Полярная правда. 1937, апрель
Н А Г О . Р О Д С К И X С Т Р О Й К А Х Без графина и плана организаци рабог Это било 13 апреля. Отложив в сторону ломи е лопаты, зейекопы бригады Нетроченко оживленно бесе- i дуют о том, какая нм будет даиа , расценка на новой работе. Нельзя j обвинить рабочих в том, что они в рабочее время занимаются разгово рами. Десятник тов. Непомчлуев не въцал наряди п рабочие не внзлл, за что онл работают. Но дело не только в нарядах. Де ло в том. что руководителя Мур- РЕЗУЛЬТАТ ПЛОХОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КАЧЕСТВОМ Дом междурейсового отдиха моря ков тралфлота уже сейчас, в процес се строительства, выглядит очень привлекательно. Если буд^т соблюде ны все требования проекта, то зда ние по архитектурному оформлению будет лу чшим ь городе. 11 о проекту фасад дома выглядит так: широкое здание, поднимающееся вверх симмет ричными ступенями. К вестибюлю ве- стройконторы (тт. Каменцев и Дит- широкая лестница. Над вестибю- Лапландия. Дома, в которых живут рабочие торфо-коксовального за вода. В домах электроосвещение. Кубатура каждой комнаты 19 кв. м. полезной площади. Фото Моисеева. HR ПРИБРЕЖНОМ ПРОМЫСЛЕ Мотобот „Полюс" выловил 83 тонны — На прибрежном промысле насту пил несомненный перелом. Так ут верждают руководители береговьсс рыбохозяйственных организаций. Морлов за 13 дней апреля выловил 6.400 центнеров рыбы при месяч ном плане 6.500. Управление Госло- ва и запорного хозяйства Мурманры- бы выполнило апрельский план по добыче трески на 260 процентов. Мсториые бота л рыболовецкие бри гады этой организации сдали за 13 деей апреля 2.605 центнеров рыбы. Спора нет, цифры значительные. Но оперируя этими цифрами, еще нельзя говорить о благополучии. Ре зультаты работы передовых стаха новских 'мотоботов колхозов и гое* лова неопровержимо доказывают, что богатые промысловые го промысла этот вопрос снова по ставлен «в повестку дня». Однако, кроме общих разговоров пока ничего нет. Полярный институт проявляет в этом вопросе обычную косность и медлительность. Все возможности для налаживания промысловой разведки имеются, сле дует лишь взяться по-настоящему ва дело и покончить с обывательской болтовней. И. ГАГАРИН. рихсон) не подготовились к построй ке новой школы, хотя времени имели для этого больше чем достаточно. Подездные пути к площадке подве дены кое-как. Не устроени прокати для отвозки грунта, так ка<: отдел снабзкенпя конторы не доставил на стройку доски и гвозди. У землекопов нехватает инструментов, ломов, ло пат. Клинья короткие, негодаие для работы па мерзлом грунте. Точить инструмент негде, точила ешс не установлены Л самое главное — у руководи телей стройки пгколы прораба тов. Кирсанова и десятника тов. Нечочи- луева нет графика и плана органи зации работ. Утром в этот день на плнвдтке новой, школи появлялся начальник стройконтори тов. Каменцев. Р-гОочне подробно рассказали ему обо всем, что мешает работать. Каменцев обелил рабочим в тот же день устранить чге неполадки. Но и на другой день по ложение на .площадке не измени-» лось. К постройке новой школы руково дители Мурстройконтори продолжают относиться явно безразлично. Л. ЛАВРОВ. лем и крыльями здания — барелье фы. Перед входом и наверху дома*— скульптуры. Широкие окна и зер кальные двери дают возможность солнечным лучам весь день прони кать внутрь дома. Много балконов. Над вестибюлем и выше две большие открытые террасы. Проект предусматривает создание всех удобств для отдыхающих. Здесь будут кухня и ресторан, магазаны, гимнастический зал, почта, парик махерская, биллиардный зал, библио тека. Об’ем здания — 57 тыс*! ку бометров. „Не беспокойтесь, все будет устроено" Второй месяц мы работаем на от делке дома Ленвнештранса. И не столько мы работаем, сколько стоим без дела. Не бывает дня, чтобы по ловина его не уходила на поиски материала и простои. Маляры не мо гут работать потому, что не законче ны столярные работы, а у столяров работы задерживаются из-за отсут ствия такой мелочи, как шурупы. Дверные коробки установлены еще в январе, а когда будут получены две ри неизвестно. Маляры подготовили к чистой ок раске окна, но окна еще окончатель но не подогнаны. Понятно, что при окончательной подгонке работа ма ляров пойдет насмарку. У штукату ров получаются ежедневные простои также из-за отсутствия материалов. Бригада маляров в количестве 9 человек поставлена на оклейку < т р н в комнатах. Им дают на день 10 ки-. лограммов муки для изготовления клея. Хватает клея только до полдня, а после все 9 человек стоят. Рабочие не раз требовали от на чальника конторы тов. Камепциа О ч к о в т и р а т е л ь с т в о Итоги годовой работы судоремонт ных мастерских Балтийского паро ходства, судя по годовому отчету, возможности дали блестящие результаты. В отче- используются все еще очень плохо. Большая пестрота уловов является прямым следствием плохого опера тивного руководства промыслом. Обратимся к фактам. Моторный бот Морлова «Полюс» и в этом году снова занял ведущее место среди те отмечено много положительных сторон, в том числе экономия от выполнения промфинплана в сумме 441.500 рублей. Но так ли это на самом деле? По чему предприятие, имея такую при быль, терпит острую нужду в день- всех судов Морлова и других рыбо- ! гах, несвоевременно выплачивает варплату, не оплачивает счета ва хозяйственных организаций. С нача ла года «Полюс» уже выловы свыше 830 центнеров рыбы, выпол нив больше чем жа 50 процентов годовой план. В чем «секрет» успехов «Полю са»? «Секрет» этот очень прост. Команда мотобота «Полюс» под во- материалы? В чем дело, где причины, выз вавшие такое тяжелое финансовое положение? А дело в том, что успехи, зафиксированные в отчете, являются Складские мастерские затоварены ненужным ассортиментом материа лов. На 1 февраля на складе име лось материалов на 354.000 руб лей при нормативе в 108.000 руб лей. Характерно, что, имея излишек ма териалов на складе, мастерские тер-' пели острую нужду в материалах и вынуждены были покупать их на деньги, предназначенные на зарпла ту. В итоге внеплановое строитель ство к омертвление материала соста вили внушительную сумму — 515.000 руб. Вот почему финансо вая база мастерских подорвана. Несколько слов о рентабельности Под гимнастический зал отводчтея ликвидировать эти беспорядки. У тов. помещение в 120 кв. метров, под Каменцева на этот счет всегда олив читальный зал — в 80 кв. метров, ответ: «Не беспокойтесь, все будет Бассейн занимает площадь в 23 мет- вам устроено». -Но как же не ^ н о ра длиной и 5,5 метра шириной, конться, когда день ото дня работа у Глубина бассейна от 1 до 2,2 метра, пас идет все хуже и хуже? Ведь В доме будет свыше 200 комнат я кроме того, что мы не прино-нм Машинное отделение холодильника (компрессорная)_Рыбокомбината. Фгто Г. Ратфельдера. Положить конец расточительству одиннадцать двухкомнатных квартир. Строятся 14 душевых кабинок. У главных лестниц будут работать 4 лифта. Строительные работы идут без от- ставаний по графику. Строители Мурпшцестроя взяли обязательство— к 1 августа этого года сдать левое крыло здания и к XX годовщчне Октября закончить все работы. Хво стовая часть здания, где намечепо расположить кухню и ресторан, в основном уже готова. Там произве дены штукатурные работы, идет мон таж сантехнического оборудования. По заявлению производителя ра бот тов. Ошеровича, все необходимые материалы имеются. Может отразиться па работе отсут ствие проекта внутренней отделки. Примерно через месяц строители на мерены уже приступать к внутреч; ней отделке, но без проекта подгото вительные работы вести нельзя. Не* известно также, какой должна быть центральная лестница. До сзх пор идут споры о том, какую избрать дгя лестницы одежду. J На стройке немало случаев край не небрежной работы. При кладке пользы производству, мы ничего и не заработаем. Мы требуем от руководителей стройконторы создать нам нормаль ные условия работы. Рабочие строительства дома Ленвнештранса Шаталин, Ефи мович, Репьав, Куницын, Ев- сеенко, Смирнов, Дудышев. В прошлом году в Мурманск было привезено я заложено на хранение 19.300 тонн картофеля, 2.500 тонн корнеплодов, 970 тонн луку, всего около 27,5 тыс. тонн. Основная вадача, которая стояла перед торгующими организациями Мурманска, •— это сохранить овощи до нового урожая, обеспечить бес перебойное снабжение пми населе ния города и побережья. Овощехранилища, хотя и с неко торым запозданием, былп прпведепи в порядок. И все же в течение зи- Как „раздевали" наш траулер очковтирательством. Годовой' отчет составлен неверно, дительством капитана Шарганова Главный бухгалтер Суровцев прпсту- чаще других выходит на промысел и пил в составлению отчета, не выве- при этом ва каждый выход больше рИВ состояние действительной задол- ! должали мастерским 237.000 руб., обрабатывает сетей. Если в прошлом женности на 1 января 1937 года, а сами мастерские задолжали году они ставили в среднем по 50 Поэтому в список должников попали 427.000 рублей. Разрыв 190.000 мастерских. Начиная с 1 января вдания не было хорошего техническое 1937 года, мастерские живут не по го наблюдения и в целом ряде случа- доходам. За январь и февраль ма- ев допущены большие перекосы стерские потерпели 82.000 руб. \ Сейчас штукатурам приходится вып- убытков. Различные организации ва* равлять эти недостатки. В левом сетей, то нынче— 55— 60 сетей. Ме- предприятия, которые ничего мастер- жду тем, большинство других ботов ским не должны Это привело к нс- нормы промыслового режима, утвер- кусственному увеличению производ- жденные наркомом, до сил пор не ственной программы, к цифрам не- выполняют. Мотоботы гослова в сред- существующей экономии, нем обрабатывают за промысловый f Суровцову некогда было сверять выход только 25— 30 сетей при noJ>- ме в 60 сетей. Еще хуже в колхозном рыболовец ком флоте. На колхозных ботах По лярного района предпочитают про мышлять удой, когда как сейчас ис ключительно благоприятные условия для массового развертывания сетно го трескового промысла. Из года в год руководители и ин женерно-технические работники Ры- баксоюза жалуются, что колхозни- ки-рыбакп Полярного района игно рируют сетной лов. Это правильно, но и сами руководители Рыбаксоюза ничего не сделали, чтобы практиче ски помочь колхозникам-рыбакам ос воить сетной лов. Они почему-то считают зазорным учип,ся у передо вых рыбаков Морлова, накопивших большой опыт в освоении этих ору дии лова. Как известно, косяки рыбы в ото время года очень быстро передвпга- i ются. Капитаны передовых промыс- , !товых ботов учитывают это, передни- ! гаясь по направлению косяка, упор - 1 но держатся на нем и, как говорят, I идут в «голове» этого косяка. Тот же мотобот «Полюс», начав промы* | сел в районе Мотки, сейчас вместе с косяком рыбы перешел в район Хар- ловкп. Неудивительно поэтому, что за каждый выход рыбакп «Полюса» привозят от 4 до 6 тонп. Другие же расчеты Когда составляли годовой отчет, Суровцев пьянствовал, по 2 — 3 дня не выходил па работу. Директор мастерских Михайлов широко практикует внеплановое строительство: только на одну пост ройку конторы израсходовано рублей. Критики и самокритики в мастер ских’ нет. Здесь пышно расцвел бу кет подхалимства, зазнайства. Ди ректор т. Михайлов необычайно груб. Он не стесняется в выраже ниях, обрывает работников на полу слове. О подлинном финансовом по ложении в судоремонтных мастер ских Балтийского пароходства никто не говорит полным голосом. А меж ду тем, необходимы немедленные оз доровительные меры для укрепления крыле в некоторых местах слой шту катурки доходит до 10 сантиметров. На втором этаже в одзом из кори доров была установлена выпуклость U J U i n • l C n i V ’ l f l D i ^ V I V U V I W i i /V M V U W D * етверть кирпича. Прип- j Как быть? Если изгото- лось сруоать его и отводить дыиосо- Траулер «Севгосрыбтрест» стал в планово-предупредительный ремонт 8 января. Мы полагали, что через 54 дня ремонт будет закончен. На деле вышло иначе. Стоим уже 98 суток и не знаем точно, когда нач нем ловить рыбу. Я хочу подробнее рассказать о позорной волоките с ремонтом на шего траулера, чтобы руководители тралфлота, Судоремонтного завода в треста сделали быстрые и решитель ные выводы Первые шесть дней ушли на пе реговоры технического отдела флота с заводом. 14 января приступили к разборке механизмов. И тут начали сразу «раздевать». Потребовался траулеру «Судак» упорный подшип ник мотора траловой лебедки. Взяли с нашего траулера. Потребовался траулеру «Белуга» генератор дизель- динамо Ns 3. Взяли с нашего трау лера. Перед самым выходом трауле ра «Лещ» из ремонта на заводе уте ряли ленточные стопора траловой ды, проходящие в стене. Все это вы зывает перерасход средств и матегв- алов. Штукатуры жалуются на низкое качество алебастра. Даже на камен ных стенах материал дает трещины. Руководителям строительства нуж но обратить самое серьезное внима ние на качество работ и добиться того, чтобы дом отдыха быт лплпнм вить новые стопора «— задерживает ся траулер «Лещ». И нашли испы танный выход, взяли стопора с ва шего траулера. 57 суток «выявляли и уточняли» дефекты и только 5 марта был зак лючен локальный договор. Наметили срок выхода траулера на промысел 5 апреля. Однако к этому сроку на судно спустили только один вал ди- 100.210 рублей. Общий расход де- j финансовой н производственной дне- зданием в городе не только по архи- зель-динамо iNs 2, да и тот на место нег на внеплановое строительство i цнплнны. j гектуре, но и по качеству. | не уложили. составил 343.210 руб. 1 ТРАНСПОРТНИК. ‘ Г. ГЕР. В чем коренная причина этих бе зобразий? В том, что механический п«х Судоремонтного вавода система тически производит брак. Приведем несколько примеров. Три раза шли фовали поршни главного двцгателя, ю все-таки запороли комплект порш невых пальцев. 13 апреля на станок был поставлен новый комплект паль цев и по посадочному месту- палеп снова запороли. Такая же участь по стигла втулки топливного насоса, пзльцы к реверсу, ролик в нефте- насосу главного двигателя, шестерню в регулятору, рамовый подшипник главного двигателя и т. д. п т. д. Брак механического, цеха можно пе речислять до бесконечности. Давно уже детали механизмов на шего траулера валяются около стан ков в механическом цехе, но на станки попасть никак не могут. Ру ководители завода сейчас самовольно перенесли срок окончания ремонта на 25 апреля. Но прямо надо ска зать, что и этот срок будет сорван, если не искоренить указанные мною безобразия. Наша команда возмущена. Мы ваяли обязательство выловить к 20 годовщине Великой пролетарской ре волюции 25 тысяч центнеров. Сей час траулеры •берут по 500— 600 центнеров в сутки, а наше судно привязано к стенке завода. С этим надо покончить. Ны требуем, чтобы ваш траулер к 1 мая быт обяза тельно на промысле, чтобы мы мог ли выполнить взятые обязательства. Ст. штурман траулера «Севгос- рыбтрест» НЕКЛЮДОВ. р РЕНЛАНДСКИЕ тюлени относят ся к морским ластоногим арк тических морей. К этой же разновид ности относятся серая нерпа, охот ская акнба, крылатка и ларга «— все жители дальневосточных морей. Но наиболее крупное значенпе по количеству и качеству промысла имеет гренландский тюлень. У нас на Крайнем Севере промышляют его уже многие сотни лет. Раньше промысел, естественно, был кустар ным. Береговые промышленники, так называемая «бурса», промышляли «кожу» (тюленя), взбираясь далеко в море на утлых своих лодченках. Нередко береговой ветер ломал в уносил льдины с промышленниками в море. а На борту „Малыгина (От нашего специального корреспондента) ро двигаться в воде и хорошо ны- | животе, боках, с небольшим количе- экспедиции входят: возрастно-поло- рять на глубину 30— 40 метров. В ством темных пятен по всему туло- | вое определение стада, количествеи- воде тюлени передвигаются при по мощи задних ласт. Передние лапооб разные ласты служат как бы борто выми рулями, на льду они незаме нимы. Шкура взрослых тюленей вдет на кожевенный, обувной товар, из са ла приготовляют технические, мыло варенные жиры и смазочные маелз. Но не менее важен промысел в на молодых тюленей, которые носят другие названия и не похожи на взрослых самцов и самок. До 10- стп промысел этот из случайно) о превратился в плановые, систематп мотоботы, пак, например, «Палия», I чеекпе зверобойные рейсы. В по- «Полярный», однажды взяв непло- j хой улов, не пытаются переходить в другой район. Словом, большинство • рыболовецких ботов не учитывает • промысловой обстановки, пе следит, пе наблюдает за движением косяков рыбы. И в этом слабость оператив ного руководства промыслом. Несколько лет подряд руководите- i лп Морлова, УБП. Рыбаксоюза бол тают о налаживании промысловой разведкп. С развертыванием ведение- ' дневного возраста это зеленцы и Только с приходом советской вля- бельки — пушистые зверьки в 50- 70 сантиметров длины, желтовато белого цвета. Шкура их пенится очень высоко, как отличный мехо вой товар и выделанная мало чем уступает по качеству и виду дажо бобру. Зеленцы и бельки еще не идут в воду, дожидаясь на льду ма терей. вшцу. Серки имеют веретепообраз- ный учет и изучение миграции, ную форму туловища как и взрос- На всех ледокольных пароходах лые тюлени, хорошо плавают и сами плавают научные сотрудники. На добывают себе пищу. Шкуры их ' «Малыгине» пх двое. Плотный, чуть идут на выделку чрезвычайно проч- грузный Леонид Иванович Леонов в ных, красивых и легких курток, ру- маленький сухощавый Георгий Лео- кавип, сапог; сало на технические и мыловаренные жиры. | Миграция беломорского стада гренландского тюленя еще точно но выяснена. Во всяком случае изве стно, что к середине февраля они приплывают па беломорские льды и нпдович Рутилевский. По специаль ности они биологи, за плечами у каждого долгие годы полярных зимо вок. ♦* * Самолет «Сталь-114» с утра в воздухе. Он осматривает ледяные по держатся там до середины мая. Ва ля в поисках залежек. Наш стар- этп три месяца проходит щенка, шнй радист Коля Харламов, неуто- мощь промышленникам пришли ле докольные пароходы, зверобойные бота, радио, самолеты. Всего насчитывается три стада гренландского тюленя: беломорское, ныо-фаупдлендское и гренландское. Самое большое стадо беломорское, исчисляющееся сотнями тысяч голов. Взрослый тюлень-самеп плп лы сун, длиною в 2 с лишним метра, ве сит 170— 180 килограммов. Тулови ще у него обтекаемой веретенообраз ной формы. Это позволяет ему быст- кормление, спаривание и линька — смена волосяного покрова. Примерно в перзых числах ап реля, когда оставшиеся в живых бельки и хохлуши уже выросли в серок, идет период спаривания. К залежкам приплывают лысуны. Щен-. ка п кормление уже закончены и мимыи и всегда веселый, поддержи вает связь с самолетом. У Николая уже семилетний стаж судового ради ста. Плавает он почти все время в северных морях и потому хорошо знаком почти со всеми капитанами, штурманами, радистами, летчиками. — Алло! Алло! Ледокол «Малы- Ог 11 до 30-дневного возраста мо- потому тюлени ведут себя осторож- гин», ледокол «Малыгин». Говорит ' нее. Стрелять пх значительно труд- «Сталь-114>, «Сталь-114». Находим- лодые тюлени именуются хохлушами. Они отличаются от бельков более крупным размером п мех у них ху же. Зато сало уже имеет промысло вое значение. В возрасте от месяца и до года— ней. В первой половпне мая стадо ухо дит из Белого моря. Промысел за канчивается. ся в квадрате «X». Какая у вас по года, погода какая? Перехожу на прием. Перехожу на прием! Поворот рычага. Сухой треск. Ни колай подносит ко рту трубку радпо- Всесоюзный Арктический Пнстп- серки. Они темно-серого цвета на ' тут с прошлого года начал трехлет- телефона и, пе меняя позы, отвечает: спине п более светлые иа груди, 1 тою научную экспедицию. В задачи I — Алло! Алло! Самолет «Сталь- 114», «Сталь-114». Ясно вижу, ле во вижу. Добрый день, Игнатий За харович. Добрый день. Погода у нас прекрасная. Шарик светит очень отлично. Шарик светит хорошо. Как слышали меня? Перехожу на прием. В салоне приготовляются к кино- сеансу. Оборотная сторона геогра фической карты СССР отлично заме няет экран. «Семеро смелых» — кино-рассказ о молодежной полярной зимовке, о дружбе и любви, который здесь вос принимается совершенно по иному, чем на «Большой земле». Ибо п команде и зверобоям знакомы проз рачно-голубое, холодное сияние льдов, памятны зимние взбесившиеся снежные нордовые ветры. Патефон двз часа поет одну и ту же пластинку. Любимую: Бури, ветер, ураганы. Нам пе страшен океан. Молодые капитаны Поведут наш караван. Н хотя картина немая, а артисты давно спели полагающуюся пм пес ню и сейчас ищут заблудившегося товарища, все равно мы заставляем мы 1936-37 года отход овощей был очень велнк. Так, ОРС торгового порта свез ва свалку 17,7 тонны луку, ОРС суд** ремонтного вавода Севмоопути выки нул 194 тонны картофеля, 19 тони брюквы Мурманторг сгноил 127 тонн моркови, 46 тонн свеклы, 57 тонн брюквы. Продано на ьорх ско ту 708 тонн картофеля и свыше 500 тонн таких овощей, как мор ковь, свекла, брюква. Вывезено м свалку из хранилищ 119 тонн кар тофеля, 47 тонн луку, десятки тонн других овощей. Пущены на ветер не только круп ные денелшые суммы, но и большие материальные ценности, особенно ес ли учесть, как много значат овощи в условиях Заполярья. Чем. же вызвана эта массовая порча овощей, это преступное расто чительство? Не в пример прошлым годам, с姻 час овощехранилища в большинстве вполне благоустроены для хранения овощей. Вся беда в том, что при пе ревозке и закладке овощей в храни лища не обращалось внимания, ■ каком состоянии эти овощи. Они доставлялись в овощехрани лища прямо вз вагонов, fes предварительной сортировки. Водим засеки сваливались доброкачествен ные овощи и попорченные, сырые, мороженые и т. д. Это приводило в заражению и массовой гибели ово щей, в особенности корнеплодов. От ходы моркови составили огромну» цифру в 32,8 процента всего заве зенного в Мурманск количества, отходы брюквы •— 21,5 проц., свек лы — 14 проц. Сейчас овощи, которые заложены в овощехранилищах, вполне доброка чественны И тем не менее, *о пот ребителя они не всегда доходят ■ таком виде. В магазинах не производят пере борки и отбраковки овощей. Так, i магазинах Мурманторга попорченный бессортный лук смешан с хорошим в продавался за первый сорт. Карто фель попадается гнилой и мокрый. Лук, начинающий прорастать, торговые организации очищают и за кладывают его в квашеную капусту, что вызывает вполне законные на рекания покупателей. Чтобы избежать ошибок прошло годнего завоза, необходимо уже сей час начать подготовку к приемке овощей урожая 1937 года. Для логе нужно обязательно оборудовать пере валочные площадки при железнодо рожной линии. На этих площадках овощи должны подвергаться перебор ке и только в отобранном виде на правляться в овощехранилища. За траты на это дело будут небольшие, а экономия получится в сотни ты сяч рублей. Необходимо также построить но вые овощехранилища, вместимостью на 10 тыс. тонн. В нынешнем году намечено завезти в Мурманск для эимнего хранения около 18 тысяч тонн картофеля, 1.300 тонн корне плодов, 504 тонны луку и т. д. — всего свыше 23 тыс. тонп овощей. Хранилища же могут вместить всего 13.480 тенн. Это •— второе условие для того, чтобы обеспечить население города овощами в течение всего года. Городской совет и торгующие ор ганизации должны сейчас же за- пх петь о молодых капитанах и лю бимой, которую оставляют, уходя в няться этим вопросом, чтобы встре- далекие рейсы. тить поступление овощей вполне С. БАНК. подготовленными. (Продолжение следует). 1Инспектор 0)фвнуторга Ф. СЕМЬИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz