Полярная правда. 1937, июль

Н. И. ПАХОМОВ Народный комиссар водного ^транспорта Грандиозное сооружение сталинской эпохи Центральный Комитет нашей :»зи- чнн и Совст Народных Комиссаров Союза ССР постановили открыть ка- иял Москва — Волгл для пассажпр- «•кого п грулбпого движепня с 1Г* пюля 1‘»37 года. Закончено грандиозное сооружение великой сталинской эпохи. гордость Советского Союза, самое современное гнЛ[>отехническое сооружение. С открытием капала страна ча­ стично решает такую огромной важ­ ности задачу, как создание в Москве порта пяти морен — Балтийского. Белого. Каспийского. Черного. Азов­ ского. Большое количество грузов, в осо­ бенности минерально - строительных п лесных, будет транспортироваться водным путем. Канал имеет большое значение п в отношении пассажирских перево- -чок. С 13 июля устанавливаются ре­ гулярные рейсы оборудованных по последнему слову техники * комфор­ табельных теплоходов по линии Мо­ сква— Калинин. С сооружением пдо- тин в Рыбинске и Угличе откроется еще ряд новых пассажирских линий: Москва — Ленинград (через Мари­ инскую систему). Москва — Горь­ кий. Москва — Астрахань. Москва — Пермь. Москва — Уфа. Москва — Белое море (через Беломорский канал). Как канал обеспечивается тран­ спортными средствами? Наркомвод вводит в эксплоатапню 4 пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин». «Вячеслав Молотов».'«Ми­ хаил Калинин» и «Клим Вороши­ лов». мощность каждого 700 лоша­ диных сил. вместимость 205 спаль­ ных мест. По каналу поплывут так­ же 6 трехсотместных пассажирских теплоходов мощностью по 280 лоша­ диных сил. 2 стопятидесятиместных пассажирских теплохода. 18 глиссе­ ров лимузинов н прочих мелких пассажирских судов. Грузы будут перевозиться 83 непаровычи судами с общей грузопод'емностью в 65 тысяч тонн. Эти суда пойдут на буксире 21 парохода общей мощно- стыо в 4500 лошадиных сил. На 1937 год утвержден план пе­ ревозок пе каналу в размере 360 тысяч тонн и 36,5 миллиона тонно- километров. Таким образом уже в первый год освоения канала в столи­ цу и пз столицы пройдет немало гру­ зов. В 1937 году по каналу должно быть перевезено 1 миллион 100 ты­ сяч пассажиров. После сооружения плотин на Вол­ ге в Угличе и Рыбинске, и включе­ ния канала в общую сеть внутрен­ них водных путей СССР план грузо­ вых перевозок ориентировочно возра­ стет до 3 миллионов 600 тысяч тонн, а план пассажирских перево- 8 ок — до 5 миллионов человек. Все это обязывает работников уп- Т Е Л Е Г Р А М М Ы равления эксплоатации канала Мо­ сква — Волга и весь береговой и плавающий состав сосредоточить максимум усилий па том. чтобы уже теперь наладить правильную л четкую работу и дальнейшее разви­ тие флота. Нужны максимальная гибкость, внимательность и органи­ зованность ц деле обслуживания пассажиров: точность расписания, чистота и опрятность на судах, по­ рядок при посадке пассажиров. Большое значение имеет органи­ зация питания пассажиров. Во время опытных рейсов трест кафе-рестора­ нов Наркомвиуторга СССР плохо ор­ ганизовал это дело. Надо полагать, что после сдачи канала в нормаль­ ную эксплоатацню «тот недостаток будет ликвидирован. Из утвержденного на 1937 год плана перевезено 26 тысяч тонн. На остающиеся три с половиной месяца навигации .падает подавляю­ щее количество грузовых перевозок. Для того, чтобы выполнить это зада­ ние. необходимы правильная органи­ зация перевалки грузов, мехаииза- ппя логрузочно - разгрузочных ра­ бот. борьба с непроизводительными простоями пепарового и буксирного флота. I Ускорение логрузочно - разгрузоч­ ных работ будет зависеть от строи­ телей канала, которые в ближайшее время должны закончить установку соответствующих погрузочно „ раз­ грузочных механизмов. Канал оснащен богатыми мате­ риально техническими средствамп. Наркомводу пред явлено требование быстро овладеть новейшей техникой па канале и действительно культур- по и образцово поставить его экспло- атацию. Враги народа — фашистское от­ ребье — троцкпстско - бухаринекпе диверсанты, вредители и шпионы, пользуясь ротозейством и идиотской болезнью — беспечностью наших людей, нанесли немалый ущерб вод ному транспорту. Работники канала которым вверено великолепное соору­ жение колоссальной ценности, долж­ ны быть всегда бдительны, твердо помня слова товарища Сталина, ска занные на февралыском Пленуме ЦК ВНП (б): «Для того, чтобы напакостить и навредить, для этого вовсе не тре­ буется большое количество людей. Чтобы построить Днепрострой, надо пустить в ход десяпки тысяч рабо­ чих. А чтобы его взорвать, для это­ го требуется может быть несколько десятков человек, не больше». Доверие партии, доверие прави­ тельства, доверие великого вождя народов товарища Сталина работни­ ками водного транспорта должно быть и будет оправдано. За укрепление народного фронта ПАРИЖ, 12. На с'езде француз­ ской социалистической партии в Марселе лишь сегодня утром нача­ лось обсуждение вопросов общей по­ литики. • Вчера прения касались прежде всего положения в Алжире (колония Франции). Ораторы отмечали, что правительство Блюма не провело в Алжире чистку государственного ап­ парата от засевших в нем фаши­ стов. . Представители Алжира подчеркну­ ли приверженность широких слоев трудящегося населения к политике народного фронта и указали на не­ обходимость предоставления тузем­ цам избирательных прав. С резкой критикой финансовых мероприятий правительства Шотана выступил /Киромский. — Деятельность социалистиче­ ской партии. — заявил он. — дол­ жна быть направлена к созданию правительства народного фронта, в состав которого вошли бы также коммунисты н представители об'еди-. ненной всеобщей конфедерации тру­ да. ^ НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ (По телеграммам ТАСС) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ. Мятежники предпринимали отча- Разоблаченная фальсификация ПАРИЖ. 13. Французский посол в Германии Франсуа Понсе посетил вчера министра иностранных дел Ней- рата и затми последнему протест 1 ротнв фальсификации германским янные попытки вновь занять Виль­ януэва Дель Пардильо. Республикан­ цы произвели блестящую Кондрата- t _ _ ку, отразили все попытки противни- J информационным бюро и германской ка, который понес серьезные ноте- ' печатью текста официальной декла- рн. Мятежники были отброшены не рации французского праште.дьства только от Нилытуава Дель Пардн- ■ 0 решении «последнего приостано- льо. но. и от позиций, расположен- ' _ „ \ L вить международный контроль на ных в окрестностях >эд‘он деревни и I _ •_ 1 1 господствующих над ней. | Пиренейской границе. Германская За время с 7 июля республикан- печать заменила слово «приостано- С‘езд французской ' коммунистической молодежи . ПАРИЖ, 13. Иа с'езде коммуни­ стической молодежи Франции с док­ ладом выступил секретарь КИМ'а и председатель федерации коммуни­ стической молодежи Франции Рай­ монд Гюйо. Докладчик указал, что численность «французского комсомола достигает 100 тысяч членов, нз ко­ торых 17.600 девушек. В своем докладе Гюйо остановился на дости­ жениях, завоеванных французской молодежью, и п частности, на вве­ дении новых социальных законов. Вместе с тем. Гюйо отметил, что число безработных среди молодежи остается весьма значительным п что коммунистическая молодежь требу­ ет в целях борьбы с безработицей установления пеисип для престаре­ лых рабочих и проведения крупных обществеиных -ранют. Гюйо у,казал далее, что коммунистическая моло­ дежь, пе: предлагая в настоящее время организационного единства с социалистической молодежью, будет настаивать на усилении единства действий. * На с'езде коммунистической моло­ дежи присутствовало много ученых, в том числе. Марсель Пренан. Поль Перрэн и да. С’еод получил привет­ ственные телеграммы от Роман Ро.т- лана. секретаря федерации об’едп- ненной социалистической молодежи Испании Саньяго Карильо и др. На с'езде выступили Кашен и Торез. цы продвинулись на 16 километров в глубь расположения мятежников. 12 июля республиканские, самоле- ты.л бомбардировав- к различных пунктах позиции мятежников, сби­ ли 13 неприятельских самолетов. Республиканцы потеряли 3 само­ лета. Всего в воздушных боях 12 июля с обеих сторон принимали участие до 200 самолетов. Самолеты респуб­ ликанцев усиленно бомбардировали Навалькарнеро. Вильяверде,- Оссра и Карабанчель. « Во в>ремя боя в Кпхорне был уничтожен целый батальон марок­ канцев. Как передает агентство Эспань, правительственные войска с 5 июля очистили от мятежников территорию в 100 квадратных миль, было зах­ вачено 1.500 пленных/ 'ВОСТОЧНЫЙ (АРАГОНСКИЙ) ФРОНТ Деревня Альбаррасин (северо-за­ паднее Тэруэля) полностью окруже­ на республиканцами, в ней происхо­ дят уличные бон. * _ ПАРИЖ, 13. Сегбдня, в 5 часов 15 минут утра, четыре гидросамо­ лета мятежников, прибывших со стороны моря, понпдпмому, с остро­ ва Майорка, намеревались бомбарди­ ровать Валенсию. Однако ожесто­ чить контроль» словом «уничтожить контроль», причем, из официального сообщения Исключена фраза, в ко­ торой говорится. что Франция остается верной обязательствам, вы­ текающим из политики невмеша­ тельства. Италия и Германия продолжают посылку войск и оружия мятежникам ПРАГА. 12. Газета «Прагер Мит- таг» сообщает, что пз румынского порта Констанца почтп ежедпевно в испанские яюрты, захваченные мя­ тежниками, направляются под раз­ ными флагами пароходы с военными грузами. На-днях оттуда отбыл под шведским флагом пароход «Лолан». На борту его. якобы, находились ящики с консервами. При погрузке один из ящиков разбился и оказа­ лось, что вместо консервов в нем бы­ ли тщательно упакованы ручные гранаты. ВЕНА. 12. Орган коммунистиче­ ской партии Швейцарии «Фре^хейт» сообщает, что на прошлой неделе в Основоположник советской геологии ченныи огонь зенитных затарен не „ „ „ , . ... ‘ испанским порт IIрун, захваченный допустил их к городу. г* ’ ^ Самолетам мятежников удалось фашистскими мятежниками, были I сбросить в окрестностях города око- отправлены пз Германии через швей- ло 40 бомб, из которых более поло- царский город Базель 40 военных вины упало в море. Жертв нет. грузовых автомобилей для генералз inn-mu ю *4 •» Франко. Швейцарские власти не вос- ЛОНДОН, 13. Антлииские газеты сообщают подробности успешного препятствовали атому, несмотря на •! наступления республиканских войск явио военный характер груза. к западу от Ма-дрида. | в ---- Как указывают газеты, бон в своей ожесточенности не уступают Засуха в С1Ш\ сражениям мировой воины. При взя- - - тии Вильянуэва де ла Каньяда НЬЮ-ЙОРК. 12. В северных и , правительственные войска обпару- ^средне-заладных Штатах США стоит жили более 800 трупов. исключительная жара. Зарегнстриро- Когда республиканцы заняли Бру- ваны смертные случаи, особенно в нете, они захватила нисколько кр\п- населенвди рабочих кварталах с орудии, из которых мятежники • ' ftajvniiwvnAra Мчтпп» . &0-ТьтаЯ^ ГОрОДОВ СЩА. НЫХ бомбардировали адрид. Наступательные операции рес­ публиканских войск -происходят при энергичной поддержке авиации и Но сообщению печати из Л.ос Ап- желос, около 70 тысяч безработных с семьями скитаются в южной части артиллерии. По словам газет, ар- Калифорнии. Большинство из них— тиллерия республиканцев в послед- беженцы из засушливых районов них боях показала свое лревосход- Средне-Западных. Штатов. Многие ство над артиллерией противника, умирают от голода и болезней. Канал Москва—Волга М. БЕРМАН Начальник строительства канала Москва—Волга Второй сталинский канал открыт. Воплощена в жизнь еще одна мудрая идея вдохновителя и организатора великих побед социализма товарища Сталина: на канале Москва— Волга открывается нормальное пассажирское н грузовое движение. Это уже вто- Иж сталинский канал, второе звено исторического плана соединения со­ ветских морей с внутренними глубо­ ководными магистралями. Первым звеном этого плана был Беломорско-Балтийский канал имени « талина, давший возможность нашим пароходам по новому пути длиной в 228 километров попадать из Ленни­ к а да в Белое море, пе огибая Скан­ динавский полуостров. Историческое решение о строи­ тельстве капала Москва— Волга бы­ ло принято в 1931 году июньским Пленумом ЦК ВКИ(б) по докладу • 1 ов. Л. М. Кагановича. Строитель­ ство началось в сентябре 1932 года. Конкретный план строительства и «•'•воелия канала, являющегося ча- •тмо плана генерального переустрой- < 1 ва столицы и системы речных пу­ тей СССР был намечен постановле­ ниями Совнаркома СССР и ЦК ВКИ(б) <>г S сентября 1935 г. Таким образом, с момента начала строительства до сдачи канала в экс- плоатацию прошло всего 4 года и 8 месяцев. Срок для такого грандиоз­ ного сооружения — исключительно короткий. К^Ьал Москва — Волга одновре­ менно разрешает три важнейшие задачи; создан глубоководный судо­ ходный путь, соединяющий нашу столицу с Волгой; обеспечивается полное и бесперебойное снабжение волжской питьевой водой трудящих­ ся Москвы и растущая потребность в воде промышлевлых предприятий столицы; Москва-река и ее притоки получают для своего освежения и обводнения дополнительное количе­ ство воды. Завершение строительства кана­ ла — одного из крупнейших гидро­ технических сооружений в мире — триумф сталинской индустриализа­ ции, выражение технического могу­ щества нашей страны. Что дало возможность вести это грандиозное строительство боевыми темпами, преодолевать трудности в ходе самого строительства, в срок за­ вершить качественно отличные со­ оружения, красиво их архитектурно Годовщина со дня смерти (В ночь с 14 на 15 июля 1936 года на 90 году илинн скончался один из великих граждан социали­ стической Родины, крупнейший ми­ ровой ученый, бессменный президент Академии наук СССР в течение 20 лет — Александр Петрович Карпин­ ский. С его смертью страна потерял» классика советского естествознания, выдающегося общественного деятеля. Ирах его Покоится на Красной пло­ щади. рядом с прахом лучших бор­ цов за счастье и свободу челове­ чества. ' Ш Спустя год после смерти А. II. Карпинского, в 'Москве собирается 17 международный геологический конгресс. Президент организационно­ го комитета этого конгресса А. 11. Карпинский до последних дней своей жизни принимал активное участие в его подготовке. Мировой ученый, завоевавший авторитет и признания научных ор­ ганизаций всех стран, А. И. Кар­ пинский уже в 1897 году руководил в Петербурге работами V II между­ народного геологического конгресса. Русская геология выступала тогда на V II конгрессе, как одна из млад­ ших учениц европейской науки. С тех пор прошло ровно 4 десятиле­ тия. И теперь, на открывающемся через несколько дней XV II междуна­ родном конгрессе геологов Советский Союз продемонстрирует перед всем миром ряд крупных научных дости­ жений, свидетельствующих о расцве­ те науки в СССР, успехах в области геологической изученности нашей страны. Этими результатами наука во многом обязана А. П. Карпинско­ му — основоположнику советской геологии, пользующейся теперь ми- I ровой славой. Над раскрытием и изучением горных богатств и про- ' изводите.тьпых сил своей Родины А. П. Карпинский беззаветно тру- j дился в течение всей своей жизни. Но только при советской власти, раскрепостившей науку, он смог i увидеть расцвет геологических зна- I ний и их широчайшее практическое применение. Свою научную деятельность А. И. Карпинский начал около 70 лет на­ зад. Как ученый он представлял со­ бою совершенно исключительный тип универсального геолога. С ро­ стом и усложнением геологической науки, с образованием новых разде­ лов втой науки — росли тГ шири­ лись его собственные научные ин­ тересы и знания. iB результате он с одинаковым успехом мог вести и вел исследования в области стра­ тиграфии, петрографии, минералогия, палеонтологии, по вопросам общей и динамической геологии, в области изучения рудных месторождений, а ‘ некоторые из геологических диспип- ! лин — тектоника, палеогеография и 1 другие — могут быть прямо назва­ ны детищами А. ;П. Карпинского. Отличительной особенностью рабо­ ты 'Карпинского был исторический подход к геологическим об’ектам. Он изучал геологические явления и процессы с точки зрения их разви­ тия, вскрывал закономерности этого развития. Одной из крупнейших его заслут было открытие закономерно­ сти движения земной коры. Карпинский велик не только сво­ ими глубокими теоретическими ас- следованиями, но и тем, что он А. П. КАРПИНСКОГО посвятил обширную серию своих ра­ бот практическим проблемам народ­ ного хозяйства. Именно 'Карпинский своими работами положил начало на­ учному изучению производительных си.т нашей Родины, ее минерально­ сырьевых ресурсов. Так. например, установленные им закономерности тектонического движения на терри­ тории Украины привели к открытию новых угленосных пород. Карпин­ ский был первым геологом, поняв­ шим исключительное хозяйственное значение Донбасса. На основании своих теоретических работ он еще десятки .дет назад указывал на то, что угленосные пласты в Донбассе продолжаются глубоко под землей значительно восточнее тех мест, где они выходят на поверхность. Этот геологический прогноз Карпинского был блестяще подтвержден в наши дни. А. П. Карпинский особенно лдобнл Урал, как наиболее сложную в гео­ логическом отношении область, ста­ вящую перед ученым огромное мно­ жество теоретических и практиче­ ских вопросов. В 80 годах прошлого века он составил первую сводку по полезным ископаемым России, в частности, Урала. .Кроме Донбасса и Урала Картшнским были геологиче­ ски исследованы Алтай, Киргизия и многие другие районы страны. Он положил начало систематическим ра­ ботам по составлению единой геоло­ гической карты нашей страны. Ему принадлежит заслуга составления первой сводной геологической карты европейской Р оссии . В Р. 1 РТТР-РТЛ rwipfi лаучдой дея­ тельности, исследуя древние геолога- ческие отложения пермской системы, он обнаружил и изучил особые пла­ сты, названные им артннским яру­ сом. Долгое время эта работа А. П. Карпинского имела только теорети­ ческий интерес. И лишь недавно она приобрела новое практическое значение, так как именно в этнл отложениях пермской системы — в артинском ярусе — на западном склоне Урала 'были открыты бога­ тейшие залежи иефти. Великий советский ученый оста­ вил около 300 научных трудов. Над результатами этой блестящей науч­ ной деятельности еще будут работать многие поколения теологов. Все со­ ветские геолога — от старших до самых молодых — считают себя учениками А. II. Карпинского, имя которого на предстоящем междуна­ родном конгрессе будет стоять в од­ ном ряду с именами основоположня- ков и корифеев мировой геология. __• ■ ■* . .■ ----------- Канал Москва— Волга. Шлюз Л« 6 . Опускание заградительных ворот при шлюзовании проходящих судов. Фото Б. Иваницкого. («Правда»), оформить и выполнить всю работу без перерасходов по утвержденной правительством смете? Первым и важнейшим условием нашего успеха является то, что Цен­ тральный Комитет большевистской партии. Совет Народных Комиссаров СССР и особенно лично товарищ Сталин проявляли исключительную заботу, внимание, окалывали по­ мощь, поддержку коллективу строи­ телей. Коллектив чувствовал в свл­ ей практической |>аботе энергичную помощь н заботу о стройке и го стороны тт. Молотова. Кагановича, Ежова и Хрущева. Сталинская г.або- I та вдохновляла нас, и мы работали ■с максимальным под'емом и энерги- , ей. 1 Второе условие, обеспечившее по- • j беду строителям канала, заключается | в том, что за годы исторических пя- тплеток под руководством товарища .Сталина создана могучая социалисти­ ческая индустрия. Советские заводы дали нашему строительству сложней­ шие механизмы. На стройке работа лн: 171 экскаватор, 191 гидромони­ тор, 1.600 автомобилей, 225 парово­ зов, 2.113 железнодорожных плат­ форм, 240 бетономешалок, 1.100 электровибраторов, 5.750 электромо­ торов и т. д. и т. п. | Третье условие победы строите­ лей — создание нашей страиой пре­ красной технической пнтеллигеяцпи. Молодые инженеры — энтузиасты, ' пришедшие иа канал прямо со сту­ денческой скамьи, сумели эффетгив- jio организовать труднейшие техноло­ гические п|юпессы, разумно соч.тать труд тысяч людей с работой меха­ низмов. Канал Москва — Волга по­ строен исключительно советскими инженерами, советскими механизма­ ми. из советских материалов. По всей 128-километровой трассе нового водного тракта — от Иваньково до столищ — красуется марка отече­ ственных заводов. Строители капала обошлись даже бел консультации и экспертизы иностранных специали­ стов. Больше того, Волжскг.я намыв­ ная плотина и Сестринсг » намыв­ ные дамбы могут служить неплохим образцом для иностранных специа­ листов. На стройке канала, наряду с ин­ женерами, техниками, наркомвну- дельцами, вольнонаемными рабочими и служащими работали (преимуще­ ственно на массовых земляных и других работах) .тысячи заключен­ ных, осужденных за различные пре­ ступления. Многие из них стаханов­ ским честным трудом искупили свою вину перед народом, заслужили лито­ ты, многие бывшие преступники по ­ л учили здесь путевки в жизнь. Четвертое условие, обеспечившее успех работы, состоит в том, что ка­ нат строила вся страна. Десятки фзбрик и заводов с-любовью и забо­ той изготовляли сложнейшие меха­ низмы, агрегаты, затворы шлюзов, моторы и различные строительные материалы. Сталинский заказ для канала выполняли рабочие, инжене­ ры и техники предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова, Краматорска, Днепропетровска, Коврова. Вольска, Урала, Новороссийска... Пятое условие успешного заверше­ ния стройки — огромная помощь со стороны железнодорожного транспор­ та, возглавляемого сталинским нар­ комом Л. М. Кагановичем. Достаточ­ но сказать, что на стройку завезено около миллиона вагонов цемента, железа, горючего, камня, песка, гравия, леса и других грузов. Канал Москва — Волга — ма­ шинный канал. Он представляет сложный комиекс двухсот с лишним j различных сооружений. Трасса его пролегает через гряду Валдайской возвышенности, образуя как бы ог­ ромную водную лестницу. Волжская вода к Москве идет не самотеком, а перекачивается с одной ступени на другую мощными насосными станци­ ями. Таких станций на канале 5. (>нн расположены у второго, треть­ его, четвертого, пятого и ше-тог* шлюзов. Строителями канала соору­ жено 11 шлюзов, 3 железобетонных и 8 земляных плотин, 6 земляных | дамб, 8 гидростанций, 7 железно­ дорожных и 12 шоссейных мостов, 2 тоннеля, пассажирский вокзал, 9 пристаней и целый ряд других со­ оружений. Чтобы иметь представление об об'- емах строительства, надо вспомнить 1 следующие цифры: земляных работ произведено 151 миллион кубомет­ ров. Бетона уложено 3 миллиона ку­ бометров. Для стройки канала пот­ ребовалось 850 тысяч тонн цемента, 110 миллионов штук кирпича, око­ ло 2 миллионов кубометров камня, свыше 5 миллионов кубометров гра­ вия и т. д. Сегодня у строителен капала — ( большой праздник. С радостью я гордостью встречают новое задание партии и правительства, доверяющих сплоченному коллективу сооружать новый гигантский гидротехнический узел на Волге. Строители канала горят желанием это новое задание партии, правитель­ ства я товарища Сталина выполнить I как можао лтчше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz