Полярная правда. 1937, июнь

С Т Я Р Т Последние две недели Герои Со­ ветского Союза Чкалов, Байдуков н Беляков жили на Щелковском аэро­ дроме. Они готовились к грандиозно­ му беспосадочному перелету по мар­ шруту: Москва—Неверный иолюс— Северная Америка. Герои-летчикп в эти ЯН 1 упорно работали над собой, проверяли в воздухе отдельные ап­ параты, тренировались. Иногда про­ должительность тренировочных поле­ тов достигала 1 0 часов. 17 шоня на Щелковском аэродро­ ме с раннего утра шла напряженная работа. 11 а самолет грузилось снаря- лкпие, продовольствие. Люди работа­ ли молча, без суеггни и myira, акку­ ратно размещая в машине все, что должно обеспечить безопасность по­ лета наших славных летчиков, осме­ лившихся впервые в истории переле­ теть с одного материка на другой через Северный полюс. В полдень все подготовительные работы были закончены. ■Вечером, после улжпа, доктор Белостоцкпй предложил летчикам ло­ житься спать. Чкалов, Байдуков и Беляков попросили разбудть их за час до старта. Наконец-то наступил долгождан­ ный день старта! , ...Мощные прожекторы освещали длпнпокрылый самолет «АНТ-25». Заканчивались последние ире^стар- товые работы. Когда стало рассветать, огромная краснокрылая птица, на фюзеляже которой ярко выделялась надпись «Сталинский маршрут», была по­ ставлена на весы. Полетный вес са­ молета достигал 11,25 топн. Затем тягачи подтянули 'самолет к старто­ вой горке. В 2 часа 45 минут па аэродром приходит Валери! Павлович Чкалов. Он одет в кожаную куртку о брю­ ки «па гагачьем пуху. Огромные ме­ ховые унты делают его движения тяжелыми, медленными. К нему аод’езжает на автомобиле начальник ■таба перелета тов. Чекалов. Здоро­ ваясь с Валерием Павловичем, он интересуется, как экипаж самолета провел ночь. — Спали. Все хорошо спали1. Стартовая команда под руковод­ ством инженера Стомана еще и еще раз проверяет готовность машины к вылету. Героев-летчмков приехали прово­ дить народный комиссар оборонной промышлености М. Л. Рухимович, народный комиссар связи тов. Ха- лепский, заместитель наркома оборо­ ты командарм 2-rt ранга Я. И. Алкснис, заместитель наркома обо­ ронной промышленности М. М. Кага­ нович, Герои Советского Союза М. М. Громов, исполняющий обязанности начальника Главсевморпути П. М. Янсон, известные конструкторы А. П. Туполев, А. А. Микулнн, ком­ див Баланов, начальник ЦАГИ Харламов, комбриг Дейч, друзья, товарищи, инженеры, летчики. Спортивные комиссары Централь­ ного аэроклулба им. Косарева, под руководством председателя спор-пив­ ной комиссии, начальника Централь­ ного аэроклуба тов. Дейча опечата­ ли и запломбировали бензиновые и масляные баки, прикрепили баро­ графы. Лента барограммы покажет, на какой высоте проходил весь по­ лет трех Героев Советского Союза. В 3 часа 35 минут к самолету на автомашине под’ехали Байдуков и Беляков. Их тепло приветствуют все собравшиеся на аэродроме. В 3 часа 42 минуты при помощи баллона сжатого воздуха запускается мотор. Трехлопастный випт с шу­ мом рассекает воздух. Он вращается все быстрее и быстрее. Ровно гудит мотор. Валерий Чкалов еще раз об­ ходит самолет, •внимательно осматри­ вая его. Наступают минуты прощания. Ге- роев-летчиков целуют, крепко жмут руки, желают счастливого пути. Экипаж занимает места в кабине самолета. Чкалов -садится за штур­ вал, Байдуков занимает место штур­ мана и радиста. Беляков отдыхает. Через 4 часа он сменит Байдукова. Командиру корабля Чкалову пред­ стоит вести машину первые 8 часов. Затем он будет отдыхать. Все протэджающие от'езжают на автомобилях вперед, чтобы наблю­ дать момент взлета машины. Вскоре раздается выстрел. В воздух взлетает ракета. Описав траекторию, она рассыпается. Это сигнал «готовиться!». Ровно в 4 ча­ са выпускается новая ракета — «путь свободен!». Еще небольшая пауза я у самолета пущена послед­ няя ракета, означающая, что само­ лет берет старт. (-Замечательная машина, распла­ став свои 'длинные крылья, трогает­ ся с места и бежит. В 4 часа 7 ми­ нут самолет в воздухе. Вот он бы­ стро набирает высоту и^ерет курс на север... Все провожающие аплодируют трем отважным сынам нашей социа­ листической Родины. Счастливого пути! Счастливого пути, бесстрашные соколы великой и могучей страны! ВПЕРВЫЕ ПО КРАТЧАЙШЕЙ ТРАССЕ СССР—АМЕРИКА (Беседа с Героем Советского Союза А. В. БЕЛЯКОВЫМ) „Садко* вышел на Землю Франца-Иосифа АМДЕРМА, 19. (Спецкорр. ТАСС). Ледокол «Садко», закончив выгрузку в Амдерме, сегодня в 11 часов 5 ми­ нут утра снялся с якоря и напра­ вился к архипелагу земли Франца- Иосифа. Корабль доставит грузы для по­ лярных станций острова Рудольфа и бухты Тихой. В числе грузов 110 тонн горючего для самолетов. Радио из Амдермы — Простейшее измерение рассто­ яний показывает, что самый корот­ ким путь из СССР в Америку лежит через Арктику. Он составляет всего 9.605 километров в то время как от Москвы до Сан-Франциско через Атлантический океан 14 тысяч ки­ лометров, а через Тихий океан — 18 тысяч километров. Но Арктика до последнего време­ ни была еще недостаточно изучена для того, чтопы осуществить перелет через Северный полюс. В 1936 году Чкалову, Байдукову и мне был раз­ решен пердварительный перелет в пределах СССР с залетом в Арктику. Эго нужно было для тренировки к полету па дальность через Арктику. Экспедиция Шмидта па Северный полюс уже практически доказала возможность посадки самолетов па многочисленных ледяных полях Арк­ тики. Экспедиция внесла большую ясность в вопросы эксчлоатации са­ молетов нз далеком севере. В связи с тем, что в районе полюса в на­ стоящее время имеется дрейфующая полярная станция, можно считать, что со стороны СССР весь район до полюса включительно сейчас освоен и особой опасности для полета не представляет. Менее известным является район между Северным полюсом и берега­ ми Канады. Наиболее близкой вемлей к полюсу является Гренландия, бе­ рега которой отстоят от полюса все­ го на 700 километров. Остров Пау- рик и земля Бенкса, через которые предполагается совершить перелет, расположены от полюса на расстоя­ нии 1.400 километров. ' Наш полет опытный — мы впер­ тые устанавливаем воздушную связь по новому пути между СССР и Аме­ рикой. Осью полета является — 38 меридиан восточной долготы, прохо­ дящий близ Москвы, и 123 мери­ диан западной долготы, который идет к городам Сиэттль и €ан-Фрапциско. Мы не ставим себе задачей побить какой-либо рекорд. Однако, мы при­ н ят меры для регистрации полета. Если будут достигнуты соответству­ ющие данные, полет может быть за­ свидетельствован как рекордный. Мы имеем прямое задание правительства прекратить полет в любом месте Ка­ нады или США в зависимости от ус­ ловий погоды и состояния матери­ альной части. ■ В воздухе предполагаем пробыть около 60 часов. ' Несколько слов об обязанностях участников (перелета: Чкалов— пер­ вый пилот и командир, я — 'штур­ ман и радист, Байдуков — второй пилот и тоже штурман. Байдуков может подменять и меня и Чкалова. По разработанному нами графику де­ журств, отдыхать будем по очереди по 8 часов в сутки. Мы внаем, что оа нашим полетом через Северный полюс будет следить внимательно н любовно вся наша ве­ ликая Родина. Это воодушевляет нас на отличное выполнение гадания партии и правительства. как подготовлялся ПЕРЕЛЕТ (Беседа с начальником штаба перелета В. И. ЧЕКАЛОВЫМ) „ А Н Т - 2 5 “ 19 июня исполняющий обязанно­ сти начальника Главного Управления Северного Морского Пути т. Янсон получил из Амдермы от руководите­ ля северной экспедиции Шмидта ра­ диограмму. В_ней сообщалось, что нд всех самолетах, заканчивается уста­ новка колес, доставленных в Амдер- му ледоколом «Садко». 20 июня на­ чнется заправка воздушных кораб­ лей Водопьянова, Молокова, Алексе­ ева, Головина горючим. Если позво­ лит погода, самолеты уже 2 1 июня смогут взят!/ курс на Архангельск. Этот легендарный самолет, произ­ водящий при полном снаряжени впечатление мапгпны, выдуманной фантазией Жюль Верна, вошел уже б историю авиации, в историю ми- ровой техники. Гоя назад героиче­ ская тройка — Чкалов, Байдуков я Беляков — совершили на нем пере­ лет по сталинскому маршруту. П вот еще один грандиозный перелет на «АНТ-25»... Самолеты «АНТ-25» спроектиро­ ваны п построены в Центральном аэро - гидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством знаменито­ го советского конструктора профес­ сора А. Н. Туполева. Впервые полу­ чился самолет такого качества, что на первых же пробных полетах на дальность удалось перекрыть между- народные рекорды. Вот что говорит об «АНТ-25* его ганструклор П. 0. Сухой: — Самолеты «АНТ-25> построе­ ны исключительно из материалов высокого качества. Мировая авиаци­ онная техника не зпает еще самоле­ та подобного класса с таким большим размахом крыла. Удлинение крыла (отношение (размаха к ширине) на самолете «АНТ-25» процентов на 30 превышает все построенные до на­ стоящего врсмешг самолеты подобно­ го типа, как в Западно .- Европей­ ских странах, так и в Америке. Создание такого большого размаха крыла было вызвано необходимостью резко увеличить летные качества са­ молета, чтобы сделать егомаксималь­ но экономичным в отношении расхо­ да горючего и тем самым обеспечить длительный беспосадочный полет. Поэтому при проектировании самоле­ тов наибольшую трудность представ* ляла постройка крыла. Перед нами стояла задача спроектировать его так, чтобы оно могло выдержать приходящуюся па него нагрузку и одновременно быть свободным от все­ возможных вибраций, которые могут вазникнуть в воздухе. Целый ряд проведенных эксиерименталышх ра­ бот и подсчетов, сделанных социа­ листами, дали возможность построить такое крыто, которое на практике показало, что задача выполнена хо­ рошо. Наряду с удлинением крыла для самолета рекордной дальности имеет большое значение «зализыраппе» всех выступающих частей самолета. Б связи с этим у нас, в СССР, па самолетах «АНТ-25» впервые были применены убирающиеся шасси. Во время полета они убираются непос­ редственно под крыло. «АНТ-25» представляет собой свободнонесущий моноплан с низко расположенными крыльями и враща­ тельным горизонтальным оперением. На самолете имеются три бечзпно­ вых бака, расположенных в крыльях. Длина каждого из нпх достигает 7 метров. Расположив баки с горючим в крыльях, нам удалось увеличить их жесткость. Фюзеляж самолета «АНТ-25» представляет собой пустотелую бал­ ку овальной формы, каркас которой 1 состоит нз поперечного набора рамок 1 с продольным набором стренгеров: обтянутых тонким кольчуталгомзшшг- ] евым листом. Самолет снабжен вто ­ ром «AM>34» -конструктора ордено­ носца А. А. Мвкулпна. Для устой­ чивости взлета, в хвостовой частя фюзеляжа самолета установлено не­ подвижное колесо — баллон низко­ го давления — нашего советского прошводства. На элом же самолете быт совер­ шен в 1936 году перелет поСталин­ скому маршруту. Однако при подго­ товке самолета к настоящему пере­ лету через Северный галзос был про­ веден ряд специальных изменений с тем, чтобы создать полную устой» вость машины в полете и возмож­ ность ее правильного вождения. Ка­ бина самолета для удобства экипажа была отеплена при помощи отрабо­ танного газа: от мотора. Отеплитель­ ные трубки опоясывают ажурным чехлом всю кабину самолета. Постук пление газа в эти трубки может быть регулируемо по желанию полота. Си­ стема отопления сейчас улучшена: полностью устранена возможность проникновения угарного газа в каби­ ну летчиков. Температура в кабине поддерживается на таком уровне, чтобы обешечить длительный пере­ лет наших героев в условиях Арк­ тики и на высоте 3—4 тысяч мет­ ров, при перелете через горы Канаг ды при большой облачности на высо­ те 6 тысяч метров. На самолете пмеегся специальное кислородное оборудование с достаточном количе- | ством баллонов со сжатым кислоро­ дом. Самолет оборудован новейшими электроаоронавигацнонными прибора*- ки и аппаратами. Нашим героям:- пстчикам обеспечена была полная возможность вести самолет в слепом полете, в тумане и облаках. Экипаж самолета состоит из трех человек. Для того, чтобы иметь воз­ можность во время длительного пе­ релета производил» обмен между .■^тчиками, на самолете устроено дройное управление. Когда меняются пилоты, штурман занимает место порото пилота и держит ручку уп­ равления. Первый пилот садится рпереяи,- штурман — в середине, второй пилот — позади штурмана. Самолет «АНТ-25» сухопутный, но он может держаться и на воде. Про­ веденные испытания подтвердили полную возможность посадки самоле­ та на воду при убранном шасси. Полег из СССР в Америку через Северный полюс завершает упорную работу, которую Советский Союз ве­ дет в течение многих лег по завоева­ нию Арктики. После того, как нами вавоеваи Северный полюс и сейчас в Центральном полярном бассейне имеется дрейфующая полярная стан­ ция во главе с Папашиным, мы име­ ем возможность широким фронтом вести дальнейшую ‘работу по ycraj- ковдешю великого воздушного пу­ ти от нашего материка до Америки. Б этом отношении полег Чкалова играет историческую роль. — Дальний беспосадочный пере­ лет по маршруту СССР — Северный полюс — Америка проходит успеш­ но. Бесстрашные герои-летчики с честью осуществляют ответственное задание партии и правительства. Идея перелета из СССР в Америку через Северный полюс принадлежит Герою Советского Союза Леваневско­ му, который еще в 1935 году сделал попытку совершить этот дальний трансарктический перелет, но по причинам, не вависпвшим от него, вынужден был, достигнув Баренцева моря, вернуться обратно. Эту идею давно лелеяли Герои Советского Со­ юза Чкалов, Байдуков и Беляков. Они еще в прошлом году предлагали совершить перелет из СССР в Амери­ ку через Северный полюс, но тогда это было еще преждевременным, так как не была еще достаточно испыта­ на и проверена материальная часть, не был изучен район центрального полярного бассейна. Поэтому Чкало­ ву, Белякову и Байдукову *было раз­ решено в 1936 году совершить по­ лет лишь но маршруту: Москва — Земля Франца-Иосифа — Камчат­ ка •— Николаевск-на-Амуре. Когда отважные летчики возвратились из Николаевска-на-Амуре в столицу, они снова обратились к правительст­ ву с просьбой разрешить перелет из СССР в Америку через Северный по­ люс весной 1937 года. В последних числах мая прави­ тельством Чкалову, Байдукову и Бе­ лякову было разрешено совершить перелет на самолете «АНТ-25» из СССР в Америку через Северный по­ люс. Немедленно была организована правительственная комиссия по пе­ релету под председательством народ­ ного комиссара оборонной промыш­ ленности тов. Рухимовича. К подготовке материальной части пый Институт Авиацпоного моторо­ строения производил испытания мо­ тора, завод имени Орджоникидзе на­ готовил специальную радиоаппара­ туру, завод «Авиаприбор» снабдил самолет совершеннейшими аэронави­ гационными приборами, завод имени Лепсе изготовил электрооборудова­ ние, завод «Каучук» дал специаль­ ную резиновую ткань для аварийно­ го снаряжения. Чтобы обеспечить специальную связь с самолетом и регулярно пе­ редавать экипажу метеорологически* сводки, нужно было привести в бое­ вую готовность всю нашу радио­ связь. В этой чрезвычайно важной работе приняли участие народны! комиссариат связи, управления свя­ зи Наркомата обороны, радиослужба Главсевморнути, радиостанции Нар- комвода, Главного управления граж­ данского воздушного флота, Главры­ бы, Погранохраны п другие. Исключительное значение имела работа по составлению точных ме­ теорологических прогнозов д по обеспечению экипажа в пути всеми сведениями о погоде па трассе пере­ лета. К этой работе были привлече­ ны Главная аэрогидрометеорологиче- ская станция ВВС РККА, Централь­ ный Институт погоды н метеослужбы Главсевморпути. Пам удалось закончить подготов­ ку метеообслуживання н радиосвя­ зи в рекордно короткий срок. Нами был разработан также де­ тальный план оказания помощи от­ важному экппжу «АНТ-25» в слу­ чае вынужденной посадки. Всем са­ молетам и ледоколам, находящимся поблизости к маршруту перелета, да­ но распоряжение быть в полной го­ товности. Все полярные радиостан­ ции должны беспрерывно принимать позывные самолета-Чкалова. Летчику и организации самого перелета были Мазуруку, находящемуся па острове привлечены все товарищи, которые Рудольфа и ледоколу «Садко» было подготовляли перелет по Сталинско­ му маршруту и кто в прошлом году занимался вопросами дальних бес­ посадочных перелетов в нашей стра­ не. Мы в штабе распределили обя­ занности так, что каждый товарищ отвечал оа определенный участок. В течение двух недель самолет был’ полностью подготовлен к пере­ лету: Огромную роль в этом деле сыграли предприятия оборонной, тя­ желой и леткой промышленности. ЦАГИ создал самолет, завод имени Фрунзе построил мотор, Ценграль- также дано указание быть в любой момент готовым оказать помощь ге- роям-летчпкам, отважившимся впер­ вые в истории человечества проло­ жить кратчайший воздушный путь между Старым и Новым Светом черег Северный полюс. Хорошо была организованапередача метеорологических сводок в Москву из Канады и США. Тщательная под­ готовка перелета дает нам полную уверенность в блестящем его завер­ шении. ХОД СЕВА ПО СССР По данным Наркомзема СССР, I Наркомсовхозов СССР и Наркомтице- прома СССР' на 15 июня всего засе­ яно по Союзу яровых культур 90361 тысяча гектаров. Полностью (на 100 процентов) выполнили государственное задание 1 Грузинская, Туркменская ССР, Азо- i во-Черноморский и Орджоникидзе®- ; екпи края. Горьковская и Калинин- скал области, Северо-Осетинская и Чувашская АОСР. Перевыполнили государственное задание Московская н Оренбургская области и Кабарди­ но-Балкарская АОСР. За отчетную пятидаевку выполни­ ли план сева совхозы Наркомсовхо­ зов ССР. Совхозы Наркомпшцепрома СССР выполнили план на 110% » совхозы Наркомзема СССР на 94%. Яровой сев основных сельскохо­ зяйственных культур давно закон­ чен. Высеваются и высаживаются наиболее теплолюбивые поздние- культуры. Однако некоторые рес­ публики (Украина, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия) и облаелт/ (Черниговская, Одесская, Свердлов­ ская, Курская, Западная и другие)- чрезвычайно задерживают сев этих культур, что может сильно повлиять на урожайность их. Р А З В Е Д К А И КОНТРРАЗВЕДКА*> Френке, получивший чин капита­ на, а затем м майора от восторгав­ шихся им противников, которым оп причинил много хлопот, работал еще более дерзко, чем Прейссер. Он с легкостью выдавал себя ва англий­ ского или колониального офицера, причем обладал такими большими и многосторонними познаниями, что никогда не выдавал себя оа одного и того же человека дважды. Он об­ ладал прекрасной внешностью, хоро­ шими манерами я техническими по­ знаниями почти во всех областях военного дела; в его распоряжении был большой выбор мундиров войск противника. -Однажды оп, в форме офицера артиллерийского снабжения, «инспектировал» один артиллерий­ ский полк. В другой раз он получил полный план предполагаемого за­ граждения; он причинял много хло­ пот всем офицерам, которых хотя бы отдаленно напоминали его. Их задер­ живали в момент выполнения самых срочных заданий и заставляли те­ рять время до полного выяснения их личносш. СВЯЗЬ—САМАЯ ОПАСНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ РАЗВЕДЧИКА Самый опасный момент работы разведчика — это передача сведений по назначению. Девять ил десяти разведчиков, обнаруженных агента­ ми контрразведки, проваливались вследствие ненадежности средств связи, которыми они пользовались. Во время мировой войны один не­ мецкий агент использовал реку Скарп, протекающую вблизи Арраса, «т британских позиций к немецким: оп надрезал рыб, вкладывал в яти надрезы свои сообщения и доверял рыбу с военной информацией реке для доставки по назначению. Этот агент не был пойман, из посланных дм сообщений было перехвачено .только одно. Английским солдатам приказали собирать и разбирать все отбросы, плывущие по реке мимо их позиций, и благодаря этому еще од­ на хитрая выдумка оказалась «несо­ стоятельной. Использование почтовых голубей было настолько обычным, что всем войскам на фронте приказывали * ) Продолжение. Начало сокращенного перевода нниги американского писателя Р. Роуан «Развсдна и контрразведка» см. в «ПОЛЯРНОЙ ПРАВ­ ДЕ» за 12, 14, 15, 16, 17, 18, и 20 кюня. стрелять по голубям, летящим в сто­ рону противника. Достоверно уста­ новлено, что один голубь был вы­ крашен в яркие краски, чтобы похо­ дить на попугая, так как какой-то агент считал, что попугай во Фланд­ рии привлечет к себе меньше внима­ ния, чем голубь. При попутном вет­ ре немецкие агенты во Франции пытались пользоваться воздушными шарами для доставки своих донесе­ ний. Немецкие снайперы подстрели­ вали эти игрушки, — они падали ра немецкую территорию; француз­ ским и британским снайперам тоже рриказано было наблюдать за игру­ шечными воздушными шарами и подстреливать их, когда они летели рад французской или британской территорией. Письма в мирное время доставля­ ются достаточно быстро и надежно. Но во время войны они попадают в руки цензора, который замечает каждую пометку, нарочитость тек­ ста, подчеркивание и прочив особен­ ности, которые хотя бы отдаленно наводят на мысль о наличии кода. Использование симпатических чер­ нил, казалось бы, могло ввести в за­ блуждение цензоров. Но разведчик Антон Кюпферле, последовавший в Тауэр зд Лоди, был обнаружен бла­ годаря тому, что письмо, отправлен­ ное нм в Голландию, было проявлено. Кюдферле был неподходящим че­ ловеком для разведки. Немало немец­ ких агентов погибло во время миро­ вой войны из-за неточности произ­ ношения. Кюпферле своим произно­ шением вызвал подозрение еще до ,того, как он высадился в Ливерпуле. !2му дали возможность посетить Дуб­ лин и поехать оттуда в Лондон, где сразу же после отправки погубивше­ го его письма детективы Скотланд Ярда прервала короткую карьеру агента, патриотизм которого не мог покрыть его полнейшую некомпе­ тентность в доле разведки. Химики обеих враждующих сторон изобретали новые и замечательные чернплз всякий раз, когда секрет прежних становился известен про­ тивнику, и каждое такое изобрете­ ние посылалось тайными путями агентам. Поэтому чернила приготов­ лялись нередко в виде лекарств, мы­ ла, зубной пасты и мазей. Но еще лучший способ посылки небольшого количества чернил заключался в дом, что ничего не подозревавшего путешественника просили передать какую-либо принадлежность туалета находящемуся за границей прияте­ лю. Этот приятель — агент или его помощник, а принадлежность туа­ лета (пальто, жилет, рубашка, брю­ ки или пара носков) пропитывалась новыми чернилами. Такой простой процесс, как кипячение рубашки или носков, мог снабдить агента до- .статочным количеством чернил, что- |бы покрывать поля газет или по­ верхность другой бумаги, которая может избежать бдительности цеп- сора. Одно весьма важное разведываг ггельное донесение, пришедшее в Ан­ глию от бельгийского агента в самом начале войны, было написано' на большом листе бумаги, сильно проса­ ленном, словно смазанном салом, а в центре письма была прожжена боль­ шая дыра. На втой бумаге лимондо- формалиновыми чернилами была на­ писана подробная оценка численно­ сти немецких войск, проходящих по Бельгии в направлении в Франции. Запись шла через сало до края про­ жженного отверстия и продолжалась с другой стороны до самого края ли-> .ста. В эту бумагу была завернута пара сапог, которые один беженец вез с собой вместе с "другим наскоро уложенным скарбом. Некоторые лица утверждали, что иеразорвавшиеся снаряды не разры­ вались именно потому, что в нпх находились инструкции, а не взрыв­ чатые вещества. Предполагалось, что агентам было известно, где и когда будет выпущен предназначающийся для него снаряд. Агент должен был находиться где-нибудь поблизости, вырыть снаряд и исследовать его со­ держимое. Многие агенты получали такой громоздкий предмет, как клет­ ка с почтовыми голубяM 5 I. Агент должен был скрываться сам и скры­ вать голубей от любопытных (глаз. А нглийский агент Ричардсон, живший в Рубэ, принимал у «себя офицера германского штаба, в это время голубь робко высунул голову из корзинки. Немец сделал вид, что ничего не заметил, но вскоре ушел п вернулся с солдатом. Уверенный в том, что голубь был замечен, Ри­ чардсон поместил в корзинку цыплен­ ка, и вта' птица так поразила нем­ цев, что они ушли, не подозревая, , что Ричардсон спрятал голубя в ДРУ гое место. Захват почтового голубя грозит больше, чем арест агента проти-нч- ка.« Если бы немцы захватили голу­ бя Ричардсона, они, несомненно, ис­ пользовали бы его для посылки ложной информации. Разведчики все­ гда отдавали себе отчет в этом, и во многих случаях, когда арест казался вопросом ближайших гылут, они от­ пускали па волю своих рыубей прежде, чем пытаться спа::ись са­ мим. ‘В 1916 т. один летчик вез разведчика, которого должен был вы­ садить в отдаленной часта Бельгии; так как агент посылался на срок не менее двух недель, то ему дали с собой трех голубей, которых он дол­ жен был оставить у атепта-резиден- та и посылать через определенные промежутки времени с предваритель­ ными донесениями. Несмотря па свою опытность, летчик, прибли­ жаясь -к месту посадки, потерпел аварию, причем агент был убит, а он сам тяжело ранен. Благодаря эластичности корзинки голуби оста­ лись невредимыми, но у летчика была сломана нога, он запутался в обломках своего самолета н не мог добраться до них. Он знал, что через несколько часов его найдут, и, если его найдет немецкий патруль, голуби будут доставлены в ближайший штаб и отправлены затем союзникам с той информацией, какая будет желатель­ на неприятельскому командованию. Уверенный в том, что никакие вой­ ска до утра пе пройдут вблизи ме­ да катастрофы, он начал звать па помощь. Его соображения оказались правильными: одна старая рыночная торговка-бельгийка первая услышала его крики, поняла значение его же­ стов и открыла корзинку с голубя­ ми, прежде чем оказать ему какую- нибудь другую помощь. Использование самолета для до­ ставки разведчиков в тыл противни­ ка является величайшим нововведе­ нием в истории разведки. Впервые это средство было использовано в балканской войне 1912— 1913 гг. Первые опыты связаны с именемпред­ приимчивого юного американца, ко­ торый ознакомил с «этим и фран­ цузский главный штаб в конц* 1914 г. Лейтенант Берт Холл начал свою карьеру летчика в турецкой армии в 1912 tr. Он летал на фран­ цузском моноплане, производя воз­ душную разведку за сумму в сто долларов золотом в день. Турецкая армия держалась на оборонительных позициях. Когда после поражений при Кирк Кплпсе и Люлэ Бургасе быт осажден Адрианополь, турки на­ чали интересоваться Малой Азией. ! Холл хорошо работал, но, когда пре­ кратилась оплата, прекратилась и его работа. Он перелетел на своем самолете с механиком-фрапцузом в Болгарию и был приглашен болгараг- ми вести для них разведку за ту же сумму; и так как он во время своей службы у турок основательно изу­ чил укрепленные позиции передКон­ стантинополеему предложили по­ пытаться спуститься за фронтом у Чаталджа для разведки. Холл указал на признанную всеми разницу между (Продолжение на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz