Полярная правда. 1937, июнь
23 июня 1937г. № 143 (3210) Год издания XVII ЦЕНА 10 КОП. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН М У Р М А Н С К О Г О !| ОКРУЖКОМА и ГОРКОМА ВКП(б) й■ И ОКРИСПОЛКОМА. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛИЩ— ВАЖНЕЙШЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЛО • Жплпщпо - коммунальное строп, тельство затрагивает самые насущ ные, самые неотложные нужда тру дящихся. Граждане нашей страны кровно заинтересованы в том, чтобы быстрее строились хорошие жплые дома, школы, детские сады, родиль ные дома. Социалистический строй находит свое яркое выражение не только в мощных индустриальных предприятиях, не только в строи тельстве колхозов п совхозов, но и в новых жилпщах, бытовых и куль турных учреждениях — во всем, что создает удобства для трудящих ся, что обеспечивает радостную и счастливую жизнь:' Паргпя н правительство с исклю чительной оаботой и вниманием по вседневно руководят жилищно-ком мунальным строительством в стране. За годы второй пятилетки построено 30 миллионов, квадратных метров жилой ллощади. Только в городах построено 4 тысячи школ. Еще бо лее грандиозный размах приобретает жилищно-коммунальное- и культур но-бытовое строительство в третьей пятилетке. Отсюда ясно, что роль строителей в создании нового социалистического общества почетна и ответственна. Быстро растущие потребности на селения в жилье удовлетворены еще далеко не полностью. Остро сказы вается до сих пор недостаток жилья в нашем округе, в частности, в Мурманске. Поэтому мурманские строители обязаны мобилизовать все силы для того, чтобы строить быст ро, дешево и хорошо. Одпа-ко резуль таты первых пяти месяцев 1937 го да, свидетельствуют, что строителя явно не справляются со своими ва- дочамн. В этом году мурманекие строи тельные организации должны сдать в эксплоатацию свыше 35 тысяч квад ратных метров новой жилой площа ди, школу на 880 тоников, хирур гический корпус, родильный дом, ясли, детсады, выполнить программу по строительству водопровода, кана- л нализацни и дорог. За пять месяцев эта программа реализована только на 39,1 .процента. А если раскрыть этот «средний» процент, выяснится полный провал отдельных строитель ных организаций. Например, строй контора Леноблжнлкоммунотяела (ру ководитель т. Каменцев) сумела вы- лолнить план только на 24,5 про цента. Еще более позорные результ таты у Севзалстройвода. Из 5 об'ектов Севзапстроювод «ра боты проводит только на одном. Ру ководитель этой организации Плеш- ков распустил рабочих и поставил под угрозу срыва строительство ва жнейших об'ектов (каменщиков на строительстве осталось 2 человека). Управление Севморпути и 'Судо строительная верфь не только не приступили к строительству своих жилых домов, но за пять месяцев не оформили даже спущенных им кредитов. Безделье некоторых строителей привело *к тому, что такие здания, как каменный пятиэтажный дом Севморпути, дом Внештрапса, такие ■важные работы, как городская кана лизация — законсервированы. Сейчас в Мурманске прекрасная погода. Для строительных работ зо лотое время! При правильном ис- лользовании рабочих, при четкой ор ганизации труда можно было бы во много раз повысить темпы строи тельства по сравнению с зимними в весенними месяцами. Почему, на пример, не ввести, пользуясь 24-ча совым днем, круглосуточную работу жа важнейших участках строитель ства? Одпако мурмапские строители топчутся на месте. Вместо того, что бы в летние, наиболее благоприят ные месяцы закапчивать строитель ство, Камепцеы растягивает его па весь год. В конторе Облжплкомуунотдела лучшие специалисты и до сих лор продолжают работать в аппарате, тем самым ослабляется техническое «ру ководство на участках. Специалисты работающие в аппарате, получают ставки в два-три раза выше, чем специалисты, работающие на участ ках. Разве не ясно тов. Каменцеву, что это есть прямое нарушение ука заний лартип? Решения ЦК -ВКЩб) и Совнарко ма от 11 февраля 1936 года мур манские строителя до *сих пор не выполняют. Вместо снижения себе стоимости у всех строительных орга низаций она повышается. Стройкон тора Леноблжилкоммулотдела в пер вом квартале строила ла 42 процен та дороже, чем . лредусмотрено по глану. На участках этой конторы нет элементарной трудовой дисцип лины, всюду безалаберщина. Коренного поворота от кустарщи ны к механизации до сих пор нет па- мурманских стройках. Даже имею щиеся механизмы почти не исполь зуются. С особой остротой ладо лоетлв.пь вопрос о качестве строительных ра бот. До сих пор продолжается сдача в эксплоатацию недостроенных до мов. К чему ото приводит показы вает письмо жильцов каменных до мов Мурмэнрыиы, помещенное не давно в нашей газете. Дома разру шаются. Даже аля детей п то сдают вредптельсяи построенные, неприспо собленные здания, как, например, в торговом порту. Строители не уделяют внимания таким «мелочам», как дверные ручки, оконные прибо ры. Наши строители до сих пор про должают безответственно относиться к отделочным работам, без которых нельзя считать стройку закопченной. В этом сказывается недопусти мое, антигосударственное отношение к гражданам нашей Родины. Неуже ли не ясно, что тщательная добросо вестная постройка и отделка здания это есть прямое выражение стзлкн- ской еаботы о людях. Строители не сделали выводов из ■решений февральского Пленума ЦК и не принялись как следует «за лпк- ьедацию последствий вредительства. Нельзя же думать, что вредительства не было и нет на строительстве. А срыв плана, неправильное проекти рование, сдача недостроенных домов, разбазаривание государственных средств — (разве это не носит ха рактер вредительства? Пора' понять, что враг пытался и будет пытаться зредпть советской власти и на фрон те строительных работ. II здесь надо быть зорким, бдительным и научить ся разоблачать врагов и их пособ ников. Секретари парткомов и парторги строительных трестов не поняли еще всей ответственности стоящих перед ними задач, не поняли еще того, что они наравне ю хозяйственниками не сут полную ответственность за выполнение в срок плана строитель ства. Руководители 1 мурманских строек и в первую очередь тт. -Каменцев и Плешков должны покончить с уви ливанием от ответственности и до конца изгнать благодушие, разделать ся с идиотской болезнью — -беспеч ностью. Партийные и профсоюзные орга низации обязаны повседневно вести массовую политическую работу сре ди строителей, раз'ясняя огромл ный смысл и ответственность их ра боты. Это необходимые условия для то го, чтобы лгироко развернуть ст[юи- тельные работы и досрочно выпол нить программу но всем показате лям. I МОСКВА Товарищам СТАЛИНУ, МОЛОТОВУ, ВОРОШИЛОВУ, КАГАНОВИЧУ, КАЛИНИНУ, ЖДАНОВУ, ЕЖОВУ, МИКОЯНУ, АНДРЕЕВУ Из Портланда. 21-VI—37 г. Безмерно счастливы, получив Ваше приветствие, и рады вместе с Вами и своим народом очередной победе советской авиации. Сталинский маршрут продлен. Задание своего правительства мы выполнили, несмотря на исключительно сложные затруднения, связанные с полном. Исключительная настойчивость у нас выработана большевистской партией и вождем народов товарищем Сталиным. Сердечное спасибо за крепкое большевистское воспитание, которое способствовало очередной победе. Крепно жмем Ваши руки и еще раз благодарим товапища Сталина за внимание и отеческую заботу о нашем экипаже. Тебя, товарищ Сталин, мы вспоминали вместе всегда и особенно в трудные минуты и это во многом помогало нам драться с препятствиями и побеждать. Экипаж здоров и готов к новым заданиям своего правительства. Желаем Вам также здоровья, новых успехов. ЧКАЛОВ, БАЙДУНОВ, БЕЛЯКОВ. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ, город ПОРТЛАНЯ Экипажу самолета „АНТ-25" ЧКАЛОВУ, БАЙДУКОВУ, БЕЛЯКОВУ Ваш несравненный по отваге и искусству беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США встречается с энтузиазмом и глубо ким восхищением трудящимися всего мира. Эта блестящая победа, демон стрирующая мощь Советского Союза и величие партии Ленина— Сталина, воспитавшей таких мужественных летчиков, неустрашимых покорите лей неизведанных воздушных про странств, воодушевит миллионы бор цов на еще более решительную борьбу против темных сил реакции и фашизма и захватнических воин, против злодейской фашистской ин тервенции в Испании, еще больше укрепит веру трудящихся в оконча тельную победу. Ваш перелет пока зывает миру, какие «блестящие воз можности для победы че.товеп над природой дает социалистический строй. Братский привет, дорогие товари щи! От имени Коммунистического Интернационала ДИМИТРОВ ЗРНОЛИ МАНУИЛЬСКИЙ МАРТИ ПИК КУУСИНЕН ГОТВАЛЬД - ФЛОРИН МОСКВИН М. А. ВАН МИН Вашингтон. Полпреду СССР для ЧКАЛОВА, БЕЛЯКОВА, БАЙДУКОВА Примите и от меня горячее позд- ] равленпе с совершенным подвигов. ' Вамп по праву гордится наша пар- j тия н советская страна, ого может гордиться все человечество. В мо мент, когда изобретение человече ского духа — авиация использует ся некоторыми -странами, считающи ми себя европейскими, для уничто жения городов, деревень, убийства мужчин, женщин и детей в целях навязывания народу другой евро пейской страны чуждых ему режи ма н идеологии, ваше героическое достижение показывает, в какую сторону направлены мысли и усилия миролюбивых народов Советского Союза. Я, сверх того, рад, что сое динив воздушной линией через по люс оба полушария и проложив но вую дорогу *из Союза в США, вы создали новую культурную связь и почву для 'ценного соревнования по жду пародами Советского Союза и американским народом, который так же может гордиться своими блестя щими достижениями в области авиа ции и полярных исследований. ЛИТВИНОВ. Р ади о тел еф онны й р а з го в о р М о ск в а—П ортл анд О присвоении звания Героя Советского Союза командирам Рабоче-Крестьянской Красной Армии 1КНТАНОВ.ШШЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР Центральный Исполнительный Комитет СССР постановляет: За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом де ле герсизм присвоить звание Героя Советского Союза со вручением Ор дена Ленина: 1. комкору СМУШКЕВИЧУ Якову Владимировичу, 2. комкору ПАВЛОВУ Дмитрию Григорьевичу, 3. комдиву ПЕТРОВУ Михаилу Петровичу, 4. полковнику КОПЕЦ Ивану Ивановичу, 5. майору ПРОСКУРОВУ Ивану Иосифовичу. Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР И. АКУЛОВ. Москва, Кремль. 21 июня 1 ^‘.»7 mia. 21 июня в 16 часов 30 «пнут 1 'ародный комиссар связи СССР А. Халепский связался по радиоте лефону с городом Портланд. К аппа рату в Портланде подошел инженер Вартаньян, прибывший туда нз Сиэттля. Разговор по радиотелефону продолжался несколько минут. Вартаньян сообщил, что в 'Порт ланде раннее утро. Товарищи Чка лов, Байдуков и Беляков отдыхают. Они чувствуют себя бодро. Сообщение правительственной комиссии по организации беспосадочного перелета Москва— Северный полюс — Северная Америка Задание товарища Сталина, пра вительства СССР вынолнепо: беспри мерный к истории беспосадочный пе релет -Москва — Северный полюс— Северная Америка завершоп. Осуще ствилась мечта человечества. Героический экипаж самолет i «АНТ-25», в составе Героев Совет ского Союза тт. Чкалова, Байдукова, и Белякова, вылетев 18 июня с. г. в 4 часа 05 мппут по московскому времени со Щелковского аэродрома (близ Москвы), пролетел .по следу ющему маршруту: Москва — Онега — ^Белое море, Кольский полуостров— Баренцево мо ре— Зомля Фралща-Иосифа — Север ный полюс — Ледовитый океан (полюс неприступности) — остров Патрика — мыс Пирс Иоинт (север ное «побережье Канады) — пересек Канаду (форт Семпсон, штат Аль берта, Британская Колумбия). Экипаж принял решение пересечь здесь Скалистые горы и вышел на побережье Тихого океана; прошел до залива Тиллемук (штат Орегон), вышел на территорию США и 20 июня в 19 часов 30 минут по мо сковскому времени совершил посадку на аэродроме Бараке, близ Портлан- да (штат Вашингтон). Самолет был в воздухе 63 часа 25 минут. За это время пройдепо свыше 10 тысяч километров земного пути и 12 тысяч километров воз душного пути. Самолет прошел над океанами и льдами 6.900 километ ров. Высота полета в большей части путл, из-за облачности и плохого состояния -погоды, была 4 тысячи метров и выше. Самолет вылетел со Щелковского аэродрома при хорошей погоде, дер- j жавшейся до г. Онегн. Здесь само- ! лет встретил грозовой и дождевой фронт и прошел его слепым полетом. До (шпроты 72 градуса полет шел выше облаков. На шпроте в 72 гра дуса акппаж встретил циклон и ре шил обходить его с востока. Обход продолжался до Земли Франца-Иоси фа, однако циклон обойти не пред ставилось возможным и экипаж про бился через него слепым полетом на высоте 4.080 метров. Из прклопа самолет вышел лишь за Северным полюсом. В дальнейшем до реки Ме- кензи погода была удовлетворитель ной. На реке Мекензн экипажу пришлось еще раз проходить через циклон. Перевалив на большой высо те через хребет Скалистых гор и выйдя на побережье Тихого океана, самолет попал в район штормовой погоды с сильными встречными вет рами. ' Исключительное искусство, боль шевистскую отвагу и мужество про явил прекрасный экипаж, выполнив попстпие 'блестяще величайший в истории перелет, покрыв самую су ровую, труднейшую часть земпого шара, открыв повую эру покорения человеком природы. Правительственная комиссия по организации беспосадочного пз- релета. Герой Советского Союза В. ЧК\ЛОВ. В А м е р и к е НЬЮ-ЙОРК, 21.- Корреспондент «Нью-Йорк Таймс», описывая при бытие и встречу советских летчиков, сообщает, что вскоре после того, как самолет приземлился на аэродроме возле Портланда, собралась огромная толпа. Все дороги к аэродрому были заполнены автомобилями из Порт- лапда. Толпа долго приветствовала советских летчиков. Герой Советского Союза Чкалов, сообщает далее корреспондент, в бе седе с вн* заявил, что мотор само лета в течение всего полета работал превосходно. Пролетев пустынные полярные пространства, — оаявил далее Чкалов, — самолет у острова Патрика попал в область густого ту мана и в таких условиях летел до района реки Мекензн. При дальней шем продвижении на юг полет Оыл затруднен встречным ветром, дождя ми. НЬЮ-ПОР1ц 21. Все очевидцы по садки самолета «АНТ-25» с восхи щением отзываются о безукоризнен ном лрнземлении самолета, несмотря на неблагоприятную погоду, мокрое поле, утомление летчиков после дли тельного полета. Повсюду на улицах слышны раз говоры о перелете. Рабочие, команд ный состав американской армии, журналисты отзываются с большом похвалой о смелости, мастерстве со ветских летчиков, блестяще закон чивших трудный перелет. У дома, где остановились летчики, громадная толпа собралась горячо .приветствовать первое появление со ветских летчиков после отдыха. Но всем Соединенным Штатам толпы лидно раскупают газеты, слушают радио, чтобы узнать /последние дета ли -исторического перелета. Две крупнейшие радиовещательное компании, располагающие сетью ра диостанций по всем Соединенным Штатам, срочно установили (микро фоны в доме, где остановились со ветские летчики. Чкалов, Беляков к Байдуков рассказала по радио мил лионам слушателей о целях и ре зультатах полета. Полпред OOQP а США т. Трояновский переводил сло ва летчиков. Толпы народа слушали передаваемое по радио приветствие товарища Сталнна и руководителей Советского Союза. Были оглашены по радио также поздравления прези дента Рузвельта и государственное секретаря Хэлла. ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И ЛАТВИЕЙ 21 июня в НКПД состоялось под писание протокола между Союзом Советских Социалистических Респуб лик п Латвийской республикой об изменении статей 2 и 4 хозяйствен ного соглашения и пункта 3 заклю чительного протокола к нему, под писанных Союзом ССР и Латвией 4 декабря 1933 года. Со стороны Союза ССР означен ный протокол подписал заместитель народного комиссара иностранных дел тов. Потемкин В. П., а со сто роны Латвийской республики — на ходящийся в Москве министр иност ранных дел г. Мунтерс. При подписании протокола при сутствовали: полномочный (предста витель СССР в Латвии т. Бродов ский, директор юридического депар тамента латвийского министерства иностранных дел г. Кампэ, и. о. заведующего первым западным отде лом НКИД тов. Фехнер, и. о. заведу ющее правовым отделом 1ПШД тов. Ьложшп и заведующий экономиче ской частью НМД т. Розенблюм. : (ТАСС). Наш перелет V В. ЧКАЛОВ Герой Советского Союза Л Признаться, дальний беспосадоч ный перелет через Северный нолюс был нашей давнишней мыслью. Именно через полюс собирались мы первоначально лететь в прошлом го ду на Дальний Восток. Но тогда то варищ Сталин, в тонкостях познако мившись со всеми подробностями нашего плана, сказал нам на созе- щанп в Кремле: «Зачем лететь обя- зательпо па Северный полюс? Лепт, кай все кажется пе страшным — рисковать привыкли. Зачем риско вать без надобности?..». И Иосиф Виссарионович показал нам нз карте другой путь, вошедший в историю советской авиации под амепем «Сталинского маршрута». В этом году успех советской по лярной авиации несомненно ускорил разрешение вопроса о нашем пере лете через полюс в СП1А. Мы горелп от нетерпения в ожидании, когда наступит знаменательный день. Для своего перелета мы выбралп ту же самую машину, на которой Летали в прошлом году. Она испыта- на в самых разнообразных и слож ных условиях. Кто не знает у нас в стране машины «АНТ-25», рекорд ной -машины конструцора А. Н. Ту полева? «АНТ-25» имеет 1 есколько отлт- чптельных особенностей, которые придают ей рекордпы* качества. При конструировании п зостронке само" лета «АНТ-25» удалось сделать крылья, удлинение которых превы шает почти на 30 1 роцептов удли нение -крыльев лучних самолетов дальиего действия. На самолете помецается экипаж пз 3 человек. Первую часть кабины занимает пилотский отсек, где рас положены основные приборы управ ления самолетом. Мотор «АМ-34», установленный на самолете, превосходный авиаци онный двигатель. Он расходует го рючего гораздо меньше, чем совре менные авиомоторы подобного типа. Огромную роль в полете играет ра дио-оборудование самолета. Передат чик, приемник и все части радио станции нашего самолета чрезвы чайно компактны п прочпы. Радио- установка дает возмолгности вести двустороннюю связь с радиостанция-' ми по всей трассе перелета. Функции экипажа распределены по старому: Чкалов — первый пи лот, Байдуков — второй, Беляков— штурман и радист. Рабочий график мы также решили не менять, d ча сов работы п 3 часа отдыха. В об щей сложности, полет может прод литься 60— 70 часов, и каждому из нас придется, если все будет ит- тц нормально, работать 40— 50 ча сов (за вычетом часов на отдых). Баки самолета и его баротермо графы советские авиационные ко миссары опечатали пломбами ФАИ. II мы уверены, что американские комиссары Международной авиацион ной федерации, которые будут сни мать эти пломбы, официально под твердят миру, что авиация Советско го Союза затмила до сих пор не превзойденный рекорд французов Ко- дос и Росси >(в 1933 году Кодос и Росси совершили перелег Пыо- Йорк — Райяк, покрыв за 70 часов 9.174 километра). 25 мая нам позвонили и сообщи ли, что вечером я и Байдуков (Бе лякова не было в Москве) приглашены в Кремль -для доклада правительству о плане нашего перелета. Кроме нас, присутствовал еще Герой Советского Союза т. Леваневский. Нас пригласили в кабинет к Иоси фу Виссарионовичу Сталину. Кроме него, в кабинете были тт. Молотов, Каганович, Ворошилов и Ежов. Мы поздоровались со всеми. Особенно тепло пас приветствовал дорогой товарищ Сталии. Я начал свой доклад. Это быт краткий рассказ о трассе перелета, о моторе, машине, о снаряжении, о людях. Иосиф Вис- сарпоношч подробно интересовался каждым этапом перелета, материаль ной частью. Резюмируя все сказанное, това рищ Сталин обратился к членам правительства с вопросом: «Ну как? Разрешим Чкалову ie- релет?». Все присутствующие единогласна поддерли 1 ли это предложение. Была создана правительственная комиссия по перелету под председательство* тов. Рухимовича. Мы подошли к товарищу Сталину и стали его благодарить. — Зачем вы меня благодарите? Это я вас Должен благодарить, — улыбаясь ответил товарищ Сталин. Жрощаясь с товарищем Сталиным и членами правительства, мы выра зили* твердую уверенность, что ipo- ведем наш перелет безупречно и по стараемся оправдать доверие, кото рое нам оказали партия, правитель ство и лично товарищ Сталин. Идя в новый перелет по новому сталинскому маршруту, мы уверены, что свое обещание великому вождю выполним. Привет тебе, любимый советский парод! Спасибо партии, правитель ству, спасибо Вам, товарищ Сталин, за Вашу заботу о нас — летчиках. До скорого свидания!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz