Полярная правда. 1937, август

14 августа 1937 г. № 186 (3253) Год издания XVI ЦЕНА 10 КОП. ОР Г А Н М У Р М А Н С К О Г О ОКРУЖКОМА и ГОРКОМА ВКП(б) и ОКРНСПОЛКОМА. С л а в а нашей Родины Возглас восхищения вырвался из глубины сердца, когда радио прине­ сло весть о новом взлете -сталин­ ских соколоъ. 12 августа в 18 ча­ сов 15 минут со стартовой дорожяа Щелковского аэродрома, под Мо­ сквой. поднялась могучая красно­ крылая птица. Это большой транс­ портный самолет «OQCP Н-Й09» на­ чал трансарктический перелет Мо­ сква— Северный полню—Северная Америка. И вновь миллионы глаз, напряженно следят за каждым ки­ лометром знаменитого воздушного пути. Экипаж самолета — славные пи­ томцы большевистской партии и со­ ветского народа: Герой Советского Союза Сигизмунд Александрович Леваневский и его товарищи: Еа- станаев, Левченко, Побежимов, Годо­ виков, Галковский. Еще один отряд завоевателей полярных просторов. • Счастлива наша страна, 'родившая таких богатырей, как Чкалов, Бай­ дуков, Беляков,. Громов, Юмашев, Данилин, Леваневский, Левченко. Опюбожденные народы ‘ Советского Союза — лоистине неисчерпаемаа сокровищница талантов. Социализм, созданный -под знаменем Ленина— Сталина, вывел тысячи и тысячи людей -из нужды и угнетения на до­ рогу зйсровой славы. Отец бортмеха­ ника Николая Годовикова был кре­ постным у графа Шереметьева. Вдумайтесь в этот факт! Отец был прикован цепью раба к ‘ колеснице зверского помещичьего режима, з сын могучим соколом najpcT над просто рами любимой Родины. В судьбе от ца и сына ярко отразилось прошлое и настоящее миллионов людей. Прочитайте внимательно волную щие страницы биографии т. Леванев­ ского. Он говорит: «Детство мое — это шум швейной машины, черпьп хлеб и картошка». Красная гвардия, фронты (гражданской войны, авиа­ ция воспитали кужеегвенного^ероя, имя которого известно во всех угол­ ках «яра. -Три' лесяца :назад Tcpoit побывал в нашем городе. Мурманцы с благодарностью вспоминают перво­ майский привет тов. Леваневского, вспоминают его мастерской взлет на летающей лодке «Оикорского» с волн Кольского залива. Двадцатый год Великой пролетар­ ской революции ознаменован такими победами нашей молодой авиации, которых никогда человечество не за­ будет. Армада тяжелых кораблейN опу­ стилась на полюсе и основала там самую -северную станцию в мире. Легендарная тройка Героев — Чка­ лов, Байдуков, Беляков— проложила через полюс сталинский маршрут, «гкрыла -воздушное сообщение меж­ ду Советским Союзом и Соединенны­ ми Штатами Америки. Вскоре из под Москвы взмыли в небо три сокола— Громов, Юмашев, Данилин. Они бле­ стяще повторили путь Чкалова и побили мировой , рекорд дальнее* полета по прямой. . И вот через месяц третий полет через полюс. Он практически разре­ шает вопросы регулярной почтово* пассажирской связи между СССР л США. Большой многоместный транс- портный самолет советского кон­ структора В. Ф. Болховитинова ле­ тит высоко над ледяными простран­ ствами <в город Фербенкс на Аляске. Эти победы есть - звенья глубо­ ко продуманной программы больше­ вистского завоевания Арктики. Под руководством товарища Сталина со­ здана и осуществляется эта про­ грамма. Великий вождь, любимый отец советских авиаторов, вникает во все мельчайшие детали подготов­ ки полетов. Вот почему обеспечен успех завоевания. Глубоко лраз&н4 вы, полны искренней любет и пре­ данности слова Леваневского и е>го товарищей: «Мы 'понесем в себе имя Сталина, как источник мужества, решимости, настойчивости, упорства, непреклонности». Они с законной гордостью говорят: «Несем на крыльях самолета величественную славу нашей Родины, славу народов Союза Советских Социалистических Республик». Наши героические пилоты — плоть и кровь великого народа. Ва­ лерий Павлович Чкалов, видевший триумф и восхищение Нью-Йорка и Парижа, поехал на 'Волгу к своим землякзм поделиться пережитым. В эти дня туда пришло известие о за­ служенной награде! П Герой спешит передать любимому Сталину чувства переполняющей его любви и благо­ дарности. Он пишет: «Буду летать до тех пор, пока правая рука спо­ собна держать штурвал управления самолета, а глаза — видеть землю». С какой радостью ,слушают эти ело-* ва трудящиеся, как грозно они зву­ чат доя врагов! ' Весь мир лризяает, что наша со­ циалистическая авиалря уже завое-* вала место в первых рядах мирозой авиации. А какие попстане великие дела будут совершены в бли/кайшем будущем! Уже созрел и разрабаты­ вается план полет* вокруг земного шара По полярному кругу. Возмож­ но, что местом старта и финиша этого полета будет Мурманск. Совет­ ские ’Ъилоты уверенно разрешают задачу: летать дальше всех, быстрее всех, выше всех. «Все в .порядке». %-Вновь радио приносит нам эта прекрасные слова, ставшие символом мужества, высо­ кого мастерства, уверенности в по­ беде. Красные крыли вновь несут сла­ ву нашей Родины над .верхушкой мира.' Слава сталилским^питомцам! Сообщение правителвственнои комиссии о перелете Москва— Северный полюс— Северная Америка Правительство удовлетворило ходатайств* Героя Советского Союза т . С. А. Леваневского, летчика т. Н. Г. Кастанаева, штурмана т. В. И. Левченко о разрешении им беспосадочного перелета по мар­ шруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Старт был дан 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут се Щелковского аэродрома, близ Москвы. Самолет взял курс Архангельск — Северный по­ люс — Аляска. Перелет совершается на самолете «Н-209» конструкции В. Ф. Болховитинова, с че­ тырьмя моторами «АМ 34-РНБ». Экипаж самолета: Герой Советского Союза С. А. Леваневский — командир, летчик Н. Г. Кастана­ ев, — второй пилОт, капитан В. И. Левченко — штурман, бортмеханики: Г. Г. Побежимов, Н. Н. Годовиков, радист — воентехник 1 ранга Н. Я. Галковский. v Правительственная комиссия по организации i перелета: М. РУХИМОВИЧ, М. КАГАНОВИЧ, < А. ТУПОЛЕВ, Я. АЛКСНИС, 0. ШМИДТ. 12 августа 1937 года. Экипаж самолета ,,Н-209“— товарищу СТАЛИНУ В эти минуты старта, когда большой транспортный самолет «Н-209» стоит на Щелковском 5эродроме, го­ товый к взлету, наши сердца, чувства, мысли обра­ щены к Вам, "дорогой товарищ Сталин. Мы улетаем из Москвы в Аляску через Северный полюс, гордые тем, что несем на крыльях самолета величественную с^аву нашей Родины, славу народов Союза Советских Социа­ листических Республик. Эта слава завоевывалась в го­ ды гражданской войны, росла на мирных колхозных полях, в цехах заводов-гигантов, в океане и в страто­ сфере, на цветущей земле и в воздухе. Мы счастливы, что, выполняя Ваше задание, прокладывая новый путь из Москвы в Америку, добавляем к этой славе и толи­ ку своего труда и частицу своих знаний. \Мы воспитаны партией Ленина— Сталина, мы по­ свящаем свою жизнь, свои дерзания, свои дела и этот полет нашей родной коммунистической партии и Вам, дорогой Иосиф Виссарионович. Все страны, все госу­ дарства, все народы живут на берегах воздушного океана. Но не всем дана сила для овладения стихией этого океана. Вы воспитали в нас такие качества, на=- шли в нас такие силы, которые приводят только к победе. И мы уверены в победе! \ До свидания, товарищ Сталин! Мы обещаем Вам выиграть сражение в борьбе с силами природы и еще раз показать миру нового советского человека: таких, как мы, в нашей стране миллионы. Перед стартом мы посылаем Вам наши слова любви и привета и пусть они будут предвестниками нашей победы! В долгом пути над океаном, над полярными про­ странствами, над полюсом, над Аляской — всюду мы будем чувствовать Вашу теплоту н ласку, которыми Rbi окружили советских летчиков. Мысли о нашей Ро­ дине и о Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, будут для нас источниками силы, энергии, решимости, воли. До скорого свидания. Экипаж самолета «Н-209»: С. ЛЕВАНЕВСКИЙ. Н. КАСТАНАЕВ. В. ЛЕВЧЕНКО. " , 4 Г. ПОБЕЖИМОВ. у ' Н. ГОДОВИКОВ. , Н р j • Г. - н ГАЛКОВСКИЙ. Щелковский аэродром, 12 августа 1937 года. Командир самолета «СССР Н-209» Герой Советского Союза С. А. ЛЕВАНЕВСКИЙ. В ДОБРЫЙ ПУТЫ На старте перелета Москва—Северный полюс— Северная Америка В ПОСЛЕДНИМ ЧАС Итальянцы потопили испанский пароход ПАРИЖ, 13. Гавас сообщает, что I к которому вскоре испанский пароход «Кампеадо;»» под­ вергся нападению двух эсминцев в районе Келпбя (близ Кап Бон к востоку от Туниса). Капитан судна Гарт, подобранный проходившим ми­ мо пароходом, заявил, что 11 авгу­ ста. когда «Кампеадор», направляясь пз румынского порта Констанца с грузом бензина в Валенсию, нахо­ дился в 60 километрах от Келибии, пз судне заметали, что их пресле­ дует итальянский эсминец «Счегта», присоединилось еще одно судно такого же типа, но без опозновательных знаков. С на­ ступлением ночи оба эсминца напали на «Камлеадор». Первый 'снаряд разорвался в машинном отделении судна и убил 5 человек. Два других снаряда попали в центр парохода. Пароход затонул. « Спасенные матросы экипажа на­ правлены в Тунис. Но имеющимся сведениям из 42 человек команды погибло 12. В Шанхае начались бои ШАНХАЙ, 13., Напряженное но- бесплатно снабжает солдат ложенпе в Шанхае после «инциден­ та» 9 августа достигло предела в свяли с прибытием японского депк- та. Бегство, китайского населения ил районов Чапея и Хонькыо на территорию иностранных концессии продолжается. К утру сегодняшне­ го дни около 80 проц. населезия докинуло Чапей. Чапей п Хонькь*о опустели. Весь день японские солд 1 - ты '«или заняты сооружением укреч­ ений. наблюдательных пунктов и пулеметных гнезд. Чрезвычайное напряжение созда­ лись v. районе Северного 'вокзала. В ночь на 12 августа китайские вой­ ска начали прибывать по железной дороге с Шанхай. Народ стихийно устроил теплую встречу прибываю­ щим солдатам. Китайское население пищей, помогает возводить баррикады. Ни одного поезда сегодня не при­ было в Шанхай. Сразу .по прибытии в Шанхтй, китайская армия начала во зроди ть укрепления, баррикады. За закры­ тыми дверьми внутри магазинов ки­ тайские солдаты сооружают барри­ кады. Пулеметы установлены на балконах и крышах многих домов. ШАНХАЙ, 13. В северном районе Шанхая начались бои. Японские мо­ ряки, по заявлению представителя мэра китайского города, сегодня ут­ ром неожиданно напали на китай­ ские оборонительные линии, идущие через железнодорожное полотно и районе Чапей. Сражение началось на трех улицах. Китайские войска ока­ зывают упорное сопротивление япон­ цам. Май, июль, июль, август 1937 года золотыми страницами войдут в историю завоевания Арктики боль­ шевиками. Посадка на Северном по­ люсе экспедиции Шмидта, легендар­ ный полет товарищей Чкалова, Бай­ дукова и Белякова через Северный полюс в Америку, нгорой рекордный полет из Москвы в США товарищей Громова, Юмашева и Данилина.* И вот,/ровно через месяц после старта тов. Громова, над ледяными полями Арктики несется могучая советская ' стальная птица «Н-209», соверша­ ющая беспосадочный полет Москва —Северный полюс— Северная Аме­ рика. Этот полет практически разрешает вопросы почтово-пассажирской связи кратчайшим путем между двумя ве­ ликими странами. Воспитанные партией Ленина— Сталина, смелые и настойчивые сы­ ны нашей Родины, вооруженные пе­ редовой социалистической техникой, добиваются новых и новых побед на благо народов, во славу своей вели­ кой Родины. 12 августа в 18 часов 15. минут со Щелковского аэродрома стартовал самолет «Н-209» и взял .курс Ар­ хангельск—Северный полюс— Аляс- ка. Уже с 11 часов утра началась загрузка самолета горючим. В 15 часов 30 минут на само­ лет начали грузить снаряжение. На борт самолета было доставлено про­ довольствие и аварийное снаряже­ ние: резиновая лодка, весла, топо­ ры, спальные мешки, специальные сапоги. Кроме того, в кабину были погружены корреспонденция и ком-1 плект московских газет от 12 авгу­ ста. С 5 часов вечера на Щелковекзи аэродром начали прибывать прово­ жающие — родные, друзья и това­ рищи ло работе. В числе первых прибыли на старт: Нарком оборон­ ной промышленности тов. Рухпмо- впч. Нарком связи тов. Халепский, проф. Туполев, Герои Советского Со­ юза тт. Водопьянов, Байдуков, Бе­ ляков и Шевелев, тов. Мехлис, на­ чальник политуправления Главсег.- морпути тов. Бергавпнов, тов. Уша­ ков, комдив тов. Бажанов -и др. Тов. С. А. Леваневского hom h h v t - но атакуют журналисты. По прось­ бе иностранных корреспондентов тов. Леваневский коротко расска­ зал им о подготовке к перелету, о конструкции самолета, его летных данных, о составе экипажа самолета. До старта остаются считанные минуты. Закончив беседу с коррес­ пондентами, тов. Леваневский, не -спеша, отходит к самолету. Через несколько минут самолет возьмет курс на север. Горделиво сто­ ит гигантская шица на стартовой горке. Огромные темно-красные крылья и вытянутый синий фюзе­ ляж. 4 пропеллера — трилистника блестят под лучами заходящего солнца. Сквозь целлулоидные стенки штурманской кабины видны тт. Лев­ ченко и Галковский. Они хлопочут там, готовятся в путь. Стрелки часов приближаются к 6. На стартовую горку прибыл за­ меститель Народного Комиссара обо­ роны. командарм 2-го ранга тов. Алкснис. В 6 часов вечера отдается при­ каз: — Запустить моторы! Мощно заревели 4 мотора. Стре­ мительно завертелись, загудели про­ пеллеры. Герой Советского Союза тов. Ле­ ваневский, второй пилот тов. Каста- паев стоят под крылом своей птицы. Обыденные костюмы, в которых пп- лоты отправляются в путь, ничем не отличают их от провожающих. Раздается команда. Пилоты горя­ чо прощаются, обнимают и целуют близких и друзей. Потом по трапу взбираются в самолет. Убирается трап. . . . , . • k РАДИОГРАММЫ С БОРТА САМОЛЕТА „Н-209“ Доросккз очищается от машин и людей. Вспыхнула ракета. Путь сво­ боден. На самолете громче заревели моторы. В конце стартовой дорожки со­ брались члены правительства, Герои Советского Союза, ученые, друзья пилотов, летчики, советские и ино­ странные корреспонденты. Кастанаев дат газ. Самолет начал разбег. Вот он набирает скорость Наконеп, миг, и тов. Кастанаев изуь мительно легко, без толчков, плав­ но в 'б часов 15 минут отрывает машину от земли. Только 35 се­ кунд понадобилось пилоту, чтобы разбежаться л оторвать самотет от земли. ■ Горячими продолжительными ап­ лодисментами провожающие награди­ ли отважную шестерку, уходящую в дальний путь. Кастанаев быстро набрал высоту и повел на север свою, озаренную солнцем, краснокрылую птицу. Вслед за ним с аэродрома взлетел легкий самолет, пилотируемый ком­ дивом тов. Бажаиовым. Самолет про­ вожает «Н-209» на: первом этазе его пути. Стоявший как раз на линии взле­ та тов. Алкснис заметил: — Молодец Кастанаев. Он совер­ шил прекрасный взлет. 35 мин бы­ ли подняты в воздух за 35 се­ кунд!!! Конструктор самолета «Н-Й09» тов. Болховитинов п ведущий инже­ нер самолета тов. Фролов добавили к этой оценке старта: — Прекрасно оторвался Кастана­ ев. Старт свидетельствует, что ма­ шина имеет еще -резервную мощ­ ность. Шум моторов постепенно затихал. Могучая птица скрылась за лесом. Гордые отважные соколы понеслись через полюс в Америку, чтобы впи­ сать в историю Страны Советов но­ вую блестящую победу, овеять но­ вой славой свою Родину. Счастливого пути, дорогие товари­ щи! 12 «густа 18 час. 25 мин. Слу­ шайте меня на волне 55 метров. Как вы меня слышите? Галковский. 18 час. 45 мин. Вас слышу на волне 32,8 м., слышу хорошо. Прошли траверз Загорска. Все в по­ рядке. Левченко, Галковский. 18 час. 49 мин. Начнем работать по ^асписаявю. £<#.в.лоряши. Галковский. 19 час. 40 мин. Пересекли Ват- гучматушку, путевая скорость 205 к/ч., высота полета — 820 м. СлыШу хорошо Москву на волне 32,8 м. Все. в порядке. Самочувст­ вие экипажа хорошее. Левченко, Галковский. 20 час. 55 мин. В 20 час. 37 мил. прошли траверз озера Воже. Архангельск, передавайте на волне 512 метров. Москву слышу' хорошо, t Галковский, Левченко. 22 час. 03 мин. В 21 ч. 50 м. широта 63 градуса, долгота 40,2 градуса. Галковский. 23 часа 53 минуты. В 23 часа 39 минут прошли остров Моржовец. Высота полета 2.600 метров. Три часа идем ночью. Леваневский и Кастанаев ведут самолет по прибо­ рам. В самолете горят все кабннные огни. Все в порядке. Галковский, Левченко. 13 августа, нуль часов 35 минут. Все в порядке. Материальная часть работает хорошо. Самочувствие хо­ рошее. Перехожу на волну 26,54 метра. Галковский. НАД БАРЕНЦОВЫМ МОРЕМ Нуль часов 55 мин. Слушайте ме­ ня на волне 26,54 метра. Как меня слышите? В нуль часов 39 мЕнут вышли в Баренцово море. Широта 68 градусов 31 минута, долгота 44 градуса 10 минут. Позади осталась ночь. Ожпдаем солнце. Высота по­ лета 2.500. Все в порядке. Само­ чувствие хорошее. Галковский, Левченко. 1 час. 53 минуты. Все в порядке. Ждите. . • 2 часа 20 минут. Широта 70 гра­ дусов 20 минут, долгота 45 градусов 15 минут. Высота полета 2.500 метров. Взошло солнце, внизу сплошь ная облачность. 2 часа 54 минуты. В 2 часа 25 минут находился на широте 72 гра­ дуса 15 минут, долготе 45 граду(ов 47 минут^Высота полета 2.300 ме­ тров. Идем над сплошными облаками. Все в порядке. Самочувствие экипа* жа хорошее. Левченко, Галковский. 3 часа 16 минут. Метео принял, ждите 40 минут. Все в порядке. 3 часа 42 минуты. Все в порядке. Ждите. 3 часа 50 минут. Слышим оба маяка хорошо. Однако к Рудольфу прямо по маяку птти нельзя. Высо­ кая облачность к востоку от пятиде­ сятого меридиана. Идем к земле Александры. Все в порядке. Само-: чувствие хорошее. Левченко, Галковский. ШИРОТА 76 ГРАДУСОВ 52 МИНУТЫ 4 часа 58 минут. В 4 часа 28 минут широта 76 градусов 52 мину­ ты, долгота 44 градуса 50 минут. Все в порядке. Левченко, Галковский. 5 часов 43 минуты. Высота 6 тысяч метров. Температура возгуха 27. Все в порядке. Левченко. 6 часов 44 минуты. 6 часов 20 минут широта 79 градусов 13 ми­ нут. долгота 51 градус 42 минуты, пережалили фронт. Идем к Рудольфу по маякам. Как слышите? Все в по^ рядке. Самочувствие хорошее. Левченко, Галковский. 8 часов 30 минут. Рудольф, дай­ те зону радиомаяка на север. 9 часов 15 минут. Идем по мая­ ку. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Галковский. 13 час. 40 мин. Пролетаем полюс. Идем на высоте 6.000 метров. М О С К В А , т о в а р и щ у С Т А Л И Н У Дорогой товарищ Сталин! В городе Горьком, на родине, где я второй день в гостях у земляков, — получил радостную весть. Пра­ вительство наградило экипаж само­ лета «АНТ-25» Орденом Красного Знамени. Трудно выразить словами то вол­ нующее чувство глубокой благодар­ ности, которое охватило меня, когда я узнал об этой новой высокой на­ граде. Верный сын великого советского народа, безгранично преданный его авангарду— большевистской партии, ее лепппскому ЦК ц тебе, наш лю- бимейший вождь, отец и учитель, я рапортую о том, что снова готов под­ няться в воздух, готов к новым за­ даниям во славу своей социалисти­ ческой Родпны. / Думаю, что выражу мнение своих товарищей Байдукова и Белякова, если в ответ на новую награду дам вам обещание — любое ваше зада­ ние, любое задание партии п прави­ тельства будет выполнено. Я же лично буду летать до тех пор, пока правая рука способна держать штурвал управления самолета, а глаза — видеть землю. Ваш Валерий ЧКАЛОВ. •э г. Горький*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz