Полярная правда. 1937, август
IIW U I JH ULItLJ I UlfllHliUU -I- МП 1.1 X.IHIK » II141ШПYllflff II \44tnn I Советская авиация—орудие обороны отечества трудящихся и победоносного социалистического строительства! □ □ □ ДЕЛА И ЛЮДИ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ Группа молодых парашютистов: т. ЧИСТЯКОВ (слесарь Судоверфи), М. ГЛАЗУНОВ (слесарь Рыбокомбината) и М. СЮШШ. К А К Я УЧИЛСЯ По инициативе комсомольской) комитета судоремонтной и судострои тельной верфи и этом году органи зовали кружок *по изучению пара шютного дела. В кружке занимались без отрыва> г производства 2 0 моло дых рабочих. Наши занятия прохо дили организованно я Интересно. 8 августа кружок закончил свою работу. Из 20 человек зачеты на парашютиста первом степени сдали на «отлично» и «хорошо» 15 че ловек. Что я получил в кружке? До организации кружка я очень интересовался парашютным делом. Следил за развитием парашютизма в нашей стране. Читал много литера туры о парашютизме и твердо решил стать парашютистом. В кружке, где л занимался, изучил и освоил тех нику укладки боевого парашюта, ис торию парашютизма, действия па рашютиста в воздухе, классифика ция самолетов и т. д. Я без отрыва от производства сдал зачеты яа парашютиста первой ступени на «отлично». Меня, как отличника, допустили изучать па рашютное дело второй ступени. На второй стадии учебы я должен сде лать прыжки с самолета. Но орга низация кружка у нас на заводе и вообще в городе задерживается из-за отсутствия аэроклуба. Горсовет и ГК комсомола должны удовлетворить потребности молодежи. Комсомолец ЧИСТЯКОВ. Самолеты, самолеты! Заметки парашютистов В втом году у пас на Рыбоком бинате работал кружок парашюти стов. В нем занимались без отрыва от производства 25 человек. Интерес нашей (молодежи к изучению пара шютизма, планеризма и летного искусства с каждым днем возрастает. 1 Б августа наш кружок закон чил свою работу. Из 25 человек, занимавшихся в нем, сдали зачеты на «отлично» и «хорошо» 17 чело век. ■Мы читаем очень много. Каждый из нас имеет библиотечку парашю тиста. После окончания кружка пер вой ступени асы должны были учиться в кружке второй ступени, где требуется совершать прыжки с самолета. Организация этого кружка задерживается из-за отсутствия аэроклуба. Сейчас мы переключились на изу чение планеризма. Этим искусством мы тоже интересуемся. Думаем и по планеризму зачеты сдать на «от лично». Мы требуем от городского комите та комсомола. Горсовета и Осоавиа хима построить в Мурманске аэро клуб. М. СИМКИН В М. ГЛАЗУНОВ— слесаря Рыбокомбината. В тайге и тундре советского севе ра растут новые города и рабочие поселки. На берегам Полярного моря разбросаны многочисленные зимовки. Пароды Севера семимильными шага ми догоняют в своем развитии пере довые, в культурном отношении, на циональности нашего Союза. Во всем этом — немалая заслуга отважных советских летчиков полярной авиа ции Главсевморпутн. Разведки льдов, морского вверя, геологические изыскания, перевозка пассажиров, почты и товаров — все это совершается, с помощью поляр ной авиации. С августа 1936 года по август 1937 года самолеты полярной авиа ции за 15594 летных часа налета ли 2702439 километров. На самоле тах перевезено 8069 пассажиров, 111251 килограмм почты и 730010 килограммов грузов. Замечательная работа проделана полярной авиацией на зимовках. Особенно отличился чукотский от ряд, которым командует (молодой летчик-орденоносец Каминский. Кро ме ледовой разведки Чукотского моря и проводки караванов морских су дов, отряд доставил на новую метео рологическую станцию, на Анадыр ском хребте, деревянный дом в ра зобранном виде, топливо, оборудова ние для станции, а также весь со став работников. Отряд хорошо по ставил и санитарную службу. Он неоднократно обеспечивал скорую врачебную помощь больным. Полярная авиация оказывает не оценимую услугу отдаленным зимов кам. Пилот Черевичный на самолете «Н-29» летал из Иркутска на зи мовку мыса Шелаурова. Он доставил туда почту и посылки зимовщикам. На обратном пути Черевичный вывез с зимовки ша материк несколько тя жело больных. Сейчас летчик Че ревичный на самолете «Н- 1 0 » про изводит разведки в поисках Земли Санникова. Пилот Махоткии нз самолете «Н-115 прошлой зимой посетил мно гие полярные станции на побережье Карского моря, доставив зимовщикам почту, газеты и посылки, перевез экипаж па зазимовавшее во льдах гидрографическое судно «Торос». Вес ной этого года самолеты полярной авиации в горле Белого моря обслу живали зверобойные промыслы. По разведке вверя работали яа самоле тах «Сталь-2» пилоты Власоз и Вершинский. До применения самоле тов средняя годовая добыча морского зверя пе превышала 30 тысяч — 35 тысяч голов, теперь она увеличи лась до 150 тысяч голов. Навигация 1936 года, •чрезвычай но тяжелая по своей ледовой обста новке, закончилась благополучно также благодаря успешной разведки льдов с самолетов. Блестящие поле ты Героев Советского Союза Молоко ва и Алексеева, пнлотов-орденопос- цев Козлова и Черепичного помогли ледоколам выбрать наиболее пра вильный путь и вывести суда в портам. Удачные ледовые разведки в на вигацию 1937 года помогли провести суда в небывало ранний срок мимо мыса Челюскина. В заключение мне остается на помнить о замечательных перелетах, проделанных в прошлом авиацион ном году. Это — перелет Героя Советского Союза Леваневского из Лос-Анжелоса в Москву — 17.166 километров, j Этот перелет наметил будущую трас су международных сообщений. I Затем — трансарктический пере лет Героя Советского Союза Молоко ва по маршруту: Красноярс: Якутск— Уэллен — мцс Шмидта — мыс Челюскин— Архангельск—Мо сква— Красноярск. Молоков обследо вал работу -всех предприятий Глав- севморпути, совершая неоднократно ледовые разведки. Самолет налетал 26.300 километров. И, наконец, перелет по тому же маршруту — впервые в зимних ус ловиях — пилота-орденоносца Фа- риха. Перелет имел огромное поли тическое значение. Зимовщики са мых отдаленных пунктов впервые зимою установили живую связь с материком. Попутно экспедиция до ставила на некоторые зимовки вра чей. Следующие этапы — это истори ческий полет воздушной армады на Северный полюс и оборудование там научной станции. Освоение полюса дало Советскому Союзу практическую возможность связать кратчайшим воздушным пу тем СССР с Северной Америкой. Много сделано авиацией на се вере, т е по инициативе товарища Сталина проводятся большие работы по овладению Арктикой. Но это только начало. В ближайшие два- три года северные.линии будут обо рудованы радио-маяками, промыш ленность даст нам новые скоростные самолеты и мы сумеем победить по лярную нсгчь и осеннюю распутицу на аэродромах, наладить регулярное воздушное сообщение с отдаленными пунктами ва Севере нашей необ’ят- ной страны. ' Самолет — желанный гость в лю бом уголке тайги и тундры, где есть живые люди. Там, где пролетают самолеты, жизнь лицей становится иною. Самолеты несут советскую культуру народам далекого севера. Жизнь этих народов с»ла лучше и веселее, как я во всех уголках па шей Р о д ины , расцветающей под ру ководством вождя пародов товарища Сталина. Герой Советского Союза М. ШЕВЕЛЕВ — начальник'' полярной авиации Главсевморпутн. На занятии планеристов. - Растить кадры авиаторов МОЛОДЕЖЬ, НА ПЛАНЕРЫ! В нынешнем году в Мурманске построен ангар, приобретено -7 пла неров. Зимой на планеродроме изу чали летное дело более 80 человек. ТТ аттпт активисты инструктора-об щественники тт. Пиликин Н., Скря бин В., Фишгапова В. и Леонтьев В. с энтузиазмом выполняли порученное е м дело. В результате настой чивой работы в течение зимы пла нерная станция подготовила 1 2 0 планеристов первой н^гупенн. Инст руктор тов. Скрябин подготовил 45 планеристов, ав подарок дню авиации он за летние месяцы подготовил еще 1 2 планеристов. Велика тяга вашей молодежи к воздушному спорту, но при тепереш ней маленькой планерной станции эту тягу «ы удовлетворить -не мо жем. Встает вопроо о создании в Мурманске планерного клуба. Не обходимо приобрести самолеты « буксировочные планеры. Вся наша молодежь , должна с большевистской настойчивостью бо роться за осуществление лозунга славной' советской авиации — ле тать выше всех и дальше всех! ♦. ГОНЧАР — • начальник летно - планерной стации. I I Аэродром на берегу озера. В тихуто погоду, когда солнце открывает про сторные горизонты, можно окинуть глазом спокойную водную поверх ность, уходящую в невидимую даль и где-то сливающуюся с голубым краем неба. На противоположном бе регу — зеленая опушка леса и вы сокие отроги гор. Но чем ближе осень, тем меньше ясных пригожих дней. Сердито гудит ветер в прово дах, вздымая на дороге серую пыль. Он гонит -по небу тяжелые тучи, а вода в озере бурлит, как кипяток. — Плохая видимость, — говорят пилоты. В один из таких ненастных дней пилот Карабанов получил задание переправить продукты геолого-раз* ведчпкам в Рестикенте. Это была од на пз самых дальних геолого-разве- дывательных партий па Кольском по луострове. Туда редко кто загляды вал, прилет летчика был большим событием в жизни этих людей. Ка рабанов мгновенно взвесил все шан сы за п против, прпкинул в уме возможные трудности полета и ко ротко ответил согласием. При взлете он первым делом взгляпул на остроконечные пики гор Мопчи. Это был выработаппый прак тикой инстинкт. Нрп видимости гор можно пускаться в полет, пе опаса ясь за его исход. Но горные верши ны пропали. К-араГ.апов крепко держал штур вал, паправляя юркую машппу к цели, лежавшей за пределами чело веческого глаза. Мотор и ветер за глушали голос. В 1933 году я поступил в школу планеризма. Шесть месяцев настой чиво в упорно изучал искусство пла неризма. Школу окончил на «отлич но», получив звание инструктора. G тех пор в мою жизнь йланер вошел как самое необходимое ее условие. Я организовал на заводе фуппу планеристов в количестве 2 2 чело век. Все они с огромным желанием изучают планерное дело/ Особенно усердно учатся комсомольцы Пню* ничпиков, Куранов, Тетерин, Лида Василькова, Нюра Семенова. Надо сказать, что Мурманский Горком и Окружком ВЛКСМ не за нимаются всерьез пропагандировани ем планеризма в массах молодежи. Ведь факт, что руководители Окруж кома и Горкома ВЛКСМ, а также руководители первичных комсомоль ских организаций до сих пор во умеют и ле желают научиться уп равлять планером. Для того, чтобы быстро двинуть вперед дело плане ризма, нужен в первую очяре#» щ » мер комсомольских руководителей. А за руководителями дружно потянется к планеру вся молодежь. Планерный спорт особенно целее тем, что он прививает твердую дис циплину, выдержку, сноровку в сме лость. Планеризм пользуется огром ной популярностью среди нашей со*- ветской молодежи. И нам надо упор но овладевать этим замечательным видом воздушного спорта. Г. СКАЗОЧКИН — секретарь комитета $ЛКСМ Бондарного завода. Слева — летчики КАРАБАНОВ и ДИБИЛЕВ у машины; в центре — техник Александра ПОДВАЛЬНАЯ; справа — техник МАТВЕЕВ и практикант-дипломник БЕНПМАН осматривают мотор перед полетом. Фото Г. Ратфельдера. Был дождь, похожий на тропиче ский ливень. Дули северные ветры. Свинцовые облака и непроницаемая стена тумана закрывали путь вперед и ввысь. Но самолет летел и долетел. Летчика тепло встретили разведчи ки-геологи. — Самолет, самолет!.. — крича ли люди. Они жадно закидали вопро сами, расспрашивая о новостях. По том Карабанов снова сел в самолет и пошел в обратный путь. Карабанов повел самолет на посадку. Нилот вылез из кабины, облегченно вздохнул, и, как другу, приветливо помахал шлемом полосатому конусу, развевающемуся на ангаре. Когда впечатления от этого полета устоя лись, потеряли свою остроту, Кара банов, шагая с аэродрома домой, мы сленно давал оценку воздушному рейсу: — Ничего особенного, поду маешь, тоже... Ну ветры, ну дождь, что ж из этого? Туман был? Ну был, эка невидаль... Продукты, надо было доставить и доставил. Вот и все. Бывает похуже. Ведь мы, летчи ки, одно дело делаем с ними — гео логами. И хоть опп в землю забира ются, а мы в воздух стремимся — дело одно для страны. Пу гак пе о чем и говорил,. Были и другие полеты — на ре ку Воронью, когда перебрасывали па топливную разведку партию Акаде мии паук, в Федорову тундру, когда пришлось обходить дождь и итти на высоте четырехсот метров. Теперь Карабанов ведет машину по изученной трассе обычного рейса на Терский берег. Ог озера Имандра к Белому морю. Но недавно Карабанову пришлось выполнять совершенно иную рабо ту. Начальник вызвал его и сказал: — Нужно перевезти семгу из Ум- бы в Мурманск. Но только перевезти недостаточно. Надо добиться сохране ния сортности рыбы. Карабанов полетел на умбскую факторию. Понимая важность вада- нпя, пилот не стал дожидаться, ко гда люди привезут рыбу, он сам ор ганизовывал их, подтарапливал, сам помогал грузить в самолет. Было около двух часов ночи, ко гда Карабанов прилетел в Мурманск и посадил самолет на заливе у коп тильного завода. — Где автомашины? Их не было. А рыбу нужно быст ро выгрузить. Карабанов побежал к телефону. Он долго звонил по раз ным квартирам, настойчиво и терпе ливо об’яснял в десятый раз, что, как и почему и, наконец, услышал долгожданное: — Машины скоро будут. Но это «скоро» наступило не так уж быстро. Карабанов несколько раз выбегал на дорогу, нетерпеливо ожи дая транспорта. Ему было бы стыд но, если бы он не смог доложить командиру о выполненном задании. — Беспокойный парень, — ска зал старик-сторож, сидевший в теп лом тулупе в будке. В это время покззались машины. Карабанов не мог удержаться от уп река. — Эх, братцы,— сказал он груз чикам, — я летел от Умбы до Мур манска 2 часа 50 минут, а вас ожидал больше 3 часов. Куда же это годится? Рыбу выгрузили, она оказалась совершенно свежей. После этого Ка рабанов перевозил рыбу еще четыре раза. Больше досадных ваминок с разгрузкой не получалось. Так была проложена новая трасса с озера Имандра к Белому морю, а оттуда ж Кольскому фиорду. — ...Вот и все, — вакончил на шу беседу Карабанов. Он подошел к екну. Ветер гнал пыль по дорого. * ** — А дело было так... Летчик Лопатко разложил карту и топкой линией карандаша про чертил. едва заметный путь. В умень шенных масштабах он представлялся небольшим, почти крошечным. Но в действительности маршрут протянул ся на сотни километров. Они прохо дили под самыми тучами и земля сверху казалась игрушечной, неус тойчивом. Это произошло в первые дни при езда Лопатко на север. Где-то в лесу вспыхнул пожар, нужно было разве дать район, обнаружить очаг огня, установить площадь пораженного ле- сз и сообщить людям, готовым по горячим следам разведки броситься на борьбу с пожаром. Лопатко точно выполнил задание. Вскоре после этого случая он поле тел в Лапландский заповедник. Когда поднялся, — увидел сплошной дым. Это было похуже тумана. Дым стоял тяжелой массивной стеной, расту щей вширь и вверх. Дым ел глаза и летчик вынужден был пойти на по садку. Машина села на острове Ерм. Лопатко ночевал здесь, а рано утром пробрался в Зашеов ■ сообщил о пожаре. И был еще один памятный эпизод. В Саве-губе, что у дальнего Чалм- озера, находилась в тяжелом положе нии роженица — жена начальника лесоучастка. Доктора нет. Человека надо спасти. — Летите, — сказал командир. Лопатко прилетел в Сава-губу, ко гда женщина уже родила, но она нуждалась в немедленной медицин ской помощи. Вместе с ребенком, ко торому было несколько часов, роже ницу посадили в машину. Лопатко вел самолет быстро, но осторожно, избегая сотрясений и толчков. Осторожно управлял машиной, ос торожно посадил машину, на аэро^ дром в сдал больную доктору. Все. — Со мной тоже похожи! слу чай произошел, — сказал летчик Цпбилев. Из Кузомени пришла телеграмма. За скупыми сдержанными словами телеграфного текста скрывалось большое человеческое горе. У кол хозницы Богдановой началось зара жение крови. Женщина была почти без сознания. . ч Когда самолет прилетел, на берегу реки собралось почти все население Кузомени. Летчика просили: — Вы ее осторожнее... — Смотрите ва нашей колхозни цей... — Доставьте в аккурате... Летчик отвечал: — Будьте спокойны. А сама больная тяжело стонала, боль исказила черты ее лица. Она не понимала каким своеобразным спо собом возвращают ей здоровье i жизнь. Позднее, когда самолет сел в Ум- бе и больную сдали врачу, она сквозь стоны сказала Цпбилеву: — Я все ждала, когда будут страсти, а летела так, как будто в кровати лежала. Это был первый полет колхозни цы Богдановой. • ** Падас-тундра м маленькая север ная речка Падас. Там жили геолого разведчики. Речка небольшая, кругом берем. Самолет как в коридор садится. Летчик Овчинников летел, но но смог сесть. А геологам нужно доста вить продукты. В другой раз полетел Цибилев. С самолета речка казалась подходяще! для посадки, а когда опустился и машина побежала по воде, она вна чале наскочила на камень, а потом села яа мель. У самого берега речкм жил ста рик-саам. Он видел неудачную по садку самолета, видел восторженную встречу, организованную летчику ге ологами. Он видел, с каким нетер пением эти люди бежали к реке н кричали: — Самолет, вамолет!.. Потом Цибилев прилетел еще раз. На снижении он заметил, что в реке стоят флажки и решил сесть именно здесь. Это старик-саам, проживший в Падасе всю свою жизнь, разметил на речке фарватер для самолета. Пилот крепко пожал руку стари на. *♦ *. Они рассказывали все эти случаи из своей летной практики очень скупо и сдержанно. — Ничего особенного, все в по рядке вещей. Скромность, готовность выполнить любое задание во имя своей вели кой Р одины , самоотверженность во пмя спасения жизни человека — строителя социализма — отличи тельные качества советских людей. Эти качества воспитала в них пар тия, великий Сталин, чье имя на ус-; тах п в сердце каждого честного трудящегося советской страны. Б. МОЙЖЕС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz