Полярная правда. 1937, июль

О ПРОЕКТЕ „ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХВ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР Доклад тов. ЯКОВЛЕВА Я\ А. на IV Сессии ЦИК СССР VII созыва 7 июля 1937 года / . Как обеспечиваются всеобщее, равное и прямое избирательное право и тайное голосование Чрезвычайный '*Jll С'езд Советов С.ЧХТР поручил Центральному Испол­ нительному Комитету Союза ССР на основе новой Конституции СССР раз­ работать п утвердитI. положение о выборах в Верховный Совет ОССР. 1резставля*'мыи орелпдиумом Центрального Нсиолнительного Коми­ тета СССР на рассмотрение и утвер­ ждение Осени Центрального Испол­ нительного Комитета проект «И ло- жения о выборах в Верховный Совет* СОСР» представляет собою по суще­ ству инструкцию к разделу Консти­ туции СССР ой избирательной си­ стеме. Проект избирательного закона имеет задачей гарантировал, неук­ лонное' выполнение избирательной системы, установленной Сталинской Конституцией СОСР. Конституцией СССР установлено всеобщее избирательное право. Соответственно избирательный за­ кон обеспечивает каждому гражтани­ ну, юстигшему ко дню выборов 18 лет. пключепне его в списки лпц, которые имеют право избираль и быть избранными в Верховный Со­ нет (статья 8). Разумеется, ляца. лишенные избирательных прав но суднлшм пр^оворам. а также лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными, в нзбира- тельные еппекп не включаются (статья 9). Никакого пета оседлости пага избирательный закон не требует от избирателей, в то время, как ^аже наиболее демократические страны пз числа капиталистических госуданств лишают права участия в выборах гражхан. живущих в данной местно­ сти меньше определенного срока (три месяца в Великобритании. 6 месяцев п Бельгии и Франции, от 3 месяцев до 2 лет — но разному в разных штатах в Соединенных Штатах Америки). Гражданину, переменившему м.1 сто своего пребывания,. предоставляется возможность участвовать в выборах по «Удостоверению на право голосо­ вания», выданному ему Советом де­ путатов трудящихся по прежнему месту его жительства (статьи 15 и 79).' Само собой разумеется, что проект избирательного закона социалистиче­ ской страны исключает всякое тре­ бование имущественного ценза. как это имеет место, например. по :>яду платов Соединенных Штатов Амери­ ки. По отдельным штатам США от избирателей требуется обладание оп­ ределенной собственаостыо. Избирательные закопы ряха даже напбодее демократических буржуаз­ ных государств лишают возможности участвовать в выборах и быть из­ бранными активную молодела., со- гтинтцую в армии (Франция. Чехо­ словакия). В отличие от таких по­ рядков наш проект в соответствии с Конституцией СССР обеспечивает ли­ пам, находящимся в Красной Армии, действительную возможность участ­ вовать в выборах и быть избранны­ ми (статья 12). Не приходится мотивировать атого отличия: для буржуазных армпй политическое просвещение равносильно разруше­ нию воинской дисциплины: нашу же Рабоче-Крестьянскую Красную Ар­ мию политическое просвещепие ук­ репляет, повышает в пей воинскую дпеппнлину. Женщина в ряде буржуазно - де­ мократических стран, даже таких, как Швейцария. Франция, Бельгия, лишена избирательных прав. У нас же женщины пользуются правом из­ бирать и быть избранными наравне г мужчинами. Наконец наше «Положение о вы­ борах в Верховный Совет СССР» обеспечивает всеобщность избира­ тельного права тем. что исключает и какой бы то ни было форме воз­ можность отстранения кого бы та пп было от выборов но национальному признаку. И в этой части проект из­ бирательного закона не ограничи­ вается одним провозглашением прав ни выясняет все лазейки, через ко щрые могло бы пробиться ограниче­ ние избирательных прав для пе рус­ ской национальности н закрывает ати лазейки. Вот почему, в частно­ сти. проект нашего избирательного ззкона предусматривает, что изби­ рательные бюллетепп печатаются на н.:ыке населения соответствующего н .бпрательного округа (ст. 68). И в .• 1 И\ частностях наш проект отли чл«*тся от законодательной практики, например. Соединенных Штатов Аме­ рики. где Южные платы с большим негритянским населением установили . 1 избирателей требование грамотно- •III II штлийспом языке п на этом «.-ионапин не менее двух миллионов негров лишили избирательного Наконец, проект избирательного закона предусматривает ряд гаран­ тий для избирателей: список избирателей должен быть выставлен за дней до выборов для всеобщего обозрения и проверки (ст. 13): Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся обязан раз­ решать не более, чем в трехдневцый срок любую жалобу граждан на не­ правильности в списках избирателей (ст. п . 16, 17 и 18): последнее слово по жалобам на неправильности в списке избирате­ лей проект предоставляет народному суду, который обязан в трехдневный срок в открытом судебном заседании с вызовом заявителя и представителя Совета рассмотреть жалобу гражда­ нина. Решение народного суда обяза­ тельно для соответствующего Сове­ та (статьи 18 и 19). Так дело обстоит с обеспечением принципа всеобщего избирательного права. — такого подлинно всеобще­ го избирательного права, которое обеспечивает паш избирательный за­ кон в соответствии со Сталинской Конслттуцией, ие знает ни одно бур­ жуазно - демократическое государ­ ство. (Аплодисменты). Перехожу к вопросу о том, как обеспечивается установленное Кон­ ституцией СОСР равцэе избиратель­ ное право. Проект избирательного закона обеспечивает при выборах в Совет Сяюза и в Совет Национальностей ра­ венство голоса рабочего и крестья­ нина. Избирательный окрутг по вы­ борам в Совет' Союза составляется по принципу: 300 тысяч населения на округ — одинаково для города н *ерев 1 ги, одинаково и для рабо­ чих и -для крестьян. Каждый изби­ рательный округ по выборам в Со­ сет Союза посылает одного депута­ та (ст. 21 ).. Такая организация избиратель­ ных округов исключает неравенство избирательных округов, которое имеется, например, во Франции, где первый участок буржуазного шесто­ го округа Парижа с 8 тысячами избирателей посылает одного д?пу- тата. — отиого же депутата посы­ лает второй участок округа Корбен с -50 тысячами избирателей, распо­ ложенный в пролетарском пред- <месгьп Парижа. Так обеспечивается равенство всех граждан СССР при выборах в Сокет Союза, где. как указал това­ рищ Сталин, представлены общие интересы всех трудящихся незави­ симо от их национальности. Избирательный вакон обеспечива­ ет равенство всех союзных респуб­ лик, равенство всех автономных республик, равенство всех автоном­ ных областей, равенство всех наци­ ональных округов при выборах ь Совет Национальностей, который, как указал товарищ Сталин в своем докладе о Конституции СССР, имеет своей задачей отразить особые спе­ цифические интересы, связанные с национальными особенностями на­ циональностей ООСР. Избирательный округ по выборам в Совет Национальностей состав­ ляется по принципу: 25 округов по каяцой союзной республике, 11 ок­ ругов по каждой автономной рес- пу,блике, 5 окрутов по каждой ав­ тономной области и одип избира Консппуцией СССР. наконец, установлено тайное голосование. Соответственно избирательный закон устанавливает такую технику голосования, которая обеспечивает тайну голосования: подача голосов избирателями произ­ водится путем опускания в избира­ тельный ящик избирательных бюл­ летеней, запечатанных в конверты (ст. 76): для заполнения бюллетеней 'выде­ ляется особая комната, в которой во время голосования запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе п членов участковой Избирательной комиссии, кроме го­ лосующих (ст. 77); при допуске в комнату для за­ полнения бюллетеней одновременно нескольких избирателей комната должна был. оборудована перегород­ ками или ширмами по числу допу­ скаемых одновременно избирателей (ст. 77); изои|>атель лнпно опускает кон­ верт с бюллетене* в избирательный ящик {ст. 80); бюллетени, поданные без конвер­ та или в конверте неустановленно­ го образца, признаются недейсгви- те.ттжымн (ст. 90). Так дело обстоит с обеспечением в избирательном законе всеобщего, равного и прямого избирательного права прн тайном голосовании. В соответствии с текстом и духом ‘‘Сталинской Конституции проект «Положения о выборах в Верхозиый Совет 'СССР» не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а каждой своей статьей проявляет заботу об осуществления на деле этих прав граждан, которые !сеобщим голосованием создают высший орган государственной вла­ сти' ООСР — Верховный Совет СССР. (Аплодисменты). J к.тсл предоставлением трудящимся и их организациям типографий, за­ пасов бумаги, общественных зда­ нии. улиц, средств связи п других материальных условий, необходи­ мых для их осуществление». Так дело обстоит г вопросом о порядке выставления кандидатов в депутаты Верховного Совета ОССР. Изт$ се.го выше приведенного вид­ но, что проект избирательного зако­ на успешно разрешает задачу га­ рантировать общественным организа­ циям н обществам трудящихся права выставления кандидатов. Германский же фашистский офт- циоз «Фелькншер Беобахтер» в но­ мере от 3 июля изображает дело так. что нага избирательный закон будто бы предоставляет право вы­ ставления кандидатур только ком­ мунистической партии и подчинен­ ным ей организациям, при этом этот официоз фашистской герман­ ской партии ссылается даже на / / . Как обеспечивается право общественных организаций и обществ трудящихся на выставление своих кандидатов Перехожу к вопросу о том, как* проект избирательного закона обе­ спечивает право общественных ор­ ганизаций и обществ трудящихся на выставление своих кандидатов. Процитирую статью 56 избира­ тельного закона, основанную на ст. 141 Конституции ОССР: «Право выставления кандидатов в 'Верховный Совет ОССР обеспечи­ вается за общественными организа­ циями и обществами трудящихся— на основании ггал>и 141 Конститу­ ции ОООР: за коммунистическими партийными организациями, профес­ сиональными союзами, кооператива­ ми. организациями молодежи, куль­ турными обществами и другими ор­ ганизациями. зарегистрированными в установленном законом порядке». Далее цитирую статью 57: «Право выставления кандидатов осуществляют как центральные ор­ ганы общественных организаций и обществ-трудящихся, так и их рес­ публиканские, краевые, областные и районные органы, равно как об щие собрания рабочих и служащих по предприятиям, красноармейцев— по воинским частям, а также общие собрания крестьян по колхозам, ра­ бочих и служащих совхоз^ — по совхозам». Эти статьи имеют огромное зна­ чение — они внесены по предложе­ нию товарища Сталина — их цель развить, расширить, гарантировал, советскую демократию. Предостав­ ляя право выставления кандидатов в депутаты общим собраниям рабо­ чих н служащих по предприятиям, красноармейцев — но воинским ча­ стям, а также общим собраниям крестьян по колхозам, рабочих и служащих совхозов — по совхозам, эти стали обеспечивают подлинный социалистический демократизм на выборах в Верховный Совет СССР.' Предлагаемый проектом избира­ тельного закона порядок регистра­ ции кандидатов имеет целью облег- 'жть и упростить общественным ор­ ганизациям и обществам трудящих­ ся выставление своих кандидатов в депутаты в Верховный Совет СССР. На окружные избирательные ко­ миссии возлагается обязанность за­ регистрировал. -всех без исключения кандидатов в депутаты в Верховный Совет СОСР, которые выставлены общественными организациями и об- депутаты голосоваться по данному избирательному округу от выста­ вившей его организации (ст. 61). В подавляющем большинстве буржуазных стран, даже афиширу­ ющих демократические начала, граждане делятся иа активных и пассивных, активное и пассивное фашистской партии не узнали бы о тон, 'по на выборах высшего ор­ гана власти нашей страны любое предприятие, любой ко.таоо и сов­ хоз, любая воинская часть могут выставить своих кандидатов, за ппх боролся и агитировать. Оки боятся сравнения с избирательным законом социалистической страны своих из­ бирательных порядков, «гласно ко­ торых лсе.х кандидатов на выборах по всей стране выставляет один Гитлер за весь народ, или итальян­ ских фашистских порядков, соглас­ но которых весь список кандидатов в 400 человек выставляется «Фа­ шистским советом», то-есть опять- таки Муссолини. На этот счет, од­ нако. не вредно вспомнить старую русскую пословицу: «правда — что шила в мешке: не утаишь». (Продолжительные аплодисменты). Впрочем, пусть попробуют господа фашисты, именующие себя наци­ онал-социалистами, а на деле — избирательного певцы средневековья, мракобесия и стал.ю 56 проекта закона. J | гезунтского ордена — применить Мы здесь ловим лжецов с полич- кашу избирательную систему. Пусть ‘ попробуют предоставить на выборах ным! Сравните статьями 56 это утверждение со и 57 проекта избира­ тельного закона, мною уже проци­ тированными, которые предоставля­ ют право выставления кандидатов не только коммунистическим пар­ тийным организациям, но и профес­ сиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культур­ ным обществам и другим организа­ циям, зарегистрированным в уста­ новленном законом порядке, не избирательные права не совпадают. | _ _ Так, д ао в Соминеинт ?Н та™ 1 тельный округ в каждом национал!.- , . __ „ ! ществачи трудящихся с соолюдени ном округе. Каждый избирательным --- округ по выборам в Совет Нацио­ нальностей также посылает одного депутата (ст. ‘22). Наконец, в целях обеспечения равного избирательного права про­ ект «Положения о выборах в Вер­ ховный Совет СССР» запрещает внесение кого бы то ни было из ] избирателей более, чем в о т и из­ бирательный список (ст. 11). Конституцией установлено пря­ мее избирательное право. Соответственно избирательный закон предусматривает, что все де­ путаты как в Совет Союза, так и в Совет Национальностей избираю гея путем прямых выборов. Каждый из­ биратель голосует непосредственно за того пли иного кандидата как в Совет Союза, так и в Совет Нацио­ нальностей (ст. 80). И в этом отношении паш проект «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» отличается от избира­ тельных порядков в ряде буржуаз­ но-демократических стран, которые организуют обычно одну из палат пе демократическим путем, пли от- называясь от принципа прямого из­ бирательного нрава (как, папример, во Франции при выборах сената), плп же формируя вторую палату не путем избрания, а путем назначе­ ния. как это имеет место в Ан­ глин в отиишеинн палаты лордов. ем требований Конституции СССР и «Положения о выборах в Верховный Совет ООСР» (ст. 60). Отказ ок­ ружной Избирательной комиссии в регистрации кандидата в Верховный Совет ООСР может был. обжалован в двухдневный срок в вышестоя­ щую избирательную комиссию (ст.ст . 63^ и 64). Все зарегистрированные кандида­ ты в депутаты Верховного Совета СССР подлежат обязательному включению в избирательный бюлле­ тень (ст. 66). Избирательные бюл­ летени с перечнем всех кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР окружные Избирательные комиссии обязаны переслать всем участковым Избирательным комиссиям не позд­ нее, чем за 15 дней до выборов (ст. 67). . Для выставления своих кандида­ тов от общественных организаций и обществ трудящихся требуется лини, представление протокола со­ брания или заседания, выдвинувше­ го кандидата но установленной в ст. 61 форме. Кандидатам в депутаты не ’пред'- является никаких особых требова­ ний, кроме указания в протоколе собрания или заседания, выдвинув­ шего кандидата, фамилии, именп и отчества кандидата, его возраста, ме­ ста жительства, партийности, а так­ же личного согласия кандидата в Америки не могут быть избраны в нижнюю палату лица моложе 25 лет, а в верхнюю — моложе 30 лет; во Франции ие могут быть из­ браны в нижнюю палату лица мо­ ложе 25 лот, а в верхнюю — лица моложе 40 лет: в Чехословакии не когут быть избраны в нижнюю па­ лату лица моложе 30 лет, а в верхнюю — моложе 45 лет, и в Норвегии не могут быть из­ браны как в нижнюю, так л в верхнюю палаты лица моложе 30 лет. 'B отличие от них проект наше­ го избирательного закона не знает никаких ограничений ио возрасту для кандидатов в депутаты. Лицам, которые не имеют неприятности ■ уже перевались за 40 лет, наш из­ бирательный зачон предоставляет ' возможность был. избранными в Верховный Совет, если они заслу­ жат этого личными способностями и полезным трудом для общества. В этом факте находит свое отраже­ ние иное отношение к молодежи в советской стране, чем в странах буржуазных. Советская страна дает своей молодежи равные права не только на производстве, , но и в управлении государством, ие только в праве избирать, но и .в праве бьггь избранной. Наш проект 'избирательного зако­ на не требует для кандидата в де­ путаты увеличенного ценза оседло­ сти, и тем паче исключает такие ограничения демократических прин­ ципов, которые применяются, на­ пример, в Англин, где требуется внесение залога -в 150 фуитог- стер­ лингов за каждого выставленного кандидата, или во Франции и Че­ хословакии, где на кандидата воз­ лагаются, например, расходы по оп­ лате стоимости избирательных оюл- летеней. Проект нашего «Положения о выборах в Верховный Совет ОССР» в отличии от таких буржуазно-де­ мократических стран предусматри­ вает оплату всех расходов, в том числе и по печатанию избиратель­ ных бюллетеней, за счет государ­ ства. Не имущественное положение, ие национальное происхождение, не пол, не служебное положение, не нгзраст, а личные способности п личный труд каждого гражданина определяют возможность избрания того или иного гражданина в Вер­ ховный Совет СОСР, равно как в любой Совет депутатов трудящихся. (Аплодисменты). Каждой общественной организа­ ции и обществу трудящихся, вы­ ставившим кандидата, зарегистриро­ ванного в окружной избирательной комиссии, равно как каждому граж данину СССР, проект «Положения с выборах в Верховный Совет СССР» обеспечивает право и фактическую возможность агитации за этого кан­ дидата на собраниях, в печати иными способами, указанными ;в статье 125 Конституции СССР, ко торая гласит: «В соответствии с интересами трудящихся в целях укрепления со­ циалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: -"Ь) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний н мптпипв. г) свобода уличных шествий и демонстраций. Эти прзга граждан обеспечиьа- ооществеяных организации и обще-, ствам трудящихся, но общим собра­ ниям рабочих и служзщпх по пред­ приятиям, красноармейцев — по воинским частям, а также общим собраниям крестьян по колхозам, рабочих и служащих совхозов — по совхозам. право выставления кандидатов даже своим фашистским профессиональ­ ным союзам. Пусть позволят выста­ вить своих кандидатов коллекти­ вам рабочих, батраков помещичьих имений, -рядовых служащих их уч­ реждений. Что останется от фашиз­ ма?! И пуха не будет!! (Продолжи­ тельные аплодисменты). На цримере того, как будут вы­ ставляться кандидаты в Верховный Совет ООСР со всей силой демон­ стрируется снова и снова тот факт, что советская демократия является демократией неизмеримо более высо­ кой и более широкой, более передо­ вой по сравнению с демократией бур­ жуазной, что советская демократия, в отличие от буржуазной, не t o jl k o не боится народа, не только не отде­ ляет себя от народа, но обращается Почему же господа «фашисты в к массам трудящихся, предлагает своем официозе заявляют о том,! трудящимся выставлять своих кан- будто-бы статья 56 запрещает ко- [ дидатов на заводах, фабриках, в кол- му бы то ни было, кроме комэгунн- I хозах, совхозах. Дело здесь в том, стической партии и попиленных J что большевики, как указал товарищ ей организации, выставлять своих кандидатов. Ясно из этого одно: они боятся сообщить правду даже чле­ нам своей фашистской партии о на­ шем избирательном законе. (А пло ­ дисменты ). Они боятся правды, она Сталин, — «сильны тем, что дер- жзт связь со своей матерью, с мака­ ми, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь го своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы боятся того, как бы рабочие и кре- i остал.ся непобедимыми». (Продол- егьяне п даже некоторые члены их житвльные аплодисменты). III . Организация выборов Самая организация выборов я подсчета голосов разработана в про­ екте «ПоЯожеиия о выборах в Вер­ ховный Совет СОСР» таким образом, чтобы гарантировать осуществление демократии на практике и оградить граждан ОССР от всех попыток ис­ казить результаты голосования. • Каш проект предусматривает опу­ бликование списков избирательных оирательные бю.иетени. подсчитать голоса и следить за выпо.тнеаяем избирательного закона. Никаких дру­ гих функций на Избирательные ко­ миссии не возлагается и никаких других прзв им не предоставляется. И в этой части распоясавшиеся врали из официоза германской фа­ шистской партии обманывают евонх читателей. Они пишут в том же но­ мере «Фелькишер Беобахтер» от 3 июля, будто бы официальным изби­ рательным комиссиям предоставлено право отклонять без особых трудно­ стей нзоирательные предложения первичных организаций. Я не буду затруднять вас опровер­ жением этой лжи. Господа фашисты даже не указывают, из какой статьи вычитали они свое сообщение, — и это не случайно, ибо они нзобоеля несуществующую статыо в избира­ тельном законе. К подобным методам прибегают люди не от хорошей жиз­ ни, видимо, ложь есть условие для их существования. Не отстают от германских фаши­ стов и их польские лакеи: газета «Иллюстрованы Курьер Цодзенны» в сообщении от 4 июля из Москвы, а на деле, видимо, из Берлина, сооб­ щает, что проект избирательного за­ кона будто бы дает правительствен­ ной избирательной комиссии «право изменять кандидатские списки орга­ низаций». Что ж. — это нас не удивляет! Видимо, польское фашист­ ское яблоко от германской яблони недалеко падает! (Аплодисменты, смех). Чтобы ни одна жалоба на те илш иные неправильности не ускользну­ ла от общественного контроля, наш проект избирательного закона уста­ навливает твердый порядок рассмот­ рения разного {юда жалоб. (И1 участковой Избирательной ко­ миссии требуется включение в про­ токол голосования краткого изложе­ ния заявлений и жалоб, лоданпых в участковую Избирательную комис­ сию и принятых участковой Избира­ тельно» комиссией решений (ст. 93). Такое же требование т 1 ред'является к окружной Избирательной комис­ сии (ст. 102). На Центральную Избирательную комиссию возлагается рассмотрение жалоб на неправильные действия Из­ бирательных комиссий н вынесения по жалобам окончательных решений. Некоторые формальности при опре­ делении результатев“ ВБйюроЕ; вве­ денные главой V III проекта избира­ тельного закона, могут показаться не­ которым товарищам излишними и да­ же бюрокралтчеекпми, но там, где вопрос- идет о создании высшего го­ сударственного органа, необходима величайшая тщательность, здесь ни­ какая формальность не будет излиш­ ней, если она создает добавочную более 1500 избирателей. Таким об­ разом, будет дана возможность при­ нять участие в выборах самым мел­ ким воинским частям, стерегущим рубежи ООСР. Лица, состоящие в , армии, но не входящие в воинские i гарантию точного соблюдения Кон- части и войсковые соединения, как ' ституцни и избирательного закона: например. работники Наркомата избирательные бюллетени, включаю- обороны, согласно этого проекта, бу- i п1,1е всех выставленных по данному дут принимать участие в голосова- . округу общественными организапня- округов одновременно с назначением i нии наравне с остальными rpa^u- j ми и ооществами трудящихся кандп дня выборов (ст. ст. 23 и 24). что J нами ООСР по месту своего жипШ- , даст возможность построить избира- ' ства. i тельные округа в соответствии етем. • Выборы будут происходить в один как сложится население страны к из нерабочих дней с 6 часов утра выборам. | до 12 часов ночи. По всей видшмо- Проект «Положения о выборах в сти, придется выбрать одно нз вос- Верховный Совет СССР» в вопросе кресений. как нерабочий день в де- об~организацин избирательных уча­ стков руководствуется задачей об­ легчить каждому гражданину СССР осуществление его избирательного права. Города, промышленные пунк­ ты, крупные села и территории сель­ советов, насчитывающие более 2 тысяч жителей, делятся па избира­ тельные участки из расчета '.дпн избирательный участок на 1500— 2000 населения. Территория сельсовета, насчитыва­ ющего не более 2 тысяч жителей, как правило, должна составлять один избирательный участок. Однако в каждой станице, дерев­ не, кишлаке, ауле, насчитывающем от 500, но не более 2 тысяч жите­ лей, организуется отдельный изби­ рательный участок. Для отдаленных северных п ьо- сточных районов, где преобладают мелкие поселения, — проект изби­ рательного закона предлагает тол­ стить организацию . избирательных участков, начиная со 100 человек населения. Это сделано по проьбе работников северных районов, кото­ рые заявили, что в противном слу­ чае гражданам, живущим в северных районах, пришлось бы для осущест­ вления своего избирательного тава приезжать за десятки километров, что не всегда доступно. Для судов, находящихся в плава­ нии в день выборов, для больниц, саиаториев, родильных домов, долов датов в депутаты, выдаются избира­ телям в помещении участковой изби­ рательной комиссии (ст. 78); на ка­ ждого кандидата в депутаты ведятея счетный лист в двух экземплярах секретарем комиссии и уполномочен­ ным на то членом участковой Изби­ рательной комиссии (ст. 89); участ­ ковая Избирательная комиссия посы­ лает в окружную Избирательную ко­ миссию не to . t i . ko протокол голосо­ вания. но н оба экземпляра счетных листов на каждого кандидата (ст. 95): Совет депутатов ^ трудящихся обязан хранить избирательные бюл- ревие. Желательно при этом избрать то воскресенье, с которым- совпадал бы выходной день в городе. Для подсчета голосов, для реги­ страции кандидатов в депутаты, снабжение, избирателей избиратель­ ными бюллетенями в целях обеслече- ния неуклонного исполнения в ходе выборов избирательного закона прет- летени вплоть до утверждения ман- лагается создать Избирательные ко- 1Датов Ве.рховпым Советом СССР (ст. миссии: Центральную, Избиратель­ ные комиссии союзных и автоном­ ных республик, автономных областей и национальных округов по выборам | в Совет Национальностей, окружные по выборам в Совет Союза, окруж­ ные по выборам в Совет Националь­ ностей н участковые Избирательные КОМИССИИ. Чтобы обеспечить действительный народный контроль за проведением выборов и в особенности за подсчетом голосов и исключить всякую ВОЗМОЖ­ НОСТЬ злоупотреблений, проект пред­ лагает составлять все Избиратель­ ные комиссии, начиная от Централь- 97) и т. д. Задачу обеспечить правильность подсчета голосов преследует преду­ сматриваемая проектом публичность подсчета голосов. Эта публичность достигается уже самим составом Из­ бирательных комиссий, которые ор­ ганизуются не из лиц, назначенных органами власти, а из лиц, выдвину­ тых общественными организациями и обществами трудящихся. Проект избирательного закона, однако, пе ограничивается этим я предусматри­ вает право присутствия прн подсчете голосов в помещениях как участко­ вой Избирательной комиссии, так я ной Избирательной комиссии п кон,- ■окружной Избирательной комиссии “ на то уполномоченных представите­ лей общественных f организаций и чая участковыми, из представителей общественных организаций и об­ ществ трудящихся с утверждения соответствующего Совета депутатов трудящихся. Таким образом, пооект предлагает отказаться от Избиратель­ ных комиссий, назначаемых Совета­ ми. Вместо принципа назначения проект излагает ввести принцип представительства от общественных инвалидов, — проект считает зоз- | организаций и обществ трудящихся, можпым организацию избирательных участков при наличии не менее 50 изоирателеи. Для воинских частей и войсковых соединений проект предусматривает организацию избирательных участ- j пого закона в ходе выборов: зареги- ков с количеством не менее 50 а ие •стрировать кандидатов, разослать нз- Функцни Избирательных комис- 1 снй. как видно из предыдущего* ог- ( раничеиы только задачами, вытекаю­ щими из необходимости обеспечить иеуклонное выполнение избиратель- обществ трудящихся, а также пред­ ставителей печати (ст. ст. 85 и 99). Цель — обеспечить точное воле- пз'явленпе трудящихся — преследу­ ет предлагаемое проектом избиратель­ ного закона правило, согласио кото­ рого избранным считается только кандидат, получивший абсолютное большинство голосов.— если ни один из кандидатов на выборах не но.ту .- чи.т абсолютного большинства голо­ сов, то обязательно не поздиее, чем в двухнедельный срок, перебаллоти­ ровка двух кандидатов, получивших (Онончание на 3-й стр.). Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz