Полярная правда. 1937, август
СЛУЖБА ПОГОДЫ В ЭКСПЕДИЦИИ ПО РОЗЫСКАМ САМОЛЕТА ЛЕВАНЕВСКОГО Составление 'Прогноза погоды в районах, пе сеть метеорологических станции редка или вовсе отсутствует — трудная задача. Сейчас в советском секторе Ар апист организована обширная сеть метеорологических станций. Садия северная станция в -метре до 1937 года находилась на острове Рудоль фа, расположенном на 82 граду-се северной широты. Теперь самая се верная станция находится вблизи северного полюса. Эта станция Па- нанина «на дрейфующей льдине. Несмотря на наличие станции у полюса, большой район Арктики еще совершенно не освещается ме теорологическими наблюдениями. В гренландском, канадском о амери канском секторах Арктики полярных метеорологических станций до сих лор еще нет. Наиболее северная станция в Америке находигся на 71 градусе северной широты. Тзшм образом, прогнозы погоды для этого «белого пятна» приходит ся -отроить на основании чисто те оретических соображений, подкреп ляемых данными метеостанций, рас положенных южнее и кольцом охва тывающих полярный бассейн. Огромную. помощь в деле анали за, — а значит и прогноза погоды — ©о время экспедиции на Север ный «полюс- нам оказала мощная тех ническая авиационная база экспе диции. Она давала возможность про изводить постоянные разведки пого ды, чаще#всвго при личном участии синопти каТакие «дополнения» к синоптической карте погоды оказа лись очень ценными и дали хоро ший результат. Обслуживание экспедиции по «ро зысках самолета Леваневского, яв ляется еще более трудной и сложной задачей, чем обслуживание экспеди ции на полюс. Если во время экспе диции на полюс 'прогнозы приходи лось давать для участка, не осве- 12 августа в Москве дан старт первого советского велотура. 150 гонщиков на дорожных и гоночных машинах едут по мар шруту: Москва — Киев — Минск — Москва (2.509 км.). Нз снимке: команда Ордена Ле нина спортивного общества «Спартак». участвующая в велотуре. !- (Согозфото). щепного метео-иаблкцениями, дли ной около тысячи километров (от о. Рудольфа до полюса), то теперь работы, собственно, начнутся толь ко за полюсом в отдаленном районе, а участок этот простирается на 2.500— 3.000 километров. Затем — время года'. Весенние месяцы, апрель— май, считаются наиболее благоприятным летным временем для Арктики. Осенние — значительно хуже. Правда, 1937 год является необычным. Весной в этом году мы имели все время плохие метеорологические условия и лишь редкие дни с хорошей погодой толь ко позволяли осуществить какую либо одну операцию . или даже ее часть. Осенью я жду еще более худ ших условий. В Арктике в это вре мя года часты туманы — исконный враг ашации. Учитывая все это, пришлось зна чительно увеличить размах работы. На время «нашей экспедиции усили вается работа разведывательной ави ации на севере. Это даст возмож ность получать сведения о погоде из %очень отделенных районов. Пз американского сектора4Арктики я буду ^получать сводки, с ледокола «Красин», где имеется синоптик и ведутся метеорологические наблюде ния. Наблюдения «'Красина» па се вер от Аляски в море и полеты ба зирующихся На нем самолетов уменьшат неосвещенный наблюде ниями район. Затем, значительно учащается передача метеосводок. Полнее привлекаются к работе так же метеорологические станции Аляски. Наконец, сейчас мы уже располагаем известным опытом ра боты в Арктике, накопленным во время экспедиции и * полюс, и име ющимся у зимовщиков на дрейфу ющей льдине в районе Северного полюса. Все это вместе взятое дает осно вание надеяться, что советская си ноптика, уже имеющая за собой це лый ряд разрешенных ответственных задач, справится и с повои задачей, как бы она ни была трудна. Б. ДЗЕРДЗЕЕВСКИЙ. Телеграмма генерала О. Вестовера тов. К. Е. Ворошилову Начальник военно-воздушных сил американской армии генерал Оскар Вестовер через военного атташе США подполковника Ф.. Фаимонвилл при слал Народному Комиссару обороты СССР маршалу Советского Союза тов. К. Е. Ворошилову следующую телеграмму: «Поздравляю советских летчиков и советскую авиацию с великолеп ными достижениями и прогрессом, примером чего служат недавние по лярные перелеты. Надеюсь на безо пасное возвращение героев, находя щихся сейчас в Арктике. ВЕСТОВЕР». Война Японии против китайскогонарода ПОТОПЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО ЭСМИНЦА ЛОНДОН. 24. Шанхайский кор респондент агентства Рейтер сообща ет, что во время попытки японцев высадить подкрепления в Усуне 23 августа, японский эсминец зато нул после бомбардировки его китай скими самолетами. Японская кано нерка получила серьезные поврежде ния -во время этого же воздушного налета китайских самолетов и вы нуждена была выйти из боя; ИНТЕРВЕНТЫ ПЫТАЮТСЯ ЗАХВАТИТЬ КАЛГАН ЛОНДОН, 24. Корреспондент Рей тер из Бейпина соойцает, что, но японским сведениям, кваятуяская армия (японская оккупационная ар мия в Манчжурии) преследует ки тайские части в районе к западу от Калгана. Китайцы отступают в юж ном направлении. Вступление япон ских войск -в Калган Ожидается в ближайшие часы. Захват японскими войсками Калгана, отрезая китай ские войска, защищающие Нанькоу от источников снабжения, заставал бы их отступить в провинцию Шаньси. Представитель японского командо вания, по словам корреспондента, не отрицает, что китайские войска ока зывают упорное сопротивление в Лянсяне (поЪейпин-Ханькоуской же лезной дороге). ;Груша китайских войск в 5 тысяч человек — двумя бригадами кавалерии — пыталась выйти во фланг японцам с востока. Произошло столкновение, во время которого китайские войска обстрели вали японские позиции из тяжелых орудий. Много японских раненых скопи лось к югу от Бейпина. 'БОИ В ШАНХАЕ ШАНХАЙ, 23. В час ночи 22 авг густа ' китайские войска в районе Хонкью начали атаку японских по зиций в -момент когда японские -во енные суда бомбардировали крепость Усун. Китайские во&сла продвину лись и вошли в контакт со своей центральной колонной. Японские войска, расположенные на тр?х улицах, а также занимающие ка- вармы в этом районе, охчужеьы. 22 августа район Путуя был подвергнут артиллерийскому обстре лу с японских военных кораблей и воздушной бомбардировке. Весь рай он военных действий -охвачен пожа рами. Вчера город горел одновремен но в 7 местах. ШАНХАЙ, 23. Сегодня в центре международного сеттльмента — на Нанкин-Род. — взрывом снаряда разрушен крупнейший магазин, при надлежащий иностранной компании. Убито свыше 100, ранено свыше 200. Через 5 минут другой снаряд попал в склады американского мор ского десанта, находящиеся на тер ритории сеттльмента. Снаряд не взорвался. По заявлению китайских властей, предварительное исслето- вание снаряда показывает, что он японского происхождения. ШАНХАП, 24. За последние два дня положение на фронтах Шанхая несколько изменилось. Китайские войска отступили от пристани Уй- сайд и с 22 августа занимают Ист Юхан-Род (по другую сторону рай она, охваченного пожаром). В ки тайском пггабе это отступление об'- ясняют необходимостью -отвести вой ска. за линию пожара, чтобы не оказаться отрезанными и не под вергнуться обстрелу с японских во енных су-доз. Китайские войска j удерживают за собой мост Бацзыц- 1 зяо. Их основной базой попрежнему . остается Северный вокзал. I Громадный пожар в районе Хон кью продолжается четвертый день. 1 Вчера под прикрытием артилле рийского огня и воздушной ‘бомбар дировки японцы высадили десант в нескольких •пу-нетах Путуна. Япон цы утверждают, что им удалось также высадить не менее 50 тысяч человек в Усуне. По китайским све дениям под Усуном находилось не более 15 тысяч япояетех войск, высадить же японцам удалось не больше 1 .0 0 0 человек. Не менее 50 тысяч китайских ра бочих отказалось эвакуировать фаб ричный .район Янцзыпу. По сведени ям китайских кругов, в этом районе организованы ангияпонские дружи ны, оказывающие большую помощь армии. Сегодня с утра -происходил артил лерийский бой в Усуне и Путуне. На обстрел с японских военных ко раблей энергачио отвечала китай ская артиллерия. В полночь -китай ские аэропланы бомбардировали японские военные суда, стоящие у Усупа. Японские аэропланы несколько часов бомбардировали Путуя. Их обстреливала китайская зенитная артиллерия. Официально об'явлено о назначе нии генерала 'МацуГг командующим японскими вооруженными силами -в Шанхае. Вчера во время взрыва снарядя на Панкин-Род убито 175 и ране но 475 чел. ПРОДВИЖЕНИЕ СУЙЮАНЬСКИХ ЧАСТЕЙ ЛОНДОН, 23. По сообщению Рей тер, суйюаньсжие войска вступили в .провинцию Чахар с целью атако вать границы Манчжоу-Го. РАНЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ НЬЮ-ЙОРК, 23. Но сообщению Ассошиэйтед Пресс из Шанхая, ос колком артиллерийского снаряда, взорвавшегося в международно» сеттльменте, ранены два корреспон дента газеты «Ныо-Порк Таймс». ТОКИО, 23. На лянсянском фрон те (по Бейпин-Ханькоуской желез ной дороге), по официальным япон ским сообщениям, японцы ценой больших потерь 2 2 августа заняли горные позиции в 30 километрах западнее Лянсяна. На Тяньцзинь-Пукоуской же лезной дороге, южнее Тулюченя, японские войска заняли Цзилипу. Позиции яа перевале Нанькоу по- прежнему в руках китайцев. Для ослабления тыла .китайских позиций б Нанькоу японская ашация вновь бомбардировала ряд городов вш ь Бейпин-Суйтоаньской железной доро ги. С операциями под Нанькоу свя заны и действия квантунокой ар мии, части которой, по сообщению военного министерства, перешли Ве ликую -китайскую стену ih заняли Ваньцюань (в 15 километрах севе ро-западнее Калгана). ВЫСАДКА НОВЫХ ЯПОНСКИХ ЧАСТЕЙ ТОКИО, 23. Ссылаясь на офици альные источники, шанхайский кор респондент агентства Домей Цусин сообщает, что сегодня утром «в не коем пункте» близ Шанхая высади лась первая группа японских армей ских частей, отправленных на по мощь японским морским силам яа шанхайском фронте. Эта группа, по словам корреспондента, пришла ytee в соприкосновение с китайскими войсками я продвигается ;в направ лении Шанхая. КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ В ПОЛЬШЕ ВАРШАВА, 23. Газета «Дзепник Людове» подчеркивает крупное по литическое значение происходящих в Польше крестьянских волнений. Га зета заявляет, что «активное вы ступление крестьянских масс на аре не решающей исторической борьбы служит признаком приближения пе реломного момента политического кризиса. Крестьянство с неудержи мой силой разбивает опутывающие его оковы, чтобы пробить себе путь к свободной и справедливой будущ ности». Проверка фашистских лагерей ВАШИНГТОН, 22. Генеральный прокурор США Кэммииг отдал при каз о проведении предварительного обследования летних лагерей, при надлежащих / фашистской немецкой организации в США. Недавно член конгресса Дикпггейн и ряд других лиц заявили, что нем цы-фашисты организовали в США свыше 2 0 лагерей, в которых они проводят военную подготовку. РОСПУСК ТРОЦКИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЕНСИЯ, 22. По сообщению отдела печати федерации об’единен- ной социалистической молодежи, гу бернатор Кастельонской провинции закрыл организацию троцкистской ПОУМ в городе Грао де Каётельон (предместье Кастельона). Роспуск вызван контрреволюционной выход кой троцкистских бандитов, которые приветствовали сообщение о недав нем отступлении народной армии на одном из фронтов криками «ура» и организовали по этому поводу на стоящий праздник. НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ (По сообщениям ТАСС) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ Как сообщает агентство Гавас, 22 августа республиканцы взорвали ук репленное здание в Карабанчеле, ко торое в течение ряда месяцеб пере ходило пз рук в руки. После удач ной атаки республиканцы заняли всю позицию в районе этого здания. Агентство Гавас сообщает пз Мад рида. что на центральном фронте республиканские войска отбили 2 2 августа ряд атак мятежников в рай- .оне Брунете и Навалагамелья. Рес- пубдиканцы оказывают давление на позиции неприятеля в секторе рекп Харамы. 2 2 августа мятежники взорвали в районе Каса дель Кампо 4 здания между позициями республиканцев и мятежников. 23 августа мятежники пытались атаковать район, прилегаю щий к месту взрыва, однако, выну ждены были отступить на исходные позиции. ' СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ По сообщению испанского мини стерства обороны от 2 2 августа, мя тежники проникли в Селайя и Вильякаррпедс. В Онтанеда республи канцы • отразили новую сильною атаку неприятеля. На астурийском участке в районе Бельмонте (на юго-западе Овиедо) республиканцы были вынуждены от ступить по направлению к своим по зициям, откуда они предприняли успешную контратаку. Реслубликан- ) пами были взяты в плен сержант и 4 солдата из состава итальянских интервенционистских частей. 23 августа республиканцы отбили атаки мятежников, поддержанные большим количеством танков. Не сколько танков мятежников уничто жено. После неоднократных попы ток атаки мятежники были вынуж дены отступить на исходные пози ции. 1 Республиканцы оказывают ярост ное сопротивление частям мятежни ков, поддержанным авиацией. По приказу командования республикан ские войска совершили стратегиче ский отход, который позволил нм за нять более благоприятные позиции. Три деревни в районе Сантандера разрушены авиацией мятежников, хотя они были лишены всякого во енного значения. Среди 'населения этих деревень -много жертв. Население Сантандера энергично готовится к сопротивлению. Агент ство Юнайтед Пресс сообщает, что в ответ на призыв муниципалитета создано в помощь республиканскому командованию несколько «граждан ских бригад». _ — 0 НАСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ ВАЛЕНСИЯ, 24. Сегодня утром республиканцы начали наступление на восточном (арагонском) фронте и заняли городок Осера (в 30 километ рах к юго-востоку от рарагоссы), перешли реку Эбро, заняли желез нодорожную станцию Лина4(южнее Осера) и перерезали шоссе между Бельчите и Медиана (и югу от Сара- гоесы). В тылу мятежников Волнения среди мятежников в То ледо продолжаются. 2 2 августа бы ла слышна происходившая в городе стрельба и разрывы ручных гранат. 23 августа виден был направлен ный против Гренады артиллерийский огонь с батарей мятежников. В то же время была слышна интенсивная ружейно-пулеметная стрельба в близ ких к Гренаде пунктах. Артиллерия мятежников стреляла по деревне Ар- мнлья (в 4 километрах к югу от Гренады) и по аэродрому. Два само лета мятежников бомбардировали Альболоте, в 8 километрах севернее Гренады. Действия авиации 23 августа республиканские само леты обнаружили в 5 милях от бе рега близ Бланес (северо-восточнее Барселоны) и обратили в бегство гидросамолет мятежников. Два республиканских истребителя вступили в бой с двумя гидросамоле тами мятежников между Мальграт и Аренис де Мар (северо-восточнее Барселоны), приблизительно в 14 милях от берега. Самолеты мятежни ков удалились. 23 августа на сантандерском фронте моторизованная колонна рес публиканцев подверглась бомбарди ровке с самолетов мятежников. Ист ребители, сопровождавшие колонну, вступили в бой. Эти же истребители выдержали еще один бой с самоле тами мятежников. Два республикан ских истребителя сбиты. Лет чики выбросились на парашютах. Один благополучно приземлился, а другой разбился, ибо парашют не раскрылся. 23 августа самолеты мятежников пытались совершить налеты на Кар тахену, Валенсию и Сагунто, но бы ли отогнаны огнем зенитных {.еспуб- ликанских батарей. „ОТСТАВКА" ФАУПЕЛЯ БЕРЛИН, 23. По сообщению гер манского информационного бюро, германский «посол» при «прави тельстве» Франко генерал Фаупель подал в отставку. Отставка мотиви руется «состоянием здоровья». Молодой боец республиканской армии Испании. (Союэф<т>). Г. Ф. Байдуков Герой Советского Союза Из дневника пилота ЗА ОРЛОМ Мы, ■ученики летной школы, едем на грузовых автомобилях на аэро дром и, как всегда, весело поем. Из редка дежурный .кричит: — Головы! Тогда стоящие на платформе гру зовика опускают головы, -чтобы гае* задеть -провода полевых телефонов. Низко над нашей автоколонной про носится учебная «аврушка». Подни маем рукш -и радостно приветствуем своего инструктора. Инструктор, мо- •лодой, горячий румын, -взвивается «горкой» вверх и уходит в сторону гор. Крымское солнце нещадно жжет сквозь гимнастерки и кожаные куртки, которые мы носим с такой гордостью. Над степью в полуденном небе парят орлы. Они иногда приближа ются вплотную к полетным зонам, где летают большие стальные пти цы. Кто-то из моих товарищей кричит: — Смотрите, наш инструктор го- няезчя за орлом! Мы запрокидываем головы и на блюдаем. как инструктор на полуто- № километровой высоте атаковал крупного орла. Орел, пони замом у. не боялся твоего преследователя. После очередной неудачной атаки он ло жился -в вираж -и.продолжал спо койно плавать в высокой синеве над <тенью, отыскивая добычу. ' Но неугомонный инструктор не хотел так просто оставить эту пти цу. Он пикировал, налетал с вира жа или с «горки» и явно пытался задеть самолетом намеченную жерт ву. 'Наконец, это ему удалось. 'Мы увидели, как столкнулись в воздухе две птицы. Подбитый орел падал медленным штопором, одно крыло его было под бито. Орла обгоняла выбитая его ударом стойка, скрепляющая крылья биплана. За орлом и стойкой беспо рядочно снижался и сам биплан. Сначала ударился о землю орел, затем сломанная стойка я последним г«плаи «аврушка». Он мгновенно превратился в груду обломков, вз- под которых выбрался виновник этого происшествия — инструктор- румын. Орел выбил стойку и тем самым нарушил регулировку самолета. В этот день мы больше не при ветствовали своего -инструктора. НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СЛУЧАЙ Зима 1931 г. Необыкновенный случаи, проис шедший сегодня во время полета, вывел меня из разно-весия. Корабль «31-100» имеет прекрас ный экипаж, состоящий из жизнера достных п способных механиков и радистов. Я люблю моих ребят за их сноровку, ловкость, за -их спо койствие в работе. Не поэтому ли мой корабль всегда послушен и пре восходно летает? Вот почему, несмотря на тяжелые метеорологические условия, мы все же вылетели в сильную пургу по маршруту Щелково — НижиийчНов- город — Смоленск — Москва — Щелково. Бортмеханики Языков я Елтышев по очереди сидят у главного пуль та. Кто свободен — ходит по огром ным крыльям -и осматривает агре гаты моторов. Прошло уже пять ча сов, как мы в воздухе. Давао уже промелькнули трубы московских за водов, давно исчез пз глаз Нижний- Новгород. Идем над лесной равни ной на Смоленск. Падает густой пу шистый снег. Железная дорога едва видна. Инженеры-радисты, люди, мало бывавшие в полетах, совершенно окоченели. Некоторые из них стра дают «воздушной болезнью». Сейчас они мирно сидят на своих местах. Я рад этому — мне надоели их шумные выражения восторга и ме тания по кораблю. -Опытный радист работает за всех. Я увереп — зада ние будет выполнено. Это спокой ствие позволяет мне даже слегка от влечься от управления кораблем. Электрообогреватели так ласково со гревают тело, что метя клонит ко- CIIV. Вот и Вязьма. Сквозь снежную' пургу -можно различить паутину станционных .^ у т е й и ползующие точки — паровозы. Быстро уходит под крыло и этот город. Я поворачиваю голову налево, чтобы осмотреть группу -моторов. И — о ужас! Из крыла торчит нога, обутая в черный валенок, а рука в летной перчатке протянулась с пи лой к пароотводной трубке мотора. Мне сразу стало холодно. Я даже подумал, -что спросонья пне все это мерещится. Так неприятно было смотреть на эту ногу, что я даже отвернулся в другую сторону. Но потом не выдержал,, приподнялся, сел, еще раз встал. Какой там сон! Нога, как ?ни в чем! не бывало, все еще торчит из -крыла! Посмотрел в сторону механиков — Языкова нет! Тогда только я понял, что Языков, не желая меня беспокоить «по пу стякам», открыл люк и вылез на ружу, чтобы отпилить лед, намерз ший на пароотгодной трубке. Из-оа этого льда мог разорваться радиа тор. Я начал качать самолет с крыла на .крыло. Но Языков уже сделал свое дело; сообразив, что я обеспо коен, он поспешно скрылся в крыле. Через минуту я увидел его обморо женную, но весьма довольную фи зиономию. Языков с невинным ви дом смотрел -на меня. Я со злости плюнул, слюна шлепнулась об об шивку фюзеляжа и застыла. Тогда я нагнулся к его уху и крикнул: — Чумазый ты чорт! Оттирай ли цо, ведь опо у тебя все отморожено. Языков ненадолто исчез, затем появился и спокойно уселся за свой пульт. Лицо его было натерто до крови. Я еще раз поомотрел <на него — «и понял, до чего же он любит машину и как, вероятно, беспокоил ся, что задание наше /может быть сорвано! Наступала ночь. В глубоких' су мерках я посадил машину на аэро дром. Инженерынрадисты восхищались полетом, 'Но лица у них были зелзе- новато-желтые и кислые. Зато -ра дист я -механики были бодры и ве селы как всегда. Весел был я я:, особое задание мы выполнили. Я ВИДЕЛ СТАЛИНА В первый раз близко я видел этЬ- го великого человека б 1934 году, когда окончился первомайский парад на Красной шощади. Я тогда слу жил летчиком в строевых частях РККА. 2 мая мы выстроили свои четы рехмоторные корабли яа централь ном аэродроме имени Фрунзе, а са ми, по подразделениям стояли в ожидании дорогих гостей. Товарищи Сталин, Ворошилов и Горький долго обходили ряды наземного парада. Впереди, спокойной походкой, не много расставляя ноги в -стороны, как моряк, шел товарищ Сталин. Он то поднимал вверх приветливо пра вую руку, то прятал ее за борт ши нели и внимательно вглядывался в лица бойцов. Здесь я впервые близ ко увидел его чуть улыбающиеся глаза. Прошло довольно много временя с тех пор. Однажды, после испыта тельного полета, я только-что поса дил машину на аэродром, сижу с механиком я разговариваю о вели чине компенсатора руля поворотов. Вдруг под’азжает автомобиль с ди ректором завода. Директор пгригла- шает в свой кабинет и сообщает, что едем на заседание в Кремль. Когда мы вошли в зал, заседание было в полном разгаре. Товарищ Ворошилов говорил речь. На пред седательском месте сидел «оварищ Молотов. Товарищ Сталин стоял у окна и набивал табаком свою люби мую трубку. Он внимательно по смотрел яа нас. Я сел за стол. Сталин сказал: — Яу вот, пусть директор рас скажет о своей машине. . Директор, рассказал, как вдет ра бота на нашем заводе, подробно по знакомил присутствующих с особен ностями машины, только-что выпу щенной заводом. — Кто у т^бя летал на этой ма шине? — спросил товарищ Сталин. — Моисеев и Байдуков, товарищ Сталин. Они здесь присутствуют, — ответил директор. — Ну, Байдуков, расскажите нам о машине. Чем она вам правится? Что у нее плохого? — И посмотрел на меня, когда я проходил -к (моде ли нашего самолета. Сталия подошел ближе. Он погля дывал то на меня, то на модель, как бы решая: действительно ли я толковый человек? Можно ли дове риться мне, как испытателю самоле- ' тов? Я старался рассказать о машине все так, как мне это представлялось с точки зрения летчика. Товарищ Сталин задавал такие сугубо специ альные вопросы, касающиеся само летостроения, что я частенько заду мывался, чтобы опрометчивым огре том не «ввести в заблуждение» это го простого и величайшего человека, вождя народов. И здесь я заметил, что Сталин — это человек, который любит послушать, любит посовето ваться с людьмй, имеющими непо средственное дело с машиной — са молетом, комбайном, отбойным мо лотком. Второе, что меня поразило, — это то, что товарищ Сталин знаег де тально вопрос, интересующий его. Откуда человек, занятый делами го сударственной важности, знает тон кости авиамоторостроепия -и летного дела? Ог многогранной культуры и от гениального, всеоб’емлющего ума идет эта прозорливость. И, наконец, третье, что я наметил при этой встрече с товарищем Ста линым, — это его забота о челове-' ке. Наше летное дело — профессия сложная и иногда опасная. Сталин во время заседания допытывался от конструкторов и летчиков: а как этот самолет, не опасен . т а при вы нужденной посадке? Можно ли из' него свободно выпрыгнуть с пара шютом? Удобно ли- экипажу рабо тать? И если получал отрицатель ный ответ, начинал спокойно, но весьма внушительно, доказывать, что самолет, опасный для жизни, не есть советский самолет, что его нужно выбросить или переделать так, что бы люди, самый ценный капитал в мире, были окружены максимальны ми удобствами. В авиации нет ме лочей. Из-оа мелочей часто гибнут люди. Этого мы не -можем допу скать. Внимание к человеку, огромное, неизмеримое человеколюбие — это третье, что я заметил у товарища Сталина на деловом заседании.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz