Полярная правда. 1937, февраль
НАДГРОБНЫЙ ПАМЯТНИК К. С. ШПШИНУ В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ. НАШ ЛЮБИМЫИ ПОЭТ МОЙ УЧИТЕЛЬ Пушкина я шпал читать с «Ка- i ион товарищи но глужбе, все же до пнтанской дочки», затеи прочитал аИсторию Пугачевского бунта». По сле прозы начал читан, стихи. При кервом же знакомстве с Пушкиным я испытал огромное восхищение его прекрасным словом, силой художе ственного воздействия. Я Пыл взвол нован и потрясен. Но я еще не по нимал, как следует, что именно сближало меня ,с Пушкиным. Когда я вторично перечитывал аЕвгения Онегина», «Повести Бел кина», пушкинские маленькие тра гедии, я понял то, что в раинем моем знакомстве с Пушкиным было мне недостаточно понятно. П с но вой силой , уже навсегда я полюбил Пушкина за его художественную силу, за революционный иыл, па ес тественную и органическую живую образность произведений, за пре красный язык, уходящий горнами в народное творчество. пзстоящего времени недостаточно „ПУШ КИНСКИЕ В Е Ч Е Р А " В дни гражданской ьоияы на научились всесторонне понимать са- фронте я читал вслух сказки и мое важное в творчестве. Пушкина, стихи Пушкина своим товарищам- Мы больше видим в нем неловтори- нраспоармейцам. Они нравились нам мого художника и меньше научи лись понимать Пушкина, как рево люционера. Лекции профессора Пумпянского многим помогли мне. Я вырос в по нимании пушкинских произведений. так же, как правилось, ложа в заса де, любоваться восходом солнца, красотами природы. После таких чи ток как-то бодрее чувствовали себя бойцы. У меня в семье трое детей. По и особенно хорошо понял его поли- мешает мне после обеда взять тпческую деятельность, его значение ’ whhk Пушкина, который приносит как поэта декабристов 1825 года. I нз школы доя дочь Тоня, и наслаж- „ даться чтением. Вчера я в один ве- ыог- "О «метить, что Пушкин П д €р ыава „ Людмилу, как велиайшии мастер слова, очень чаще так; т м много помог мне, как и другим мно гомиллионным читателям в разви тии грамотной речи. Читая и пере читывая Пушкина, вдохновляясь его пленительными стихами, я думаю, я уперев, что тот литературный «ми нимум» знаний, который требуется для командного состава РККА и Глубоко правдивы и понятны для флота, я сдам не менее чем на «хо- гаждого слова Горького о том. ч т рото». И в этом я буду многим Пушкин родоначальник великой | обязан Пушкину, Некрасову, Лер- русской литературы. | монтову и Горькому. ____ Я должен признаться, что и я, и Калитам ПОЛОВ. И х о т ь бесчувственному т е л у . И п ус т ь у гробового входа Равно повсюду и с т л е в а т ь , М ладая будет ж и зн ь играть. Но ближ е к милому пределу И равнодушная природа Мне все б хотелось почивать. Красою вечною си я т ь . (П УШ КИ Н . .Брожу лн я вдоль улиц шумных*, 1829 г.) Дом N9 12 на Мойке Утром 27 января 1837 года А. С. Пушкин работал в своем каби нете над историей Негра 1 , а ве чером его внесли в этот же кабинет умирзющим от раны, полеченной на Дрын. Поэт собрал все свои силы, что бы переодеться, с помощью друга лечь на диван я встретить улыбкой ьперевоженную жену. Его отделяла от смерти 45 мучи тельных часов. В комнатах Пушкина толпились убитые горем друзья, .в гостиной ры дала жена, а за окном стояла при тихшая толпа народа н насторожен но ждала известий о любимом поэте. Сегодняшний Ленинград отделяет от этих событий ровно сто лет. Снова народ толпится у юма № 12 по реке Мойке (около б. Пев ческого моста). По это другой, сво бодный народ, для которого взошла «звезда пленительного счастья». Они приходят, чтобы увидеть комнату, в которой работал и умер любимый (.уСОБЕЙ ПОЭТ. Скромный кабинет Александра Сергеевича, восстановленный по за рисовкам н записям очевидцев, по плану, оставленному еще Жуковским, дает яркое представление о жизни, творчестве и последних минутах по- ■ эта. Комната имеет вполне жилой вид. j На полках по стенам расставлено ог ромное количество книг — дублика ты подлинной пушкинской библиоте ки. Рядом красный сафьяновый ди ван — точная копня того, на кото ром умер поэт. На большом письменном столе ле жат рукописи и мелкие вещи поэта. Тут же, в комнате хранится ларец с железной резьбой, в котором Пушкин хранил драгоценные для нас рукописи. У дивана стоит подлинная пуш кинская конторка — рабочий стол, тут же лежит простреленный жилет поэта, бережно хранившийся его другом князем Вяземским и только, что доставленный из бывшего име ния Вяземских «Астафьево». В остальных комнатах музея рас положены экспозиции придворного быта того времени, рисующие жизнь жены поэта и по:ледних трех лет жизни Лушкина. Передняя. Здесь лежало тело поэта, охраняемое дв\тмя десятками жандар мов. Сейчас здесь лежит под пек лом гипсовая маска, снятая после смерти с лица Пушкина, локоп во лос в урие-медальоне. В квартире собрано большое ко личество картин, посвященных памя ти поэта. Выставлено много ценных документов проливающих свет на травлю А. С. Пушкина царем, III от делением, светской ачернью» и по стоянную денежную зависимость, о которой красноречиво рассказывают многочисленные подданные счета, за клалиые и долговые обязательства. Посещение этой •квартиры восста навливает картину последних дней жнзнн дорогого нам Пушкина, за- трзвленного проклятым режимом са модержавия Николая Палкнна, дер жавших) поэта всю жизнь под ох раной жандармов и отрядившего жандарма даже для сопровождения тела Пушкина в последний путь — к могиле, в Святогорскнй монастырь, у села Михайловского. 0. ДАЦЕВИЧ. Ленинград. (Наш слециорр.). ЧУДЕСНЫЕ С К А З К И младшая дочь — второклассница Со пя читают вслух стиха великого по эта, а опальные слушают. Все мы очень полюбили эти на ши семейные «пушкинские вечера». Дм. ПАШИН — паркетчик Иурпкщестроя. тогда еще совсем маленькой и даже пе умела читать. Вечером, когда наша семья собралась за столом, брат вслу^ .начал читать нам эту книгу. Это были необыкновенные, интересные сказки. БОГАТСТВО С Л О В А Десяти лет поступил я в началь ную школу, которая в, 1930 году впервые открылась в нашем саам ском погопе «Падун» Кольского района. Уже тогда я, плохо владея русским языком, начал читать Пуш кинз. Его язык настолько богат, что чем больше читаешь его пронлведе-' нии, тем глубже понимаешь это бо гатство н многообразие пушкин ского слова. Можно уверенно ска зать, что по-настоящему я изучаю и познаю русский язык но Пушки ну. Последнее время все слушатели саамского отделения педагогического техникума, где я учусь, пе только читали, но и разучивают ианзупь произведения величайшего русскою поэта. Мы только три года назад, благо даря правильной леннпско-стазнн- ской национальной политике нашей партии, получили свою пжьмеп- нопь. Но уже десятки саамов учат ся в средней школе, в институт-: народов севера. Сам я в этом году заканчиваю "последний курс сазмско- ПОр щ^щдо несколько лет. Я учусь го отделения, чтобы через три года, в 0 средней школы. Много окончив техникум, статт. педагогом, Хорошо знаю биографию ве- БЕССМЕРТНЫЕ О Б Р А З Ы С чудесными пихамн великого поэта мне посчаплнвилось познако миться еще в детпве, когда я учил ся в начальной школе. Па-днях, поздним вечером, я ре шил выйти из дому, погулять. Все Однажды Вася, мой старший брат, кругом покрыто белой пеленой сне- принре из школы кпижку. Я была га. И мне вспомнились читанные еще в дппве стихи поэта:- «Зима, крепьянин торжепвуя, На дровнях обновляет путь. Его лошадка снег почуя. Плетется рысью как-нибудь...». Я систематически читаю и пере читываю произведения А. С. Пуш- гСКАМЬЯ ОНЕГИНА» В ТРИГОРСКОМ ПАРКЕ. , кина. Еще в 1926 году я читал Весело смеялись мама и я над «Евгения Онегина». После этого ви- хитрыми проделками попова работни ка Балды, над жадностью глупого попа. Затаив дыхание, слушали мы о необыкновенных превращениях парухн, о волшебной силе золотой рыбки, жалели рыбзка н радова лись, когда зазнавшаяся старуха опять вернулась в покосившуюся избенку, к разбитому корыгу. Впечатление от скавок было вели ко. И еще долго потом обсуждали мама и я содержание увлекательных сказок. Таким было мое первое зпзком- дел на сцене оперу Чайковского. Об разы героев этого произведения на всю жизнь сохранились у меня в памяти. Недавно перечитывал «Дуб ровского» и «Капитанскую дочку». Вл. ДАВЫДОВ — бетонщик Мурпищестроя* Лруг моей семьи ’ Твофгчехггво Пушкина тесно вошло в культурную жизнь моем семьи. Чи таю Пушкина я, читает мой муж, в библиотечке моей шестилетней дочки Изочкн сказки Пушкннз зали вают не последнее место, и хоть она каким уже пал ной партий брат. Я решил знакомить свой парод г гроизведеннямИ поэта и, кроне то ге, начать собирать образцы саян скою эпоса. . ^ Мне кажется, эта работа поможет в будущем созданию национальной саамской литературы. На Нас, кроме того, лежит задача глубоко изучить Пушкина, чтобы работать над переводом его произве дений на саанскнй язык. Попытки перевода его сказок ны делаем уже сейчас. К. ОСИПОВ — слушатель саамского отделения педтехнииума. Прости , Тригорское, где радость меня вс тр е ч ал а столько р а з I (П УШ КИН . .Простите, верные дубравы*, 1817 г.) Рукописное наследие сама еще не умеет читать, по мпотяе пво с творчеством Пушкина. С тех нз сказок знает наизусть. Вспоминаю одно событие в моей юности, тесно связанное с ■вменен Пушкина. Пягиадцатнлетней девоч кой я «первые увидела оперу «Ев гений Онегин». Впечатление быао колоссально. Несколько дней ходила я, как в тумане, Ореднла героям* бессмертного романа, декламировала стихи, напевала арии, так что на доена всем домашним и капъ да же начала сердиться на женя. * Так и осталась для меня опера «Евгений Онегин» самой любимой оперой. Слышадз ее раз шесть, не меныбге, но Так же, как не устаю перечитывать - неповторимые строки пушшнекях произведений, так гото ва слушать и замечательную оперу, в которой с таким иастерствои вы ражен на языке музыки один из лучших женских образов нашей ли тературы. Домохозяйка Я А. ПУСИК. дикого поэта, прочитала «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», «Руслана и Людинлу», «Цыганы», «Медного всадника», «Евгения:Оне гина», знаю наизусть иного стихо творений. Иногда, как прежде брат, я читаю наме вслух. Так, недавно познакомила ее с пушкинской Русалкой». В школе ны коллективно читали сценарий фильна «Юность поэта». И сейчас ребята ждутне дождутся увидеть на экране картину о жнз нн юного Пушкина. Вам СМИРНОВА — ученица 6 класса 21 школы. В государственных музедх и архи вах СССР бережно, как величай шее сокровище хранятся подлинные рукописи, принадлежащие перу ге ния русского народа — Александра Сергеевича Пушкина. Спустя три •четверти часа после кончины поэтз, как писал Жуков ский в письме отцу поэта С. Л. Пушкну, после того, как тело вы несли в ближнюю горницу, он (Ж у ковский) по приказанию царя «за печатал кабинет своей печатью». И лишь 7 февраля 1837 года, уже после тайных похорон поэта, кабинет покойного был вскрыт и «все, при надлежащие поэту бумаги, письма и книги в рукописях, собраны и уло жены в даа сундука и запечатанные перевезены в квартиру действитель ного статского советника Жуковско го, где и поставлены в особенной комнате». (Из журналз, ведшегося при разборе бумаг покойного А. С. Пушкина). Начальник пггаба корпуса жандар мов Дубельт в течение 16 дней с помощью жандармских писарей про изводил разбор и сортировку руко писей Пушкина, а затем и их тщательный полицейский «досмотр». Перерытый руками царских жан дармов личный архив Пушкина со держал самое,значительное, что дош ло до нас нз всего рукописного пуш кинского наследия — рабочие тетра ди поэта. Такия черновых тетрадей в архиве поэта было 16. Эти пуш кинские тетради, в которых отрывки художественной-прозы, - черновики гвеем, заметок и критических ста тей перемежаются с бессмертными строфами «Евгения Онегина», набро сками целых стихов, тетради, испещ ренные пушкинскими рисунками позволяют нам, спустя сто лет по^ле (мертв поэта-отчетливо представить себе живого Пушкина. ’ Первая из этих черновых тетра дей относится к 1817 году — ли цейскому периоду. В этой тетрада Пушкин начал «Руслана, и Людми лу». Вторая тетрадь содержит чер новик «Кавказского пленника». В трех следующих тетрадях содержится текст «Кавказского пленника», план «Гаврилнады», «Братьев разбойни ков», а также план • задуманной Пушкиным поэмы на тему из древне русской истории. Большой интерес представляет тетрадь, в которой поэт 20 * мая 1823 года начал писать «ЕвГйвня Онегина», ’а также тетрадь, содержа щая черновые наброски «Бориса .Г*- дунова» (полная черновая рукопись которого не сохранилась). Одна из тетрадей, начатая во время пребыва ния поэта в селе Михайловском, со держит конец «Цыганы», строфы шестой и седьмо! глап «Евгении Онегина» и сказки, записанные со слов Аркны Родиояокны — паям Пушкина. В числе рааочнп тетрадей в архи ве были две, так называемые, «ар зрумские» тетради и альбом с запи сью «Медного всадника», «Сказки о царе Салтане», «Анджело» и других произведений, отдельная тетрадь •: записью казацких песен, дорожных впечатлений во время поездки в Оренбург, тетрадь с черное«гком «Полтавы» и др. В своей последней черновой тетра ди, начатой в 1833 году. Пунша записал черновики статьи «Путе шествие из 'Москвы в Петербург», «Сцены из рыцарских времен», а на последней странице — стахотворенио «Я памятник себе воздвиг неруко творный...*. Помимо 16 рабочих1£ тетрадей, и личном архиве Пушкина была обна ружена тетрадь с выписками ив французских газет и журналов _ дм задуманной поэтом история фран цузской буржуазной.революции. Большая часть остальных, разроз ненных рукописей, лулгздекого лич ного архива бьиа жанда^а- ми в 15 тетрадей. В них были запи си «Повестей Бежиша»,. «Д^ов- екиго», «Путешествия в Арврум», «Домика в Коломне». «Русалки», «Каменного гостя», «Скупого рыцаре* и других . произведений поэта. Нет спгитымм осталось свыше. 500 от дельных листов пушкнж&нх рукопи сей. Сейчас, по прошествии 124 лет .о того временя, когда был записан первый из деигедпгпх да пас автогра фов великого поэта, .подавляющее Оодыпвэсяво его рукописей,--пройдя через рук* более 500 -владельцев; (обраоо в музеях и является соист- ьенвостыо советского государства. За пределами Союза незначительное ко личество автографов Пушкина имеет- си в Париже, Праге и других го рода Европы. ■ rv. Часть овецииных рукописей • яв ;гупшгнских фондов в наших музе ях будет экспонирована на Всесоюз ной пушывюкой выставке, открыва ющейся в Государственном историче ском музее 16 февраля. А. СЛОНИМСКИЙ Юность п о э т а * ' ) ... Граф Разумовский, дряхлый старик в звездах и лептах, сидит в директорском кабинете в Лицее, в мягком кресле. Перед ним, сгорбив шись, стоит в почтительной позе Фролов, временно исполняющий дол жность директора Лицея. — Позвольте доложить ваше си ятельство. Главным виновником в сем деле оказывается воспитанник Пушкин... — Как же, как же. Сергея Льво вича сынок. Знаю и папашу н дя дюшку, Василия Львовича. Оба шалберы, преиустые люди и без вся кого состояния... — Сей юноша, ваше сиятель ство, отличаясь крайним легкомыс лием, дерзостью и упрямством, сверх того соблазняет товарищей вольно думными сочинениями. Извольте взглянуть ваше сиятельство... Протягивает несколько листков. — Это, что такое? Стишки? Граф вынимает моиокль. Примерива ясь на разные лады, пробует прочепь. Огрого: — Что за почерк-а? Пачкогл i ка кая - то, а? Кто учитель чистопи- езния-а? *) Отрывок из сценария, по ко торому Ленфкльм выпускает кнно- кертину. Фролов, оробев: — Будучи недавно назначен, ва ше сиятельство... Я с своей сторо ны, ваше сиятельство, не щадя сил своих... А учитель чистописания Ка- линыч, Фотий Петрович, пишет из рядно, к вашему сиятельству бумаги писал... — А-а, хорошо... Граф, успокоившись, снова на ел авляет монокль и принимает:м за Гукопись. — «К Лицннию», с латынско- го... — Не с латинского, ваше сия- телытво, ».е с л нынско о. Л гчанл - не, если смею судить, имели пра вила благонамеренные, а тут, из вольте видеть... Показизает в козце. Г|аф нггает: «Свободный Рим возрос, а раи.т- вом погублен»... Гм... Вольнодумные мечтания... Козьгряст рукой в воздухе. — Пусть-ка на коленях попоит во время утренней и вечерней мо литвы, дзе педеля сряту... оно и пройдет. А этот дядька, что рои доставал, — где он? — Тотчас, ваше сиятельство. Подходит к двири, кричит: — Фому к его сиятельству! I По всему зданию — от нижнего до верхнего этажа — проносится кряк: — Фому к его сиятельству. Фому к его сиятельству! Бежит вниз по лестнице расте рянный, оробелый Фона. Его встречает группа лицеистов, бо главе с Александром и Жанно. — Не бойся, Фома. Уволит, не- сто навдем. Мы тебя не забудем, Фома. Фома, споткнувшись, вступил в директорский кабинет. Застыл на пе сте. Граф приставил монокль, смот рит. — Ты солдат? — Так точно, вашессшо... Пауза. Лицо Фомы вдруг распол зается в глупейшую улыбку. Граф ухиилен. — А? Что? Ступай, братец. Фома, повернувшись по-военвему, марш-марш, вышел из кабинета. Граф: — Уволить немедленно. *** ... В рекоеациоином зале. Воспитанники в три ряда. Впере ди Комовский читает молитву. Он в своей роли — И тебе славу воссылаем, отцу н сыну и святому духу, ныне н при сно и во веки веков, аминь. Хор подтягивает: — Аминь. Фролов оборачивается. са: Вполголо- пзвольте — Господин Пушкин, встать на колени. Александр протестует: *— С какой же стати я один? Товарищи уговаривают пюпотои: — Мы с тобой станен. Александр, улыбнувшись: — А, коли так. Становится на колени. Половина лицеистов с шумом бу хается на колени вслед за нии. Фролов грозно оборачивается, бро вями делает знаки подскочившему Мейеру.^, Комовский начинает следующею молитву. Он в припадке благоче стия. Ничего пе видит, не слышит. — Господи, инсуссе хрипа, гыне божий, молитв ради пречистые твоей матери, преподобных и бого- восных отец наших и всех святых, помилуй нас, амнпь. Хор тянет: — Амииь. Мейер бегает между лицеи:тами, подымает то того, то другого, но те сновз бухаются па колени, как только он отойдет. Мейер поднимает Яковлева. — Вставайт, вставайт. Нельзя. — Почему? Я молюсь за госпотн- ва директора. За него иначе нельзя, бог не послушает. Нз коленях креп че будет. Комовский молится: — Слава тебе, боже, наш, слава тебе. Овятый боже, снятый боже, святый боже, помилуй нас. Хор тянет: — Помилуй нас, господи, поми луй нас. Комовский слышит, наконец, ка кой-то шум позади н оглядывается. Видит Александра, который вместо того, чтобы поять на коленях, сел на корточки и смеется. ••* Пушкин читает стихи. За его спиной — неподвижная масса блнпающих орденами н лента ми парадных мундиров, среди кото рых теряются скромные ({раки. Перед ним — красный пол с золотыми кистями. Н за столом, ря дом с графом Разумовским, Держа вин. Черные глаза Державина впи лись в молодого поэта’. Голова тихо качается в такт стиха. Звенит и дрожит голос Пушкина. Он читает последнюю строфу. 0, скальд России вдохновенный. Воспевший ратных проаный строй, В кругу друзей твоих, с душой воспламененной, Вепреми ца арфе золотой, Да снова стройный глас герою в честь прольется, И струны трепетны посыплют огонь в сердцз, И ратпик молодой вскипит и со дрогнется При звуках бранного певцз. *) Минута молчании. •) Стихи обращены и В. А. Жу ковскому, автору «Павца во стане русских воинов». Державин вскочил с юношеской резвостью, сдвинув кресло и толкнув графа Разумовского, бросился к Пушкину, поцеловал его в курчавую голову. Смеется и плачет. Музыка, музыкз-то. А-а? Каково? Спасибо, спасибо, голуб чик. Шаловливым, мальчишеским дви жением иазнул ладонью по курча вой голове л острый, смеющимся взглядом скользнул по парадным мундирам. — Слышали, господа? Поэт. Те перь и умереть можно. Вот вам вто рой Державин. Александр вдруг зарыдал, вырвал ся и. закрывши лицо, кинулся вое. Неселся Пушкин по лестнице вверх. За ним следом Дельвиг, Пущин, Кюхля. Бродит на площадке Комовский с постной миной. Поглядывает наверх. В конференц-зале, выпрямившись, стоит одиноко хмурый Фролов. * Александр Нушкин в гостиной у Чаадаева читает стихи, прислоняв шись к камину: Питомцы ветреной судьбы, Тираны чира, трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите. Восстаньте, падшие рабы! Неподвижен, как мраморное этва- яние, Чаадаев. Ввволнованы до слез присутствующие здесь Кюхля, Жан но, барон Дельвиг. Тут же несколь ко гусарских офицеров. Александр продолжает: Увы! Куда ни брошу взор. Везде бичи, везде железы. Законов гибельный позор, Пеэолж немощные слезы.. Вдруг останавливается. Забьи, как дальше. Сяваггнлся за голову, си лясь црясюиаить. Повторяет: Неволя немощные слепы... *** Лицеисты, обнявшись, идут пе парку. Поют прощальную песню, со- чилевну» бароном Дельвигом: Шесть лет промчались, как мечтанье, -В об’ягьях сладкой тишины, Б ух отечества призвание . FpeiMHT, нам: шествуйте, сыны! ‘ По шоссе мчится тройка. В та рантасе Александр, барон Жанио. Ькххля. Грезит песня: Друг на друге остановите Вы вэор с прощального слезой. Храните, о, друзья, храните Ту-ск дружбу с той же душой... По ухабистой, проселочной дороге тащитси крестьянская телега. На вещах сидит Натзлпа в платочке. Продолжается песня: То-ж к славе сильное стремленье, Tu-ж праще — да, неправде — нет, В несчастья — гордое терпенье, И в счастьп — всем равно привет. И снова тройка. Простимся, братья, руку в руку! 05кимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Выть может, здесь сроднила нас!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz