Полярная правда. 1937, июль
ш т БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ МОСКВА—СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС— СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Счастливый путь! Краснокрылый пилу пиши кораГ'.гь был готои к ia.ii.ncMу к трудном? полету уже несколько iinii и»чу на зад. Но погода 111 » йлагопрннтстнона- ла. На трассе Москва — Северный полюс — Ледовитый океан — •<•верная Америка Лупила.ш циклопы. Густой туман rhcp.i над централь ным полярным fiacr» ином. И районе полюса ими д.уждп. II даже н Москве яркие солнечные дни сменила хоюд- ная дождливая погода, напоминав шая начало осени. Днем 11 ню. 1 я состоялось совеща ние. на котором присутствовало чле ны правительственной комиссии по перелету, экипаж самолета «АНТ-25» н виднейшие советские метеорологи п инженеры, снаряжавшие самолет в далекий путь. Долго и тщательно осуждались условпя прре.лрла н ъ конце-концов все пришли к заклю чению. что погода позволяет летел.. Решено было отправить отважную тройку в репс по трассе, связавшей кратчайшим путем Советский Союз •с Северной Америкой. ...Еще не было К часов вечера, как экипаж самолета — тт. Громов, Юмашев п Данилин. — повинуясь настояниям врача Борщевского, пос ле ужина отправились спать. При тих корпус, в котором проводили ночь перед полетом смелые сыны Родины, которые решили второй раз в истории проложить воздушную до- |югу из СССР в Северную Америку через Северный полюс. Страна зна ет эти пмепа. Громов знаменит своих 75-часовым беспосадочным полетом. Юмашев — высотными рекордами с Польшей нагрузкой. Данилин — от личным вождением по курсу целых звеньев и эскадрилий боейых само летов. Страна поручила им трудное н ответственное дело — закрепить результаты замечательного рейса Ге- Тоев Советского Союза Чкалова. Бай дукова и Белякова. Страна, весь на род знает, что это новое почетное сталинское задание будет выполнено с честью. Уходила короткая летняя ночь. Туман отступал к опушке леса, ок ружающего аэродрбм. Одна за другой прибывают машины. Для проводов летчиков собираются их близкие, друзья и товарищи по работе. Среди п|ювожающнх Нарком оборонной про мышленности тов. Рухимовпч. зам. Наркома обороны комапдарм 2 то ранга тов. Алкенис. Нарком связи тов. Халепский. проф. Туполев. Герои Со ветского Союза тт. Шмидт. Спирин, Бзбушкип. Шевелев, начальник ЦАГН тов. Харламов, комдив Бажа нов и др. Прибыли также многочис ленные представители советской и иностранной печати. В 2 чага 25 минут к главному На самолете „АНТ-25 зданию аарарома подражает авгомо- бпль. На него выходит Герой Совет ского Союза М. М. Громов. Собрав шиеся тенло приветствуют славною командира воздушного корабля. Тов. Грэмов. соп| овождасмый знаменитым нпурмано-м лксиедццин на Северный полюс Героем Советского Союза тов. Спириным проходит в столовую зав тракать. Черед 2 — минуты приез жают п его товарищи — Данилки и Юмашев. Завтрак длится недолго. И вот уже вереница автомобилей днижется к месту старта. На стартовой горке распласталась огромная металличе ская птица. Становится совсем светло. Ясно вырисовывается огромное поле с широкой бетонной дорожкой, постро енной еще в 1934 году специально для тов. Громов;», когда он отрав лялся на самолете. «РД» в беспоса дочный семидесятнпятичасовой по лет... Доктор Холин укладывает в каба ну самолета бортовой паек. Экипаж в сборе у своей машины. Окруженные тесным кольцом своих родных н близких и провожающих, летчики шутят, смеются, дают ко роткие интервью многочисленным журналистам. Уже 3 часа. Приближается время старта. Синоптик Клемин передает тов. Юмашеву карту погоды на трас те. Крепкие пожатия рук. поцелуи, пожелания счастливого п у ти . В воз* I духе рассыпается первая ракета — сигнал приготовиться к вылету. Стартовая дорожка освобождается от автомашин. 3 часа 20 минут. Путь для само лета свободен. Стремительно движет ся он по широкой бетонной магист рали. с каждым мгновением увеличи вая скорость и в 3 часа 21 минуту отрывается от аэродрома. Вслед за ним поднимается другой самолет, провожающий боевых соко лов страны социализма. Вспыхива ют аплодисменты, люди машут фу ражками, желая скорого свидания летчикам. Управляемый мужественной и уве ренной рукой Героя Советского Сою за М. М. Громова самолет держит курс на <^вер. туда, к полюсу, и берегам Северной Америки. Все бе зотрывно смотрят на далекий с каж дой минутой светлеющий горизонт, смотрят пристально. Но уже не вид но черной точки, она далеко. Побед но размахнув гигантские красные крылья, она демонстрирует могуще ство советской авиации, устремляясь все вдаль и вдаль. Счастливый путь, гордые совет ские летчики, любимые сыны Ро дины! , __________________________ — По профессии я летчик-испы татель. Почти вся моя летная жизнь состояла нз испытаний новых '•амо- летов. Я горячо люблю авиацию и еще больше — твою специальность. В течение 10 лет изо дня в день я летаю на новых машинах, оцениваю их достоинства, недостатки, всю сум му показателей, из которых склады вается характеристика той или иной конструкпнн. Через мои руки прошло около 80 различных типов новых легких и тяжелых самолетов. Испы тывая машины, я знаю, что работаю на благо Родины, на благо своего на рода. Мы. советские летчики, всегда на ходим горячую поддержку и внима ние, у нашей партии, правительства и нашего великого парода. Нам пре доставляются все возможности для осуществления своих планов. На всю жизнь мне запомнилась моя первая встреча с товарищем Сталнньш Это было 12 июня 1933 года во время физкультурного пара да па Красной площади. За несколь ко дней до этого я закончил испы тание нового большого самолета. На родный комиссар обороны маршал Советского Союза тов. Ворошалов представил меня товарищу Сталину. Вождь народов дружески приветство вал меня, расспрашивал о подробно стях перелета, работе моторов, моем самочувствии. И когда я уходил, он тепло попрощался со, мной, пожелав успешной работы. Я дал себе тогда клятву неустан ной работой, всей своей жизнью от ветил. на внимание товарища Ста лина. Я начал упорно готовиться к установлению ряда рекордов. В прошлом году мне было разре шено сделать несколько рекордных высотных полетов. После первых же моих полетов с большим • грузом я получил приветствие товарища Ста лина. Это приветствие явилось для меня самой высокой наградой, оно вдохновило меня на новые успехи. И вскоре я побил не только соб ственные рекорды, но и поставил но вые рекорды высоты на самолете «АНТ- 6 » с грузом в 10 и 12 тонн. Уже давно мепя привлекал!.даль ние беспосадочные перелеты. Однаж ды я продержался в воздухе свыше 20 часов. Работая летчиком-испыта- трл рм , мне иногда приходилось во дить самолеты в труднейших метео- |*ологических условиях, и, в частно сти в слепом полете. 10 июня нам разрешили лететь из Москвы в Северную Америку че рез Северный полюс. На другой же день началась напряженная и кро потливая работа по подготовке само лета. Наш самолет является первым эк земплярам серии самолетов «АНТ-25» Его испытывал и проверял в зозду- .хе наш командир — Герой Совет ского Союза тов. Громов. Почему мы выбрали именно этот самолет? Потому что эта машина до сих пор еще является лучшей ре кордной дальней машиной -во всем мире,-Она имеет большой радиус действия —- около 13 тысяч кило- Беседа с майором А. Б. ЮМАШЕВЫМ .Метров. Так ж р , как и машпна Чкало ва. она оборудована прекрасным мотором «АМ-34». Этот мотор про- ш рл самые строгис п(.пытания. Он очень экономичен, что для нашего перелета имеет большое значение. Мотор требует на одну' силу в чаг всего лишь 210— 215 граммов горю чего, а иногда и меньше. Мы внесли некоторые изменения во внутреннее оборудование, самоле та. Кабина сделана более просторная и удобная, она отеплена, система обогрева улучшена. Масленые бакп снабжены хорошей титлой изоля цией. При снаряжении нашего самолета в далекий путь был учтен опыт не- i давнего перелета Чкалова, Байдуко ва п Белякова. Как известно, в рай оне Северного Ледовитого океана и Северного полюса часто бывает не только низкая, но и высокая облач ность. Это подтвердил перелет Чкало ва н его Товарищей. Им пришлось над арктической зоной лететь па большой высоте, и. пользуясь в те чение 10 часов кислородными аппа ратами, они в конце концов израсхо довали весь запас кислорода. Сейчас мы это учли н взяли с собой жидко го кислорода почти втрое больше, ! чем его бьио на самолете Чкалова. • Кислород находится в баллонах под i большим давлением. Мы сможем 1 пользоваться кислородом в течение 24— 25 часов. Тов. Чкалов сообщил, что экипажу «АНТ-25» пришлось вести большую борьбу с обледенением самолета. Ма шина находилась в полосе обледене ния около 2 0 часов, п, чтобы изба виться от этого, приходилось заби раться как можно выше. Учтена и эта трудность. На нашем самолете находится значительно больше антп- обледенительпой жидкости. Обледене ние самолета, как известно, насту пает уже при минус 1 0 градусов. Особую опасность в этом случае представляет обледенение винта. Обычно, когда в таких условиях винт самолета покрывается коркой льда, начинается сильная тряска мо тора и машину неминуемо приходит ся вести на посадку, так как авария неизбежна. Поэтому большое внима ние мы уделили тому, чтобы хорошо обеспечить винт самолета антиобле- денительной незамерзающей жидко стью. Но специальному небольшому трубопроводу она стекает на плоско сти винта и благодаря центробежной силе, получаемой во время вращения винта, не распыляется, а остается на лопастях, лфедохраняя винт от обледенения. Увеличенный запас этой жидкости обеспечит нашему са молету возможность значительно легче преодолевал, низкие темпера туры на всем протяжении пути че рез полярный бассейн. Экипаж полупил теплую удобную одежду. В случае вынужденпой по садки самолета мы будем иметь воз можность расположиться довольно удооно, даже если посадка произой дет па нробнтармом месте. В нашем распоряжении имеется надувная па латка с двойными стенками и спаль ные мешки. На борт нашего самоле та погружены также криплербот, ре зиновые спасательные пояса, .лыжи, ружья, электрические фонари и пред меты домашнего обихода — кастрю ли. сковородки, ножи, ложки, вилки п так далее. Каждый из нас снабжен припеп- пым парашютом, который в случае необходимости может быть одет в те чение 2 — 3 секунд. За счет уменьшения аварийных запасов и облегчения внутреннего переоборудования самолета, мы 5ерем значительно больший запас горюче го. Общий полетный вес нашей ма шины превышает полетный вес са молета Чкалова. Горючее для нас изготовлено по специальному рецеп ту в Центральном институте авиаци онного моторостроения. Нам предстоит, как и Героям Со ветского Союза Чкалову. Байдукову и Белякову, пролететь над полюсом и посадить самолет на территории Северной Америки, тем самым вто рично подтвердить возможность трансарктического воздушного сооб щения между Советским Союзом и Америкой по кратчайшему пути че рез полюс. В этом перелете я исполняю обя занности второго пилота. Кроме того, я буду заменять радиста, а также ппурмана тов. Данилина. К этой от ветственной работе я готов. Много времени отняла у мепя подготовка к исполнению обязанностей радиста. Мне, как второму пилоту, придет ся управлять самолетом около поло вины пути. Михаил Михайлович Громов имеет большой опыт продол жительного пилотирования машины в труднейших метеорологических усло виях, в частной и при слепом полей те. Кое-какой опыт в этой области имею и ^ • Отправляясь в этот далекий путь, мы подробно изучали трассу марш рута. метеорологические условия пе релета и пользовались каждой сво бодной минутой, чтобы проверить свои теоретические познания на практике. Иногда мы в тренировоч ных полетах находились около 10 часов, проверяя материальную часть п снаряжение. Особое внимание мы обращали на проверку радиостан ции. Поднимаясь в воздух, мы п о веряли и себя, нарочпо усложняя тренировочный полет. Я. напрпмер, пользоватся во время слепого полета неполным комплектом приборов и тем "'самым ставил себя в худшие условия полета. Мы лел!м по великой воздушной сталинской трассе с чувством вели чайшей гордости и ответственности за возложенные на нас партией и правительством задачи. Наш путь в Северную Америку Беседа со штурманом С. А. ДАНИЛИНЫМ Герои Советского Союза тт. Чка лов. Байдуков и Беляков проложили новый кратчайший воздушный чуть пз СССР в Северную Америку. Гни осуществили мечту многих полярных • исследователей, пытавшихся связать i по воздуху два континента черед Се верный полюс. На нашу долю выпала честь до катал. всему миру, что полет Чкало ва, Байдукова и Белякова не являет ся случайны». Нзша страна создала первоклассную авиационную про мышленность, которая дает нам воз можность установить на этой г.ели- кой трассе регулярное воздушное со общение. На меня, как на штурмана. ?оз- ложены в этом полете больны? н сложные, обязанности. Я должен про вести самолет точно по заданному курсу. В этом деле мне поможет кой пятнадцатилетний штурман'кий опыт. Я не. один раз участвовал в дальних и скоростных перелетах, ука зывая путь целым звеньям н эскад рильям самолетов. В моем распоряжении на самолете имеется достаточное количество пер воклассных точных приборов, кото рые дала нам наша тяжелая инду стрия. Для астрономической ориенти ровки самолет снабжен солнечным указателем курса (СУК) конструкции инженера Сергеева, секстантом оте чественного производства, всеми таб лицами и принадлежностями для расчетов местонахождения по наблю дениям за солнцем, луной и звезда ми. При астрономической ориенти ровке, особенно необходимым явля ются отсчеты точного времени. Для этого у нас — хорошо выверенные хронометры. На «АНТ-25» имеется также гиро- полукомпас. Этот прибор позволяет на коротком отрезке времени (до 15 минут) держать без помощи магнит ной коррекции заданный" курсГ При бор нам крайне необходим, так как вблизи магнитного полюса компюы, в том числе и гиромагнитные, рабо тают неправильно. Самолет обеспечен всеми необхо димыми приборами для того, чтобы вести машину вслепую. Имеются авиагоризонт, барометр, указатели скорости поворота и скольжения, группа приборов, контролирующих работу мотора. В кабине самолета находится также газоанализатор, ко торый показывает качество горючей смеси, поступающей в цилиндры из карбюратора. Он позволит очень т<ч- но поддерживать наилучший режим работы мотора. Нашему полету предшествовала тщательная научная подготовка. Де тально изучили маршрут, его гель- еф. климатические данные, располо жение земных радиостанций, нх мощность и так далее. Мы составы* предварительные расчеты для В'тх пунктов маршрута. Точно высчитано, каково будет положение солнца и со отношение темного и светлого вре мени по всему маршруту. Астрономи ческий институт имени Штернберга изготовил для нас таблицы предвычи- слений высот и азимутов солнца i куны для определенных пунктов цоль нашей трассы. Тщательно подготов лены карты, на которые нанесен маршрут, расстояние между котп- рольнымн ориентирами. В нашем распоряжении имеются специальные адронавигациоплые карточки, на которые занесены все сведения, могущие нам потребовать ся в полете. Из этих карточек мы всегда узнаем, где находятся бли жайшие технические базы (на слу чай вынужденной посадки) и радио станция, точно будем знать о релье фе интересующей нас- местности и так далее. Большая группа специальных приборов дает мне возможность не прерывно вести наблюдения за тра екторией полета, выполнять расчеты так, чтобы полет точно отвечал за данному маршруту. Когда мы будем паходится гад американским материком, хребты Скалистых гор явятся для нас од- пнм из основных ориентиров. По сле того, как мы прресечем реку Пис, этп хребты встанут поперек нашего пути и нам придется преодо леть их на высоте 4— 5 тысяч мет ров. Mfl^ штурманская работа зна чаTtuww услйснлтсЛг «слк-нас адргь застанет ночь. Точно определить, где будет находиться наш самолет, когда наступит темнота, сказать по ка трудно. Это зависит, главным об разом, от путевой скорости на всем пути. Точно предусмотреть эту пу тевую скорость также нельзя, так как она зависит от действия встреч ных, попутных и боковых ветров. Но почти весь наш полет будет прохо дить при ослепительном полярном солнце. Полярный день даст нам воз можность при низкой облачности ве сти самолет над облаками при помо щи солнечного указателя курса, кз- готовленного Научно - исследова тельским институтом ВОТИ. По сталинской трассе — О дальнем беспосадочном пе- | релете я мечтал давно. Впервые я конкретно поставил перед собой за дачу совершить такой полет в 1924 годут. Но возможностей для этого ие только у нас, но и во всем мире в то время еще не'йыло. В пашрм распоряжении находились, лишь оставшиеся со времен граждан •ком , г.*жны старомодные аэропланы с крайне ограниченными возможностя ми. Наша Родина тогда только на чинала оперяться, отращивал, твои молодые, крепкие авнапночные крылья. В этой созидательной ра боте принимала участие вся страна. ! Я знал, что наступит время, когда мы, советские летчики, сможем с гордостью за свою Родину, па пре красных советских самолетах •демон стрировать новые и новые победы над воздушной стихией. <11 я не ошибся. Это время наступило, моя мечта стала реальностью. Мы отправ ляемся в 'перелет но великой ста линской воздушной трассе Москва— Земля Франца-Иосифа—Северный полюс— Северная Америка, проло женной товарищами Чкаловым. Бай- i\ косым и Беляковым. 1. В 1925 году я совершил свои первый большой перелет Москва— Пекин, протяжением свыше 7 тысяч километров. Шесть советских само летов.в числе которых был и мой, летели через пустыню Гоби, пески Монголии в Пекип и дальше через Желтое и Японское моря в Токио. Благополучно опустившись в Пеки не. я узнал, что француз Аррошар •.■вершил блестящий перелет вокруг Киропы, причем, по длине его мар шрут равнялся нашему, но полет Беседа с Героем Советского Союза тов. М. М.- ГРОМОВЫМ длился три дня. а наш — 33 дня, это меня крайне взволновало. С тех пор меня не покидала мысль дока зать всему миру, что мы, советские летчики, можем летать не хуже, чем иностранцы. Прошел еще год и наша страна обогатилась самолетом «АНТ-3» («Пролетарий»), созданным в Цент ральном алрогидродинамическом ин ституте (ЦАГН) под руководством Андрея Николаевича Туполева. На этом самолете мне было предложено в том же 1926 году сделать по лет, подобный аррошаровскому, во круг Европы в 3 дня. Полет закон чился успешно, рекорд Аррошара остался позади, и я был полон гор дости за свою Родину, за наши са молет и мотор. Фрапцузскпе летчики оказали мне высокую честь, избрав «как лучшего летчика мира 1926 гола» членом гзоеи клуба «Старых Стволов». Возвратившись из этого переле та, я П|мдолжал работать в качест ве летчи'а-испытателя. В 1929 году я совершил второй европейский перелет, на самолете сАНТ-9» («Крылья Советов»), Этот .перелет еще раз показал всему ми ру, как быстро растет наша авиа ционная техника, как растут люди нашей авпалщи. Самол т «АНТ-9» по тем времрпзм был лучшей маши ной л Европе. В 19.']4 году страна доверила мне испытание величайшего в мире сухопутного самолета «Максим Горь кий», вызвавшего восхищение го всем мире. II. В течение многих лет я с на пряженным вниманием следил за ро стом авиационной техшит и борь бой за первенство в области даль них беспосадочных полетов по пря мой. Первые мировые рекорды при надлежали Аррршару, летавшему в 1926 году из Парижа в Аравию и покрывшему, примерно, за 45 часов около 4,5 тысячи километров. Почти одновременно два капитана француз ской службы — Жнрье и Дордильи, вылетели на самолете «Бреге» из Парижа в Омск н поставили новый ннровой рекорд, пролетев без посад ки свыше 4.700 километров. Вскоре на арене боев за первен ство появился американский летчик Линдберг. Ga 32 часа беспрерывно го лолета он покрыт рекордное рас стояние между Нью-Порком и Па рижем — около 6 тысяч километ ров. Первенство затем перешло к анпричанам. Кост и Бел.тон покры.л *1 на «Брсгге» расстояние от Парпжл до Цицикара равно» 7.900 километ рам. В 1933 году французские лет чики Кодос и Росси на 'моноплане Блерио» пролетели 9.104 километ ра но маршруту Флоит— Бенет (Се верная Америка)— Райяк {Сирия). . Но все отп перелеты, как прави ло, проходили по самым удобным трассам. Перелет Кодоса и Росси был "доведен по местности, изобилу- щей радиостанциями, в район0, где находилось мпого пароходов, пе редававших на самолет метеорологи ческие сводки. Перелет из (Москвы в Соединенные Штаты Америки через Севериый по люс, совершонный Чкаловым, Бай дуковым и Беляковым. является посие перелета Линдберга через Атлантический океан исключитель ным событием в авиационной ж и з н и . Начиная этот перелет, советские герои не ставили себе целью побить ,мировые рекорды. Для «того они могли выбрал, более легкую, изу ченную трассу. 111. В 1936 году Юмашев, Дани лин и я начали готовиться к даль нему «беспосадочному перелету. В наше распоряжение был предостав лен самолет «АНТ-25». Весной 1937 года вместе с Чка ловым, Байдуковым и Беляковым мы подали соответствующую заявку пра вительству с просьбой разрешить нам перелет из ООСР <в Америку через Северный полюс. 10 июня меня вызвали к товари щу Сталину. Войдя в кабинет, я увидел за большим столом товари щей Сталина, 'Молотова и Ворошило ва. Здесь .же находились Народный Комиссар тяжелой промышленности тов. Межлаук, Народный Комиссар оборонной промышленности тов. Ру- .химовнч, заместитель Наркома Обо роны, командарм 2 ^го ранга тов. Алкснис, профессор А. Н. Туполев. Иосиф Виссарионович, приветливо улыбаясь, крепко пожал мою руку. Тепло приветствовали мепя также товарищи Молотов и Ворошилов. Я наложил свою просьбу разре шить мне перелететь через полюс. Подробно доложил о моем плане пе релета, рассказал о машине и мото ре. Началось обсуждение. Товарищ Сталин, выслушав «все доводы за и против перелета, заявил, что он го лосует яа удовлетворение вашей просьбы, но потребовал, чтобы мы не рисковали и в случае необходи- моста сели в любом пункте Север ной Америки. IV. Итак, мы летим через Север ный полюс по великой сталинской трассе. В этот дальний пул. мы от правляемся на такой же машине, как и та, «на колкой совершили свой перелет товарищи Чкалов, Бай дуков и Беляков. На крыльях наше го самолета яркими, белыми буква ми начертано: «АНТ-25». Длительная работа над конструк цией этого самолета. тщательная тренировка, многократные испыта ния да.ли нам возможность присту пить к организации этого дальнего полета по прямой линии. В этом по лете огромную услугу окажет мне тот опыт, который я п^оррел в сентябре 1934 года. На самолете «АНТ-25» я вместе с тт. Филиным п Спириным продержался тогда в воздухе 75 часов и покрыл за это время но замкнутой кривой расстоя ние в 12.411 километров. Мы лете ли сначала на небольшой высоте. Па вторые сутки мы уже набрали высоту в 3.000 метров. Вскоре по сле того, как навстречу самолету стал надвигаться фронт кучевой об лачности, мы вынуждены были под няться еще выше. На 5.000-метро вой высоте у вас отказалось рабо тать радио и замерзали взятые для питья нарзан и чай. Мы были оде ты достаточно тепло и все же мерз ли от холода. Кабина не была утеп лена. Самолет шел на территории Харьковской и Днепропетровской об ластей, но временами мы чувствова- .'и себя, как в Арктике. Это было на третий день полета. Из Москвы шел грозовой фронт. Харьков грозил сплошной слоистой облачностью. Мы летели, орептируясь только на при боры. Это было очень трудно после стольких часов беспрерывного по лета. Нерелел пз Москвы в Америку через Северный полюс представляет, конечно, неизмеримо большие труд ности. Мы летим по неизведанным местам, и,кроме того, огромное рас стояние по прямой лишает возмож ности заранее точно сделал, метео рологический прогноз. Это подтвер дил полет Чкалова. Байдукова и Бе лякова. Они над океаном и льдами большую часть пути прошли в сле пом полете. Около 72 градуса шп роты Чкалов, Байдуков и Беляков встретили циклон и вынуждены бы ли свернуть в сторону к земле ФранцачИосифа. Пробивая облач ность, самолет обледенел, и лед дер жался на плоскостях больше 2 0 ча сов. На всем протяжении маршрута от Москвы до Ванкувера погода не благоприятствовала полету. Учитывая это, мы решили не сколько изменить маршрут своего полета. Вылетев из Москвы, возь мем курс на Новую Землю, а отсю да на остров Рудольфа и дальше по меридиану Рудольфа к Северному полюсу. Самолет «AHT-i25» как бы специ ально создан для нашего перелета Я уже говорил о способности его покрывать дальние расстояния. Со ветская техника оборудовала наш самолет новейшими аэронавигацион ными приборами. Хотя ои и являет ся однотипным с самолетом Чкало ва, но имеет от него некоторые от личия. «АНТ-25» обладает двойным управлением. Второй пилот тов Юмашев и я можем, не сходя со своих мест, управлять самолетом Кроме того, это дает нам возмож ность в тяжелых условиях управ 1 лч;ь самолетом вдвоем одновременно. I Для облегчения пилотирования са молета по солнцу, мы сами разрабо тали один очень простой прибор, ущность его заключается в следу-, ющем: на капоте самолета прикреп ляется палочка, наблюдение за сол нечной тенью которой дает возмож ность пилоту контролировать курс, даваемый штурманом. Самолет снаб жен, конечно, п рацией. Учитывая опыт перелета товари щей Чкалова. Байдукова п Белякова, мы. решили несколько изменить по рядок радиосвязи с землей. Ориенти ровать нас будут сперва две стан ции —>ч Московская и одна из стан ций, расположенных в советской Арктике. Перелетев Северный по люс. установим связь также не боллпе. чем с двумя мощными аме риканскими радиостанциями (Сан- Франциско н Сиэттль). Это значи тельно упростит и сделает более на дежной связь самолета с землей. Для того, чтобы взять больше го рючего и максимально облепить ма шину, мы освобождаем себя от це лого ряда дополнительного аварийно го снаряжения. Аварийный запас продовольствия берем не на два ме сяца, а только на полтора, аптечку вместо десятикилограммовой — по луторакилограммовую. Отказываемся от излишних чехлов для ружей и спальных мешков и т. д. Все это кажется мелочью, но в результате мы имеем дополнительный и очепь солидный запас горючего. Отправляясь в перелет, мы пол ностью уверены в успехе. Мы за веряем наш великий народ, что с честью выполним почетное падание товарища Сталина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz