Полярная правда. 1932, июнь
Техническая стрлница V? 7 • _______ _____________ — явомвѵѵяѵ Сняться с мели технической безграмотности Быстрейшее овладение техникой, установление действительного рабочего контроля на всех этапах прохождения рационализаторского предложения- необходимые условия оздоровления рабочего изобретательства ££&тршітр@ст должен иметь техническую станцию — .Одной 18 причин прорыва явила»ь недостаточная квадхф.".цн- рОВІНКССТЬ, НРОБЫІЗОСГЬ pa^JVEH КОВ*. Э^а „ * д !а вз п р в ч н а “ фи гури р у е т почти во всех п p m а з а х , а з з - дивах, гав е тны х с т а ч ь я х , когда в е п рю к а с а е т с я н 'выш л я енж я ка честв? н н к х и колнчесгвгнаых пе- б » з & т * л сй промфинплана. Кокс та тжруя э - у п р и ч и н у , ч т т ь - ли не каждый м-сяц, мы , к с з х п - данию , делаем очень м ало ,— для ее ус тр анения . Доискиваясь же „причин этой причины0 малой кзалифицированяс- стк рабочих, мы находим что их две: 1. Большая текучесть рабсилы. 2. Отсутствие до і.астояцѳго врехснж st.кой іибосеріеоній рабо ты по теіучебе м техпрог^газдѳ. Особенно F a s ас с вначеЕсе имеет с овдан х е т а к ь х м е т о д о в п р ои зв о д с т в енн ой учебы , к с т о р ь е - ѳы сб е сп е - чивааЕ в кр а тч айш ей ср ок у своа - Б і е Н08ИЧВ8МН— х о тя -бы 7 е ім инм мумов пронвзодствеяных ввакий . Одзим ив таках иетодов являете? создание стационарной прсивводст- венвой выставки или „твхвичесЕой стйвциж 44. Значеніе так. й технической ставдик именно в условиях больш £ текучіотм рабсилы * кадрав огр*м- но. Тсхическая отавция м работа вокруг нес—это именно та фірна, тст жатод, хотормй сама», скорым наглядным обравом дает всамсжиость ивакомить вновь прибывших ва работу с ссновамі проиаводства, с работой трдоа в целом. Техническая станция должна явиться тем .коридором*, черев к&тернй неоіходіімо прейти е a sдо му новкчву. Она С8Н&К0МИТ его в плакатах, фото, экспонатах, модѳлхх, жакетах, диаграммах, чертежах ж т. п. на только с Э2ен£в?ьрнымй основам! тсхпхкі лсіа и сбр*боткж, но и дав поилтиѳ в ц е м , н а с т а т ь более сознательно относиться к тему участку, на котором придется работать воэичку. Вот комната, дающая понятие о 5&ранцевом жоре. Карты, рельефы дни, прідонжые животные, промыс- ловне рыбы в фотографиях, в бан ках, в аквариуме, на плакьтах... Ветры, течения, температурные данные ж т. п. Комната о трале и траулеро. Модели, схемы, фото ж траулер в равреэе. Плакаты о электрической сигнализацией названия частей ж т. п. Квжната снабжения . Виды тары, тросы, лини , материалы, ие кото рых о*ж изготовлены ж т. п. Четвертая ж пятая комнаты. Береговая обработка. Шестая. Организационная струк тура управления ж производства вконожжка рыбной лрожышленности вообще ж треста в частности, уло в», данных о выполнении прожфин шгана ж і . п. Седьмая комната—история жзеб-і рататольсаих уредаежений по тра лов .му промыслу и обработка—в чегтежах и жод'яях. Эга „техничесиа;* стаішиі* мо жет сыграть огромную роль ее толь ко для техучебы молодых произ водственников. В яйце ее Мурманск получат новое культурнее учрежде на© большой ценности. ;Техстанция будет посещаться и шхолыжками, и туристам», и местными акскур- савтамг, м приезжими литератора ми, журналистами... Эта станция должна стать мощным рупором техпропаган- АЫ . Станция будет заантересоьывать, будить вопросы, ответы на которые сможет дать баблпотека, спецна лист—консультант, руковод кружка теіуіебы. Дело важное, нужное, кніересное и подбить его нужно общвми уси лиями, провести в жизнь удареым порядком. Трест, партийные, грсфессисналь- вые оргавивации, все рабочие— производственники, флот, ГОИН, ПТО должны принять участие в сое дании технической станции. Обсгеятельства складываются по- )е*а благоприятна, Намечается вовможнссть построить ідааие станции на плеслой крыше кового посолочного склада,—(этим „Военизация" лова хорошая вещь. Современная .к ом п р о миссная" система несовершен- придоняых жпотныХ; попадающих I на. С этим можно соглашаться, в трах. Сейчас атст ценный иауч-|Но какую лучшую систему вый материал распыляется по ру - |лова можно предложить для ваіи (данного периода времени? Ел;и техническая станция явится 1 Ясно, что военизацию, с собирателем этого материала, тс I централизованным ^ управле- fго можно испольвовать—укомплек* I нием промфлота сейчас ввести тсвав комнату Баренцева моря,— I нельзя. Ведь сам автор (или на с.сіавление коллекций для школ I авторы) проекта ^утверждают, и мастерских наглядных пособий ,! что «военным действиям про- последние но откажутся за втоітив рыбы»—как всякой войне, платить и деньга). В рныеле соби-1 должна предшествовать дли- равия втого материала можно дей-| тельная подготовка, тщатель- ствовать ветолько „общественаым ное и всестороннее изучение воздействием", но и в порад<е будущего противника штабом, служебном: £бдь улов—в чем б ы ! наш ж е штаб — ГОИН ещ е он ие состоял—собственность треста. I далеко от того, чтобы дать В этом отношѳвии технической I «адмиралу» все необходимые отанцяи может помочь управляю [сведения для ведения рыбной щій промфлотйж соответствующим I войны по всем правилам воен распоряжением. I ного искусства. Рабочие мехмастерских, дерево-1 Чем вызвана современная обделочного кожбжната и up. могут11копромиссная» система руко преподнести станции в подарок I водства флотом? Двумя при те или иныемохеди. Iчинами*. 1) недостаточнымизу- Ячейки и профсоюзы окажут чением моря и рыбы и 2) не- помощь, поддержав на всех путях I однородным составом калита идею создания станции, ортавиэо-1нов, одна часть которых— вав вокруг вее массы. Iопытные „морские волки", Члены ИТС—своим советом, у ч а - 1другая—новички, которым ещ е стием. I нельзя поручить самостоятель- При таких условиях мы создадим!ный лов. О б организации лова |Не изобретайте изобретенного Авторские свидетельстра на изобретения и патенты их должен з н а т ь к а ж д ы й и з обр е т а т ель капитанов в то время, когда мы ещ е не имеем той авто ритетной для всех капитанов управленческой „головки", ко торая безошибочно, уверенно и с гарантией за успех руко водила бы ловом. нашу техническую станцию в корот-1 Уже эта вторая причина кий срок и сравнительно без бель-1 предопределяет неизбежно ших ватрат. I «компромиссную» систему ру Кстати напомним, что по новому I ководства. В самом деле: дать самим будут устранены неудобатва, | ^договору п. 12, лжт. В) техничеа-І полную самостоятельность ка свяаанвые с неудачной схроительн>йкая станция даджиа бнть органжзо-І пита нам, это идеей—покрыть в нашей климате сгромвое вдание плоской крышеі). Здавие межет быть деревлнное, облегченного тиса. Этс—по линжи траст*. ГОЕН должен поиочь оборудовать комнату Баренцева морх,—нетолько в части разработки ее, но ж в саиож „вещевой наполнении** Наши жоряки могут доставлять І ня стало, наиболее интересные акеежпллры значит предо вана к І«му июня, ей должно бжтьістзвить значительной части предоотавлено помещение, о6орудо-|их беспомощно барахтаться в ванное необходимыми техяичѳеиими I игре. Провести сейчас же вкспонатами. I «централизм* управления—это Следовательно, совданле техниче- j значит связать инициативу, не ской станции не только наш долг, | использовать опыта старых но и обязательство, которое,—хотя- Приспособлѳниѳ дпя пр«ДО .хранения поичвль^ого тросѵ »т Выходит, что в данное вре- разрыва—В. П. СКОРОБОГАТО- мя провести централизацию ВАя Применяются две пружины, невозможно.^ (поворотно закрепленные на стер- А если действия всего флота Iжнях между двумя пластинами и в целом не^ об единены. если | снабженные блоками, через которые не каждый траулер подчи-І перекатывается трос, няетс*, как инструмент в ор Приспособление устанавливается кестре, дирижерской палочке и суднѳ и ковец пржчлдь?того ка- флагмана, то очевидно на дан I чата прикрепляется к саобе, нр*д«- ном этапе трудно вводить | TOg ва аодЬц0# ЦрИ волнении трос военные «маневрирования» cyN- 1нажимает на блоки, последние давят дами всего флота дпя захвата I ^ пруторы, которые снимаются, врага, ограничиваясь лишь І благодаря чего расстояние между стратегическими передвиже I кольцами уваличжваетса. При гбрат- ниями отдельных «эскадр». I ном крене оудна пружины сн«ва Все эти «цепочки», кильва -1ра8ЖИІЖТС£жТаким «бравом еввбод- терные колонны, повороты | но цроивходит к^ѳн суд«а и при- судов на 6 румбов, как СОЛя I іпип>«ый кават не рв*тся. дат в строю, разумеется, хо I Пластырь для «вделки поо- рошая вещь и применяется в боиц шш eyA>X—Е Д. ТИХОНОВА Англии уже и сейчас. Нет ос-J Иіоіретание касается .впнтч*1 боаэ- нования и нам отказываться I ных заіелки пробоин на судах от этого, но в рамках, допу - 1пластырей, встаедльмых в пробоину стимых нашей «компромис- н8нутри cyigi. сной» системой управления в пла, гырь ВНуТрь снабженной л о ®а * (прутьями брезентовой оболочки. Какие ж е выводы? I имеющей зонтообразный вид, встав Централизация руководства Jден резиновый мешок, который лова , военизация тралового I посдв BCTgBgl пластыря в пробовчу, флота хороши, как цель. К н е и і д ^ плотного иакрнвания ее рааду- мы должны стремиться, н о |вается воадухом, нагнетаемым череа не перескакивая через неиз [связанный с ним насос, бежныи период «компромисса» в wyqie П0Явления пробоины в Ядро централизации уже соз |д яе судна, сложенная зонтом бое* дано. Оно само соберет в°к*І8еотовая ѳболочка с мешком встав руг себя весь флот по мсре |ляатся в пробоину и протад*иваѳі- того, как штаб и «главкомы» I ^ на наружную сторону судна, а созреют для того, чтобы соб “ рать в своих руках все нити управления. Н й. ШіГѴМ----------------------- бы ж о некоторым оповданжои,—но должно быть выполнено во чтобы А. Беляев. Отрывок дискуссии о лове Организовать техническую информацию для изобретателей В первай етатьо "Болььый во- etll£I с ьашзмя патентами ,с изобре- просы рабочего И5обретатесьствавжы і предлагающие езои иаоіра- писілж о той, что наши изобрета. I T| M g в комитет по изобретаюльству тели нередхоизобретают то, что уже! л л і ивобретсно, запатентовано советскими I впв*ают в ТУ хе ошибку, не зна ивобретателями. патентов заграничных. Окавываетси, к этому положению I ч^бы устранить это „дублирование" нужно внести существенное дополне- сек2ором техпропвгандн НБТ 0рга- ніе. Как саобщает журам„Ив56ре- В(30в(кя це втрыіны1 ннеихут n x . июнь “}»-4-1932г. ‘80°/o ездж » И № 9М Н Н И М | | „формац.» боишв і « х советски жвобреіений, (ЦИТЭНИ)| котвры| Судм іадавиь прѳ|иаыяв«ых хяя паіввт», щ і gWIe!eBb> вартстоки жаобреіатеія и прогерке еошитом по азобрмаіедь-110НСіруіц, р4;-прі! и у ш ш учр, жде. ству, являются, в свею очередь, Ш 1 и ва КруПі ЫХ предприятиях откры тии А « а р и « давно «тврытоВ орг4ЯМувІМ Еафариаціоаные яче е в р іп е іс н м і а х е р ів а ш ж н і me- „ Мвеііым BPn3' . * ж отдала* тех бретаклаш . И гак , на иастах иобре- Пр0П(гаЕДЫ Ееабходіім установ«*ь татѳлж понапрасну тратжт сж іи ж смвь с цитэн<я , оргааиаова^ тех- а р е н на маэбрвмяжя, ужа эапа- т мнфоржац«ж> наших тентованние советскиии учреждо- 3 » ижяки и только потожу, что не зна-1 И80бР®тателей. — Цвнтрали85ц«я руководства ловом реаратить Капитонов в простых шоффвров; поворачивай руіь куда прикажут. Капитан предоставленный самому себе, взучнж море и жизнь >ыб, как охотник-профессионал изу чает жизнь леса: приметы, следы, повадси зверей и птиц. У него вы рабатывался особый HDX, внетинхт. Он *по нюху* по неуловимым при- внакам научаіся чуять зверя н птицу. Все эти ценные качества он потеряет, превратится в механического испол нителя прасазов. —А с моей точки зрения это кустарничество. Вы предлагаете уза конить те способы лова, которыми руководился еще пещерный человек. Мы должны итти совершенно иным путем. —„Наука сокращает опыт быстро текущей жизни-. Чтобы заделаться опытным «следопытом", надо многие года. Мы не можем ждать десять, двадцать лет, когда капитан приоб ретет ваш хваленый нюх. При этом, все следопыты, стаоыѳ морские вол ки не очень то любят делиться сво им опытом. Они считают свои зиания капиталом, который собирали долги ми годами. Им не легко это далось. Их опытность, незаменимость, уваже ние, лучшие материальные условия, прочность служебного положения— все это они ечвтают^важопными про центами на капитал своего опыта. Согласитесь, что у них нет никако го желания передавать ^молокососу» то, чего они достигли своим горбом, уравнивать новичка о собой, терять затем помощью рукоятки наслои натягивается в резиновой иепг.к воздух, причем клапан нѳ дает последнему воамсмрности-внйтн об ратно. Накачжввеиый в мешок вов- хух заставляет плаотырі плотно ево* привиллигированное положение. I закрыть Пробенну. Отсюда „секреты производства", над I Приспособление для сцепии каГкощвй°н* дЫи м о е2.°ПЫТЫ ДР,ЖаТ’ на б ” " г а Ж Иное д*ло наука. Она в короткий 1 ЩИХВЯ Судов, А. И. ЗЫКиЬА, срок, в 2 3 года может дать то,(Состоит в тож, что в сцепляемому что требует опыт чуть ли не всей I судну прикреплен, крюк, иа кото- «иввн следопыта. Наука ва гнает й на„ д нпвется петля ибввго °деляРГ х . ПР0ИЗВ0ДвТВа- На 0Т,рЫТа| м » , огабающего вращающжвея ба- И вы напрасно думаете, что при|Р*б1Н> расположенный на д*ижу* централизации руководства ловомІщемся сцепляющемся судне. Гибкое капитанам уже не нужны 8наиия, что I ТѲао свявано гибким же телом е они превратятся в простых шофферов-1 тоомовной колодкой, тормозащей Не забывайте о том, что мы прово - \ к ‘ Лл„ -ы0тРш дим индустриализацию лова. Что э т о р аРа^ан ПР1Е относительном сиещ^ аначит? Не только то, что на смену Iнии оцепляемых судов, старой дедовсской посуды мы вюднмі Приспособление для предох- мощиые паровые н дизельные сѵда и £ пяагонй мяшины механизируем обработку рыбы. Инду-1 Рянѳния от рэзгона машины прм выходе судового винта из воды-К. Н. РАВЕНСНОГО,— Имеет целью сохранение постоян ной нагрузки машины, применяется для воздейотвия ва ковтакный ключ сервомотора, сочлененный с кдючем при помощи цепи и передачи поп- давок, плавающий по поверхности воды, находящейся в колоколе. Е-і- локол располагается в кормовой части судна таким образом, что его стриализацня лова предполагает так же внедрение индустриальных методов в промысловую работу подобно тому, как индустриализация сельского хозяй - ства предполагает не только введе ния тракторов, но и замену всех дедовских способов обработки земли строго научными, исключающими место для случая; бога, ваоухнивсех прочих „непреодолимых сил*, ииніу- отриаливация рыбного хозяйства долж на покончить о дедовским „ведовст вом*, кустарничеством, секретами производства, смиренным преклоне нием перед „непреодолимыми* стихий ными силами—„тайнами" природы. Мы должны победить море, вырвать у него все „тайны" и распоряжаться в нем также уверенно, как рабочий в своей мастерской. При нормально ао..ожвчии греб ного вийта, колокол напогнен во дой и поплавоз £ пл . ітно прижат к прокд8Д«ам вверху к-докола. Пр* *ых?де кормы из ведч, уровень воды в поплавке при нхли чии патрубок в колоколе понкжѵ.ется, вследствие чего поплавок опускается вниз и тянет ва собой цепь, вра щающей блоки. Сндущий ва осн большого блока рычаг вх^дн? при этом в соприкосновение с ключей мот рз, каково* обстоятельство по могает иметь неоЬхсдии7Ю регули ровку. Устройство для автоматиче ского исправления по ридмо хода хронометров—Б. А. ЧИВ ЧА.—Устройством виеет в виду достигнуть об егчения труда судо- водител»й прс определении ими месга корабге (аіхрты и догготы в м*рг. а » знсотам гвктил) Устрой ство предназначено надавить штур- мена ила вазитана от необхоіиаости вносить поправку на погрешности хронометра. Устройство состоит из надетого н%минутсую ось хронометра сердеч- sa и видящего в выргэ его треу гольного кохца якоря электромаг- ната. При в -8буждевии по радио в «'предеденн е время якоря влектро- магхигі, треугольный конец послед него входи в соответствующий ^ырез сердечка, которое оітявет стрелку навад, если хровометр саешіл, либо подвинет ее вперед, если (>н отставал. Способ борьбы с туманом и тучами—П Ф. БУША—Свстоиі в той, что воздух в определенной направлннии на туиан или тучу повиваруется электромагнитными волнамв; по поннмрованеоиу участ ку пронзяодят эіект^И8ацаю отдель ных часіей туианв или туч нутеи пропускания источника тока выео^ к>го нааражевия по поннвировон- ному і?овдуху,—(извести?, что по- нгзнроваа^ый вовдух становится хорошая проводнивои). Отдельные ч?сінцы тумана или тучи, будучи ЗАрвжены одноименным электриче ством, будут оттал&р.ваться друг ст друга, это и поведет к ріссеив&ныю тумана или тучи. Тааим ьбразом иожет быть рас сеян туиан в море по нааравдрнию от маяиа к судну или от одаого судна к другому. Прибор для определения ме стонахождения судна на море— Н. И. ЗЕМЛЯНОГО. Этого прибор д*ет возможность путем наблюде ния координата данного светила иѳханвчесии, без вычиелнний, опре делять координаты места наблюда- ния. Прибор состоит 18 проврачніго полушарик:, представлзющего север* ный *лн южный вебесный саод в ив поиещенниго внутри его меха- Больные вопросы рабочего изобретательство среднее сечение совпадает с уровней і ниам8, вж?ющегѳ ось врвщения в крайней верхвей кромки гребного I ц^н^рв пол5сферы. Механизм состоит винта, прж чем нижняя часть во-1 ва двиба, зенитной оси, стрелки локола несет на себе патрубки при пѳдвнгов и стрелки светил, могу- входе ж выходе воды. щих быть у- табовленными в ояре- ----------------- — ----------------->нвж и аажатымл в деленном ъолез Июбретктеяьсво—работ* огромной общественной важности. Ивобріта- текж ускоряют технический прогресс, сокращают сроки обгона Союзом ССР передовых по техннге канн- танистняеских стран. Но изобретательство не то is ко в .жнейшая общественная функция. Оно дает \изобретателю не только жоракьное удоізетворенис. В буду щем одно созниняе принесенной пользы явятся вю іне дэстаточной наградной иіэбретдтеля. Но мы еще не поконтияи в се^е самвх „соста рим человеком*. Дпя нас, по крайней мере д я я многих из нас, изобрета тельство привлекательно не только сути предложение правильное, идея орнгянаѵьиая, изобретение чрезвы чайно полезное, которое сулят боль шие материальные вжгоды. Дхя специалиста „нюд.еца" такое изобретение настоящая находка. Неотшлифованный < аямаз, который „похоронить* тем легче, что он подан в крайне неряшливом виде. Об изобретении дается отрицательный отз:лв. И если изобретите» человек недостаточно напористый, скромный, неуверенный и себе он мирятся со своі:й судьбой, быть может, н совсем забрасывает изобретательство. Изо бретение тонет в масое других от вергнутых, о ней скоро все вабыва- сюей «общестгенной полезностью», юТ в быстротекущем потоке новых ио В личными выгодами, ко:орые предложений. сио судкт. «Слава», премирование, получение процентных вознагражде ний—не последние рычаги в ѳтом деле. А там, где «пахнет монетоИ»* где вылезает наружу дачный инте рес, всегда проявляются и худшие стороны человечесяой натуры. Газеты, иапрямер, зачастую г ашуг о затирании, марняованяи рабочих изобретений. Чем это вызывается? К сожаяевию далеко не нсегда только бюрократической волокитой. Нам прнходнзось беседовать с крупным московским изобретателем инженером К. Он рассказывает о той нездоровой атмосфере, которая су ществует даже в столиіиых, высших организациях по изобретательству. Бав известно, каждое изобретатель ское предложение подвергается рас смотрению специалистов, которые ж решают, его судьбу. И вот ср*ди этих специакястов - высококвалифи цированных инженеров, даке профес соров, встречаются люди, которые любят погреть руки на изобрета тельстве. Приносят, например, рабочий изобретательское предюженіе, Р а - іочий—самородок, татаятливый нзо- Іретатедь, но технически малогра мотный человек. Внелхзее оформле ние убогое. Корявые чертежи, плохо Не забывает «об алмазе» только тот специалист, иоторый похоронил изобретение. И через некоторое время вымытый, вычищенный, отшлифованный хороло лоланный,—с безукоризненными ра счетами, великолепными чертежами обстоятельным описанием «алмаз» подается специалистом, иак его оригиздаьноэ изобретение, прини маете г, запатентовывает ся. Слава осеняет голову «взобретатепяэ, монеты текут в карман... Такого роди «арясвоения», разу меется, у нас встречаются не ча сто—это все-же таки рискованное предлриятае, но все же они встречают ся. Гораздо чаще вершители судеб новых изобретен лЙ прибегают і иному методу действий, чтобы из влечь днчвую выгоду из чужого изо бретения. Веди изобретатель не слишком „сер“ и не слишком мягок, специалист попрэсту старается войти с изобре тателем в сделку, вынудить у послед него согласие на соавторство,—а еле довательно и научастле в материаль ных выгодах. Специалист дает понятие изобрета телю, чта изобретение, хотя в общем и правильно, но в такой виде оно записанные пояснения, отсутствие принято не может быт». Всть-де іатематаческях расчетов. Но по) некоторая непроработанность, неко торое несовершенство кенктрукнии Веля автор согласится принять изменения, предюжеаные им, специа листом, то пол/чесие патента будет обеспечен?. Не елншяом „повятлявый* изобре татель иногда отказывается пойти на такую комбинацию. Тогда специа лист выдвигает против изобретателя всю громоздкую машину бюрократи ческих придирок свои связи и проч. Изобретение ваходит в тупик и изоб ретатель, уставший от хождения по изобретательским мукам, увязший в дебрях бюрократических препон, в конце концов соглашается. Торже ствующий спец иоибавляет к машин?, аппарату лишнюю гайку, лишний винтик, которые не только ие нужна но под час лишь ухудшают дело, и становятся полноправным соавтором Патент выдается иа двух лиц. За ненужную гайкт спец получает по ловину прибылей. С рабочим нвобретательотвом на предприятиях еще и в настоящее вре мя дело обстоят далеко неблагопо лучно. На предприятиях имеют место те жѳ ненормальные явления, что и „иа верхах" И 8 с б р * т а т е л ь с т в а и затирание рабочего изобретательства, и „людо- едетво", и волокита, по есть и нечто своѳобра8вое. На производстве лучше всего знают технику производства разумеется специалисты. Им"виднее“ вое техни ческие дефекты, им легче наметить и разработать те или иные усовершен ствования, внести те или иные ра ционализаторские и изобретательские предлоиюнвя. Они то и составляют на предприятиях развнваюший кипу чую изобретательскую деятельность „актив". В отом еще нет ничего пло хого. Дзже наоборот. Чем больше специалисты ввесут ценных рацио нализаторских и изобретательских предложений, тем лучше. Плохое начинается дальше. Все изобретатели предприятия рас падаются на две неровные группы: на десяток специадвстов и вою ос тальвую рабочую массу, при чем вое выгоды положения оказываются на стороне меньшинства. Рабочхе-свобсетатѳли, в болыпвн-| Словом: „Ба, знакомые все лица" ство, технически еще малограмотны. I и...рука руку моет. Сегодня преми- Изобретателн во специалистов—в пол-1 руешь ты меня, завтра—я тебя, не владеют зн&нвяіш, необходимым* для проработай и „ъцсшнего офор мления" изобрѳтлііл:.. Рабочие изобретательские масоы в тех предприятиях, где ЬРИЗ‘ы ра ботают слабо, не организованы, не имеют технической помощи, не поду чают указаний, на что именно на править ивобретательотво—зачастую, самотек*, направленный не по пра вильному пути. Изобретатели мз специалистов пре красно ориентировавы в том, что нужно в данный момент, что являет ся задачей первоочередной и т. п. и бьют цель без промаха давая предло- еиия не только технически грамот ные и полезные, но и наиболее рен табельные. Главное же преимущество изобре тательской группы специалистов в том, что по оущеотву они оаии яв ляются и вершителями судеб иаобрете- ний своих собственных, и своей тес ной групоы и всех остальных. Ка- ки* обраяом? Очень просто. При БРИ З ‘ах существуют особые технические совещания, постоянного или переменного состава для обсуж дения поступающих в БРИЗ‘ы пред ложений. Из кого состоят эти сове щания? Разумеется, из специалистов, работающих в предприятии, т. е. не той же „верхушки* изобретательского актива**. Довольно просмотреть дела любого БРИЗ 'а , чтобы обратить внимание на такое явление: „Протокол технического совещания 5 января....года. Присутствовали чле ны техсовещания: Петров, Андреев, Михайлов. Слушали: предложение т. Иванова. Постановили: призвать чрезвычайно пенным и премировать*. Протокол 10 января: члены техоо- вещания: Иванов, Андреев, Михайлов. Предложение Петрова прмнято и пре мировано. Протокол 15 января: члены тех совещания: Иванов, Петров, Михайлов, предложение Андреева. Результат тот же. При такай ноадоровоі атмосфере жажда изобретательских првработ ков доводит некоторых изобретатеіей ия спецов до настоящего арачетва: вычитанное в иностранном журнале изобретение выдаетоя за свое. Особенно беспомощно положение БРИ31ов том овучае, когда приходит ся рассматривать предложение об усовершенствовании какого - либо орудия производству если в наличии имеется только один незаменимый специалист именно по этому ору дию—он же и изобретатель, считаю щий это орудие произвояотва и все усовершенствования к немѵ своего рода монополией. Для БРИ З 'а в та ких случаях бывает сов^рввеино оче видно пристрастность отрицѵгелной опенки. Но формально вае в порядке: предложение—(*ыть может ценное)— отвергается на основании официально го отзыва специалиста. Нельзя пршмнриться с таким поло жением, когда судьбу изобретений решают заинтересованные люди. Это создает лючву. ва которой пыш ным цветком расцветают махровые цветы затирания, „людоедства* с одной стороны и аппробапии ^ут верждения) дутых предложений, „са- мовознаграждгния" с другой. Какой же в ыход? Разумеется не в запрещении с *ецвалистам быть чле нами техсовепДания изобретений. Мы соворше нно далеки от мысли бросать огуль ное обвинение всем изобретателям из специалистов „в изобретении им ія равных изобретатель ских художеств" . Но любителей легкой изобрета тельской наживсы, Ш е м я к и н ы м судьям изобрѳтательств ,п необходимо сильно ударить п о рук. ЕМ. При чем, бо] ються необходвио ие столько с физи ческими носителями зла, сколк кг> о с «стеной, его порож дающей. Совершенно сче.видно, что больные вопросы изобретательства до конца мы изжвііем тог’за , когда вся рабо- , а * « о с . вп. « е о м а д е е т т . » н « „ 8 » » ■ положена* ыуфт, і г н е зд ., своего производства. Наружная часть прибора состав- Это урвввяет в правах доселе не- лдѳт стеклянная полусфера 8В‘ЗіД- равнопрачные изобретатввьские груп аоГо не($л / пд потребности севврійЯ пи к об«г,нт КСЕТРОДЬ рабочих нал , нінесеннь!1Ів ва . eS делом изобретательства. f Итаи, онорейшев овладение техникой *"Ри*2ан*Мй * параллелями чарьз со вс^м упорством, со воей энергией— 5 ° -т і созвездиями, которыми п -ль- вот первое условие оздоровления рабо- иуют:» д:л оі ррдезенвя. Главные чего изобретательства. I вветила обозначении^ скв»вньии Но все таки это дпительныи путь л е _ _______ и мы ие можем ждать, пока он буд^т I отверстиями 1,5 M/M. С медными пройден всеми рабочими „от станка**.! втудочк^ии Для поворота полусфо- Поэтому мы теперь же должны ра‘ снабжена иехаяиіиом. принять и другие мер«: организовать! Оя^санн е устройство дает вов- крепкие нивовые ячейки рабочего изобретательства и техучебы, обес печив им полную возможность контро ля работы БРИЗ ев на вгех этапах прохождения рабочего вредложекия. Ииеино с контролем у нас обстоя** ло хуже всего. Теперь в некоторых БРИЗ'ах, в частности и костных, дегается неко торый шаг вперед: сос^а* тех ове щвний закрепляется. Т е хСО в ещ е и р ^ становится постоянным органов можность устак внсь механивм стрелков светад на сютветствующчх s ордиьаіах и ѳтих самым поду чить точку венита механически, беч вычислокий. Прибор для определения п«н< табельмости садового рейсе И. Ф. ВИНОКУРА—Сѵстоиf га асаже*>ных на рнике параледьчо БРИЗ**. В состав совешания иведенк, I fip*г другу зубчатых колеі дгаже ?ім как постоянные члены, представители I которых, С целью ува іания Д»ЙСХ- профорганизации и МК. вгтгльной себестоемости р>*?са ари Все это прогресс. Но ПОСТОЯННОГО, I 1ТЛ неоосредственного контроля со сто Іравлитиы? CKOpOC г . , ) роиы рабочих изобретательских массм^ЕОну гио^рб лы. Коаедц с^вбііенз еще не существует, при чем в некото-1бі.своьечнон лентой, ВЫХОДі щ й на рых БРИЗ 'ахна этот счет имеется до- руіКѴ- ирИ5ора И снабженной Д^умя . . ! « “ « » ■ . » '■!■■■* ■•»«« техсовещания посторонних люд*’й, а I вдоль иевты, так н вм ( rt. с тем более таких, которые не з«ают I левтой и усгана-ливаеиыиа ПО НЯ' техники и потомѵ не могут быть ROTOp (li 5і»и«*ой Двяграиаы, уклзы- ‘ °Н£ « \ Г Т Л ; , 0 * 8*саловтац іораых БРИЗ^овской ячеркя и не сумеет I раСХОД'B В КАЖДОМ t-ТДРЛЬЗ- Ж Сіу* разобраться в технической стороне чаеэ с Це-:ЬЮ получения себостоя- данного изобретения, то он прекрас Иг,стн p. fi,•? _ { , > бест- кМи<ть (іО- но сумеет разоЛраться кое » с т н в ы , расход е ка ГД у другом, п проводить при таком „ПО -|с,ил Г \ Г етороинем* свидетеле политику жруко I ИѵИ различных скоросгаі j, CftOu- руму моет“ едва ли удастся, ровн% СТСИМОС.Ь СТОЯНКИ СОД ПОГрувК Й И как и заниматься бюрократической м,і8ГруВК0й, ріНіабгЛЬЬССІЬ суді ВОГ( валокитой, затиранием и мараио?а 1 нием рабочі Техучеба верный изобретательства. прелиокеннй. I РеЙса в и рабочий контроль—вот рабочего путь оздоровления ■и ,П®й. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz