Полярная правда. 1937, февраль

Помещаемые здесь гравюоы JI. Нижинского в з я т ы аз альбо­ м а .Пушкинское м е с т а ', вы пу ­ скаемого Л енго слати зда том . Сверху слева—вид на Тригорское, справа—село Михайловское, два озера; внизу слева — Трагорское. справа —село Михайловское, ле ­ систый холм. В О С П О М И Н А Н И Я /. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Это било года три спустя после роне листа было по восьми колонок, пятидесятилетия со дня смерти А па них — стихи. Собрал листы, Пушкина, когха я ухе умел читать, подобрал по страницам, перегнал — Приносил из мелочной Ядвлчкн получилась книжка, без начала я хлеб, завернутый в листы печиной без конпа, по очень интересная, бумага. От бумага сильно плхло Это была, кажется, йс-рьац ~~И" типографской краской, печать в не- жка. Это были стихи Пушкина в которых местах была сдвоеза. Это дешевом издании Суворина, нзддн- были дефектные листы книга— маку- ные к 50-летию его смерти в 1887 латура, которую типография продала году. Так состоялось первое мое зна- лавочве ка обертку. На каждой сто* , комство с Пушкиным. II. „ Н а р о дный п р а з д н и к и Путпкжн глубоко вошел в . ныл весь Невский проспект, будннч- хизнь и стал свечным спутником» в Еб 1 . 1 юди, у которых жизнь шла не совсем обычным путем, которым образование приходилось получать П О С Л А Н И Е . Погиб поят, невольник чести...' Лермонтов. Поят, м ечтатель гражданин. Питомец дивного Парнаса, Как рано оборвались дни , Как рано жизнь твоя угасла. 7 ы ждал: по пманию царяи Над дикой сумрачной Россией В з й д е т счастливая заря И будет жизнь мечты. - красивей. И обездоленный народ , Так долю жаждущий свободы С тряхнет оков тяж елы х ‘ гнет, Припомня роковые годы. Ты видел грозовые дни. Декабрь на площади сенатской, Но полыхание зари Не мог увидеть друг парнасский Тревожно дни твои текли Царевы „доблестные? роты Твоих товарищей вели , В т*>рьму , Сибирь , на эшафоты Н а мысли и дела людей Давила т я ж е с т ь произвола ’ И коронованный злодей • Бездарный пасынок престола, Он жизнь поэта оборвал Своею черной жаждой мести И пал , сраженный .наповал, Уснул на век „ невольник * чести". Ты пал затравленный поэт В глухую пору лиходейства „ В руке не дрогнул пистолет “ • Великосветского гвардейца Нок ж ал ь , ч то н шиг. ярких дней. Не знаешь ты , чудесный гений , Ты б пел о Родине своей , О радостях ее людей И о счастливом поколеньи . А . Ф РАНЦ УЗОВ . БИБЛИОТЕКА П О З Т А Тысяча людей ежедневно прмхо- комятся с биографией великою по­ эта. В первом зале хранится подлип- Проф. Л. ПУМПЯНСКИЙ Б о а д и н с к а я --- — ОСЕНЬ В О С П О М И Н А н и я III. Д В Е С Т Р О К И пая публика, идущая по проспек­ ту... Остановился у книжного магази­ на, поглядел, как лиса па виноград, не в школах, а в ут»х подзалоз и на выставленные в витрине книги чердаков урывками, тайно от «хо- Пушкина, полюбовался через окро зяев», такие люди часто свое ебра- магазина Даунаро на картину Ай- зованпе начинали с литературы. Лп- вазовского сПушкнн в Гурзуфе», тература открывала глаза на мир, купил на единственный пятачок . Дят в Институт литературы (Пуш- рзеширяла горизонты, давала силь- сПетербургскую газету» с Пушкин- кннскии дом) в Ленинграде и зна- пейший толчок развитию. 1 скнм приложением и в глубоком ра- Такяе «поди любили литер 4 тур%', зочарованнн вернулся домой. -_____ ___- , лвт- л ^ тт1 ; В ближайшее воскресенье, 30 любим писателей, дмгие ДЫ ^ в разных концах Петербурга ная библиотека А. С. Пушкина, пе холились под обаянием того или устрливамсь пушкинские «народ- веданная Академии Паук в 1900 г. другого великого человека. ! пш>гулянья». В Петровском парке его сьшом Александром Александром- ...Когда собирались праздновать (ныне стадион нм. Ленина) было од- чем. Эти книги с потускневшими, от гтолетие со дня рождения Йушкнна, до го таких гуляний. Устраивало времени переплетами были евндете- в 1899 году, петербургские гнеты его «попечительство е народной -аямн последнего периода жизни пое­ нного писали о предстоящих праад- трезвости». та- Плотно поставленные — корешок нествах. Обещали торжества, иллю- Убогая «открытая сцена», ряд к корешку, они заполняют 8 боль- мннацин, «народные гуляпья*. Я с скамеек перед пей, несколько сотен пгих шкафов и говорят об огромной тротом ждал этого празднепв*. зрителей на этих скамейках. На эрудиции их хозяина. Более.трех ты- Хотелось посмотреть па них, купить сцене ставится пушкинский спек- сяч книг, полторы тысячи назва- пзеты на память (о книгах иелыя такль. Артисты — горемычная пуб- вин. Г»ыло думать: я работал бесплатно н лика, работающая за 30— 40 руб- В лицее Пушкин поразил своих денег не шмел). лей в месяц, полуголодный люд, иг- сьирстников блестящим знанием И вот наступил торжествлпый раюгций все «что прикажут». За не- французской литературы. Он пре- д^нь — 26 мая <7 июня) 189‘J го- ДСлЮ перед этим на этой сцене они краюно влааел французским языком, да. Так я рвался посмотреть, что играли глупую антисемитскую «пн* читал в подлинниках Корнеля, Днд- улаетсв на улицах Петербурга в термедию» «Паулина виновата* ро, Вольтера. Увлекаясь Байроном п ;*тот, как я тогда думал, великий Теперь они «играют» что-то и? позже пьесами Шекспира, Пушкин в -ень. Но я тогда был маленький Пушкина. Я помню только «апофе- зрелом воюете изучает английский ученик в мастерской, я яо имел оз»: один из артистов, который за язык. права распоряжаться своим време- неделю перед этим, коверкая рус- Большая часть русских книг в нем ни в какое время суток. А в ский язык, выступал корифеем в библиотеке указывает на огромный тог день еще нужно было иереки- «Паулине», изображал Пушкина, интерес Пушкина к истории. Тут — ,.;т . и сложить три сажени дров р ! окруженного героями его произведе- «Деяния Петра Великого», «Лето- лодвальком езра*. Вое таки удалось нин. Он декламировал: «Я памятник пись Полтавской баталии», «Псто- вырваться. ! себе воздвиг нерукотворный...». Как рил Карамзина». «Древняя библио- В газетах тогда писали, что го- ‘-бы пи было исполнено, но апофеоз тека», «Памятник событий» и много рс.дская дума будет центром о'якст- и стихи Пушкина, прочитанные ста- других. пенных празднеств. Побежал с ней. риком-артпетом, произвели хорошее известно, как Пушкин работал Погода была дождливая, серзя. При- впечатление на публику... наз языком, анализируя почти каж- йежал к думе — ищу, в детской : Опустился занавес. Походила пуб- дое слово. Он имеет у себя церков- паивнвети, «торжеств)». Тщетно лика но дорожкам папка, погрызла иые словари и Словарь Академии ищу. Ничего нет, болтаются на ду- подсолнухов, посмотрела на пап- российской. Прекрасно зная бедность мс несколько намокших трехцветпых томичу па озере и разошлась по до- их, он шутливо пишет: флагов, остальное все буднично: нам. «Народное пушкинское торже- , ... По панталоны, фрак, жилет «УД иечны ! Г'хтивньгй двор, оуднич- 1гтво)» было закончен^. I Всех этих слов на русском нет. '^го было накануне 1905 года, в Петербурге, в доме предварительного заключения. Библиотека этого «до­ ма» была... одной из лучших в Пе­ тербурге. Многие ил сидевших поли­ тических заключенных оставляли свои книги. Так за четверть века су­ ществования тюрьмы создалась хо­ рошая библиотека... Передо иной книга Пьшииа «Об­ щественные движения при Александ­ ре I» . Описывая массонскую ложу «Астрея», актор упомннзег, что чле­ нами этой ложи были такие выдаю­ щиеся люди, как Грибоедов и Чаада­ ев а тут же приводит известные сти­ хи из послания Пушкина к Чаадае­ ву: ... Пока свободою горим, ’ Пока сердца для дела живы. Мои друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, ЗСвезда пленительного счастья, — Госсил вепрянет ото сна..^ На этом стихотворение обрывалось. Заключительные две строки царская цензура упорно, на протяжении мно­ гих десятилетий, вычеркивала. Ре­ волюционный читатель не ног ми­ риться с этим. Оп восстанавливал уничтоженные цензурой строки. ... И на обломках самовластья Напишут наши имена — подписывал он в книге каранда­ шом внизу напечатанных строк. Но цензура была и в тюремной библио­ теке, и она не дремала: эти иаписан- ные строки она тщательно стирала. Новый читатель опять писал, нз этот раз чернилами: II на обломках самовластья Напишут наши имена. Цензура на этот раз соскабливала ножом эти страшные строки... Под строками уже не было места, — оно было протерто до дыры. Но следую­ щий читатель, как и предыдущий, не мог терпеть такого поругания и вновь восстанавливал две попранных цензурой пушкинских строки, на этот раз надписывая их сбоку, на полях книги. Цензура опять унич­ тожала нх. Новый читатель опять писал. П страница книги казалась полем битвы -двух j-порных врагов. Читатель - революционер в конце концов победил. Когда страница бы­ ла уже искалечена настолько, что негде было писать, читатель - рево­ люционер прибег к испытанному способу: незаметными цензуре точка­ ми под буквами текста, следующего за стихом, он пометил: П на обломках самовластья Нашншут наши имена. Так были восстановлены эти две пророческих строки Пушкина, нена­ вистные самовластью и дорогие ре­ волюции. IV. MEC l b САМОДЕРЖАВИЯ Петербург, Мойка 12, дом князя ; Вяземского. В этом доме умер Пуш- 1 кин. В этом доме много лет помеща­ лось петербургское охранное отде- ' ленне. Говорили, что оно помещалось в тех же комнатах, где жил Пуш* : кин. В марте 1905 года мне пришлось бьггь в «доме Пушкина» за получе­ нием отобранных при аресте доку­ ментов. «Публику» принимали не с парадного под’езда, а со двора, с «черного хода». Высокие комнаты, белые стены, белый потолок, боль­ шие двери с матовыми стеклами, большой канцелярский стол посереди­ не стулья. Посетитель на бланочке должен был написать, кто он и что «лроент». Благообразные (специаль­ но подобранные для публики) чинов­ ники отбирали бланочки и уходили куда-то во «внутренние апартамен­ ты», может быть действительно ту­ да, где умер Пушкин: оттуда через некоторое время возвращались с от­ ветом. С некоторыми дело проходило гадко, некоторые посетители руга­ лись. Эго в приемной. А в других ком­ натах «дома Пушкина» шла другая «текущая работа», тогда невидимая для публики, но теперь хорошо из­ вестная: там принимали донесения шпионов, вербовали провокаторос, составляли планы слежки и т. п. Самодержавие жестоко мстило Пушкину: в месте, где он умер,->но поместило одно из гауеяейчхих уч­ реждений своего гнусного режима. В. КОНДРАТЬЕВ. Второе предложение Пушкина На­ талье Николаевне Гончаровой было принято. Поэту пришлось подумать об устройстве своих имущественных дел. Этим и об’яспяется поездка в село Болдино, Нижегородской губер­ нии, принадлежавшее Пушкину по отцовской линии. Собирался он про­ был, в Болдине недолго и взял с со­ бой всего лишь несколько книг. Но обстоятельства сложились так, что Пушкину пришлось в Болдпт* провтн целых три месяца (сен­ тябрь, октябрь, ноябрь 1SIJ0 г.). 06’- явлен был холерный карантин (неле­ пая мера, нисколько по препятствую­ щая распространению эпидемии и только морившая путешественников, которых останавливали на всех поч­ ти ьгх станциях). Все попытки Пушкина прорваться через карантин, остались безуспеш­ ными. Пришлось покориться, н Пуш­ кин нашел выход в напряженной ра­ боте. Чем об'яспяется небывалая в ми­ ровой литературе продуктивность болдинской осени? За каких-нибудь три месяца написаны: V III, IX и X главы «Евгения Онегина» (по перво­ начал!,пому плану), четыре так на­ зываемых маленьких трагедии («Ску­ пой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», сПир во вре­ мя чумы»), пять «Повестей Белки- па», «История села Горюхина, пер­ воначально задуманная как шестая повесть Белкина, и близкий по типу к повестям Белкина, стихотворный рассказ «Домик в Коломне», а так­ же ряд лирических стихотворений и журнальных заметок. В Болдине произошло впервые си­ стематическое обращение Пушкина к прозе. В двадцатые годы Пушкин, прежде всего, стихотворный поэт. В прозе, если не считать писем, днев­ ников, заметок, был написан только неоконченный роман «Арап Петра Великого». Здесь же повестями Бел­ кина Пушкин начинает свой пере­ ход к прозе. Что он означает? Поче­ му .в 20-ые годы девять десятых ра­ боты Пушкина падает па стихи, а в тридцатые годы стихи яьно отступа­ ют па второе место? Замечательная черта: в России, до Пушкина, роман разрабатывался пи­ сателями отчетливо не дворянскими: в XV III веке irx 'зиалг^и^татрашг тыми (Чулков, Комаров и др.), а во время Пушкина, не Баратынский, не Вяземский, не Жуковский, не дЕорянская литературная группа, & такие типично-мещанские писатели, как украинец Нарежньй или Заго­ скин, заняты были разработкой ро­ мана бытового, нравоописательного, исторического. Пушкин все это ви­ дел и прекрасно понимал две вещи: во-первых, закономерность шцема прозы во всей Европе и во-вторых, малоквалифицированную и часто ре- акционпо-мещапскую вульгарность русского романа. Он сознательно хо­ чет вырвать из рук Загоскиных н Булгариных инициативу и показать образцы серьезной художественной прозы. Белкин — скромный, провинци­ альный человек. Впервые у Пушки­ на появляется такой герой. С такой теплотой изображены его трогатель­ ные в своей наивности, попытки стать литератором! Ка-кое уважение к простой, незатейливой жизни скром­ ного, ничем не видного, человека! Эта моральная демократизация пуш­ кинского творчества составляет одну из главных черт болдинской осени. «Повести Белкина» распадаются на две группы. «Барышня крестьян­ ка» представляет тонкую пародию аз старо-дворянскую литературу; два рода разделены давней наследствен­ ной враждой, по дети !шлюбили друг Друга, не взирая па родовую распрю. Что может быть «феодальпее», чем эта тема? Вспомним Ромео и Юлию у Шекспира! Но пародия Пушкина так тгцка, что читатель все время дви­ жется по гребню узкого водораздела между серьезным и ироническим от­ ношением в изображаемому. Такую же полу-пародию на модную тогда в беллетристике офицерско-прнключсн- ческую повесть представляет «Ме­ тель». Очевидно, весь арсенал дво­ рянской тематики представляет для Пушкина нечто чужое, к чему оп может отнестись уже со стороны. Вторую группу повестей составля­ ет «Станционный смотритель» и «Гробовщик». С каким серьезным внимательным уважением рассказана страшная драма, которая свела ста­ рика-смотрителя в могилу! В «Гробовщике» Пушкин перный в русской литературе за несколько лет до «Петербургских повестей* Гоголя н за 15 лет до так называе­ мой натуральной школы 1840 юдов 'Некрасов, ранний Достоевский и др.), изображает мир московских ре- меслеагников. Принципиально новым явлением в драматургии Пушкина были и «с- гыро болдипскнх трагедии. За пзть лет до того в геле Михайловском на­ писан был «Борис Годунов». Напе­ чатан. его не удалось; заказанная 3-м отделенном (охранкой) негодяи Булгарину негласная 1 «ецеи:шя га «Бориса Годунова» представлена бы­ ла царю, который, как мы теперь точно знаем, трагедию Пушкина сам не читал, а только резюмировал статью Булгарина в своей знамени­ той пометке, дерско советовавшей Пушкину превратит!, трагедию в и* горическнн роман. Совет царя рав­ нялся запрету. Шесть лет первая русская национальная, историческая трагедия не увидела света. Удар был громадный. Между тем Пушкин сам во многом уже не удовлетворился сроим Борисом, где шекашровское сгободное изображение исторической борьбы было еще связано с традици­ ей классического театра: образ Бори­ са построен на одиой теме: незакон­ ное «похищеине престола и муки со­ вести убийцы царевича Димитрия». Теперь Пушкин поставил перед со­ бой задачу: как создать психологи­ ческую драму? Как изобразить в* всех оггежка 1 поступки г**роя, охва­ ченного какой-нибудь страстью. Эта приводит Пушкина (как драматурга впервые) к вопросу о страсти, т. е., в сущности, к вопросу о типе. Но стрзстей немного, п основные давно были изображены в мировой •драматургии. Следовательно, пробле­ ма типа неизбежно приводит Пушкин •на к состязанию с гигантами мнрв- вого театра. У Мольера скупость отца доводит сына до непависти; эту основную ситуацию Пушкин в «Скупом рыца­ ре» сохраняет, но победа его над Мольером заключается в том, что вместо универсального «скупого», одинакового во все прошлые века ■ у всех народов, Пушкин берет коней средневековья, начало процесса пер­ воначального накопления капитала, когда я рыцзрь становился ростов­ щиком. Далее зависть. Тоже тема, неодно­ кратно разрабатывающаяся в миро­ вой драматургии. Пушкин и здесь дает свое решение вопроса, изобра­ жая зависть— особую зависть талант­ ливого Сальери к гениальному Мо- парту. В «Каменном госте» тоже ми- ■рее*» тешл ---- цоа-жуанязкА. Вое эти три трагедии объединены, кроме того, еще одной прочной связью. «Окупой рыцарь», как мы ви­ дели, безмолвно ссылается па Молье­ ра, «-Каменныйгость» тоже нз Молье­ ра. (у которого есть свой «Дон-Жу­ ан»), но также и нз Моцарта (опера «Дон-Жуан»). А оам Моцарт являет­ ся героем третьей трагедии «Моцарт и Сальери». Этим подтверждается единство всей болдинской драматур­ гии. • . Оставшаяся незаконченным отрыв­ ком, Пушкиным при жизни не напе­ чатанная и только потом извлеченная чиз черновиков «История села Горю- хннз», несмотря на отрывочную краткость, представляет одно из са­ мых важных по литературной влия­ тельности произведений Пушкина. Вопрос о крепостном праве, как национальном позоре России i ос­ новном препятствии к ее историче­ скому развитию, был для Пушкина не новым. Уже давно, в Петербурге, после лицея, под влиянием идей Тургенева и других декабристов, Пушкин стал убежденным и страст­ ным противником крепостного права. Со времени опальной книги Ради­ щева не было в русской литературе более глубокого слом о крепостном праве, чем давняя пушкинская «Де­ ревня» (1819 г.). Но одно нз произведений болдин­ ской осени погибло для нас безвоз­ вратно — это X .глава «Евгения Онегина», в которой Онегин должен быть изображен в среде декабри­ стов. Написав эту главу, Пушкин ее немедленно сжег и только отрывки, тщательно нм зашифрованные, слу­ чайно дошли до нас. Эгз «отеря не­ вознаградима. Разоблаченный в по­ следнем об'ясненин с Татьяной (в бывшей IX , потом ставшей V III гла­ ве) Онегин должен был, по первона­ чальному плану, подвергнуться окон­ чательному политическому разобла­ чению в истории своих отношений к декабристам. Цензурная немыелнмость X главы привела к ломке всего романа; эта ломка падает на ту же болдннскую осень, которая, следовательно, за­ вершила семнлетнюю работу Пушки­ на над величайшим романом, в лице Онегина, разоблачающим отор­ ванность замкнутой дворянской культуры от новых потребностей на­ ционального развития России. Таковы итоги этой, поистине. бес­ смертной болдинской осени. Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz