Полярная правда. 1937, август

ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА Л 200 (3267) 30 августа 1937 г. ОРГАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМА и ГОРКОМА ВКП(б) и ОКРИСЛОЛКОМА. ГОД ИЗДАНИЯ XVII. Цена 10 квп. „Стахановское движение это такое движение рабочих и работниц, кото­ рое войдет в историю нашего социали­ стического строительства, как одна из самых славных ее страниц", И. В. СТАЛИН. Знаменательная годовщина Два года тому назад — 30 авгу­ ста — рядовой забойщик шахты «Центральная-Ирмино» Алексей Ста­ ханов вырубил за смену - 1 0 2 тонны угля, выполнив почти 15 норм. Вслед за ним парторг этой же шах­ ты Дюканов вырубил 115 тонн. Горьковский кузнец Александр Бусы­ гин поставил рекорд производитель­ ности на ковке коленчатых валов. За этими передовиками последовали тысячи других. От стахановской искры разгорелось пламя. Из края в краб нашей великой страны пог бедно зардело знамя могучего всена­ родного стахановского движения. Еще на заре этого движения наш вождь тов. Сталин предсказал вели­ чайшее значение той революции в промышленности, которая начата стахановцами. — Огахановское дви­ жение, — говорил тов. Сталин, — нельзя рассматривать, как обычное движение рабочих и работниц. Ста­ хановское движение это такое дви­ жение рабочих и работниц, которое войдет в историю нашего социали­ стического строительства, как одна из самых славных ее страниц. Теперь яркое содержание этого движения раскрывается в замеча­ тельных цифрах. Продукция крупной промышленности выросла в 1936 го­ ду на 30 процентов, что является рекордом для прошлых лет второй пятилетки. Вторая пятилетка выпол­ нена тяжелой промышленностью по валовой продукции в 4 года, а всей промышленностью — в 4*А года. Народный доход увеличился с 66,5 миллиарда в 1935 году до 84 млрд. рублей в 1936 году. Успешно вы­ полняется задача второго пятялет него плана по повышению • уровня потребления трудящихся в 2 — 3 ра­ за. Борьба за повышение производи­ тельности труда — важнейшая за­ дача рабочего класса после победы пролетарской революции. Еще в пе­ риод гражданской войны Владимир Ильич Ленин писал: «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, саг мое главное для победы нового обще­ ственного строя. Каппталжам создал | водители предприятий. Ведь факт, Ключем бьет энергия еоветского народа. Каждый день рождает тыся­ чи талантливых изобретателей, орга­ низаторов, подлинных творцов соци­ алистического труда. Стахановское движение вырастило сотни таких людей и у нас на Журмане. Всей стране известны имена наших моря- ков-рыбаков тралового флота тт. Тис- ленко и Макаревича, под водитель­ ством которых траулер «Киров» по­ казывает класс стахановской работы, имена капитанов траулеров Копыто^ ва, Катц, Новожилова и друтих, по­ лучивших от правительства высшую награду. Стахановское движение на Мурма- не за истекшие два года сделало крупнейшие шаги в области повы­ шения производительности труда. Яркий пример тому — работа тра­ лового флота Мурмана. В 1935 году средний годовой улов рыбы на тра­ улер составлял 17 тысяч центнеров, в 1936 году он повысился до 26 тысяч центнеров, а в первом полу­ годии 1937 года уже до 33 тысяч центнеров. Но далеко не на всех наших пред­ приятиях и стройках стахановское движение получило тот размах, кото­ рый нужен н вполне возможен. Ру­ ководители предприятии и строек не добились еще необходимой организа­ ции этого движения. На наших пред­ приятиях к стройках есть еще вешало людей,. тормозящих стахановское движение. Огахановское движение срывали троцкистско-правые банди­ ты — злейшие врага народа. Ста­ хановское движение тормозили чину­ ши и бюрократы. Стахановцы мурманских предпри­ ятий, выступая сегодня на страни­ цах нашей газеты, вскрывают при­ чины, сдерживающие мощный раз­ мах стахановского движения. В чем кроются эти причины? Неумелая организация труда рабочих, нечет­ кое планирование работ, отставание командиров производства от уровня стахановской работы, медленное рас­ пространение стахановского опыта и т. д. Все эти препятствия легко преодолимы, но их еще терпят руко- пронзводит-ельность труда, невидан­ ную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, го­ раздо болёе высокую производитель­ ность труда». Огахановское движение особенно сказалось на росте производительно­ сти труда. В 1933 году производи­ тельность труда выросла на 8,7 про­ цента, в 1934 году — на 10 про­ центов, в 1935 году — па 15 про­ центов, а в 1936 году — на 22 процента. Социализм создал все условия для соревнования миллионов трудящихся. Только с уничтожением эксплоата- ции трудящиеся смогли проявить свои способности, выявить таланты, которых в народе, как говорил Ле­ нин. «...непочатый родник и кото­ рые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами>. Наша партия организовала социалистиче­ ское соревнование, превратив его в основной метод социалистического что очень часто ударники не могут стать стахановцами лишь только по­ тому, что на их пути стоят такие мелочи, как неподготовленное рабо­ чее место, не во-время поданный ин­ струмент и т. д. Вторая годовщина стахановского движения требует от каздого хозяй­ ственного руководителя, от каждого инженера критически просмотреть свою работу за истекшие два года, чтобы полностью извлечь все уроки и двигаться дальше, вперед. По- большевистски возглавить массы ста­ хановцев — вот что требуется от каждого хозяйственного руководите­ ля и инженера. А стахановцы — революционеры производства — дол­ жны сокрушать все препятствия, стоящие на их пути, уверенно доби­ ваться своей цели. Стахановцы, ударники и все тру­ дящиеся Мурмана в третьем стаха­ новском году покажут новые образ­ цы социалистической производитель­ ности труда. 1937 год — год даль­ нейшего под’ема стахановского двп- строительства. Наша партия подняла | женпя, роста производительности на щит стахановское движение, как труда, роста изобилия продуктов и высшую форму социалистического зажиточности трудящихся нашей ве- соревнованпя. 1 ликой Родины. СООБЩЕНИЕ ТАСС ПОДАРОК СТРАНЕ Передовые суда тралового флота ознаменовали годовщину стаханов­ ского движения новыми успехами. Вчера и сегодня выполнили свои годовые планы траулеры «Аскольд», «Коломна», «Куйбышев». Кировцы под руководством молодо­ го капитана тов. Сгрельбнцкого вы­ полнили план Ш квартала. Вместе с ними выполнил квартальный план траулер «Москва». Эти два судна еще раз показали пример боевой ста­ хановской работы. 9.095 тонн руды ' На апатитовом руднике имени Кирова в ознаменование второй го­ довщины стахановского движения начался стахановский двухдекадник. В него включились рабочие 1-то, 2-го и 5-го участков. Весь коллек­ тив рудника дал обязательство добы­ вать не менее 9 тысяч тонн руды в суткн. 28- августа рудник дал 9.095 тонн. Наибольшее перевыполнение плана — 636 тонн — дали рабо­ чие 2 -го участка. Особенно хорошо работал буриль­ щик 5-го участка Тимоненко. При норме в 24 метра он пробурил 66 метров. Бурильщик Марков при той же норме дал 56,4 метра. В два с половиной раза перевыполнил норму бурильщик Синельников. Разборщик 1-го участка тов. Ефремов при нор­ ме в 28 тонн дал 51 тонну, тов. Буланов — 49,5 тонны, тов. Чепу- ренко — 48 тонн Экскаваторщик Никитин добился перевыполнения нормы на экскаватор на 34 тонны. - Высокая производительность труда Передовики-строители медно-нике­ левого комбината встречают 2 -ю го­ довщину стахановского движения ря­ дом новых рекордов, новыми успе­ хами в борьбе за план. Каменщик 3-го участка Промстрол Любавский установил рекорд кладки кирпича. За день с подсобницей он выложил 4.800 штук кирпича, сде­ лав 72 погонных метра карнизов. Горняки рудоуправления Гаращен- ко и Зыганов 27 августа выполни­ ли сменное задание на 281 процент. Бурильщик Кароль выполнил норму на 273 процента. Бригады рудоуп­ равления Гамазова, Михайлова, Цы- плева, Хаматова и другие изо дня в день добиваются высоких показате- лей. Первый участок Промстроя вы­ звал на соцсоревнование третий уча­ сток. Рабочие и инженерно-техниче­ ские работники 1 то участка с че­ стью выполняют свои обязательства, добиваясь выполнения норм от 150 до 180 проц. Бригады этого участ­ ка тт. Федорова, Горецкого и Бонда­ ренко систематически выполняют за­ дания от 170 до 210 проц. Вместе с ростом производительно­ сти труда растут и заработки стаха­ новцев. 21 августа с. г*: полпредом СССР в Китае тов. Богомоловым н минист­ ром иностранных дел Китая д-ром Ван Чжунтуем подписан в Нанкине договор о ненападении между СССР н Китаем. Gнаграждении п. ВЛАСИКА В. С., ГУЛЬКОБ. Я., ПОГУДИНА В. И., РУМЯНЦЕВА В. И., УДАЛОВА П. 0., СОЛОВЬЕВА Н. И. и др. Посташвленпем Центрального Ис­ полнительного Комитета СССР за 41- разцовое п самоотвержепное выпол­ нение ответственных заданий прави­ тельства Орденом Красного Знамени награждены: Власик Н. С., Гульно Б. Я., Погудин В. И., Румянцев В. И., Удалов П. 0., Солввьез Н. И. Орденом Красная Звезда иагражде- ны: Аксенов А. Б., Баркан И. Р., Т р и Гинцель А. Н., Голубее Н. А., Гууъст В. Н., Ефимов С. А. п* другие — всего 17 человек. Орденом Знак Почета награжде­ ны: Аксенов Н. Я., Александров Н. И., Алексеев В. А., Антонов В. А., Антоненко А. Ф., Арсентьев С. П., Башмаков М. 3. п другие — всето ; 205 человек. н о р м ы Стахановцы Рыбокомбината, со­ ревнуясь, добиваются новых луч*- ших показателей. 28 августа откат­ чики холодильника тт. Фунтов И. А., Фунтов П. А. и Терентьев М. дали по две нормы выработки На посол- заводе в этот день укладчица Караб- липа выполнила свою норму на 180,6 процента, прессовщик Маль­ цев — на 184,8 процента, с’емщи- ца Сапкова — 192,2 процента. Свыше трех норм дали 28 августа откатчик Иванов И. и подеобница Сотшгкова И. Дорогой Иосиф Виссарионович! Счастливы сообщить Вам, что со­ ветская авиация-одержала еще одну победу. 26 августа нами на самолете «ЦКБ-26» конструкции С. В. Илью­ шина побиты три международных ре­ корда скорости полета на 5 тысяч километров. Во всей подготовительной работе на земле, во время нашего пребыва­ ния в воздухе мы чувствовали Ваш пристальный, внимательный вагляд, Ваш)- заботливость о людях авиации. Выполняя Ваше задание летать бы­ стрее, выше и дальше всех, мы бу­ дем продолжать свою упорную борьбу за мировое воздушное первенство. Летчик-испытатеЬь В. КОККИНАКИ. Штурман А. БРЯНДИНСКИЙ. 28 августа 1937 года. Народному Кониссару Обороны ■аршалу Советского Союза товарищу ВОРОШИЛОВУ 26 августа нами на серийном caJ колете «ЦКБ-26» выполнен скорост­ ной перелет на 5 тысяч километров по маршруту Москва — Севасто­ поль — Свердловск — Москва с коммерческим грузом в одну топну. Перелет оформлен Центральным аэроклубом СССР в соответствии с правилами спортивного кодекса меж­ дународной авиационной федерации. Средняя скорость определена в 325 километров 257 метров в час. Таким образом, превышены результаты ме­ ждународных рекордов скорости по­ лета на 5 тысяч километров с гру­ зом в тонну, полтонны и без груза. Капитан В. КОККИНАКИ. Капитан А. БРЯНДИНСКИЙ. 28 августа 193$ года. ‘ . - — - 5 ) Постановление спортивной комиссии Центрального аэронлуба СССР имени А. В. Носарева 2 8 а в г у с т а 1937 г. ЗасЛушав доклад спортивного ко­ миссара Центрального аэроклуба СССР имени А. В. Косарева инжене­ ра М. Крнвиского и рассмотрев пред­ ставленные материалы о скорост­ ном беспосадочном полете летчика- испытателя т. В. Коккинаки и штур­ мана капитана т. А. Бряндпнского на самолете «ЦКБ-26» • двумя мо­ торами «М-85» по 800 лош. сил, со­ вершенном 26 августа 1937 года по официально утвержденной трассе Москва (Щелковский аэродром) — Севастополь — Свердловск — Мо­ сква, протяженностью 5.018 кйломет= ров 2 0 0 метров с коммерческим грузом 1 .0 0 0 килограммов. Постановили: 1 . Засвидетельствовать, согласно акта хронометража государственного астрономического института им. Штернберга, среднюю скорость 325 километров 257 метров. 2. Признать результат, достигну­ тый экипажем самолета «ЦКБ-26»: а) всесоюзным (национальным) ре­ кордом скорости с коммерческим грузом в 1 .0 0 0 килограммов па уча­ стке 5 тысяч километров по классу «С» (сухопутные самолеты); б) все­ союзным (национальным) рекордом скорости с коммерческим грузом 500 килограммов на участке 5 ты­ сяч километров ло классу «С»; в) всесоюзным (национальным) ре­ кордом скорости на участке 5 тысяч километров без коммерческой нагруз­ ки по классу «С». 3. Представить соответствующие материалы в президиум Международ­ ной авиационной федерации (ФАИ) для засвидетельствования этих ре­ кордов, как международных по клас­ су «С». Председатель спортивной ко­ миссии Центрального аэроклуба СССР комдив Н. УВАРОВ. Секрет** МАМИЧЕВА. \ \ Три выдающихся рекорда скорости Блестящий беспосадочный полет В. Нонкинани и Бряндинского 26 августа два мужественных испытателя воздушных кораблей — летчик В. К. Коккинаки и штурман капитан А. М. Бряндинскнй. совер­ шили скоростной беспосадочный по­ лет на двухмоторном транспортном самолете «ЦКБ-26» конструкции инженера Ильюшина. Онп летели по маршруту, представляющему собой гигантский треугольник: Москва — Севастополь — Свердловск — Мо­ сква и установили три выдающихся рекорда скорости для сухопутных са­ молетов без груза и с грузом в 500 и 1.000 килограммов. Далеко остав­ лены позади рекорды американских пилотов Томлинсона, Бартлеса и французского летчика Росси. * ** С исключительным упорством от­ важный летчив-испытатель В. К. Коккинаки добивался осуществления давно задуманного плана. Долго и тщательно готовился он к этому ре­ кордному скоростному беспосадочно­ му полету. В прошлом году на само­ лете, который В. К. Коккпнаки из­ брал для скоростного полета, он со­ вершил ряд смелых полетов в высо­ ту с большой коммерческой нагруз- ...Шли дни упорной работы ло подготовке «ЦКБ-26» к дальнему скоростному рейсу. В середине авгу­ ста самолет был готов, но погода не благоприятствовала полету. Кокки- накп почти ежедневно звонил по те­ лефону начальнику ГАМС Альтов- скому и каждый раз получал весьма неутешительные ответы. 25 августа ему сказали, что на трассе его поле­ та в ближайшее время летной пого­ ды ожидать нельзя. Коккинаки был неугомонен, он настаивал, требовал «дать погоду». Метеорологи дали ему метеорологическую сводку на 26 августа. Погода ожидалась скверная. Многоярусная, многослойная облач­ ность лежала на пути. Во многих ме­ стах трассу перелета пересекали грозовые фронты. Но сводка сообща­ ла, что ветер будет попутным. Это утешило летчика и он, посовстовав- шп 1 ь со своим штурманом Бряндин- ским, решил лететь. В тот же день Коккпнаки пере­ гнал свой 'самолет с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Щел­ ковский аэродром. Вместе с нпм в Щелково прилетели ведущий инже­ нер самолета К. Петров, моторпсты Федоров, Дороднов п Тихомиров. С вечера началась подготовка машины к рекордному скоростному полету. Ночь была прохладная и темная. За­ правка самолета горючим и маслом производилась при свете прожекто­ ров. Кончалась ночь. К самолету при­ шли спортивные комиссары Криви- екпй и Чесавнков. Осведомившись о готовности его в старту', они при­ ступили к проверке и погрузке на самолет контрольного груза, состоя­ щего из чугунных чушек и тщатель­ но прошитых мешков с песком об­ щим весом в одну тонну. Затем спортивные комиссары, осмотрев и опечатав -барографы, установили их на самолете. Машину поставили на весы. Общий полетный вес — около 11 тонн. Вскоре на поле пришли Коккинаки и Бряндинский. Вместе с инженерами, механиками и мотори­ стами онп еще раз осмотрели само­ лет. В$е было в порядке. В 4 часа 15 минут утра тяжело нагруженный моноплан, распластав свои могучие крылья, устремился вперед по бетонной дорожке. Неуло­ вимое мгновение и 1.600 лошадиных сил легко подняли стальную птицу в воздух. Самолет, сделав круг над аэродромом, ушел в 'сторону столи­ цы. Над Москвой воздушный корабль долго кружил, ожидая рассвета и только в 4 часа 50 минут 52 секун­ ды он прошел над первым контроль­ ным пунктом — астрономическим институтом имени Штернберга. Отсюда самолет, набирая высоту и скорость, взял курс на Севастополь. Через 3 часа 56 минут он ^ке был над Севастополем и в 8 часов 45 минут, снизившись до 1 .0 0 0 метров, прошел над вторым контрольным пунктом. Тяжелая машина, послушная твер­ дой и сильной руке Коккпнаки, раз­ вернулась над городом и, не умень­ шая скорости, ушла в сторону Азовского моря... Тяжелы были ус­ ловия полета на участке Сеьасто- ноль — Свердловск, а еще тяже­ лее Свердловск — Москва. Ог Свердловска почти до самого Горького самолет летел над облака­ ми. В 20 часов 14 минут 11,8 се­ кунды самолет прошел снова над астрономическим институтом имени Штернберга. В 20 часов 20 минут он появился над Центральным аэродро­ мом имени Фрунзе. Посадка бша произведена при свете прожектора. Летчиков-лобедптелей на Цент­ ральном аэродроме встретили заме­ ститель наркома обороны командарм П ранга тов. Алкснпс, комкор тов. Хршин, начальник ГАМС’а военный инженер 1-го ранга тов. Альтовскии, известный летчик-высотник тов. Шевченко и журналисты. Самолет остановился на стартовой дорожке. Погасли сигнальные фона­ ри. Из кабины первым вышел Влади­ мир Коккинаки, за ндм Александр Бряндинский. Героев скоростного по­ лета тепло приветствовали встречаю­ щие. Почти 16 часов Коккинаки сидел' за штурвалом воздушного корабля, уверенно ведя его к цели. От летчи­ ка и от штурмана требовались не только мужество, но и большие зва­ ния и громадный опыт. Смелые, бесстрашные сыны соци­ алистической Родины, преданные партии Ленина— Сталина, они своим героическим полетом вписали новую блестящую страницу в историю раз* вития сталинской авиации. Они еще раз продемонстрировали перед всем миром могущество и силу страны. Радиограмма О. Ю. ШМИДТА профессору САМОЙЛОВИЧУ 28 августа в адрес ледокола «Сад­ ко», находящегося в районе острова де Лонга, отправлена из Москвы сле­ дующая радиограммам «Садко» — Самойловпчу, Хромцо- ву, Муханову. Горячо поздравляем всех участни­ ков экспедиции и экипаж с блестя­ щим достижением архипелага де Лонга и высадкой на острове Генри­ етты. Ваш успех завершает охват нашей работой всех островов п мо­ рей. в советской Арктике. ШМИДТ, БЕРГАВИНОВ, КРАСТИН». НАД ОСТРОВОМ РУДОЛЬФА НИЗКАЯ ОБЛАЧНОСТЬ Вчера летчик Грацпансквй пере- летел от реки Оленек в бухту Тик- Низкая облачность закрывала ? 8 августа аэродром на острове Рудоль­ фа. После улучшения погоды само­ леты экспедиции вылетят на остров Рудольфа. ей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz