Полярная правда. 1937, август
14 августа 1937 г. № 186 (3253) Год издания XVI ЦЕНА 10 КОП. ОР Г А Н М У Р М А Н С К О Г О ОКРУЖКОМА и ГОРКОМА ВКП(б) и ОКРНСПОЛКОМА. С л а в а нашей Родины Возглас восхищения вырвался из глубины сердца, когда радио прине сло весть о новом взлете -сталин ских соколоъ. 12 августа в 18 ча сов 15 минут со стартовой дорожяа Щелковского аэродрома, под Мо сквой. поднялась могучая красно крылая птица. Это большой транс портный самолет «OQCP Н-Й09» на чал трансарктический перелет Мо сква— Северный полню—Северная Америка. И вновь миллионы глаз, напряженно следят за каждым ки лометром знаменитого воздушного пути. Экипаж самолета — славные пи томцы большевистской партии и со ветского народа: Герой Советского Союза Сигизмунд Александрович Леваневский и его товарищи: Еа- станаев, Левченко, Побежимов, Годо виков, Галковский. Еще один отряд завоевателей полярных просторов. • Счастлива наша страна, 'родившая таких богатырей, как Чкалов, Бай дуков, Беляков,. Громов, Юмашев, Данилин, Леваневский, Левченко. Опюбожденные народы ‘ Советского Союза — лоистине неисчерпаемаа сокровищница талантов. Социализм, созданный -под знаменем Ленина— Сталина, вывел тысячи и тысячи людей -из нужды и угнетения на до рогу зйсровой славы. Отец бортмеха ника Николая Годовикова был кре постным у графа Шереметьева. Вдумайтесь в этот факт! Отец был прикован цепью раба к ‘ колеснице зверского помещичьего режима, з сын могучим соколом najpcT над просто рами любимой Родины. В судьбе от ца и сына ярко отразилось прошлое и настоящее миллионов людей. Прочитайте внимательно волную щие страницы биографии т. Леванев ского. Он говорит: «Детство мое — это шум швейной машины, черпьп хлеб и картошка». Красная гвардия, фронты (гражданской войны, авиа ция воспитали кужеегвенного^ероя, имя которого известно во всех угол ках «яра. -Три' лесяца :назад Tcpoit побывал в нашем городе. Мурманцы с благодарностью вспоминают перво майский привет тов. Леваневского, вспоминают его мастерской взлет на летающей лодке «Оикорского» с волн Кольского залива. Двадцатый год Великой пролетар ской революции ознаменован такими победами нашей молодой авиации, которых никогда человечество не за будет. Армада тяжелых кораблейN опу стилась на полюсе и основала там самую -северную станцию в мире. Легендарная тройка Героев — Чка лов, Байдуков, Беляков— проложила через полюс сталинский маршрут, «гкрыла -воздушное сообщение меж ду Советским Союзом и Соединенны ми Штатами Америки. Вскоре из под Москвы взмыли в небо три сокола— Громов, Юмашев, Данилин. Они бле стяще повторили путь Чкалова и побили мировой , рекорд дальнее* полета по прямой. . И вот через месяц третий полет через полюс. Он практически разре шает вопросы регулярной почтово* пассажирской связи между СССР л США. Большой многоместный транс- портный самолет советского кон структора В. Ф. Болховитинова ле тит высоко над ледяными простран ствами <в город Фербенкс на Аляске. Эти победы есть - звенья глубо ко продуманной программы больше вистского завоевания Арктики. Под руководством товарища Сталина со здана и осуществляется эта про грамма. Великий вождь, любимый отец советских авиаторов, вникает во все мельчайшие детали подготов ки полетов. Вот почему обеспечен успех завоевания. Глубоко лраз&н4 вы, полны искренней любет и пре данности слова Леваневского и е>го товарищей: «Мы 'понесем в себе имя Сталина, как источник мужества, решимости, настойчивости, упорства, непреклонности». Они с законной гордостью говорят: «Несем на крыльях самолета величественную славу нашей Родины, славу народов Союза Советских Социалистических Республик». Наши героические пилоты — плоть и кровь великого народа. Ва лерий Павлович Чкалов, видевший триумф и восхищение Нью-Йорка и Парижа, поехал на 'Волгу к своим землякзм поделиться пережитым. В эти дня туда пришло известие о за служенной награде! П Герой спешит передать любимому Сталину чувства переполняющей его любви и благо дарности. Он пишет: «Буду летать до тех пор, пока правая рука спо собна держать штурвал управления самолета, а глаза — видеть землю». С какой радостью ,слушают эти ело-* ва трудящиеся, как грозно они зву чат доя врагов! ' Весь мир лризяает, что наша со циалистическая авиалря уже завое-* вала место в первых рядах мирозой авиации. А какие попстане великие дела будут совершены в бли/кайшем будущем! Уже созрел и разрабаты вается план полет* вокруг земного шара По полярному кругу. Возмож но, что местом старта и финиша этого полета будет Мурманск. Совет ские ’Ъилоты уверенно разрешают задачу: летать дальше всех, быстрее всех, выше всех. «Все в .порядке». %-Вновь радио приносит нам эта прекрасные слова, ставшие символом мужества, высо кого мастерства, уверенности в по беде. Красные крыли вновь несут сла ву нашей Родины над .верхушкой мира.' Слава сталилским^питомцам! Сообщение правителвственнои комиссии о перелете Москва— Северный полюс— Северная Америка Правительство удовлетворило ходатайств* Героя Советского Союза т . С. А. Леваневского, летчика т. Н. Г. Кастанаева, штурмана т. В. И. Левченко о разрешении им беспосадочного перелета по мар шруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Старт был дан 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут се Щелковского аэродрома, близ Москвы. Самолет взял курс Архангельск — Северный по люс — Аляска. Перелет совершается на самолете «Н-209» конструкции В. Ф. Болховитинова, с че тырьмя моторами «АМ 34-РНБ». Экипаж самолета: Герой Советского Союза С. А. Леваневский — командир, летчик Н. Г. Кастана ев, — второй пилОт, капитан В. И. Левченко — штурман, бортмеханики: Г. Г. Побежимов, Н. Н. Годовиков, радист — воентехник 1 ранга Н. Я. Галковский. v Правительственная комиссия по организации i перелета: М. РУХИМОВИЧ, М. КАГАНОВИЧ, < А. ТУПОЛЕВ, Я. АЛКСНИС, 0. ШМИДТ. 12 августа 1937 года. Экипаж самолета ,,Н-209“— товарищу СТАЛИНУ В эти минуты старта, когда большой транспортный самолет «Н-209» стоит на Щелковском 5эродроме, го товый к взлету, наши сердца, чувства, мысли обра щены к Вам, "дорогой товарищ Сталин. Мы улетаем из Москвы в Аляску через Северный полюс, гордые тем, что несем на крыльях самолета величественную с^аву нашей Родины, славу народов Союза Советских Социа листических Республик. Эта слава завоевывалась в го ды гражданской войны, росла на мирных колхозных полях, в цехах заводов-гигантов, в океане и в страто сфере, на цветущей земле и в воздухе. Мы счастливы, что, выполняя Ваше задание, прокладывая новый путь из Москвы в Америку, добавляем к этой славе и толи ку своего труда и частицу своих знаний. \Мы воспитаны партией Ленина— Сталина, мы по свящаем свою жизнь, свои дерзания, свои дела и этот полет нашей родной коммунистической партии и Вам, дорогой Иосиф Виссарионович. Все страны, все госу дарства, все народы живут на берегах воздушного океана. Но не всем дана сила для овладения стихией этого океана. Вы воспитали в нас такие качества, на=- шли в нас такие силы, которые приводят только к победе. И мы уверены в победе! \ До свидания, товарищ Сталин! Мы обещаем Вам выиграть сражение в борьбе с силами природы и еще раз показать миру нового советского человека: таких, как мы, в нашей стране миллионы. Перед стартом мы посылаем Вам наши слова любви и привета и пусть они будут предвестниками нашей победы! В долгом пути над океаном, над полярными про странствами, над полюсом, над Аляской — всюду мы будем чувствовать Вашу теплоту н ласку, которыми Rbi окружили советских летчиков. Мысли о нашей Ро дине и о Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, будут для нас источниками силы, энергии, решимости, воли. До скорого свидания. Экипаж самолета «Н-209»: С. ЛЕВАНЕВСКИЙ. Н. КАСТАНАЕВ. В. ЛЕВЧЕНКО. " , 4 Г. ПОБЕЖИМОВ. у ' Н. ГОДОВИКОВ. , Н р j • Г. - н ГАЛКОВСКИЙ. Щелковский аэродром, 12 августа 1937 года. Командир самолета «СССР Н-209» Герой Советского Союза С. А. ЛЕВАНЕВСКИЙ. В ДОБРЫЙ ПУТЫ На старте перелета Москва—Северный полюс— Северная Америка В ПОСЛЕДНИМ ЧАС Итальянцы потопили испанский пароход ПАРИЖ, 13. Гавас сообщает, что I к которому вскоре испанский пароход «Кампеадо;»» под вергся нападению двух эсминцев в районе Келпбя (близ Кап Бон к востоку от Туниса). Капитан судна Гарт, подобранный проходившим ми мо пароходом, заявил, что 11 авгу ста. когда «Кампеадор», направляясь пз румынского порта Констанца с грузом бензина в Валенсию, нахо дился в 60 километрах от Келибии, пз судне заметали, что их пресле дует итальянский эсминец «Счегта», присоединилось еще одно судно такого же типа, но без опозновательных знаков. С на ступлением ночи оба эсминца напали на «Камлеадор». Первый 'снаряд разорвался в машинном отделении судна и убил 5 человек. Два других снаряда попали в центр парохода. Пароход затонул. « Спасенные матросы экипажа на правлены в Тунис. Но имеющимся сведениям из 42 человек команды погибло 12. В Шанхае начались бои ШАНХАЙ, 13., Напряженное но- бесплатно снабжает солдат ложенпе в Шанхае после «инциден та» 9 августа достигло предела в свяли с прибытием японского депк- та. Бегство, китайского населения ил районов Чапея и Хонькыо на территорию иностранных концессии продолжается. К утру сегодняшне го дни около 80 проц. населезия докинуло Чапей. Чапей п Хонькь*о опустели. Весь день японские солд 1 - ты '«или заняты сооружением укреч ений. наблюдательных пунктов и пулеметных гнезд. Чрезвычайное напряжение созда лись v. районе Северного 'вокзала. В ночь на 12 августа китайские вой ска начали прибывать по железной дороге с Шанхай. Народ стихийно устроил теплую встречу прибываю щим солдатам. Китайское население пищей, помогает возводить баррикады. Ни одного поезда сегодня не при было в Шанхай. Сразу .по прибытии в Шанхтй, китайская армия начала во зроди ть укрепления, баррикады. За закры тыми дверьми внутри магазинов ки тайские солдаты сооружают барри кады. Пулеметы установлены на балконах и крышах многих домов. ШАНХАЙ, 13. В северном районе Шанхая начались бои. Японские мо ряки, по заявлению представителя мэра китайского города, сегодня ут ром неожиданно напали на китай ские оборонительные линии, идущие через железнодорожное полотно и районе Чапей. Сражение началось на трех улицах. Китайские войска ока зывают упорное сопротивление япон цам. Май, июль, июль, август 1937 года золотыми страницами войдут в историю завоевания Арктики боль шевиками. Посадка на Северном по люсе экспедиции Шмидта, легендар ный полет товарищей Чкалова, Бай дукова и Белякова через Северный полюс в Америку, нгорой рекордный полет из Москвы в США товарищей Громова, Юмашева и Данилина.* И вот,/ровно через месяц после старта тов. Громова, над ледяными полями Арктики несется могучая советская ' стальная птица «Н-209», соверша ющая беспосадочный полет Москва —Северный полюс— Северная Аме рика. Этот полет практически разрешает вопросы почтово-пассажирской связи кратчайшим путем между двумя ве ликими странами. Воспитанные партией Ленина— Сталина, смелые и настойчивые сы ны нашей Родины, вооруженные пе редовой социалистической техникой, добиваются новых и новых побед на благо народов, во славу своей вели кой Родины. 12 августа в 18 часов 15. минут со Щелковского аэродрома стартовал самолет «Н-209» и взял .курс Ар хангельск—Северный полюс— Аляс- ка. Уже с 11 часов утра началась загрузка самолета горючим. В 15 часов 30 минут на само лет начали грузить снаряжение. На борт самолета было доставлено про довольствие и аварийное снаряже ние: резиновая лодка, весла, топо ры, спальные мешки, специальные сапоги. Кроме того, в кабину были погружены корреспонденция и ком-1 плект московских газет от 12 авгу ста. С 5 часов вечера на Щелковекзи аэродром начали прибывать прово жающие — родные, друзья и това рищи ло работе. В числе первых прибыли на старт: Нарком оборон ной промышленности тов. Рухпмо- впч. Нарком связи тов. Халепский, проф. Туполев, Герои Советского Со юза тт. Водопьянов, Байдуков, Бе ляков и Шевелев, тов. Мехлис, на чальник политуправления Главсег.- морпути тов. Бергавпнов, тов. Уша ков, комдив тов. Бажанов -и др. Тов. С. А. Леваневского hom h h v t - но атакуют журналисты. По прось бе иностранных корреспондентов тов. Леваневский коротко расска зал им о подготовке к перелету, о конструкции самолета, его летных данных, о составе экипажа самолета. До старта остаются считанные минуты. Закончив беседу с коррес пондентами, тов. Леваневский, не -спеша, отходит к самолету. Через несколько минут самолет возьмет курс на север. Горделиво сто ит гигантская шица на стартовой горке. Огромные темно-красные крылья и вытянутый синий фюзе ляж. 4 пропеллера — трилистника блестят под лучами заходящего солнца. Сквозь целлулоидные стенки штурманской кабины видны тт. Лев ченко и Галковский. Они хлопочут там, готовятся в путь. Стрелки часов приближаются к 6. На стартовую горку прибыл за меститель Народного Комиссара обо роны. командарм 2-го ранга тов. Алкснис. В 6 часов вечера отдается при каз: — Запустить моторы! Мощно заревели 4 мотора. Стре мительно завертелись, загудели про пеллеры. Герой Советского Союза тов. Ле ваневский, второй пилот тов. Каста- паев стоят под крылом своей птицы. Обыденные костюмы, в которых пп- лоты отправляются в путь, ничем не отличают их от провожающих. Раздается команда. Пилоты горя чо прощаются, обнимают и целуют близких и друзей. Потом по трапу взбираются в самолет. Убирается трап. . . . , . • k РАДИОГРАММЫ С БОРТА САМОЛЕТА „Н-209“ Доросккз очищается от машин и людей. Вспыхнула ракета. Путь сво боден. На самолете громче заревели моторы. В конце стартовой дорожки со брались члены правительства, Герои Советского Союза, ученые, друзья пилотов, летчики, советские и ино странные корреспонденты. Кастанаев дат газ. Самолет начал разбег. Вот он набирает скорость Наконеп, миг, и тов. Кастанаев изуь мительно легко, без толчков, плав но в 'б часов 15 минут отрывает машину от земли. Только 35 се кунд понадобилось пилоту, чтобы разбежаться л оторвать самотет от земли. ■ Горячими продолжительными ап лодисментами провожающие награди ли отважную шестерку, уходящую в дальний путь. Кастанаев быстро набрал высоту и повел на север свою, озаренную солнцем, краснокрылую птицу. Вслед за ним с аэродрома взлетел легкий самолет, пилотируемый ком дивом тов. Бажаиовым. Самолет про вожает «Н-209» на: первом этазе его пути. Стоявший как раз на линии взле та тов. Алкснис заметил: — Молодец Кастанаев. Он совер шил прекрасный взлет. 35 мин бы ли подняты в воздух за 35 се кунд!!! Конструктор самолета «Н-Й09» тов. Болховитинов п ведущий инже нер самолета тов. Фролов добавили к этой оценке старта: — Прекрасно оторвался Кастана ев. Старт свидетельствует, что ма шина имеет еще -резервную мощ ность. Шум моторов постепенно затихал. Могучая птица скрылась за лесом. Гордые отважные соколы понеслись через полюс в Америку, чтобы впи сать в историю Страны Советов но вую блестящую победу, овеять но вой славой свою Родину. Счастливого пути, дорогие товари щи! 12 «густа 18 час. 25 мин. Слу шайте меня на волне 55 метров. Как вы меня слышите? Галковский. 18 час. 45 мин. Вас слышу на волне 32,8 м., слышу хорошо. Прошли траверз Загорска. Все в по рядке. Левченко, Галковский. 18 час. 49 мин. Начнем работать по ^асписаявю. £<#.в.лоряши. Галковский. 19 час. 40 мин. Пересекли Ват- гучматушку, путевая скорость 205 к/ч., высота полета — 820 м. СлыШу хорошо Москву на волне 32,8 м. Все. в порядке. Самочувст вие экипажа хорошее. Левченко, Галковский. 20 час. 55 мин. В 20 час. 37 мил. прошли траверз озера Воже. Архангельск, передавайте на волне 512 метров. Москву слышу' хорошо, t Галковский, Левченко. 22 час. 03 мин. В 21 ч. 50 м. широта 63 градуса, долгота 40,2 градуса. Галковский. 23 часа 53 минуты. В 23 часа 39 минут прошли остров Моржовец. Высота полета 2.600 метров. Три часа идем ночью. Леваневский и Кастанаев ведут самолет по прибо рам. В самолете горят все кабннные огни. Все в порядке. Галковский, Левченко. 13 августа, нуль часов 35 минут. Все в порядке. Материальная часть работает хорошо. Самочувствие хо рошее. Перехожу на волну 26,54 метра. Галковский. НАД БАРЕНЦОВЫМ МОРЕМ Нуль часов 55 мин. Слушайте ме ня на волне 26,54 метра. Как меня слышите? В нуль часов 39 мЕнут вышли в Баренцово море. Широта 68 градусов 31 минута, долгота 44 градуса 10 минут. Позади осталась ночь. Ожпдаем солнце. Высота по лета 2.500. Все в порядке. Само чувствие хорошее. Галковский, Левченко. 1 час. 53 минуты. Все в порядке. Ждите. . • 2 часа 20 минут. Широта 70 гра дусов 20 минут, долгота 45 градусов 15 минут. Высота полета 2.500 метров. Взошло солнце, внизу сплошь ная облачность. 2 часа 54 минуты. В 2 часа 25 минут находился на широте 72 гра дуса 15 минут, долготе 45 граду(ов 47 минут^Высота полета 2.300 ме тров. Идем над сплошными облаками. Все в порядке. Самочувствие экипа* жа хорошее. Левченко, Галковский. 3 часа 16 минут. Метео принял, ждите 40 минут. Все в порядке. 3 часа 42 минуты. Все в порядке. Ждите. 3 часа 50 минут. Слышим оба маяка хорошо. Однако к Рудольфу прямо по маяку птти нельзя. Высо кая облачность к востоку от пятиде сятого меридиана. Идем к земле Александры. Все в порядке. Само-: чувствие хорошее. Левченко, Галковский. ШИРОТА 76 ГРАДУСОВ 52 МИНУТЫ 4 часа 58 минут. В 4 часа 28 минут широта 76 градусов 52 мину ты, долгота 44 градуса 50 минут. Все в порядке. Левченко, Галковский. 5 часов 43 минуты. Высота 6 тысяч метров. Температура возгуха 27. Все в порядке. Левченко. 6 часов 44 минуты. 6 часов 20 минут широта 79 градусов 13 ми нут. долгота 51 градус 42 минуты, пережалили фронт. Идем к Рудольфу по маякам. Как слышите? Все в по^ рядке. Самочувствие хорошее. Левченко, Галковский. 8 часов 30 минут. Рудольф, дай те зону радиомаяка на север. 9 часов 15 минут. Идем по мая ку. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Галковский. 13 час. 40 мин. Пролетаем полюс. Идем на высоте 6.000 метров. М О С К В А , т о в а р и щ у С Т А Л И Н У Дорогой товарищ Сталин! В городе Горьком, на родине, где я второй день в гостях у земляков, — получил радостную весть. Пра вительство наградило экипаж само лета «АНТ-25» Орденом Красного Знамени. Трудно выразить словами то вол нующее чувство глубокой благодар ности, которое охватило меня, когда я узнал об этой новой высокой на граде. Верный сын великого советского народа, безгранично преданный его авангарду— большевистской партии, ее лепппскому ЦК ц тебе, наш лю- бимейший вождь, отец и учитель, я рапортую о том, что снова готов под няться в воздух, готов к новым за даниям во славу своей социалисти ческой Родпны. / Думаю, что выражу мнение своих товарищей Байдукова и Белякова, если в ответ на новую награду дам вам обещание — любое ваше зада ние, любое задание партии п прави тельства будет выполнено. Я же лично буду летать до тех пор, пока правая рука способна держать штурвал управления самолета, а глаза — видеть землю. Ваш Валерий ЧКАЛОВ. •э г. Горький*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz