Полярная правда. 1937, декабрь

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ МОРЯКОВ ТРАУЛЕРА „КИРОВ" Моряка стахановского траулера «Киров» собрались 22 декабря на общее собрание. На повестке дня стояли вопроси: о плане на 1938 год е о проведении сталинского ме­ сячника стахановских рекордов. 42,3 тысячи центнеров рыбыдол жен дать траулер «Киров» в первом году третьей пятилетки. Деловито, тщательно вникая в каждую деталь, обсудили моряки этот план. Лучшие стахановцы траулера выдыинули предложение выполнить план к 1 ав­ густа 1938 года. Опыт второго ста­ хановского года я сталинской дека­ ды нногому научили кировцев. Команда овладела счоим делом, до­ билась большой слаженностии четко­ сти в работе. Последний сталинский рейс завершен блестяще. Н обсудив обращение стахановцев города Моск­ вы и Московской области, команда траулера «Киров» единодушно вклю­ чилась в сталинский месячник и об­ ратилась с призывом ко воем моря­ кам флота. Ноже мы помещаем выступления на митинге и обращение ко всем морякам тралфлота. Боевое поручение коллективу судоверфи Тов. КУЧУМОВ (матрос) — 42 тысячи центнеров улова на 1938 год для нас не предел. Рабо­ тать научились теперь хорошо. Надо только командованию позаботиться о закрепления кадров. Наше судно пе­ редовое во флоте, но и нам надо по- настоящему поработать над укрепле­ нием трудовой дисциплины. Тов. ясташ кин (второй механик) — Я скажу о работе машинной команды. Работали не плохо, будем работать еще лучше. Пар всегдадер­ жим на 'MaipKe. Обороты винта дадим такие, какие потребует капитан. Тов. СЕМЕНОВ (помполит) — Надо учесть все недочеты, ка­ кие были у нас в работе. Не секрет, что и у нас были заверти трала. Не­ которые моряки небрежно относились к своим обязанностям. Теперь превосходно все знают свое дело, последний сталинский рейс все работала на редкость дружно н ор­ ганизованно. Каждый должен всякую замеченную лм ненормальность в ра­ боте устранять сразу же. Об’явим первый рейс нового ста­ хановского года сталинским рейсом. Покажем еще лучшие образцы рабо­ ты, чтобы 1938 год был годом вы­ сокого производственного под’ема. Тов. СТРЕЛЬБИЦКИЙ 1 (капитан) — Скажу, не скрывая: вначале я опасался, что мне, молодому капита­ ну, трудно будет руководить самым передовым кораблем флота. Но коман­ да оказалась дружной и быстро су­ мела устранить имевшиеся недостат­ ки. А недостатки были. Например, когда осенью началасьбольшая рвань тралов, оказалось, что мало кто уме­ ет их чинить. Надо было принять все меры, чтобы все научнлись это­ му делу. Сейчас почти вся команда занимается чинкой тралового снаря­ жения. О кадрах позаботимся заранее. И когда матрос, хорошо поработает— спокойно может отдохнуть: — нз его место встанет • также квалифициро­ ванный работник. Тов. САФОНОВ (матрос) — Если мы будем работать так же дружно, как работали в прошлом и этом году, с еще шире развернем соцсоревнование, то 'тогда мы вы­ полним эти 42 тысячи центнеров к 1 сентября. Мы теперь должны ра­ ботать еще лучше и мы смело мо­ жем взять на себя обязательство: выполнить этот план к 1 августа. Народный комиссар пищевой про­ мышленности тов. А. И. Микоян поручил судоверфи освоение нового стального тралового судостроения. Это будет еще одна славная страни­ ца социалистического строител!.ства ( на Крайнем Севере. В августе 1938 года мы должны спустить со стапелей первыо два корабля. На-днях мы уже закладыва­ ем первый корабль. Сразу же после спуска нз воду этих двух траулеров начнем строи­ тельство еще двух других. Заданием наркома паше предприя­ тие превращается из ремонтного за­ вода в судостроительную верфь. Нет ничего более’ почетного для каждого партийного и непартийного большевика верфи, как беззаветной работой обеспечить выполнение это­ го ответственного задапня партии н правительства. Все возможности у нас для этого есть, необходимо их полностью использовать. Нужно, чтобы весь коллектив судоверфи проникся сознанием от-' ветсгвепностп, которая на нас воз­ ложена. Надо обеспечить большеви­ стское руководство судостроением по *всем отделам и цехам верфи, тща­ тельно подобрать кадры людей, а кадры эти у нао есть. Борьба за быстрый и высококачественный ре­ монт кораблей воспитала в нашем коллективе немало прекрасных ста­ хановцев — рабочих и командиров производства, способных организа­ торов, до конца преданных своей Родине. Приказ тов. Микояна открывает новые большие возможности для широкого размаха инженерно-техни­ ческой мысли, для развития рацио­ нализации и изобретательства. Большая роль в борьбе за успеш­ ное освоение нового судостроения | принадлежит комсомолу, инициатору многих замечательных дед. Почему * * • -<г* *- В конце собрания принимается резолюция, в которой моряки трауле­ ра «Киров» заявляют: «Воодушевленные блестящей побе­ дой блока коммунистов с беспартий­ ными на выборах в Верховный Со­ вет СССР, имея значительный опыт последнего сталинского рейса стаха­ новских рекордов, мы, моряки трау­ лера «Киров», вое, как один, готовы z новым производственным победам. План 1938 года в 42,3 тысячи цен­ тнеров мы обязуемся выполнить к 1 августа. Первый месяц третьего стахановского года об’являем сталин­ ским месяцем стахановских уловов. Мы обязуемся в этот месяц дать го­ сударству высококачественной про­ дукции больше, чем дали в январе и декабре 1937 года. С еще большим под’емом развернем социалистическое соревнование между вахтзми. Включаясь в сталинский месячник стахановских рекордов н обязуясь весь год работать по-стахановски, мы обращаемся к управлению тралового флотас требованием обеспечить нага корабль бесперебойным промысловым снабжением. Вызываем на социалистическое со­ ревнование команду РТ «Двина». Обращаемся ко всем морякам тра­ лового флота с предложением после­ довать нашему примеру и включить­ ся в сталинский месячник стаханов­ ских рекордов. По поручению общего собрания: напитан СТРЕЛЬБИЦКИЙ, пом­ полит СЕМЕНОВ, предсудкома САФОНОВ. бы комсомольской организации Мур­ манска пе взять шефство над этим важным участком работы, глубоко продумав вопросы конкретной помо­ щи судостроителям? Мы будем закладывать корабли на новых стапелях. Строительство стапелей ведет Мурпнщестрой. Но ведет он ото дело плохо, что ставит под угрозу срыва своевременную за­ кладку судов. Стахановцы — ра- , бочне и ипжеперы Мурпищестроя— обязаны мобилизовать все свои силы m го, чтобы немедленно сдать ста- | пеля в експлоатацию. Мурпищестрой дол;кеп решительно улучшить все работы по реконструкции, осущест- I вляемые в связи с освоением н внедрением нового траулеростроения. Помимо закладки и постройки но­ вых судов, нам дано задание до­ строить прибывающие из Ленинграда . корпуса пяти траулеров. Три из них уже прибыли. ввиду отсутствия причалов они находятся на «чужой территории», и -приступить непо- | средсгвенно к их достройке затруд- ! нительно. Необходимо в самое бли­ жайшее время поставить эти трауле­ ры у причала верфи. Надосейчасже добиться обеспечения этих судов всеми главными и вспомогательными механизмами. Впервые в Заполярье мы присту­ паем к строительству траулеров. Эта ответственная работа совпадаетс началом нового, хозяйственного года, с проведением сталинского месячни­ ка стахановских рекордов. И коллек­ тив работников судоверфи, вооду­ шевленный доверием партии и пра­ вительства, с первых же дней стро­ ительства судов должен показать образцы высокой производительности труда, с честью выполнить боевое и ответственное задание. Инж. Л. ЦЫБУЛЬСКИЙ. З а п у щ е н н о е х о з я й с т в о Строительство Судоремонтного за­ вода Севморпути располагает боль­ шим железнодорожным хозяйством. Сейчас это хозяйство запущено до крайности. i Ноябрьский план перевозок вы­ полнен на 70 npou. П в декабре по­ ложение остается без перемен. Об’ясняется это отнюдьне нехваткой грузов, порожняка нлп паровозов, а исключительно скверной организа­ цией работы и неумелым использо­ ванием паровозного парка. В ноябре паровозы в среднем были загружены на 52 процента. Трудовая диенрплнна расшатана. Борьба с авариями но ведется. За два месяца имели место два столкно­ вения составов. Последний раз столк­ новение произошло па стрелке под 141 экскаватор: было разбито 11 думпкаров, паровоз вышел из строя. Причина этой аварии та, что руко­ водители станции не побеспокоились поставить замок у стрелки. Электро­ светофоры на главных путях стро­ ительства не установлены. На рабо­ ту стрелочниками принимаются слу­ чайные люди; людей ле знающих элементарные правила сигнализации, допускают руководить постами. Ремонт и промывка паровозов ор­ ганизованы плохо. График не соблю­ дается. Машины часами простаивают в ожидании промывки. 17 декабря, например, паровоз № 1 ожидал своей очереди около 3 часов. Этот же паровоз в ноябре был выпущен вз ремонта с крупными дефектами. Закрепления паровозов за брига­ дами нет. А следствием обезлички является плохой уход за машинами. Начальник станции Гапаненок, сознательно разваливавший работу железнодорожного транспорта строи­ тельства, привлечен к ответствен­ ности. Однако положение выправ­ ляется очень медленно. Начальник депо Марченко и мастер Демченко пе обращают внимания на все эти безобразия. Н. МАРКИН — машинист депо СРЗ Севморпути. Нравы и обычаи — Выселить! — коротко изрек Соколов и многозначительным же­ стом дал понять, что разговор исчер­ пан. Это было 11 декабря в гостинице «Арктика». Директор сего учрежде­ ния Соколов, человек,сурового скла­ да, решил проявить свои администра­ торские навыки. — Выселить так выселить, — по­ думал про себя портье Веселов,—мое дело маленькое, знай выполняй рас­ поряжения начальника. Исходя из этих обывательских обычаев, Веселов вызвал 4-х чело­ век, проживающих в гостинице и, мягко выражаясь, предложил им очистить помещение. — Извольте выбыть в течение двух днёй... — Позвольте, но куда? — А это уж нас не касается... Дальнейшие уговоры были беспо­ лезны. Портье имел грозную дирек­ тиву начальника. Ну^но сказать, что все эти четыре человека, под­ лежавшие выселению, работают на предприятиях Рыбокомбината и име­ ют полное право на жилплощадь. Но Соколов, пренебрегая всем и вся, твердо стоял на своем— выселить! И вот наступил последний срок, установленный директором гостини­ цы. События развивались так: портье отказался выдать ключи от номеров. Через полчаса подлежащие «выбытию», но еще не «выбывшие» жильцы принесли распоряжение председателя Горсовета впустить их в номера. — Не подчиняюсь, у пеня одно начальство — Соколов, — ответил портье Веселов. Еще через полчаса в гостиницу звонит начальник милиции т. Хит- ров и рекомендует выдать ключи. Веселов попрежнему «стоек инепоко­ лебим»: — Никого не признаю, . только своего директора... И лишь через два часа поступило благосклонное распоряжение «на­ чальника» выдать ключи. Хорошо, что дело окончилось так, а ведь финал этой истории мог быть столь же печальным, как и для Му­ равьева, о котором мы писали 17 декабря в статье под заголовком «Возмутительное издевательство». Но Соколову вое сходит с рук. Ничто не может потр^&шть его "в хоть в ' какой-нибудь <степени по­ влиять на строптивость «ндрава». И работников он подбирает, подстать себе. Вот хотя бы Кириллова... ----- Не так Хавно она являлась стар­ шим портье. ‘ Грубость и хамство были излюбленным «стилем» ее ра­ боты, единственным методом в обра­ щении с людьми. За это ее понизили в «чине»— сделали дежурнойпортье. Стахановцы\омплексной бригады Мурманского паровозного депо тт. Калабухов, Коломеец и Мельник ремонтируют паровоз. Кириллова— кандидат ВКП(б), имеет ряд партийных взысканий, но все это не оказывает никакого воз­ действия на своенравную вортье, 'Синеок всех этих безобразии мож­ но дополнить еще одним фактом: в Мурманск приезжает в командировку ревизор областного финансового от­ дела Серенков.- Он идет ь гостиницу. Номер? Пожалуйста. ‘ Ц вот Серенков вкушает все «пре­ лести» гостиничного бытия— шум в коридорах до поздней ночи, грубость дежурных, грязь в комнатах'дли умывания. Но все это меркнет^ те­ ряется, становится незаметным, когда • е один прекрасный день Серенрьу говорят: ,. — Сегодня бы в номере не' но­ чуете... ‘.ч% — !?!?.. • — Да, да, не ночуете. Вы..жи­ вете у нас больше 16 дней, а.еще не внесли трехдяевной платы вперед и отказываетесь от оплаты номера в двойном размере. Напрасны были просьбы отсро­ чить уплату надбавки до получения дополнительного азанса из Ленин­ града. Директор гостиницы Соколов приказал ключ от номера не давать и Серенков вынужден был в неров­ ную ночь искать себе крова по го- Р°ДУ- Имеют хождение в гостинице, так называемые, правила внутреннего распорядка, своеобразный с^)д*пра­ вил поведения жильцов. Здеё$ всо строго регламентировано и детально расписано. Но чем больше их чи­ таешь, тем сильнее недоумение к возмущение. В самом деле, кто дал прабо ад­ министрация гостиницы во всех слу­ чаях взимать двойную плату за но­ мера? Ни в одном законе, действую­ щем сейчас, нет подобных указаний- Это своеобразный продукт местного творчества, противоречащий tправи­ тельственному постановлению »0 ко­ мандировках 1 постановлений СНК РСФСР об упорядочении хозяйства гостинец. Небезынтересная •деталь: Соколов тоже проживает в гостинице «Арктикугля» в платит за жилпло­ щадь в обычном размере. Удивитель­ но, но факт! В каком законе указано, что нужно требовать плату за прожива­ ние в гостинице за трв дня вперед, хотя бы приезжай намеревался оста­ новиться здесь только яа о|ин день? Нигде нет таких указаний, но в «Арктике»^поступают именно так. -«Праьвла» внутреннего распоряд­ ка действуют .с- *1М4 годv fle пора ли их коренным образом ферелю- Треть. А заодно» пора пересмотреть нравы в обычая работников гости­ ницы. V ' ' - . ’ ■ Б. АБОВ. 31 ДИСЦИПЛИНУ УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ! На улицах вашего города, осо­ бенно центральных, часто ножно увидеть следующую картину: стре­ мительно несется машина, а сзади, приценившись к кузову ее, на своеобразном буксире мчатся юные конькобежцы и лыжники. Долго ли до несчастного случая! Это видят постовые милиционеры и проходящие граждане. Но почему- то никто не считает обязательным остановить автомашину в принять меры к предотвращению несчастного случая. Органы милиции должны,усилить борьбу за уличную дисциплину, привлекать к втветственнрстрродите­ лей, оставляющих своих детей без надзора. ШЕМЯКИН, СОЛДАТЕНКОВ, САНИЦКИЙ, СЕРГЕЕВА и др. Рыбный Всего лишь 7 дней отделяют нас от нового, 1938 года, первого года третьей сталинской пятилетки. Вся паша великая страна от края и до края переживает радостные п волнующие события. Огромный по­ литический и трудовой подем в массах, вызванный блестящей побе­ дой сталинского блока коммунистов и беспартийных на выборах в Верхов­ ный Совет СССР, с каждым днем все крепнет н нарастает. Трудящиеся рыбной промышлен­ ности Мурмана горячо откликнулись на призыв стахановцев Москвы и Московской области. Морякп трал- флота, рабочие л работницы судоре­ монтного завода п Рыбокомбината единодушно решплп продлпть сталин­ скую декаду до конца декабря, а январь сделать сталинским месяцем стахановских рекордов. — 1938 год превратим в год вы­ сокой производительности социали­ стического труда! — такте голос, таковы стремления всего парода. Задача всех нашпх командиров производства, всех пиженерно-техпн- чеекпх работников заключается в том. чтобы возглавить этот новый производственный под’ем, сделать так. чтоГ'Ы каждый рабочий пионом промышленности Мурмана знал, за что он будет бороться в 1938 готу и в сталинском месячнике стахапов- ских рекордов. В цехах завотв. на кораблях надо начать широтой вя<тп. вое обсуждение производственных Мурман ) планов на 1938 год с тем, чтобы выявить новые возможности и резер­ вы для увеличения производитель­ ности труда, с тем, чтобы все пред­ приятия с первого же дня нового года начали работать по-стахановски, выполняя н перевыполняя ежесу­ точные производственные задания. Перед трудящимися Мурманского рыбного бассейна в первом году тре­ тьей пятилетки стоят исключитель­ но большие и ответственные задачи. Траловый флот должен дать стране 2.285 тысяч центнеров высококаче­ ственной рыбы. Это примерно на 200 тысяч центперов больше, чем в нынешнем году. ‘ Моряки морлова должны выловить 75 тысяч центне­ ров, запорное хозяйство — 30 ты­ сяч, рефрижератор «Комсомолец Арктики» — 10 тысяч центнеров п кроме того запланирована добыча сельди в запорах в 100 тысяч цент­ перов. Та-кпм образом, все гословец- кне суда Мурманрыбы должны выло­ вить в 1938 году не меилпе 2.500 тысяч центнеров рыбы. Лред рыбо­ ловецкими колхозами Мурмана стоит задача—довести добычу рыбы до230 тысяч пентнеров, не счпггя вылова сельди в запорах. Составляя план на 1938 год по траловому флоту, мы тщательно учи­ тывали техническое состояние и мощность каждого корабля, пткяячв- '»•»»*!. от огульного и произвольного •'тганттговапия». бывшего впрошлом го ту. Технические нормативы между- i 1938 Г; рейсовой стоянки судов давно уже пора уплотнить. Для импортных су­ дов в летний период вместо 51/г су­ ток устанавливается 4V* суток, а в зимний период 5 суток. Для отече­ ственных судов междурейсовая сто­ янка определена планом в 5 суток. Для того, чтобы полностью обес­ печить выполнение п перевыполне­ ние этого плана нам уже сейчас не­ обходимо взяться за механизацию рыбообработки на траулерах. И прежде всего освоить имеющиеся у нас клипфискные машины, которые вот уже несколько лет лежат п ржавеют на складах. Пнженерно- техническим работникам тралфлота надо крепко поработать, чтобы все эти механизмы пустить на полный ход. В траловом флоте над вопросами механизации рыбообработки сейчас работает инженер Тепленко. Пе позд­ нее, как к 1 марту, онобязан сконст­ руировать механическую установку по разделке рыбы на траулерах. Мы сделали также заказ Ленинградским заводам — изготовить металличе­ ские бобепиы для тралов, для того, чтобы в 1938 году большинство промысловых кораблей вооружить об­ легченными талами. Этим самым мы практически подойдем к разрешению задачи огпоочпя промысла на каме­ нисты* гт-нтлт. Пдпч «п спмыт важнейших и пер- ыtonpwMftrx «л-пя рыбной проньпп- лоиногтп Мурмана состоит в том. чтобы немедля взяться н освоить активный промысел сельди в откры­ том море. Надо решительно покон­ чить с игнорированием, саботажем сельдяного лова. То, что делалось до сих пор в этом отношении и науч­ ными и рыбохозяйственными органи­ зациями — делалось нехотя, медлен­ но н плохо. Приказ наркома об ос­ воении тралового лова сельди до сих пор не выполнен. Ни в коем слу­ чае нельзя мириться с тем, что го­ сударственное задание по развитию сельдяной базы нз Мурмане из года в год не выполняется. Надо ловить сельдь в открытом море, применяя различные орудия лова, а не дожи­ даться, когда она подойдет к берегам. До сих пор существовало мнение, что траулеры не могут заниматься дрифтерным промыслом сельди. На самом деле это не больше, как обы­ вательские вредные разговоры. Мож­ но одновременно промышлять п тра­ лом и дрифтерными сетями. Недавно траулер «Дзержинский» практически доказал, что такой комбинированный лов безусловно возможен. Делается это довольно просто. Выметывается порядок в 50 дрифтерных сетей я устанавливается буй. Весь этот по­ рядок дрейфует самостоятельно. А траулер в это время может свободно промышлять тралом. Первый опыт комбинированного лова па траулере «Дзержинский» прошел с успехом. Капитан-орденоносец tor. Артамонов, руководивший этой работой, то же самое делал и на моторных ботах. Раньше каждый мотобот лежал в дрейфе по 8 — 10 часов. Иначе говоря, люди и механизмы судна в это время бездействовали. Другое де­ ло теперь. Мотобот, выметав порядок дрифтерных сетей и установив на нем буй, может промышлять ярусом, снюревадом и другими орудиями ло­ ва. Это мероприятие в несколько раз повысит производительность нашего флота. Промысловые суда обычными тре­ сковыми тралами часто вылавливают у Канина, Колгуева и в других про­ мысловых районах значительное ко­ личество сельди. Следовательно, мож­ но приспособить и существуюпщй тип трала для лова сельди. Необхо­ димо только сделать его из более тонкого прядена и снять «рубашку», имеющуюся на тресковом трале. Эта работа уже начата и мы имеем все возможности в 1938 году начать по- настоящему широко осваивать трало­ вый промысел сельди. Кроме того, не позднее января траулер «Кумжа» выйдет для производства опытов по электродову. Развитие сельдяного лова требует прежде всего четко организованной, габкой и оперативной промысловой разведки. Для этого будет выделено 15 судов — 7 траулеров и 8 мото­ ботов. Поисковые корабля совершен­ но выделяются из состава тралового флота и передаются промразведке. Управление тралфлота будет зани­ маться исключительно добычей, рас­ ставляя промысловые суда по ука­ занию промразведки. Такая органи­ зация дела предполагает коренную перестройку всей организационной структуры «Мурмапрыбы». До сих пор управление тр'-тп «Мурманрыба» представляло гобой некую промежуточную дистанцию между своими предприятиями и нар­ коматом, нечто вроде местной Глав­ рыбы. Все отделы треста вышушяля лишь нанцелярские функции, 'не ру­ ководили и не помогали предприя­ тиям. Словом, трест «Мурманрыба» не был промышленным трестом в полном смысле этого слова. От та­ кой порочной системы давно пора отказаться, пора по-настоящему, по- большевистски руководить всеми от­ раслями обширного хозяйства «Мур- манрыбы». Для этого мы обязаны почти заново создать технический отдел, укрепить планово-экономиче­ ский отдел, сделав его более опера­ тивным, четко работающим. Решительно должна быть пере­ смотрена вся организация работы су­ доверфи Главрыбы. Бесхозяйствен­ ность и бессистемность, существую­ щие там еще до сих пор, мешают верфи выйти в ряды передовых ста­ хановских предприятий. Перестройку надо начать с планово-производст­ венного отдела, послать туда хоро­ ших, дельных работников. Каждый цех необходимо укрепить проверен­ ным и знающим дело кадром ипже- перно-техннчеекпх работников. Толь­ ко тогда организация труда будет налажена как следует. По инициативе наркома пищевой промышленности товарища А. П. Ми­ кояна судоремонтный завод Мурман­ рыбы реорганизован в судоремонт^ ную и судостроительную верфь. До оих пор на Мурмане производилось только деревянное судостроение. А теперь впервые на Мурмане начи­ нается строительство мощных трау­ леров. На-днях на нашей верфв закладывается первый траулер, ко­ торому присваивается имяt.«Сталин­ ская Конституция*. Накануне нового года — 31 декабря — будет произ­ ведена закладка второго траулера «Громов». В августе оба трау­ лера должны быть спущены на во­ ду. В начале 1939 эти .траулеры вступят в эксплоатацию. В 1938 го­ ду судоверфь приступит к монтажу трех траулеров, строящихся на судо­ строительной верфи ь Ленинграде. Цех деревянного, судостроения на. протяжении 1938 года выпустит 16 мотоботов типа «Касатки», 8 дриф- терботов и 4 комбайна. Таковы задачи рыбной промыш­ ленности Мурмана в первом году третьей сталинской пятилетки. И этот плац надо выполнять с первого, же дня. Мы должны так подгото­ виться к сталинскому месячнику стахановских рекордов, чтобы в це­ лом все предприятия изо дня в день перевыполняли производственные планы, увеличивая богатство и сла­ ву нашей прекрасной Родины. Надо помнить, что сталинский месячник будет большой школой стахановской работы, школой, из которой должны выйти сотни и тысячи новых борцов за выполнение заданий партии я правительства, за высокую, достой- ную пашейэпохи, производительность труда. Н. Е. 8К0РНЯК0В— управляющий трестом «Мурман­ рыба». о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz