брошены на новую стройку. Сейчас работы по строительству канала Волга — Москва приближа­ ются к своему завершению. Чтобы иметь представление об об’еме про­ изведенных работ, можно привести следующие данные. Из общего плана земляных работ в 151 миллион кубометров (не счи­ тая 50 миллионов кубометров по карьерам) выполнено 149 миллио­ нов кубометров. Уложено 2.880 ты­ сяч кубометров бетона из общего об’ема 2.900 тысяч кубометров. План крепления откосов в 4,1 мил­ лиона квадратных метров выполнен в размере 3,2 миллиона квадратных метров. Оба берега канала на всем протяжении вымощены камнем. Верх­ няя часть откосов будет озеленена. Грандиозность; нашей стройки еще более подчеркивается сравнением с об'емом работ на Беломорстрое. Там был произведен 21 миллион кубо­ метров земляных работ и уложено 390 тысяч кубометров бетона. 06’- емы работ по нашему каналу не ус­ тупают об’емам работ по крупней­ шим каналам, построенным капита­ листами — Панамскому и Суэцко­ му. В то же время канал Волга — Москва сооружен в такой срок, о ко­ тором капиталистический мир не мо­ жет и мечтать. Канал Волга — Мо­ сква построен за 4 года, Белшэр- ско-Балтииский канал имени Стали­ на меньше чем в два года. Суэцкий и Панамский каналы строились це­ лыми пятилетиями и десятилетиями. Наш канал отличается от каналов, построенных капиталистами, еще и тем, что он красиво архитектурно оформлен. Достаточно указать, что башни управления шлюзами отделы­ ваются гранитом, мрамором, диоои- гом. Башни украшаются скульпту­ рами, барельефами, красивыми капи­ телями. Замечательное зрелище Су­ дет представлять Химкинский пасса­ жирский вокзал, построенный на са­ мом красивом и глубоком водохрлни-’ лище. Здесь возникает один из луч­ ших и красивых уголков Москвы. О масштабах нашей стройки мож- ио судить также по количеству раз­ личных стройматериалов, пошедших на строительство канала Волга — Москва. Например, на строительство было завезено из различных районов Союза около 600 тысяч вагонов гравия, камня, гальки и щебня, до­ ставлено 10 тысяч вагонов железа и чугуна и 10 тысяч цистерн горюче­ го. На строительство израсходовано 180 тысяч вагонов различных лес­ ных материалов и 102 миллиона штук кирпича. Само собой разумеется, что проде­ лать такие огромные об’емы работ ручным трудом было невозможно. Техническая мощь Советской страны, созданная партией и правительством, за годы индустриаливации дала нам возможность широко применить на стройке механизацию. Можно смело сказать, что еще 5— 10 лет назад строительство такого канала, как Волга — Москва было бы невозмож­ но, ибо тогда еще в стране не было заводов, которые могли бы изгото­ вить такие экскаваторы, насосы, моторы, какие мы имеем сейчас. На строительстве' канала Волга — Москва работал 171 экскаватор, из которых больше 150 нашего совет­ ского производства, 240 бетономеша­ лок, 3.100 различных насосов, 160 паровозов, 225 мотовозов, 2 тысячи платформ нормальной колен, 1.500 автомобилей, 5.750 различных элек­ тромоторов, 800 металлообрабатыва­ ющих станков. Мы могли построить канал Вол­ га — Москва, которым справедливо будет гордиться наша Родина, только при исключительном конкретном ру­ ководстве ЦК партии и правитель­ ства и особенно лично товарища Сталина, товарища Молотова, това­ рища Кагановича, товарища Ежова, которые неоднократно бывали у нас на стройке. Они давали нам указа­ ния по ряду важнейших вопросов, в частности в свое время указали па наше отставание в развитии бетон­ ных работ и недостаточное развитие механизации. Большая помощь была оказана нам в снабжении стройма­ териалами и оборудованием и достав­ ке на строительство огромного коли­ чества грузов. Достаточно сказать, что в феврале и марте этого года мы получили по личному указанию то­ варища Сталина такое количество кабеля, которое собственно и обеспе­ чило пропуск к 1 мая первых паро- ; ходов в Москву. Кабель был изго­ товлен в рекордно короткие сроки заводами тяжелой промышленности, причем рабочие и инженеры этих заводов назвали изготовление кабеля для канала Волга — Москва «Ста­ линским заказом». | Можно без преувеличения ска­ зать, что канал Волга — Москва строила вся страна. Десятки .круп­ нейших заводов (Московские, Ленин­ градские, Харьковские, Уральские, Днепропетровские, Краматорский, Ковровский и другие) принимали участие в постройке наиболее важ­ ных и ответственных частей. У многих создалось впечатление, что канал строился заключенными. Между тем это неверно. На строи­ тельстве канала помимо заключен­ ных, которые главным образом использовались H i земляных, бе­ тонных и строительных работах, работали и сейчас работают ты­ сячи прекрасных рабочих энтузи­ астов стройки. На канале работают сотни монтажников с первоклассных заводов нашей страны, сотни ком­ мунистов нашей партийной органи­ зации. Московский комитет ВКП(б) повседневно помогает стройке. В грудные моменты он не раз мобили­ зовывал для строительства инжене­ ров, техников, квалифицированных специалистов, главным образом ком­ мунистов и комсомольцев, которые сейчас прекрасно работают на наших многочисленных сооружениях, подго­ товляя их одно за другим к сдаче в эксплоатацию. За четыре года нашей стройки со­ здался огромный коллектив квали­ фицированных строителей, в первую очередь, инженеров и техников, мно­ гие из которых пришли сюда моло­ дыми, мало опытными прорабами, а сегодня являются высококвалифици­ рованными специалистами. Можно было бы привести десятки и сотни фамилий работников, отличившихся на стройке, которых Советская стра­ н у безусловно отметит за их герои* ческую работу. Перед нами теперь стоит задача — не распылять этого коллектива, а, наоборот, сохранить его и двинуться всем коллективом на выполнение нового задания партии и правительства, применив на новых стройках накопленный здесь опыт. Кто наблюдал за нашими работни­ ками в эти дни подготовки к пропу­ ску первых пароходов по каналу, кто наблюдал за работой наших строителей, в первую очередь, пар­ тийных и непартийных большевиков, инженеров и техников, организато­ ров работ, хозяйственников, монтаж­ ников, архитекторов— тот видел, как огромный коллектив об’едипен одной мыслью — сдать к сроку канал, со­ оружение которого доверено нам пар­ тией и правительством.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz