Полярная правда. 1937, август

№ 190 (3257) 18 августе 1937 г. □ ^ ■ т в в к н в в ш в в й За новые рекорды советской авиации! За новые сталинские маршруты! □ □ р д Г Т F Т СЕМЬЯ ГЕРОЕВ Звание Героя Советского Союза— высшее признание выдающейся за­ слуги перед Годиной. Наша люби­ мая ленинско-сталинская партия, наше правительство, наша Родина, наш народ — установили это зва­ ние недавне. Это было в незабывае­ мые дни, когда высоким напряжени­ ем сил всей нашей страны были вырваны из ледового плена отваж­ ные завоеватели Арктики. Это были дни, которыми гордится дружная семья народов СССР. Вождь народа товарищ Сталин неусыпно следил за операцией спасения челюскинцев в лвчно руководил ею. Лучшие советские летчики само­ отверженно предлагали свою жизнь, свой опыт для спасения советских людей. Из Хабаровска направилось авено Галышева, Доронина в Водо­ пьянова, с Камчатки— груша Кама­ нина и Молокова, с Чукотке — Ля­ пидевский и из Америки — Лева­ невский и Олепнев. Ии удалось преодолеть студеное дыхание льдов, страшное обледене­ ние самолетов, штормы и пургу. Се­ меро из них добрались к цели — наиболее близкому пункту к дрейфу­ ющей льдине и начали спасательные полеты. Правительство СССР присвоило летчикам Ляпидевскому, Леваневско­ му, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову и Доронину звание Ге- роев Советского Союза. Вместе с грамотами об этом почетном звании айждому из семи Героев был вручен Орден Ленина». В этом же году летчик Громов на новом самолете «А1ПУ25» продер­ жался в воздухе без посадки 75 ча­ сов, пройдя расстояние в 12.411 километров. Это была величайшая победа людей и советской авиацион­ ной техники. Прежний мировой ре­ корд французских летчиков был пе­ рекрыт почти на 2 с половиной ты­ сячи километров. За эту победу лет­ чику Михаилу Михайловичу, Громо­ ву присваивается звание Героя Со­ ветского Союза. Через два года этот же самолет «АНТ-25», управляемый летчиками Чкаловым, Байдуковым и Беляко­ вым, принес новую победу советской авиации. Эта тройка совершила вы­ дающийся перелет, вошедший в ис­ торию под названием «Сталинский маршрут». Свыше 9 тысяч километ­ ров без посадки пролетел их само­ лет над суровыми районами Аркти­ ки и севера Азии. Три отважных летчика получили звание Героев Советского Союза. Так стала расти семья Героев ве­ ликой советской страны, чьи силы неисчерпаемы, где «Героем стано­ вится любой». В этом году в семью Героев вли­ лось новое большое пополнение в 42 человека. Это были храбрецы, за­ щитники Родины, кренящие ее бое­ вую мощь. Имена полковника Туржанского, майора Шахта, ст. лейтенанта Ры­ чагова, пилота Горанова, лейтенан­ та Осадчего и других, получивших звание Героев Советского Союва, из­ вестны всей стране. Список Героев украсился именами популярных да­ леко за пределами нашей Родины смелых завоевателей Северного по­ люса — тт. Шмидта, Спирина, Ше­ велева, Папанина, Алексеева, Мазу- рука, Головина, Бабушкина. Так растет семья Героев — луч­ ших сынов нашего великого народа, бойцов за счастливую сталинскую Родину. . И если нам навяжут войну, эта героическая семья, увлекая бойцов своим примером, бросится на врага. Тысячи новых Героев, мужествен­ ных защитников Родины, обессмертят свои имена. Могучая непобедимая страна, ведомая гением Сталина по прямой дороге коммунизма, выдвинет из своих рядов целые когорты луч­ ших людей, достойных носить ПОЧегГг ное и ответственное звание ГерояСо­ ветского Союза. М. СЛЕПНЕВ — Герой Советского Союза. Приземление парашютистов на учениях ЛВО.- (Союзфото). Щелковский аэродром Имена — великой славы гром, — Наши Чкалов, Водопьянов, Громов.. В мире Щелковский аэродром Знаменитей всех аэродромов. Мне бы по нему хотя пройти... Как бы сердце радостно стучало! Самые высокие пути От него берут свое начало! То на подвиги вдохновлены Сталиным, своей родной страною, Реют нашей "родины сыны Над вершиной мира ледяною. Шар земной героям не велик: Стали к нам сегодня близко-близко Сказочно далекий Сан-Франциско, И другой далекий материк. Наша слава, доблесть, наша сила Безграничны. Мирный наш народ Никому не даст свиного рыла Сунуть в наш советский огород! Пядь родной земли нам дорога! Много новых птиц стальных построив, Миллионы доблестных героев Молнии обрушат на врага. Это будет самый грозный гром. Взмоют Чкалов, Водопьянов, Громов... В мире Щелковский аэродром Знаменитей всех азрофомов. В. ПЕТРОВ. Тов. Сталин здоровается с участником экспедиции на Северный полюс флагштурманом =• орденоносцем Спириным. Справа тов. Молотов. HR ВОЗДУШНЫХ МАГИСТРАЛЯХ С О В Е Т С К О Й С Т Р Я Н Ы Воздушный транспорт советской страны развивается темпами, недо­ ступными ни одному капиталистиче­ скому государству в мире. По перевозкам грузов и почты авиация СССР уже теперь занимает первое место на земном шаре. В 1934 году самолеты аэрофлота налетали 5.900 тысяч тонно-кило­ метров, в 1936 году — 20.900 ты­ сяч тонно-километров. В текущем году самолеты транспортной авиаг | цин должны налетать 25 миллионов тонно-километров. По сравнению с прошлым годом перевозки грузов возрастут с 33 тысяч до 38 тысяч тонн, перевозки почты— с 5.770 тонн до 6 . 2 0 0 . Самолеты гражданской авиации уверенно входят в быт советских го­ родов н сел. В прошлом году было перевезено 167 тысяч пассажиров, в этом году должно быть перевезено 180 тысяч человек. Страна покрылась густой сетью воздушных, регулярно действующих, магистралей. Три главнейших воздушных ли­ ний связывают Москву с Владиво­ стоком, Баку и Ташкентом. Самоле­ ты летят к далеким аулам Сванетии, в высокогорные селения Памира, в отдаленные районы Казахстана н Туркмении. Пассажирский поезд про­ ходит путь от Москвы до Ташкен­ та в ' 87 часов 30 минут. Самолет доставляет пассажира из Москвы в Ташкент за 28* часов. Ежедневно курсируют машины на воздушных линиях от Москвы до Ле­ нинграда, Одессы, Минска, Сочи, Симферополя, Саратова, Харькова, Астрахани, Новосибирска. Воздуш­ ные пути связывают Одессу с Ба­ туми, Иркутск с Якутском и Бодай­ бо, Хабаровск с Александровском- на-Сахалине и Охой и т. д. Особенно большое значение приоб­ рела транспортная авиация в рес­ публиках Средней Азии. Постоянные рейсы совершают самолеты на лини­ ях Ашхабад — Ташауз, Турткуль—* Ново-Ургенч, Ташкент — Фрунзе, Сгалинабад — Хорог, Алма-Ата — Бертыс и другие. Протяженность воздушных линий аэрофлота государственного значе­ ния достигла 55 тысяч километров. Авиалинии связывают СССР с за­ рубежными странами. Нормально действует воздушная магистраль Мо­ сква — Прага. Регулярно произво­ дятся полеты на недавно открытой авиалинии Москва — Великие Лу­ ки — Рига — Стокгольм. Через Стокгольм, пользуясь воздушным транспортом, пассажир в течение одного дня может попасть из Моск­ вы в Париж ели Лондон. Ежедневно курсируют самолеты на линии Улан-Удэ — Алтан-Булак— Улан-Батор протяжением в 540 ки­ лометров. Воздушная линия Ташкент—Ка­ бул связывает CGGP с Афганиста­ ном. На этой линии длиной в 957 километров совершаются 8 рейсов в месяц. После героических трансполярных перелетов встала на очередь проблема создания регулярной воз­ душной линии Москва — Соединен­ ные Штаты Америки. Изучаются два варианта воздушной связи с Аме­ рикой: через Северный полюс и через Якутск — Анадырь и Аляску. Советская авиационная техника на­ ходится на столь высоком уровне, что оба варианта являются реаль­ ными. Характер грузовых переЛзок гражданского воздушного флота — самый разнообразный. На линии Карсакпайскне заводы — Джусалы перевозится цонная ру­ да. Много драгоценных металлов, пушнины и других грузов перево­ зится на авиалиниях Дальнего Во­ стока и Восточной Сибири. В авгу­ сте тяжелые малины аэрофлота при­ ступили к массовой перевозке скота из Ашхабада в Ташаузский округ. Всего для ташаузских колхозни­ ков будет переброшено более 1 0 ты­ сяч овец. Из года в год растет коли­ чество товарных грузов, доставляе­ мых самолетами аэрофлота. Самоле­ ты перебрасывают свежие черешню, мандарины, виноград с Кавказа, из Крыма и Средней Азии. В отдален­ ные селения Памира по воздушным линиям забрасывается хлеб. Само­ леты везут рыбу, пушнину, медика­ менты... Трудно переоценить огром­ ную роль самолета в доставке газет. Самолетный парк советского граж­ данского флота пополняется усовер­ шенствованными машинами. Прежде всего следует отметить комфовц^ бельный самолет «АВТ-35» в к{ЯР серской скоростью 290— 300 кило­ метров в час. Машина вмещает 10 □ □ Г. Байдуков ВНИЗУ ПОЛЮС! С каждым годом улучшается тех­ ническое оснащение наших трасс. ВоеХупгаые линии оборудуются ра­ диомаяками, радиостанциями и светр- маяками. Работать на всех воздуш­ ных магистралях круглый год и круглые сутки — очередная задача, которую мы должны разрешить. Гражданскому воздушному флоту наряду с транспортной работой при­ ходится вести также борьбу с ма­ лярией и вредителями сельского хо­ зяйства. Задачи гражданского воздушного флота растут вместе с ростом на­ родного хозяйства страны. Все воз­ можности для выполнения этих заг дач есть! Есть самое главное — за­ мечательные кадры летчиков, техни­ ков и инженеров. Транспортная авиация заслуженно гордится пило­ тами Шибановым, Демченко, Янпц- кпм, Воскресенским, Бываловым, Кондратьевым и многими другими мастерами безаварийной четкой ра­ боты. В нашей стране под руководством товарища Сталина создана замеча­ тельная авиационная промышлен­ ность, снабжающая гражданский воз­ душный флот новыми машинами и новым оборудованием. Ог работников гражданской авиации зависит осво­ ить продукцию нашей индустрии и заставить ее образцово служить на благо нашему великому народу. И. Ф. ШИРОКИЙ — а заместитель начальника Глав­ ного Угравления Гражданского Воздушного флота. ...В кабине еще тепло: + 1 ° . Вы­ сота — 4.000 метров. Наружная температура — 25°. Через двадцать минут внизу по­ явились облака, закрыв льды. Мы медленно продвигались к Северному полюсу. Навстречу дуля ветры со скоростью сорок— пятьдесят кило­ метров в час, нагоняя нам лишнее время и расход ценного бензина. Наступило 19 июня. Время 24 часа. Мы летим только сутки, а ка­ жется, что уже прошел месяц. Это действовали высота и отсутствие ап­ петита. Мы только один раз присту­ пали к принятию пищи, больше ап­ петит не развивался. Все многочи­ сленные бутерброды, курицы, ветчи­ на, апельсины и прочее, и (прочее— все лежало нетронутым в резино­ вых мешках. В 1 час 19 нюня, т. е. когда мы пролетели 24 часа, я решил, что по­ ра смениться. Сдав ‘ вахту летчика Чкалову, я первым делом полез 8 а водой. Попить холодной простой во­ ды, когда пересыхает горло па высо­ те, — нет ничего лучшего. Присев рядом с Сашей, я все до­ пытывался: когда же будет полюс? — Очень сильные встречные вет­ ры. Будем, вероятно не раньше 4— 5 часов, — ответил он. Успокоившись, что полюса не про­ зеваю, похрапывая на койке, я ушел на бак, чтобы подкачать масло. Ма­ сло начало густеть, и это немного усложняло операцию перекачки. Вы­ полнив эту физическую процедуру на высоте 4.200 метров, я почув­ ствовал учащение пульса и решил попользоваться кислородом от Са­ шиного баллона. Сапга, уткнув лицо в маску, уже давно посасывал ки­ слород, и это значительно освежало ка к голову, так и весь организм. Омоложение в буквальном смысле— вот действие кислорода после трудов праведных. Беляков протянул мне кислородную маску, и, надев ее, я прилег на бак, чувствуя освежаю­ щую струю кислорода. Дыхание ста* ло ровным, пульс вошел в норму, и я уснул, забыв о полюсе и обо всем на свете. А в это время Чкало­ ву портил настроение появившийся справа циклон. Эти циклопы в Ар­ ктике, вопреки всем теориям, бродят в большом количестве, развевая над собой высокие перистые облака, жел­ товатые под действием лучей солнца. Они бродят, ка к призраки, по огром­ ному воздушному океану, иногда продвигаясь с большой скоростью. Пх-то (мы и боялись после неодно­ кратных уроков обледенения, после того ка к они -крали нашу скорость продвижения вперед. И понятно, что Валерию не понравился и очередной циклон справа, постепенно уклоняв­ шийся своим концом поперек наше­ го маршрута. Курс стал изменяться. Самолет уклонился влево, компенси­ руя тем самым прошлый снос вет­ рами вправо. Внизу все еще тяну­ лась сплошная облачность. У Беля­ кова что-то случилось с радиостан­ цией. По всем приборам она исправ­ на, но приема нет. Саша долго возился у радио, но принять ничего не удалось. Он пе­ ребрал все лампы, и это не помогло. Тогда он решил передать несколько радиограмм. Меня разбудили, когда обход циклона закончился и само­ лет шел по солнечному указателю курса точно на север при отличной погоде, хотя где-то далеко внизу туман еще прикрывал льды. В 3 часа 35 минут я, покурив и выпив воды, забрался на место Чка­ лова. С затаенным дыханием начал следить за компасами и за поведе­ нием всех гироскопов. Ведь вот-вот должен быть полюс. Саша, не торо­ пясь, снимает систематически высо­ ты солнца. Солнце, будучи справа от нас, давало представление об ук­ лонении от маршрута, а затем, ухо­ дя назад, отсекало нам траверз. Внимательно следя за поведением линий положения, можно было за­ ключить, что мы пдем слегка левее полюса и что рубеж 90 град, се­ верной широты, т. е. точки оси зем­ ного вращения, мы пройдем в 4 ча­ са. С высоты 4.150 метров мы ог­ лядывали гигантские ледяные пу­ стыни, испещренные трещинами различных направлений. Компасы стали более чувствительны и при небольшом крене сильно крутятся. Но гироскопы работали, -как будто бы и нет здесь никакого полюса. Человек тоже не чувствует никаких изменений, ибо Валерий как уснул, так и продолжал крепко спать, под­ жав под себя ноющие ноги. У меня сразу же пропала вся торжествен­ ность, и я стал думать о том, как иногда исследователи врали об этом злосчастном полюсе. Из-за этого я да­ же пожалел будить уставшего това­ рища. Но, взглянув вниз, мы с Са­ шей еще лишний раз поморщились от однообразной дикости льдов ж преклонились перед именами четы­ рех советских ученых, борющихся на благо родины и мировой науки за овладеете полюсом. Они где-то совсем рядом, возможно, что левее. Привет вам, товарищи Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров* Боль­ шое и нужное дело вы творите. Ну, а мы пойдем дальше, на другой по­ люс. Пространство между Северным полюсом и Канадой исследователи Арктики назвали почему-то полюсом неприступности. Вот через этот-то полюс мы и начинаем лететь. Здесь еще не гудели самолеты. И честь быть первым выпала на долю совет- ското самолета «АПТ-25». Он, нуж­ но сказать, с гордостью несся над этими льдами. (Отрывок из книги «Наш полвт в Америку»). Эпопея советских пилотов Советский авиационный спорт В начале 1936 года Центральный аэроклуб СССР имени Косарева вступил в международную авиацион­ ную федерацию (ФАИ). Достижения и успехи советской авиации стали регистрироваться и заноситься в официальный список мировых п международных рекордов ФАЛ. Первый советский международный рекорд был установлен 17 июля 1У36 года летчиком Владимиром Коккинакп на самолете «ЦКБ-26» с коммерческим грузом в 500 кило­ граммов. Коккинакп достиг высоты 11.294 метра. Он значительно пере­ крыл жрпзнапный до тех пор ФАИ официальный международный рекорд французского летчика Синьорина. Таком образом, в день авнацпп 18 августа 1937 года советская авна- иия, подводя итог своим успехам за истекший год, может отметить одно­ временно и первую годовщину своей иеждународпои рекордно-спортивнои работы. К 18 августа 1937 года советская авиация может смело по­ спорить своими успехами в этой области с авиацией передовых капи­ талистических государств. До настоящего времени между­ народная спортивная комиссия при ФАИ утвердила и занесла в офици­ альный список мировых и между­ народных рекордов 24 мелцународ­ ных рекорда, установленных летчи­ ками и планеристами СССР. Пз это­ го числа 19 рекордов установлены па самолетах п гидросамолетах и 5 — на планерах. Подавляющее боль­ шинство — 16 рекордов (по клас­ сам самолетов п гидросамолетов) от- посптся к разряду высотных. Они блестяще доказывают, что советская авиацпонпая промышленность ужо создала машины, полностью удовлет­ воряющие одному из осповпых тре­ бований современной авиации: ле­ тать как можно выше. Все эти рекорды установлены на мощных серийных транспортных ма- | шинах, уже давно находящихся на ■ службе народного хозяйства нашей страны. За исключением двух — рекорды установлены на машинах с коммерческой нагрузкой от 500 до 13 тысяч килограммов. Рекорд, установленный 14 мая 1937 года Героем Советского Союза Байдуковым совместно с летчиком Кастапаевым, в свою очередь пока­ зывает, что наша авиация успешно справляется п с заданиями партии и правительства об увеличении ско­ ростных данпых наших самолетов. На четырехмоторном транспортном моноплане конструкции инженера Болховитинова, с коммерческой па- грузкой в 5 тысяч килограммов, пилоты Байдуков п Кастанаев уста­ новили новый международный рекорд скорости па дистанцию 2 тысячи километров. Они пролетели это рас­ стояние со средней скоростью 280 километров 246 метров в час. При этом следует отметить, что тот же самый самолет насчитывает уже два высотных международных рекорда с грузом в 10 тысяч и 13 тысяч ки ­ лограммов. Полеты с такой нагруз­ кой демонстрируют также достиже­ ния нашей авиации, способной под­ нимать на большие высоты тяжелые грузы. Кроме ]>екордных достижений сле­ дует остановиться также на органи­ зованных Центральным аэроклубом СССР гонках спортивных самолетов по маршруту Москва — Севасто­ поль — Москва общим протяжением 2.532 километра. Гошлглегких спор­ тивных самолетов на такую дистан­ цию до сих пор еще не было в псторпи авиации. В этих соревнованиях по­ бедил летчик Виктор Дымов. На се­ рийном учебном самолете «УТ-1» он пролетел все расстояние за 1 0 ча­ сов 41 минуту 50 секунд со сред­ ней скоростью 238,2 километра в час. На Варшавской конференции ФАИ в 1936 году по предложению деле­ гации Центрального аэроклуба СССР имени Косарева была установлена новая категория рекордов — на мно­ гоместных планерах. В октябре того же года планеристы Виктор Ильи- ченко с пассажиром Логиновым впер­ вые установил на многоместном планере «Ким-2» новый междуна­ родный рекорд дальности по прямой без посадки. Он прошел расстояние 133 километра 470 метров. В 1937 году сам :ке Ильпченко перекрыл свой рекорд на многоместном плане­ ре «Стахановец». Он пролетел 407 километров 660 метров. Кроме того в 1937 году советский планерист Расторгуев установил три новых ме­ ждупародпых рекорда дальности по прямой на одноместном планере «ГН-7». Его последнее мелуународ- ное достижение — полет на рассто­ яние 652 километра 256 метров. Держателями мировых и междуна­ родных рекордов в капиталистиче­ ских странах являются обыкновенно На полсвета, Сквозь жуткую стужу, Над безлюдным покоем земли, Три героя-товарюца рружно Знаменитый корабль повели. Через 1 фышу притихшего мира, Над пустынями сумрачных льдов Зазвучало в пространствах эфира: «Все в порядке. Летим. Беляков». Непокорного края покровы профессионалы-рекордсмены, целиком посвятившие себя борьбе за рекор­ ды. В СССР рекорды устанавлива­ ются не профессионалами. Советские авиационные рекордсмены — рядо­ вые пилоты, несущие службу в гра­ жданском, военном или осоавиахн- мовском воздушном флоте. Энтузиа­ сты своего дела, беззаветно предан­ ные своей Родине, они завоевывают j рекорд за рекордом, выдвигая Совет- ' ский Союз в ряды мировых перво- | классных авиационных держав. Име- j па этих летчиков знает и с любовью ! повторяет вся страна. ГромоЕ. Кок- | кинаки, Юмашев, отважная женщи­ на-пилот Осипенко, имеющая три высотных международных женских рекорда, летчик-пнструктор Осоавпа- хпма Вишневская, поставившая пер­ вый советский международный ре­ корд на легком самолете — вот лю- дп, олицетворяющие международную славу советского авиационного спор­ та. Всесоюзный рекорд дальности по прямой побил героический экипаж легендарного самолета «АНТ-25» — Рассекая, летим напрямик. «Все в порядке. Привет. Здоровы. [ Но под нами догой материк». Через полюс открыты ворота... Рукоплещут со всех берегов Эпопее советских пилотов, Незабвенной во веки веков. Сергей ЧЕСНЯГИН, рабочий завода «Кр. Треугольник». Герои Советского Союза тт. Чкалов, Байдуков и Беляков, совершившие перелет Москва — Северный по­ люс — Ванкувэр. Ко дню авиации 1937 года Цент^ ральный аэроклуб СССР имени А. В. Косарева регистрирует еще одну по-* беду советской авиации. Блестящий перелет Героя Совет­ ского Союза Громова, .Юмашева и Данилина на самолете «АНТ-25» по маршруту Москва — Северный по­ люс — Сан-Джасинто по своему Бначению и по своим ре зульта там далеко оставил за собой все мировые а в и а ц и о н ны е рекорды . £ССР — самый молодой член международной авиационной федера­ ции, завоевав мировые авиационные рекорды, лишний раз продемонстри­ ровал перед всем миром блестящие I успехи строительства социализма в нашей страпе. М. КРИВИСКИЙ — главный спортивный комиссар Центрального аэроклуба СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz