Полярная правда. 1937, июль
Н. И. ПАХОМОВ Народный комиссар водного ^транспорта Грандиозное сооружение сталинской эпохи Центральный Комитет нашей :»зи- чнн и Совст Народных Комиссаров Союза ССР постановили открыть ка- иял Москва — Волгл для пассажпр- «•кого п грулбпого движепня с 1Г* пюля 1‘»37 года. Закончено грандиозное сооружение великой сталинской эпохи. гордость Советского Союза, самое современное гнЛ[>отехническое сооружение. С открытием капала страна ча стично решает такую огромной важ ности задачу, как создание в Москве порта пяти морен — Балтийского. Белого. Каспийского. Черного. Азов ского. Большое количество грузов, в осо бенности минерально - строительных п лесных, будет транспортироваться водным путем. Канал имеет большое значение п в отношении пассажирских перево- -чок. С 13 июля устанавливаются ре гулярные рейсы оборудованных по последнему слову техники * комфор табельных теплоходов по линии Мо сква— Калинин. С сооружением пдо- тин в Рыбинске и Угличе откроется еще ряд новых пассажирских линий: Москва — Ленинград (через Мари инскую систему). Москва — Горь кий. Москва — Астрахань. Москва — Пермь. Москва — Уфа. Москва — Белое море (через Беломорский канал). Как канал обеспечивается тран спортными средствами? Наркомвод вводит в эксплоатапню 4 пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин». «Вячеслав Молотов».'«Ми хаил Калинин» и «Клим Вороши лов». мощность каждого 700 лоша диных сил. вместимость 205 спаль ных мест. По каналу поплывут так же 6 трехсотместных пассажирских теплоходов мощностью по 280 лоша диных сил. 2 стопятидесятиместных пассажирских теплохода. 18 глиссе ров лимузинов н прочих мелких пассажирских судов. Грузы будут перевозиться 83 непаровычи судами с общей грузопод'емностью в 65 тысяч тонн. Эти суда пойдут на буксире 21 парохода общей мощно- стыо в 4500 лошадиных сил. На 1937 год утвержден план пе ревозок пе каналу в размере 360 тысяч тонн и 36,5 миллиона тонно- километров. Таким образом уже в первый год освоения канала в столи цу и пз столицы пройдет немало гру зов. В 1937 году по каналу должно быть перевезено 1 миллион 100 ты сяч пассажиров. После сооружения плотин на Вол ге в Угличе и Рыбинске, и включе ния канала в общую сеть внутрен них водных путей СССР план грузо вых перевозок ориентировочно возра стет до 3 миллионов 600 тысяч тонн, а план пассажирских перево- 8 ок — до 5 миллионов человек. Все это обязывает работников уп- Т Е Л Е Г Р А М М Ы равления эксплоатации канала Мо сква — Волга и весь береговой и плавающий состав сосредоточить максимум усилий па том. чтобы уже теперь наладить правильную л четкую работу и дальнейшее разви тие флота. Нужны максимальная гибкость, внимательность и органи зованность ц деле обслуживания пассажиров: точность расписания, чистота и опрятность на судах, по рядок при посадке пассажиров. Большое значение имеет органи зация питания пассажиров. Во время опытных рейсов трест кафе-рестора нов Наркомвиуторга СССР плохо ор ганизовал это дело. Надо полагать, что после сдачи канала в нормаль ную эксплоатацню «тот недостаток будет ликвидирован. Из утвержденного на 1937 год плана перевезено 26 тысяч тонн. На остающиеся три с половиной месяца навигации .падает подавляю щее количество грузовых перевозок. Для того, чтобы выполнить это зада ние. необходимы правильная органи зация перевалки грузов, мехаииза- ппя логрузочно - разгрузочных ра бот. борьба с непроизводительными простоями пепарового и буксирного флота. I Ускорение логрузочно - разгрузоч ных работ будет зависеть от строи телей канала, которые в ближайшее время должны закончить установку соответствующих погрузочно „ раз грузочных механизмов. Канал оснащен богатыми мате риально техническими средствамп. Наркомводу пред явлено требование быстро овладеть новейшей техникой па канале и действительно культур- по и образцово поставить его экспло- атацию. Враги народа — фашистское от ребье — троцкпстско - бухаринекпе диверсанты, вредители и шпионы, пользуясь ротозейством и идиотской болезнью — беспечностью наших людей, нанесли немалый ущерб вод ному транспорту. Работники канала которым вверено великолепное соору жение колоссальной ценности, долж ны быть всегда бдительны, твердо помня слова товарища Сталина, ска занные на февралыском Пленуме ЦК ВНП (б): «Для того, чтобы напакостить и навредить, для этого вовсе не тре буется большое количество людей. Чтобы построить Днепрострой, надо пустить в ход десяпки тысяч рабо чих. А чтобы его взорвать, для это го требуется может быть несколько десятков человек, не больше». Доверие партии, доверие прави тельства, доверие великого вождя народов товарища Сталина работни ками водного транспорта должно быть и будет оправдано. За укрепление народного фронта ПАРИЖ, 12. На с'езде француз ской социалистической партии в Марселе лишь сегодня утром нача лось обсуждение вопросов общей по литики. • Вчера прения касались прежде всего положения в Алжире (колония Франции). Ораторы отмечали, что правительство Блюма не провело в Алжире чистку государственного ап парата от засевших в нем фаши стов. . Представители Алжира подчеркну ли приверженность широких слоев трудящегося населения к политике народного фронта и указали на не обходимость предоставления тузем цам избирательных прав. С резкой критикой финансовых мероприятий правительства Шотана выступил /Киромский. — Деятельность социалистиче ской партии. — заявил он. — дол жна быть направлена к созданию правительства народного фронта, в состав которого вошли бы также коммунисты н представители об'еди-. ненной всеобщей конфедерации тру да. ^ НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ (По телеграммам ТАСС) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ. Мятежники предпринимали отча- Разоблаченная фальсификация ПАРИЖ. 13. Французский посол в Германии Франсуа Понсе посетил вчера министра иностранных дел Ней- рата и затми последнему протест 1 ротнв фальсификации германским янные попытки вновь занять Виль януэва Дель Пардильо. Республикан цы произвели блестящую Кондрата- t _ _ ку, отразили все попытки противни- J информационным бюро и германской ка, который понес серьезные ноте- ' печатью текста официальной декла- рн. Мятежники были отброшены не рации французского праште.дьства только от Нилытуава Дель Пардн- ■ 0 решении «последнего приостано- льо. но. и от позиций, расположен- ' _ „ \ L вить международный контроль на ных в окрестностях >эд‘он деревни и I _ •_ 1 1 господствующих над ней. | Пиренейской границе. Германская За время с 7 июля республикан- печать заменила слово «приостано- С‘езд французской ' коммунистической молодежи . ПАРИЖ, 13. Иа с'езде коммуни стической молодежи Франции с док ладом выступил секретарь КИМ'а и председатель федерации коммуни стической молодежи Франции Рай монд Гюйо. Докладчик указал, что численность «французского комсомола достигает 100 тысяч членов, нз ко торых 17.600 девушек. В своем докладе Гюйо остановился на дости жениях, завоеванных французской молодежью, и п частности, на вве дении новых социальных законов. Вместе с тем. Гюйо отметил, что число безработных среди молодежи остается весьма значительным п что коммунистическая молодежь требу ет в целях борьбы с безработицей установления пеисип для престаре лых рабочих и проведения крупных обществеиных -ранют. Гюйо у,казал далее, что коммунистическая моло дежь, пе: предлагая в настоящее время организационного единства с социалистической молодежью, будет настаивать на усилении единства действий. * На с'езде коммунистической моло дежи присутствовало много ученых, в том числе. Марсель Пренан. Поль Перрэн и да. С’еод получил привет ственные телеграммы от Роман Ро.т- лана. секретаря федерации об’едп- ненной социалистической молодежи Испании Саньяго Карильо и др. На с'езде выступили Кашен и Торез. цы продвинулись на 16 километров в глубь расположения мятежников. 12 июля республиканские, самоле- ты.л бомбардировав- к различных пунктах позиции мятежников, сби ли 13 неприятельских самолетов. Республиканцы потеряли 3 само лета. Всего в воздушных боях 12 июля с обеих сторон принимали участие до 200 самолетов. Самолеты респуб ликанцев усиленно бомбардировали Навалькарнеро. Вильяверде,- Оссра и Карабанчель. « Во в>ремя боя в Кпхорне был уничтожен целый батальон марок канцев. Как передает агентство Эспань, правительственные войска с 5 июля очистили от мятежников территорию в 100 квадратных миль, было зах вачено 1.500 пленных/ 'ВОСТОЧНЫЙ (АРАГОНСКИЙ) ФРОНТ Деревня Альбаррасин (северо-за паднее Тэруэля) полностью окруже на республиканцами, в ней происхо дят уличные бон. * _ ПАРИЖ, 13. Сегбдня, в 5 часов 15 минут утра, четыре гидросамо лета мятежников, прибывших со стороны моря, понпдпмому, с остро ва Майорка, намеревались бомбарди ровать Валенсию. Однако ожесто чить контроль» словом «уничтожить контроль», причем, из официального сообщения Исключена фраза, в ко торой говорится. что Франция остается верной обязательствам, вы текающим из политики невмеша тельства. Италия и Германия продолжают посылку войск и оружия мятежникам ПРАГА. 12. Газета «Прагер Мит- таг» сообщает, что пз румынского порта Констанца почтп ежедпевно в испанские яюрты, захваченные мя тежниками, направляются под раз ными флагами пароходы с военными грузами. На-днях оттуда отбыл под шведским флагом пароход «Лолан». На борту его. якобы, находились ящики с консервами. При погрузке один из ящиков разбился и оказа лось, что вместо консервов в нем бы ли тщательно упакованы ручные гранаты. ВЕНА. 12. Орган коммунистиче ской партии Швейцарии «Фре^хейт» сообщает, что на прошлой неделе в Основоположник советской геологии ченныи огонь зенитных затарен не „ „ „ , . ... ‘ испанским порт IIрун, захваченный допустил их к городу. г* ’ ^ Самолетам мятежников удалось фашистскими мятежниками, были I сбросить в окрестностях города око- отправлены пз Германии через швей- ло 40 бомб, из которых более поло- царский город Базель 40 военных вины упало в море. Жертв нет. грузовых автомобилей для генералз inn-mu ю *4 •» Франко. Швейцарские власти не вос- ЛОНДОН, 13. Антлииские газеты сообщают подробности успешного препятствовали атому, несмотря на •! наступления республиканских войск явио военный характер груза. к западу от Ма-дрида. | в ---- Как указывают газеты, бон в своей ожесточенности не уступают Засуха в С1Ш\ сражениям мировой воины. При взя- - - тии Вильянуэва де ла Каньяда НЬЮ-ЙОРК. 12. В северных и , правительственные войска обпару- ^средне-заладных Штатах США стоит жили более 800 трупов. исключительная жара. Зарегнстриро- Когда республиканцы заняли Бру- ваны смертные случаи, особенно в нете, они захватила нисколько кр\п- населенвди рабочих кварталах с орудии, из которых мятежники • ' ftajvniiwvnAra Мчтпп» . &0-ТьтаЯ^ ГОрОДОВ СЩА. НЫХ бомбардировали адрид. Наступательные операции рес публиканских войск -происходят при энергичной поддержке авиации и Но сообщению печати из Л.ос Ап- желос, около 70 тысяч безработных с семьями скитаются в южной части артиллерии. По словам газет, ар- Калифорнии. Большинство из них— тиллерия республиканцев в послед- беженцы из засушливых районов них боях показала свое лревосход- Средне-Западных. Штатов. Многие ство над артиллерией противника, умирают от голода и болезней. Канал Москва—Волга М. БЕРМАН Начальник строительства канала Москва—Волга Второй сталинский канал открыт. Воплощена в жизнь еще одна мудрая идея вдохновителя и организатора великих побед социализма товарища Сталина: на канале Москва— Волга открывается нормальное пассажирское н грузовое движение. Это уже вто- Иж сталинский канал, второе звено исторического плана соединения со ветских морей с внутренними глубо ководными магистралями. Первым звеном этого плана был Беломорско-Балтийский канал имени « талина, давший возможность нашим пароходам по новому пути длиной в 228 километров попадать из Ленни к а да в Белое море, пе огибая Скан динавский полуостров. Историческое решение о строи тельстве капала Москва— Волга бы ло принято в 1931 году июньским Пленумом ЦК ВКИ(б) по докладу • 1 ов. Л. М. Кагановича. Строитель ство началось в сентябре 1932 года. Конкретный план строительства и «•'•воелия канала, являющегося ча- •тмо плана генерального переустрой- < 1 ва столицы и системы речных пу тей СССР был намечен постановле ниями Совнаркома СССР и ЦК ВКИ(б) <>г S сентября 1935 г. Таким образом, с момента начала строительства до сдачи канала в экс- плоатацию прошло всего 4 года и 8 месяцев. Срок для такого грандиоз ного сооружения — исключительно короткий. К^Ьал Москва — Волга одновре менно разрешает три важнейшие задачи; создан глубоководный судо ходный путь, соединяющий нашу столицу с Волгой; обеспечивается полное и бесперебойное снабжение волжской питьевой водой трудящих ся Москвы и растущая потребность в воде промышлевлых предприятий столицы; Москва-река и ее притоки получают для своего освежения и обводнения дополнительное количе ство воды. Завершение строительства кана ла — одного из крупнейших гидро технических сооружений в мире — триумф сталинской индустриализа ции, выражение технического могу щества нашей страны. Что дало возможность вести это грандиозное строительство боевыми темпами, преодолевать трудности в ходе самого строительства, в срок за вершить качественно отличные со оружения, красиво их архитектурно Годовщина со дня смерти (В ночь с 14 на 15 июля 1936 года на 90 году илинн скончался один из великих граждан социали стической Родины, крупнейший ми ровой ученый, бессменный президент Академии наук СССР в течение 20 лет — Александр Петрович Карпин ский. С его смертью страна потерял» классика советского естествознания, выдающегося общественного деятеля. Ирах его Покоится на Красной пло щади. рядом с прахом лучших бор цов за счастье и свободу челове чества. ' Ш Спустя год после смерти А. II. Карпинского, в 'Москве собирается 17 международный геологический конгресс. Президент организационно го комитета этого конгресса А. 11. Карпинский до последних дней своей жизни принимал активное участие в его подготовке. Мировой ученый, завоевавший авторитет и признания научных ор ганизаций всех стран, А. И. Кар пинский уже в 1897 году руководил в Петербурге работами V II между народного геологического конгресса. Русская геология выступала тогда на V II конгрессе, как одна из млад ших учениц европейской науки. С тех пор прошло ровно 4 десятиле тия. И теперь, на открывающемся через несколько дней XV II междуна родном конгрессе геологов Советский Союз продемонстрирует перед всем миром ряд крупных научных дости жений, свидетельствующих о расцве те науки в СССР, успехах в области геологической изученности нашей страны. Этими результатами наука во многом обязана А. П. Карпинско му — основоположнику советской геологии, пользующейся теперь ми- I ровой славой. Над раскрытием и изучением горных богатств и про- ' изводите.тьпых сил своей Родины А. П. Карпинский беззаветно тру- j дился в течение всей своей жизни. Но только при советской власти, раскрепостившей науку, он смог i увидеть расцвет геологических зна- I ний и их широчайшее практическое применение. Свою научную деятельность А. И. Карпинский начал около 70 лет на зад. Как ученый он представлял со бою совершенно исключительный тип универсального геолога. С ро стом и усложнением геологической науки, с образованием новых разде лов втой науки — росли тГ шири лись его собственные научные ин тересы и знания. iB результате он с одинаковым успехом мог вести и вел исследования в области стра тиграфии, петрографии, минералогия, палеонтологии, по вопросам общей и динамической геологии, в области изучения рудных месторождений, а ‘ некоторые из геологических диспип- ! лин — тектоника, палеогеография и 1 другие — могут быть прямо назва ны детищами А. ;П. Карпинского. Отличительной особенностью рабо ты 'Карпинского был исторический подход к геологическим об’ектам. Он изучал геологические явления и процессы с точки зрения их разви тия, вскрывал закономерности этого развития. Одной из крупнейших его заслут было открытие закономерно сти движения земной коры. Карпинский велик не только сво ими глубокими теоретическими ас- следованиями, но и тем, что он А. П. КАРПИНСКОГО посвятил обширную серию своих ра бот практическим проблемам народ ного хозяйства. Именно 'Карпинский своими работами положил начало на учному изучению производительных си.т нашей Родины, ее минерально сырьевых ресурсов. Так. например, установленные им закономерности тектонического движения на терри тории Украины привели к открытию новых угленосных пород. Карпин ский был первым геологом, поняв шим исключительное хозяйственное значение Донбасса. На основании своих теоретических работ он еще десятки .дет назад указывал на то, что угленосные пласты в Донбассе продолжаются глубоко под землей значительно восточнее тех мест, где они выходят на поверхность. Этот геологический прогноз Карпинского был блестяще подтвержден в наши дни. А. П. Карпинский особенно лдобнл Урал, как наиболее сложную в гео логическом отношении область, ста вящую перед ученым огромное мно жество теоретических и практиче ских вопросов. В 80 годах прошлого века он составил первую сводку по полезным ископаемым России, в частности, Урала. .Кроме Донбасса и Урала Картшнским были геологиче ски исследованы Алтай, Киргизия и многие другие районы страны. Он положил начало систематическим ра ботам по составлению единой геоло гической карты нашей страны. Ему принадлежит заслуга составления первой сводной геологической карты европейской Р оссии . В Р. 1 РТТР-РТЛ rwipfi лаучдой дея тельности, исследуя древние геолога- ческие отложения пермской системы, он обнаружил и изучил особые пла сты, названные им артннским яру сом. Долгое время эта работа А. П. Карпинского имела только теорети ческий интерес. И лишь недавно она приобрела новое практическое значение, так как именно в этнл отложениях пермской системы — в артинском ярусе — на западном склоне Урала 'были открыты бога тейшие залежи иефти. Великий советский ученый оста вил около 300 научных трудов. Над результатами этой блестящей науч ной деятельности еще будут работать многие поколения теологов. Все со ветские геолога — от старших до самых молодых — считают себя учениками А. II. Карпинского, имя которого на предстоящем междуна родном конгрессе будет стоять в од ном ряду с именами основоположня- ков и корифеев мировой геология. __• ■ ■* . .■ ----------- Канал Москва— Волга. Шлюз Л« 6 . Опускание заградительных ворот при шлюзовании проходящих судов. Фото Б. Иваницкого. («Правда»), оформить и выполнить всю работу без перерасходов по утвержденной правительством смете? Первым и важнейшим условием нашего успеха является то, что Цен тральный Комитет большевистской партии. Совет Народных Комиссаров СССР и особенно лично товарищ Сталин проявляли исключительную заботу, внимание, окалывали по мощь, поддержку коллективу строи телей. Коллектив чувствовал в свл ей практической |>аботе энергичную помощь н заботу о стройке и го стороны тт. Молотова. Кагановича, Ежова и Хрущева. Сталинская г.або- I та вдохновляла нас, и мы работали ■с максимальным под'емом и энерги- , ей. 1 Второе условие, обеспечившее по- • j беду строителям канала, заключается | в том, что за годы исторических пя- тплеток под руководством товарища .Сталина создана могучая социалисти ческая индустрия. Советские заводы дали нашему строительству сложней шие механизмы. На стройке работа лн: 171 экскаватор, 191 гидромони тор, 1.600 автомобилей, 225 парово зов, 2.113 железнодорожных плат форм, 240 бетономешалок, 1.100 электровибраторов, 5.750 электромо торов и т. д. и т. п. | Третье условие победы строите лей — создание нашей страиой пре красной технической пнтеллигеяцпи. Молодые инженеры — энтузиасты, ' пришедшие иа канал прямо со сту денческой скамьи, сумели эффетгив- jio организовать труднейшие техноло гические п|юпессы, разумно соч.тать труд тысяч людей с работой меха низмов. Канал Москва — Волга по строен исключительно советскими инженерами, советскими механизма ми. из советских материалов. По всей 128-километровой трассе нового водного тракта — от Иваньково до столищ — красуется марка отече ственных заводов. Строители капала обошлись даже бел консультации и экспертизы иностранных специали стов. Больше того, Волжскг.я намыв ная плотина и Сестринсг » намыв ные дамбы могут служить неплохим образцом для иностранных специа листов. На стройке канала, наряду с ин женерами, техниками, наркомвну- дельцами, вольнонаемными рабочими и служащими работали (преимуще ственно на массовых земляных и других работах) .тысячи заключен ных, осужденных за различные пре ступления. Многие из них стаханов ским честным трудом искупили свою вину перед народом, заслужили лито ты, многие бывшие преступники по л учили здесь путевки в жизнь. Четвертое условие, обеспечившее успех работы, состоит в том, что ка нат строила вся страна. Десятки фзбрик и заводов с-любовью и забо той изготовляли сложнейшие меха низмы, агрегаты, затворы шлюзов, моторы и различные строительные материалы. Сталинский заказ для канала выполняли рабочие, инжене ры и техники предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова, Краматорска, Днепропетровска, Коврова. Вольска, Урала, Новороссийска... Пятое условие успешного заверше ния стройки — огромная помощь со стороны железнодорожного транспор та, возглавляемого сталинским нар комом Л. М. Кагановичем. Достаточ но сказать, что на стройку завезено около миллиона вагонов цемента, железа, горючего, камня, песка, гравия, леса и других грузов. Канал Москва — Волга — ма шинный канал. Он представляет сложный комиекс двухсот с лишним j различных сооружений. Трасса его пролегает через гряду Валдайской возвышенности, образуя как бы ог ромную водную лестницу. Волжская вода к Москве идет не самотеком, а перекачивается с одной ступени на другую мощными насосными станци ями. Таких станций на канале 5. (>нн расположены у второго, треть его, четвертого, пятого и ше-тог* шлюзов. Строителями канала соору жено 11 шлюзов, 3 железобетонных и 8 земляных плотин, 6 земляных | дамб, 8 гидростанций, 7 железно дорожных и 12 шоссейных мостов, 2 тоннеля, пассажирский вокзал, 9 пристаней и целый ряд других со оружений. Чтобы иметь представление об об'- емах строительства, надо вспомнить 1 следующие цифры: земляных работ произведено 151 миллион кубомет ров. Бетона уложено 3 миллиона ку бометров. Для стройки канала пот ребовалось 850 тысяч тонн цемента, 110 миллионов штук кирпича, око ло 2 миллионов кубометров камня, свыше 5 миллионов кубометров гра вия и т. д. Сегодня у строителен капала — ( большой праздник. С радостью я гордостью встречают новое задание партии и правительства, доверяющих сплоченному коллективу сооружать новый гигантский гидротехнический узел на Волге. Строители канала горят желанием это новое задание партии, правитель ства я товарища Сталина выполнить I как можао лтчше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz