Полярная правда. 1937, июнь

Д О С Т О Й Н О Н Е С Т И В Ы С О К О Е З В А Н С О В Е Т С К О Г О У Ч И Т Е Л Я П Е Р Е Д О В Ы Е У Ч И Т Е Л Я Г О Р О Д А СМИРНОВА Ольга Арсеньевна (школа Ja ift) 'I I МАКАРОВА Евд жия Сергеевна (школа ,\з 10 ) Г Р АМОКА Екатерина Федоровна (школа 3J Ш ИЛЬНИ КОВА Екатерина Никаноровна (школа J\S 3) □ Заметки старого педагога Все сто семь учащихся пашей школы в поселке Дровяном перешли в следующие кхассы. В школе 22 отлпчпика. Па «хорошо» по всем предметам -сдали остальные уча*, щпеея. Слажено шла работа в нашем маленьком коллективе. Много и хо­ рошо работала учительница Яблон­ ская. Молодой учитель Старченко, работающий всего один год, проявил себя внимательным, добросовестным работником. Мне, лично, пришлось вести работу одновременно в двух классах. Дело было не легкое, по ре­ зультаты все зге пе плохие. Второ­ годников — пет. В дни проверочных испытаний, мне, старому педагогу с 36-летним педагогаческпм стажем, часто вспо­ минались разные эпизоды во время экзаменов в старой школе. В тяжелой обстановке проходили в дореволюционное время мучитель­ ные для детей, сбивающие их с тол­ ку и не дающие никакого представ­ ления о глубине усвоенных внаний, «экзамены». Наступление «экзаменов» сопрово­ ждалось бесконечными волнениями учителей и учеников. Все время ждали «грозное начальство». В большинстве этзампнаторамп бывали поп, земский начальник. Вопросы детям задавались самые нелепые. Как сейчас помню один такой слу­ чай. Поп показывает ребенку каран­ даш и грозно изрекает, — что это такое? — Ребенок отвечает — ка­ рандаш. В ответ — грубый окрик экзами- натора,— дурак, это имя существи­ тельное! С ненавистью и злобой приходи­ лось выслушивать идиотские попов­ ские вопросы: в какой день сотво­ рена ворона? рыба? береза?...Перепу5 ганные, сбитые с толку дети, после таких вопросов терялись, ив пони­ мали ничего. Сейчас вспомнишь ©то и себе не веришь. Неужели все это было? Какой простор детской мысли, ка­ кие возможности для учебы имеет ребенок в советской школе! И как радостна работа педагога в наше время. За годы} революции я обучил сотни ребят. Нз них теперь выросли 1инженеры, врачи, педагоги, технп- I ки, агрономы. Большой процент за- 1ннмают женщины. А в старые I годы учение девочки кончалось, бы­ вало на втором году. Мне уже ие мало лет, во я чув­ ствую в себе много силы и бодрости. И часто пошучивая, говорю, что в наше время недействительна дав­ нишняя поговорка «старость не -ра­ дость». В . Н. ЗАЛИН — зав, школой № 15. и т о г и г о д я Школы города подвели итоги ус- н старапий к тому, чтобы поднять неваемости учащихся 1—4 классов отстающего учащегося до уровня пе- за 193G— 37 учебный год. Пз 9421 редовпка учебы. у чащ и х ся этих классов S912 или 94 проц. переведеныв следующий класс; В школе А» 4 в 3 классе учи­ тельница Шалаева проводила эту 165 имеют испытания на осепь, а I «теорию» до половины учебного го- 354 человека нз 1— 3 классов ос- да. Опа считала, что ее класс яв- тавлепы на повторительный курс. ! ляется «трудным» в смысле дисцип- Несмотря на то, что процент ус- липы и успеваемости. После ос- певаемости учащихся 1—4 классов вобождения Шалаевой от работы по сравнению с 35— 36 учебным го- класс был передан ч учительнице дом увеличился с 91 до 94, — еле- т. Кучеровой Татьяне Авксентьевне, и дует отметить, что с поставленной 1лицо класса значительно изменилось, партией и правительством основной Благодаря исключительному внпма- задачей — ликвидацией второгоднн- ! шло, чуткому подходу к каждому ре- чества — школы города не справи- бепку, тщательной подготовке к уро- лпсь. кам, т. Кучерова в очень короткий В чем кроются основные причины, с1,ок добилась сознательной дисцип- породцвшне наличие второгодпичест- липы в классе, той дисциплины, ко- ва в наших школах? Прежде всего в том, что отдел на­ родного образования пе сумелобеспе­ чить должного руководства и контро­ ля за работой отдельных школ ж учителей; не сумел организовать по- торая требуется в нашей советской школе. Татьяна Авксентьевна сумела привить детям внимательное и лю­ бовное отношение к учебе. Если обратиться к материаламтой же 4 школы и проверить успевае­ мость учащихся бывших «вспомога- вседневноп помощи учителям, недо- тточно обладающих педагогически- я*ыш *» то в эти показ1' ыи навыками, ве развернул широ- | тык ва“ совершенно асну» картину того, что не учащийся ви­ новен в отставании, а, что отстава­ ние есть следствие невниматель­ ного отношения к ученику со сторо­ ны учителя. Из 45 учащихся бывших вспоно- кого обмена опытом лучших мастеров педагогического труда. Некоторые директора, заведующие школами п заведующие учебной ча­ стью школ нередко, вместо нобили- аации учительской кассы в а борьбу Г1 те ли н х ш обучающихся в с недостатками, смазывали острые даннм врекя в ^ 31 пере. утлы, демобилиэовывали учителей и ■ в ед ем в м в у в п д а н а с ш Такив учащихся. j уЧеН1ГКП? как Дерюгина, Дербина, ^Такие случаи мы имели в НСШ ( Зеленина, Чепарева, слывшие неис- A j 18, где директор школы Турков, правимыми, имеют отлпчпые и хоро- выступая в печати, заявлял, что в ' шие отметки. В этой школе учитель- школе все благополучно, что второ- j ница Анна Николаевна Иванова, годников не будет, а мер к этому на j пмея в своем классе 7 второгодпи- самом деле пе предпринял. Имели ков к трех учащихся из бывших место случаи либерального и даже безобразного подхода к оценке зна­ ний учащихся, заведоиое повышепие успеваемости, очковтирательство. Ди­ ректора школ проходили мимо этих безобразных фактов, а некоторые и способствовали этому. Одной из важпеиших причин вто­ рогодничества является и то, что в вспомогательных классов, дооплась, что вся эта группа ребят перешла в следующий класс и с довольно твер­ дыми знаниями программного мате­ риала.. В школе М5 6 (зав. школой тов. Попов) из 38 учеников бывших вспо­ могательных классов 34 переведены в -следующий класс, при этом 17 ча- наших школах у ряда учителей до ловех имеют только отличные ж хо- коица не изжиты педологические из- , рршие оценки, вращения. Теория «обреченности» i Другим подтверждением того, что имела место там, где учи- ликвидация отставания учащихся *а- тель недостаточно прикладывал сил висит от учителя является успевае­ мость бывших второгодников в на­ ших школах. В школе Л? 4 нз 99 второгодников 97 переведены в сле­ дующие классы, в школе Л» 17 из 34 переведено 33, в школе ?Чг 6 из 38 — 37. Воспитательная работа во многих школах была не на должной высоте. Многие учителя игнорировали это де.- ло и отрывали учебную 1 >аботу от воспитательной. Это тоже повлияло па неудовлетворительные результаты учебного года. У нас немало учителей, которые . ряд лет пе имеют в своих классах ! второгодников. С большевистским ' упорством работали эти учителя и добились блестящих результатов. 1 в первую очередь это тт. Смпрпова, 1 Степанов (19 школа), Макарова, Бе- * зобралова (школа Хг 10), Шипнпы- j па, Шильнпкова (школа Хг 3), Мяс- ! пикова, Кучерова, Иванова (школа Х ° 4), Голова, Берчпкова (школа X i 17), Румянцева, Родионова (шко- ! ла Л? 20), Золил, Яблонская (школа Л° 15), Степанова, Махонько, Под- стапипкая», (школа Л1® 18), Зензино- ва (шк. 8), Пестерева (школа\ № 6), Груздева (шк. Л? 1), Сясппа (шк. 22), Покровская (шк. № 21) Список этот может быть продолжен. Такие учителя у пас насчитываются пе единицами, а десятками. Знания этих товарищей Гороно и директора школ должны использовать в широ­ ком масштабе. Опыт их должен стать достоянием всей учительской массы. Широкая популяризация прекрасных образцов работы этих товарищей по­ может молодым учительским кадрам расти и совершенствоваться в работе. Перед учительством Заполярья поят большие задачи в деле даль­ нейшего глубокого улучшения каче­ ства всей учебно - воспитательно! работы. Советскому учителю много# доверено, звание советского учителя — высокое почетное звание. И оно обязывает каждого учителя непре­ рывно расти, развиваться, активно участвовать в политической жизни страны, в совершенстве овладеть высоким искусством большевизма. М. ДМИТРИЕВ — заз. геродсяим отделом народ­ ного образззгния. ПЕРЕДОВЫЕ УЧИТЕЛЯ ГОРОДА □ Прекрасное время Была неграмотной до 16 лет. А так хотелось учиться. Часто во сне в то время снилась школа. По это была только мечта. Па самом деле было другое. Бедность в крестьян­ ской семье. У родителем 10 человек детей. Чуть подрастет братишка, — сразу считали способным зарабаты­ вать себе хлеб. Так и батрачили мои родные в кулацком хозяйстве. Не­ многие из нас окончили начальную ШКОЛУ. Только при советской власти от­ крылась широкая дорога к свету и знанию. И мы— пять братьев и пять сестер — независимо от возраста и подготовки начали учиться. Теперь каждый пз нас имеет образование, имеет лтобимое дело. Сейчас в нашей семье есть врач, инженер, техник, учитель и другие представители советской интеллиген­ ции. Наша мать гордится своими детьми, гордится тем, что она живет в такое прекрасное время. Спасибо товарищу Сталину! Спа­ сибо пашей славной коммунистиче­ ской партии! Спасибо ва завоеванное нам право па образование, па груд, на отдых. Е. А. МЯСНИКОВА — учительница 1 класса школы № 4. 30 лет в школе 1 октября 1907 года я поступи учителем в сельскую школу на по­ бережье Мураша. И с тех пор уже не покидал педагогической работы. За это время пришлось поработать во многих школах Мурманского окру­ га. Трудно даже передать, в каких условиях приходилось работать, как попиралась огромная тяга трутового народа к грамоте. Особепно тру:гм было, так называемым, малым пан - ональностям. Вспоминаю, — первая школа, ку­ да я попал, находилась в станови­ ще, где население знало только фин­ ский язык. Я же знал только рус­ ский язык. Что было делать? Я применил «натуральный» метод обучения. Сна­ чала просто играх с детьми. Мы бе­ гали, прыгали, пели. Я показывал предметы и называл их. Детж повто­ ряли ва мно! слова хором и в оди­ ночку. Скоро мы начали понемногу понимать друг друга,— тогда я за-, нялся начатками грамоты и счета. Уже со второй половины учебного года «начальство» запрещало детям на уроках и переменах пользоваться родным языком. Это было подчас невыносимо для ребят. Сейчас в нашей стране органи­ зованы многочисленные школы, в которых ведется обучение на родном языке. 1 октябри втого года я начинаю свой тридцатый учебный год! Трид­ цать лет отданы школе, борьбе за культуру, за светлую жизнь. Хочет­ ся еще много-много лет быть учите­ лем и воспитателем самых счастли­ вых в жир» детей. К . ГОМАН — Учитель школы № 1. П Е Р Е Д О В Ы Е У Ч И Т Е Л Я Г О Р О Д А МЯСНИКОВА Евдокия Андриановна (школа j M 4) РУМ ЯНЦ ЕВА Вера Александровна (школа № НО) Ш И П ИЦЫ Н А Александра Ивановна школа J6 3) К А Р П И Н С К А Я Вера Степановна (школа № 1 9 ) УЧИТЕЛЬНИЦЫ Дули ветры всех румзбов и направ­ лений, как бывает это поздней осе­ нью. Но самым властным, самым не-- покорным был ветер, заставивший молоденькую, только что сошедшую со школьной скамьи, девушку бросить книги, бросить тише стены дома, и пойти в необычную и труд­ ную обстановку гражданских боев. Ветер революции привел Марию Безобразову в партизанский отряд, мужественно защищавший ет банд Юденича молодую республику Сове­ тов. 1 то незабываемое время с па­ мятного сентября 1919 roja но ян­ варь 1921, — закалило и воспита­ ло из Марии Безобразовой стойкого верного бойца за дело революции. В те грозовые военные годы ело-, жплась и личная жизнь Марин Дмитриевны. Крепко - накрепко свя- | зала она свою судьбу с ад’ютантом конного полка, в котором служзла бойцом. Тогда же в Гатчине родилась крепкая девочка, дочь Маргарита, заставившая мать сстаь-пть седло п винтовку. И с тех пор Мария Дмитриевна восемнадцать лет рабо­ тает на другом ответственном и , серьезным фронте — коммунистиче­ ского воспитания детворы. Многие годы провела она в небольшой дере­ венской школе под Лугой, а сейчас па короткое время работы в Мурман­ ске завоевала заслуженный автори­ тет отличного педагога, чуткого то- -t сарища, настоящего советского вос­ питателя. Во втором классе десятой школы, который она ведет, нет ни одного неуспевающего. Все ребята, в том числе и пять бывших второгод­ ников, с хорошими и отличными от­ метками перешли в третий класс. * В жизненной книге Ольги Арсень­ евны Смирновой не было овеянпых романтикой гражданской войны слав­ ных страниц. По каждый день из ее двадцатппятплетнего учительского стажа — день большой боевой рабо­ ты. Ольга Арсеньевна принадлежит к той славной плеяде русских учи­ тельниц, которые еще в тьме и не­ вежестве старой России старались довести до народа светлое слове культуры. — Мне, работавшей еще в старо! школе, особенно ярко видны все свет­ лые солнечные стороны нынешнем жизни и работы. Особенно радует крепкий контакт педагога и ученика, педагога и родителей. Это было со­ вершенно немыслимо раньше. Я очень люблю ребят и стараюсь бы­ вать с ними не только во время тро­ ков. Много выходных дней отдано экскурсиям, культпоходам в кино, выпуску стенгазеты, — рассказыва­ ем Ольга Арсеньевна. Она пользуется огромной любовью детей. В 3-м классе 19-й школы пет учеников, не готовящих домашних заданий. Высокую дисциплину стро- Учительница 10-й школы М. Д. БЕЗОБРАЗОВА и учительница 17-й школы В. П . ГОЛОВА го поддерживают в классе «малень­ кие друзья» этого замечательного пе­ дагога. Те дети, которых педагоги— поклонники буржуазной лженауки педологии, старались «определить в дефективных», у Ольги Арсеньевны правильна развиваются, хорошо учатся. ... Уже закончились занятия в начальных классах школ нашего го­ рода. Газ'ехались многие школьники, отдыхают учителя. Екатерина Фе* доровна Грамова— учительница 3-го класса «б» III школы считает, что свои отдых она начнет послето­ го, как поможет переростку Хеше пройти за лето программу IY клас­ са, чтобы он мог посещать класс, от которого отстал пэ болезпи. Этого педагога характеризует необычайная скромность и любовное отношение к детям. Екатерина Федоровна органи­ чески не мирится с мыслью оставить ребенка па второй год. Очень внима­ тельная и требовательная к детям, она требовательпа и к себе. Одним из первых «пионеров» закончила она Мурманский педагогический тех­ никум, хотя имела до этого специ­ альное образование. Аттестат учится ля начальной школы Грамова полу­ чила еще в прошлом году. 20 лет работает в школе Евдокия Сергеевяа Макарова. Трудно начи­ нался ее учительский путь. «В замечательные дни глубокой заботы о советском учителе часто всплывают в памяти воспоминания прошлого. Я начинала свою работу в земской школе, в деревне, одно название которой говорит о многом «Большая Божья» — так называ­ лась наша деревня. Жило там много староверов, пе пускавших детей в школу, с ненавистью говоривших о грамоте. Многое пришлось перенести для того, чтобы отвоевать для шко­ лы ребенка.Теперь я часто рассказы­ ваю школьникам о проклятом черном времени, когда школа была под1 властью церкви, когда перед детьми трудового народа всячески вакрыва- . лись пути к познаниям и культуре». Макарова—настоящий педагог по призванию. В ее классах никогда не бывает второгодничества. Ученики 1 класса 10 школы, который она ве­ дет, контрольную диктовку из 37 слов (кроме одной работы на посред­ ственно) написали на «отлично» в «хорошо». получил класс Шильниковом крепил его до конца года. и за- s Сестры упорно уговаривали Кати запяться медициной. В семье Шнль- никовых было много медиков. Но Екатерина Пиканоровна твердо ре^ шила — буду учительницей. И вле­ чение не оказалось ошибочным. 17 лет работы в школе — годы лично­ го роста, годы кропотливой и любов­ ной передачи знаний. Вот уже пять ! лет подряд в классах Екатерины Ни- 1 каноровкы нет второгодников. Это достижение, которым могут похва­ литься далеко не многие, опытные учителя. 8 марта в 3 школе передавали красное знамя лучшему по успевае­ мости и дисциплине классу Знамя ; Коля Ветров больше всех смущал Вассу Петровну. В начале учеб­ ного года в IV классе 17 шко­ лы Коля отличался... 32 *ошиб­ ками в одной диктовке. Но Голова решила, что мальчик должен выйти в число успевающих. Сколько отдельных бесед, сколько незаметных для других, но очень ценных для ребенка замечаний, сколько разговоров было уделено Ветрову — трудно сказать. Эта ра­ бота педагога не измеряется ника­ кими внешними показателями. Но именно этот внимательный индивиду­ альный подход помог отставшему, еа- пущенному ученику выправиться. Во 11 четверти Коля делал в диктовке 12 ошибок. В III — только четыре. А в контрольной диктовке на испы­ таниях — ни одной. Мальчик стал дисциплинированным, неузнаваемым и хорошо перешел в 5 класс. Любить ребенка, отыскивать в нем лучшие стороны характера, помочь ему разобраться в окружающей об­ становке Голова училась не только за свои восемь лет безупречной ра­ боты в школе. В маленьком завод­ ском поселке далекого Урала, в рабо­ чей семье, позже в педагогическом техникуме, па комсомольской работе. Васса Петровна внимательно приг сматривалась к людям, изучала их, умела ненавидеть врагов и горячо .побил» настоящего советского чело­ века. П в работу учителя опа внес­ ла бережный подход к людям, тверр дую ответственность за норученное деле. В большом коллективе учителей Советского Заполярья есть многе подлинных мастеров педагогического дела, достойно воспитывающих моло­ дое поколение страны социализма. Большинство из них — учительни­ цы. Это не случайное явление. Оно еще раз убедительно и ярко показы­ вает политическую активность совет­ ской женщины, ее полное равнопра^ вне во всех отраслях государстве®* ной жизни страны. Трудно и невозможно рассказать сразу обо всех... Мы говорим сегод­ ня о некоторых, но в каждой из них отражен путь, проделанный подруга­ ми, товарищами по большой, замеча­ тельной работе. П все, кто честно работал, кт* видел в своей профессии не простое повседневное ремесло, а вкладывал в дело творческое горение, молодую инициативу, кто видел в каждом ре­ бенке пе просто ученика, а буду­ щего пламеппого борца за дело ком­ мунизма — тот с большим и заслу­ женным удовлетворением временно закроет двери школы, чтобы радост­ но распахнуть их в будущем учеб­ ном году. Р. ТРОЯНКЕР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz