Полярная правда. 1937, декабрь
НОВАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ □ □ □ В Е Л И К И Й ОБРАЗ □ □ П Р Е К Р А С Н А Я К А Р Т ИН А Новую замечательную победу одер жала советская кинематография. Со здан прекрасный н волнующий ху- дэжест^Еный фильм о гениальном вожде пролетарской революции Вла димире Ильиче Ленине. Картина показывает с огромной силой и мастерством, ки; коммуни- стпческая партия во главе с Влади миром Ильичом Ленивым р. Сталиным организовывала массы трудящихся на борьбу с царизмом и блестящзм непревзойденным революционным ру ководством обеспечила победу п^оле- , тариата России над капитализмом. ...Грозовые предоктябрьские дня в Петрограде. На каждом заводе, на каждой фабрике, па улицах бурлит народный гнев против подлого пре дательства и двурушничества вре менного правительства, накопляются силы для борьбы. Большевистские агитаторы выступают на улицах и простыми доходчивыми словами со крушают ложь и лицемерие продаж ных меньшевиков и эсеров. В пасмурный осенний день из Финляндии в Петроград идет поезд. У окна паровозной будки епднт человек в пальто. Это едет навстречу гряду щей революции, для ее организаций и направления Владимир Ильич. По езд подходит к перрон)- Финляндского вокзала. Временное правительство, узнав о приезде Левина в Петроград, высылает вооруженный отряд для е.го ареста. По рабочий Василий, которо му партия поручила охрану Влади мира Ильича, ловко проводит охран ников. — Помните, прежде всего, свида ние оо Сталиным, — говорит Ленин Василию сразу же по приезде в Пе троград. с поисках Ленина. Не помогло ниче го. Восстание совершилось! Рабочие, солдаты и матросы идут иа штурм Зимнего дворца. Мощной лавиной они врываются в этот пос ледний оплот временного правитель ства. Смольный. Владимир Ильич выхо дит из комнаты и идет в зал. где его ожидают тысячи людей. Вот он ва трибуне. Весь зал бурно рукопле щет, приветствуя своего великого п любимого вождя. Расталкивая всех локтями, пробирается ваеред солдат Иван. В окопах империалистической войны, в бушующие дни революции он вое время мечтал увидеть Влади мира Ильича. И вот он рл*)м — близкий, дорогой, родной. — Обыкновенный! — кричит во сторженно Иван. Нельзя не вспомнить замечатель ных строк Маяковского: — Он, как вы и я. Совсем такой же, только, может быть, у самых глаз мысли больше нашего морщинят кожей, да насмешливей и тверже губы чем у нас. — Товарищи, — говорит Влади мир Ильич, — рабочая и крестьян ская революция, о необходимости ко торой все время говорили большеви ки, совершилась! Фильм «Ленин в Октябре» глубоко волнует и захватывает зрителя. Об этом свидетельствуют и помещаемые сегодня в газете отзывы зрителей о картине. Когда Ленин скрывается егг буржуазного временного правительства, зритель испытывает большую тревогу за его судьбу. Во сторг и энтузиазм вызывает момент, Заключительная сцена фильма «Ленин в Октябре». Владимир Ильич произносит речь. ело [НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Без глубокого волнения нелыя смотреть эту замечательную картину. Она показывает очень просто и вме сте с тем чрезвычайно глубоко, как великай вождь трудящихся Владимир . ^ RnewJcraeM ^ Идьи Леаш. органшомл вооружен- ■ о ^ вое восстание пролетариата н как он Лешщ ^ вместе со своим лучшим учеником ' „ _ * - Россию, чтобы стать во главе воору- товарищем Сталиным привел трудя- победило Aei Картину «Ленин в Октябре» мы, | Jhxvr замечательный исторический группа комсомольцев Териберского фильм нам, молодежи, показывает, района, смотрели коллективно. | какой ценой, какими усилиями была Выходя из кино, мы находились , ззвоевана власть трудящихся целиком под незабываемым волную- 1 ПОЧ ЕТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ З А Д А Ч А В центре нашего фильма — образ Владимира Ильича Ленина. Этот об- жит товарищу Сталину, раз требовал большой и тщательной 1 В 'конце марта прошлого года пра- работы. Дело не только в том, что | вительство вынесло постановление о Инициатива создания фильма & Владимире Ильиче Ленине принадле- нам нужно оыло дооиться сходства в жестах, речи, в походке, — труд нейшая задача заключалась в том, чтобы заставить зрителя будущего фильма поверить, что перед ним действительный Ильич, а не актер, играющий Ильича. Поясню ету мыагь примером: в фильме Ильич входит в коридор Смольного, проходит по коридору в сопровождении толпы. Входат в ак товый зал, пересекаст его. (Подни мается на трибуну. Некоторое время Ильич ожидает пока шум в зале ути хнет, и затем произносит короткую речь. На первый взгляд может пока заться, что с точки зрезшя драматур гии и актерского мастерства этот эпизод чрезвычайно невыигрышен. Но перед ними стояла задача превра тить этот кусок фильма в оживший документ эпохи. . Зритель должен был пережить те чувства, которые перевивал люди, наблюдавшие Ильича в подобный же момент в жизни. В работе с Борисом Васильевичем Щукиным и со всеми партнерами по актерскому ансамблю я прежде все- ви- Фннляндии в Эта прекрасная, волнующая кар- ! 1 0 стремился к тому, чтобы макси- тина учит нас, как нужно любить и^ьно устранить элементы актер- И вот эта историческая встреча состоялась. В маленьком домике на ' ищеек окраине города четыре часа продол жается беседа этих двух великих организаторов и руководителей пар тии. Решается вопрос о вооруженном когда Владимир Ильич, окруженный восстании. А в эту же позднюю своими великими учениками и сорат- ночную пору в Зимнем дворце «вре- ( пиками, после победы Великой про- менные правители» обсуждают -гнус- , летарской революции, направляется в нейшнй план убийства товарища Ле- , трибуне. Восторженные возгласы на нина и товарища Сталина................ | экране л & зрительном зале слива- Эгп сцепы показаны в картине яр ко, чрезвычайно убедительно, с большой силой. ются в единую бурю оваций. Это прекрасный образец того, как прав дивое реалистическое искусство на- Теп.™ . искрение сделаны *адрЫ Е в квартире Васкшя, где Владимир Ильич проводит ночь после беседы с товарищем Сталиным. Заседание ЦК большевистской пар тии. Ленин вместо со своими боевы ми сподвижниками Сталиным, Дзер жинским, Свердловым, Урицким разо блачает подлость штрейкбрехеров ре волюции Троцкого, Зиновьева и Ка менева, стремящихся всеми силами и средствами помешать вооруженному восстанию. кусстЕа, как замечательный по силе Не помогло врагам предательское и смелости первый пример трактовки выступление Каменева, в мгаыпе- в искусстве образа гениального вож- впстекой газете выдавшего планы ЦК дл В. И. Ленина, о вооруженном восстании. Не помог- Эту замечательную волнующую ли ппгики и филеры, по наущению картину дотжны просмотреть все меньшевиков рыскавшие по городу трз’дящпеся Мурманска и округа. Народный артист Союза ССР Б. В. Щукин четкими штрихами восседа ет на экране бессмертный образ Ле нина, родпэй и близкий трудящимся всего мира. Запоминается в фильме и прекрас но обрасованпая фигура рабочего Ва силия, роль которого с подлинным мастерством проводит артист Н. Ох лопков. Фильм заслуженно принят всеми, как выдающееся произведение пс- щихся к победе. Великий образ Ленина чутко и бе режно воплощает народный артист СССР Щукин. Чувствуется, что актер подходил к этой ответственной и сложной за даче, как настоящий мастер и боль шой художник. Хочется отметить еще артиста Ох лопкова. С'присущей ему скупостью жеста он создал образ крепкого жиз ненного человека, большевика, бес предельно преданного партии и Ле нину. , Музыкальное оформление дополня ет цельность фильма. Этот фильм можно смотреть ни сколько раз. Его нужно широко по пуляризировать, так как в нем за печатлена волнующая навеки бес смертная тема — Лезши в Октябре. ОРЛОВСКИЙ — зав. муз. частью Ленинградского театра оперетты. 13.000 зрителей .12 декабря в кинотеатре «Север ное сияние» началась демонстрация кинофильма «Ленин в Октябре». За 5 дней фильм «Ленин в Октяб ре» просмотрели 13 тысяч зрителей. Для лучшего обслуживания рабо чих рыбных предприятий работники женного восстания, пролетариата. Вместе со своим лучшим учеником товарищем Сталиным Владимир Иль ич разрабатывает план этого вос стания и беспощадно громит подлых предателей, трижды презренных вра гов народа Троцкого, Каменева и Зиновьева. свою замечательную, цветующуго Ро дину, как нужно защищать ее от вражеских происков. Картина при зывает нас к еще большей бдитель ности и преданности делу партии Ленина— Сталина. Человеку, который был лучшим сподвижником Владимира Ильича Ле нина, который неуклонно осущест вляет ленинские идея — нашему ве- . I ли кому вождю товарищу Сталину со- Очень хорошо иоызано в карга- г , д е ы 6 OTjaJ * * ее возмущение и негодовали* Влади- : ^ Emv посвшцвны лт^пгае мира Ильича, когда <т узнает о мыгтл и ш № т 1 И Й потопу подлом предательстве K o e ta a , вы- что m иесте с ^рипд а , Лешшы* давшего буржуазии планы ПК боль- ] о6вспетил по6еду Октябрьской ищн- шевистской партии о вооруженно» алистаческой револощш. восстании. | '_____ Глубоко волнующи эпизоды взятия Комсомольцы МАРЧЕНКО, СИИР- пролетариатом Зимнего, дворца. _ НОВ, СМАГИН. ского «нажима». Заслуга Щукина и Охлопкова в том, что они добились максимальной простоты при очень большой четкости психологического рисунка. Именно это делает их ра боту правдивой и жизненной. Режиссвр М. РОММ.. конкурсе на художественные произ ведения об Октябрьской революции и роли в ней В. И. Ленина. • На первых порах мысль о созда нии образа Ильича на экране каза лась мне невозможной, трудности представлялись непреодолимыми. И все же, с каждым днем укреплялось желание разрешить эту труднейшую творческую задзчу. Сейчас не восстановишь в па мяти все трудности, связанные с этой работой. Нужно было сжиться с образом Владимира Ильича, чтобы с полной ясностью представить себе, как именно Ильич вел бы себя в та ких обстоятельствах, что говорил бы, как бы к чему отнесся. Радовали отдельные находки. Так придумана была фраза: «Я не спра шиваю трудно ли, я спрашиваю воз можно ли». То же происходило со всеми ленинскими сценами сценария. Вообще весь процесс работы над сценарием об Ильиче был для меня большим творческим праздником. * • Громадную радость доставляла мне рзбога Бориса Васильевича Щукина. Он невольно во многом помог кие при работе над сценарием. Хотя в тот период мы с нпм ни о_.чвм не товорили, не были даже знакомы, я хорошо знал и любил Щукина. — театрального актера и, представляя его в роли Ильича, предвидел, как широко могут быть использованы в этом фильме актерские возможности . этого замечательнейшего и своеоб разнейшего мастера. А. КАЛЛЕР — кинодраматург, автор сценария. Черты в ождя ВОЛНУЮЩИЕ э п и з о д ы В этой картине много сильных, ич спешит в Смольный. С рабочим запоминающихся эпизодов. Вот Владимир Ильич Ленин с ра бочим Василием идет по пустынным улицам Петроградз после беседы с товарищем Сталиным. И вдруг на встречу попадаются меньшевик и офицер. Они останавливаются н про сят*дать спичку. Невольно зарождает ся 'тревога — узнают они Влади мира Ильича или нет? Но все обо шлось благополучно. На завод приезжают представители временного правительства отбирать у кинотеатра распределяют билеты по рабочих оружие. Сцьну прихода этих квартирам. В ближайшие дни картина начнет ся демонстрироваться в кинозале* Д> ма Культуры. «представителей» в цех и позорное изгнааие их с завода нельзя смот реть без восхищения и восторга. Или такой эпизод: Владимир Иль- Василнем он выходит из нелегаль ной квартиры на улицу, а тут их поджидает полицейский пшик. Наем ный слуга царской охранки подыма ет револьвер... Но выстрела не слышно. Василий быстро оборачи вается и сокрушительным ударом валит шпика с ног. Бурю восторга и энтузиазма вы зывает сцена в Смольном, когда Вла димир Ильич поднимается яа три буну и говорит о том, что пролетар ская революция совершилась Фильм «Ленин в Октябре» — за мечательная" картина. подлинная победа советской кинематография. ТИТОВ. Териберка. (На моюдолю, как гримера, выпало большое счастье—участвовать в соз дании образа Владимира Ильича Ле нина. Бее свободное время перед с’ем- ками я полностью посвятил изучению материала: фотографий, картин и скульптур. Многие часы я провел в музее Ленина и в фильмотеке, де тально изучая по .портретам и филь мам черты Владимира Ильича. По хроникальным кадрам я изучал лицо и руки Владимира Ильича, восста навливал особенные черты Ильича— глаза, височные впадины, брови, ха рактерность головы. Чрезвычайно вавным для меня оказался и тот факт, что я три раза лично видел Ильича на близком расстоянии. Образ его глубоко запе чатлелся в моей памяти, как он за печатлевался в памяти каждого, ко му хоть раз удалось его видеть. С народным артистом ССОР Б. В. Щукиным я познакомился только 4 .августа за неделю до с’емок. Яс но, что это значительно осложнило мою задачу. Несмотря на то, что лицо Б. В. Щукина представляет благодарный материал для нужного мне грима, многие черты его лица пришлось совершенно преобразить. Первая проба при свете юпитеров была в этом смысле неудачной. При шлось тщательно поработать, пока удалось добиться правильного тона бороды, усов, цвета лица. Третья проба фактически уже оказалась с’емкой, и многие дефекты грима мне пришлось исправлять па-ходу, в период с’емок, каждый раз согласо- » вывая грим "с освещение*. Процесс гримирования Б; В. Щу кина очень сложен. Первое зрэмя я тратил на грим перед- каждой с’ем- кой не менее трех часов. Затем этот же процесс занимает у. меня только / полтора — два часа, так как поя* вились известные ■навыки. Немало времени отнимала подготовка грима. Например, над созданием накладки волос приходилось работать в тече ние трех дней, причем из-за хрупко сти ткани накладки, . ее обновляла после каждых двух — трех с’емок. Но, когда думаешь о цели своей работы, все трудности ее кажутся мизерными. Хочется работать вдвое* втрое больше, чтобы дать возмож ность миллионам зрителей увидеть великий образ Ленина ва экране та ким же, каким видели егомы в жиз ни. Гример А. ЕРМОЛАЕВ. „Ленин в Октябре" О т р ы в о к из сценария Я. Каплера „Восстание* ... Это был октябрь семнадцатого года,.. Улица... Гул голосов. Плотно сгрудившаяся толпа. Солдаты, рабо чие, матросы. Возвышаясь над тол пой, распинается оратор — Карноу- хов... Эффектно размахивает шля пой. Голос густой, осипший от вы ступлений... — ... Недешево нам досталась сво бода! Ценой лишений, ценой голода, ценой крови завоевали мы ее... Вой на до победного конца! — Долой!» Сквозь толпу к оратору упорно, молча пробирается, расталкивая всех локтями. низкорослый солдатик в трепаной шинели — Пичугин. — Воина до победного конца нуж на теперь свободному народу! — продолжает оратор, стараясь перекри чать шум. — С ам воюй !.. ... Пичугон уже пробился к ре шетка Он избирается па цоколь, снимает шинель и иашдывает ее на плечи оборонцу. Оратор срайу осе кается. Тишина. Толпа екдет. что бу дет. — Хватит горло драть, покалывай пример, — спокойно гпворнт Пячу-, тип п хватает оратора за руку. — Давай на фронт! ... Десятки рук хватают оратора, запихивают его в шинель, надевают на голову солдатскую папаху. — Влезай в нашу шкуру! Доволь но гнили по окопам. — Граждане, — отбивается обо ронец, — я-ж не призывной! Я лич но по возрасту не подхожу. — Подойдешь! Мы поблажку сде лаем, на возраст не посмотрим...— В руки ему всовывают солдатский котелок, деревянную ложку. Стаски вают с ‘решетки. А на его месте уж стоит матрос. — Раз(кшште передать привет от революционного Балтфлота. Долой войну! ...Гул восторга. Толпа кипит. *** 1 0 октября состоялось заседание ЦК... Дом заседания ЦК. Пз углу стоит человек. Немного поодаль — другой. Василий выхолит из под'езда, про хаживается вперед п назад, как! буд то прогуливаясь. Оглянувшись,! вы нимает пз кармана наган, прове ряет. Стоящий нз углу подходит к Ва силию. — Пу... Когда? — Решают... — Что так долго? — Троцкий мутит... ------------------------------------------- □ Расходятся. Василии входит в под’езд. Поднимается по лестнице. Открывает ключом дверь. Входит в прохожую. Здесь среди наваленных грудой пальто, шапок, калош сидит на сундуке пожилой, усатый рабочий — четвертый из охраняющих ЦК. Василий садится рядом. Сосед грозит ему пальцем. — Т-с-с... Василий прислушивается. Из-за запертых дверей доносится шум. Го лоса сливаются. Чей-то бас: — Озяб Зиновьев? — Струсил? Шум. Голоса: Товарищи, товарищи! — Что же, значит, ждать нападе ния? — А сдача Питера немцам, а цо- ны па хлеб — не нападение? — Дзержинский... — шепчет уса тый сосед Василия. Василий сидит, зе|пка рукп в карманах пальто. Прислоняется к стене. Сон начинает одолевал, его. Глаза Василия слипа ются. Голоса становятся все глуше и глуше, исчезают. Вдрут Василий вскакивает. Ему кажется, что он долго спал. Привыч ным движением оп хватается за кар ман. Сосед трогает его за плечо: — Сталин говорит! . Василий приоткрывает дверь в комнату. Свет яркой лампочки па дает на стол. Над столом, опершись на него руками, стоит Иосиф Сталин. В резких бликах и густых тенях его фигура в этой маленькой (комнате, над простым чайным столом кажется нам стоящей на трибуне в гигант ском зале. Молодое, смуглое липо, : вдохновленное силой революции. Го- 1 ворпт сейчас с гневом и презрением. — ... То, что предлагают зиновь- j ев и Каменев, дает возможность; контрреволюции организоваться, — j говорит Сталин.—Мы без конца бу- | дем отступать и проигрывать всю революцию... Тут две линии — одна держит курс на победу революции, вторая — не верит в революцию. Василий вдруг встревоженно обо рачивается. Он подходит к двери, ос торожно открывает ее и выходит. Сверху по лестнице проходит стару ха с корзиной. Ждет с ночи в хлеб ной очереди. Постояв на лестнице Ва силий возвращается. Усатый сосед торопливо манит его пальцем: — Ильич говорит... Слышишь? — ... Я не вижу разницы,— слы шен голос Ильича, — между предло жениями Троцкого и Каменева с Зи новьевым. Оба око означают: ждать. Ждать ли С’езда Советов, ждать ли Учредительного собрании— все равно — ждать. По мы не послушаем их, мы не будем ждать, пока буржуазия задушит революцию. Предложения Троцкого, Каменева и Зиновьева — это полный идиотизм или полная из мена. Они без «овца здесь спраши вают нас:- «А если, если, если...» Доводы, заставляющие вспомнить из речение: один дурак может вдесяте ро больше падать вопросов, чем де сять мудрецов способны разрешить... Шум. Василий жадно слушает, шире приоткрывает дверь. Говорит Ленин. Оп стоит, облитый ярким светом лам пы, яростный, простой, великий. Ог ромный лоб, сверкающий взор, пра вая рука рассекает воздух. — ... Повторяю, необходимо со всей решительностью ставить вопрос о не медленно* вооруженном восстании... Усатый сосед Василия придвигает ся ближе, тянется, стараясь загля нуть через плечо. — ... Одновременное внезапное и быстрое наступление на Питер извне и изнутри. Комбинировать наши три главные силы: флот, рабочие и вой сковые части так, чтобы непремен но были заняты я, ценой каких угод но потерь, удержаны телефон, теле граф, железнодорожные станции и мосты — в первую очередь. Такова задача требующая искусства и трой ной смелости. Василий закрывает дверь, торопли во идет к выходу. Бегом спускается с лестницы. Встревоженный останав ливается в выходных дверях. По пустой улице галопом проно сится отряд. Замирает стук копыт. тый, плотный Матвеев — Центр. 1.1 г,- ный комитет нашей партии-. Но только, чтобы тихо, не орать! Цен тральный комитет нашей партии при вял решеше о вооруженном восста нии... Тихо! Вся власть Советам... ... Плотно сгрудившиеся люди, еле сдерживая порыв восторга, сверкая глазами, дрожа, толкают друг друга локтями, сияют улыбками. — -Матвеев, — задыхаясь говорит один, — можно «ура»? — Что ты, ошалел? — Мы тихонько, Матвеев А...7 Шопотом... — Ну, ладно, ори. только чтобы тихо... Люда беззвучно, шопотом кричат «ура»... •** *•* Шум большого neia. За стеклян ной перегородкой цеховой конторы сгрудились человек тридцать рабо чих. — Товарищи большевики! — не громко, но страстно говорит кореиас- ... Окружепные товарищами, кра сногвардейцами и матросами Ленини Сталин быстро идут из комнаты в комнату. Выходят’ в бурлящий кори дор-. — В чем дело? — Это сообщили, что вы сейчас будете выступать, Владимир Ильич, — говорит человек, который вышел пз зала. Ильич снимает парик, отдает его товарищу, стоящему рядом. Тот всо вывает его в карман пиджака Иль ичу. — Не бросайте, Владимир Ильич, может, еще пригодится. Но. Ильич снова отдает парик. — Пет, батенька, большевикам в России прятаться больше не придет ся. Власть мы берем всерьез и на долго. Где-то слышна канонада. Потоп пулеметная очередь. Ильич подходит к двери... Страш ный шум. Кажется, что произошла катастрофа. Актовый зал. — Ленин! Ленин! Ильич! — Кри чит стоя весь зал. Крн*шт неистово, страстно. Это крик победы. Люди плачут, кричат, аплодируют. Люди' в шинелях, буш латах, в рабочих ватниках. — Кто это? Кто это? — спраши вает всех какой-то паренек. Ему ни кто не отвечает. — Ильич! Ленин Ура! — гремит зал. Часть президиума — меньшевист ские и эсеровские лидеры — демон стративно встают и уходят. Вбегает мокрый, в сбившейся на затылок папахе, с винтовкой за пле чами Иван. Расталкивая всех локтя ми, он пробирается вперед, к самой трибуне и останавливается, впив шись жадными глазами в Ленина. Он смотрит на Ильича долго, пыта ясь разглядеть — какой же, какой он — Ленин? И потом вдруг востор- л^енно кричит: — Обыкновенный! Кажется, иикоща не смолкнет эта овация. Ильич еше. несколько раз поднимает руку, по ему не дают го ворить. Зал продолжает бушевать. За окнами бухают выстрелы... .„ Зал замолкает. — Товарищи, — говорит Ильич, выбрасывая вперед правую руку, — рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась. ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz