Полярная правда. 1937, июнь
Д О С Т О Й Н О Н Е С Т И В Ы С О К О Е З В А Н С О В Е Т С К О Г О У Ч И Т Е Л Я П Е Р Е Д О В Ы Е У Ч И Т Е Л Я Г О Р О Д А СМИРНОВА Ольга Арсеньевна (школа Ja ift) 'I I МАКАРОВА Евд жия Сергеевна (школа ,\з 10 ) Г Р АМОКА Екатерина Федоровна (школа 3J Ш ИЛЬНИ КОВА Екатерина Никаноровна (школа J\S 3) □ Заметки старого педагога Все сто семь учащихся пашей школы в поселке Дровяном перешли в следующие кхассы. В школе 22 отлпчпика. Па «хорошо» по всем предметам -сдали остальные уча*, щпеея. Слажено шла работа в нашем маленьком коллективе. Много и хо рошо работала учительница Яблон ская. Молодой учитель Старченко, работающий всего один год, проявил себя внимательным, добросовестным работником. Мне, лично, пришлось вести работу одновременно в двух классах. Дело было не легкое, по ре зультаты все зге пе плохие. Второ годников — пет. В дни проверочных испытаний, мне, старому педагогу с 36-летним педагогаческпм стажем, часто вспо минались разные эпизоды во время экзаменов в старой школе. В тяжелой обстановке проходили в дореволюционное время мучитель ные для детей, сбивающие их с тол ку и не дающие никакого представ ления о глубине усвоенных внаний, «экзамены». Наступление «экзаменов» сопрово ждалось бесконечными волнениями учителей и учеников. Все время ждали «грозное начальство». В большинстве этзампнаторамп бывали поп, земский начальник. Вопросы детям задавались самые нелепые. Как сейчас помню один такой слу чай. Поп показывает ребенку каран даш и грозно изрекает, — что это такое? — Ребенок отвечает — ка рандаш. В ответ — грубый окрик экзами- натора,— дурак, это имя существи тельное! С ненавистью и злобой приходи лось выслушивать идиотские попов ские вопросы: в какой день сотво рена ворона? рыба? береза?...Перепу5 ганные, сбитые с толку дети, после таких вопросов терялись, ив пони мали ничего. Сейчас вспомнишь ©то и себе не веришь. Неужели все это было? Какой простор детской мысли, ка кие возможности для учебы имеет ребенок в советской школе! И как радостна работа педагога в наше время. За годы} революции я обучил сотни ребят. Нз них теперь выросли 1инженеры, врачи, педагоги, технп- I ки, агрономы. Большой процент за- 1ннмают женщины. А в старые I годы учение девочки кончалось, бы вало на втором году. Мне уже ие мало лет, во я чув ствую в себе много силы и бодрости. И часто пошучивая, говорю, что в наше время недействительна дав нишняя поговорка «старость не -ра дость». В . Н. ЗАЛИН — зав, школой № 15. и т о г и г о д я Школы города подвели итоги ус- н старапий к тому, чтобы поднять неваемости учащихся 1—4 классов отстающего учащегося до уровня пе- за 193G— 37 учебный год. Пз 9421 редовпка учебы. у чащ и х ся этих классов S912 или 94 проц. переведеныв следующий класс; В школе А» 4 в 3 классе учи тельница Шалаева проводила эту 165 имеют испытания на осепь, а I «теорию» до половины учебного го- 354 человека нз 1— 3 классов ос- да. Опа считала, что ее класс яв- тавлепы на повторительный курс. ! ляется «трудным» в смысле дисцип- Несмотря на то, что процент ус- липы и успеваемости. После ос- певаемости учащихся 1—4 классов вобождения Шалаевой от работы по сравнению с 35— 36 учебным го- класс был передан ч учительнице дом увеличился с 91 до 94, — еле- т. Кучеровой Татьяне Авксентьевне, и дует отметить, что с поставленной 1лицо класса значительно изменилось, партией и правительством основной Благодаря исключительному внпма- задачей — ликвидацией второгоднн- ! шло, чуткому подходу к каждому ре- чества — школы города не справи- бепку, тщательной подготовке к уро- лпсь. кам, т. Кучерова в очень короткий В чем кроются основные причины, с1,ок добилась сознательной дисцип- породцвшне наличие второгодпичест- липы в классе, той дисциплины, ко- ва в наших школах? Прежде всего в том, что отдел на родного образования пе сумелобеспе чить должного руководства и контро ля за работой отдельных школ ж учителей; не сумел организовать по- торая требуется в нашей советской школе. Татьяна Авксентьевна сумела привить детям внимательное и лю бовное отношение к учебе. Если обратиться к материаламтой же 4 школы и проверить успевае мость учащихся бывших «вспомога- вседневноп помощи учителям, недо- тточно обладающих педагогически- я*ыш *» то в эти показ1' ыи навыками, ве развернул широ- | тык ва“ совершенно асну» картину того, что не учащийся ви новен в отставании, а, что отстава ние есть следствие невниматель ного отношения к ученику со сторо ны учителя. Из 45 учащихся бывших вспоно- кого обмена опытом лучших мастеров педагогического труда. Некоторые директора, заведующие школами п заведующие учебной ча стью школ нередко, вместо нобили- аации учительской кассы в а борьбу Г1 те ли н х ш обучающихся в с недостатками, смазывали острые даннм врекя в ^ 31 пере. утлы, демобилиэовывали учителей и ■ в ед ем в м в у в п д а н а с ш Такив учащихся. j уЧеН1ГКП? как Дерюгина, Дербина, ^Такие случаи мы имели в НСШ ( Зеленина, Чепарева, слывшие неис- A j 18, где директор школы Турков, правимыми, имеют отлпчпые и хоро- выступая в печати, заявлял, что в ' шие отметки. В этой школе учитель- школе все благополучно, что второ- j ница Анна Николаевна Иванова, годников не будет, а мер к этому на j пмея в своем классе 7 второгодпи- самом деле пе предпринял. Имели ков к трех учащихся из бывших место случаи либерального и даже безобразного подхода к оценке зна ний учащихся, заведоиое повышепие успеваемости, очковтирательство. Ди ректора школ проходили мимо этих безобразных фактов, а некоторые и способствовали этому. Одной из важпеиших причин вто рогодничества является и то, что в вспомогательных классов, дооплась, что вся эта группа ребят перешла в следующий класс и с довольно твер дыми знаниями программного мате риала.. В школе М5 6 (зав. школой тов. Попов) из 38 учеников бывших вспо могательных классов 34 переведены в -следующий класс, при этом 17 ча- наших школах у ряда учителей до ловех имеют только отличные ж хо- коица не изжиты педологические из- , рршие оценки, вращения. Теория «обреченности» i Другим подтверждением того, что имела место там, где учи- ликвидация отставания учащихся *а- тель недостаточно прикладывал сил висит от учителя является успевае мость бывших второгодников в на ших школах. В школе Л? 4 нз 99 второгодников 97 переведены в сле дующие классы, в школе Л» 17 из 34 переведено 33, в школе ?Чг 6 из 38 — 37. Воспитательная работа во многих школах была не на должной высоте. Многие учителя игнорировали это де.- ло и отрывали учебную 1 >аботу от воспитательной. Это тоже повлияло па неудовлетворительные результаты учебного года. У нас немало учителей, которые . ряд лет пе имеют в своих классах ! второгодников. С большевистским ' упорством работали эти учителя и добились блестящих результатов. 1 в первую очередь это тт. Смпрпова, 1 Степанов (19 школа), Макарова, Бе- * зобралова (школа Хг 10), Шипнпы- j па, Шильнпкова (школа Хг 3), Мяс- ! пикова, Кучерова, Иванова (школа Х ° 4), Голова, Берчпкова (школа X i 17), Румянцева, Родионова (шко- ! ла Л? 20), Золил, Яблонская (школа Л° 15), Степанова, Махонько, Под- стапипкая», (школа Л1® 18), Зензино- ва (шк. 8), Пестерева (школа\ № 6), Груздева (шк. Л? 1), Сясппа (шк. 22), Покровская (шк. № 21) Список этот может быть продолжен. Такие учителя у пас насчитываются пе единицами, а десятками. Знания этих товарищей Гороно и директора школ должны использовать в широ ком масштабе. Опыт их должен стать достоянием всей учительской массы. Широкая популяризация прекрасных образцов работы этих товарищей по может молодым учительским кадрам расти и совершенствоваться в работе. Перед учительством Заполярья поят большие задачи в деле даль нейшего глубокого улучшения каче ства всей учебно - воспитательно! работы. Советскому учителю много# доверено, звание советского учителя — высокое почетное звание. И оно обязывает каждого учителя непре рывно расти, развиваться, активно участвовать в политической жизни страны, в совершенстве овладеть высоким искусством большевизма. М. ДМИТРИЕВ — заз. геродсяим отделом народ ного образззгния. ПЕРЕДОВЫЕ УЧИТЕЛЯ ГОРОДА □ Прекрасное время Была неграмотной до 16 лет. А так хотелось учиться. Часто во сне в то время снилась школа. По это была только мечта. Па самом деле было другое. Бедность в крестьян ской семье. У родителем 10 человек детей. Чуть подрастет братишка, — сразу считали способным зарабаты вать себе хлеб. Так и батрачили мои родные в кулацком хозяйстве. Не многие из нас окончили начальную ШКОЛУ. Только при советской власти от крылась широкая дорога к свету и знанию. И мы— пять братьев и пять сестер — независимо от возраста и подготовки начали учиться. Теперь каждый пз нас имеет образование, имеет лтобимое дело. Сейчас в нашей семье есть врач, инженер, техник, учитель и другие представители советской интеллиген ции. Наша мать гордится своими детьми, гордится тем, что она живет в такое прекрасное время. Спасибо товарищу Сталину! Спа сибо пашей славной коммунистиче ской партии! Спасибо ва завоеванное нам право па образование, па груд, на отдых. Е. А. МЯСНИКОВА — учительница 1 класса школы № 4. 30 лет в школе 1 октября 1907 года я поступи учителем в сельскую школу на по бережье Мураша. И с тех пор уже не покидал педагогической работы. За это время пришлось поработать во многих школах Мурманского окру га. Трудно даже передать, в каких условиях приходилось работать, как попиралась огромная тяга трутового народа к грамоте. Особепно тру:гм было, так называемым, малым пан - ональностям. Вспоминаю, — первая школа, ку да я попал, находилась в станови ще, где население знало только фин ский язык. Я же знал только рус ский язык. Что было делать? Я применил «натуральный» метод обучения. Сна чала просто играх с детьми. Мы бе гали, прыгали, пели. Я показывал предметы и называл их. Детж повто ряли ва мно! слова хором и в оди ночку. Скоро мы начали понемногу понимать друг друга,— тогда я за-, нялся начатками грамоты и счета. Уже со второй половины учебного года «начальство» запрещало детям на уроках и переменах пользоваться родным языком. Это было подчас невыносимо для ребят. Сейчас в нашей стране органи зованы многочисленные школы, в которых ведется обучение на родном языке. 1 октябри втого года я начинаю свой тридцатый учебный год! Трид цать лет отданы школе, борьбе за культуру, за светлую жизнь. Хочет ся еще много-много лет быть учите лем и воспитателем самых счастли вых в жир» детей. К . ГОМАН — Учитель школы № 1. П Е Р Е Д О В Ы Е У Ч И Т Е Л Я Г О Р О Д А МЯСНИКОВА Евдокия Андриановна (школа j M 4) РУМ ЯНЦ ЕВА Вера Александровна (школа № НО) Ш И П ИЦЫ Н А Александра Ивановна школа J6 3) К А Р П И Н С К А Я Вера Степановна (школа № 1 9 ) УЧИТЕЛЬНИЦЫ Дули ветры всех румзбов и направ лений, как бывает это поздней осе нью. Но самым властным, самым не-- покорным был ветер, заставивший молоденькую, только что сошедшую со школьной скамьи, девушку бросить книги, бросить тише стены дома, и пойти в необычную и труд ную обстановку гражданских боев. Ветер революции привел Марию Безобразову в партизанский отряд, мужественно защищавший ет банд Юденича молодую республику Сове тов. 1 то незабываемое время с па мятного сентября 1919 roja но ян варь 1921, — закалило и воспита ло из Марии Безобразовой стойкого верного бойца за дело революции. В те грозовые военные годы ело-, жплась и личная жизнь Марин Дмитриевны. Крепко - накрепко свя- | зала она свою судьбу с ад’ютантом конного полка, в котором служзла бойцом. Тогда же в Гатчине родилась крепкая девочка, дочь Маргарита, заставившая мать сстаь-пть седло п винтовку. И с тех пор Мария Дмитриевна восемнадцать лет рабо тает на другом ответственном и , серьезным фронте — коммунистиче ского воспитания детворы. Многие годы провела она в небольшой дере венской школе под Лугой, а сейчас па короткое время работы в Мурман ске завоевала заслуженный автори тет отличного педагога, чуткого то- -t сарища, настоящего советского вос питателя. Во втором классе десятой школы, который она ведет, нет ни одного неуспевающего. Все ребята, в том числе и пять бывших второгод ников, с хорошими и отличными от метками перешли в третий класс. * В жизненной книге Ольги Арсень евны Смирновой не было овеянпых романтикой гражданской войны слав ных страниц. По каждый день из ее двадцатппятплетнего учительского стажа — день большой боевой рабо ты. Ольга Арсеньевна принадлежит к той славной плеяде русских учи тельниц, которые еще в тьме и не вежестве старой России старались довести до народа светлое слове культуры. — Мне, работавшей еще в старо! школе, особенно ярко видны все свет лые солнечные стороны нынешнем жизни и работы. Особенно радует крепкий контакт педагога и ученика, педагога и родителей. Это было со вершенно немыслимо раньше. Я очень люблю ребят и стараюсь бы вать с ними не только во время тро ков. Много выходных дней отдано экскурсиям, культпоходам в кино, выпуску стенгазеты, — рассказыва ем Ольга Арсеньевна. Она пользуется огромной любовью детей. В 3-м классе 19-й школы пет учеников, не готовящих домашних заданий. Высокую дисциплину стро- Учительница 10-й школы М. Д. БЕЗОБРАЗОВА и учительница 17-й школы В. П . ГОЛОВА го поддерживают в классе «малень кие друзья» этого замечательного пе дагога. Те дети, которых педагоги— поклонники буржуазной лженауки педологии, старались «определить в дефективных», у Ольги Арсеньевны правильна развиваются, хорошо учатся. ... Уже закончились занятия в начальных классах школ нашего го рода. Газ'ехались многие школьники, отдыхают учителя. Екатерина Фе* доровна Грамова— учительница 3-го класса «б» III школы считает, что свои отдых она начнет послето го, как поможет переростку Хеше пройти за лето программу IY клас са, чтобы он мог посещать класс, от которого отстал пэ болезпи. Этого педагога характеризует необычайная скромность и любовное отношение к детям. Екатерина Федоровна органи чески не мирится с мыслью оставить ребенка па второй год. Очень внима тельная и требовательная к детям, она требовательпа и к себе. Одним из первых «пионеров» закончила она Мурманский педагогический тех никум, хотя имела до этого специ альное образование. Аттестат учится ля начальной школы Грамова полу чила еще в прошлом году. 20 лет работает в школе Евдокия Сергеевяа Макарова. Трудно начи нался ее учительский путь. «В замечательные дни глубокой заботы о советском учителе часто всплывают в памяти воспоминания прошлого. Я начинала свою работу в земской школе, в деревне, одно название которой говорит о многом «Большая Божья» — так называ лась наша деревня. Жило там много староверов, пе пускавших детей в школу, с ненавистью говоривших о грамоте. Многое пришлось перенести для того, чтобы отвоевать для шко лы ребенка.Теперь я часто рассказы ваю школьникам о проклятом черном времени, когда школа была под1 властью церкви, когда перед детьми трудового народа всячески вакрыва- . лись пути к познаниям и культуре». Макарова—настоящий педагог по призванию. В ее классах никогда не бывает второгодничества. Ученики 1 класса 10 школы, который она ве дет, контрольную диктовку из 37 слов (кроме одной работы на посред ственно) написали на «отлично» в «хорошо». получил класс Шильниковом крепил его до конца года. и за- s Сестры упорно уговаривали Кати запяться медициной. В семье Шнль- никовых было много медиков. Но Екатерина Пиканоровна твердо ре^ шила — буду учительницей. И вле чение не оказалось ошибочным. 17 лет работы в школе — годы лично го роста, годы кропотливой и любов ной передачи знаний. Вот уже пять ! лет подряд в классах Екатерины Ни- 1 каноровкы нет второгодников. Это достижение, которым могут похва литься далеко не многие, опытные учителя. 8 марта в 3 школе передавали красное знамя лучшему по успевае мости и дисциплине классу Знамя ; Коля Ветров больше всех смущал Вассу Петровну. В начале учеб ного года в IV классе 17 шко лы Коля отличался... 32 *ошиб ками в одной диктовке. Но Голова решила, что мальчик должен выйти в число успевающих. Сколько отдельных бесед, сколько незаметных для других, но очень ценных для ребенка замечаний, сколько разговоров было уделено Ветрову — трудно сказать. Эта ра бота педагога не измеряется ника кими внешними показателями. Но именно этот внимательный индивиду альный подход помог отставшему, еа- пущенному ученику выправиться. Во 11 четверти Коля делал в диктовке 12 ошибок. В III — только четыре. А в контрольной диктовке на испы таниях — ни одной. Мальчик стал дисциплинированным, неузнаваемым и хорошо перешел в 5 класс. Любить ребенка, отыскивать в нем лучшие стороны характера, помочь ему разобраться в окружающей об становке Голова училась не только за свои восемь лет безупречной ра боты в школе. В маленьком завод ском поселке далекого Урала, в рабо чей семье, позже в педагогическом техникуме, па комсомольской работе. Васса Петровна внимательно приг сматривалась к людям, изучала их, умела ненавидеть врагов и горячо .побил» настоящего советского чело века. П в работу учителя опа внес ла бережный подход к людям, тверр дую ответственность за норученное деле. В большом коллективе учителей Советского Заполярья есть многе подлинных мастеров педагогического дела, достойно воспитывающих моло дое поколение страны социализма. Большинство из них — учительни цы. Это не случайное явление. Оно еще раз убедительно и ярко показы вает политическую активность совет ской женщины, ее полное равнопра^ вне во всех отраслях государстве®* ной жизни страны. Трудно и невозможно рассказать сразу обо всех... Мы говорим сегод ня о некоторых, но в каждой из них отражен путь, проделанный подруга ми, товарищами по большой, замеча тельной работе. П все, кто честно работал, кт* видел в своей профессии не простое повседневное ремесло, а вкладывал в дело творческое горение, молодую инициативу, кто видел в каждом ре бенке пе просто ученика, а буду щего пламеппого борца за дело ком мунизма — тот с большим и заслу женным удовлетворением временно закроет двери школы, чтобы радост но распахнуть их в будущем учеб ном году. Р. ТРОЯНКЕР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz