Полярная правда. 1937, декабрь

Трудящиеся горячо приветствуют народных избранников ТВЕРДО СТОЯТЬ НА ВЕЛИКОМ ПУТИ ПАРТИИ ЛЕНИНА—СТАЛИНА МОНЧЕГОРСК, 16. (По телефону). Митинга, посвященные итогам выбо­ ров в Верховный Совет, прошли с большим под’емом на всех обектах строительства никелевого комбината. На митинге рабочих, служащих с инженерно-технических работников опытного комбината принято решг- • аие продлить сталинскую декаду стахановских рекордов. Такое же предложение внесено рабочиги Мур- манлесз. Свыше 200 ударников и стаха­ новцев Промстроя, собравшись на митинг, приняли резолюцию, в го- торой горячо приветствуют товарища Сталина — первого депутата Верхов­ ного Совета. — Мы уверены, — говорится да­ лее в резолюции, — что наягн депу­ таты тт. Душенов и Тюркин будут самоотверженно помогать великому Сталину в работе по укреплеаиго мо­ гущества нашей Родины, будут твер­ до стоять на великом пути партии Ленина—Сталина. Со своей стороны заверяем, что все свои силы отдадим на скорейшее окончание строитель­ ства никелевого комбината и к 1 июля 1938 года дадим стране ни­ кель. ЕЩЕ ТЕСНЕЕ СПЛОТИМСЯ ВОКРУГ ПАРТИИ Позавчера состоялся митинг ра­ бочих, служащих и инженерно-тех­ нических работников цеха обслужи­ вания территории рыбного порта, по­ священный итогам выборов в Верхов­ ный Совет СССР. Митинг открыл Тов. Кучев. Он ин­ формировал собравшихся о результа­ тах выборов. Затем выступили Пред­ ке. Кукин и другие. Все выступающие с большой радо­ стью горячо приветствовали первого депутата Верховного Совета СССР то­ варища Сталина, а также товарищей Молотова, Калинина, Ворошилова, Кагановича, Микояна, Жданова, Анд­ реева, Ежова, Чубаря, Литвинова, Косиора и других. Дружными апло­ дисментами собравшиеся встретили сообщение об избрании депутатами от нашего избирательного округа това­ рищей Душенова и Тюркина. •В единодушно принятой на ми­ тинге резолюции говорится: — Мы, рабочие и работницы, слу­ жащие и инженерно-технические ра­ ботники рыбного порта, шлем пла­ менный привет нашему первому де­ путату в Верховный Совет Союза ССР, горячо любимому учителю и другу всех трудящихся, товарищу Сталину. Мы приветствуем от всей души депутатов Верховного Совета СССР — кандидатов блока коммуни­ стов и беспартийных. Мы еще тесиее сплотимся вокруг коммунистической партии, вокруг на­ шего вождя товарища Сталина, добь­ емся новых успехов, победоносно пойдем вперед, к коммунизму. Да здравствуют славные депутаты Верховного Совета СССР, верные сы­ ны нашей великой соцналисгаче:кой Годины! Да здравствует полная победа из­ бирательного блока коммунистов и , беспартийных! j Да здравствует наш великий Ога- i лин! Яркая демонстрация единства советского народа РАДОСТЬ КОЛХОЗНИКОВ Как только было получено сообще­ ние Центральной Избирательной Ко­ миссии по выборам в Верховный Со­ вет о результатах выборов, колхоз­ ники колхоза «Смычках» (становище Кильдин) собрались на митинг. В единодушно принятой резолюции кол­ хозники пишут: «Мы, колхозники, от души при­ ветствуем первого, всенародного де­ путата в Совет Союза, творца новой Конституции, любимого товарища Статина. Всенародный праздник — день выборов <в Верховный Совет СССР-— показал нерушимую связь партии большевиков с беспартийными мас­ сами. Мы заверяем товарища Стали­ на, что этот союз коммунистов з беспартийными будем всемерно кре­ пить. Мы шлем горячий привет депута­ там Верховного Совета от нашего ок• рута К. И. Душелову и П. А. Тюркя- ну. * В погосте Лумбовка, Саамского района, 16 декабря состоялся митинг, посвященный итогам выборов в Вер-' ховный Совет СССР, Собравшиеся горячо приветствова­ ли первого депутата в Верховный Совет любимого вождя народов това- I рища Сталина и его соратников, а также депутатов от нашего избира­ тельного округа тт. К. П. Душенова и П. А. Тюркина. В принятой митингом революции говорится: «Мы заверяем партию большеви­ ков и первого депутат» Верховного Совета СССР великого Сталина, ч^о * и впредь пойдем подвсепобеждающим знаменем Ленина—Сталина к «пвым ! победам, к коммунизму. Да здравствует коммунистическая партия — организатор наших побед) Да здравствует вождь, друт и учи­ тель трудящихся родной Сталин!». В рыбном порту. П У С Т Ы Е Д Е К Л А Р А Ц И И Фото Вакатова J50 рабочих Кпльдпнского кир­ пичного завода собрались на митинг, посвященный результатам выборов в Верховный Совет СССР. В принятой резолюции говорится: «Мы, рабочие, служащие и 1ГГР Кильдинского кирпичного завода, с I чувством величайшей радости узна­ ли о полной победе избирательного блока коммунистов и беспартийных ва выборах в Верховный Совет СССР. Мы шлем горячий привет всена­ родному депутату Верховного Совета СССР — нашему родному Иосифу Виссарионовичу Сталину. Приветствуем наших избранников —депутатов Верховного Совета СССР товарищей Душенова и Тюркина. Выборы в Верховный Совет СССР перед всем миром продемонстрирова­ ли морально-политическое единство советского народа, любовь и предан­ ность к партии большевиков, к на­ шему родному отцу и учителю Ста­ лину. Мы уверены в том, что наши изб­ ранники сумеют оправдать оказанное доверие, сумеют выполнить свой долг перед народом». жна полупить никель Монче-тупдры. Такова задача, поставленная парти­ ей и правительством перед партий­ ными и непартийными большевиками строительства никелевого комбината. Программа работ четко определена приказом Л. М. Кагановичз. Нарком указал руководителям стройки участ­ ки, на которых нужно сосредоточить главные силы, чтобы по-боевому вы­ полнить задание партии, до конца ликвидировать последствиявредитель­ ства. Эти участки — разведка бо­ гатых жильных месторождений, под­ готовка ии к эксплоатацпи, строи­ тельство в первую очередь сооруже­ ний для переработки богатых руд прямой плавкой. Парком установил жесткие сроки ■выполнения работ. Первостепенным об'ектом геолого­ разведки и вксплоатации становится месторождение Кумужье-Нитис, кото­ рому предстоитуже с 1 января 1938 . Постановление СНВ СССР от 11 в сравнении офактическим выполне- начзгь весьма - ответственную июня 1935 года устанавливает по- кием промфинплана — свыше 200 i ____ ,л(-ттгттт « 3 . п программу добычи. Но состояние разрядок получения ирасходования фош- тысяч рублей — 69Л дроц. Часть! * • I'.' m . дов заработной платы в соответствии этого перерасхода идет на содержа- \ ведочных и горных работ на это* с выполнением промфинплана. j ние 80 рабочих и 60 человек адми- важнейшем участке показывает, *ш> Недавно закончилась проверка нистративно - управленческого аппа- 1руководители строительства комбя- Мурманским отделением Госбанка рата сверх утвержденного плана. В яата продолжают или прежней до- правильности расходования фондов 1течение одного месяца рыбокомбинат 1тк)жк<>й самотека зарплаты и получения• средств на . ухитрился из денег, полученных в к , , ч I « е I План геолого - разведочных работ зарплату рыбокомбинатом «Мурман-«Госбанке на зарплату, израсходовать ^ Y рыбы». Установлено, что руководство 107 тысяч рублей на различные хо- т месяца в месяц-» выполняется, рыбокомбината (директор т. Шереде- зяйственные нужды, в том числе на В октябре вместо 1.330 метров бу­ ка и гл. бухгалтер Ткач), как пра­ вило, систематически нарушало по­ рядок получения и расходования средств на зарплату. Они допускали перерасход фонда заработной платы, расходуя эти средства не в соответ­ ствии -с выполнением производствен­ ного плана. Деньги, получаемые па зарплату, десятками тысяч шли на прочие нужды комбината. Только за один октябрь рыбоком­ бинат перерасходовал по зарплате — В июле будущего года странадол- тийной организации. Эти люди ю- существу сорвали подготовку Ку- мужье-Нитмса к эксплоатацнн. Го­ товность участка к добыче составля­ ет не больше 15— 20 процентов. Используют средства не по назначению Гордимся результатами выборов ТЕРНБЕРКА, 17. 16 декабрязде;ь состоялся митинг, посвященный ре­ зультатам выборов в Верховный Со­ вет СССР. На митинге присутствова­ ло 250 человек. Колхозники, рабочие и интелли­ генция Терпберкп с большой ра­ достью отмечают полную победу из­ бирательного блока коммунистов и беспартийных. В единогласно принятой резолю­ ции трудящиеся Териберки пишут: — Мы горячо приветствуем луч- 1ших людей народа, избранных р вер- ' ховеын орган власти. Гордимся ре­ зультатами выборов. Уверены, что депутаты блока коммунистов и бес­ партийных сумеют оправдать дове­ рие народа и будут с честью бороть­ ся за дело Ленина — Сталина, за I счастье советского народа, за ком­ мунизм. Поддеожшеи инициативу стахановцев столицы ТРАУЛЕР «БЕЛУГА», 16. (По ра­ дио). 16 декабря на нашем траулере состоялся тггпнг, посвященный ито­ гам выборов в Верховный Совет СССР. С огромной радостью экипаж тра­ улера встретил сообщение об избра­ нии первым депутатом в Верховный j Совет СССР лучшегодругатрудящих­ ся Иосифа Виссарионовича Сталинаи его ближайших соратников, славных патриотов нашей великой Родины. Мы приветствуем инициативу пе­ редовых заводов красной столицы о продлении сталинской декады стаха­ новских рекордов до 1 января. Эки­ паж трзулера «Белуга» с большим подемом включается в1сталинскую декаду стахановских рекордов и бе­ рет на себя следующие обязательст­ ва: рейсовое задание по вылову ры­ бы выполнить на 170 процентов. Перевыполнить количественные и качественные показатели по всем нормативам работы судна. По поручению команды трауле­ ра «Белуга» — капитан ЗАВ- ГОРОДНИЙ, помполит ИВАНОВ, предсуднома КУБЕНИН. взаиморасчеты со столовой. Случаи грубого нарушения финан­ совой дисциплины имеют место и на Бондарном заводе, и в ряде других предприятий. Однако трест «Мур- манрыба» не осуществляет контроль над финансовым хозяйством своих предприятий, тем самым потворству­ ет нарушениям советских законов. В. Д. РАЗУМИХИН—' инспектор Мурманского отделе­ ния Госбанка. Мотоботы стоят на приноле Кольский колхоз «Пробуждение» ожидании ремонта 29 дней в то вре- имеет прекрасный промысловыйфлот, мя, как ремонт можно было закон- Однавд руководители колхоза плохо чип* в 4— 5 дней, следят за его состоянием и экспло- атацией. Мотобот «Маршал Ворошилов» вы- ровыми было пройдено только 972 метра. И в ноябре положение изме­ нилось мало. Простои буровых исчи­ сляются днями,пятидневкам и декаг дами. Например, буровые 218 я 219 в третьей декаде ноября про­ стояли по 150— 160 часов. Часш аварии. Причина всего этого — от­ сутствие большевистского порядка в буровом хозяйстве. ' ’ Горные работы ведет Рудстрой. Shy крупнейшую организацию до сих пор возглавляет один из приспешни­ ков вредителя Кондрикова — Богда­ нов, исключенный первичной партор­ ганизацией из партии. Богданов на­ саждал на горные участки людей со­ мнительных. Недавно под,' нажимом В результате бесхозяйственности потеряно свыше 150 промысловых 1общественности с участков убраны дней, что составляет почти целый год вредители отец и сын Сороколеты. шел из ремонта 26 октября. Прошло работы одного бота. И неуднвитель- Но лачадЬнив горного бюро треста вот уже 47 дней, а на промысле он но, что весь флот колхоза за 9 ме- «Кольстрой» Владимиров уволил их не бывал. По разным причинам вы- | сяцев выловил всего лишь 1266 сЯ0 собственному желанию», ход на промысел со дня на день не- центнеров. | Пе заслуживает политического до- реносится. • Все эти безобразия — результат дория и начальник Сспчннского Бот «Зюйд вест», вернувшийся с безответственного отношения к делу участка инженер Лой. Главный инженер Рудстроя Фомин, пришедший на место выжитого отсю­ да Богдановыми Владимировым чес£ способом -(собственными силами) 2 водАся неудовлетворительно, веемо- вого инженера ^ общественника Ухо- промысла в Колу 19. июля, простоял 00 стороны председателя Кочерова я в ожидании ремонта 38 дней. Ремонт других членов правления, по корпусу сделан i хозяйственным : Культурно - массовая работа про­ ноября. Затем нужно было сразу же тря на то, что в колхозе работает отправить бот в Мурманск для ре- освобожденный работник т. Федоров, иовта двигателя. Но его. по випе не- j •Р, ювадства, „ иомат «, стор>- радивых хозяйственников, продержа- п_ _ i ны поселкового совета, а также и ли еще 37 дней. j районных организаций нет. Поэтому Такая же участь постигла и мо- тобот «Заполярный труд». С поло- я *w°B на «уча&ны. ханьга двигателе* пршпел он в Мур- *> мучаЬи плохая работа колхоза. манск еще 14 ноября и простоял в I И. БОГДАНОВ. Ноябрьский пл&п проходки выполнен только процентов на 60. По шахте вместо 20 метров пройдено 3,65 мет­ ра, по второй штольне вместо 30 ме-• тров — 9,68 метра и т. д. Участок не обеспеченбуровым обо­ рудованием. Из 20 молотков годны к работе 3, к остальным нет запасных частей. К тому же, молотки пустить в работу нельзя, потому что участок не обеспечен сжатым воздухом. По­ требность в сжатом воздухе — 60* кубометров в минуту, а мощность установленных компрессоров состав­ ляет около 45 кубометров. Фактиче­ ская же подача не превышает 19 ку­ бометров. Из 5 компрессоров работа­ ют 2. В управлении Кольстроя до скх пор еще не решено, какие и како! мощности компрессора будут уста­ новлены на участке Кумужье-Нитаа Вопрос с сжатым воздухом упирает­ ся, как и многие другие вопросы, ш электроэнергию. Горные работы производятся в со­ тенках. Работа со прокладке линии пере­ дачи сСопчиискойподстанции ведет­ ся недопустимо медленно. Ответствен­ ный за эту работу электрик Шведов, по выражению горняков, занимается исключительно тем, что везде я вое- ду «снимает с себя ответственность», прикрываясь то нехваткой рабочих, то отсутствием провода, хотя ■ рабочие есть, и провод можно до­ стать. Рудники Кумужье-Нитис строяте* без соблюдения элементарных требе- ваний. До сих пор нет проекта эке- плоатации рудника, который дож­ жен представить «Североннкель». Не решен вопрос о системе выработок. Проходчики работают вслепую. — Мы засекаем штольни, не оная, будет ли соответствовать . сечение штолен откаточным н другим устрой­ ствам,— говорят начальник участ­ ка тов. Матнхшкнн. — Сечение де­ лаем без всякого представления ося- -стеме эксплуатации участа. -А да вое наши запросы в Кольстрое я «Се­ вероникеле» отвечают: «Продолжай» работать, в случае чего. — будев исправлять». Управляющий Кольстроем ток Ци- ревский я его помощники не прини­ мают решительных мер к улучшепае дела, но зато не устают деклариро­ вать о своей мнимой готовности ■ решимости выполнять приказ нарке- ма. Стройке нужны не декларации, я настоящий большевистский порядок. Навести порядок — значат прежде всего очистить Рудстрой от негодных работников, сосредоточить,, -главные силы на тех участках, которые ре­ шают успех выполнения боевого за­ ва, всеми работниками •аттестуется как человек консервативный, сабо­ тирующий все новое в.практике гор­ ных работ. Люди, не заслуживающие полити­ ческого доверия, оказались у руко­ водства строительством рудников даняя партии по строительству ком- только вследствие беспечности руко- ‘ бината. водителей Кольстроя и районной пар- | N К. Ии. П Е Р В Ы Е Г О Д Ы ТРАЛФЛОТА Горячо убеждая членов комитета общества содействия торговому море­ ходству в необходимости научно^про- мысловых изысканий наМурмане, мо­ лодой приват-доцент С-Нетербургско- го университета II. М. Книповпч го­ ворил: «Непропорциональность меж­ ду громадными естественными богат­ ствами Мурмаиа и ничтожным при­ ложением к разработке их человече­ ского труда, притом труда в формах- самых несовершенных, без усовер­ шенствованной промысловой техники, без серьезного знания промысловых вод, поражает каждого наблюдателя, который захочет ближе присмотреть­ ся к п|ЮМысловон жизни этой своего рода житницы северных уездов Ар­ хангельской губернии. Ни для кого пз лиц, достаточно знающих Мурман, пе может подлежать сомнению, что мурманские промыслы могут п дол жиы получить г. будущем широкое развитие». Это было 7 февраля 1897 года. С большим трудом, ценой колоссального напряжения, удалось II. М. Кннпо- впчу добыть немного средств для ор­ ганизацип научно-промысловой экс- . I педипии. Зимой 1898—99 гг. она начала работу и уже 8октября 1899 года Н. И. Книиович сообщал об оби­ лии промысловых рыб вдали от Мур­ мана, о рыбных банках — в част­ ности о Кильдинской, Торпберской, Каминской и Медвежинской— но возможности организации в Баренце­ вом море тралового промысла и пер­ вых удачных опытах применения трала. Но что стоили для царского пра­ вительства и российского капитализ­ ма утверждения п открытия какого- то магистра зоологии и приват-до­ цента, когда архангельские губерна­ торы вроде Сафронова «авторитетно» утверждали, что «западиые берега j Северного моря принадлежат к пу­ стыням, к безнадежным на будущ­ ность местам», что гжелать разви­ тия торговли, промышленности ка- | кой бы то ни было, в особенности увеличения населения — значит же­ лать невозможного», а генерал Зи­ новьев — этот типичный щедрин­ ский «помпадур» писал размашистые резолюции: «так как па Севере по­ стоянные льды и хлебопашество не­ возможно н никакие другие промыс­ лы немыслимы, то по-моему мнению необходимо народ удалить с Севера во внутренние страны государства, а вы хлопочете наоборот и об’ясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может; такие идеи проводить могут только помешан­ ные». Результатами работ и открытиями научно - промысловой экспедиции не замедлили воспользоваться иностран­ ные рыбопромышленники, и в пер­ вую очередь английские. Начиная с 1905 года десятки и сотни иностран­ ных траулеров стали постоянно бо­ роздить воды Баренцова моря, увозя с собой богатейшие уловы; англий­ ские траулеры успели даже основа­ тельно разгромить Канннские камба­ ловые банки. Русский ске рыбный промысел па Мурмане падал из года в год и чтобы обеспечить рыбой хо­ тя бы Северный край, ввозили рыбу пз Норвегии. Ввозили ту самую ры­ бу, которую норвежцы довили... у берегов Мурмана. Ввозили до миллио­ на пуапв. j Робкую попытку начать траловый лов сделал в 1905. году архангель­ ский купец Малахов, купивший за границей траулер. Но освоениетрало­ вого лова в неизведанном море было дело не таким простым и скорым и он бросил его, предпочитаяпо-стзро­ му «искать выгоды в недрах промыс­ ла», т. е. заниматься «покрутом». Вторую попытку сделал архангель­ ский капитан Копытов, но у негоне- хватило ни денег., ни знания. Третью попытку поставить рыбный промысел сделал, уже перед войной, рижский рыбопромышленник Опадэ. Развитие тралового промысла в России не сходило, таким oop^aotf, с мертвой точки, тоща «как иностран­ ные траулеры уже в 1911 году су­ мели выловить в Баренцовом море, нашем море, 188 тысяч центнеров рыбы в из них 126 тысяч центне­ ров камбалы. Только сов°тская «власть возроди­ ла к жизни этот отсталый и забро­ шенный в прошлом край. Рабочие и крест;»яне, прогнав ингервентов, под руководством партии Ленина—Стали­ на начали социалистическое строи­ тельство. Земля, ее недра, моря с их богатством поставлены па службу социализму, иа службу народу. *** Первые годы тралового промысла. Это были годы работы буквально вслепую. Ни знания моря и рыбных банок, ни знания тралового дела, хо­ тя бы поверхностно, ни опыта, ни навыка. Не было ничего, кроме 12 старых, потрепанных, изношенных траулеров, в свое время приобретен­ ных для нужд военного ведомства. Прежде всего нужно было приве­ сти траулеры в порядок: — Когда мы приняли тральщи­ ки,—рассказывает об этом периоде капитан тралфлота Ф. М. Михов, — их нужно было переделывать. У не­ которых были совсем сняты тра­ ловые дуги, у некоторых — ро­ лики. Как восстанавливать, мы не знали. Приходилось итти ощупью. Шли с одного судна на другое и смотрели: у одного судна дуга есть, а на другом нет, следова­ тельно надо поставить дугу. Если ролик на одном сохранился, а на другом остались на атом месте толь­ ко заклепки, значит такие ролики нужно поставить и нам. Вместо же­ лезных поставили деревянные рубки. — Первое траловое вооружение было выписано из-за границы, начи­ ная от прядена, от трала и кончая бобенцами. Делать тогда ничего не умели. Пе знали, как скрутить нит­ ку, как спгить трал, как вооружить его, из чего изготовить бобепцы. — Куда итти, где промышлять— никому не было ведомо. Вначале знали только два места: Кап Черный и Кал Канин. И хоть туда, хоть сю­ да иди — все равно цедили только воду. — П не удивительно. Мы ведь не знали, как обращаться с тралом. Были даже анекдотические случаи. На одном тральщике спускали трал, например, таким образом: соберут трал в кучу на борт, дадут полный ход и всей командой толкают трал за борт; трал н летит в воду; потом подымают его иа палубу. Один раз так запутай трал, что на судне рас­ путать не смогли. Пришлось погру­ зить его на шлюпку, свезти в Тери- берке на берег и распутывать уже на берегу. Кое-кто думал, что трал обязательно нужно с двух судов спускать и т. д. Трудностей было очень много. Вплоть до того, что не было угля и его доставали с затонувших судов или выкапывали пз земли, отсорти­ ровывали из мусора. Накопают на рейс п идут. Кроме всего этого при­ ходилось преодолевать сильное со­ противление скептиков. Были даже и явные попытки затормозить, сорвать развитие тралового промысла. Алек­ сандровская биологическая станпия, например, утверждала, что «трало­ вый флот разрушает рыбные банки я подрывает мурманские промысла». Утверждали, что траловый лов — де­ ло нерентабельное и поэтому средств па него отпускать не надо. Но трудности не останавливали. С ними боролись настойчиво и упорно. Освоили изготовление тралового пря­ дена в трала. Научились консерви­ ровать тралы. В первое время трал поднимали вручную; затем придума­ ли механизацию—стрелу, без которой сейчас ни один траулер пе выйдет в море. А сколько разговоров в свое время вызвала эта стрела! Ее счита­ ли «пустой затеей» и утверждали, что «она портят весь вид судна». Научились спускать и поднимал трал. Научились делить улов, а вна­ чале поднимали сразу — «или трал выдержит и поднимем или мешай лопнет я весь улов за бортом, в во­ ду». Стали устанавливать радиосвязь и это позволило расширить район де­ ятельности. В 1925 году ходили уже в Центральный район, а в 1926 го­ ду забрались даже до 75 параллели. О том как рос и осваивался тра­ ловый лов в эти годы ярко говорят прфры: в 1920 году, первом году существования тралового флота, бы­ ло выловлено 17 тыс. центнеров, ав 1926 году — 244 тыс. центнеров. Средний вылов одного траулера за год составлял в 1920 году 1,7 тыс. центн., а в 1926 г. — 13,7 тыс. центн. Траловый флот базировался тогда на Архангельск, где на факторпн «8 верста» и была траловая база. По Архангельск, как база тралового фло­ та, был явно непригоден. Белое море замерзало и несколько месяцев в го­ ду траулеры вынуждены были сто­ ять на приколе. Нужна была другая база, которая позволила бы органи­ зовать круглогодовой лов. Для таком базы и был выбран Мурманск. С это­ го времени пачагась новая страница и в истории тралового флота и в ис­ тории самого Мурманска. К. ВАСИЛЬЕВ. ! ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz