Полярная правда. 1937, август

СЛУЖБА ПОГОДЫ В ЭКСПЕДИЦИИ ПО РОЗЫСКАМ САМОЛЕТА ЛЕВАНЕВСКОГО Составление 'Прогноза погоды в районах, пе сеть метеорологических станции редка или вовсе отсутствует — трудная задача. Сейчас в советском секторе Ар­ апист организована обширная сеть метеорологических станций. Садия северная станция в -метре до 1937 года находилась на острове Рудоль­ фа, расположенном на 82 граду-се северной широты. Теперь самая се­ верная станция находится вблизи северного полюса. Эта станция Па- нанина «на дрейфующей льдине. Несмотря на наличие станции у полюса, большой район Арктики еще совершенно не освещается ме­ теорологическими наблюдениями. В гренландском, канадском о амери­ канском секторах Арктики полярных метеорологических станций до сих лор еще нет. Наиболее северная станция в Америке находигся на 71 градусе северной широты. Тзшм образом, прогнозы погоды для этого «белого пятна» приходит­ ся -отроить на основании чисто те­ оретических соображений, подкреп­ ляемых данными метеостанций, рас­ положенных южнее и кольцом охва­ тывающих полярный бассейн. Огромную. помощь в деле анали­ за, — а значит и прогноза погоды — ©о время экспедиции на Север­ ный «полюс- нам оказала мощная тех­ ническая авиационная база экспе­ диции. Она давала возможность про­ изводить постоянные разведки пого­ ды, чаще#всвго при личном участии синопти каТакие «дополнения» к синоптической карте погоды оказа­ лись очень ценными и дали хоро­ ший результат. Обслуживание экспедиции по «ро­ зысках самолета Леваневского, яв­ ляется еще более трудной и сложной задачей, чем обслуживание экспеди­ ции на полюс. Если во время экспе­ диции на полюс 'прогнозы приходи­ лось давать для участка, не осве- 12 августа в Москве дан старт первого советского велотура. 150 гонщиков на дорожных и гоночных машинах едут по мар­ шруту: Москва — Киев — Минск — Москва (2.509 км.). Нз снимке: команда Ордена Ле­ нина спортивного общества «Спартак». участвующая в велотуре. !- (Согозфото). щепного метео-иаблкцениями, дли­ ной около тысячи километров (от о. Рудольфа до полюса), то теперь работы, собственно, начнутся толь­ ко за полюсом в отдаленном районе, а участок этот простирается на 2.500— 3.000 километров. Затем — время года'. Весенние месяцы, апрель— май, считаются наиболее благоприятным летным временем для Арктики. Осенние — значительно хуже. Правда, 1937 год является необычным. Весной в этом году мы имели все время плохие метеорологические условия и лишь редкие дни с хорошей погодой толь­ ко позволяли осуществить какую либо одну операцию . или даже ее часть. Осенью я жду еще более худ­ ших условий. В Арктике в это вре­ мя года часты туманы — исконный враг ашации. Учитывая все это, пришлось зна­ чительно увеличить размах работы. На время «нашей экспедиции усили­ вается работа разведывательной ави­ ации на севере. Это даст возмож­ ность получать сведения о погоде из %очень отделенных районов. Пз американского сектора4Арктики я буду ^получать сводки, с ледокола «Красин», где имеется синоптик и ведутся метеорологические наблюде­ ния. Наблюдения «'Красина» па се­ вер от Аляски в море и полеты ба­ зирующихся На нем самолетов уменьшат неосвещенный наблюде­ ниями район. Затем, значительно учащается передача метеосводок. Полнее привлекаются к работе так­ же метеорологические станции Аляски. Наконец, сейчас мы уже располагаем известным опытом ра­ боты в Арктике, накопленным во время экспедиции и * полюс, и име­ ющимся у зимовщиков на дрейфу­ ющей льдине в районе Северного полюса. Все это вместе взятое дает осно­ вание надеяться, что советская си­ ноптика, уже имеющая за собой це­ лый ряд разрешенных ответственных задач, справится и с повои задачей, как бы она ни была трудна. Б. ДЗЕРДЗЕЕВСКИЙ. Телеграмма генерала О. Вестовера тов. К. Е. Ворошилову Начальник военно-воздушных сил американской армии генерал Оскар Вестовер через военного атташе США подполковника Ф.. Фаимонвилл при­ слал Народному Комиссару обороты СССР маршалу Советского Союза тов. К. Е. Ворошилову следующую телеграмму: «Поздравляю советских летчиков и советскую авиацию с великолеп­ ными достижениями и прогрессом, примером чего служат недавние по­ лярные перелеты. Надеюсь на безо­ пасное возвращение героев, находя­ щихся сейчас в Арктике. ВЕСТОВЕР». Война Японии против китайскогонарода ПОТОПЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО ЭСМИНЦА ЛОНДОН. 24. Шанхайский кор­ респондент агентства Рейтер сообща­ ет, что во время попытки японцев высадить подкрепления в Усуне 23 августа, японский эсминец зато­ нул после бомбардировки его китай­ скими самолетами. Японская кано­ нерка получила серьезные поврежде­ ния -во время этого же воздушного налета китайских самолетов и вы­ нуждена была выйти из боя; ИНТЕРВЕНТЫ ПЫТАЮТСЯ ЗАХВАТИТЬ КАЛГАН ЛОНДОН, 24. Корреспондент Рей­ тер из Бейпина соойцает, что, но японским сведениям, кваятуяская армия (японская оккупационная ар­ мия в Манчжурии) преследует ки­ тайские части в районе к западу от Калгана. Китайцы отступают в юж­ ном направлении. Вступление япон­ ских войск -в Калган Ожидается в ближайшие часы. Захват японскими войсками Калгана, отрезая китай­ ские войска, защищающие Нанькоу от источников снабжения, заставал бы их отступить в провинцию Шаньси. Представитель японского командо­ вания, по словам корреспондента, не отрицает, что китайские войска ока­ зывают упорное сопротивление в Лянсяне (поЪейпин-Ханькоуской же­ лезной дороге). ;Груша китайских войск в 5 тысяч человек — двумя бригадами кавалерии — пыталась выйти во фланг японцам с востока. Произошло столкновение, во время которого китайские войска обстрели­ вали японские позиции из тяжелых орудий. Много японских раненых скопи­ лось к югу от Бейпина. 'БОИ В ШАНХАЕ ШАНХАЙ, 23. В час ночи 22 авг густа ' китайские войска в районе Хонкью начали атаку японских по­ зиций в -момент когда японские -во­ енные суда бомбардировали крепость Усун. Китайские во&сла продвину­ лись и вошли в контакт со своей центральной колонной. Японские войска, расположенные на тр?х улицах, а также занимающие ка- вармы в этом районе, охчужеьы. 22 августа район Путуя был подвергнут артиллерийскому обстре­ лу с японских военных кораблей и воздушной бомбардировке. Весь рай­ он военных действий -охвачен пожа­ рами. Вчера город горел одновремен­ но в 7 местах. ШАНХАЙ, 23. Сегодня в центре международного сеттльмента — на Нанкин-Род. — взрывом снаряда разрушен крупнейший магазин, при­ надлежащий иностранной компании. Убито свыше 100, ранено свыше 200. Через 5 минут другой снаряд попал в склады американского мор­ ского десанта, находящиеся на тер­ ритории сеттльмента. Снаряд не взорвался. По заявлению китайских властей, предварительное исслето- вание снаряда показывает, что он японского происхождения. ШАНХАП, 24. За последние два дня положение на фронтах Шанхая несколько изменилось. Китайские войска отступили от пристани Уй- сайд и с 22 августа занимают Ист Юхан-Род (по другую сторону рай­ она, охваченного пожаром). В ки­ тайском пггабе это отступление об'- ясняют необходимостью -отвести вой­ ска. за линию пожара, чтобы не оказаться отрезанными и не под­ вергнуться обстрелу с японских во­ енных су-доз. Китайские войска j удерживают за собой мост Бацзыц- 1 зяо. Их основной базой попрежнему . остается Северный вокзал. I Громадный пожар в районе Хон­ кью продолжается четвертый день. 1 Вчера под прикрытием артилле­ рийского огня и воздушной ‘бомбар­ дировки японцы высадили десант в нескольких •пу-нетах Путуна. Япон­ цы утверждают, что им удалось также высадить не менее 50 тысяч человек в Усуне. По китайским све­ дениям под Усуном находилось не более 15 тысяч япояетех войск, высадить же японцам удалось не больше 1 .0 0 0 человек. Не менее 50 тысяч китайских ра­ бочих отказалось эвакуировать фаб­ ричный .район Янцзыпу. По сведени­ ям китайских кругов, в этом районе организованы ангияпонские дружи­ ны, оказывающие большую помощь армии. Сегодня с утра -происходил артил­ лерийский бой в Усуне и Путуне. На обстрел с японских военных ко­ раблей энергачио отвечала китай­ ская артиллерия. В полночь -китай­ ские аэропланы бомбардировали японские военные суда, стоящие у Усупа. Японские аэропланы несколько часов бомбардировали Путуя. Их обстреливала китайская зенитная артиллерия. Официально об'явлено о назначе­ нии генерала 'МацуГг командующим японскими вооруженными силами -в Шанхае. Вчера во время взрыва снарядя на Панкин-Род убито 175 и ране­ но 475 чел. ПРОДВИЖЕНИЕ СУЙЮАНЬСКИХ ЧАСТЕЙ ЛОНДОН, 23. По сообщению Рей­ тер, суйюаньсжие войска вступили в .провинцию Чахар с целью атако­ вать границы Манчжоу-Го. РАНЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ НЬЮ-ЙОРК, 23. Но сообщению Ассошиэйтед Пресс из Шанхая, ос­ колком артиллерийского снаряда, взорвавшегося в международно» сеттльменте, ранены два корреспон­ дента газеты «Ныо-Порк Таймс». ТОКИО, 23. На лянсянском фрон­ те (по Бейпин-Ханькоуской желез­ ной дороге), по официальным япон­ ским сообщениям, японцы ценой больших потерь 2 2 августа заняли горные позиции в 30 километрах западнее Лянсяна. На Тяньцзинь-Пукоуской же­ лезной дороге, южнее Тулюченя, японские войска заняли Цзилипу. Позиции яа перевале Нанькоу по- прежнему в руках китайцев. Для ослабления тыла .китайских позиций б Нанькоу японская ашация вновь бомбардировала ряд городов вш ь Бейпин-Суйтоаньской железной доро­ ги. С операциями под Нанькоу свя­ заны и действия квантунокой ар­ мии, части которой, по сообщению военного министерства, перешли Ве­ ликую -китайскую стену ih заняли Ваньцюань (в 15 километрах севе­ ро-западнее Калгана). ВЫСАДКА НОВЫХ ЯПОНСКИХ ЧАСТЕЙ ТОКИО, 23. Ссылаясь на офици­ альные источники, шанхайский кор­ респондент агентства Домей Цусин сообщает, что сегодня утром «в не­ коем пункте» близ Шанхая высади­ лась первая группа японских армей­ ских частей, отправленных на по­ мощь японским морским силам яа шанхайском фронте. Эта группа, по словам корреспондента, пришла ytee в соприкосновение с китайскими войсками я продвигается ;в направ­ лении Шанхая. КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ В ПОЛЬШЕ ВАРШАВА, 23. Газета «Дзепник Людове» подчеркивает крупное по­ литическое значение происходящих в Польше крестьянских волнений. Га­ зета заявляет, что «активное вы­ ступление крестьянских масс на аре­ не решающей исторической борьбы служит признаком приближения пе­ реломного момента политического кризиса. Крестьянство с неудержи­ мой силой разбивает опутывающие его оковы, чтобы пробить себе путь к свободной и справедливой будущ­ ности». Проверка фашистских лагерей ВАШИНГТОН, 22. Генеральный прокурор США Кэммииг отдал при­ каз о проведении предварительного обследования летних лагерей, при­ надлежащих / фашистской немецкой организации в США. Недавно член конгресса Дикпггейн и ряд других лиц заявили, что нем­ цы-фашисты организовали в США свыше 2 0 лагерей, в которых они проводят военную подготовку. РОСПУСК ТРОЦКИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЕНСИЯ, 22. По сообщению отдела печати федерации об’единен- ной социалистической молодежи, гу­ бернатор Кастельонской провинции закрыл организацию троцкистской ПОУМ в городе Грао де Каётельон (предместье Кастельона). Роспуск вызван контрреволюционной выход­ кой троцкистских бандитов, которые приветствовали сообщение о недав­ нем отступлении народной армии на одном из фронтов криками «ура» и организовали по этому поводу на­ стоящий праздник. НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ (По сообщениям ТАСС) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ Как сообщает агентство Гавас, 22 августа республиканцы взорвали ук­ репленное здание в Карабанчеле, ко­ торое в течение ряда месяцеб пере­ ходило пз рук в руки. После удач­ ной атаки республиканцы заняли всю позицию в районе этого здания. Агентство Гавас сообщает пз Мад­ рида. что на центральном фронте республиканские войска отбили 2 2 августа ряд атак мятежников в рай- .оне Брунете и Навалагамелья. Рес- пубдиканцы оказывают давление на позиции неприятеля в секторе рекп Харамы. 2 2 августа мятежники взорвали в районе Каса дель Кампо 4 здания между позициями республиканцев и мятежников. 23 августа мятежники пытались атаковать район, прилегаю­ щий к месту взрыва, однако, выну­ ждены были отступить на исходные позиции. ' СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ По сообщению испанского мини­ стерства обороны от 2 2 августа, мя­ тежники проникли в Селайя и Вильякаррпедс. В Онтанеда республи­ канцы • отразили новую сильною атаку неприятеля. На астурийском участке в районе Бельмонте (на юго-западе Овиедо) республиканцы были вынуждены от­ ступить по направлению к своим по­ зициям, откуда они предприняли успешную контратаку. Реслубликан- ) пами были взяты в плен сержант и 4 солдата из состава итальянских интервенционистских частей. 23 августа республиканцы отбили атаки мятежников, поддержанные большим количеством танков. Не­ сколько танков мятежников уничто­ жено. После неоднократных попы­ ток атаки мятежники были вынуж­ дены отступить на исходные пози­ ции. 1 Республиканцы оказывают ярост­ ное сопротивление частям мятежни­ ков, поддержанным авиацией. По приказу командования республикан­ ские войска совершили стратегиче­ ский отход, который позволил нм за­ нять более благоприятные позиции. Три деревни в районе Сантандера разрушены авиацией мятежников, хотя они были лишены всякого во­ енного значения. Среди 'населения этих деревень -много жертв. Население Сантандера энергично готовится к сопротивлению. Агент­ ство Юнайтед Пресс сообщает, что в ответ на призыв муниципалитета создано в помощь республиканскому командованию несколько «граждан­ ских бригад». _ — 0 НАСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ ВАЛЕНСИЯ, 24. Сегодня утром республиканцы начали наступление на восточном (арагонском) фронте и заняли городок Осера (в 30 километ­ рах к юго-востоку от рарагоссы), перешли реку Эбро, заняли желез­ нодорожную станцию Лина4(южнее Осера) и перерезали шоссе между Бельчите и Медиана (и югу от Сара- гоесы). В тылу мятежников Волнения среди мятежников в То­ ледо продолжаются. 2 2 августа бы­ ла слышна происходившая в городе стрельба и разрывы ручных гранат. 23 августа виден был направлен­ ный против Гренады артиллерийский огонь с батарей мятежников. В то же время была слышна интенсивная ружейно-пулеметная стрельба в близ­ ких к Гренаде пунктах. Артиллерия мятежников стреляла по деревне Ар- мнлья (в 4 километрах к югу от Гренады) и по аэродрому. Два само­ лета мятежников бомбардировали Альболоте, в 8 километрах севернее Гренады. Действия авиации 23 августа республиканские само­ леты обнаружили в 5 милях от бе­ рега близ Бланес (северо-восточнее Барселоны) и обратили в бегство гидросамолет мятежников. Два республиканских истребителя вступили в бой с двумя гидросамоле­ тами мятежников между Мальграт и Аренис де Мар (северо-восточнее Барселоны), приблизительно в 14 милях от берега. Самолеты мятежни­ ков удалились. 23 августа на сантандерском фронте моторизованная колонна рес­ публиканцев подверглась бомбарди­ ровке с самолетов мятежников. Ист­ ребители, сопровождавшие колонну, вступили в бой. Эти же истребители выдержали еще один бой с самоле­ тами мятежников. Два республикан­ ских истребителя сбиты. Лет­ чики выбросились на парашютах. Один благополучно приземлился, а другой разбился, ибо парашют не раскрылся. 23 августа самолеты мятежников пытались совершить налеты на Кар­ тахену, Валенсию и Сагунто, но бы­ ли отогнаны огнем зенитных {.еспуб- ликанских батарей. „ОТСТАВКА" ФАУПЕЛЯ БЕРЛИН, 23. По сообщению гер­ манского информационного бюро, германский «посол» при «прави­ тельстве» Франко генерал Фаупель подал в отставку. Отставка мотиви­ руется «состоянием здоровья». Молодой боец республиканской армии Испании. (Союэф<т>). Г. Ф. Байдуков Герой Советского Союза Из дневника пилота ЗА ОРЛОМ Мы, ■ученики летной школы, едем на грузовых автомобилях на аэро­ дром и, как всегда, весело поем. Из­ редка дежурный .кричит: — Головы! Тогда стоящие на платформе гру­ зовика опускают головы, -чтобы гае* задеть -провода полевых телефонов. Низко над нашей автоколонной про­ носится учебная «аврушка». Подни­ маем рукш -и радостно приветствуем своего инструктора. Инструктор, мо- •лодой, горячий румын, -взвивается «горкой» вверх и уходит в сторону гор. Крымское солнце нещадно жжет сквозь гимнастерки и кожаные куртки, которые мы носим с такой гордостью. Над степью в полуденном небе парят орлы. Они иногда приближа­ ются вплотную к полетным зонам, где летают большие стальные пти­ цы. Кто-то из моих товарищей кричит: — Смотрите, наш инструктор го- няезчя за орлом! Мы запрокидываем головы и на­ блюдаем. как инструктор на полуто- № километровой высоте атаковал крупного орла. Орел, пони замом у. не боялся твоего преследователя. После очередной неудачной атаки он ло­ жился -в вираж -и.продолжал спо­ койно плавать в высокой синеве над <тенью, отыскивая добычу. ' Но неугомонный инструктор не хотел так просто оставить эту пти­ цу. Он пикировал, налетал с вира­ жа или с «горки» и явно пытался задеть самолетом намеченную жерт­ ву. 'Наконец, это ему удалось. 'Мы увидели, как столкнулись в воздухе две птицы. Подбитый орел падал медленным штопором, одно крыло его было под­ бито. Орла обгоняла выбитая его ударом стойка, скрепляющая крылья биплана. За орлом и стойкой беспо­ рядочно снижался и сам биплан. Сначала ударился о землю орел, затем сломанная стойка я последним г«плаи «аврушка». Он мгновенно превратился в груду обломков, вз- под которых выбрался виновник этого происшествия — инструктор- румын. Орел выбил стойку и тем самым нарушил регулировку самолета. В этот день мы больше не при­ ветствовали своего -инструктора. НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СЛУЧАЙ Зима 1931 г. Необыкновенный случаи, проис­ шедший сегодня во время полета, вывел меня из разно-весия. Корабль «31-100» имеет прекрас­ ный экипаж, состоящий из жизнера­ достных п способных механиков и радистов. Я люблю моих ребят за их сноровку, ловкость, за -их спо­ койствие в работе. Не поэтому ли мой корабль всегда послушен и пре­ восходно летает? Вот почему, несмотря на тяжелые метеорологические условия, мы все же вылетели в сильную пургу по маршруту Щелково — НижиийчНов- город — Смоленск — Москва — Щелково. Бортмеханики Языков я Елтышев по очереди сидят у главного пуль­ та. Кто свободен — ходит по огром­ ным крыльям -и осматривает агре­ гаты моторов. Прошло уже пять ча­ сов, как мы в воздухе. Давао уже промелькнули трубы московских за­ водов, давно исчез пз глаз Нижний- Новгород. Идем над лесной равни­ ной на Смоленск. Падает густой пу­ шистый снег. Железная дорога едва видна. Инженеры-радисты, люди, мало бывавшие в полетах, совершенно окоченели. Некоторые из них стра­ дают «воздушной болезнью». Сейчас они мирно сидят на своих местах. Я рад этому — мне надоели их шумные выражения восторга и ме­ тания по кораблю. -Опытный радист работает за всех. Я увереп — зада­ ние будет выполнено. Это спокой­ ствие позволяет мне даже слегка от­ влечься от управления кораблем. Электрообогреватели так ласково со­ гревают тело, что метя клонит ко- CIIV. Вот и Вязьма. Сквозь снежную' пургу -можно различить паутину станционных .^ у т е й и ползующие точки — паровозы. Быстро уходит под крыло и этот город. Я поворачиваю голову налево, чтобы осмотреть группу -моторов. И — о ужас! Из крыла торчит нога, обутая в черный валенок, а рука в летной перчатке протянулась с пи­ лой к пароотводной трубке мотора. Мне сразу стало холодно. Я даже подумал, -что спросонья пне все это мерещится. Так неприятно было смотреть на эту ногу, что я даже отвернулся в другую сторону. Но потом не выдержал,, приподнялся, сел, еще раз встал. Какой там сон! Нога, как ?ни в чем! не бывало, все еще торчит из -крыла! Посмотрел в сторону механиков — Языкова нет! Тогда только я понял, что Языков, не желая меня беспокоить «по пу­ стякам», открыл люк и вылез на­ ружу, чтобы отпилить лед, намерз­ ший на пароотгодной трубке. Из-оа этого льда мог разорваться радиа­ тор. Я начал качать самолет с крыла на .крыло. Но Языков уже сделал свое дело; сообразив, что я обеспо­ коен, он поспешно скрылся в крыле. Через минуту я увидел его обморо­ женную, но весьма довольную фи­ зиономию. Языков с невинным ви­ дом смотрел -на меня. Я со злости плюнул, слюна шлепнулась об об­ шивку фюзеляжа и застыла. Тогда я нагнулся к его уху и крикнул: — Чумазый ты чорт! Оттирай ли­ цо, ведь опо у тебя все отморожено. Языков ненадолто исчез, затем появился и спокойно уселся за свой пульт. Лицо его было натерто до крови. Я еще раз поомотрел <на него — «и понял, до чего же он любит машину и как, вероятно, беспокоил­ ся, что задание наше /может быть сорвано! Наступала ночь. В глубоких' су­ мерках я посадил машину на аэро­ дром. Инженерынрадисты восхищались полетом, 'Но лица у них были зелзе- новато-желтые и кислые. Зато -ра­ дист я -механики были бодры и ве­ селы как всегда. Весел был я я:, особое задание мы выполнили. Я ВИДЕЛ СТАЛИНА В первый раз близко я видел этЬ- го великого человека б 1934 году, когда окончился первомайский парад на Красной шощади. Я тогда слу­ жил летчиком в строевых частях РККА. 2 мая мы выстроили свои четы­ рехмоторные корабли яа централь­ ном аэродроме имени Фрунзе, а са­ ми, по подразделениям стояли в ожидании дорогих гостей. Товарищи Сталин, Ворошилов и Горький долго обходили ряды наземного парада. Впереди, спокойной походкой, не­ много расставляя ноги в -стороны, как моряк, шел товарищ Сталин. Он то поднимал вверх приветливо пра­ вую руку, то прятал ее за борт ши­ нели и внимательно вглядывался в лица бойцов. Здесь я впервые близ­ ко увидел его чуть улыбающиеся глаза. Прошло довольно много временя с тех пор. Однажды, после испыта­ тельного полета, я только-что поса­ дил машину на аэродром, сижу с механиком я разговариваю о вели­ чине компенсатора руля поворотов. Вдруг под’азжает автомобиль с ди­ ректором завода. Директор пгригла- шает в свой кабинет и сообщает, что едем на заседание в Кремль. Когда мы вошли в зал, заседание было в полном разгаре. Товарищ Ворошилов говорил речь. На пред­ седательском месте сидел «оварищ Молотов. Товарищ Сталин стоял у окна и набивал табаком свою люби­ мую трубку. Он внимательно по­ смотрел яа нас. Я сел за стол. Сталин сказал: — Яу вот, пусть директор рас­ скажет о своей машине. . Директор, рассказал, как вдет ра­ бота на нашем заводе, подробно по­ знакомил присутствующих с особен­ ностями машины, только-что выпу­ щенной заводом. — Кто у т^бя летал на этой ма­ шине? — спросил товарищ Сталин. — Моисеев и Байдуков, товарищ Сталин. Они здесь присутствуют, — ответил директор. — Ну, Байдуков, расскажите нам о машине. Чем она вам правится? Что у нее плохого? — И посмотрел на меня, когда я проходил -к (моде­ ли нашего самолета. Сталия подошел ближе. Он погля­ дывал то на меня, то на модель, как бы решая: действительно ли я толковый человек? Можно ли дове­ риться мне, как испытателю самоле- ' тов? Я старался рассказать о машине все так, как мне это представлялось с точки зрения летчика. Товарищ Сталин задавал такие сугубо специ­ альные вопросы, касающиеся само­ летостроения, что я частенько заду­ мывался, чтобы опрометчивым огре­ том не «ввести в заблуждение» это­ го простого и величайшего человека, вождя народов. И здесь я заметил, что Сталин — это человек, который любит послушать, любит посовето­ ваться с людьмй, имеющими непо­ средственное дело с машиной — са­ молетом, комбайном, отбойным мо­ лотком. Второе, что меня поразило, — это то, что товарищ Сталин знаег де­ тально вопрос, интересующий его. Откуда человек, занятый делами го­ сударственной важности, знает тон­ кости авиамоторостроепия -и летного дела? Ог многогранной культуры и от гениального, всеоб’емлющего ума идет эта прозорливость. И, наконец, третье, что я наметил при этой встрече с товарищем Ста­ линым, — это его забота о челове-' ке. Наше летное дело — профессия сложная и иногда опасная. Сталин во время заседания допытывался от конструкторов и летчиков: а как этот самолет, не опасен . т а при вы­ нужденной посадке? Можно ли из' него свободно выпрыгнуть с пара­ шютом? Удобно ли- экипажу рабо­ тать? И если получал отрицатель­ ный ответ, начинал спокойно, но весьма внушительно, доказывать, что самолет, опасный для жизни, не есть советский самолет, что его нужно выбросить или переделать так, что­ бы люди, самый ценный капитал в мире, были окружены максимальны­ ми удобствами. В авиации нет ме­ лочей. Из-оа мелочей часто гибнут люди. Этого мы не -можем допу­ скать. Внимание к человеку, огромное, неизмеримое человеколюбие — это третье, что я заметил у товарища Сталина на деловом заседании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz