Полярная правда. 1937, август
N: 186 (3253) 14 августа 1937 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ МОСКВА — СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС — США Как мы будем держать курс Наш маршрм: Москва — Архаи- I От Северною полюса пата салоле! I петрова. Вообще «всякий полет че гельск — остров Рудольфа — Се верный полюс — Аляска составляет 6.663 километра. Этот путь не обычен. Поэтому обыкновенное сред ство ориентировки — магнитный компас — в нашем перелете будет непригодно. 'Принцип магнитного компаса основан на -природном свой стве магнитной стрелки распола гаться в направления магнитного меридиана. Мы пролетим невдалеке от магнитного полюса, -находящего ся- на севере Канады (его координа ты 71 градус северной широты н 96 градусов западной долготы). На этом участке поведение магнитного компаса еще но изучено в на него положиться нельзя4. Там придется пользоваться солнечным компасом. По характеру ориентировки наш маршрут можно разбить на весколь ко участков. Первый — от Москвы до Архангельска. Протяженность его — 985 (километров. Здесь полет будет совершаться на перегружен ной машине. Следовательно, ограни ченный потолок .машины позволит держать курс по земным ориентирам я по компасу. Несомненно, если по надобится, мы воспользуемся и но вым видом ориентировки — радио. С помощью радио можно держать • направление очень точно. На п у ти яз Москвы в Архангельск мы будем ориентироваться на радиостанцию Архангельска. Второй участок: Архангельск —■ остров Рудольфа. Его длина 1.960 километров. Большая часть ©того пути пролегает над морем. Здесь возможно мы встретим облач ность. Поэтому полет будет у нас проходить над облаками и мы при ложим все усилия, чтобы итти на остров Рудольфа под солнцем, поль зуясь солнечным компасом. Кроме того на севере -*мы имеем радиомая ки, которыми также думаем вос пользоваться. Мы могли бы пойти пз Москвы T irv g y a ,т у> м р т » т п я |н у . н о практика показывает, что лучше пролететь лишних 67 километров, чем, выби рая -кратчайшее расстояние, запу таться и потерять курс. При поле тах над облаками .нельзя учесть направление и влияние ветра, кото-, рый, как известно, сильно относит самолет в сторону от пути. Лучше поэтому лететь прямо на работаю щий радиомаяк. Третий участок: остров Рудоль фа. — Северный полюс. Самолету здесь предстоит пройти 919 кило метров. На этом участке мы можем пользоваться .радиокомпасом, сол нечным указателем курса н радио маяком, пеленгируя радиостанции Архангельска, острова Рудольфа, мыса Желания, острова Диксон и др. Поэтом)* отрезку пути пойдем когда солнце будет на юге яа 58 мери диане, что важно и для астрономи ческой ориентировки. сделает поворот вправо на ‘26 гра дусов. Эго мы проделаем с помощью солнечного компаса, так как счи таем, что в этом районе магнитный компас не надежен. Наш курс от полюса пойдет по 148 меридиану, проходящему ©близи Фербенкса (Аляска). От полюса до берега Аляс ки — 2.187 километров. Это наи более трудная часть маршрута. По смотрите на карту и вы увидите, что Северный полюс не является центром арктического бассейна. Центр лежит там, где находится так называемый полюс недоступности. Как раз через этот полюс недоступ ности и лежит наш путь. Что ждет нас там, — я не »наю, но а районе полюса недоступ ности можно столкнуться с кое-ка кой неожиданностью. Когда Амунд сен летал на дирижабле «Норвегия», то увидел какие-то острова. Воз можно, что это был мираж. Позже Амундсен и другие участники эк спедиции не видел* никаких остро вов. Правда, дирижабль шел немно го западнее нашего маршрута — к мысу Барроу, но если оудет хоро шая видимость, нам удастся осмот реть этот район. Открытие островов здесь возможно потому, что в этой части Ледовитого океана течение меняет свое направление, встречая очевидно препятствие — отмель или рез неисследованные, малоизвестные места представляет собой научный интерес. Наконец, пятый участок: берег Аляски — Фербенкс. Достигнув бе рега Аляски, мы будем иметь слева горы Франклина. Дальше мы пересе чем довольно высокие горы — Эн- дикотг. Протяжение последнего уча стка 612 .километров. Над Аляской нам придется тоже ориентироваться по солнцу, одно временно пеленгируя станции мыса Барроу, Нома, Фербенкса, Анкореджа и Аклавика. По одному лишь солнцу нельзя еще точно определить место нахождение самолета. В районе Арктики по невыяснен ным причинам иногда пропадает слышимость. Экипаж «Норвегии», да и наши летчики порою теряли слышимость, поэтому* мы должны быть готовы ко всему. Каше трудности стоят на нашем пути? Надо -сказать, что это — морской перелет. Наша трасса имеет протяжение над морем 5.066 кило метров и над сушей — только 1.597 километров. Летим же мы на сухопутной /машине. На нашем воздушном корабле бу дет всего € человек. Обязанности среда участников перелета точно распределены. Мне, штурману, на пример, придется работать бессмен но все 30 часов. Н знаю это и го товлю себя к полуторасуточной ра- ооте без отдыха. Многие интере суются хозяйством штурмана. Охот но рассказываю об этом. На самоле те «ССОР Н-209» у меня имеются компасы: магнитные, гиромагнит ные, гирополукомпас, солнечный компас и радиокомпас. Моя кабина имеет хороший обзор, окна сделаны из целлулоида, пропускающего мно го света. Она с общим помещением соединена дверью. Телефонной связи внутри самолета мы не имеем. Я буду все время расхаживать по са молету, потому что солнечный ком пас стоит в самой высокой части самолета — в специальном куполе из пеллулоида. Купат же располо жен в середине общей кабины. Вот мне и придется заходать туда через каждые 5 минут. Полетом я, конечно, очень дово лен. Вести корабль по новой меж континентальной трассе — большая честь. Я рад, как и весь экипаж, выполнить задание партии я пра вительства. 'Приложу все усилия использую -весь свой опыт, чтобы оправдать это высокое доверие и провести «СССР Н-209» точно по курсу до Аляски. В. И. ЛЕВЧЕНКО — штурман самолета «СССР Н-209». Погодин „хозяйничает" Председателем рабочкома в Торос- Острове был Погодин. Правда, и сейчас он там же, и вот кем он работает, трудно определить. Скорее всего, что он распределитель това- jWB, чем профсоюзный работник. Во всяком случае, ни одна партия то варов, прибывшая в Торос-Остров, не распределяется по магазинам без участия Погодина. Пользуясь этим, Погодин пе забы вает себя и своих знакомых. Были такие случаи, когда он из магазина забирал себе целую бочку огурцов костюм. II особенно заслуживает внимания последний факт: в Торос- Остров пришли велосипеды. Велоси педов было немного, а Погодин уже имеет веломашину. Однако «я не постеснялся и в этот раз взять себе еще один велосипед. ЛОЖКИН. ОБЛОМОВЫ ИЗ КОЛЬСКОГОЛЕСОКОМБИНАТА Как создавался самолет „СССР Н- 209 " Самолет «СССР Й-209», на кото ром отправились в героический даль ний путь наши славные соколы, по строен в 1935 году. Это транспорт ная машина с четырьмя моторами по 850 лошадиных сил. Размах его крыльев — 40 метров. Площадь не сущей поверхности — 237 кв. мет ров. Самолет представляет собой мо ноплан с трехланжеронным крылом. Его ’ крейсерская скорость — 280 километров в час. Перед нами была поставлена зада ча — построить самолет, который способен быя бы покрывать доста точно большие расстояния, подни мать большой груз, садиться на различных аэродромах с небольшой посадочной скоростцо. Машина дол жна быть достаточно аэродинампчна и обладать всеми средствами для по нижения посадочной скорости п ло бового сопротивления. Отсюда аэро динамическая схема машины — мо ноплан с обтекаемым носом, полу* убирающимися шасси, специальными обтекателями на радиаторах, с за- крытами кабинами. Кроме того, на* машине имеется много нововведений. Была проделана ^большая работа по конструированию вспомогательных моторов и агрегатов для под’ема колес, под'ема н опу скания шасси, открытия и закры тия щитков, уборки костыля,'запу ска моторов и под’ема грузов. Для дальних полетов машина оборудова на соответствующими аэронавигаци онными приборами и радиоаппарату рой. Над всеми этими вопросами работа ло несколько бригад во главе с Я. М. Курицкес, М. М. Шншмаревым, Н. И. Базенковым. 2 мая 1935 года самолет «СССР Н-209» осматривали товарищи Ста лин, Ворошилов, Каганович, Орджо никидзе и Алкснис. Когда товарищ Сталин подошел к моему самолету, Алкснис рассказал ему об основных данных и особенностях конструкции машины, сообщив, что делал ее мо лодой коллектив, у которой эта ма шина была первой. Товарищ Сталин направился к .гари, ведущей внутрь самолета. Осмотрев/внимательно ма шину, он крепко пожал мою руку и пожелал успехов в дальнейшей твор ческой работе. 1 мая 1936 года мой самолет уча ствовал в воздушном параде. Получив указание подготовить машину к перелету пз Москвы через Северный полюс в Северную Амери ку, мы стремились обеспечить ма шине достаточную дальность полета, на которую, кстати сказать, она нормально не рассчитана, и ириспо собнть ее к трансарктическому переп лету. Самолету придется лететь време нами на большой высоте, чтобы тща тельно изучить возможность полета ОПЫТНОЕ САДОВОДСТВО ЗАБРОШЕНО На ст. Оленья Кировской ж. д. уже три года содержатся 3 работни ка для опытного садоводства. Цель нашего опытного садоводства сводит ся к выращиванию из местных се мян материала для живой защиты железнодорожного пути. Казалось бы, в этом должны нам помочь железнодорожные организа ции, но,, увы, никто даже не поин тересовался работой садоводов.* Боль ше того, многие считают это не нужным делом. Не встречая ни от кого поддерж ки, мы обращались за помощью в газету «Гудок». Прошло уже немало времени, а результата нет. Пора руководству Кировской же лезной дороги обратить серьезное внимание на работу по защите же лезнодорожного пути от снежных за носов. Надо срочно решить вопрос о дальнейшем положении опытною са доводства. М0СЕНЦ0ВА. Еще в мае директор Кольского лесокомбината заверил районные партийные и советские организации, что лесокомбинат в этом году сплав прогонит благополучно, не допустит обсушки древесины. Для этого, — говорил он, — лесокомбинат постро ил ряд сооружений — плотин. — при помощи которых можно будет в любое вре.мя поднял, воду. Успокоив таким образом районное руководство, успокоив свой аппарат, Целлакн всю сплавную работу пре доставил самотеку. | Как сплавляются 160 тысяч фестметров древесины — этим ни кто по-настоящему не интересовал ся. Лесокомбинат своих представите лей на сплав не посылал, и псгто- му, с мая до половины июля в ле сокомбинате никто не знал действи тельного положения на сплаве. Беспечность, безответственность руководителей лесокомбината, отсут ствие руководства со стороны район ных организаций сказалось на ходе ава. Плановые сроки проплава весины на многих участках сор ваны. Если по отдельным озерам я река* Кицкого и Тайбольского лесопунктов сплав проведен более или менее бла гополучно, то сплав по реке Кола остается и по сей день под угро зой. 46 тысяч фестметров леса —* больше половины всей оплавляемо!: древесины Тайболы и Кицы, разбро саны на протяжении десятков кило метров. Даже с ближайшего лесо пункта Кица 16 тысяч фестметров древесины, из которой часть должна поступить в Мурманск, и большая не в заоблачных арктических высотах. С этой целью мы установили на са молете моторы с наддувом. Эти мо торы повышают высоту полета, а значит, и уменьшают опасность об леденения. •В этой работе вместе с конструк торским бюро участвовал ряд заво дов, снабжающих самолет готовыми агрегатами. Работой по подготовке машины руководил' "штаб перелета во главе с полковником Василием Ива новичем Чекаловым. Когда начался период испытания машины в воздухе, летали днем, а ночью работали, устраняя обнаружен ные во время испытания неполадки. Инженеры дни и ночи проводили на аэродроме. Так в течение 12 дней экипаж испытывал машину в воз духе, выявлял недочеты, а бригада быстро устраняла их. Когда машина была полностью проверена на заводе, ее снова пере гнали на Щелковский аэродром. В заключение мне хочется ска зать, что эта машина не будет по следней. Для моей прекрасной Роди ны я отдам все свои силы, чтобы создать .еще более мощную, еще бо лее быстроходную, еще более грузо подъемную и высотную машину, та кую машину, которая отвечалз бы прогрессу современной авиационной техники. В. Ф. БОЛХОВИТИНОВ — конструктор самолета «СССР Н-209». По следам выступлений „Полярной правды" 5 июля в «Полярной правде» бы ло опубликовано письмо радиста Порт-Владнмирского радио-узла Ле онтьева под заголовком «Нет заботы о радио», в котором указывалось на отсутствие необходимого оборудова ния и запасных частей. i Завком рыбозавода сообщает, что факты подтвердились. Сейчас закуп лено питание для радио на 600 ру5- лей и его хватит до ноября. половина в Кильдинстрой, еще доставлена потребителю. 5 августа древесина, идущая со сплавных рек в Кипе, должна была быть в Кнльдинстрое, однако, и на 10 августа она ие пригнана к месту назначения. Тревожное положение и с Тай- больским сплавом. В Тайболе про изошла задержка с сортировкой дре весины, в связи с чем ’ 30 тысяч фестметров леса пустили в реку Кола с опозданием на 17 дней. С проплавом ее дело обстоит крайне йяохо. Главная масса древесины, 'к а к заявляет начальник сцлава Андро нов, находится в 35 километрах О'Ч Кильдинстроя. , Но если и так, то когда же и как эту дерезесину при- плавит Кольский лесокомбинат, если со многих местах произошла обсуш ка. А спокойные руководители Коль ского лесокомбината Целлакн и Бота- )ин, потеряв надежду на искусст венное поднятие водьт, теперь ждут дождя. Ждут и ничего конкретного не предпринимают для ускорения сплава. Сплавщики заявляют, что они ни когда у себя на работе не видел! руководителей лесокомбината. Этот упрек вполне справедливый. Дирек тор комбината Целлакн по целым кварталам не выезжает на лесо пункты, а его помощник Ботарин на путтктах не бывал два года. И неудивительно, что, не зная действительного положения на спла ве, они сплошь и рядом дают голо вотяпские распоряжения. Так, на пример, лесокомбинат приказал Имандровскому пункту сплавить в адрес Мончегорска 20 тысяч фест метров древесины. Выполняя приказ своегоч начальства, Имандровский лесопункт сплавил в Мончу 17 ты сяч фестметров. Часть древесины Мончегорск принял, а около 8 ты сяч пришлось отбуксировать обрат но в Имандру. Это головотяпское распоряжение привело к излишней трате времени и расходу государст венных средств. Совершенно неудовлетворительно руководство сплавом. Зав. сплавом Галибин на сплавных участках но бывает, он больше всего предпочита ет отсиживаться на лесопункте Ки ца. Начальник сплава Авдронов то* же оторван от рабочих. Он судит о сплаве только по сводкам. Сейчас в лесокомбинате жалуются на нехватку 46 сплавщиков, а о том забыли, что еще весной ушло о работы 50 сплавщиков только по тому, что лесокомбинат не обеспечил их обувью. Давно известно, что сплавщики не имеют сапог. Однако лесокомбинат не побеспокоился о том, чтобы их достать. И по сегодняшний день только 20 процентов сплавщиков обеспечены обувью. Безобразно поставлено и снабже ние. Сплавщики, занятые на Коле, вынуждены за продуктами ездить в Мурманск, т. _к. на м^сте их нет. Не лучше и с промтоварами. В ма газинах на лесопункте Тайбола и Кица вот уже несколько месяцев их В выходной день. Купанье на озере в окрестностях Мурманска. Окружное совещание редакторов газет На-днях состоялось окружное со вещание редакторов районных, за водских и политотдельских газет и зыведывающнх издательствами. Совещание обсудило- два вопроса: о задачах газет в связи с подготов кой к выборам в Верховный Совет СССР по новой избирательной систе ме и о финансовом н хозяйственном положении газет. Представитель отдела печати и издательств Областного комитета партии тов. Мясников резко подчерк нул в докладе крупные недостатки в работе газет округа: недостаточ ную политическую заостренность, слабую работу по разоблачению и выкорчевыванию врагов народа и их приспешников, недостаточное развер тывание борьбы за ликвидацию пос лет в и й вредительства. Печать ок руга, начиная с «Полярной прав- •ды», чрезвычайно слабо освещает вопросы подготовки к выборам, мало популяризирует новый избиратель ный закон. Большевистская само критика, невзирая на лица, плохо развертывается на страницах ызет. Нет бнрыил за действенность газет ного материала. Выступавшие в прениях -редактора газет и заведывающие издательства ми остро критиковали окружной и районные комитеты ВКП(б) и полит отделы за слабое руководство и по мощь редакциям. Работая без необходимой помощи партийных организаций, большинство газет не имеет нужной материаль ной базы, переживает большие труд ности в организации бесперебойного выпуска газет, пе обладает квалифи цированными газетными кадрами. В связи с трудностями, которые н а ходится преодолевать ряду районных газет округа, за последнее время ши рокое распространение получила nyv щепная врагами «теория» о необхо димости закрыть большинство рай онных газет. Эту «теорию» пропове- дывал в Монче матерый вредитель Кондриков, настаивая на закрытии газеты «В бой за никель». Разобла ченный ныне, как враг народа, быв ший секретарь Полярного райкома партии Лютер, рьяно доказывал не целесообразность издания районной газеты «Полярный коллективист», создавая невозможные условия для существования газеты. Версия о не целесообразности изданий районных газет в связи с их невысоким идей ным уровнем и трудностями в нала живании их работы, « сожалению, встретила поддержку и в самом ок ружном комитете партии со стороны секретаря tam. Сорокина. Совещание дало резкий отпор та кого рода настроениям. В условиях дальнейшей демократизации советско го строя, и возросшей политической активности масс, роль печати, как верного и испытанного орудия пар тии, неизмеримо возрастает. И разго воры о закрытии газет могут быть только на-руку врагу. Враги делали все для того, чтобы создать тяжелые условия для газет округа. В Мончегорске газета дли тельное время выпускалась ®... бане. Враг народа Абрамов всячески зати рал вопросы печати. Под его покро вительством в издательствах двух крупнейших газет округа — «Ки ровском рабочем» и «Полярной прав де» — долгое время подвизался не кий бывший «делец» Лпфшпц. Лиф- шнц, работая авантюристическими была затрачена им яа составление проекта дома издательства, оказав шегося негодным. Особенно остро был поставлен на совещании вопрос о газетных кад рах. Редакции ряда газет не уком плектованы, не очищены от чуждых, непроверенных лиц, от имеющих да леко не безупречную репутацию. В редакции «Полярного коллективиста» несколько лет работал шпион-, в ре дакциях «За социалистическое изо билие», «В бой за никель» продол жают работать лица, которым не ме сто в большевистской печати. Враг народа Снегов сознательно засорял редакцию газеты «За социа листическое изобилие» чуждыми и враждебными элементами, поддержи вал их. В области руководства пе чатью он проводил ту же линию, что и в руководстве партийными и ком сомольскими организациями — ли нию на отрыв газеты политчасти от окружных и городских организаций, на противопоставление ее остальным народа Снегова, представить себя в роли борца с враждебными методами и приемами Снегова встретили на совещании резкий отпор. Участники совещания потребовали от тов. Вят- кина быстрее перестроить газету, долгое время руководимую врагом народа Снеговым и его приспешни ком подхалимом Волковым. Выступивший на совещании сек ретарь Окружного комитета партии тов. Годгильднев отметил, чТо пар тийные организации окрута все еще рая на лица — важнейшая задача газет. Отдельные редактора боятся критнковть своих руководителей, об ходят острые углы. Такие редактора пе обеспечивают действительно боль шевистского руководства порученным им делом, допускают грубую ошиб ку. У нас есть и такие газеты, ко торые проявляют элементы подхалим ства. Например, педавно в газете «В бой за никель» была помещена за метка, извещающая читателей газе ты, что секретарь горрайкома тов. чрезвычайно мало и плохо занимают- • Ионов выехал в Ленинград. Подобно- ся вопросами руководства и помощи своим газетам. — Районные комитеты, парткомы и политотделы, — сказал тов. Год- гнльдпев, — обычно вспоминают о своих газетах только тогда, когда газета допустит политическую ошиб ку, и л и , когда она решается покри тиковать партийных руководителей. Нелюбовь, которую проявляют к са мокритике отдельные партийные ру ководители, приводит их к явно не правильным, неболыневнетекпм газетам округами частности — ок- | взглядам на роль печати. В частио- ружной газете «Полярная правда». методами, разваливал хозяйство га- Он открыто натравливал редакцпон- зет, вводил издательства в непроизг водительные расходы. Для «Поляр ной правды» он закупил, например, некомплектную ротационную маши н у , стоимостью в 65 тысяч рублей, совершенно непригодную для изда тельства. Почти такая же сумма ных работников газеты на «Поляр ную правду», требуя от них враж дебно относиться к окружной газе те. Попытки врид. редактора «За со циалистическое изобилие» тов. Вят- кииа, шедшего на поводу у врага стп, выступление секретаря Окруж кома тов. Сорокина на совещании редакционных работников «Полярной правды», ориентировавшего редакци онный коллектив па сдерживание са мокритики, было явно вредным п по литически ошибочным. Развертывание смелой и острой большевистской самокритики, иевзд- го рода выступления несовместимы с достоинством советской печатп, не правильно воспитывают организа цию. Выступавшие в прениях резко критиковали «Полярную правду». В газете долго процветала семействен ность, нелюбовь к критике своих собственных ошибок, пренебрежи тельное отношение к письмам трудя щихся, безответственность. Эти недо статки исправляются чрезвычайно медленно. Газета попрежнему плохо связана с массами, недостаточно опе ративна. . Совещание наметило провести в ближайшее время районные совеща ния редакторов стенных газет для обсуждения вопроса о задачах печа тп в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет СССР но новой избирательной системе. нет. ^Об этом также давно известно руководству потребительской коопе-’ рации, обслуживающей лесокомби нат. Однако беспечные правленцы ничего не делают, не обеспечивают заброску в магазины требуемых промтоваров. Как в лесокомбинате, так и на пунктах руково^щтелп забыли о том, что только стахановской работой можно успешно провести сплав, а на сплаве о стахановском движении среди сплавщиков беседы никто не проводил. Были составлены догово ра на соцсоревнование. О нпх и по сей день говорят рабочкомы лесо пунктов, а ведь, фактически эти до говора давно оказались не жизнен-» ними, ибо п составлялпсь-то они кабинетным порядком, без участия... сплавщиков! Кстати, эта гнилая прак тика «организации» стахановского движения не ликвидирована и сей час. Недавно начальник сплава Андро нов и председатель рабочкома Заха-Ч ров в кабинете Црлакн составили договора... сплавных бригад на со циалистическое соревнование. А сплавщики об этих договорах ниче- то не знают. Ясное дело, что каж дый аплавщик назовет этот договор филькиной грамотой, опошляющем соцсоревнование. Нельзя сказать, что на сплаве нет стахановцев. Они есть. Вот, например, бригады Вересова, Обмо- лоткова, они действительно стаха новские. Они. в полном сознании того, что мурманские стройки ждут лес, отдают все свои силы, энергию на быстрейший проплав древесины. А чиновникам и обломовым пз Коль ского лесокомбината невдомек, что этим бригадам надо создать хотя бы минимальные условия для стаханов ской работы. Сплавщики попрежпе- му не получают своевременно зар платы, лесокомбинат продолжает кормить пх рублевыми авансами. Пора, давно пора, окружным и районным, советским и партийным организациям по-настоящему впять ся за Кольский лесокомбинат, иско ренить оттуда дух обломовщины, за ставить его руководителей работать по-советски, выполнять советские законы. И. КОЗАЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz