Полярная правда. 1937, апрель

СОЗДАТЬ В КИРОВСКЕ КИНОСЕМОЧНУЮ БАЗУ! СОЛНЕЧНЫЕ КАДРЫ Партизаны — кадр из фильма «Дальний »Восток». L .* . Фото К. Ф. Г О Р О Д БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Беседа с режиссерами-орденоносцами бр. Васильевыми — Кировск, сан того не замечая, стал в нынешнюю зиму притягательным центром большой группы людей, при­ ехавших на север с разными зада­ ниями, ио с единым стремлением — как можно полнее использовать зим­ ние условия. Ведется подготовка к большим лыжным и конькобежным соревнова­ ниям. И это в то время, когда л Одессе уже начались футбольные матчи. Полным ходом идут зимние с’емки кино-фильмов «Дальний Во­ сток» и «Комсомольск» и накануне начала с’емки кино-картоны «Паде­ ние Кимас-озера». Факты сами по себе замечатель­ ные. У Кировека, если можно так вы­ разиться, чрезвычайно импонирую­ щий нам зимний облик. Много сне­ га — хорошего, крупно-зернистого. Много солнца яркого, ослепительного, нодля'у непокидающего небосклон. Да и сам рельеф местности позво­ ляет производить с’ем^и разного ха­ рактера. Вот мы, допустим, по сю­ жету сценария должны снимать в гористых местах. У подножья горы Вуд’яврчорр, где происходят сейчас 1’емки фильма «Дальний Восток», имеются вс- возможности для удач­ ного осуществления сценарного за­ мысла. Режиссер Сергей Герасимов вводит работу в иных условиях — ему нужна большая, широкая смеж­ ная равнина. Что может быть более благоприятным решением задачи чек выбор для этого озера Б. «Вуд’явр. Кпно-экспедицпн не впервые при­ езжают на Кольский полуостров. Чуть только сильнее начинает при­ гревать солнце в центральной части ренцова моря. И не только группы, снимающие художествен­ ные фильмы, но и бригады Со­ юзкинохроники. Нам кажется, что пора уже ста­ вить вопрос о создании на Кольской полуострове, в частности в Киров- ск 0 , зимней кино-базы. Наличие та кой базы позволит нам, работникам советской кинематографии, наиболее рационально, с наибольшей творче­ ской продуктивностью использовать время поездок на север. И взяться серьезно па создание этой базы должна в первую очередь Ленинград­ ская ордена Ленина студия «Лен- фильм». Продиктовано это многими обстоятельствами, главные из кото­ рых, — близость Кировека от Ленин-» града, частый выезд именно ленин­ градских кино^работников на Север, наличие в портфеле студии сценари­ ев, связанных с большими и серьез­ ными зимними с’емкамн. Предпосылки, следовательно, для создания базы весьма убедительные. Что нужно сделать для организа­ ции в Кпровске зимней кино-базы? Очень немногое. Во-первых, построить новый или арендовать по договоренности с мест­ ными организациями, которые, кстати сказать, идут нам навстречу, имею­ щийся дом. Здесь киноработники бу­ дут жить во время своих приездов на север. Во-вторых, приобрести одну маши­ ну и 2— 3 лошади для обслужива­ ния кино-экспедиций. В-третьих, наконец содержать од­ ного постоянного работника. Расходы небольшие, а эффект от ©того мероприятия будет безусловно значительный. Нам не придется «до- юнять» зиму на севере в обстановке нервозности, спешки, неизвестности Домик маленький, одноэтажный, а снежные сугробы, обступившие его со всех сторон, скрадывающие дей­ ствительные размеры, создают пред­ ставление о совершенной его мизер­ ности. Кругом гзрьг — высокие и мрачные. На этом внушительном фо­ не голубоватый маленький дом ка­ жется не настоящим, а бутафорским. Но в нем живут люди. И каждое yrv ро, просыпаясь, они видят за окиами яркое отражение солнца иа белом снегу, они видят солнце в комнате, они ощущают его по теплоте лучей, ласково скользящих по лицу, по предметам. Солнце — сигнал к про­ буждению, как звук боевой трубы. ^Высокий, можно сказать очень вы­ сокий, Сергей Дмитриевич Васильев одевает меховую тужурку и выходит на улицу. Еще очень рано — один из первых часов утреннего рас­ света. — Денек будет горлчии, — гово­ рит про себя Сергей Дмитриевич. Тепло уже сейчас, а что будет дальше? Васильев растегивает ту­ журку и солнце, освещающее высо­ кие отроги гор, вызолотившее снеж­ ные дорожки, дс^ерчиво играет лу­ чами на золотом ободке ордена, при­ винченного к защитного цвета гим­ настерке. Васильев, легко перепрыгивая со' ступеньки на ступеньку крутой из­ вилистой лестницы, спускается вниз к реке, перебегает мостик и вверх по крутому склону подымается на холм. И уже подтягиваются осталь­ ные люди — бородачи в полушуб­ ках, в заячьих ушанках на голове, в тяжелых стоптанных валенках. Снег проваливается под ними, оседа­ ет, ноги застревают в глубоких сугробах.' Они идут на работу. Солнце, снег, этот высокий холм, крутой спуск вниз — их цех, заводское оборудо­ вание, послушный (Инструмент в ис­ кусных руках. И чем ярче будет солнечное сверкание, тем легче и бы­ стрее будет читаться чертеж-сцена­ рий, по которому они работают, ста­ раясь изготовить продукцию высоко­ го качества. Вместе с солнцем начинается ра­ бота кино - экспедиции. И тогда жи­ тели города становятся свидетелями необыкновенных удивительных встреч. По улицам боевым маршем прохо­ дят люди в странном одеянии ___ о положении вещей на месте. Мы 'бу- Союза, как сразу же кино-работники дем знать, что в Каровске мы встре- тянутся на Крайний Север. 'П не тим спокойную располагающую кна- только в Кировск, но и в Мурманск ; стоящей творческой работе обета ■ дальше на побережье Ба- I новку. С . ГЕРАСИМОВ , М. ВИТУХНОВСКИЙ , 3. МАРКИНА „КОМСОМОЛЬСК" В глухой тайге, сурово хранившей тысячелетнюю насторо­ женную тишину, начали строить город. Первые люди, первые механизмы, первые песенные всплески — все было первое в этом крае векового безмопвия. Большевики создали город. Он вырос на берегу замечательной дальневосточной реки Амур, его строили комсомольцы всей страны. И называется поэтому город — Комсомольск-на Амуре. Этой новой странице в золотой книге социалистических по­ бед посвящен фильм «Комсомольск», часть кадров которого снимается сейчас в Кире зеке. Мы помешаем отрывки из сценария фильма. В них расска­ зывается об отправлении первых комсомольцев на строитель­ ство города, о гнусном убийстве одного из посланцев комсо­ мола вражеской подлой рукой и о трудностях, перед которыми постыдно опускают руки недостойные элементы. легкие зеленые шинели, патронташи, походные сумки, мохнатые ушанки в папахи. Ветер полощет многоцветное знамя. Это утром. В полдень, когда солнце стоит уже высоко и лучи его прямым, выве­ ренным перпендикуляром, геометри­ чески точно вонзают свои раскален­ ные стрелы в податливое снежное тело, в это время на Хибиногорской улице, на проспекте Ленина, в доме связи можно встретить рыжих боро­ дачей с низкими насупленными бро­ вями. Но пи бороде, ни морщинам, взволнованными бороздами пробежав­ шими по лицу, не скрыть моложа­ вость этих людей. Искусная рука гримера бессильна перед острым, на­ блюдательным взором. — Ребята, да ведь его Бублик,— прокричал кто-то в шумной толпе школьников, возвращающихся домой. — Сказал тоже — Бублик, — с усмешкой возражает товарищ, — это дядя Федор. — Сам то ты Федор. Я знаю на­ верняка — Бублик. Меня не обма­ нешь. Не первых кино - артистов ви­ жу. Эх ты, Федор... Ребята т ошиблись. Это был дей­ ствительно партизан Бублик — одни из центральных образов в фильме «Дальний Восток». Заслуженный ар­ тист республики Блинов, пользуясь коротким перерывом между с’емками, не снимая грима, шел на почту. А несколько часов спустя, в столовой можно было видеть и-'дядю Федора и дядю Андрея, м того же Бублика ва обедом. Артисты невольно забывали, что бороды и усы у них искусствен­ ные. Обедая, они важно поглаживали окладистые бороды, крошки хлеба за­ стревали в волосах. • Разгримировываться нельзя. Но­ вый грим потребует дополнительного времени, а солнце не ждет. Еще не­ сколько чзеов и оно совершит свой обычный дозорный путь, уйдет на запад. Нужно ловить мцновенъе. И кроме того — ночные с’емки. У этого фильма зрители появились задолго до выпуска его на экран. Ежедневно, когда начинаются с’емки, у обрыва, что за домами Хибиногор­ ской улицы, собираются молодые и пожилые люди — активный про­ смотровый коллектив, оживленно об­ суждающий каждое движение арти­ стов, дающий критическую оценку: то одобрительную, то резко неудов­ летворительную. Это все равно, как в кино-театре — ка экране проходят один за дру­ гим молниеносные кадры, меняются поколения, люди. Но здесь экран пе- об’ятных размеров и смена картин проходит значительно медленнее. Зрители с’емок видят, каких усилий, творческих и физических, требует создание полноценного, художествен­ ного фильма. — Начали, — отдает команду ре­ жиссер. Лз глубокого рва выбегают люди и бросаются вниз но покатому про­ филю холма. — Медленно с’езжают, разве так надо, — говорит один из зрителей. — Ты бы, небось,, лучше сделал. - д » . уж будь спокоен, с’ехал бы как требуется. И тут же рассказывает, что он опоздал записаться на с’емку и те­ перь, к большому своему сожалению, вынужден ограничиться неудовлетво­ ряющей его ролью наблюдателя. Сцена прошла неудачно. Режиссер перестраивает людей, они занимают новые позиции и по вторичному сиг­ налу снова стремительно скатывают­ ся вниз. Филы! посвящен борьбе красных партизан с интервентами. Ответст­ венные с’емки проходят в тот мо­ мент, когда страна отмечает годов­ щину освобождения Дальнего Восто­ ка от японских оккупантов. Пятнад­ цать лет назад отряды мужественных сынов Советского Союза прогнали с родной земли интервентскую нечисть. Как живые встают перед нашими глазами овеянные волнующей рево­ люционной романтикой незабывземые эпизоды героической борьбы, «Штур­ мовые ночи Спасска, волочаевгкие дни». Строгая историческая правди­ вость и большая художественная глу­ бина с’емок дают все основания ут­ верждать, что фильм «Дальний Во­ сток» будет достойным подарком двадцатой годовщине Великой Про­ летарской революции. И трудящиеся Кнровска, придя врителямп в кино - театр, будут вспоминать солнечные дни уходящей зимы 1937 года, когда у снежного подножья Вуд’яврчорра снимались кадры «Дальнего Востока», происхо­ дила документация замечательного революционного героизма. ______ Б . МОЙЖЕС. КИРОВСК (Наш спецкорр). Наступление, интервентов на «Емельянову шажку» — кадр из енв- . маемого в Кировске фильма «Дальний Востов». Фот* 1. Шлрщрал. Ф И Л Ь М О ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Паша с’емочная группа фильма «Дальний Восток» не маленькая. В Кировск мы приехали в составе око­ ло 50 чел. Это, так сказать, «облег­ ченный состав», кое-кто еще остал­ ся в Ленинграде, на месте нашей по­ стоянной работы. На с’емках Волочаевского боя (эта сцена уже заснята нами под Ленин­ градом) — участвовало около двух тысяч человек, главным образом красноармейцы частей нашей слав­ ной Красной Армии. Кстати говори, наша славная Краснзя Армия не только лучшая в мире ио своей идейной целеустремленности и бое­ вым качествам, не, как мы убедились с братом Васильевым еще по с’емкзм предыдущего нашего фильма «Чапа­ ев» — это лучший актерский мате­ риал на эпизодические и массовые сцены. Многих вероятно интересует во­ прос — а почему мы приехали на с’емки фильма о разгроме интервезт- ции на Дальнем Востоке — в Кч- ровск? По целому ряду причин. Во- первых, фильм не всегда снимается на местах действительных событий, во-вторых, потому, что там не все­ гда есть необходимые для нас тех­ нические условия для с’емок и в-третьих, иногда мы не имеем вре­ мени для этого. Например, дорога на Дальний Восток в оба конца отнимает около одного месяца. А фильм наш юбилейный и приурочен к ХХ-летню Великой Пролетарской революции. По целому ряду других причин с’емки на местах действительных событий для нас невозможны. Снимая отдель­ ные сцены нашей картины в дру­ гих, более удобных для мае районах, мы, конечно, соблюдаем сходства с местами подлинных исторических со­ бытий. Например — в нашем пре­ дыдущем фильме «Чапаев» — Урал, в волнах которого гибнет Василий Иванович Чапаев, вовсе не Урал, а Волга около г. Калинина. Но даже и сами уральцы не замечали «поддел­ ки», потому что мы всегда предвари­ тельно очень детально обследуем ме­ ста исторических событий. Перед на­ чалом постановки нашего нового фильма мы, конечно, обследовали Дальневосточный край и вот, напри* Кадр из снимаемого в Кировске фильма «Комсомольск». Фото Н. Певцова. Озерные волны бьются о берег, поезд с криком вырвался из тунне­ ля. Поезд вошел ъ туннель и вышел вновь к широко» водной глади. Забайкалье. Вечер. Широкая река разделяет лесистые горы. На берегу одного из холмов, спускающихся к реке, — поселок. За околицей в сумраке едва виден маленький домик п угол сарая. Про­ щаются двое. Девушка сидит на по­ скотине, свесив босые ноги. Парень стоит, обняв ее за •га.тпю. Пиджак в накидку, у ног вещевой мешок. — Меня-то не забудешь? — го­ ворит девушка и заглядывает паршо в гла*а. — Этого, Маня, не может быть,— говорит пареиь в последний раз, по­ целовав девушку. Маня заплакала. Сергей ладонями вытер слезы с ее щек. Маня молча забросила ему на плечи вещевой мешок. Сергей заторопился. — Скорей беги, опоздаешь,-— крикнула вдогонку хриплым от слез голосом Маня. — В самый раз попаду, — слы­ шится далекпй голос Сергея. Сергей выбежал пз околицы. Бе­ жит, торопится через вечерний тем­ ный лес. Выбежал на мостик. Торопливая его фигура явно обрисовывается на красном закате. В лесу щелкнул не­ громкий выстрел. Сергей споткнулся I и упал на влажные доски мостика. 1Кровь медленно потекла по затылку. Он лежит, широко раскинув руки. ! Он мертв. Он не один -на мосту. Около трупа два человека молча и быстро рабо­ тают. Подняли тело и потащили в кусты. В кустах незнакомцы раздевают мертвого Сергея. Оба молча, в поис­ ках склонились над телом. — Вот где зашиты, — прогово­ рил молодой, распарывая карманы брюк. — А вы говорите так достать... Фонарь осветил комсомольский би­ лет и путевку убитого. — Торопитесь, — сказал тол­ стый и вытер высокий потный лоб. Молодой торопливо одевает кожан­ ку и кепку убитого. — Вы работали хорошо и спокой­ но, — проговорил пожилой. — Это будет доложено. Помните, что всегда мы будем знать5 о ваших делах, поощрять смелость, уничтожать тру­ сость. Не пейте вина, пьяные гово­ рят во сне. Ну, желаю удачи. В ав­ густе я найду вас. ( Н кивнул на тело. — Не беспокойтесь, все будет чи­ сто. Молча и быстро распрощались двое. И от мостика к станции заша­ гал новый Сергей "Чеканов, неся ве­ щевой мешок убитого за плечзми. Поезд выбежал из леса. Свист па­ ровоза, стук колес, комсомольские песни сразу оглушили полустанок. Поезд стоит о^ну минуту. В чрезвы­ чайном волнении, провожающие бе­ гут вдоль поезда, заглядывая в окна, быть может сел уже, не заметили. — Сергей, Сережа! — кричит кто-то. > )*, — Неужели опоздал? Прижавшись к штабелю шпал, не дг.игаясь, стоит мнимый Сергей Че­ канов. Видно, как трогается поезд. Вот уже подходит последний вагон. Сер­ гей бросается к поезду, вскочил ва насыпь и рукой ухватившись за по­ ручни, прыгнул в вагон. Провожающие увидели, как чья-то тень вскочила на подножку. Все сра­ зу узнали и замахала руками... По­ мер, место, где мы енималн ж Ки­ ровесе атаку интервентов на наши позиции, очень походит на вопив Дальневосточного края. Другая причина нашей поездка к Кирове» — очень простая. Мы дого­ няем зиму. Бод Ленинградом весь снег уже растаял. Весенние ручьи уже затопили наш кино-городок под Ленинградом, выстроенный для с’еиок зимних сцен «Дальнего Востока». Лучшее место для этого — Кировск. И не только потому, что вдесь долго держится вина, а еще и» ввиду ис­ ключительной живописности всего Кировского района, хорошего климата и наличия яркого солнца. Лично для меня настоящая поезд­ ка особенно любопытна и поучи­ тельна, потому что я никогда во был на Севере. Только теперь мне стала окончательно ясна постоянная тяга на север людей, которые хотя ба рае побывали в втнх чудесных ме­ стах. Руководство «’емочного коллектива нашей картины е особым удовлетво­ рением отмечает большое внимание, оказываемое группе со стороны мест­ ных организаций. Трест «Апатит» выручил наши ночные с’емки, пе­ редав во временное пользование одни трехфаеный трансформатор, а Кировское отделение Нива- грее проделало в крайне ограничен­ ный срок епешную работу мо подаче тока для ночных «'емок. В состав нашей с’емочяой груши входят: теф-еиератор— Сигаев, «ку­ ратор — Дудко (снимавшие «Чапа­ ева»), ввукооператор—Беккер, вои- позитор — Шостакович, васлужеи- ный артист республики Блинов, ис­ полнивши! роль Фурманова в «Ча­ паеве», а теперь играющий Бубли­ ка, еаслуж. арт. Мясникова (Анна в «Чапаеве») в рели Нанн, в роли большевика Андрея — арт. Дорехин, в ролег нартизаиа Егора — арт. Лукин, хло1иы1 — Хайдаров, пар­ тизан — Сененов, есаул — Гугции- ский, норучнк Гришин — Лавров. Ассистенты режиссера •— Лазрев, Портнов, Галь. Авторы сценарии ■ режиссеры — братья Васильевы. Режиссер Г. Н. ВАСИЛЬЕВ. бежали ва поездом. Знакомая кепка махнула из тамбура. Раз, другой третий... ■ Сергей Чеканов вошел в вагон. Швырнул па полку вещевой мешок и опустился па скамью. — Чуть не оцоздал, — сказал он, обмахиваясь кепкой и улыбнулся Наташе. Наташа тряхнула острижез- пыми волосами и нерешительно улыбнулась ему в ответ. Поезд мчится через ночную тай­ гу. На последнем вагоне вспыхнули сигнальные огни. *•* Между сопок течет огромная, спо­ койная река Амур. Возникает дале­ кая бабья песпя, исполняемая муж­ скими голосами и глухие удары вальков. Берег Амура. На lepery плот. На плоту четверо ребят стирают белье. По количеству белья видно, что ра­ бота эта не личная, а общественная. Красивый парень с приятным лицом бьет вальком рубахи и робы. Вте — Владимир Соловьев. Плотный, коренастый юноша — Иван Буценко полощет пгтаны, заб­ рав по несколько штук в каждую руку. Движения его вялы и апатич­ ны. Штаны выскользнули из рук и поплыли по течению. Буценко скуч­ но носмогрел им вслед. Продолжая работать, Соловьев по­ косился на уплывающие пгганы и кивнул на них Буценко. Буценко задумчиво плюнул в воду и тихо сказал: — Нехай плывут в Тихий океан. Худой парнишка с желто - пуши­ стой головой, молча взял длинный сплавной багор и, напрягаясь от усилий, вытащил пгганы на плот. Также молча он швырнул планы Бу­ ценко и опять принялся бить валь­ ком. Буценко упустил еще две пары белья. Тщедушный бригадир Коля Мав­ рин выловил их тем же способом, но не бросил Буценко, а опустил в своим ногам. Положив багор на не-' сто, оп негромко сказал: — Буценко, уйди отсюда. Буценко повернулся и по-воловьи, тараща глазз, посмотрел на Маврина. — Да, да, я тебе говорю: не раз­ лагай бригаду, не мешай работать. Буценко послушно бросил валек, отошел и присел па бревно. Маврин, ожесточенно орудуя вальком, запел быструю веселую песню. Буценко вдруг расхохотался. — 9к тебя разбирает... Освоил! производство и голоса-то у вас то»- кие стали и пеепп-то по-бабьи ноете. Вот до чего жизнь довела: мужики рубахи стирают. Владииир, стараясь #нгь. «новой- ным, крикнул: — Буцеиво... Но тотчас же прервался: — Убврайся... Вон отсюда. Буценко нерешительно ж д ался. — Кому говорю! %об духу п о » го здесь не было. Буценко проявил неожиданную ловкость, впрыгнул на берег н чшш приготовился к боя. Все •етевиш работу. 1з-за леса, тяжело хлопая по в*- де колесами, вышел пароход «1о- лумб». — Ну мог, встретили, — скавал Маврин и гневно покосился ва Ву- цепко: — Вое иэ-за Вуненве... — Ничего, — сказал Будок», придя в хорошее расположение духа. — Я за вас потружусь. 1 расчесал волосы обломвом гре­ бешка: , — Встреч) от имени прачечной бригады. • | Коля Маврин е ненавистью смот­ рит на Буцеиве. — Сегодня ив Ростова троих ждут... Поди-ка, «вон ребята едут. Торопливо натягивая ботинки, Бу­ ценко проговорил: — Кого-то привезет, а кого уве­ зет. И хитро вогланул па Владимира Селовьев* — Слышал я слушок, что друг наш Володя удочки сматывает. Владимир вздрогнул. — Кто ото брешет? Буценко чуть ггступил: — Слушок Володя, не более того. И подмигну* остальным, побежал не берегу. Вес емстрят на Владимира. Тот иолча спустился ва порточин и прнаялоя за работу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz