Полярная правда. 1937, июнь
С Т Я Р Т Последние две недели Герои Со ветского Союза Чкалов, Байдуков н Беляков жили на Щелковском аэро дроме. Они готовились к грандиозно му беспосадочному перелету по мар шруту: Москва—Неверный иолюс— Северная Америка. Герои-летчикп в эти ЯН 1 упорно работали над собой, проверяли в воздухе отдельные ап параты, тренировались. Иногда про должительность тренировочных поле тов достигала 1 0 часов. 17 шоня на Щелковском аэродро ме с раннего утра шла напряженная работа. 11 а самолет грузилось снаря- лкпие, продовольствие. Люди работа ли молча, без суеггни и myira, акку ратно размещая в машине все, что должно обеспечить безопасность по лета наших славных летчиков, осме лившихся впервые в истории переле теть с одного материка на другой через Северный полюс. В полдень все подготовительные работы были закончены. ■Вечером, после улжпа, доктор Белостоцкпй предложил летчикам ло житься спать. Чкалов, Байдуков и Беляков попросили разбудть их за час до старта. Наконец-то наступил долгождан ный день старта! , ...Мощные прожекторы освещали длпнпокрылый самолет «АНТ-25». Заканчивались последние ире^стар- товые работы. Когда стало рассветать, огромная краснокрылая птица, на фюзеляже которой ярко выделялась надпись «Сталинский маршрут», была по ставлена на весы. Полетный вес са молета достигал 11,25 топн. Затем тягачи подтянули 'самолет к старто вой горке. В 2 часа 45 минут па аэродром приходит Валери! Павлович Чкалов. Он одет в кожаную куртку о брю ки «па гагачьем пуху. Огромные ме ховые унты делают его движения тяжелыми, медленными. К нему аод’езжает на автомобиле начальник ■таба перелета тов. Чекалов. Здоро ваясь с Валерием Павловичем, он интересуется, как экипаж самолета провел ночь. — Спали. Все хорошо спали1. Стартовая команда под руковод ством инженера Стомана еще и еще раз проверяет готовность машины к вылету. Героев-летчмков приехали прово дить народный комиссар оборонной промышлености М. Л. Рухимович, народный комиссар связи тов. Ха- лепский, заместитель наркома оборо ты командарм 2-rt ранга Я. И. Алкснис, заместитель наркома обо ронной промышленности М. М. Кага нович, Герои Советского Союза М. М. Громов, исполняющий обязанности начальника Главсевморпути П. М. Янсон, известные конструкторы А. П. Туполев, А. А. Микулнн, ком див Баланов, начальник ЦАГИ Харламов, комбриг Дейч, друзья, товарищи, инженеры, летчики. Спортивные комиссары Централь ного аэроклулба им. Косарева, под руководством председателя спор-пив ной комиссии, начальника Централь ного аэроклуба тов. Дейча опечата ли и запломбировали бензиновые и масляные баки, прикрепили баро графы. Лента барограммы покажет, на какой высоте проходил весь по лет трех Героев Советского Союза. В 3 часа 35 минут к самолету на автомашине под’ехали Байдуков и Беляков. Их тепло приветствуют все собравшиеся на аэродроме. В 3 часа 42 минуты при помощи баллона сжатого воздуха запускается мотор. Трехлопастный випт с шу мом рассекает воздух. Он вращается все быстрее и быстрее. Ровно гудит мотор. Валерий Чкалов еще раз об ходит самолет, •внимательно осматри вая его. Наступают минуты прощания. Ге- роев-летчиков целуют, крепко жмут руки, желают счастливого пути. Экипаж занимает места в кабине самолета. Чкалов -садится за штур вал, Байдуков занимает место штур мана и радиста. Беляков отдыхает. Через 4 часа он сменит Байдукова. Командиру корабля Чкалову пред стоит вести машину первые 8 часов. Затем он будет отдыхать. Все протэджающие от'езжают на автомобилях вперед, чтобы наблю дать момент взлета машины. Вскоре раздается выстрел. В воздух взлетает ракета. Описав траекторию, она рассыпается. Это сигнал «готовиться!». Ровно в 4 ча са выпускается новая ракета — «путь свободен!». Еще небольшая пауза я у самолета пущена послед няя ракета, означающая, что само лет берет старт. (-Замечательная машина, распла став свои 'длинные крылья, трогает ся с места и бежит. В 4 часа 7 ми нут самолет в воздухе. Вот он бы стро набирает высоту и^ерет курс на север... Все провожающие аплодируют трем отважным сынам нашей социа листической Родины. Счастливого пути! Счастливого пути, бесстрашные соколы великой и могучей страны! ВПЕРВЫЕ ПО КРАТЧАЙШЕЙ ТРАССЕ СССР—АМЕРИКА (Беседа с Героем Советского Союза А. В. БЕЛЯКОВЫМ) „Садко* вышел на Землю Франца-Иосифа АМДЕРМА, 19. (Спецкорр. ТАСС). Ледокол «Садко», закончив выгрузку в Амдерме, сегодня в 11 часов 5 ми нут утра снялся с якоря и напра вился к архипелагу земли Франца- Иосифа. Корабль доставит грузы для по лярных станций острова Рудольфа и бухты Тихой. В числе грузов 110 тонн горючего для самолетов. Радио из Амдермы — Простейшее измерение рассто яний показывает, что самый корот ким путь из СССР в Америку лежит через Арктику. Он составляет всего 9.605 километров в то время как от Москвы до Сан-Франциско через Атлантический океан 14 тысяч ки лометров, а через Тихий океан — 18 тысяч километров. Но Арктика до последнего време ни была еще недостаточно изучена для того, чтопы осуществить перелет через Северный полюс. В 1936 году Чкалову, Байдукову и мне был раз решен пердварительный перелет в пределах СССР с залетом в Арктику. Эго нужно было для тренировки к полету па дальность через Арктику. Экспедиция Шмидта па Северный полюс уже практически доказала возможность посадки самолетов па многочисленных ледяных полях Арк тики. Экспедиция внесла большую ясность в вопросы эксчлоатации са молетов нз далеком севере. В связи с тем, что в районе полюса в на стоящее время имеется дрейфующая полярная станция, можно считать, что со стороны СССР весь район до полюса включительно сейчас освоен и особой опасности для полета не представляет. Менее известным является район между Северным полюсом и берега ми Канады. Наиболее близкой вемлей к полюсу является Гренландия, бе рега которой отстоят от полюса все го на 700 километров. Остров Пау- рик и земля Бенкса, через которые предполагается совершить перелет, расположены от полюса на расстоя нии 1.400 километров. ' Наш полет опытный — мы впер тые устанавливаем воздушную связь по новому пути между СССР и Аме рикой. Осью полета является — 38 меридиан восточной долготы, прохо дящий близ Москвы, и 123 мери диан западной долготы, который идет к городам Сиэттль и €ан-Фрапциско. Мы не ставим себе задачей побить какой-либо рекорд. Однако, мы при н ят меры для регистрации полета. Если будут достигнуты соответству ющие данные, полет может быть за свидетельствован как рекордный. Мы имеем прямое задание правительства прекратить полет в любом месте Ка нады или США в зависимости от ус ловий погоды и состояния матери альной части. ■ В воздухе предполагаем пробыть около 60 часов. ' Несколько слов об обязанностях участников (перелета: Чкалов— пер вый пилот и командир, я — 'штур ман и радист, Байдуков — второй пилот и тоже штурман. Байдуков может подменять и меня и Чкалова. По разработанному нами графику де журств, отдыхать будем по очереди по 8 часов в сутки. Мы внаем, что оа нашим полетом через Северный полюс будет следить внимательно н любовно вся наша ве ликая Родина. Это воодушевляет нас на отличное выполнение гадания партии и правительства. как подготовлялся ПЕРЕЛЕТ (Беседа с начальником штаба перелета В. И. ЧЕКАЛОВЫМ) „ А Н Т - 2 5 “ 19 июня исполняющий обязанно сти начальника Главного Управления Северного Морского Пути т. Янсон получил из Амдермы от руководите ля северной экспедиции Шмидта ра диограмму. В_ней сообщалось, что нд всех самолетах, заканчивается уста новка колес, доставленных в Амдер- му ледоколом «Садко». 20 июня на чнется заправка воздушных кораб лей Водопьянова, Молокова, Алексе ева, Головина горючим. Если позво лит погода, самолеты уже 2 1 июня смогут взят!/ курс на Архангельск. Этот легендарный самолет, произ водящий при полном снаряжени впечатление мапгпны, выдуманной фантазией Жюль Верна, вошел уже б историю авиации, в историю ми- ровой техники. Гоя назад героиче ская тройка — Чкалов, Байдуков я Беляков — совершили на нем пере лет по сталинскому маршруту. П вот еще один грандиозный перелет на «АНТ-25»... Самолеты «АНТ-25» спроектиро ваны п построены в Центральном аэро - гидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством знаменито го советского конструктора профес сора А. Н. Туполева. Впервые полу чился самолет такого качества, что на первых же пробных полетах на дальность удалось перекрыть между- народные рекорды. Вот что говорит об «АНТ-25* его ганструклор П. 0. Сухой: — Самолеты «АНТ-25> построе ны исключительно из материалов высокого качества. Мировая авиаци онная техника не зпает еще самоле та подобного класса с таким большим размахом крыла. Удлинение крыла (отношение (размаха к ширине) на самолете «АНТ-25» процентов на 30 превышает все построенные до на стоящего врсмешг самолеты подобно го типа, как в Западно .- Европей ских странах, так и в Америке. Создание такого большого размаха крыла было вызвано необходимостью резко увеличить летные качества са молета, чтобы сделать егомаксималь но экономичным в отношении расхо да горючего и тем самым обеспечить длительный беспосадочный полет. Поэтому при проектировании самоле тов наибольшую трудность представ* ляла постройка крыла. Перед нами стояла задача спроектировать его так, чтобы оно могло выдержать приходящуюся па него нагрузку и одновременно быть свободным от все возможных вибраций, которые могут вазникнуть в воздухе. Целый ряд проведенных эксиерименталышх ра бот и подсчетов, сделанных социа листами, дали возможность построить такое крыто, которое на практике показало, что задача выполнена хо рошо. Наряду с удлинением крыла для самолета рекордной дальности имеет большое значение «зализыраппе» всех выступающих частей самолета. Б связи с этим у нас, в СССР, па самолетах «АНТ-25» впервые были применены убирающиеся шасси. Во время полета они убираются непос редственно под крыло. «АНТ-25» представляет собой свободнонесущий моноплан с низко расположенными крыльями и враща тельным горизонтальным оперением. На самолете имеются три бечзпно вых бака, расположенных в крыльях. Длина каждого из нпх достигает 7 метров. Расположив баки с горючим в крыльях, нам удалось увеличить их жесткость. Фюзеляж самолета «АНТ-25» представляет собой пустотелую бал ку овальной формы, каркас которой 1 состоит нз поперечного набора рамок 1 с продольным набором стренгеров: обтянутых тонким кольчуталгомзшшг- ] евым листом. Самолет снабжен вто ром «AM>34» -конструктора ордено носца А. А. Мвкулпна. Для устой чивости взлета, в хвостовой частя фюзеляжа самолета установлено не подвижное колесо — баллон низко го давления — нашего советского прошводства. На элом же самолете быт совер шен в 1936 году перелет поСталин скому маршруту. Однако при подго товке самолета к настоящему пере лету через Северный галзос был про веден ряд специальных изменений с тем, чтобы создать полную устой» вость машины в полете и возмож ность ее правильного вождения. Ка бина самолета для удобства экипажа была отеплена при помощи отрабо танного газа: от мотора. Отеплитель ные трубки опоясывают ажурным чехлом всю кабину самолета. Постук пление газа в эти трубки может быть регулируемо по желанию полота. Си стема отопления сейчас улучшена: полностью устранена возможность проникновения угарного газа в каби ну летчиков. Температура в кабине поддерживается на таком уровне, чтобы обешечить длительный пере лет наших героев в условиях Арк тики и на высоте 3—4 тысяч мет ров, при перелете через горы Канаг ды при большой облачности на высо те 6 тысяч метров. На самолете пмеегся специальное кислородное оборудование с достаточном количе- | ством баллонов со сжатым кислоро дом. Самолет оборудован новейшими электроаоронавигацнонными прибора*- ки и аппаратами. Нашим героям:- пстчикам обеспечена была полная возможность вести самолет в слепом полете, в тумане и облаках. Экипаж самолета состоит из трех человек. Для того, чтобы иметь воз можность во время длительного пе релета производил» обмен между .■^тчиками, на самолете устроено дройное управление. Когда меняются пилоты, штурман занимает место порото пилота и держит ручку уп равления. Первый пилот садится рпереяи,- штурман — в середине, второй пилот — позади штурмана. Самолет «АНТ-25» сухопутный, но он может держаться и на воде. Про веденные испытания подтвердили полную возможность посадки самоле та на воду при убранном шасси. Полег из СССР в Америку через Северный полюс завершает упорную работу, которую Советский Союз ве дет в течение многих лег по завоева нию Арктики. После того, как нами вавоеваи Северный полюс и сейчас в Центральном полярном бассейне имеется дрейфующая полярная стан ция во главе с Папашиным, мы име ем возможность широким фронтом вести дальнейшую ‘работу по ycraj- ковдешю великого воздушного пу ти от нашего материка до Америки. Б этом отношении полег Чкалова играет историческую роль. — Дальний беспосадочный пере лет по маршруту СССР — Северный полюс — Америка проходит успеш но. Бесстрашные герои-летчики с честью осуществляют ответственное задание партии и правительства. Идея перелета из СССР в Америку через Северный полюс принадлежит Герою Советского Союза Леваневско му, который еще в 1935 году сделал попытку совершить этот дальний трансарктический перелет, но по причинам, не вависпвшим от него, вынужден был, достигнув Баренцева моря, вернуться обратно. Эту идею давно лелеяли Герои Советского Со юза Чкалов, Байдуков и Беляков. Они еще в прошлом году предлагали совершить перелет из СССР в Амери ку через Северный полюс, но тогда это было еще преждевременным, так как не была еще достаточно испыта на и проверена материальная часть, не был изучен район центрального полярного бассейна. Поэтому Чкало ву, Белякову и Байдукову *было раз решено в 1936 году совершить по лет лишь но маршруту: Москва — Земля Франца-Иосифа — Камчат ка •— Николаевск-на-Амуре. Когда отважные летчики возвратились из Николаевска-на-Амуре в столицу, они снова обратились к правительст ву с просьбой разрешить перелет из СССР в Америку через Северный по люс весной 1937 года. В последних числах мая прави тельством Чкалову, Байдукову и Бе лякову было разрешено совершить перелет на самолете «АНТ-25» из СССР в Америку через Северный по люс. Немедленно была организована правительственная комиссия по пе релету под председательством народ ного комиссара оборонной промыш ленности тов. Рухимовича. К подготовке материальной части пый Институт Авиацпоного моторо строения производил испытания мо тора, завод имени Орджоникидзе на готовил специальную радиоаппара туру, завод «Авиаприбор» снабдил самолет совершеннейшими аэронави гационными приборами, завод имени Лепсе изготовил электрооборудова ние, завод «Каучук» дал специаль ную резиновую ткань для аварийно го снаряжения. Чтобы обеспечить специальную связь с самолетом и регулярно пе редавать экипажу метеорологически* сводки, нужно было привести в бое вую готовность всю нашу радио связь. В этой чрезвычайно важной работе приняли участие народны! комиссариат связи, управления свя зи Наркомата обороны, радиослужба Главсевморнути, радиостанции Нар- комвода, Главного управления граж данского воздушного флота, Главры бы, Погранохраны п другие. Исключительное значение имела работа по составлению точных ме теорологических прогнозов д по обеспечению экипажа в пути всеми сведениями о погоде па трассе пере лета. К этой работе были привлече ны Главная аэрогидрометеорологиче- ская станция ВВС РККА, Централь ный Институт погоды н метеослужбы Главсевморпути. Пам удалось закончить подготов ку метеообслуживання н радиосвя зи в рекордно короткий срок. Нами был разработан также де тальный план оказания помощи от важному экппжу «АНТ-25» в слу чае вынужденной посадки. Всем са молетам и ледоколам, находящимся поблизости к маршруту перелета, да но распоряжение быть в полной го товности. Все полярные радиостан ции должны беспрерывно принимать позывные самолета-Чкалова. Летчику и организации самого перелета были Мазуруку, находящемуся па острове привлечены все товарищи, которые Рудольфа и ледоколу «Садко» было подготовляли перелет по Сталинско му маршруту и кто в прошлом году занимался вопросами дальних бес посадочных перелетов в нашей стра не. Мы в штабе распределили обя занности так, что каждый товарищ отвечал оа определенный участок. В течение двух недель самолет был’ полностью подготовлен к пере лету: Огромную роль в этом деле сыграли предприятия оборонной, тя желой и леткой промышленности. ЦАГИ создал самолет, завод имени Фрунзе построил мотор, Ценграль- также дано указание быть в любой момент готовым оказать помощь ге- роям-летчпкам, отважившимся впер вые в истории человечества проло жить кратчайший воздушный путь между Старым и Новым Светом черег Северный полюс. Хорошо была организованапередача метеорологических сводок в Москву из Канады и США. Тщательная под готовка перелета дает нам полную уверенность в блестящем его завер шении. ХОД СЕВА ПО СССР По данным Наркомзема СССР, I Наркомсовхозов СССР и Наркомтице- прома СССР' на 15 июня всего засе яно по Союзу яровых культур 90361 тысяча гектаров. Полностью (на 100 процентов) выполнили государственное задание 1 Грузинская, Туркменская ССР, Азо- i во-Черноморский и Орджоникидзе®- ; екпи края. Горьковская и Калинин- скал области, Северо-Осетинская и Чувашская АОСР. Перевыполнили государственное задание Московская н Оренбургская области и Кабарди но-Балкарская АОСР. За отчетную пятидаевку выполни ли план сева совхозы Наркомсовхо зов ССР. Совхозы Наркомпшцепрома СССР выполнили план на 110% » совхозы Наркомзема СССР на 94%. Яровой сев основных сельскохо зяйственных культур давно закон чен. Высеваются и высаживаются наиболее теплолюбивые поздние- культуры. Однако некоторые рес публики (Украина, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия) и облаелт/ (Черниговская, Одесская, Свердлов ская, Курская, Западная и другие)- чрезвычайно задерживают сев этих культур, что может сильно повлиять на урожайность их. Р А З В Е Д К А И КОНТРРАЗВЕДКА*> Френке, получивший чин капита на, а затем м майора от восторгав шихся им противников, которым оп причинил много хлопот, работал еще более дерзко, чем Прейссер. Он с легкостью выдавал себя ва англий ского или колониального офицера, причем обладал такими большими и многосторонними познаниями, что никогда не выдавал себя оа одного и того же человека дважды. Он об ладал прекрасной внешностью, хоро шими манерами я техническими по знаниями почти во всех областях военного дела; в его распоряжении был большой выбор мундиров войск противника. -Однажды оп, в форме офицера артиллерийского снабжения, «инспектировал» один артиллерий ский полк. В другой раз он получил полный план предполагаемого за граждения; он причинял много хло пот всем офицерам, которых хотя бы отдаленно напоминали его. Их задер живали в момент выполнения самых срочных заданий и заставляли те рять время до полного выяснения их личносш. СВЯЗЬ—САМАЯ ОПАСНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ РАЗВЕДЧИКА Самый опасный момент работы разведчика — это передача сведений по назначению. Девять ил десяти разведчиков, обнаруженных агента ми контрразведки, проваливались вследствие ненадежности средств связи, которыми они пользовались. Во время мировой войны один не мецкий агент использовал реку Скарп, протекающую вблизи Арраса, «т британских позиций к немецким: оп надрезал рыб, вкладывал в яти надрезы свои сообщения и доверял рыбу с военной информацией реке для доставки по назначению. Этот агент не был пойман, из посланных дм сообщений было перехвачено .только одно. Английским солдатам приказали собирать и разбирать все отбросы, плывущие по реке мимо их позиций, и благодаря этому еще од на хитрая выдумка оказалась «несо стоятельной. Использование почтовых голубей было настолько обычным, что всем войскам на фронте приказывали * ) Продолжение. Начало сокращенного перевода нниги американского писателя Р. Роуан «Развсдна и контрразведка» см. в «ПОЛЯРНОЙ ПРАВ ДЕ» за 12, 14, 15, 16, 17, 18, и 20 кюня. стрелять по голубям, летящим в сто рону противника. Достоверно уста новлено, что один голубь был вы крашен в яркие краски, чтобы похо дить на попугая, так как какой-то агент считал, что попугай во Фланд рии привлечет к себе меньше внима ния, чем голубь. При попутном вет ре немецкие агенты во Франции пытались пользоваться воздушными шарами для доставки своих донесе ний. Немецкие снайперы подстрели вали эти игрушки, — они падали ра немецкую территорию; француз ским и британским снайперам тоже рриказано было наблюдать за игру шечными воздушными шарами и подстреливать их, когда они летели рад французской или британской территорией. Письма в мирное время доставля ются достаточно быстро и надежно. Но во время войны они попадают в руки цензора, который замечает каждую пометку, нарочитость тек ста, подчеркивание и прочив особен ности, которые хотя бы отдаленно наводят на мысль о наличии кода. Использование симпатических чер нил, казалось бы, могло ввести в за блуждение цензоров. Но разведчик Антон Кюпферле, последовавший в Тауэр зд Лоди, был обнаружен бла годаря тому, что письмо, отправлен ное нм в Голландию, было проявлено. Кюдферле был неподходящим че ловеком для разведки. Немало немец ких агентов погибло во время миро вой войны из-за неточности произ ношения. Кюпферле своим произно шением вызвал подозрение еще до ,того, как он высадился в Ливерпуле. !2му дали возможность посетить Дуб лин и поехать оттуда в Лондон, где сразу же после отправки погубивше го его письма детективы Скотланд Ярда прервала короткую карьеру агента, патриотизм которого не мог покрыть его полнейшую некомпе тентность в доле разведки. Химики обеих враждующих сторон изобретали новые и замечательные чернплз всякий раз, когда секрет прежних становился известен про тивнику, и каждое такое изобрете ние посылалось тайными путями агентам. Поэтому чернила приготов лялись нередко в виде лекарств, мы ла, зубной пасты и мазей. Но еще лучший способ посылки небольшого количества чернил заключался в дом, что ничего не подозревавшего путешественника просили передать какую-либо принадлежность туалета находящемуся за границей прияте лю. Этот приятель — агент или его помощник, а принадлежность туа лета (пальто, жилет, рубашка, брю ки или пара носков) пропитывалась новыми чернилами. Такой простой процесс, как кипячение рубашки или носков, мог снабдить агента до- .статочным количеством чернил, что- |бы покрывать поля газет или по верхность другой бумаги, которая может избежать бдительности цеп- сора. Одно весьма важное разведываг ггельное донесение, пришедшее в Ан глию от бельгийского агента в самом начале войны, было написано' на большом листе бумаги, сильно проса ленном, словно смазанном салом, а в центре письма была прожжена боль шая дыра. На втой бумаге лимондо- формалиновыми чернилами была на писана подробная оценка численно сти немецких войск, проходящих по Бельгии в направлении в Франции. Запись шла через сало до края про жженного отверстия и продолжалась с другой стороны до самого края ли-> .ста. В эту бумагу была завернута пара сапог, которые один беженец вез с собой вместе с "другим наскоро уложенным скарбом. Некоторые лица утверждали, что иеразорвавшиеся снаряды не разры вались именно потому, что в нпх находились инструкции, а не взрыв чатые вещества. Предполагалось, что агентам было известно, где и когда будет выпущен предназначающийся для него снаряд. Агент должен был находиться где-нибудь поблизости, вырыть снаряд и исследовать его со держимое. Многие агенты получали такой громоздкий предмет, как клет ка с почтовыми голубяM 5 I. Агент должен был скрываться сам и скры вать голубей от любопытных (глаз. А нглийский агент Ричардсон, живший в Рубэ, принимал у «себя офицера германского штаба, в это время голубь робко высунул голову из корзинки. Немец сделал вид, что ничего не заметил, но вскоре ушел п вернулся с солдатом. Уверенный в том, что голубь был замечен, Ри чардсон поместил в корзинку цыплен ка, и вта' птица так поразила нем цев, что они ушли, не подозревая, , что Ричардсон спрятал голубя в ДРУ гое место. Захват почтового голубя грозит больше, чем арест агента проти-нч- ка.« Если бы немцы захватили голу бя Ричардсона, они, несомненно, ис пользовали бы его для посылки ложной информации. Разведчики все гда отдавали себе отчет в этом, и во многих случаях, когда арест казался вопросом ближайших гылут, они от пускали па волю своих рыубей прежде, чем пытаться спа::ись са мим. ‘В 1916 т. один летчик вез разведчика, которого должен был вы садить в отдаленной часта Бельгии; так как агент посылался на срок не менее двух недель, то ему дали с собой трех голубей, которых он дол жен был оставить у атепта-резиден- та и посылать через определенные промежутки времени с предваритель ными донесениями. Несмотря па свою опытность, летчик, прибли жаясь -к месту посадки, потерпел аварию, причем агент был убит, а он сам тяжело ранен. Благодаря эластичности корзинки голуби оста лись невредимыми, но у летчика была сломана нога, он запутался в обломках своего самолета н не мог добраться до них. Он знал, что через несколько часов его найдут, и, если его найдет немецкий патруль, голуби будут доставлены в ближайший штаб и отправлены затем союзникам с той информацией, какая будет желатель на неприятельскому командованию. Уверенный в том, что никакие вой ска до утра пе пройдут вблизи ме да катастрофы, он начал звать па помощь. Его соображения оказались правильными: одна старая рыночная торговка-бельгийка первая услышала его крики, поняла значение его же стов и открыла корзинку с голубя ми, прежде чем оказать ему какую- нибудь другую помощь. Использование самолета для до ставки разведчиков в тыл противни ка является величайшим нововведе нием в истории разведки. Впервые это средство было использовано в балканской войне 1912— 1913 гг. Первые опыты связаны с именемпред приимчивого юного американца, ко торый ознакомил с «этим и фран цузский главный штаб в конц* 1914 г. Лейтенант Берт Холл начал свою карьеру летчика в турецкой армии в 1912 tr. Он летал на фран цузском моноплане, производя воз душную разведку за сумму в сто долларов золотом в день. Турецкая армия держалась на оборонительных позициях. Когда после поражений при Кирк Кплпсе и Люлэ Бургасе быт осажден Адрианополь, турки на чали интересоваться Малой Азией. ! Холл хорошо работал, но, когда пре кратилась оплата, прекратилась и его работа. Он перелетел на своем самолете с механиком-фрапцузом в Болгарию и был приглашен болгараг- ми вести для них разведку за ту же сумму; и так как он во время своей службы у турок основательно изу чил укрепленные позиции передКон стантинополеему предложили по пытаться спуститься за фронтом у Чаталджа для разведки. Холл указал на признанную всеми разницу между (Продолжение на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz