Полярная правда. 1937, июль
О ПРОЕКТЕ „ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХВ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР Доклад тов. ЯКОВЛЕВА Я\ А. на IV Сессии ЦИК СССР VII созыва 7 июля 1937 года / . Как обеспечиваются всеобщее, равное и прямое избирательное право и тайное голосование Чрезвычайный '*Jll С'езд Советов С.ЧХТР поручил Центральному Испол нительному Комитету Союза ССР на основе новой Конституции СССР раз работать п утвердитI. положение о выборах в Верховный Совет ОССР. 1резставля*'мыи орелпдиумом Центрального Нсиолнительного Коми тета СССР на рассмотрение и утвер ждение Осени Центрального Испол нительного Комитета проект «И ло- жения о выборах в Верховный Совет* СОСР» представляет собою по суще ству инструкцию к разделу Консти туции СССР ой избирательной си стеме. Проект избирательного закона имеет задачей гарантировал, неук лонное' выполнение избирательной системы, установленной Сталинской Конституцией СОСР. Конституцией СССР установлено всеобщее избирательное право. Соответственно избирательный за кон обеспечивает каждому гражтани ну, юстигшему ко дню выборов 18 лет. пключепне его в списки лпц, которые имеют право избираль и быть избранными в Верховный Со нет (статья 8). Разумеется, ляца. лишенные избирательных прав но суднлшм пр^оворам. а также лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными, в нзбира- тельные еппекп не включаются (статья 9). Никакого пета оседлости пага избирательный закон не требует от избирателей, в то время, как ^аже наиболее демократические страны пз числа капиталистических госуданств лишают права участия в выборах гражхан. живущих в данной местно сти меньше определенного срока (три месяца в Великобритании. 6 месяцев п Бельгии и Франции, от 3 месяцев до 2 лет — но разному в разных штатах в Соединенных Штатах Америки). Гражданину, переменившему м.1 сто своего пребывания,. предоставляется возможность участвовать в выборах по «Удостоверению на право голосо вания», выданному ему Советом де путатов трудящихся по прежнему месту его жительства (статьи 15 и 79).' Само собой разумеется, что проект избирательного закона социалистиче ской страны исключает всякое тре бование имущественного ценза. как это имеет место, например. по :>яду платов Соединенных Штатов Амери ки. По отдельным штатам США от избирателей требуется обладание оп ределенной собственаостыо. Избирательные закопы ряха даже напбодее демократических буржуаз ных государств лишают возможности участвовать в выборах и быть из бранными активную молодела., со- гтинтцую в армии (Франция. Чехо словакия). В отличие от таких по рядков наш проект в соответствии с Конституцией СССР обеспечивает ли пам, находящимся в Красной Армии, действительную возможность участ вовать в выборах и быть избранны ми (статья 12). Не приходится мотивировать атого отличия: для буржуазных армпй политическое просвещение равносильно разруше нию воинской дисциплины: нашу же Рабоче-Крестьянскую Красную Ар мию политическое просвещепие ук репляет, повышает в пей воинскую дпеппнлину. Женщина в ряде буржуазно - де мократических стран, даже таких, как Швейцария. Франция, Бельгия, лишена избирательных прав. У нас же женщины пользуются правом из бирать и быть избранными наравне г мужчинами. Наконец наше «Положение о вы борах в Верховный Совет СССР» обеспечивает всеобщность избира тельного права тем. что исключает и какой бы то ни было форме воз можность отстранения кого бы та пп было от выборов но национальному признаку. И в этой части проект из бирательного закона не ограничи вается одним провозглашением прав ни выясняет все лазейки, через ко щрые могло бы пробиться ограниче ние избирательных прав для пе рус ской национальности н закрывает ати лазейки. Вот почему, в частно сти. проект нашего избирательного ззкона предусматривает, что изби рательные бюллетепп печатаются на н.:ыке населения соответствующего н .бпрательного округа (ст. 68). И в .• 1 И\ частностях наш проект отли чл«*тся от законодательной практики, например. Соединенных Штатов Аме рики. где Южные платы с большим негритянским населением установили . 1 избирателей требование грамотно- •III II штлийспом языке п на этом «.-ионапин не менее двух миллионов негров лишили избирательного Наконец, проект избирательного закона предусматривает ряд гаран тий для избирателей: список избирателей должен быть выставлен за дней до выборов для всеобщего обозрения и проверки (ст. 13): Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся обязан раз решать не более, чем в трехдневцый срок любую жалобу граждан на не правильности в списках избирателей (ст. п . 16, 17 и 18): последнее слово по жалобам на неправильности в списке избирате лей проект предоставляет народному суду, который обязан в трехдневный срок в открытом судебном заседании с вызовом заявителя и представителя Совета рассмотреть жалобу гражда нина. Решение народного суда обяза тельно для соответствующего Сове та (статьи 18 и 19). Так дело обстоит с обеспечением принципа всеобщего избирательного права. — такого подлинно всеобще го избирательного права, которое обеспечивает паш избирательный за кон в соответствии со Сталинской Конслттуцией, ие знает ни одно бур жуазно - демократическое государ ство. (Аплодисменты). Перехожу к вопросу о том, как обеспечивается установленное Кон ституцией СОСР равцэе избиратель ное право. Проект избирательного закона обеспечивает при выборах в Совет Сяюза и в Совет Национальностей ра венство голоса рабочего и крестья нина. Избирательный окрутг по вы борам в Совет' Союза составляется по принципу: 300 тысяч населения на округ — одинаково для города н *ерев 1 ги, одинаково и для рабо чих и -для крестьян. Каждый изби рательный округ по выборам в Со сет Союза посылает одного депута та (ст. 21 ).. Такая организация избиратель ных округов исключает неравенство избирательных округов, которое имеется, например, во Франции, где первый участок буржуазного шесто го округа Парижа с 8 тысячами избирателей посылает одного д?пу- тата. — отиого же депутата посы лает второй участок округа Корбен с -50 тысячами избирателей, распо ложенный в пролетарском пред- <месгьп Парижа. Так обеспечивается равенство всех граждан СССР при выборах в Сокет Союза, где. как указал това рищ Сталин, представлены общие интересы всех трудящихся незави симо от их национальности. Избирательный вакон обеспечива ет равенство всех союзных респуб лик, равенство всех автономных республик, равенство всех автоном ных областей, равенство всех наци ональных округов при выборах ь Совет Национальностей, который, как указал товарищ Сталин в своем докладе о Конституции СССР, имеет своей задачей отразить особые спе цифические интересы, связанные с национальными особенностями на циональностей ООСР. Избирательный округ по выборам в Совет Национальностей состав ляется по принципу: 25 округов по каяцой союзной республике, 11 ок ругов по каждой автономной рес- пу,блике, 5 окрутов по каждой ав тономной области и одип избира Консппуцией СССР. наконец, установлено тайное голосование. Соответственно избирательный закон устанавливает такую технику голосования, которая обеспечивает тайну голосования: подача голосов избирателями произ водится путем опускания в избира тельный ящик избирательных бюл летеней, запечатанных в конверты (ст. 76): для заполнения бюллетеней 'выде ляется особая комната, в которой во время голосования запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе п членов участковой Избирательной комиссии, кроме го лосующих (ст. 77); при допуске в комнату для за полнения бюллетеней одновременно нескольких избирателей комната должна был. оборудована перегород ками или ширмами по числу допу скаемых одновременно избирателей (ст. 77); изои|>атель лнпно опускает кон верт с бюллетене* в избирательный ящик {ст. 80); бюллетени, поданные без конвер та или в конверте неустановленно го образца, признаются недейсгви- те.ттжымн (ст. 90). Так дело обстоит с обеспечением в избирательном законе всеобщего, равного и прямого избирательного права прн тайном голосовании. В соответствии с текстом и духом ‘‘Сталинской Конституции проект «Положения о выборах в Верхозиый Совет 'СССР» не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а каждой своей статьей проявляет заботу об осуществления на деле этих прав граждан, которые !сеобщим голосованием создают высший орган государственной вла сти' ООСР — Верховный Совет СССР. (Аплодисменты). J к.тсл предоставлением трудящимся и их организациям типографий, за пасов бумаги, общественных зда нии. улиц, средств связи п других материальных условий, необходи мых для их осуществление». Так дело обстоит г вопросом о порядке выставления кандидатов в депутаты Верховного Совета ОССР. Изт$ се.го выше приведенного вид но, что проект избирательного зако на успешно разрешает задачу га рантировать общественным организа циям н обществам трудящихся права выставления кандидатов. Германский же фашистский офт- циоз «Фелькншер Беобахтер» в но мере от 3 июля изображает дело так. что нага избирательный закон будто бы предоставляет право вы ставления кандидатур только ком мунистической партии и подчинен ным ей организациям, при этом этот официоз фашистской герман ской партии ссылается даже на / / . Как обеспечивается право общественных организаций и обществ трудящихся на выставление своих кандидатов Перехожу к вопросу о том, как* проект избирательного закона обе спечивает право общественных ор ганизаций и обществ трудящихся на выставление своих кандидатов. Процитирую статью 56 избира тельного закона, основанную на ст. 141 Конституции ОССР: «Право выставления кандидатов в 'Верховный Совет ОССР обеспечи вается за общественными организа циями и обществами трудящихся— на основании ггал>и 141 Конститу ции ОООР: за коммунистическими партийными организациями, профес сиональными союзами, кооператива ми. организациями молодежи, куль турными обществами и другими ор ганизациями. зарегистрированными в установленном законом порядке». Далее цитирую статью 57: «Право выставления кандидатов осуществляют как центральные ор ганы общественных организаций и обществ-трудящихся, так и их рес публиканские, краевые, областные и районные органы, равно как об щие собрания рабочих и служащих по предприятиям, красноармейцев— по воинским частям, а также общие собрания крестьян по колхозам, ра бочих и служащих совхоз^ — по совхозам». Эти статьи имеют огромное зна чение — они внесены по предложе нию товарища Сталина — их цель развить, расширить, гарантировал, советскую демократию. Предостав ляя право выставления кандидатов в депутаты общим собраниям рабо чих н служащих по предприятиям, красноармейцев — но воинским ча стям, а также общим собраниям крестьян по колхозам, рабочих и служащих совхозов — по совхозам, эти стали обеспечивают подлинный социалистический демократизм на выборах в Верховный Совет СССР.' Предлагаемый проектом избира тельного закона порядок регистра ции кандидатов имеет целью облег- 'жть и упростить общественным ор ганизациям и обществам трудящих ся выставление своих кандидатов в депутаты в Верховный Совет СССР. На окружные избирательные ко миссии возлагается обязанность за регистрировал. -всех без исключения кандидатов в депутаты в Верховный Совет СОСР, которые выставлены общественными организациями и об- депутаты голосоваться по данному избирательному округу от выста вившей его организации (ст. 61). В подавляющем большинстве буржуазных стран, даже афиширу ющих демократические начала, граждане делятся иа активных и пассивных, активное и пассивное фашистской партии не узнали бы о тон, 'по на выборах высшего ор гана власти нашей страны любое предприятие, любой ко.таоо и сов хоз, любая воинская часть могут выставить своих кандидатов, за ппх боролся и агитировать. Оки боятся сравнения с избирательным законом социалистической страны своих из бирательных порядков, «гласно ко торых лсе.х кандидатов на выборах по всей стране выставляет один Гитлер за весь народ, или итальян ских фашистских порядков, соглас но которых весь список кандидатов в 400 человек выставляется «Фа шистским советом», то-есть опять- таки Муссолини. На этот счет, од нако. не вредно вспомнить старую русскую пословицу: «правда — что шила в мешке: не утаишь». (Продолжительные аплодисменты). Впрочем, пусть попробуют господа фашисты, именующие себя наци онал-социалистами, а на деле — избирательного певцы средневековья, мракобесия и стал.ю 56 проекта закона. J | гезунтского ордена — применить Мы здесь ловим лжецов с полич- кашу избирательную систему. Пусть ‘ попробуют предоставить на выборах ным! Сравните статьями 56 это утверждение со и 57 проекта избира тельного закона, мною уже проци тированными, которые предоставля ют право выставления кандидатов не только коммунистическим пар тийным организациям, но и профес сиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культур ным обществам и другим организа циям, зарегистрированным в уста новленном законом порядке, не избирательные права не совпадают. | _ _ Так, д ао в Соминеинт ?Н та™ 1 тельный округ в каждом национал!.- , . __ „ ! ществачи трудящихся с соолюдени ном округе. Каждый избирательным --- округ по выборам в Совет Нацио нальностей также посылает одного депутата (ст. ‘22). Наконец, в целях обеспечения равного избирательного права про ект «Положения о выборах в Вер ховный Совет СССР» запрещает внесение кого бы то ни было из ] избирателей более, чем в о т и из бирательный список (ст. 11). Конституцией установлено пря мее избирательное право. Соответственно избирательный закон предусматривает, что все де путаты как в Совет Союза, так и в Совет Национальностей избираю гея путем прямых выборов. Каждый из биратель голосует непосредственно за того пли иного кандидата как в Совет Союза, так и в Совет Нацио нальностей (ст. 80). И в этом отношении паш проект «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» отличается от избира тельных порядков в ряде буржуаз но-демократических стран, которые организуют обычно одну из палат пе демократическим путем, пли от- называясь от принципа прямого из бирательного нрава (как, папример, во Франции при выборах сената), плп же формируя вторую палату не путем избрания, а путем назначе ния. как это имеет место в Ан глин в отиишеинн палаты лордов. ем требований Конституции СССР и «Положения о выборах в Верховный Совет ООСР» (ст. 60). Отказ ок ружной Избирательной комиссии в регистрации кандидата в Верховный Совет ООСР может был. обжалован в двухдневный срок в вышестоя щую избирательную комиссию (ст.ст . 63^ и 64). Все зарегистрированные кандида ты в депутаты Верховного Совета СССР подлежат обязательному включению в избирательный бюлле тень (ст. 66). Избирательные бюл летени с перечнем всех кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР окружные Избирательные комиссии обязаны переслать всем участковым Избирательным комиссиям не позд нее, чем за 15 дней до выборов (ст. 67). . Для выставления своих кандида тов от общественных организаций и обществ трудящихся требуется лини, представление протокола со брания или заседания, выдвинувше го кандидата но установленной в ст. 61 форме. Кандидатам в депутаты не ’пред'- является никаких особых требова ний, кроме указания в протоколе собрания или заседания, выдвинув шего кандидата, фамилии, именп и отчества кандидата, его возраста, ме ста жительства, партийности, а так же личного согласия кандидата в Америки не могут быть избраны в нижнюю палату лица моложе 25 лет, а в верхнюю — моложе 30 лет; во Франции ие могут быть из браны в нижнюю палату лица мо ложе 25 лот, а в верхнюю — лица моложе 40 лет: в Чехословакии не когут быть избраны в нижнюю па лату лица моложе 30 лет, а в верхнюю — моложе 45 лет, и в Норвегии не могут быть из браны как в нижнюю, так л в верхнюю палаты лица моложе 30 лет. 'B отличие от них проект наше го избирательного закона не знает никаких ограничений ио возрасту для кандидатов в депутаты. Лицам, которые не имеют неприятности ■ уже перевались за 40 лет, наш из бирательный зачон предоставляет ' возможность был. избранными в Верховный Совет, если они заслу жат этого личными способностями и полезным трудом для общества. В этом факте находит свое отраже ние иное отношение к молодежи в советской стране, чем в странах буржуазных. Советская страна дает своей молодежи равные права не только на производстве, , но и в управлении государством, ие только в праве избирать, но и .в праве бьггь избранной. Наш проект 'избирательного зако на не требует для кандидата в де путаты увеличенного ценза оседло сти, и тем паче исключает такие ограничения демократических прин ципов, которые применяются, на пример, в Англин, где требуется внесение залога -в 150 фуитог- стер лингов за каждого выставленного кандидата, или во Франции и Че хословакии, где на кандидата воз лагаются, например, расходы по оп лате стоимости избирательных оюл- летеней. Проект нашего «Положения о выборах в Верховный Совет ОССР» в отличии от таких буржуазно-де мократических стран предусматри вает оплату всех расходов, в том числе и по печатанию избиратель ных бюллетеней, за счет государ ства. Не имущественное положение, ие национальное происхождение, не пол, не служебное положение, не нгзраст, а личные способности п личный труд каждого гражданина определяют возможность избрания того или иного гражданина в Вер ховный Совет СОСР, равно как в любой Совет депутатов трудящихся. (Аплодисменты). Каждой общественной организа ции и обществу трудящихся, вы ставившим кандидата, зарегистриро ванного в окружной избирательной комиссии, равно как каждому граж данину СССР, проект «Положения с выборах в Верховный Совет СССР» обеспечивает право и фактическую возможность агитации за этого кан дидата на собраниях, в печати иными способами, указанными ;в статье 125 Конституции СССР, ко торая гласит: «В соответствии с интересами трудящихся в целях укрепления со циалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: -"Ь) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний н мптпипв. г) свобода уличных шествий и демонстраций. Эти прзга граждан обеспечиьа- ооществеяных организации и обще-, ствам трудящихся, но общим собра ниям рабочих и служзщпх по пред приятиям, красноармейцев — по воинским частям, а также общим собраниям крестьян по колхозам, рабочих и служащих совхозов — по совхозам. право выставления кандидатов даже своим фашистским профессиональ ным союзам. Пусть позволят выста вить своих кандидатов коллекти вам рабочих, батраков помещичьих имений, -рядовых служащих их уч реждений. Что останется от фашиз ма?! И пуха не будет!! (Продолжи тельные аплодисменты). На цримере того, как будут вы ставляться кандидаты в Верховный Совет ООСР со всей силой демон стрируется снова и снова тот факт, что советская демократия является демократией неизмеримо более высо кой и более широкой, более передо вой по сравнению с демократией бур жуазной, что советская демократия, в отличие от буржуазной, не t o jl k o не боится народа, не только не отде ляет себя от народа, но обращается Почему же господа «фашисты в к массам трудящихся, предлагает своем официозе заявляют о том,! трудящимся выставлять своих кан- будто-бы статья 56 запрещает ко- [ дидатов на заводах, фабриках, в кол- му бы то ни было, кроме комэгунн- I хозах, совхозах. Дело здесь в том, стической партии и попиленных J что большевики, как указал товарищ ей организации, выставлять своих кандидатов. Ясно из этого одно: они боятся сообщить правду даже чле нам своей фашистской партии о на шем избирательном законе. (А пло дисменты ). Они боятся правды, она Сталин, — «сильны тем, что дер- жзт связь со своей матерью, с мака ми, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь го своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы боятся того, как бы рабочие и кре- i остал.ся непобедимыми». (Продол- егьяне п даже некоторые члены их житвльные аплодисменты). III . Организация выборов Самая организация выборов я подсчета голосов разработана в про екте «ПоЯожеиия о выборах в Вер ховный Совет СОСР» таким образом, чтобы гарантировать осуществление демократии на практике и оградить граждан ОССР от всех попыток ис казить результаты голосования. • Каш проект предусматривает опу бликование списков избирательных оирательные бю.иетени. подсчитать голоса и следить за выпо.тнеаяем избирательного закона. Никаких дру гих функций на Избирательные ко миссии не возлагается и никаких других прзв им не предоставляется. И в этой части распоясавшиеся врали из официоза германской фа шистской партии обманывают евонх читателей. Они пишут в том же но мере «Фелькишер Беобахтер» от 3 июля, будто бы официальным изби рательным комиссиям предоставлено право отклонять без особых трудно стей нзоирательные предложения первичных организаций. Я не буду затруднять вас опровер жением этой лжи. Господа фашисты даже не указывают, из какой статьи вычитали они свое сообщение, — и это не случайно, ибо они нзобоеля несуществующую статыо в избира тельном законе. К подобным методам прибегают люди не от хорошей жиз ни, видимо, ложь есть условие для их существования. Не отстают от германских фаши стов и их польские лакеи: газета «Иллюстрованы Курьер Цодзенны» в сообщении от 4 июля из Москвы, а на деле, видимо, из Берлина, сооб щает, что проект избирательного за кона будто бы дает правительствен ной избирательной комиссии «право изменять кандидатские списки орга низаций». Что ж. — это нас не удивляет! Видимо, польское фашист ское яблоко от германской яблони недалеко падает! (Аплодисменты, смех). Чтобы ни одна жалоба на те илш иные неправильности не ускользну ла от общественного контроля, наш проект избирательного закона уста навливает твердый порядок рассмот рения разного {юда жалоб. (И1 участковой Избирательной ко миссии требуется включение в про токол голосования краткого изложе ния заявлений и жалоб, лоданпых в участковую Избирательную комис сию и принятых участковой Избира тельно» комиссией решений (ст. 93). Такое же требование т 1 ред'является к окружной Избирательной комис сии (ст. 102). На Центральную Избирательную комиссию возлагается рассмотрение жалоб на неправильные действия Из бирательных комиссий н вынесения по жалобам окончательных решений. Некоторые формальности при опре делении результатев“ ВБйюроЕ; вве денные главой V III проекта избира тельного закона, могут показаться не которым товарищам излишними и да же бюрокралтчеекпми, но там, где вопрос- идет о создании высшего го сударственного органа, необходима величайшая тщательность, здесь ни какая формальность не будет излиш ней, если она создает добавочную более 1500 избирателей. Таким об разом, будет дана возможность при нять участие в выборах самым мел ким воинским частям, стерегущим рубежи ООСР. Лица, состоящие в , армии, но не входящие в воинские i гарантию точного соблюдения Кон- части и войсковые соединения, как ' ституцни и избирательного закона: например. работники Наркомата избирательные бюллетени, включаю- обороны, согласно этого проекта, бу- i п1,1е всех выставленных по данному дут принимать участие в голосова- . округу общественными организапня- округов одновременно с назначением i нии наравне с остальными rpa^u- j ми и ооществами трудящихся кандп дня выборов (ст. ст. 23 и 24). что J нами ООСР по месту своего жипШ- , даст возможность построить избира- ' ства. i тельные округа в соответствии етем. • Выборы будут происходить в один как сложится население страны к из нерабочих дней с 6 часов утра выборам. | до 12 часов ночи. По всей видшмо- Проект «Положения о выборах в сти, придется выбрать одно нз вос- Верховный Совет СССР» в вопросе кресений. как нерабочий день в де- об~организацин избирательных уча стков руководствуется задачей об легчить каждому гражданину СССР осуществление его избирательного права. Города, промышленные пунк ты, крупные села и территории сель советов, насчитывающие более 2 тысяч жителей, делятся па избира тельные участки из расчета '.дпн избирательный участок на 1500— 2000 населения. Территория сельсовета, насчитыва ющего не более 2 тысяч жителей, как правило, должна составлять один избирательный участок. Однако в каждой станице, дерев не, кишлаке, ауле, насчитывающем от 500, но не более 2 тысяч жите лей, организуется отдельный изби рательный участок. Для отдаленных северных п ьо- сточных районов, где преобладают мелкие поселения, — проект изби рательного закона предлагает тол стить организацию . избирательных участков, начиная со 100 человек населения. Это сделано по проьбе работников северных районов, кото рые заявили, что в противном слу чае гражданам, живущим в северных районах, пришлось бы для осущест вления своего избирательного тава приезжать за десятки километров, что не всегда доступно. Для судов, находящихся в плава нии в день выборов, для больниц, саиаториев, родильных домов, долов датов в депутаты, выдаются избира телям в помещении участковой изби рательной комиссии (ст. 78); на ка ждого кандидата в депутаты ведятея счетный лист в двух экземплярах секретарем комиссии и уполномочен ным на то членом участковой Изби рательной комиссии (ст. 89); участ ковая Избирательная комиссия посы лает в окружную Избирательную ко миссию не to . t i . ko протокол голосо вания. но н оба экземпляра счетных листов на каждого кандидата (ст. 95): Совет депутатов ^ трудящихся обязан хранить избирательные бюл- ревие. Желательно при этом избрать то воскресенье, с которым- совпадал бы выходной день в городе. Для подсчета голосов, для реги страции кандидатов в депутаты, снабжение, избирателей избиратель ными бюллетенями в целях обеслече- ния неуклонного исполнения в ходе выборов избирательного закона прет- летени вплоть до утверждения ман- лагается создать Избирательные ко- 1Датов Ве.рховпым Советом СССР (ст. миссии: Центральную, Избиратель ные комиссии союзных и автоном ных республик, автономных областей и национальных округов по выборам | в Совет Национальностей, окружные по выборам в Совет Союза, окруж ные по выборам в Совет Националь ностей н участковые Избирательные КОМИССИИ. Чтобы обеспечить действительный народный контроль за проведением выборов и в особенности за подсчетом голосов и исключить всякую ВОЗМОЖ НОСТЬ злоупотреблений, проект пред лагает составлять все Избиратель ные комиссии, начиная от Централь- 97) и т. д. Задачу обеспечить правильность подсчета голосов преследует преду сматриваемая проектом публичность подсчета голосов. Эта публичность достигается уже самим составом Из бирательных комиссий, которые ор ганизуются не из лиц, назначенных органами власти, а из лиц, выдвину тых общественными организациями и обществами трудящихся. Проект избирательного закона, однако, пе ограничивается этим я предусматри вает право присутствия прн подсчете голосов в помещениях как участко вой Избирательной комиссии, так я ной Избирательной комиссии п кон,- ■окружной Избирательной комиссии “ на то уполномоченных представите лей общественных f организаций и чая участковыми, из представителей общественных организаций и об ществ трудящихся с утверждения соответствующего Совета депутатов трудящихся. Таким образом, пооект предлагает отказаться от Избиратель ных комиссий, назначаемых Совета ми. Вместо принципа назначения проект излагает ввести принцип представительства от общественных инвалидов, — проект считает зоз- | организаций и обществ трудящихся, можпым организацию избирательных участков при наличии не менее 50 изоирателеи. Для воинских частей и войсковых соединений проект предусматривает организацию избирательных участ- j пого закона в ходе выборов: зареги- ков с количеством не менее 50 а ие •стрировать кандидатов, разослать нз- Функцни Избирательных комис- 1 снй. как видно из предыдущего* ог- ( раничеиы только задачами, вытекаю щими из необходимости обеспечить иеуклонное выполнение избиратель- обществ трудящихся, а также пред ставителей печати (ст. ст. 85 и 99). Цель — обеспечить точное воле- пз'явленпе трудящихся — преследу ет предлагаемое проектом избиратель ного закона правило, согласио кото рого избранным считается только кандидат, получивший абсолютное большинство голосов.— если ни один из кандидатов на выборах не но.ту .- чи.т абсолютного большинства голо сов, то обязательно не поздиее, чем в двухнедельный срок, перебаллоти ровка двух кандидатов, получивших (Онончание на 3-й стр.). Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz