Полярная правда. 1937, июль

ш т БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ МОСКВА—СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС— СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Счастливый путь! Краснокрылый пилу пиши кораГ'.гь был готои к ia.ii.ncMу к трудном? полету уже несколько iinii и»чу на­ зад. Но погода 111 » йлагопрннтстнона- ла. На трассе Москва — Северный полюс — Ледовитый океан — •<•верная Америка Лупила.ш циклопы. Густой туман rhcp.i над централь­ ным полярным fiacr» ином. И районе полюса ими д.уждп. II даже н Москве яркие солнечные дни сменила хоюд- ная дождливая погода, напоминав­ шая начало осени. Днем 11 ню. 1 я состоялось совеща­ ние. на котором присутствовало чле­ ны правительственной комиссии по перелету, экипаж самолета «АНТ-25» н виднейшие советские метеорологи п инженеры, снаряжавшие самолет в далекий путь. Долго и тщательно осуждались условпя прре.лрла н ъ конце-концов все пришли к заклю­ чению. что погода позволяет летел.. Решено было отправить отважную тройку в репс по трассе, связавшей кратчайшим путем Советский Союз •с Северной Америкой. ...Еще не было К часов вечера, как экипаж самолета — тт. Громов, Юмашев п Данилин. — повинуясь настояниям врача Борщевского, пос­ ле ужина отправились спать. При­ тих корпус, в котором проводили ночь перед полетом смелые сыны Родины, которые решили второй раз в истории проложить воздушную до- |югу из СССР в Северную Америку через Северный полюс. Страна зна­ ет эти пмепа. Громов знаменит своих 75-часовым беспосадочным полетом. Юмашев — высотными рекордами с Польшей нагрузкой. Данилин — от­ личным вождением по курсу целых звеньев и эскадрилий боейых само­ летов. Страна поручила им трудное н ответственное дело — закрепить результаты замечательного рейса Ге- Тоев Советского Союза Чкалова. Бай­ дукова и Белякова. Страна, весь на­ род знает, что это новое почетное сталинское задание будет выполнено с честью. Уходила короткая летняя ночь. Туман отступал к опушке леса, ок­ ружающего аэродрбм. Одна за другой прибывают машины. Для проводов летчиков собираются их близкие, друзья и товарищи по работе. Среди п|ювожающнх Нарком оборонной про­ мышленности тов. Рухимовпч. зам. Наркома обороны комапдарм 2 то ранга тов. Алкенис. Нарком связи тов. Халепский. проф. Туполев. Герои Со­ ветского Союза тт. Шмидт. Спирин, Бзбушкип. Шевелев, начальник ЦАГН тов. Харламов, комдив Бажа­ нов и др. Прибыли также многочис­ ленные представители советской и иностранной печати. В 2 чага 25 минут к главному На самолете „АНТ-25 зданию аарарома подражает авгомо- бпль. На него выходит Герой Совет­ ского Союза М. М. Громов. Собрав­ шиеся тенло приветствуют славною командира воздушного корабля. Тов. Грэмов. соп| овождасмый знаменитым нпурмано-м лксиедццин на Северный полюс Героем Советского Союза тов. Спириным проходит в столовую зав­ тракать. Черед 2 — минуты приез­ жают п его товарищи — Данилки и Юмашев. Завтрак длится недолго. И вот уже вереница автомобилей днижется к месту старта. На стартовой горке распласталась огромная металличе­ ская птица. Становится совсем светло. Ясно вырисовывается огромное поле с широкой бетонной дорожкой, постро­ енной еще в 1934 году специально для тов. Громов;», когда он отрав­ лялся на самолете. «РД» в беспоса­ дочный семидесятнпятичасовой по­ лет... Доктор Холин укладывает в каба­ ну самолета бортовой паек. Экипаж в сборе у своей машины. Окруженные тесным кольцом своих родных н близких и провожающих, летчики шутят, смеются, дают ко­ роткие интервью многочисленным журналистам. Уже 3 часа. Приближается время старта. Синоптик Клемин передает тов. Юмашеву карту погоды на трас­ те. Крепкие пожатия рук. поцелуи, пожелания счастливого п у ти . В воз* I духе рассыпается первая ракета — сигнал приготовиться к вылету. Стартовая дорожка освобождается от автомашин. 3 часа 20 минут. Путь для само­ лета свободен. Стремительно движет­ ся он по широкой бетонной магист­ рали. с каждым мгновением увеличи­ вая скорость и в 3 часа 21 минуту отрывается от аэродрома. Вслед за ним поднимается другой самолет, провожающий боевых соко­ лов страны социализма. Вспыхива­ ют аплодисменты, люди машут фу­ ражками, желая скорого свидания летчикам. Управляемый мужественной и уве­ ренной рукой Героя Советского Сою­ за М. М. Громова самолет держит курс на <^вер. туда, к полюсу, и берегам Северной Америки. Все бе­ зотрывно смотрят на далекий с каж­ дой минутой светлеющий горизонт, смотрят пристально. Но уже не вид­ но черной точки, она далеко. Побед­ но размахнув гигантские красные крылья, она демонстрирует могуще­ ство советской авиации, устремляясь все вдаль и вдаль. Счастливый путь, гордые совет­ ские летчики, любимые сыны Ро­ дины! , __________________________ — По профессии я летчик-испы­ татель. Почти вся моя летная жизнь состояла нз испытаний новых '•амо- летов. Я горячо люблю авиацию и еще больше — твою специальность. В течение 10 лет изо дня в день я летаю на новых машинах, оцениваю их достоинства, недостатки, всю сум­ му показателей, из которых склады­ вается характеристика той или иной конструкпнн. Через мои руки прошло около 80 различных типов новых легких и тяжелых самолетов. Испы­ тывая машины, я знаю, что работаю на благо Родины, на благо своего на­ рода. Мы. советские летчики, всегда на­ ходим горячую поддержку и внима­ ние, у нашей партии, правительства и нашего великого парода. Нам пре­ доставляются все возможности для осуществления своих планов. На всю жизнь мне запомнилась моя первая встреча с товарищем Сталнньш Это было 12 июня 1933 года во время физкультурного пара­ да па Красной площади. За несколь­ ко дней до этого я закончил испы­ тание нового большого самолета. На­ родный комиссар обороны маршал Советского Союза тов. Ворошалов представил меня товарищу Сталину. Вождь народов дружески приветство­ вал меня, расспрашивал о подробно­ стях перелета, работе моторов, моем самочувствии. И когда я уходил, он тепло попрощался со, мной, пожелав успешной работы. Я дал себе тогда клятву неустан­ ной работой, всей своей жизнью от­ ветил. на внимание товарища Ста­ лина. Я начал упорно готовиться к установлению ряда рекордов. В прошлом году мне было разре­ шено сделать несколько рекордных высотных полетов. После первых же моих полетов с большим • грузом я получил приветствие товарища Ста­ лина. Это приветствие явилось для меня самой высокой наградой, оно вдохновило меня на новые успехи. И вскоре я побил не только соб­ ственные рекорды, но и поставил но­ вые рекорды высоты на самолете «АНТ- 6 » с грузом в 10 и 12 тонн. Уже давно мепя привлекал!.даль­ ние беспосадочные перелеты. Однаж­ ды я продержался в воздухе свыше 20 часов. Работая летчиком-испыта- трл рм , мне иногда приходилось во­ дить самолеты в труднейших метео- |*ологических условиях, и, в частно­ сти в слепом полете. 10 июня нам разрешили лететь из Москвы в Северную Америку че­ рез Северный полюс. На другой же день началась напряженная и кро­ потливая работа по подготовке само­ лета. Наш самолет является первым эк­ земплярам серии самолетов «АНТ-25» Его испытывал и проверял в зозду- .хе наш командир — Герой Совет­ ского Союза тов. Громов. Почему мы выбрали именно этот самолет? Потому что эта машина до сих пор еще является лучшей ре­ кордной дальней машиной -во всем мире,-Она имеет большой радиус действия —- около 13 тысяч кило- Беседа с майором А. Б. ЮМАШЕВЫМ .Метров. Так ж р , как и машпна Чкало­ ва. она оборудована прекрасным мотором «АМ-34». Этот мотор про- ш рл самые строгис п(.пытания. Он очень экономичен, что для нашего перелета имеет большое значение. Мотор требует на одну' силу в чаг всего лишь 210— 215 граммов горю­ чего, а иногда и меньше. Мы внесли некоторые изменения во внутреннее оборудование, самоле­ та. Кабина сделана более просторная и удобная, она отеплена, система обогрева улучшена. Масленые бакп снабжены хорошей титлой изоля­ цией. При снаряжении нашего самолета в далекий путь был учтен опыт не- i давнего перелета Чкалова, Байдуко­ ва п Белякова. Как известно, в рай­ оне Северного Ледовитого океана и Северного полюса часто бывает не только низкая, но и высокая облач­ ность. Это подтвердил перелет Чкало­ ва н его Товарищей. Им пришлось над арктической зоной лететь па большой высоте, и. пользуясь в те­ чение 10 часов кислородными аппа­ ратами, они в конце концов израсхо­ довали весь запас кислорода. Сейчас мы это учли н взяли с собой жидко­ го кислорода почти втрое больше, ! чем его бьио на самолете Чкалова. • Кислород находится в баллонах под i большим давлением. Мы сможем 1 пользоваться кислородом в течение 24— 25 часов. Тов. Чкалов сообщил, что экипажу «АНТ-25» пришлось вести большую борьбу с обледенением самолета. Ма­ шина находилась в полосе обледене­ ния около 2 0 часов, п, чтобы изба­ виться от этого, приходилось заби­ раться как можно выше. Учтена и эта трудность. На нашем самолете находится значительно больше антп- обледенительпой жидкости. Обледене­ ние самолета, как известно, насту­ пает уже при минус 1 0 градусов. Особую опасность в этом случае представляет обледенение винта. Обычно, когда в таких условиях винт самолета покрывается коркой льда, начинается сильная тряска мо­ тора и машину неминуемо приходит­ ся вести на посадку, так как авария неизбежна. Поэтому большое внима­ ние мы уделили тому, чтобы хорошо обеспечить винт самолета антиобле- денительной незамерзающей жидко­ стью. Но специальному небольшому трубопроводу она стекает на плоско­ сти винта и благодаря центробежной силе, получаемой во время вращения винта, не распыляется, а остается на лопастях, лфедохраняя винт от обледенения. Увеличенный запас этой жидкости обеспечит нашему са­ молету возможность значительно легче преодолевал, низкие темпера­ туры на всем протяжении пути че­ рез полярный бассейн. Экипаж полупил теплую удобную одежду. В случае вынужденпой по­ садки самолета мы будем иметь воз­ можность расположиться довольно удооно, даже если посадка произой­ дет па нробнтармом месте. В нашем распоряжении имеется надувная па­ латка с двойными стенками и спаль­ ные мешки. На борт нашего самоле­ та погружены также криплербот, ре­ зиновые спасательные пояса, .лыжи, ружья, электрические фонари и пред­ меты домашнего обихода — кастрю­ ли. сковородки, ножи, ложки, вилки п так далее. Каждый из нас снабжен припеп- пым парашютом, который в случае необходимости может быть одет в те­ чение 2 — 3 секунд. За счет уменьшения аварийных запасов и облегчения внутреннего переоборудования самолета, мы 5ерем значительно больший запас горюче­ го. Общий полетный вес нашей ма­ шины превышает полетный вес са­ молета Чкалова. Горючее для нас изготовлено по специальному рецеп­ ту в Центральном институте авиаци­ онного моторостроения. Нам предстоит, как и Героям Со­ ветского Союза Чкалову. Байдукову и Белякову, пролететь над полюсом и посадить самолет на территории Северной Америки, тем самым вто­ рично подтвердить возможность трансарктического воздушного сооб­ щения между Советским Союзом и Америкой по кратчайшему пути че­ рез полюс. В этом перелете я исполняю обя­ занности второго пилота. Кроме того, я буду заменять радиста, а также ппурмана тов. Данилина. К этой от­ ветственной работе я готов. Много времени отняла у мепя подготовка к исполнению обязанностей радиста. Мне, как второму пилоту, придет­ ся управлять самолетом около поло­ вины пути. Михаил Михайлович Громов имеет большой опыт продол­ жительного пилотирования машины в труднейших метеорологических усло­ виях, в частной и при слепом полей­ те. Кое-какой опыт в этой области имею и ^ • Отправляясь в этот далекий путь, мы подробно изучали трассу марш­ рута. метеорологические условия пе­ релета и пользовались каждой сво­ бодной минутой, чтобы проверить свои теоретические познания на практике. Иногда мы в тренировоч­ ных полетах находились около 10 часов, проверяя материальную часть п снаряжение. Особое внимание мы обращали на проверку радиостан­ ции. Поднимаясь в воздух, мы п о ­ веряли и себя, нарочпо усложняя тренировочный полет. Я. напрпмер, пользоватся во время слепого полета неполным комплектом приборов и тем "'самым ставил себя в худшие условия полета. Мы лел!м по великой воздушной сталинской трассе с чувством вели­ чайшей гордости и ответственности за возложенные на нас партией и правительством задачи. Наш путь в Северную Америку Беседа со штурманом С. А. ДАНИЛИНЫМ Герои Советского Союза тт. Чка­ лов. Байдуков и Беляков проложили новый кратчайший воздушный чуть пз СССР в Северную Америку. Гни осуществили мечту многих полярных • исследователей, пытавшихся связать i по воздуху два континента черед Се­ верный полюс. На нашу долю выпала честь до­ катал. всему миру, что полет Чкало­ ва, Байдукова и Белякова не являет­ ся случайны». Нзша страна создала первоклассную авиационную про­ мышленность, которая дает нам воз­ можность установить на этой г.ели- кой трассе регулярное воздушное со­ общение. На меня, как на штурмана. ?оз- ложены в этом полете больны? н сложные, обязанности. Я должен про­ вести самолет точно по заданному курсу. В этом деле мне поможет кой пятнадцатилетний штурман'кий опыт. Я не. один раз участвовал в дальних и скоростных перелетах, ука­ зывая путь целым звеньям н эскад­ рильям самолетов. В моем распоряжении на самолете имеется достаточное количество пер­ воклассных точных приборов, кото­ рые дала нам наша тяжелая инду­ стрия. Для астрономической ориенти­ ровки самолет снабжен солнечным указателем курса (СУК) конструкции инженера Сергеева, секстантом оте­ чественного производства, всеми таб­ лицами и принадлежностями для расчетов местонахождения по наблю­ дениям за солнцем, луной и звезда­ ми. При астрономической ориенти­ ровке, особенно необходимым явля­ ются отсчеты точного времени. Для этого у нас — хорошо выверенные хронометры. На «АНТ-25» имеется также гиро- полукомпас. Этот прибор позволяет на коротком отрезке времени (до 15 минут) держать без помощи магнит­ ной коррекции заданный" курсГ При­ бор нам крайне необходим, так как вблизи магнитного полюса компюы, в том числе и гиромагнитные, рабо­ тают неправильно. Самолет обеспечен всеми необхо­ димыми приборами для того, чтобы вести машину вслепую. Имеются авиагоризонт, барометр, указатели скорости поворота и скольжения, группа приборов, контролирующих работу мотора. В кабине самолета находится также газоанализатор, ко­ торый показывает качество горючей смеси, поступающей в цилиндры из карбюратора. Он позволит очень т<ч- но поддерживать наилучший режим работы мотора. Нашему полету предшествовала тщательная научная подготовка. Де­ тально изучили маршрут, его гель- еф. климатические данные, располо­ жение земных радиостанций, нх мощность и так далее. Мы составы* предварительные расчеты для В'тх пунктов маршрута. Точно высчитано, каково будет положение солнца и со­ отношение темного и светлого вре­ мени по всему маршруту. Астрономи­ ческий институт имени Штернберга изготовил для нас таблицы предвычи- слений высот и азимутов солнца i куны для определенных пунктов цоль нашей трассы. Тщательно подготов­ лены карты, на которые нанесен маршрут, расстояние между котп- рольнымн ориентирами. В нашем распоряжении имеются специальные адронавигациоплые карточки, на которые занесены все сведения, могущие нам потребовать­ ся в полете. Из этих карточек мы всегда узнаем, где находятся бли­ жайшие технические базы (на слу­ чай вынужденной посадки) и радио­ станция, точно будем знать о релье­ фе интересующей нас- местности и так далее. Большая группа специальных приборов дает мне возможность не­ прерывно вести наблюдения за тра­ екторией полета, выполнять расчеты так, чтобы полет точно отвечал за­ данному маршруту. Когда мы будем паходится гад американским материком, хребты Скалистых гор явятся для нас од- пнм из основных ориентиров. По­ сле того, как мы прресечем реку Пис, этп хребты встанут поперек нашего пути и нам придется преодо­ леть их на высоте 4— 5 тысяч мет­ ров. Mfl^ штурманская работа зна­ чаTtuww услйснлтсЛг «слк-нас адргь застанет ночь. Точно определить, где будет находиться наш самолет, когда наступит темнота, сказать по­ ка трудно. Это зависит, главным об­ разом, от путевой скорости на всем пути. Точно предусмотреть эту пу­ тевую скорость также нельзя, так как она зависит от действия встреч­ ных, попутных и боковых ветров. Но почти весь наш полет будет прохо­ дить при ослепительном полярном солнце. Полярный день даст нам воз­ можность при низкой облачности ве­ сти самолет над облаками при помо­ щи солнечного указателя курса, кз- готовленного Научно - исследова­ тельским институтом ВОТИ. По сталинской трассе — О дальнем беспосадочном пе- | релете я мечтал давно. Впервые я конкретно поставил перед собой за­ дачу совершить такой полет в 1924 годут. Но возможностей для этого ие только у нас, но и во всем мире в то время еще не'йыло. В пашрм распоряжении находились, лишь оставшиеся со времен граждан •ком , г.*жны старомодные аэропланы с крайне ограниченными возможностя­ ми. Наша Родина тогда только на­ чинала оперяться, отращивал, твои молодые, крепкие авнапночные крылья. В этой созидательной ра­ боте принимала участие вся страна. ! Я знал, что наступит время, когда мы, советские летчики, сможем с гордостью за свою Родину, па пре­ красных советских самолетах •демон­ стрировать новые и новые победы над воздушной стихией. <11 я не ошибся. Это время наступило, моя мечта стала реальностью. Мы отправ­ ляемся в 'перелет но великой ста­ линской воздушной трассе Москва— Земля Франца-Иосифа—Северный полюс— Северная Америка, проло­ женной товарищами Чкаловым. Бай- i\ косым и Беляковым. 1. В 1925 году я совершил свои первый большой перелет Москва— Пекин, протяжением свыше 7 тысяч километров. Шесть советских само­ летов.в числе которых был и мой, летели через пустыню Гоби, пески Монголии в Пекип и дальше через Желтое и Японское моря в Токио. Благополучно опустившись в Пеки­ не. я узнал, что француз Аррошар •.■вершил блестящий перелет вокруг Киропы, причем, по длине его мар­ шрут равнялся нашему, но полет Беседа с Героем Советского Союза тов. М. М.- ГРОМОВЫМ длился три дня. а наш — 33 дня, это меня крайне взволновало. С тех пор меня не покидала мысль дока­ зать всему миру, что мы, советские летчики, можем летать не хуже, чем иностранцы. Прошел еще год и наша страна обогатилась самолетом «АНТ-3» («Пролетарий»), созданным в Цент­ ральном алрогидродинамическом ин­ ституте (ЦАГН) под руководством Андрея Николаевича Туполева. На этом самолете мне было предложено в том же 1926 году сделать по­ лет, подобный аррошаровскому, во­ круг Европы в 3 дня. Полет закон­ чился успешно, рекорд Аррошара остался позади, и я был полон гор­ дости за свою Родину, за наши са­ молет и мотор. Фрапцузскпе летчики оказали мне высокую честь, избрав «как лучшего летчика мира 1926 гола» членом гзоеи клуба «Старых Стволов». Возвратившись из этого переле­ та, я П|мдолжал работать в качест­ ве летчи'а-испытателя. В 1929 году я совершил второй европейский перелет, на самолете сАНТ-9» («Крылья Советов»), Этот .перелет еще раз показал всему ми­ ру, как быстро растет наша авиа­ ционная техника, как растут люди нашей авпалщи. Самол т «АНТ-9» по тем времрпзм был лучшей маши­ ной л Европе. В 19.']4 году страна доверила мне испытание величайшего в мире сухопутного самолета «Максим Горь­ кий», вызвавшего восхищение го всем мире. II. В течение многих лет я с на­ пряженным вниманием следил за ро­ стом авиационной техшит и борь­ бой за первенство в области даль­ них беспосадочных полетов по пря­ мой. Первые мировые рекорды при­ надлежали Аррршару, летавшему в 1926 году из Парижа в Аравию и покрывшему, примерно, за 45 часов около 4,5 тысячи километров. Почти одновременно два капитана француз­ ской службы — Жнрье и Дордильи, вылетели на самолете «Бреге» из Парижа в Омск н поставили новый ннровой рекорд, пролетев без посад­ ки свыше 4.700 километров. Вскоре на арене боев за первен­ ство появился американский летчик Линдберг. Ga 32 часа беспрерывно­ го лолета он покрыт рекордное рас­ стояние между Нью-Порком и Па­ рижем — около 6 тысяч километ­ ров. Первенство затем перешло к анпричанам. Кост и Бел.тон покры.л *1 на «Брсгге» расстояние от Парпжл до Цицикара равно» 7.900 километ­ рам. В 1933 году французские лет­ чики Кодос и Росси на 'моноплане Блерио» пролетели 9.104 километ­ ра но маршруту Флоит— Бенет (Се­ верная Америка)— Райяк {Сирия). . Но все отп перелеты, как прави­ ло, проходили по самым удобным трассам. Перелет Кодоса и Росси был "доведен по местности, изобилу- щей радиостанциями, в район0, где находилось мпого пароходов, пе­ редававших на самолет метеорологи­ ческие сводки. Перелет из (Москвы в Соединенные Штаты Америки через Севериый по­ люс, совершонный Чкаловым, Бай­ дуковым и Беляковым. является посие перелета Линдберга через Атлантический океан исключитель­ ным событием в авиационной ж и з ­ н и . Начиная этот перелет, советские герои не ставили себе целью побить ,мировые рекорды. Для «того они могли выбрал, более легкую, изу­ ченную трассу. 111. В 1936 году Юмашев, Дани­ лин и я начали готовиться к даль­ нему «беспосадочному перелету. В наше распоряжение был предостав­ лен самолет «АНТ-25». Весной 1937 года вместе с Чка­ ловым, Байдуковым и Беляковым мы подали соответствующую заявку пра­ вительству с просьбой разрешить нам перелет из ООСР <в Америку через Северный полюс. 10 июня меня вызвали к товари­ щу Сталину. Войдя в кабинет, я увидел за большим столом товари­ щей Сталина, 'Молотова и Ворошило­ ва. Здесь .же находились Народный Комиссар тяжелой промышленности тов. Межлаук, Народный Комиссар оборонной промышленности тов. Ру- .химовнч, заместитель Наркома Обо­ роны, командарм 2 ^го ранга тов. Алкснис, профессор А. Н. Туполев. Иосиф Виссарионович, приветливо улыбаясь, крепко пожал мою руку. Тепло приветствовали мепя также товарищи Молотов и Ворошилов. Я наложил свою просьбу разре­ шить мне перелететь через полюс. Подробно доложил о моем плане пе­ релета, рассказал о машине и мото­ ре. Началось обсуждение. Товарищ Сталин, выслушав «все доводы за и против перелета, заявил, что он го­ лосует яа удовлетворение вашей просьбы, но потребовал, чтобы мы не рисковали и в случае необходи- моста сели в любом пункте Север­ ной Америки. IV. Итак, мы летим через Север­ ный полюс по великой сталинской трассе. В этот дальний пул. мы от­ правляемся на такой же машине, как и та, «на колкой совершили свой перелет товарищи Чкалов, Бай­ дуков и Беляков. На крыльях наше­ го самолета яркими, белыми буква­ ми начертано: «АНТ-25». Длительная работа над конструк­ цией этого самолета. тщательная тренировка, многократные испыта­ ния да.ли нам возможность присту­ пить к организации этого дальнего полета по прямой линии. В этом по­ лете огромную услугу окажет мне тот опыт, который я п^оррел в сентябре 1934 года. На самолете «АНТ-25» я вместе с тт. Филиным п Спириным продержался тогда в воздухе 75 часов и покрыл за это время но замкнутой кривой расстоя­ ние в 12.411 километров. Мы лете­ ли сначала на небольшой высоте. Па вторые сутки мы уже набрали высоту в 3.000 метров. Вскоре по­ сле того, как навстречу самолету стал надвигаться фронт кучевой об­ лачности, мы вынуждены были под­ няться еще выше. На 5.000-метро­ вой высоте у вас отказалось рабо тать радио и замерзали взятые для питья нарзан и чай. Мы были оде­ ты достаточно тепло и все же мерз ли от холода. Кабина не была утеп лена. Самолет шел на территории Харьковской и Днепропетровской об­ ластей, но временами мы чувствова- .'и себя, как в Арктике. Это было на третий день полета. Из Москвы шел грозовой фронт. Харьков грозил сплошной слоистой облачностью. Мы летели, орептируясь только на при­ боры. Это было очень трудно после стольких часов беспрерывного по­ лета. Нерелел пз Москвы в Америку через Северный полюс представляет, конечно, неизмеримо большие труд­ ности. Мы летим по неизведанным местам, и,кроме того, огромное рас­ стояние по прямой лишает возмож­ ности заранее точно сделал, метео­ рологический прогноз. Это подтвер­ дил полет Чкалова. Байдукова и Бе­ лякова. Они над океаном и льдами большую часть пути прошли в сле­ пом полете. Около 72 градуса шп­ роты Чкалов, Байдуков и Беляков встретили циклон и вынуждены бы­ ли свернуть в сторону к земле ФранцачИосифа. Пробивая облач­ ность, самолет обледенел, и лед дер­ жался на плоскостях больше 2 0 ча­ сов. На всем протяжении маршрута от Москвы до Ванкувера погода не благоприятствовала полету. Учитывая это, мы решили не­ сколько изменить маршрут своего полета. Вылетев из Москвы, возь­ мем курс на Новую Землю, а отсю­ да на остров Рудольфа и дальше по меридиану Рудольфа к Северному полюсу. Самолет «AHT-i25» как бы специ­ ально создан для нашего перелета Я уже говорил о способности его покрывать дальние расстояния. Со ветская техника оборудовала наш самолет новейшими аэронавигацион­ ными приборами. Хотя ои и являет­ ся однотипным с самолетом Чкало ва, но имеет от него некоторые от­ личия. «АНТ-25» обладает двойным управлением. Второй пилот тов Юмашев и я можем, не сходя со своих мест, управлять самолетом Кроме того, это дает нам возмож­ ность в тяжелых условиях управ 1 лч;ь самолетом вдвоем одновременно. I Для облегчения пилотирования са­ молета по солнцу, мы сами разрабо­ тали один очень простой прибор, ущность его заключается в следу-, ющем: на капоте самолета прикреп­ ляется палочка, наблюдение за сол­ нечной тенью которой дает возмож­ ность пилоту контролировать курс, даваемый штурманом. Самолет снаб­ жен, конечно, п рацией. Учитывая опыт перелета товари­ щей Чкалова. Байдукова п Белякова, мы. решили несколько изменить по­ рядок радиосвязи с землей. Ориенти­ ровать нас будут сперва две стан­ ции —>ч Московская и одна из стан­ ций, расположенных в советской Арктике. Перелетев Северный по­ люс. установим связь также не боллпе. чем с двумя мощными аме­ риканскими радиостанциями (Сан- Франциско н Сиэттль). Это значи­ тельно упростит и сделает более на­ дежной связь самолета с землей. Для того, чтобы взять больше го­ рючего и максимально облепить ма­ шину, мы освобождаем себя от це­ лого ряда дополнительного аварийно­ го снаряжения. Аварийный запас продовольствия берем не на два ме­ сяца, а только на полтора, аптечку вместо десятикилограммовой — по­ луторакилограммовую. Отказываемся от излишних чехлов для ружей и спальных мешков и т. д. Все это кажется мелочью, но в результате мы имеем дополнительный и очепь солидный запас горючего. Отправляясь в перелет, мы пол­ ностью уверены в успехе. Мы за­ веряем наш великий народ, что с честью выполним почетное падание товарища Сталина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz