Полярная правда. 1937, август

IIW U I JH ULItLJ I UlfllHliUU -I- МП 1.1 X.IHIK » II141ШПYllflff II \44tnn I Советская авиация—орудие обороны отечества трудящихся и победоносного социалистического строительства! □ □ □ ДЕЛА И ЛЮДИ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ Группа молодых парашютистов: т. ЧИСТЯКОВ (слесарь Судоверфи), М. ГЛАЗУНОВ (слесарь Рыбокомбината) и М. СЮШШ. К А К Я УЧИЛСЯ По инициативе комсомольской) комитета судоремонтной и судострои­ тельной верфи и этом году органи­ зовали кружок *по изучению пара­ шютного дела. В кружке занимались без отрыва> г производства 2 0 моло­ дых рабочих. Наши занятия прохо­ дили организованно я Интересно. 8 августа кружок закончил свою работу. Из 20 человек зачеты на парашютиста первом степени сдали на «отлично» и «хорошо» 15 че­ ловек. Что я получил в кружке? До организации кружка я очень интересовался парашютным делом. Следил за развитием парашютизма в нашей стране. Читал много литера­ туры о парашютизме и твердо решил стать парашютистом. В кружке, где л занимался, изучил и освоил тех­ нику укладки боевого парашюта, ис­ торию парашютизма, действия па­ рашютиста в воздухе, классифика­ ция самолетов и т. д. Я без отрыва от производства сдал зачеты яа парашютиста первой ступени на «отлично». Меня, как отличника, допустили изучать па­ рашютное дело второй ступени. На второй стадии учебы я должен сде­ лать прыжки с самолета. Но орга­ низация кружка у нас на заводе и вообще в городе задерживается из-за отсутствия аэроклуба. Горсовет и ГК комсомола должны удовлетворить потребности молодежи. Комсомолец ЧИСТЯКОВ. Самолеты, самолеты! Заметки парашютистов В втом году у пас на Рыбоком­ бинате работал кружок парашюти­ стов. В нем занимались без отрыва от производства 25 человек. Интерес нашей (молодежи к изучению пара­ шютизма, планеризма и летного искусства с каждым днем возрастает. 1 Б августа наш кружок закон­ чил свою работу. Из 25 человек, занимавшихся в нем, сдали зачеты на «отлично» и «хорошо» 17 чело­ век. ■Мы читаем очень много. Каждый из нас имеет библиотечку парашю­ тиста. После окончания кружка пер­ вой ступени асы должны были учиться в кружке второй ступени, где требуется совершать прыжки с самолета. Организация этого кружка задерживается из-за отсутствия аэроклуба. Сейчас мы переключились на изу­ чение планеризма. Этим искусством мы тоже интересуемся. Думаем и по планеризму зачеты сдать на «от­ лично». Мы требуем от городского комите­ та комсомола. Горсовета и Осоавиа­ хима построить в Мурманске аэро­ клуб. М. СИМКИН В М. ГЛАЗУНОВ— слесаря Рыбокомбината. В тайге и тундре советского севе­ ра растут новые города и рабочие поселки. На берегам Полярного моря разбросаны многочисленные зимовки. Пароды Севера семимильными шага­ ми догоняют в своем развитии пере­ довые, в культурном отношении, на­ циональности нашего Союза. Во всем этом — немалая заслуга отважных советских летчиков полярной авиа­ ции Главсевморпутн. Разведки льдов, морского вверя, геологические изыскания, перевозка пассажиров, почты и товаров — все это совершается, с помощью поляр­ ной авиации. С августа 1936 года по август 1937 года самолеты полярной авиа­ ции за 15594 летных часа налета­ ли 2702439 километров. На самоле­ тах перевезено 8069 пассажиров, 111251 килограмм почты и 730010 килограммов грузов. Замечательная работа проделана полярной авиацией на зимовках. Особенно отличился чукотский от­ ряд, которым командует (молодой летчик-орденоносец Каминский. Кро­ ме ледовой разведки Чукотского моря и проводки караванов морских су­ дов, отряд доставил на новую метео­ рологическую станцию, на Анадыр­ ском хребте, деревянный дом в ра­ зобранном виде, топливо, оборудова­ ние для станции, а также весь со­ став работников. Отряд хорошо по ставил и санитарную службу. Он неоднократно обеспечивал скорую врачебную помощь больным. Полярная авиация оказывает не­ оценимую услугу отдаленным зимов­ кам. Пилот Черевичный на самолете «Н-29» летал из Иркутска на зи­ мовку мыса Шелаурова. Он доставил туда почту и посылки зимовщикам. На обратном пути Черевичный вывез с зимовки ша материк несколько тя­ жело больных. Сейчас летчик Че­ ревичный на самолете «Н- 1 0 » про­ изводит разведки в поисках Земли Санникова. Пилот Махоткии нз самолете «Н-115 прошлой зимой посетил мно­ гие полярные станции на побережье Карского моря, доставив зимовщикам почту, газеты и посылки, перевез экипаж па зазимовавшее во льдах гидрографическое судно «Торос». Вес­ ной этого года самолеты полярной авиации в горле Белого моря обслу­ живали зверобойные промыслы. По разведке вверя работали яа самоле­ тах «Сталь-2» пилоты Власоз и Вершинский. До применения самоле­ тов средняя годовая добыча морского зверя пе превышала 30 тысяч — 35 тысяч голов, теперь она увеличи­ лась до 150 тысяч голов. Навигация 1936 года, •чрезвычай­ но тяжелая по своей ледовой обста­ новке, закончилась благополучно также благодаря успешной разведки льдов с самолетов. Блестящие поле­ ты Героев Советского Союза Молоко­ ва и Алексеева, пнлотов-орденопос- цев Козлова и Черепичного помогли ледоколам выбрать наиболее пра­ вильный путь и вывести суда в портам. Удачные ледовые разведки в на­ вигацию 1937 года помогли провести суда в небывало ранний срок мимо мыса Челюскина. В заключение мне остается на­ помнить о замечательных перелетах, проделанных в прошлом авиацион­ ном году. Это — перелет Героя Советского Союза Леваневского из Лос-Анжелоса в Москву — 17.166 километров, j Этот перелет наметил будущую трас­ су международных сообщений. I Затем — трансарктический пере­ лет Героя Советского Союза Молоко­ ва по маршруту: Красноярс: Якутск— Уэллен — мцс Шмидта — мыс Челюскин— Архангельск—Мо­ сква— Красноярск. Молоков обследо­ вал работу -всех предприятий Глав- севморпути, совершая неоднократно ледовые разведки. Самолет налетал 26.300 километров. И, наконец, перелет по тому же маршруту — впервые в зимних ус­ ловиях — пилота-орденоносца Фа- риха. Перелет имел огромное поли­ тическое значение. Зимовщики са­ мых отдаленных пунктов впервые зимою установили живую связь с материком. Попутно экспедиция до­ ставила на некоторые зимовки вра­ чей. Следующие этапы — это истори­ ческий полет воздушной армады на Северный полюс и оборудование там научной станции. Освоение полюса дало Советскому Союзу практическую возможность связать кратчайшим воздушным пу­ тем СССР с Северной Америкой. Много сделано авиацией на се­ вере, т е по инициативе товарища Сталина проводятся большие работы по овладению Арктикой. Но это только начало. В ближайшие два- три года северные.линии будут обо­ рудованы радио-маяками, промыш­ ленность даст нам новые скоростные самолеты и мы сумеем победить по­ лярную нсгчь и осеннюю распутицу на аэродромах, наладить регулярное воздушное сообщение с отдаленными пунктами ва Севере нашей необ’ят- ной страны. ' Самолет — желанный гость в лю­ бом уголке тайги и тундры, где есть живые люди. Там, где пролетают самолеты, жизнь лицей становится иною. Самолеты несут советскую культуру народам далекого севера. Жизнь этих народов с»ла лучше и веселее, как я во всех уголках па­ шей Р о д ины , расцветающей под ру­ ководством вождя пародов товарища Сталина. Герой Советского Союза М. ШЕВЕЛЕВ — начальник'' полярной авиации Главсевморпутн. На занятии планеристов. - Растить кадры авиаторов МОЛОДЕЖЬ, НА ПЛАНЕРЫ! В нынешнем году в Мурманске построен ангар, приобретено -7 пла­ неров. Зимой на планеродроме изу­ чали летное дело более 80 человек. ТТ аттпт активисты инструктора-об­ щественники тт. Пиликин Н., Скря­ бин В., Фишгапова В. и Леонтьев В. с энтузиазмом выполняли порученное е м дело. В результате настой­ чивой работы в течение зимы пла­ нерная станция подготовила 1 2 0 планеристов первой н^гупенн. Инст­ руктор тов. Скрябин подготовил 45 планеристов, ав подарок дню авиации он за летние месяцы подготовил еще 1 2 планеристов. Велика тяга вашей молодежи к воздушному спорту, но при тепереш­ ней маленькой планерной станции эту тягу «ы удовлетворить -не мо­ жем. Встает вопроо о создании в Мурманске планерного клуба. Не­ обходимо приобрести самолеты « буксировочные планеры. Вся наша молодежь , должна с большевистской настойчивостью бо­ роться за осуществление лозунга славной' советской авиации — ле­ тать выше всех и дальше всех! ♦. ГОНЧАР — • начальник летно - планерной стации. I I Аэродром на берегу озера. В тихуто погоду, когда солнце открывает про­ сторные горизонты, можно окинуть глазом спокойную водную поверх­ ность, уходящую в невидимую даль и где-то сливающуюся с голубым краем неба. На противоположном бе­ регу — зеленая опушка леса и вы­ сокие отроги гор. Но чем ближе осень, тем меньше ясных пригожих дней. Сердито гудит ветер в прово­ дах, вздымая на дороге серую пыль. Он гонит -по небу тяжелые тучи, а вода в озере бурлит, как кипяток. — Плохая видимость, — говорят пилоты. В один из таких ненастных дней пилот Карабанов получил задание переправить продукты геолого-раз* ведчпкам в Рестикенте. Это была од­ на пз самых дальних геолого-разве- дывательных партий па Кольском по­ луострове. Туда редко кто загляды­ вал, прилет летчика был большим событием в жизни этих людей. Ка­ рабанов мгновенно взвесил все шан­ сы за п против, прпкинул в уме возможные трудности полета и ко­ ротко ответил согласием. При взлете он первым делом взгляпул на остроконечные пики гор Мопчи. Это был выработаппый прак­ тикой инстинкт. Нрп видимости гор можно пускаться в полет, пе опаса­ ясь за его исход. Но горные верши­ ны пропали. К-араГ.апов крепко держал штур­ вал, паправляя юркую машппу к цели, лежавшей за пределами чело­ веческого глаза. Мотор и ветер за­ глушали голос. В 1933 году я поступил в школу планеризма. Шесть месяцев настой­ чиво в упорно изучал искусство пла­ неризма. Школу окончил на «отлич­ но», получив звание инструктора. G тех пор в мою жизнь йланер вошел как самое необходимое ее условие. Я организовал на заводе фуппу планеристов в количестве 2 2 чело­ век. Все они с огромным желанием изучают планерное дело/ Особенно усердно учатся комсомольцы Пню* ничпиков, Куранов, Тетерин, Лида Василькова, Нюра Семенова. Надо сказать, что Мурманский Горком и Окружком ВЛКСМ не за­ нимаются всерьез пропагандировани­ ем планеризма в массах молодежи. Ведь факт, что руководители Окруж­ кома и Горкома ВЛКСМ, а также руководители первичных комсомоль­ ских организаций до сих пор во умеют и ле желают научиться уп­ равлять планером. Для того, чтобы быстро двинуть вперед дело плане­ ризма, нужен в первую очяре#» щ » мер комсомольских руководителей. А за руководителями дружно потянется к планеру вся молодежь. Планерный спорт особенно целее тем, что он прививает твердую дис­ циплину, выдержку, сноровку в сме­ лость. Планеризм пользуется огром­ ной популярностью среди нашей со*- ветской молодежи. И нам надо упор­ но овладевать этим замечательным видом воздушного спорта. Г. СКАЗОЧКИН — секретарь комитета $ЛКСМ Бондарного завода. Слева — летчики КАРАБАНОВ и ДИБИЛЕВ у машины; в центре — техник Александра ПОДВАЛЬНАЯ; справа — техник МАТВЕЕВ и практикант-дипломник БЕНПМАН осматривают мотор перед полетом. Фото Г. Ратфельдера. Был дождь, похожий на тропиче­ ский ливень. Дули северные ветры. Свинцовые облака и непроницаемая стена тумана закрывали путь вперед и ввысь. Но самолет летел и долетел. Летчика тепло встретили разведчи­ ки-геологи. — Самолет, самолет!.. — крича­ ли люди. Они жадно закидали вопро­ сами, расспрашивая о новостях. По­ том Карабанов снова сел в самолет и пошел в обратный путь. Карабанов повел самолет на посадку. Нилот вылез из кабины, облегченно вздохнул, и, как другу, приветливо помахал шлемом полосатому конусу, развевающемуся на ангаре. Когда впечатления от этого полета устоя­ лись, потеряли свою остроту, Кара­ банов, шагая с аэродрома домой, мы­ сленно давал оценку воздушному рейсу: — Ничего особенного, поду­ маешь, тоже... Ну ветры, ну дождь, что ж из этого? Туман был? Ну был, эка невидаль... Продукты, надо было доставить и доставил. Вот и все. Бывает похуже. Ведь мы, летчи­ ки, одно дело делаем с ними — гео­ логами. И хоть опп в землю забира­ ются, а мы в воздух стремимся — дело одно для страны. Пу гак пе о чем и говорил,. Были и другие полеты — на ре­ ку Воронью, когда перебрасывали па топливную разведку партию Акаде­ мии паук, в Федорову тундру, когда пришлось обходить дождь и итти на высоте четырехсот метров. Теперь Карабанов ведет машину по изученной трассе обычного рейса на Терский берег. Ог озера Имандра к Белому морю. Но недавно Карабанову пришлось выполнять совершенно иную рабо­ ту. Начальник вызвал его и сказал: — Нужно перевезти семгу из Ум- бы в Мурманск. Но только перевезти недостаточно. Надо добиться сохране­ ния сортности рыбы. Карабанов полетел на умбскую факторию. Понимая важность вада- нпя, пилот не стал дожидаться, ко­ гда люди привезут рыбу, он сам ор­ ганизовывал их, подтарапливал, сам помогал грузить в самолет. Было около двух часов ночи, ко­ гда Карабанов прилетел в Мурманск и посадил самолет на заливе у коп­ тильного завода. — Где автомашины? Их не было. А рыбу нужно быст­ ро выгрузить. Карабанов побежал к телефону. Он долго звонил по раз­ ным квартирам, настойчиво и терпе­ ливо об’яснял в десятый раз, что, как и почему и, наконец, услышал долгожданное: — Машины скоро будут. Но это «скоро» наступило не так уж быстро. Карабанов несколько раз выбегал на дорогу, нетерпеливо ожи­ дая транспорта. Ему было бы стыд­ но, если бы он не смог доложить командиру о выполненном задании. — Беспокойный парень, — ска­ зал старик-сторож, сидевший в теп­ лом тулупе в будке. В это время покззались машины. Карабанов не мог удержаться от уп­ река. — Эх, братцы,— сказал он груз­ чикам, — я летел от Умбы до Мур­ манска 2 часа 50 минут, а вас ожидал больше 3 часов. Куда же это годится? Рыбу выгрузили, она оказалась совершенно свежей. После этого Ка­ рабанов перевозил рыбу еще четыре раза. Больше досадных ваминок с разгрузкой не получалось. Так была проложена новая трасса с озера Имандра к Белому морю, а оттуда ж Кольскому фиорду. — ...Вот и все, — вакончил на­ шу беседу Карабанов. Он подошел к екну. Ветер гнал пыль по дорого. * ** — А дело было так... Летчик Лопатко разложил карту и топкой линией карандаша про­ чертил. едва заметный путь. В умень­ шенных масштабах он представлялся небольшим, почти крошечным. Но в действительности маршрут протянул­ ся на сотни километров. Они прохо­ дили под самыми тучами и земля сверху казалась игрушечной, неус­ тойчивом. Это произошло в первые дни при­ езда Лопатко на север. Где-то в лесу вспыхнул пожар, нужно было разве­ дать район, обнаружить очаг огня, установить площадь пораженного ле- сз и сообщить людям, готовым по горячим следам разведки броситься на борьбу с пожаром. Лопатко точно выполнил задание. Вскоре после этого случая он поле­ тел в Лапландский заповедник. Когда поднялся, — увидел сплошной дым. Это было похуже тумана. Дым стоял тяжелой массивной стеной, расту­ щей вширь и вверх. Дым ел глаза и летчик вынужден был пойти на по­ садку. Машина села на острове Ерм. Лопатко ночевал здесь, а рано утром пробрался в Зашеов ■ сообщил о пожаре. И был еще один памятный эпизод. В Саве-губе, что у дальнего Чалм- озера, находилась в тяжелом положе­ нии роженица — жена начальника лесоучастка. Доктора нет. Человека надо спасти. — Летите, — сказал командир. Лопатко прилетел в Сава-губу, ко­ гда женщина уже родила, но она нуждалась в немедленной медицин­ ской помощи. Вместе с ребенком, ко­ торому было несколько часов, роже­ ницу посадили в машину. Лопатко вел самолет быстро, но осторожно, избегая сотрясений и толчков. Осторожно управлял машиной, ос­ торожно посадил машину, на аэро^ дром в сдал больную доктору. Все. — Со мной тоже похожи! слу­ чай произошел, — сказал летчик Цпбилев. Из Кузомени пришла телеграмма. За скупыми сдержанными словами телеграфного текста скрывалось большое человеческое горе. У кол­ хозницы Богдановой началось зара­ жение крови. Женщина была почти без сознания. . ч Когда самолет прилетел, на берегу реки собралось почти все население Кузомени. Летчика просили: — Вы ее осторожнее... — Смотрите ва нашей колхозни­ цей... — Доставьте в аккурате... Летчик отвечал: — Будьте спокойны. А сама больная тяжело стонала, боль исказила черты ее лица. Она не понимала каким своеобразным спо­ собом возвращают ей здоровье i жизнь. Позднее, когда самолет сел в Ум- бе и больную сдали врачу, она сквозь стоны сказала Цпбилеву: — Я все ждала, когда будут страсти, а летела так, как будто в кровати лежала. Это был первый полет колхозни­ цы Богдановой. • ** Падас-тундра м маленькая север­ ная речка Падас. Там жили геолого­ разведчики. Речка небольшая, кругом берем. Самолет как в коридор садится. Летчик Овчинников летел, но но смог сесть. А геологам нужно доста­ вить продукты. В другой раз полетел Цибилев. С самолета речка казалась подходяще! для посадки, а когда опустился и машина побежала по воде, она вна­ чале наскочила на камень, а потом села яа мель. У самого берега речкм жил ста­ рик-саам. Он видел неудачную по­ садку самолета, видел восторженную встречу, организованную летчику ге­ ологами. Он видел, с каким нетер­ пением эти люди бежали к реке н кричали: — Самолет, вамолет!.. Потом Цибилев прилетел еще раз. На снижении он заметил, что в реке стоят флажки и решил сесть именно здесь. Это старик-саам, проживший в Падасе всю свою жизнь, разметил на речке фарватер для самолета. Пилот крепко пожал руку стари­ на. *♦ *. Они рассказывали все эти случаи из своей летной практики очень скупо и сдержанно. — Ничего особенного, все в по­ рядке вещей. Скромность, готовность выполнить любое задание во имя своей вели­ кой Р одины , самоотверженность во пмя спасения жизни человека — строителя социализма — отличи­ тельные качества советских людей. Эти качества воспитала в них пар­ тия, великий Сталин, чье имя на ус-; тах п в сердце каждого честного трудящегося советской страны. Б. МОЙЖЕС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz