Полярная правда. 1937, апрель
СОЗДАТЬ В КИРОВСКЕ КИНОСЕМОЧНУЮ БАЗУ! СОЛНЕЧНЫЕ КАДРЫ Партизаны — кадр из фильма «Дальний »Восток». L .* . Фото К. Ф. Г О Р О Д БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Беседа с режиссерами-орденоносцами бр. Васильевыми — Кировск, сан того не замечая, стал в нынешнюю зиму притягательным центром большой группы людей, при ехавших на север с разными зада ниями, ио с единым стремлением — как можно полнее использовать зим ние условия. Ведется подготовка к большим лыжным и конькобежным соревнова ниям. И это в то время, когда л Одессе уже начались футбольные матчи. Полным ходом идут зимние с’емки кино-фильмов «Дальний Во сток» и «Комсомольск» и накануне начала с’емки кино-картоны «Паде ние Кимас-озера». Факты сами по себе замечатель ные. У Кировека, если можно так вы разиться, чрезвычайно импонирую щий нам зимний облик. Много сне га — хорошего, крупно-зернистого. Много солнца яркого, ослепительного, нодля'у непокидающего небосклон. Да и сам рельеф местности позво ляет производить с’ем^и разного ха рактера. Вот мы, допустим, по сю жету сценария должны снимать в гористых местах. У подножья горы Вуд’яврчорр, где происходят сейчас 1’емки фильма «Дальний Восток», имеются вс- возможности для удач ного осуществления сценарного за мысла. Режиссер Сергей Герасимов вводит работу в иных условиях — ему нужна большая, широкая смеж ная равнина. Что может быть более благоприятным решением задачи чек выбор для этого озера Б. «Вуд’явр. Кпно-экспедицпн не впервые при езжают на Кольский полуостров. Чуть только сильнее начинает при гревать солнце в центральной части ренцова моря. И не только группы, снимающие художествен ные фильмы, но и бригады Со юзкинохроники. Нам кажется, что пора уже ста вить вопрос о создании на Кольской полуострове, в частности в Киров- ск 0 , зимней кино-базы. Наличие та кой базы позволит нам, работникам советской кинематографии, наиболее рационально, с наибольшей творче ской продуктивностью использовать время поездок на север. И взяться серьезно па создание этой базы должна в первую очередь Ленинград ская ордена Ленина студия «Лен- фильм». Продиктовано это многими обстоятельствами, главные из кото рых, — близость Кировека от Ленин-» града, частый выезд именно ленин градских кино^работников на Север, наличие в портфеле студии сценари ев, связанных с большими и серьез ными зимними с’емкамн. Предпосылки, следовательно, для создания базы весьма убедительные. Что нужно сделать для организа ции в Кпровске зимней кино-базы? Очень немногое. Во-первых, построить новый или арендовать по договоренности с мест ными организациями, которые, кстати сказать, идут нам навстречу, имею щийся дом. Здесь киноработники бу дут жить во время своих приездов на север. Во-вторых, приобрести одну маши ну и 2— 3 лошади для обслужива ния кино-экспедиций. В-третьих, наконец содержать од ного постоянного работника. Расходы небольшие, а эффект от ©того мероприятия будет безусловно значительный. Нам не придется «до- юнять» зиму на севере в обстановке нервозности, спешки, неизвестности Домик маленький, одноэтажный, а снежные сугробы, обступившие его со всех сторон, скрадывающие дей ствительные размеры, создают пред ставление о совершенной его мизер ности. Кругом гзрьг — высокие и мрачные. На этом внушительном фо не голубоватый маленький дом ка жется не настоящим, а бутафорским. Но в нем живут люди. И каждое yrv ро, просыпаясь, они видят за окиами яркое отражение солнца иа белом снегу, они видят солнце в комнате, они ощущают его по теплоте лучей, ласково скользящих по лицу, по предметам. Солнце — сигнал к про буждению, как звук боевой трубы. ^Высокий, можно сказать очень вы сокий, Сергей Дмитриевич Васильев одевает меховую тужурку и выходит на улицу. Еще очень рано — один из первых часов утреннего рас света. — Денек будет горлчии, — гово рит про себя Сергей Дмитриевич. Тепло уже сейчас, а что будет дальше? Васильев растегивает ту журку и солнце, освещающее высо кие отроги гор, вызолотившее снеж ные дорожки, дс^ерчиво играет лу чами на золотом ободке ордена, при винченного к защитного цвета гим настерке. Васильев, легко перепрыгивая со' ступеньки на ступеньку крутой из вилистой лестницы, спускается вниз к реке, перебегает мостик и вверх по крутому склону подымается на холм. И уже подтягиваются осталь ные люди — бородачи в полушуб ках, в заячьих ушанках на голове, в тяжелых стоптанных валенках. Снег проваливается под ними, оседа ет, ноги застревают в глубоких сугробах.' Они идут на работу. Солнце, снег, этот высокий холм, крутой спуск вниз — их цех, заводское оборудо вание, послушный (Инструмент в ис кусных руках. И чем ярче будет солнечное сверкание, тем легче и бы стрее будет читаться чертеж-сцена рий, по которому они работают, ста раясь изготовить продукцию высоко го качества. Вместе с солнцем начинается ра бота кино - экспедиции. И тогда жи тели города становятся свидетелями необыкновенных удивительных встреч. По улицам боевым маршем прохо дят люди в странном одеянии ___ о положении вещей на месте. Мы 'бу- Союза, как сразу же кино-работники дем знать, что в Каровске мы встре- тянутся на Крайний Север. 'П не тим спокойную располагающую кна- только в Кировск, но и в Мурманск ; стоящей творческой работе обета ■ дальше на побережье Ба- I новку. С . ГЕРАСИМОВ , М. ВИТУХНОВСКИЙ , 3. МАРКИНА „КОМСОМОЛЬСК" В глухой тайге, сурово хранившей тысячелетнюю насторо женную тишину, начали строить город. Первые люди, первые механизмы, первые песенные всплески — все было первое в этом крае векового безмопвия. Большевики создали город. Он вырос на берегу замечательной дальневосточной реки Амур, его строили комсомольцы всей страны. И называется поэтому город — Комсомольск-на Амуре. Этой новой странице в золотой книге социалистических по бед посвящен фильм «Комсомольск», часть кадров которого снимается сейчас в Кире зеке. Мы помешаем отрывки из сценария фильма. В них расска зывается об отправлении первых комсомольцев на строитель ство города, о гнусном убийстве одного из посланцев комсо мола вражеской подлой рукой и о трудностях, перед которыми постыдно опускают руки недостойные элементы. легкие зеленые шинели, патронташи, походные сумки, мохнатые ушанки в папахи. Ветер полощет многоцветное знамя. Это утром. В полдень, когда солнце стоит уже высоко и лучи его прямым, выве ренным перпендикуляром, геометри чески точно вонзают свои раскален ные стрелы в податливое снежное тело, в это время на Хибиногорской улице, на проспекте Ленина, в доме связи можно встретить рыжих боро дачей с низкими насупленными бро вями. Но пи бороде, ни морщинам, взволнованными бороздами пробежав шими по лицу, не скрыть моложа вость этих людей. Искусная рука гримера бессильна перед острым, на блюдательным взором. — Ребята, да ведь его Бублик,— прокричал кто-то в шумной толпе школьников, возвращающихся домой. — Сказал тоже — Бублик, — с усмешкой возражает товарищ, — это дядя Федор. — Сам то ты Федор. Я знаю на верняка — Бублик. Меня не обма нешь. Не первых кино - артистов ви жу. Эх ты, Федор... Ребята т ошиблись. Это был дей ствительно партизан Бублик — одни из центральных образов в фильме «Дальний Восток». Заслуженный ар тист республики Блинов, пользуясь коротким перерывом между с’емками, не снимая грима, шел на почту. А несколько часов спустя, в столовой можно было видеть и-'дядю Федора и дядю Андрея, м того же Бублика ва обедом. Артисты невольно забывали, что бороды и усы у них искусствен ные. Обедая, они важно поглаживали окладистые бороды, крошки хлеба за стревали в волосах. • Разгримировываться нельзя. Но вый грим потребует дополнительного времени, а солнце не ждет. Еще не сколько чзеов и оно совершит свой обычный дозорный путь, уйдет на запад. Нужно ловить мцновенъе. И кроме того — ночные с’емки. У этого фильма зрители появились задолго до выпуска его на экран. Ежедневно, когда начинаются с’емки, у обрыва, что за домами Хибиногор ской улицы, собираются молодые и пожилые люди — активный про смотровый коллектив, оживленно об суждающий каждое движение арти стов, дающий критическую оценку: то одобрительную, то резко неудов летворительную. Это все равно, как в кино-театре — ка экране проходят один за дру гим молниеносные кадры, меняются поколения, люди. Но здесь экран пе- об’ятных размеров и смена картин проходит значительно медленнее. Зрители с’емок видят, каких усилий, творческих и физических, требует создание полноценного, художествен ного фильма. — Начали, — отдает команду ре жиссер. Лз глубокого рва выбегают люди и бросаются вниз но покатому про филю холма. — Медленно с’езжают, разве так надо, — говорит один из зрителей. — Ты бы, небось,, лучше сделал. - д » . уж будь спокоен, с’ехал бы как требуется. И тут же рассказывает, что он опоздал записаться на с’емку и те перь, к большому своему сожалению, вынужден ограничиться неудовлетво ряющей его ролью наблюдателя. Сцена прошла неудачно. Режиссер перестраивает людей, они занимают новые позиции и по вторичному сиг налу снова стремительно скатывают ся вниз. Филы! посвящен борьбе красных партизан с интервентами. Ответст венные с’емки проходят в тот мо мент, когда страна отмечает годов щину освобождения Дальнего Восто ка от японских оккупантов. Пятнад цать лет назад отряды мужественных сынов Советского Союза прогнали с родной земли интервентскую нечисть. Как живые встают перед нашими глазами овеянные волнующей рево люционной романтикой незабывземые эпизоды героической борьбы, «Штур мовые ночи Спасска, волочаевгкие дни». Строгая историческая правди вость и большая художественная глу бина с’емок дают все основания ут верждать, что фильм «Дальний Во сток» будет достойным подарком двадцатой годовщине Великой Про летарской революции. И трудящиеся Кнровска, придя врителямп в кино - театр, будут вспоминать солнечные дни уходящей зимы 1937 года, когда у снежного подножья Вуд’яврчорра снимались кадры «Дальнего Востока», происхо дила документация замечательного революционного героизма. ______ Б . МОЙЖЕС. КИРОВСК (Наш спецкорр). Наступление, интервентов на «Емельянову шажку» — кадр из енв- . маемого в Кировске фильма «Дальний Востов». Фот* 1. Шлрщрал. Ф И Л Ь М О ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Паша с’емочная группа фильма «Дальний Восток» не маленькая. В Кировск мы приехали в составе око ло 50 чел. Это, так сказать, «облег ченный состав», кое-кто еще остал ся в Ленинграде, на месте нашей по стоянной работы. На с’емках Волочаевского боя (эта сцена уже заснята нами под Ленин градом) — участвовало около двух тысяч человек, главным образом красноармейцы частей нашей слав ной Красной Армии. Кстати говори, наша славная Краснзя Армия не только лучшая в мире ио своей идейной целеустремленности и бое вым качествам, не, как мы убедились с братом Васильевым еще по с’емкзм предыдущего нашего фильма «Чапа ев» — это лучший актерский мате риал на эпизодические и массовые сцены. Многих вероятно интересует во прос — а почему мы приехали на с’емки фильма о разгроме интервезт- ции на Дальнем Востоке — в Кч- ровск? По целому ряду причин. Во- первых, фильм не всегда снимается на местах действительных событий, во-вторых, потому, что там не все гда есть необходимые для нас тех нические условия для с’емок и в-третьих, иногда мы не имеем вре мени для этого. Например, дорога на Дальний Восток в оба конца отнимает около одного месяца. А фильм наш юбилейный и приурочен к ХХ-летню Великой Пролетарской революции. По целому ряду других причин с’емки на местах действительных событий для нас невозможны. Снимая отдель ные сцены нашей картины в дру гих, более удобных для мае районах, мы, конечно, соблюдаем сходства с местами подлинных исторических со бытий. Например — в нашем пре дыдущем фильме «Чапаев» — Урал, в волнах которого гибнет Василий Иванович Чапаев, вовсе не Урал, а Волга около г. Калинина. Но даже и сами уральцы не замечали «поддел ки», потому что мы всегда предвари тельно очень детально обследуем ме ста исторических событий. Перед на чалом постановки нашего нового фильма мы, конечно, обследовали Дальневосточный край и вот, напри* Кадр из снимаемого в Кировске фильма «Комсомольск». Фото Н. Певцова. Озерные волны бьются о берег, поезд с криком вырвался из тунне ля. Поезд вошел ъ туннель и вышел вновь к широко» водной глади. Забайкалье. Вечер. Широкая река разделяет лесистые горы. На берегу одного из холмов, спускающихся к реке, — поселок. За околицей в сумраке едва виден маленький домик п угол сарая. Про щаются двое. Девушка сидит на по скотине, свесив босые ноги. Парень стоит, обняв ее за •га.тпю. Пиджак в накидку, у ног вещевой мешок. — Меня-то не забудешь? — го ворит девушка и заглядывает паршо в гла*а. — Этого, Маня, не может быть,— говорит пареиь в последний раз, по целовав девушку. Маня заплакала. Сергей ладонями вытер слезы с ее щек. Маня молча забросила ему на плечи вещевой мешок. Сергей заторопился. — Скорей беги, опоздаешь,-— крикнула вдогонку хриплым от слез голосом Маня. — В самый раз попаду, — слы шится далекпй голос Сергея. Сергей выбежал пз околицы. Бе жит, торопится через вечерний тем ный лес. Выбежал на мостик. Торопливая его фигура явно обрисовывается на красном закате. В лесу щелкнул не громкий выстрел. Сергей споткнулся I и упал на влажные доски мостика. 1Кровь медленно потекла по затылку. Он лежит, широко раскинув руки. ! Он мертв. Он не один -на мосту. Около трупа два человека молча и быстро рабо тают. Подняли тело и потащили в кусты. В кустах незнакомцы раздевают мертвого Сергея. Оба молча, в поис ках склонились над телом. — Вот где зашиты, — прогово рил молодой, распарывая карманы брюк. — А вы говорите так достать... Фонарь осветил комсомольский би лет и путевку убитого. — Торопитесь, — сказал тол стый и вытер высокий потный лоб. Молодой торопливо одевает кожан ку и кепку убитого. — Вы работали хорошо и спокой но, — проговорил пожилой. — Это будет доложено. Помните, что всегда мы будем знать5 о ваших делах, поощрять смелость, уничтожать тру сость. Не пейте вина, пьяные гово рят во сне. Ну, желаю удачи. В ав густе я найду вас. ( Н кивнул на тело. — Не беспокойтесь, все будет чи сто. Молча и быстро распрощались двое. И от мостика к станции заша гал новый Сергей "Чеканов, неся ве щевой мешок убитого за плечзми. Поезд выбежал из леса. Свист па ровоза, стук колес, комсомольские песни сразу оглушили полустанок. Поезд стоит о^ну минуту. В чрезвы чайном волнении, провожающие бе гут вдоль поезда, заглядывая в окна, быть может сел уже, не заметили. — Сергей, Сережа! — кричит кто-то. > )*, — Неужели опоздал? Прижавшись к штабелю шпал, не дг.игаясь, стоит мнимый Сергей Че канов. Видно, как трогается поезд. Вот уже подходит последний вагон. Сер гей бросается к поезду, вскочил ва насыпь и рукой ухватившись за по ручни, прыгнул в вагон. Провожающие увидели, как чья-то тень вскочила на подножку. Все сра зу узнали и замахала руками... По мер, место, где мы енималн ж Ки ровесе атаку интервентов на наши позиции, очень походит на вопив Дальневосточного края. Другая причина нашей поездка к Кирове» — очень простая. Мы дого няем зиму. Бод Ленинградом весь снег уже растаял. Весенние ручьи уже затопили наш кино-городок под Ленинградом, выстроенный для с’еиок зимних сцен «Дальнего Востока». Лучшее место для этого — Кировск. И не только потому, что вдесь долго держится вина, а еще и» ввиду ис ключительной живописности всего Кировского района, хорошего климата и наличия яркого солнца. Лично для меня настоящая поезд ка особенно любопытна и поучи тельна, потому что я никогда во был на Севере. Только теперь мне стала окончательно ясна постоянная тяга на север людей, которые хотя ба рае побывали в втнх чудесных ме стах. Руководство «’емочного коллектива нашей картины е особым удовлетво рением отмечает большое внимание, оказываемое группе со стороны мест ных организаций. Трест «Апатит» выручил наши ночные с’емки, пе редав во временное пользование одни трехфаеный трансформатор, а Кировское отделение Нива- грее проделало в крайне ограничен ный срок епешную работу мо подаче тока для ночных «'емок. В состав нашей с’емочяой груши входят: теф-еиератор— Сигаев, «ку ратор — Дудко (снимавшие «Чапа ева»), ввукооператор—Беккер, вои- позитор — Шостакович, васлужеи- ный артист республики Блинов, ис полнивши! роль Фурманова в «Ча паеве», а теперь играющий Бубли ка, еаслуж. арт. Мясникова (Анна в «Чапаеве») в рели Нанн, в роли большевика Андрея — арт. Дорехин, в ролег нартизаиа Егора — арт. Лукин, хло1иы1 — Хайдаров, пар тизан — Сененов, есаул — Гугции- ский, норучнк Гришин — Лавров. Ассистенты режиссера •— Лазрев, Портнов, Галь. Авторы сценарии ■ режиссеры — братья Васильевы. Режиссер Г. Н. ВАСИЛЬЕВ. бежали ва поездом. Знакомая кепка махнула из тамбура. Раз, другой третий... ■ Сергей Чеканов вошел в вагон. Швырнул па полку вещевой мешок и опустился па скамью. — Чуть не оцоздал, — сказал он, обмахиваясь кепкой и улыбнулся Наташе. Наташа тряхнула острижез- пыми волосами и нерешительно улыбнулась ему в ответ. Поезд мчится через ночную тай гу. На последнем вагоне вспыхнули сигнальные огни. *•* Между сопок течет огромная, спо койная река Амур. Возникает дале кая бабья песпя, исполняемая муж скими голосами и глухие удары вальков. Берег Амура. На lepery плот. На плоту четверо ребят стирают белье. По количеству белья видно, что ра бота эта не личная, а общественная. Красивый парень с приятным лицом бьет вальком рубахи и робы. Вте — Владимир Соловьев. Плотный, коренастый юноша — Иван Буценко полощет пгтаны, заб рав по несколько штук в каждую руку. Движения его вялы и апатич ны. Штаны выскользнули из рук и поплыли по течению. Буценко скуч но носмогрел им вслед. Продолжая работать, Соловьев по косился на уплывающие пгганы и кивнул на них Буценко. Буценко задумчиво плюнул в воду и тихо сказал: — Нехай плывут в Тихий океан. Худой парнишка с желто - пуши стой головой, молча взял длинный сплавной багор и, напрягаясь от усилий, вытащил пгганы на плот. Также молча он швырнул планы Бу ценко и опять принялся бить валь ком. Буценко упустил еще две пары белья. Тщедушный бригадир Коля Мав рин выловил их тем же способом, но не бросил Буценко, а опустил в своим ногам. Положив багор на не-' сто, оп негромко сказал: — Буценко, уйди отсюда. Буценко повернулся и по-воловьи, тараща глазз, посмотрел на Маврина. — Да, да, я тебе говорю: не раз лагай бригаду, не мешай работать. Буценко послушно бросил валек, отошел и присел па бревно. Маврин, ожесточенно орудуя вальком, запел быструю веселую песню. Буценко вдруг расхохотался. — 9к тебя разбирает... Освоил! производство и голоса-то у вас то»- кие стали и пеепп-то по-бабьи ноете. Вот до чего жизнь довела: мужики рубахи стирают. Владииир, стараясь #нгь. «новой- ным, крикнул: — Буцеиво... Но тотчас же прервался: — Убврайся... Вон отсюда. Буценко нерешительно ж д ался. — Кому говорю! %об духу п о » го здесь не было. Буценко проявил неожиданную ловкость, впрыгнул на берег н чшш приготовился к боя. Все •етевиш работу. 1з-за леса, тяжело хлопая по в*- де колесами, вышел пароход «1о- лумб». — Ну мог, встретили, — скавал Маврин и гневно покосился ва Ву- цепко: — Вое иэ-за Вуненве... — Ничего, — сказал Будок», придя в хорошее расположение духа. — Я за вас потружусь. 1 расчесал волосы обломвом гре бешка: , — Встреч) от имени прачечной бригады. • | Коля Маврин е ненавистью смот рит на Буцеиве. — Сегодня ив Ростова троих ждут... Поди-ка, «вон ребята едут. Торопливо натягивая ботинки, Бу ценко проговорил: — Кого-то привезет, а кого уве зет. И хитро вогланул па Владимира Селовьев* — Слышал я слушок, что друг наш Володя удочки сматывает. Владимир вздрогнул. — Кто ото брешет? Буценко чуть ггступил: — Слушок Володя, не более того. И подмигну* остальным, побежал не берегу. Вес емстрят на Владимира. Тот иолча спустился ва порточин и прнаялоя за работу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz