Полярная правда. 1937, май
В Е Л И Ч А ЙША Я ПОБЕДА ! СТРОИТЕЛЯМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ КАНАЛА ВОЛГА - МОСКВА —ПЕРВОМАЙСКИЙ ПРИВЕТ! □ □ □ ДАТЫ и ФАКТЫ 1931 год. Июньский Пленум ЦК ЕКП (п) принял решение о постройке канала Волга-Москва. На остове этого исторического ре шения 11лелvita ЦК ЙШ {6 ) было начато строительство. Летом 1932 гада Совнарком Союза утвердил Дмитровский вариант направления трассы канала. Начались изыскания е проектировочные работы. \Б конце 1932 года строительство канала бы- !• возложено на ОГПУ — НКВД, п строительные работы получили не обходимые разворот и темпы. В мае 1934 года начались работы в котловане сооружения Волжской бетонной плотины ж Иваньковской гвдроэлектростанции, преднааначен- той для обслуживания всех сооруже нии Волжского «района. Одновременно развернулись зем ляные, затем бетонные -работы по всей трассе капала. 4 июля 1934 года строительство гдоегы вождь народов товарищ Ста лин. Вместе с ним прибыли товари щи Каганович, Ворошилов и Куйбы шев. Они осмотрели начавшиеся ра боты. Семнадцатую годовщину Великой Пролетарской Революции стройка встретила первыми победами. Был закончен Истринский гидротехниче ским увел. Приемочная комиссия о т нетжла высокое качество работ, бы строе а х выполнение. 9 сентября 1935 года опублико вано постановление GHE COOP и ЦК ВКП(б), обязывающее Москва— Bouwnpofi НКВД OOGP «закончить строетгежьство в сдать е эксплоата- йшо канал Волга— Москва кнавнга- С&и 1937 ища». Развернулось соревнование ва окончание семидесяти сооружений к КУШ годовщине Велакой Пролетар ской Революции. К 7 (ноября обязательство коллек тива строителен закончить основные работы на 70 сооружениях (было пе ревыполнено. И сдаче было готово 76 сооружений. Удар отбойного .молотка Алексея Стаханова в ночь па 31 августа гулко отозвался на строительстве. Отажаяовсше методы быстро проник ли во все отрасли работ яа канале. Капалоармеец Серых в iK-арамышеве, переоборудовав тачку, поднял выра ботку на 400— 500 проц., стахано вец южного района Тарасов перешел на работу одновременно на трех электросварочных станках. 14 нюня 1936 года строительство вторично посетил товарищ Сталин. Вместе с ним приехали товарищи Каганович и Орджоникидзе. Они ос мотрели Перервинский шлюз и при них было произведено шлюзование двух пароходов. 23 июня— крупная дата на строи тельстве «капала. Были ’взорваны две перемычки, отгородившие от Волга плотину и великая русская река, из менив свое вековечное движение, ус тремилась через пролеты бетонной плотины в отводящий канал. К XIX годовщине Великой Проле тарской Революции было вынуто уже 137 миллионов кубометров земли и уложено свыше двух с половиной миллионов кубометров бетона. В январе этого года началась под готовка сооружений канала к прие му (вешних вод. В (марте на строи тельстве стали готовиться к про пуску первого парохода в Москву. Канал вступил в пусковой период. 19 марта началось затопление ка нала водой. 17 апреля были затоплены по следние 2,2 километра канала в юж ном районе. С этого момента весь канал протяжением в 128 километ ров заполнился водой. 22 апреля канал Волга-Москва не- сети.ти товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов. Посещение ка пала вождем народов вызвало среди строителей большой под’ем. 24 апреля в аванпорт через пер вый шлюз вошла флоийлня, которая будет обслуживать пассажирское движение по каналу. Во главе фло*1 тилин шел теплоход «Иосиф Ста лин». Ра!боты по сооружению канала к 1 Мая ® основном закончены. G 1 |Мая в течение двух месяцев будут производиться главным образом от делочные работы. КАНАЛ ВОЛГА- МОСКВА М. Б Е Р М А Н — Начальник строительства канала Волга—Моеква Крупнейшим в мире речной канал Волга — Москва в отличие от всех других каналов одновременно и ком плексно решает три важнейшие на родно-хозяйственные задачи. Первая задача — обеспечить на селение столицы волжской питьевой водой. Эго тем более важно, что в ’ Москве с каждым годом все сильнее ощущался недостаток питьевой во ды, особенно в восточных районах города. До постройки канала и Истринской плотины Москва получа ла ежесуточно 44 миллиона ведер. Канал при полном развитии Москов ского водопровода прибавит на водо снабжение Мооквы 100 миллионов ведер в сутки. Это значит, что на каждого жителя советской столицы ежедневно будет приходиться 600 литров воды, то-естъ больше чем в любой европейской столице и в Нью-Йорке. Вторая задача, которую решает канал —: обводнение Москва-реки и ее притоков в пределах города. Тот, кто видел летом Москва-реку и Яузу, знает, что они в это время года остаются почти безводными. Еще се годня можно видеть, как у Нижне- Карамъппевской плотины ребятишки переходят Москва-реку вброд. Совершенно естественно, что пар тия в правительство, принимал ре шение о постройке канала, не могли одновременно не решить вопрос о поднятии уровня Москва-реки и ее притоков. Для обводнения этих рек через канал Волга — Москва и особый отводной .(деривационный) Оходпепский канал будет поступать 280 миллионов ведер воды в сутки. Третья и наиболее важная задача, которая ставилась перед каналом Волга — Москва — соединение со- ветской столицы с крупной водной артерией Союза — Волгой и прек ращение Москвы в порт, доступный для глубокосидящих пароходов. Ка нал Волга — Москва даст возмож ность целый ряд грузов, доставляв шихся в Москву по железной дороге. Печатается в сокращенном виде. переключить на воду, что удобнее и дешевле. Так, например, грузы юга: нефть, хлеб, уголь, рыба пойдут по Волге к Иванькову, а оттуда по ка налу в Москву. Канал Волга — Москва представ ляет собой огромный комплекс слож ных ответственных сооружений. Длина его 128 километров, из кото рых около 20 километров приходит ся на судоходные водохранилища и 108 километров сделаны искусствен но. Для их создания проведены ог ромные земляные работы по выемке и насыпи. Ширина канала по зерка лу воды 85,5 метра, что дает воз можность свободно разойтись двум большим волжским пароходам. Глу бина канала 5,5 метра. В число крупнейших сооружений на канале входят три бетонные и 8 земляных плотин, из которых осо бенно оригинальной является намыв ная плотина высотой в 23 метра, перегораживающая русло Волги. На канале Волга — Москва по строено 10 огромных железобетон ных шлюзов, из которых каждый имеет в длину 290 мет, а в ширину 30 метров и глубину на пороге 5,5 метра. Такие размеры дают возмож ность шлюзовать сразу целые кара ваны судов. Наиболее ответственными сооруа жениями канала являются пять на сосных станций, каждая из которых оборудована четырьмя пропеллерны ми насосами. Один такой насос пе рекачивает в секунду 25 кубометров воды или около двух тысяч ведер. Пропеллерных насосов на каждой станции четыре. За час работы каж дая пасосная стайция перекачивает около 30 миллионов ведер воды. Насосные станции можно смело назвать сердцем канала, так как они служат для подачи воды из Вол ги по ступеням канала Москве. Про пеллерные насосы изготовлены мо сковским заводом «Борец». Над ни ми крепко поработал коллектив ра бочих и инженеров этого завода. Оборудованы они моторами харьков ского электромеханического завода мощностью в 3 тысячи киловатт ка ждый. □ □ □ БОЛЬШЕВИКИ КЯНЯЛЯ Есть пемало людей, которые ду мают, что канал строился только ру ками заключенных под руководили небольшой группы чекистов. Это не так. Достаточно сказать, что коллек тив вольнонаемных здесь насчиты вает 14.500 человек, а вместе с семьями свыше 22 тысяч человек. На стройке новой водной хагистралп до 5 тысяч вольнонаемных инжене ров и техников. Это — в подавлг ющем большинстве высший и сред ний административно-технический состав. Значительная часть этих ин женеров и техников — молодежь, окончившая советские вузы. Из 14.500 вольнонаемных 1.200 коммунистов, .свыше 2.000 ком:о* мольцев, сотни сочувствующих. Ии-8 тересно отметить, что если на Бело- морстрое «был .тишь/ один коммунист инженер, то на канале Волга— Мо сква их 200. В борьбе за канал окрепла идейно вся парторганизация, выросли -сотни превосходных большевиков организа торов. Среди них инженеры Гранов ский, Скачков, Волков, Лемзиков, Захаров, Скоиинцев, Хохлов, Нико лаев. Парторганизация вовлекла в своя ряды лучших людей строительства. Во время 'проверки партийных доку ментов в ряды сочувствующих всту пил главный инженер стройки Жук, возглавлявший коллектив вольнона емных инженеров н техников на Бе- ломорстрое, награжденный орденом Ленина. Жук, начав работу с десят ника и прораба в 1917 году, вырос в крупнейшего гидротехника Совет ского Союза. Имея огромный опыт, он явился-фаботливым воспитателем целой плеяды молодых советских ин женеров. Теперь Жук кандидат ВКП(б). Вместе с ним вступили в ряды большевистской партии инже нер Муравьев, работающий на строи тельстве с первых дней, инженер Комаровский — начальник - цен трального района и другие. НА ПУТЬ ЧЕСТНОЙ ЖИЗНИ За ударную, самоотверженную ра боту на строительстве канала Вол га—«Москва досрочно освобождены уже сотни заключенных. Упорным трудом добыв в лагере путевку ъ жизнь, овладев той или иной про фессией, они раз’ехались по различ ным районам Союза. Многие из них стали учиться. Бывшие заключен ные не теряют связи с лагерем. Она часто обращаются к чекистам с го рячими словами благодарности, де лятся радостями и горестями. Вот письмо бывших каяалотрчей- цев Галины Ушаковой и Клавдии Филиной. Они сейчас живут з горо де Красновишерске Свердловской об ласти. 'Подруги с радостью сообща ют, что одна из них ювалчфдцирует- ся на зуботехника, вторая — элек тромонтера. В. Г. Сергеев, имевший несколько судимостей, сейчас работает арма турщиком на строительстве дома со ветов в Оренбурге. — Я все свои силы клад\\ пишет он, — чтобы работать хорошо я че стно. Я смотрю, чтобы и другие де лали правильно. Товарищ начальник, -я больше не преступник. Спа:и5о вам за перевоспитание. В. Г. Мачулко, отбыв наказание на строительстве, был признан для службы в ряды РабочепКре;тьян:кой Красной Армии. С чувством глу бокой признательности он заявляет: — Да, советская власть не кара ет, а исправляет. Попав в часть войск, я все время боялся, что на меня, как на бывшего заключенного, будут смотреть не так, как на всех. Но это мнение было с первых дней разбито. Меня назначили отделенным командиром. В моем отделешга 15 шоферов. Я ваял, товариц началь ник, курс на примерного бойца Ра боче-Крестьянской Красной Армии... Таких писем не мало. Все они ю- ворят, как умело справляются чеки сты с задачей перековки сознания, возвращая стране сотни и тысячи людей. Строительство канала Волга — Москва было начато в конце 1932 года и широко развернулось весной 1933 года, когда по постановлению ЦК ВКП(б) и правительства это строительство было возложено на Наркомвнудел. К этому времени коллектив работников НКВД закан чивал сооружение Беломорско-Бал тийского канала, и освобождающиеся кадры специалистов и лучших удар ников - каналоармейцев были пере брошены на новую стройку. Сейчас работы по строительству канала Волга — Москва приближа ются к своему завершению. Чтобы иметь представление об об’еме про изведенных работ, можно привести следующие данные. Из общего плана земляных работ в 151 миллион кубометров (не счи тая 50 миллионов кубометров по карьерам) выполнено 149 миллио нов кубометров. Уложено 2.880 ты сяч кубометров бетона из общего об’ема 2.900 тысяч кубометров. План крепления откосов в 4,1 мил лиона квадратных метров выполнен в размере 3,2 миллиона квадратных метров. Оба берега канала на всем протяжении вымощены камнем. Верх няя часть откосов будет озеленена. Грандиозность; нашей стройки еще более подчеркивается сравнением с об'емом работ на Беломорстрое. Там был произведен 21 миллион кубо метров земляных работ и уложено 390 тысяч кубометров бетона. 06’- емы работ по нашему каналу не ус тупают об’емам работ по крупней шим каналам, построенным капита листами — Панамскому и Суэцко му. В то же время канал Волга — Москва сооружен в такой срок, о ко тором капиталистический мир не мо жет и мечтать. Канал Волга — Мо сква построен за 4 года, Белшэр- ско-Балтииский канал имени Стали на меньше чем в два года. Суэцкий и Панамский каналы строились це лыми пятилетиями и десятилетиями. Наш канал отличается от каналов, построенных капиталистами, еще и тем, что он красиво архитектурно оформлен. Достаточно указать, что башни управления шлюзами отделы ваются гранитом, мрамором, диоои- гом. Башни украшаются скульпту рами, барельефами, красивыми капи телями. Замечательное зрелище Су дет представлять Химкинский пасса жирский вокзал, построенный на са мом красивом и глубоком водохрлни-’ лище. Здесь возникает один из луч ших и красивых уголков Москвы. О масштабах нашей стройки мож- ио судить также по количеству раз личных стройматериалов, пошедших на строительство канала Волга — Москва. Например, на строительство было завезено из различных районов Союза около 600 тысяч вагонов гравия, камня, гальки и щебня, до ставлено 10 тысяч вагонов железа и чугуна и 10 тысяч цистерн горюче го. На строительство израсходовано 180 тысяч вагонов различных лес ных материалов и 102 миллиона штук кирпича. Само собой разумеется, что проде лать такие огромные об’емы работ ручным трудом было невозможно. Техническая мощь Советской страны, созданная партией и правительством, за годы индустриаливации дала нам возможность широко применить на стройке механизацию. Можно смело сказать, что еще 5— 10 лет назад строительство такого канала, как Волга — Москва было бы невозмож но, ибо тогда еще в стране не было заводов, которые могли бы изгото вить такие экскаваторы, насосы, моторы, какие мы имеем сейчас. На строительстве' канала Волга — Москва работал 171 экскаватор, из которых больше 150 нашего совет ского производства, 240 бетономеша лок, 3.100 различных насосов, 160 паровозов, 225 мотовозов, 2 тысячи платформ нормальной колен, 1.500 автомобилей, 5.750 различных элек тромоторов, 800 металлообрабатыва ющих станков. Мы могли построить канал Вол га — Москва, которым справедливо будет гордиться наша Родина, только при исключительном конкретном ру ководстве ЦК партии и правитель ства и особенно лично товарища Сталина, товарища Молотова, това рища Кагановича, товарища Ежова, которые неоднократно бывали у нас на стройке. Они давали нам указа ния по ряду важнейших вопросов, в частности в свое время указали па наше отставание в развитии бетон ных работ и недостаточное развитие механизации. Большая помощь была оказана нам в снабжении стройма териалами и оборудованием и достав ке на строительство огромного коли чества грузов. Достаточно сказать, что в феврале и марте этого года мы получили по личному указанию то варища Сталина такое количество кабеля, которое собственно и обеспе чило пропуск к 1 мая первых паро- ; ходов в Москву. Кабель был изго товлен в рекордно короткие сроки заводами тяжелой промышленности, причем рабочие и инженеры этих заводов назвали изготовление кабеля для канала Волга — Москва «Ста линским заказом». | Можно без преувеличения ска зать, что канал Волга — Москва строила вся страна. Десятки .круп нейших заводов (Московские, Ленин градские, Харьковские, Уральские, Днепропетровские, Краматорский, Ковровский и другие) принимали участие в постройке наиболее важ ных и ответственных частей. У многих создалось впечатление, что канал строился заключенными. Между тем это неверно. На строи тельстве канала помимо заключен ных, которые главным образом использовались H i земляных, бе тонных и строительных работах, работали и сейчас работают ты сячи прекрасных рабочих энтузи астов стройки. На канале работают сотни монтажников с первоклассных заводов нашей страны, сотни ком мунистов нашей партийной органи зации. Московский комитет ВКП(б) повседневно помогает стройке. В грудные моменты он не раз мобили зовывал для строительства инжене ров, техников, квалифицированных специалистов, главным образом ком мунистов и комсомольцев, которые сейчас прекрасно работают на наших многочисленных сооружениях, подго товляя их одно за другим к сдаче в эксплоатацию. За четыре года нашей стройки со здался огромный коллектив квали фицированных строителей, в первую очередь, инженеров и техников, мно гие из которых пришли сюда моло дыми, мало опытными прорабами, а сегодня являются высококвалифици рованными специалистами. Можно было бы привести десятки и сотни фамилий работников, отличившихся на стройке, которых Советская стра н у безусловно отметит за их герои* ческую работу. Перед нами теперь стоит задача — не распылять этого коллектива, а, наоборот, сохранить его и двинуться всем коллективом на выполнение нового задания партии и правительства, применив на новых стройках накопленный здесь опыт. Кто наблюдал за нашими работни ками в эти дни подготовки к пропу ску первых пароходов по каналу, кто наблюдал за работой наших строителей, в первую очередь, пар тийных и непартийных большевиков, инженеров и техников, организато ров работ, хозяйственников, монтаж ников, архитекторов— тот видел, как огромный коллектив об’едипен одной мыслью — сдать к сроку канал, со оружение которого доверено нам пар тией и правительством.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz