Полярная правда. 1937, февраль

НАДГРОБНЫЙ ПАМЯТНИК К. С. ШПШИНУ В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ. НАШ ЛЮБИМЫИ ПОЭТ МОЙ УЧИТЕЛЬ Пушкина я шпал читать с «Ка- i ион товарищи но глужбе, все же до пнтанской дочки», затеи прочитал аИсторию Пугачевского бунта». По­ сле прозы начал читан, стихи. При кервом же знакомстве с Пушкиным я испытал огромное восхищение его прекрасным словом, силой художе­ ственного воздействия. Я Пыл взвол­ нован и потрясен. Но я еще не по­ нимал, как следует, что именно сближало меня ,с Пушкиным. Когда я вторично перечитывал аЕвгения Онегина», «Повести Бел­ кина», пушкинские маленькие тра­ гедии, я понял то, что в раинем моем знакомстве с Пушкиным было мне недостаточно понятно. П с но­ вой силой , уже навсегда я полюбил Пушкина за его художественную силу, за революционный иыл, па ес­ тественную и органическую живую образность произведений, за пре­ красный язык, уходящий горнами в народное творчество. пзстоящего времени недостаточно „ПУШ КИНСКИЕ В Е Ч Е Р А " В дни гражданской ьоияы на научились всесторонне понимать са- фронте я читал вслух сказки и мое важное в творчестве. Пушкина, стихи Пушкина своим товарищам- Мы больше видим в нем неловтори- нраспоармейцам. Они нравились нам мого художника и меньше научи­ лись понимать Пушкина, как рево­ люционера. Лекции профессора Пумпянского многим помогли мне. Я вырос в по­ нимании пушкинских произведений. так же, как правилось, ложа в заса­ де, любоваться восходом солнца, красотами природы. После таких чи­ ток как-то бодрее чувствовали себя бойцы. У меня в семье трое детей. По и особенно хорошо понял его поли- мешает мне после обеда взять тпческую деятельность, его значение ’ whhk Пушкина, который приносит как поэта декабристов 1825 года. I нз школы доя дочь Тоня, и наслаж- „ даться чтением. Вчера я в один ве- ыог- "О «метить, что Пушкин П д €р ыава „ Людмилу, как велиайшии мастер слова, очень чаще так; т м много помог мне, как и другим мно ­ гомиллионным читателям в разви­ тии грамотной речи. Читая и пере­ читывая Пушкина, вдохновляясь его пленительными стихами, я думаю, я уперев, что тот литературный «ми­ нимум» знаний, который требуется для командного состава РККА и Глубоко правдивы и понятны для флота, я сдам не менее чем на «хо- гаждого слова Горького о том. ч т рото». И в этом я буду многим Пушкин родоначальник великой | обязан Пушкину, Некрасову, Лер- русской литературы. | монтову и Горькому. ____ Я должен признаться, что и я, и Калитам ПОЛОВ. И х о т ь бесчувственному т е л у . И п ус т ь у гробового входа Равно повсюду и с т л е в а т ь , М ладая будет ж и зн ь играть. Но ближ е к милому пределу И равнодушная природа Мне все б хотелось почивать. Красою вечною си я т ь . (П УШ КИ Н . .Брожу лн я вдоль улиц шумных*, 1829 г.) Дом N9 12 на Мойке Утром 27 января 1837 года А. С. Пушкин работал в своем каби­ нете над историей Негра 1 , а ве­ чером его внесли в этот же кабинет умирзющим от раны, полеченной на Дрын. Поэт собрал все свои силы, что­ бы переодеться, с помощью друга лечь на диван я встретить улыбкой ьперевоженную жену. Его отделяла от смерти 45 мучи­ тельных часов. В комнатах Пушкина толпились убитые горем друзья, .в гостиной ры­ дала жена, а за окном стояла при­ тихшая толпа народа н насторожен­ но ждала известий о любимом поэте. Сегодняшний Ленинград отделяет от этих событий ровно сто лет. Снова народ толпится у юма № 12 по реке Мойке (около б. Пев­ ческого моста). По это другой, сво­ бодный народ, для которого взошла «звезда пленительного счастья». Они приходят, чтобы увидеть комнату, в которой работал и умер любимый (.уСОБЕЙ ПОЭТ. Скромный кабинет Александра Сергеевича, восстановленный по за­ рисовкам н записям очевидцев, по плану, оставленному еще Жуковским, дает яркое представление о жизни, творчестве и последних минутах по- ■ эта. Комната имеет вполне жилой вид. j На полках по стенам расставлено ог­ ромное количество книг — дублика­ ты подлинной пушкинской библиоте­ ки. Рядом красный сафьяновый ди­ ван — точная копня того, на кото­ ром умер поэт. На большом письменном столе ле­ жат рукописи и мелкие вещи поэта. Тут же, в комнате хранится ларец с железной резьбой, в котором Пушкин хранил драгоценные для нас рукописи. У дивана стоит подлинная пуш­ кинская конторка — рабочий стол, тут же лежит простреленный жилет поэта, бережно хранившийся его другом князем Вяземским и только, что доставленный из бывшего име­ ния Вяземских «Астафьево». В остальных комнатах музея рас­ положены экспозиции придворного быта того времени, рисующие жизнь жены поэта и по:ледних трех лет жизни Лушкина. Передняя. Здесь лежало тело поэта, охраняемое дв\тмя десятками жандар­ мов. Сейчас здесь лежит под пек­ лом гипсовая маска, снятая после смерти с лица Пушкина, локоп во­ лос в урие-медальоне. В квартире собрано большое ко­ личество картин, посвященных памя­ ти поэта. Выставлено много ценных документов проливающих свет на травлю А. С. Пушкина царем, III от­ делением, светской ачернью» и по­ стоянную денежную зависимость, о которой красноречиво рассказывают многочисленные подданные счета, за­ клалиые и долговые обязательства. Посещение этой •квартиры восста­ навливает картину последних дней жнзнн дорогого нам Пушкина, за- трзвленного проклятым режимом са­ модержавия Николая Палкнна, дер­ жавших) поэта всю жизнь под ох­ раной жандармов и отрядившего жандарма даже для сопровождения тела Пушкина в последний путь — к могиле, в Святогорскнй монастырь, у села Михайловского. 0. ДАЦЕВИЧ. Ленинград. (Наш слециорр.). ЧУДЕСНЫЕ С К А З К И младшая дочь — второклассница Со­ пя читают вслух стиха великого по­ эта, а опальные слушают. Все мы очень полюбили эти на­ ши семейные «пушкинские вечера». Дм. ПАШИН — паркетчик Иурпкщестроя. тогда еще совсем маленькой и даже пе умела читать. Вечером, когда наша семья собралась за столом, брат вслу^ .начал читать нам эту книгу. Это были необыкновенные, интересные сказки. БОГАТСТВО С Л О В А Десяти лет поступил я в началь­ ную школу, которая в, 1930 году впервые открылась в нашем саам­ ском погопе «Падун» Кольского района. Уже тогда я, плохо владея русским языком, начал читать Пуш­ кинз. Его язык настолько богат, что чем больше читаешь его пронлведе-' нии, тем глубже понимаешь это бо­ гатство н многообразие пушкин­ ского слова. Можно уверенно ска­ зать, что по-настоящему я изучаю и познаю русский язык но Пушки­ ну. Последнее время все слушатели саамского отделения педагогического техникума, где я учусь, пе только читали, но и разучивают ианзупь произведения величайшего русскою поэта. Мы только три года назад, благо­ даря правильной леннпско-стазнн- ской национальной политике нашей партии, получили свою пжьмеп- нопь. Но уже десятки саамов учат­ ся в средней школе, в институт-: народов севера. Сам я в этом году заканчиваю "последний курс сазмско- ПОр щ^щдо несколько лет. Я учусь го отделения, чтобы через три года, в 0 средней школы. Много окончив техникум, статт. педагогом, Хорошо знаю биографию ве- БЕССМЕРТНЫЕ О Б Р А З Ы С чудесными пихамн великого поэта мне посчаплнвилось познако­ миться еще в детпве, когда я учил­ ся в начальной школе. Па-днях, поздним вечером, я ре­ шил выйти из дому, погулять. Все Однажды Вася, мой старший брат, кругом покрыто белой пеленой сне- принре из школы кпижку. Я была га. И мне вспомнились читанные еще в дппве стихи поэта:- «Зима, крепьянин торжепвуя, На дровнях обновляет путь. Его лошадка снег почуя. Плетется рысью как-нибудь...». Я систематически читаю и пере­ читываю произведения А. С. Пуш- гСКАМЬЯ ОНЕГИНА» В ТРИГОРСКОМ ПАРКЕ. , кина. Еще в 1926 году я читал Весело смеялись мама и я над «Евгения Онегина». После этого ви- хитрыми проделками попова работни­ ка Балды, над жадностью глупого попа. Затаив дыхание, слушали мы о необыкновенных превращениях парухн, о волшебной силе золотой рыбки, жалели рыбзка н радова­ лись, когда зазнавшаяся старуха опять вернулась в покосившуюся избенку, к разбитому корыгу. Впечатление от скавок было вели­ ко. И еще долго потом обсуждали мама и я содержание увлекательных сказок. Таким было мое первое зпзком- дел на сцене оперу Чайковского. Об­ разы героев этого произведения на всю жизнь сохранились у меня в памяти. Недавно перечитывал «Дуб­ ровского» и «Капитанскую дочку». Вл. ДАВЫДОВ — бетонщик Мурпищестроя* Лруг моей семьи ’ Твофгчехггво Пушкина тесно вошло в культурную жизнь моем семьи. Чи­ таю Пушкина я, читает мой муж, в библиотечке моей шестилетней дочки Изочкн сказки Пушкннз зали­ вают не последнее место, и хоть она каким уже пал ной партий брат. Я решил знакомить свой парод г гроизведеннямИ поэта и, кроне то­ ге, начать собирать образцы саян­ скою эпоса. . ^ Мне кажется, эта работа поможет в будущем созданию национальной саамской литературы. На Нас, кроме того, лежит задача глубоко изучить Пушкина, чтобы работать над переводом его произве­ дений на саанскнй язык. Попытки перевода его сказок ны делаем уже сейчас. К. ОСИПОВ — слушатель саамского отделения педтехнииума. Прости , Тригорское, где радость меня вс тр е ч ал а столько р а з I (П УШ КИН . .Простите, верные дубравы*, 1817 г.) Рукописное наследие сама еще не умеет читать, по мпотяе пво с творчеством Пушкина. С тех нз сказок знает наизусть. Вспоминаю одно событие в моей юности, тесно связанное с ■вменен Пушкина. Пягиадцатнлетней девоч­ кой я «первые увидела оперу «Ев­ гений Онегин». Впечатление быао колоссально. Несколько дней ходила я, как в тумане, Ореднла героям* бессмертного романа, декламировала стихи, напевала арии, так что на­ доена всем домашним и капъ да­ же начала сердиться на женя. * Так и осталась для меня опера «Евгений Онегин» самой любимой оперой. Слышадз ее раз шесть, не меныбге, но Так же, как не устаю перечитывать - неповторимые строки пушшнекях произведений, так гото­ ва слушать и замечательную оперу, в которой с таким иастерствои вы­ ражен на языке музыки один из лучших женских образов нашей ли­ тературы. Домохозяйка Я А. ПУСИК. дикого поэта, прочитала «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», «Руслана и Людинлу», «Цыганы», «Медного всадника», «Евгения:Оне­ гина», знаю наизусть иного стихо­ творений. Иногда, как прежде брат, я читаю наме вслух. Так, недавно познакомила ее с пушкинской Русалкой». В школе ны коллективно читали сценарий фильна «Юность поэта». И сейчас ребята ждутне дождутся увидеть на экране картину о жнз­ нн юного Пушкина. Вам СМИРНОВА — ученица 6 класса 21 школы. В государственных музедх и архи­ вах СССР бережно, как величай­ шее сокровище хранятся подлинные рукописи, принадлежащие перу ге­ ния русского народа — Александра Сергеевича Пушкина. Спустя три •четверти часа после кончины поэтз, как писал Жуков­ ский в письме отцу поэта С. Л. Пушкну, после того, как тело вы­ несли в ближнюю горницу, он (Ж у­ ковский) по приказанию царя «за­ печатал кабинет своей печатью». И лишь 7 февраля 1837 года, уже после тайных похорон поэта, кабинет покойного был вскрыт и «все, при­ надлежащие поэту бумаги, письма и книги в рукописях, собраны и уло­ жены в даа сундука и запечатанные перевезены в квартиру действитель­ ного статского советника Жуковско­ го, где и поставлены в особенной комнате». (Из журналз, ведшегося при разборе бумаг покойного А. С. Пушкина). Начальник пггаба корпуса жандар­ мов Дубельт в течение 16 дней с помощью жандармских писарей про­ изводил разбор и сортировку руко­ писей Пушкина, а затем и их тщательный полицейский «досмотр». Перерытый руками царских жан­ дармов личный архив Пушкина со­ держал самое,значительное, что дош­ ло до нас нз всего рукописного пуш­ кинского наследия — рабочие тетра­ ди поэта. Такия черновых тетрадей в архиве поэта было 16. Эти пуш­ кинские тетради, в которых отрывки художественной-прозы, - черновики гвеем, заметок и критических ста­ тей перемежаются с бессмертными строфами «Евгения Онегина», набро­ сками целых стихов, тетради, испещ­ ренные пушкинскими рисунками позволяют нам, спустя сто лет по^ле (мертв поэта-отчетливо представить себе живого Пушкина. ’ Первая из этих черновых тетра­ дей относится к 1817 году — ли­ цейскому периоду. В этой тетрада Пушкин начал «Руслана, и Людми­ лу». Вторая тетрадь содержит чер­ новик «Кавказского пленника». В трех следующих тетрадях содержится текст «Кавказского пленника», план «Гаврилнады», «Братьев разбойни­ ков», а также план • задуманной Пушкиным поэмы на тему из древне­ русской истории. Большой интерес представляет тетрадь, в которой поэт 20 * мая 1823 года начал писать «ЕвГйвня Онегина», ’а также тетрадь, содержа­ щая черновые наброски «Бориса .Г*- дунова» (полная черновая рукопись которого не сохранилась). Одна из тетрадей, начатая во время пребыва­ ния поэта в селе Михайловском, со­ держит конец «Цыганы», строфы шестой и седьмо! глап «Евгении Онегина» и сказки, записанные со слов Аркны Родиояокны — паям Пушкина. В числе рааочнп тетрадей в архи­ ве были две, так называемые, «ар­ зрумские» тетради и альбом с запи­ сью «Медного всадника», «Сказки о царе Салтане», «Анджело» и других произведений, отдельная тетрадь •: записью казацких песен, дорожных впечатлений во время поездки в Оренбург, тетрадь с черное«гком «Полтавы» и др. В своей последней черновой тетра­ ди, начатой в 1833 году. Пунша записал черновики статьи «Путе­ шествие из 'Москвы в Петербург», «Сцены из рыцарских времен», а на последней странице — стахотворенио «Я памятник себе воздвиг неруко­ творный...*. Помимо 16 рабочих1£ тетрадей, и личном архиве Пушкина была обна­ ружена тетрадь с выписками ив французских газет и журналов _ дм задуманной поэтом история фран­ цузской буржуазной.революции. Большая часть остальных, разроз­ ненных рукописей, лулгздекого лич­ ного архива бьиа жанда^а- ми в 15 тетрадей. В них были запи­ си «Повестей Бежиша»,. «Д^ов- екиго», «Путешествия в Арврум», «Домика в Коломне». «Русалки», «Каменного гостя», «Скупого рыцаре* и других . произведений поэта. Нет спгитымм осталось свыше. 500 от­ дельных листов пушкнж&нх рукопи­ сей. Сейчас, по прошествии 124 лет .о того временя, когда был записан первый из деигедпгпх да пас автогра­ фов великого поэта, .подавляющее Оодыпвэсяво его рукописей,--пройдя через рук* более 500 -владельцев; (обраоо в музеях и является соист- ьенвостыо советского государства. За пределами Союза незначительное ко­ личество автографов Пушкина имеет- си в Париже, Праге и других го­ рода Европы. ■ rv. Часть овецииных рукописей • яв ;гупшгнских фондов в наших музе­ ях будет экспонирована на Всесоюз­ ной пушывюкой выставке, открыва­ ющейся в Государственном историче­ ском музее 16 февраля. А. СЛОНИМСКИЙ Юность п о э т а * ' ) ... Граф Разумовский, дряхлый старик в звездах и лептах, сидит в директорском кабинете в Лицее, в мягком кресле. Перед ним, сгорбив­ шись, стоит в почтительной позе Фролов, временно исполняющий дол­ жность директора Лицея. — Позвольте доложить ваше си­ ятельство. Главным виновником в сем деле оказывается воспитанник Пушкин... — Как же, как же. Сергея Льво­ вича сынок. Знаю и папашу н дя­ дюшку, Василия Львовича. Оба шалберы, преиустые люди и без вся­ кого состояния... — Сей юноша, ваше сиятель­ ство, отличаясь крайним легкомыс­ лием, дерзостью и упрямством, сверх того соблазняет товарищей вольно­ думными сочинениями. Извольте взглянуть ваше сиятельство... Протягивает несколько листков. — Это, что такое? Стишки? Граф вынимает моиокль. Примерива­ ясь на разные лады, пробует прочепь. Огрого: — Что за почерк-а? Пачкогл i ка­ кая - то, а? Кто учитель чистопи- езния-а? *) Отрывок из сценария, по ко­ торому Ленфкльм выпускает кнно- кертину. Фролов, оробев: — Будучи недавно назначен, ва­ ше сиятельство... Я с своей сторо­ ны, ваше сиятельство, не щадя сил своих... А учитель чистописания Ка- линыч, Фотий Петрович, пишет из­ рядно, к вашему сиятельству бумаги писал... — А-а, хорошо... Граф, успокоившись, снова на­ ел авляет монокль и принимает:м за Гукопись. — «К Лицннию», с латынско- го... — Не с латинского, ваше сия- телытво, ».е с л нынско о. Л гчанл - не, если смею судить, имели пра­ вила благонамеренные, а тут, из­ вольте видеть... Показизает в козце. Г|аф нггает: «Свободный Рим возрос, а раи.т- вом погублен»... Гм... Вольнодумные мечтания... Козьгряст рукой в воздухе. — Пусть-ка на коленях попоит во время утренней и вечерней мо­ литвы, дзе педеля сряту... оно и пройдет. А этот дядька, что рои доставал, — где он? — Тотчас, ваше сиятельство. Подходит к двири, кричит: — Фому к его сиятельству! I По всему зданию — от нижнего до верхнего этажа — проносится кряк: — Фому к его сиятельству. Фому к его сиятельству! Бежит вниз по лестнице расте­ рянный, оробелый Фона. Его встречает группа лицеистов, бо главе с Александром и Жанно. — Не бойся, Фома. Уволит, не- сто навдем. Мы тебя не забудем, Фома. Фома, споткнувшись, вступил в директорский кабинет. Застыл на пе­ сте. Граф приставил монокль, смот­ рит. — Ты солдат? — Так точно, вашессшо... Пауза. Лицо Фомы вдруг распол­ зается в глупейшую улыбку. Граф ухиилен. — А? Что? Ступай, братец. Фома, повернувшись по-военвему, марш-марш, вышел из кабинета. Граф: — Уволить немедленно. *** ... В рекоеациоином зале. Воспитанники в три ряда. Впере­ ди Комовский читает молитву. Он в своей роли — И тебе славу воссылаем, отцу н сыну и святому духу, ныне н при­ сно и во веки веков, аминь. Хор подтягивает: — Аминь. Фролов оборачивается. са: Вполголо- пзвольте — Господин Пушкин, встать на колени. Александр протестует: *— С какой же стати я один? Товарищи уговаривают пюпотои: — Мы с тобой станен. Александр, улыбнувшись: — А, коли так. Становится на колени. Половина лицеистов с шумом бу­ хается на колени вслед за нии. Фролов грозно оборачивается, бро­ вями делает знаки подскочившему Мейеру.^, Комовский начинает следующею молитву. Он в припадке благоче­ стия. Ничего пе видит, не слышит. — Господи, инсуссе хрипа, гыне божий, молитв ради пречистые твоей матери, преподобных и бого- восных отец наших и всех святых, помилуй нас, амнпь. Хор тянет: — Амииь. Мейер бегает между лицеи:тами, подымает то того, то другого, но те сновз бухаются па колени, как только он отойдет. Мейер поднимает Яковлева. — Вставайт, вставайт. Нельзя. — Почему? Я молюсь за госпотн- ва директора. За него иначе нельзя, бог не послушает. Нз коленях креп­ че будет. Комовский молится: — Слава тебе, боже, наш, слава тебе. Овятый боже, снятый боже, святый боже, помилуй нас. Хор тянет: — Помилуй нас, господи, поми­ луй нас. Комовский слышит, наконец, ка­ кой-то шум позади н оглядывается. Видит Александра, который вместо того, чтобы поять на коленях, сел на корточки и смеется. ••* Пушкин читает стихи. За его спиной — неподвижная масса блнпающих орденами н лента­ ми парадных мундиров, среди кото­ рых теряются скромные ({раки. Перед ним — красный пол с золотыми кистями. Н за столом, ря­ дом с графом Разумовским, Держа­ вин. Черные глаза Державина впи­ лись в молодого поэта’. Голова тихо качается в такт стиха. Звенит и дрожит голос Пушкина. Он читает последнюю строфу. 0, скальд России вдохновенный. Воспевший ратных проаный строй, В кругу друзей твоих, с душой воспламененной, Вепреми ца арфе золотой, Да снова стройный глас герою в честь прольется, И струны трепетны посыплют огонь в сердцз, И ратпик молодой вскипит и со­ дрогнется При звуках бранного певцз. *) Минута молчании. •) Стихи обращены и В. А. Жу­ ковскому, автору «Павца во стане русских воинов». Державин вскочил с юношеской резвостью, сдвинув кресло и толкнув графа Разумовского, бросился к Пушкину, поцеловал его в курчавую голову. Смеется и плачет. Музыка, музыкз-то. А-а? Каково? Спасибо, спасибо, голуб­ чик. Шаловливым, мальчишеским дви­ жением иазнул ладонью по курча­ вой голове л острый, смеющимся взглядом скользнул по парадным мундирам. — Слышали, господа? Поэт. Те­ перь и умереть можно. Вот вам вто­ рой Державин. Александр вдруг зарыдал, вырвал­ ся и. закрывши лицо, кинулся вое. Неселся Пушкин по лестнице вверх. За ним следом Дельвиг, Пущин, Кюхля. Бродит на площадке Комовский с постной миной. Поглядывает наверх. В конференц-зале, выпрямившись, стоит одиноко хмурый Фролов. * Александр Нушкин в гостиной у Чаадаева читает стихи, прислоняв­ шись к камину: Питомцы ветреной судьбы, Тираны чира, трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите. Восстаньте, падшие рабы! Неподвижен, как мраморное этва- яние, Чаадаев. Ввволнованы до слез присутствующие здесь Кюхля, Жан­ но, барон Дельвиг. Тут же несколь­ ко гусарских офицеров. Александр продолжает: Увы! Куда ни брошу взор. Везде бичи, везде железы. Законов гибельный позор, Пеэолж немощные слезы.. Вдруг останавливается. Забьи, как дальше. Сяваггнлся за голову, си­ лясь црясюиаить. Повторяет: Неволя немощные слепы... *** Лицеисты, обнявшись, идут пе парку. Поют прощальную песню, со- чилевну» бароном Дельвигом: Шесть лет промчались, как мечтанье, -В об’ягьях сладкой тишины, Б ух отечества призвание . FpeiMHT, нам: шествуйте, сыны! ‘ По шоссе мчится тройка. В та­ рантасе Александр, барон Жанио. Ькххля. Грезит песня: Друг на друге остановите Вы вэор с прощального слезой. Храните, о, друзья, храните Ту-ск дружбу с той же душой... По ухабистой, проселочной дороге тащитси крестьянская телега. На вещах сидит Натзлпа в платочке. Продолжается песня: То-ж к славе сильное стремленье, Tu-ж праще — да, неправде — нет, В несчастья — гордое терпенье, И в счастьп — всем равно привет. И снова тройка. Простимся, братья, руку в руку! 05кимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Выть может, здесь сроднила нас!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz