Полярная правда. 1932, май

П Р О Л Е Т А Р И И ВСЕХ С Т Р АН , СОЕДИНЯЙТЕСЬ! п о л а к г т ж г Цена. Ns 5 иоп Гоа лзлаш III ОРГАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМА ВЩб), ОИК'а, ОСПС.) ЖТВ 29 М ая 1932 г. № 1 2 4 (1593 .Форель" перевыполнилазадание 25 мая к 8 часам утра рейсовое задание РТ „Ф э рель” считаю перевыполненным. Рейсовое задание соцсоревнованием и ударни чеством при двухсменной вахте выполнено коман дой блестяще. Капитан РТ-33 „Форелъ“— Колинченко. Радиополоса , , Полярной Правды^ в Баренцевом море. Успех рыбного плана решает развернутая поисковая работа, умелая дислокация судов, союз капитана-промысловика и научного!работника ГОИ'НПа Внимание дислокации траулеров в море В апреле Нарноиснаб СССР то в . М и к о я н в своей телег рамме т а к характеризовал со­ стояние тралового лова нв Мурмбнѳ: „ С е в т р а л т р е с т п р о д о л ж а е т с р ы в а т ь п л а н ы л о в а . С тех пор положение не изменилось. Сввтралтрест не­ изменно п р о д о л ж а е т нѳвы- полнять плановые задания. В пятую п я т и д н е в к у м а я , о д н у и з л у чш и х , п л а н в ы п о л н е н в с е г о н а 61 п р о ц ' Основные причины слабой ра­ боты Севтралтреста известны: н е д о с т а т о ч н о е к о л и ч е с т в о т р а у л е р о в в м о р е , н е в е р н а я д и с л о к а ц и я с у д о в н а п р о ­ м ы с л е и н е в ы п о л н е н и е р е ­ ж и м а в р е м е н и т р а у л е р а м и , н о б о р ь б а з а л и к в и д а ц и ю э т и х п р и ч и н в е д е т с я н е ­ д о с т а т о ч н о э н е р г и ч н о . Тов. М и к о я н приказал еже ­ дневно иметь иа промыолѳ 35 траулеров, Сегодня это при­ казание выполнено, но ослаб­ лять внимание на атом участ кѳ мы ин в ноем случае не инеем права. 85 траулеров и даже нѳоколько больше выхо дили на промысел и раньше несколько раз, но вскоре зна­ чи тел ьн а количество судов уходило в порт и в среднем в апреле и мае месяце каждый дань в море было не более 25 судов. Ввего два дня назад в маре был» 26 траулеров и понадобилось категорическое праказание зам. управляющего Са ісоюзрыбой тов. С о к о л о в а береговым организациям, что­ бы ато количество было дове­ дено до 35. Надо иметь ввиду, что в начале мая в 13-м районе одно­ временно заканчивает промы­ сел до десятка траулеров. Это обязывает управление трал- флотом и иехмастерские фор­ сировать доковые работы и ремонт, чтобы не допустить снижения количества судов в мора. При достаточном количества траулеров в мора, р е ш а ю щ и м условием успешного выполне­ ния плана является п р а в и л ь ­ н ая д и с л о к а ц и я с уд о в . Сей­ чао флот промышляет двумя группами в 13-м районе и на запвдв. Центральный район и Гольштрем несмотря на требо ванне работников ГОИН'а со­ вершенно оголены. В эти районь не послано даже по одному поисковому судну. По словам зам. управляющего Архангель­ ским Гоорыбтрѳстом тов. Н е к ­ р а с о в а траулер их треста „Нырок* ноходил промысло­ вую ры б у на Кильдинской бан­ ке, но не имел возможности один удержаться ка косяке. Все это говорит, что д и с л о к а ­ ц и я с у д о в на п р о м ы с л е н е ­ верна . По нашему мнению не­ обходимо значительное боль щеѳ количество траулеров со­ средоточить в 1 м районе, а остальной флот расставить в западных районах, в централь­ ном и в Гольфштремѳ в с о ­ ответствии с указаниями ГОИН'а н опытными данными капита­ нов промысловиков. Работа тралфлота З а 26 мая добыто 304,8 тонн Всего действующих траулеров 47, Ж 8 них стояли в порту в ремонте в Мурманске 6 ж в Ар­ хангельске 2 , под погрузкой и разгрузкой в Мурманске 2, и в Архангельске 2, в пути на про­ мысел нз Мурманска-2, в пути с промысла в Мурманск 1. В поисках рыбы нет. Промы шляло 32, сообщило об улове 26. За сутки сделано под'емов 166, улов рыбы 304, 8 тонн. Лучше показатели по улову РТ 15 „Засолыцик*, под'емов 7, удов 24 т по режиму РТ 48 „Севгосрыбтрест“ , полеэное вре ­ мя использовано на 80 проц. Худшие показатели РТ 7 „Сем­ г а " под'емов 6 , улов 3 тонны. По режиму у РТ 20 „Архан гельок* полеэное время изполь- зовано на 82 проц. Шире развернуть поисковую работу Опыт рейса поискового РТ 43 «Рыбец» 25 мая в 2 часа дня мы п о ­ кинули Медвежку, взявши курс на Мурманск , Итак наш поисковый р е й с закончен . Оглянемся н а з а д и подведем вкратц е его итоги, П е р е д выходом в море , при н аш ем непосредственном у ч а ­ стии на сов ещ ании в отделе добычи был вы р або т ан м а рш ­ рут и д ано нам задани е . I . Основное з ад ани е : прои з ­ вести д е т ал ьн о е обследовани е южного и з ап адно го склонов Медвежинской банки . II. Попутно осмотреть р а й о ­ ны с ев еро - з ап адн о го склона Мурманской банки , Мурман­ ского языка и Центрального языка . По линии научной работы основное внимание обратить на: 1 ) глубинное и терниче - ское р а сп р ед е л ени е рыбы ;) массовую пометку трески и пикши . Т еп ер ь посмотрим , как ж е мы выполнили это з а д а н и е в первую о ч ер е д ь по линии поисковой работы . В р айон ах Рурмвнсной банки и Мурманского я зы к а нами 5ыло брош ен о всего несколько тралов , долго з ад ерж ив аться в этих районах является н е ­ ц ел есообра зным , ибо никаких при зн аков ры бы там не было Район Центрального я зы ка нами осмотрен б о л ее детально —в этом р а й о н е мы з ад е рж а лись I 1/2 суток. З д е с ь были н е к о то ры е при зн аки ры оы— о тд ельны е под 'емы достигали Э ,5 тонны; по ассортименту эыба был а неинтересная , до 5 0—60 проц . улова составлял мелкая треска . Этот район (V 73° северной широты ), ко­ торый до сих пор соверш енно не известен траловому флоту и вп ер вы е открыт «Персеем» в 1930 году, возможно впо- следсгвие будет иметь п р о ­ мы словое значение . И з Ц ен тр ально го я з ы к а , пройдя 130 миль до ры бы , мы п ер еш ли на юго-восточный склон Медвежки и начали его о б сл едо в ани е с 74° 3 2 “, с. ш. і і в і в і і і і в в і і і і і а а в н в а в і і і і і а а н н н двигались все время с тралами к югу. П ер вы е пять дн ей к а р ­ тина была мало у теш и тел ьн ая , —район был не пустой, но под 'емов б о л ее 0 5—0 ,6 тонны мы не видали Эго, естествен ­ но , не могдо нас удовле тво ­ рять. Спустившись зн ачи тельно к югу, мы на глубинах в 250— 270 метров несколько р а в н а ­ ты к али с ь на косяки окуня, д е л а я п од 'емы от 1 до 1,5 тн., но это нас т а кж е не удрвлет- воряло , ибо косяк был , видимо, небольш ой , мы несколько р а з с него сбивались . Но, наконец , 8 мая появи­ лись первы е при знаки п р о ­ мысловой ры бы . Мы начали д е л а т ь под 'емы по 1 — 1,2 тн. отличной Медвежинской рыбы — равной и крупной трески . П род е рж авш и сь сутки на таких п о д ем а х , мы д а ли с в е ­ дения об этом ш табу и уж е 12 мая к нам приш ел РТ 29 «Днепр», а в скор е и РТ 45 «Двина». П е р ед а вш и этим двум судам н аш е место, а т акж е у к а завш и идущему на М ед ­ вежку РТ 9 «Ролкн» квадрат в котором ему следует по н а ­ ш ему мнению н ач а т ь промы ­ сел , мы двинулись д а л ьш е . Сначала обследовали длину р аспр ед елени я обнаруж енного нами косяка , а затем , двигаясь на з ап а д и на с ев еро - зап ад , н ач али обследовани е з а п а д ­ ного склона Медвежки . Вскоре и зд ес ь обн аруж или промы ­ с ловы е косяки с под 'емами от 0,8 д о 2 тонн Приведем циф ровы е п о к а з а ­ тели поисковой работы : Работа тралфлота З а 27 мая добыто 159, 2 тонны. дено 167 тралений , обследо ­ ван 31 квадрат и в 8 к в ад р а ­ т а х найд ена ры б а в промы ­ словом количестве . По линии научной работы помечено 962 ры бы , и змерено І6412 рыбы . Взято для ан али за 200 проб чешуи , для ан али за пищи 230 желудков , для р асо ­ вого ан али за 166 рыб , Кроме этого удалось внести н еко торы е пополнения и к о р ­ рективы на карту грунтов, с о ­ ставленную ГОИН 'ом . Мы внесли туда не отмеченные ещ е места гад е в о в и порывов т р ал а , а т а кж е места, имею ­ щие губки. Теперь остановимся ещ е на одном моменте. Н аш рейс нам каж ется мож ет служить примером для трестовского управл ения в двух отношениях . Во первых: он понвзал, что при поисковой работе судну, ведущему ату работе, нужно д а в а т ь больше инициативы, чем это давалось до сих пор. Нужно органичиваться кратки ми уназаниими районов под- лэжащих обследованию, а не ты кать судно как малого щен­ ка из квадрата в квадрат Во вторых: наш рейс пока­ зал, как не нужно руководить поисковом работой из кабине­ та и давать ріспоряжввия о переходе в другив районы нв соглаоо іав это првдвари- тедьир * .> 4 амхм поисковым судном. Капитан РТ - 4 3 » — А. Рома нов. Флагман— П. Хохлин. Н ачальник э к с п е д и ц и и Всего действующих траулеров 47, ие них стояло в порту в ре­ монте в Мурманске 3 и в Ар­ хангельске 2. Под погрузкой и разгрузкой в Мурманске 4 и в Архангельске 2 . В пути на про­ мысел из Мурманска 3, в пути о промысла в Мурманок 1. В поисках рыбы нет. Промышляло 2, оообщило об улове 24, З а сутки сделано под'емов 113 ; лов рыбы 159,2 тонны. Лучшие показатели по улову у РТ 15 „Засолыцив** под'емов 7, добыча 23 тонны, По режиму ?Т 6 „Кит* полезное время ис­ пользовано на 725 проц. Худшие показатели у РТ 12 „Трал* под'емов 2, улова нет. Іо режиму у того же траулера полезное время использовано только на 20 проц. __ «Рыбцом» сд ел ан о за рейс 1545 миль , из них 835 м и л ь . ГОИ На на Р Т - 4 3 - М , Идѳль пройд ено с тралом , произве-* сон- I 5 8 НА СНИМКЕ: в сумерки. Общий вид плотины ДНЕПРОСТРСЯ Улучшить порядок снабжения траулеров Существующий порядок до­ ставки материалов на траулеры в порту необходимо надо изме­ нить. Вмеото того, чтобы в те чение суток или двух, а иног­ да и трех доставлять на РТ череэ каждый час—полчаса по одной вещи и днем и ночью, необходимо весь требуемый ма­ териал доставлять по возможно­ сти оразу, Ночью, когда штур ­ ману нужно хоть немного отдо­ хнуть, приходится вскакивать и принимать 20 шт. сетевявных иголок, а черев чао принесут десяток траловых крючков. При такой доставке трудно учеоть, что принеоено на судно, чего вообще нет на окладе и т. д. Раньше, при личной приемке материалов штурманом на скла­ де, времени уходило не больше, чем при данной постановке дела. Необходимо самым ударным зато он был уже с о в е р ш е н н о «бравом подойти к вопросу о * с к0.|увеличением штата работников спокоен за тот материал зорым уходит в море, Необходимо дело поставить так , чтобы весь материал сво ­ зился на РТ одновременно и по возможности в первые дни прихода с моря. Требуется выделить специ­ альную агентуру на приемку дефектных вещей, сетси, тросов, траловых досок с тем, чтобы выписка документов и расплата за утиль была ва борту РТ, а не в дебрях конторы, чтобы на обязанности штурмана лежало приготовить и выбросить на отеіку утиль получить ва них боны, иначе РТ теряет на этом много времени, и денег. эо оо? paJU отдела, снабжения, равгрувить имеющихся в данное время ра ­ ботников, в особенности т . Ер*- мичева, собщив на РТ об бя занноотяі тех или иных ников отдела снабжения, самым уничтожить испаши ных для данного дела люден. Старший штурман РТ 6 — ________ Ли Сиднее. Оперативная сводка работы порта с 26 по 27 мая Всего пароходов находилось в порту 4, из них под выгруз­ кой 1, под погрузкой 3 Разгружено из пароходов не пристань 940 тонн , из ваго - нов 358 тонн . „Полярная Правда“ --в Баренцевом море I. У берегов Норвегии «Сократить время выгрузки на 2 часа* Ответ ва выюв траулеров Рабочие погруео-разгрузоч- ной конторы СТТ вылов трау - леров принимают целиком и полностью. РабФчие заявляют всем командам траулеров на­ ходящихся на промысле, что будут работать не ослабляя темпову соцсоревнованием и ударничеством, бороться за улучшение качества продук - ции. Берут на себя следующпя обязательства: При еыгрузкш траулера установленные сроки выгруз­ ки продукции сократить на два часа. Погрузку соли , льда и т. д. на 3 часа. Требуют от команд трау- леров: За 8 чае . до прихода в порт сообщать число , время прихо­ да. Сообщать также количест­ во рыбы свежей п соленой , муки , количество рабочих трюмов. По приходе с про­ мысла трюмы и бункера дол­ жны быть открыты, стрелы подняты, и вьожены в них грузовые кольца с короткими лопарями . Зѵ время выгрузки и пог­ рузки соли и льда не допу­ скать перехода с одного мес­ та на другое. За 8 часов до начала по грушки давать заявки на по­ грузку соли и льда , мытье трюмов и помещений. По окончании мойки трюмов немедля собрать чердаки. Принимая вызов со сторо ны РТ , рабочие погрузора »- грушочной конторы требуют от тралового флота нв сни­ жать темпы вылова рыбы. На Мурмане первый и самый мощный в Советком Союзе тра ­ ловый флот. Называть его мощным можно стало совоем недавно. В 27 году Северный траловый флот состоял всего из 22 траулеров „старых коробок», помнящих Архангель­ ских рыбных купцов, немецкие субмарины и Союзную интервен­ цию севера. Сегодня Севтралтрѳст обладает 46 океанскими рыболовными ды нашел, что Нордкапокая струя I Алексеевича Богданова. Он идет охотно посещается рыбными ко -1 в море начальником морского сяками. Капитан Леонтьев тоже I штаба тралового флота, самое обнаружил у Нордкапа,] Кольский валив весенняя ту- Копытов у Канина Носа, Ново-1 манная дорога из Мурманского жилов А. П. у Вайгача. I порта в океан. За кормой остав- Десятков тысяч квадратных I ся островок Сальный, впереди миль Баревпова моря, самого 1 высокие гористые берега узко большого в иире. нехватает для 1 сходятся и резко разбегаются на тралового флота и с каждым меЧвапад и вооток. Входим в ска- ояцем теснота будет чуствовать-1 лиотые ворота в Баренцево море, ся острее. Северная судострои I Гостей оно встречает непри тельная верфь в Ленинграде 1ветлнво: шестибальным штормом, траулерами, большинство из них отроит и шлет на Мурман овои,| * * * только в прошлом и позапрошлом'отечественные траулеры. Дело в В первый же день обсудили *том, что рыбу ловить можно толь -1 план нашей рабоеы совместно с ко на банках и не всегда и ни морским штабом и 'моряками о на всех сразу, а для каждой су-1 «Лебедки*. Вечером радист вы ществует, точно неизвестный, звал к микрофону всех пом промысловый сеэон. Таких банок I директоров по труду (они же не много. И 400 траулеров, они полит, организаторы на РТ) и (олжны быть к концу второй пя- j контрольные пооты „Полярной годах сошли оо стапелей немец­ ких верфей Шихау и Клавит- тэра. Полярные воды в промысловом отношении были незнакомы со­ ветским морякам, наука старого времени оставила скудные на блюдения только прибрежной полосы. Траулеры уходили от берега всего на несколько де­ сятков миль, промышляли на при­ брежных Кильдинской, Канкнс- кой и Рыбачьей банках. Большому флоту становилось тесно в малых водах. Старые капитаны поморы, отцы которых на парусниках и беспалубных шнеках ходили на Новую Землю и Грумант (Шпицберген), на­ правляли свои оуда к северу. За два года траловый флот вме- оте о судами государственного океанографического іиститута обошел вою территорию Барен- цовего моря. На большой голубой тарелке, которая растянулась юга от берегов Мурмана на се­ вер до кромки арктического льда, с запада от норвежского Медвв жьего острова на восток до Но­ вой Земли и Карсних ворот траулеры находили рыбные паот- бища или, как их сейчас, назы­ вают промысловые банкн. Капи тан Богданов А. Я. во второй раз „открыл* Гольфштрем, он кроме выоокой температуры во- тилетки, не в состоянии на них [Правды*. Снова говорим о на промышлять. Перед ГОИНом и I пшх задачах, о нашем плане Севтралтрестом встала проблема) Море энает о гавете. Можно поиоков и освоения новых про -1 ждать материалы, пора готовить мысловых районов. Взоры неко | первый номер торых мурманоких работников обращены на ворота не Варен-1 Первая мысль о выполнении цевого моря в Атлантический I плана. Занимаемся простым ариф- океан, к Исландии, там промы- метическим счетом, Получили пгляют траулеры всех стран [такие данные: каждый траулер Европы, нет только флага Совет-1 должен ежедневно пополнять свои ского Союза. трюма l xk тоннами соленой рыбы * # * или 15 тоннами свежей. Весь «Полярная Правда6 послала в флот вылавливать 460 тонн ры апреле выемную редакцию в і б ы сырца в сутки. Тогда план I Баренцево море включиться в [квартала будет выполнен, работу тралового флота, в борь- В море должно быть 35 трау бу моряков ва мвллион центве -1 леров, об этом есть личное при- ров рыбы, которую нужно дать I кавание т . Микояна, в этом году. I Сегодоя 23 апреля на промыо- В редакции два человека* оо-1 ле 22 траулера, они выловили трудник газеты и рабкор-радист. 160 тонн рыбы. Суточный план Мы имеем уже небольшой опыт 1выполнен на 13 проц. работы печати в море, издавали* Стало ясно куда вааравить 30—35 минут, а сегодня „Ленин» отдавал этой операции 1 час. 30 минут, «Сталин»— 1 ч а с . 8 м., „Кета»— 1 чао. В десятки тонн рыбы еже­ дневно обходятся неумелые и вялые движения палубных команд и равнодушие к этому вахтен­ ных штурманов. Получаем приказ управляю­ щего Севтралтрестом, капитанам 22 траулеров дается право вы бирать места лова по собствен ному усмотрению. Приказ де та іьно обсуждаем с морским штабом. У н*с с ним единодуш­ ное мнение, что в свяэи с этим приказом есть одна опаснооть*. может быть, что траулеры будут нерационально распределяться в море, нет средств умело расста­ вить силы. Решаем через гаветы добиваться непрерывной опера тивной связи всех капитанов со штабом и требовать от Севтрал- треста права флагману посылать любой траулер на поиски рыбы. И главное, бороться с бесцель­ ным топтанием на месте. Буду- ботника в море и ирвмерног моряка в порту. С РТ 17 «Ким пришел протест против смертноі казни узник Скотсборро. Радис* принял ТАССовские сообщена из Москвы. Газета готова, е была бы велика, надо еще про честь приказ тов. „Микояна о Севтралтресте и информациі о последнем пленуме окружкоѵ ВКП(б). Материал сжимаем сдо 40 мин о таком сроке передачи мы ещ в прошлый раз договорились радистами, как о самом удобн* ао условиям траулеров и ка суше материал оформляем з ками х заголовками. Утром показались в іі снежные горы и фиорды гаи. «Лебедка» на траверзе большого норвежского горо Вдрдэ. К *2 часам редакцеоі ньгй радист предлагает все траулерам прекратить радио-р» боту и включить репродуктор жилых помещений. Вместе с щ шимп судами затухает jj- n t 1 л „л» гготли I вежская радио станция. - щее покавало, что все нашиі ^ r опаоення подтвердились и тр.збо I Не готовятся ли они вания были верны. радио-гавету в декабре и январе на Гуоиной банке в а Новой Зе мле. На РТ— 10 .Лебедка* , суд­ но, на котором идем в рейс, вст­ речаем старого знакомого по зи­ мней работе квлятаа а Якова все внимание. Вскрываем причи­ ны такого неудачного лова, они скоро находятся. Траулеры безо­ бразно выполняют режим време­ ни. Йа спуск и под'ем трала по­ лагается затрачивать не более нас, гадаем мы. Ровно 40 минут, по о 1 с радистом, передаем газ^ Кто-то шутит: — Ну эавтра в Вардэ напь^ тают, что появилась большевис ская газета у северных береге Европы. Делаем первую газету. Пере­ довая на тему «Умело расота вить силы в море», оперативная сводка, показатели лучших и худших траулеров, инструктор тралмейстер написал отатейку о применении голых грунт ропов к тралу и сотрудник ГОИН'а о научных данных о рыбном про- Пусть печатают После перс мысле в Баренцевом море. Ночью j дачи траулеры дают хорош* получили от флагманского пом | отзывы о газете. Промят пзи^ директора заказанную статью освещать международные соб* о парти*но массовой работе н а . т в я и социалистическую стройі траулерах в море, контрольный | нашей страны, пост РТ 20 «Архангельск» при-j форштевень «Лебедки» неут* слал предюжение Севтралтресту' м0мо решет волны, обучать матросов в резерве j Мы едем к Норду. чинке трала и решение команды выдвинуть в ударники тралмей- отера Попова, неутомимого pa- в. Смородин. (Продолжение следует)*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz