Полярная правда. 1937, июнь
М. ГОРЬКИМ Песня о Буревестнике Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Межлу тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь , т о стрелой взмывая к тучам , он кричит , и туки слышат радость в смелом крике, птицы . В этом крике—ж ажда бури1. Силу гнева, пгамя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей, — стонут , мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тож е стонут ,— им, гагарам , недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в у т е сах . . . Только гордый буревестник реет смело и свобод но над седым о т пены морем\ Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем , и поют и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны с вет ром споря. Вот охватывает гетер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и б ызги изумрудные громалы. Буревестник с криком реет черной молнии подобный, как стрела , пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится , как демон ,— гордый , черный демон бури—и смеется и рыдает . . .Он над тучами смеется , он о т радости рыдает'. В гневе грома,—чуткий демон,—он давно усталость слышит , он уверен, кто не скроют тучи солнца,—нет не скроют ! Ветер воет . .. Гром грохочет . . . Синим пламенем пылают стаи тук над бездной моря. Море ло*ит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи , вьются $ море , исчезая , отра женья этих молний. — Буря\ Скоро грянет буря\ Это смелый Буревестник гордо реет между молний яаО ревущим гневом моря , т о кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря ! . . ~ ^ 1901 г. Писатели о Горьком Любимый писатель Герькоге одинаково любят i чи татель, только начинающим знако миться с художественной литерату рой, в высококвалифицированный аиаток литературы. Чаще всего ана- хомство с книгой начинаете* у боль шинства читателей именно с книг Горького. Чудесных, проникновенных умных, правдивых книг! Кто ие читал «Мать», кто же аиает «Моих университетов»? Горький близок сердцам миллио нов. И ничего нет в этом удивитель- мягся по его произведениям « им, как жил пролетариат в царское вре мя, как боролся он за новую свет лую жизнь. Горький — любимый писатель краснофлотцев. Его жизнь и творчество — пример любви к своей Родине и ненависти к фашнз- *Т* Горький любил жизнь, борьбу, го рячо любил человека. Знаменитая фраза из пьесы «На дне» — «че ловек — -это авучит гордо» по на стоящему газвучала в дни великой ЭПТОН СИНИЛЕР Среди тех кпг, каторые формиро вали меня и окагали влияние яг всю мою жизиь, были книги Горького. Я во только восторгаюсь Горьким. ие и люблю его, чего не могу сказать ебе всех мтровьгх венках писателях. Его гасдуги перед рабочими и кре стьянами Россия нельгя переоценить. В историю он войдет как герой, ко торый всю жизнь посвятил йрьбе га гвободу, га справедливость и аа иаред. ЭРСИИН ИОЛДУЭЛЛ (Известный американский писатель) Деле Герькото никогда не упрет! Гго китги являются памятникам! человеку, который боролся за угие-. | генных I отраваих. До Горького трудящиеся классы былн нужны лнг | тераторам для сюжетов а фона ах произведений. Горький первый на современных известных писателей покончил с этим и создал пролетар скую литературу. Его цель» было писать для трудящие* масс, а ie просто о них, так как он сам был представителем этих масс. Он был настоищим пролетарским писателем. Жизнь Горького I его работа имеют мировое значение. МАЙКЛ ГОЛД (Известный американский пролетарский писатель) Горьхий является отцом мировой пролетарской литературы. Его все. об'емлтощая человечность — необхо димы! образец для сыновей каждой страны. Книги Горького всели направляю щее влияние на меня. Я йлагоговей. но чту память великого товарища ■ учителя. МАРГАРИТА НЕЛЬИЕН ( Испанская журналистка, коммунистический депутат кортесов) Падо помнить, тпо вечное ■ мета, рнческое значение Горького ааклм- чается не только в храсоте его твор чества, не только в литературных воплощениях, но и в слиянии его творческого гения с народом, от име ни которого он говорил. Он чувства- вал жизнь, людей, и он понимал, что смысл творчества аахлючается в продолжении творчества самой жиз ни, окружающей писатели. Его твор чество, лигературюе и социальное, является, конечно, категорическим опровержением теории искусства «слоновой башни», искусства, пред назначенного для маленькой группы привилегированных. Горьхий — сын народа, сын нищеты н восстания —■ чувствовал, что писатель обяаан, прежде всего, бьггь человеком. Народ дал ему все: он все отдал народу. I ьарод, который никогда не бывает? неблагодарным, отплат! ему само! высоком наградой дли писателя —* любовью ш полном довернем. Я никогда ие габуду, кан народ приветствовал Горького во время па рада !а Красной площади. Было io но, что в СССР нет ни одного рабо чего, интеллигента, крестьянина i красноармейца, которые ие гнали бы, что Горьхий — один на тех, кто участвовал в создании счастливой я свободной жнзлн трудящихся совет* ской страны. Он занимал место на почетной трибуне рядом со Сталиным н другими любимыми вождями вели, кой страны социализма. Горький ие умер. Его теорчесту во — образ народа на гаре его судь бы — живет жизнью самого народа. Его прах — предмет почитании его парода н всех народов, ядущх ж освобождению. МАИС ЛЕРНЕР (Реёантер американского журнала —еженедельника „Нейшен*) Горьхий охватывает целями всю русскую революционную эпоху. Oi млчал писать при первых звуках р** волюционноге движения и дожил до осуществления социализма. Ему уда лось увидеть опубликование проекта великой пролетарской демократиче ской Конституции СССР. Горький прошел путь настоящего рабочего — путь, полным испыта нии. Он понжиал, что коммунистиче ская партия является необходимым руководителем i вдохновителем для революционного писателя. Друг Ле нина и Сталина — Горьким вооду шевлял массы их борьбу. Велико обаяние Горького для новых поколе нии революционно-демократических писателей во всех странах. Амери канские писатели в своей борьбе iipe- тив реакции, в союзе с рабочими вместе с народами Советского Союза будут защищать культурные дости жения современного человечества, что будет лучшим памятником Мак симу Горькому. ШЕРВУД АНДЕРСОН (Известный американский писатель) Горький иалисал много крехра** пых произведений, которые всегда будут перечитываться. Кто ие был взволнован произведениями этого пн сателя, произведениями мастерскими проникнутыми исключительной гу< маниостыо? Горький безусловно является од ним из настоящих отцов всей совре менной литературы. I что особенно ценно — ож всегда боролся аа право попранных ж унижеиньп. Жизнь Горьком является одной а самых плодотворных для всех времен Ш. В. Сталин и А. М. Горький (1931 а.) Вечно юная... ЛИЧНО- ■ого! Горький связан с жизнью мил- . л<га, жгтм.л* отт™ ___ г * сталинском эпохи — епохи ярчаи- лвонов, его творчество, разнообразнее ж яркое, было полностью отдано грудящимся. БойцыСеверной Военной Флотилии любят Горького, читают его, гнако- шего расцвета человеческой «ж. ПЕРОВ — младший командир СВФ. Литературные передачи В связи с наполняющейся г о д о в щ и н о й со дня смерти Алексея Мак симовича Горького, Мурманский ок ружной рашокомптет провел цикл литературных передач, посвященных памяти великого русского писателя. 5* микрофона были прочитаны от рывки на «Клима Сангина», романа «Мать», «Песня о Буревестнике», рассказ «Однажды осенью» и др. произведения великого писателя. Кроме этого 17 июня была проведе на 1 беседа о творчестве Торького. Сегодня радиокомитет дает переда- 1 ч*г из произведении Горького «Детям о Горьком» н «Горький в творчестве народов СССР». Сегодня по радио будет прочитана 2 бесед* о творче стве Горького. Мурманский радиокомитет позна комил радиослушателей о новыми пластинками, на которых ваписаны отрывки из пьес «На дне» ж «Егор Булычев» в исполнении Народных артистов Союза ССР орденоносцев Качалова, Мосйина, Книппер-Чехо- вой, Щукина и др. А. М. Горький с внучками в 1932 году на Оаче под Москвой. «Песню а Соколе» широкая чита ющая публика узнала в 1898 гаду ив первого издания сочинений Горь кого, состоявшего из небольших двух книжечек, изданных Дороватовским ж Чарупшнковым. С «Песней о Буревестнике» чита тель познакомился значительно поз же. Она сначала ходила в рукопи сях, а впервые напечатана была не легально, в Лондоне, в книжечке, из данной журналом «Жнань», в 1901- 1902 году. Обе эти песни п начале 1900 го дов пользовались широчайшей попу лярностью п в революционной, и в радикальной, среде, в особенности среди молодежи, рабочих н студен чества. На tfcex студенческих вече рах, открытых и закрытых, на ра бочих вечеринках декламировались эти две песни. Молодому человеку нашего време ни трудно представить, какое исклю чительное революционное значение имели в то время эти две песни, в особенности «Песня а Соколе». Кз- кое возвышающее настроение, какой подем духа вызывали они в жажду щей революционного дела молодежи! Эта песня для пробуждения револю ционных чувств в молодежи в те го ды сделала величайшее дело. ...Питер. 35 лет назад. Концерт. Участвуют муаыханты, актеры, чте цы. Публика — полный зал, две сотни — исключительно молодежь: мелкие служащие, рабочие. Спела певица какие-то романсы, продекла мировал актер-профессионал о том как «май веет своим опахалом» (хо тя иа дворе был сентябрь), человек в сюртуке что-то сыграл на рояле все это давно-давно забылось... Вы шел после них иа эстраду неболь шой человек. Произнес, обращаясь к публике: «Песнь о Соколе» Горько го». И стал декламировать. Публика сразу насторожилась. Это не был профессионал, он даже заикался ино гда. Но он прекрасно поймал осо бый, нарастающий буйный ритм «Песни». Он всем существом чув ствовал то, что говорил, и это «ра зу передалось слушателям. Стало ти хо, внимание напряглось, людей ох ватил порыв, у?гремленность. Боль шинство впервые услышало «Песню о Соколе», а многие, вероятно, впер вые испытали чувство революцион ного под’ема. ...«Врага прижал бы я к ранам груди, и захлебнулся-б моей он кро вью...». ...«В бою с врагами истек ты кро вью... но будет время — н капли крови твоем горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни, и многе смелых сердец зажгут безумной жа ждой свободы, света». Закончил маленький человек «Пе сню». Такие слова не могут не дей ствовать на живых и честных людей. Бурные и долгие одобрения. «Песня о Соколе» многих вытолкнула из обывательской повседневности, пока зала красоту подвига, заставила за думаться о том, куда итги, вызвала к жизни ранее скрытые революцион ные чувства. Это одни случай. Но таких случа ев было много. «Песня о Соколе» всегда была свежа и молода, и все гда звала к битве. Ее всегда любила жаждущая борьбы и подвигов моло дежь. И теперь, через 42 года после ее рождения, тоже любит. В. КОНДРАТЬЕВ. М. ГОРЬКИЙ Песня о Соколе Море огромное, лениво вздыхаю- I шего мхом, — у камня печального, I — Верный богу человек идет в щее у берега — уснуло т непод- 'хмурого. На тот бок его, который впжно в дали, облптой голубым сия нием лупы. Мягкое е серебристое, оно слилось там с сгоним южгым не бом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих со бою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, урод ливо изогнутые норд-остом, резнями взмахами подняли свои вершины ъ синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной аочи. Горы важно-задумчивы. С иих на пышные зеленоватые гребни волн упалп черные тени и одевают их, как бы желая остановить елнпствеп- Еое движение, заглушить немолчный плеск воды н вздохп пены, — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой да горными вышинами. — А-ала-ах - а-ап'шр!... — тпхо втшхает Надыр-Рагим Оглы, старым ео ы м гки й чаблн. высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой я мудрый старик. Мы с ним лежим па песке у гро мадного кампя, оторвшпгсгогя от (юдиой горы, одетого тенью, норос- обращен к порю, волчы набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращен ной к горе, оно вздрагивает, <и по старому камню, изрезанному часто сетью глубоких трещин, бегают те ни. Мы с Рагимом варим уху из толь ко что наловленной рыбы и оба на ходимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворен ным, позволяющим проникать в се бя, когда на сердце так чисто, лег ко, и нет иных желаиий, кроме же- 1лания думать. А море ластится к берегу, и Вол ны звучат так ласково, точно про сят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и ша ловливая нота — это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам. Рагпм лежит грудыо па песке, го- I ловой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову па ладони. Мох натая баранья шаппа с'ехала ему па затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб весь в мелких мор щинах. Он философствует, не справ ляясь, слушаю ли я его, точно он . говорит с морем: «Весь в бело! пене, седой ш спль- жый, ож резал гору ■ садах в море, сердито воя. «•Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с pai^ битой грудью, в крови иа перьях. «С коротким криком он пал на рай. А который не служит богу и ! еемлю и бился грудью в бессильном пророку? Может, он — вот в этой , гневе о твердый камень... «А Уж подумал: «Долхие быть, в иа хами, па не убился, а рассме- пебе и *в самом деле похить прият- I ялси... ю , коль он так стонет!..» «Ж цредлахнл он свободной птиу це: — «А ты подвинься иа край ущелья и вниа бросайся. «Быть может, крылы тебя подни- «— Тан вот в чем прелесть по летов в небо! Она — в паденьп!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне нут и поживешь еще немного в тво- I знойной. Там только пусто. Там пене... П те серебряные пятна на воде, может, он же... кто знает? Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появ ляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла нз-за мох натых вершин тор и теперь задум чиво льет овой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим. — Гагим!.. Расскажи сказку...— прошу я старика. — Зачем? — спрашивает Рагнм, не оборачивзясь ко мне. — Так! Я люблю твои сказки. — Я тебе все уж рассказал... Больше не анаю... Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу. — Хочешь, я расскажу тебе пес” ню? — соглашается Рагим. Я хочу слышать старую песню, * унылым речитативом, стараясь со хранить своеобразную мелодию пес ни, он рассказывает. 1. «Высоко в торы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. «Высоко в небе сияло солпце, а горы зноем дышало в пебо, и би лись волны внизу о камень... «А по ущелью, во тьме и брыз гах, поточ стремился навстречу мо* I рю, гремя камнями... «Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что ЖИЗНИ ПТИЦЫ две-три минуты... «Подполз он ближе к разбитой птице и прошипел он ей прямо в очи: «— Что, умираешь? «— Да, умираю! — ответил Со кол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!.. Ты не уви дишь его так близко!.. Эх, ты, бед няга! , «— Пу, что же — небо? — пу стое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сы ро! «Так Уж ответил свободной пти це и усмехнулся в душе над вею аа эти бредни. «II так подумал: «летай иль пол- гай, конец известен; все в еемлю лягут, все прахом будет...». . «Но Сокол смелый вдруг встрепе- ' нулся, привстал немного и по ' ущелью повел очами. «Сквозь серый камень вода сочи лась, и было душно в ущелье тем ном я пахло гнилью. «II крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «— 0, если б в пебо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к | ранам груди и... захлебнулся б моей I он кровью!.. О, счастье битвы! ей стихии». «И дрогнул Сокол и, гордо крик нув, пошел к обрыву, скользя ког тями по слизи камня. «И подошел он, расправил кры лья, вздохнул всей грудью, свер кнул очами и — вниз скатился. «И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... «Волна потока его схватила п. кровь омывши, одела в пену, умча ла в море. «А волны моря с печальным ре вом о камень бились... И трупа пти цы не видно 'было в морском про странстве... П. 4 «В ущелье лежа. Уж долго думал 0 смертв птицы, о страсти к небу, j «И вот взглянул он в ту даль, 1 что вечно ласкает очи мечтой о счастье. J «— А что он видел, умерший Со- | кол, в пустыне этой без дна я ! храя? Зачем такие, как он, умерши, ! смущают душу своей любовью к по летам в небо? Что им там ясно? , А я ведь мог бы узнать гее это, взлетевши в пебо хоть пе надолго. I «Сказал и — сделал. В кольпо свернувшись, он прянул в воздух а узкой лептой блеснул па солнце. «Рожденный ползать — летать 1пе может! Забыв об этом, оп пал много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гор дость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные, птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я— видел небо... Взлетел в него я, его измерил, познал паденье, но не раз- \ бился, а только крепче в себя я 1 верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не пове рю. Земли творенье — землей жп- ду Я. «II он свернулся в клубок на кампе, гордясь собою. «Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились. «В их львином реве гремела пес ня о гордой птице, дрожали скалы от ох ударов, дрожало небо от гор- 1дой песни! | «Безумству храбрых поем мы сла ву! • «Безумство храбрых — вот муд рость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... 1Го будет время — и капли крозп твой горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, п мпого смелых сердец зажгут безумной жаждой сво боды, света! «Пускай ты умер!.. По в песпе смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! «Безумству храбрых поем мы песню!.. *** ... Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей... Паш котелок тихе закипает. Одна из волн игриво вскатывает* ся на берег и, вызывающе шумя,« ползет к голове Рагпма. — Куда идешь?.. Пшла! — ма шет на нее Рагим рукой, п она по корно скатывается обратно в море. Мне нимало не смешна -и нэ страшна выходка .Рагпма, одухотво ряющего волны. Все кругом смотрит странно — живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощ ной, сдержанной силы. По темноси- : нему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чару ющее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Все дремлет, но дремлет напря- . жепно-чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенет ся и зазвучит в стройной гармонии пепз’яснпмо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мпра, раз’яснят -их уму, а потом погасят 1его, как призрачный огопек, и увле* куг с собой душу высоко в темносп- нюю бездну, откуда навстречу ей i трепетные узоры звезд тоже зазву4 ; чат дивной музыкой откровения. ! 1S95 г. а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz