Полярная правда. 1931, январь

2 ПОЛЯРНАЯ ПРАВД1 9 января 1931 г, № 4 Ударник на час-не ударник В мехмастерских десятки Кузнецовых займут место лжеударников-Нахимовсних и Овчинниковых Боевое включение в 3-й год Сентябрь 1930 года, канун удар­ ного квартала, как мы уже писали, был месяцем подъема п роста удар­ ничества в механических мастер­ ских Севгосрыбтреста. Встречный промфинплан прора­ батывался на сквозных бригадах и частично по цехам. Штаб сквозных бригад переключился на оператив­ ные методы. работы. Совместно с партячейкой и месткомом он издает специальный, размноженный на ма­ шинке бюл л е т е н ь , посвященный борьбе за встречный план. Этот опыт работы не должен оставаться в одних механических мастерских, он должен стать достоя­ нием всех предприятий Мурманска, в работу которых должна быть включена оперативность, давшая до­ статочно хорошие результаты в механических мастерских. Сквозная бросает „концы“ 23 декабря в бюллетене указы­ вали: «Только вчера, столярный цех у нас был на втором месте. Сегодня он продвинулся далеко вперед. Сто­ лярный цех дал целый ряд пока­ зателей по встречному плану; сок­ ращение ремонта малых траулеров на одни сутки (двое суток, вместо трех) и больших на двое суток (трое— вместо пяти,), по капиталь­ ным ремонтам снизил сроки на 15 проц>. „В котельно-кузнечном цеху 19 ударников-сквозников о т д а л и 76 часов на проработку промфинплана Котельщики взяли на общественный буксир оставшихся литейщиков и медников". «В радио-электро-ремонтом цеху из 19 сквозников никто пе явился на работу. Неужели вы ждете бук­ сира? Если это так,— то мы вам бросим „конец“ >... Штаб сквозной умело бросает „концы41 и с их помощью сквоз- ники не сдают позиции. В свое время мы писали об удар­ ных бригадах механических мастер­ ских. Мы с т а в и л и в пример другим бригаду слесарно-механиче- ского цеха Нахимовского, но те­ перь, мы должны сказать, что эта бригада, не оправдала доверия ра­ бочих; б р и г а д и р Нахимовский пьянствовал 4 дня и не выходил на работу, его заместитель пьянст­ вовал 6 дней и тоже не выходил на работу,— по их вине был задер­ жал выпуск траулера ва 36 часов. Кроме того, бригада отказалась от сверхурочной работы, мотивируя тем, что их «заставляют работать из под палки*. Вопреки ,,летунам“ ипьяницам <Летунскпе* настроения, пьян­ ство и рвачество поддержали слу­ чайно присланные ленинградской биржей труда слесаря— Игнатьев. Егоров, Володин, Павлов, Кузне­ цов, и токаря— Смирнов, Абрамо­ вич, Пономарев, Еровский, Ояма и Художников, ис-ключепные в мехмастерских из профсоюза. Тем не менее, рабочие механиче­ ских мастерских сумели выйти по­ бедителями из этой борьбы. Удар­ ник на час—не ударник,— это по­ няли столяра, котельщики, медники, литейщики. На смену пьянице Нахимов­ скому пришла бригада Кузне­ цова. За ударный квартал она не имела ни одного прогула, повысила производительность труда на 18 проц., своевременно выпускала трау­ лера пз ремонта, пе давала ни одного процента брака. У рабочих механических мастер­ ских есть все предпосылки к тому, чтобы в третьем, решающем году пятилетки быть впереди пролета­ риев Мурманска. Это котельщики выдвигают встреч­ ный план по повышению произво­ дительности труда па 21 процент. Это столяра и плотники сокращают сроки ремонта траулеров и т. д. Токарям нужна помощь в выпол­ нении их плана—администрации необходимо провести паспортизацию станков, так как при существую­ щей расхлябанности отдельных стан­ ков нельзя нормировать труда. Не­ обходимо установить сроки токар­ ных работ по отдельным траулерам. И. Колтунов. Савинову нет места в рабкоровской семье Член Кольской рабкоровской бригады Савинов В. работая на правах помощника начальника пунк­ та Тайбола— Кица Мурманского Ленстранхоза за последнее время использовал звание рабкора—ударни­ ка в целях сокрытия своих тем­ ных делишек: составлял подлож ные акты на израсходование фура­ жа, составлял ложные отчеты на израсходование командировочных сумм и вел разлагающую работу среди конюхов обоза, агитацию против начальника пункта па почве не выдачи валенок. Несмотря на целый ряд указаний со стороны профорганизации о не­ допустимости подобных действий Савинов пользуясь тем, что все знали, что ой^ рабкор— ударник продолжал свою разлагающую ра­ боту. Разоблачая всех, кто мешает на­ шему социалистическому строитель­ ству—рабкоровская бригада бес­ пощадно будет бить по тем, кто из за шкурнических интересов про­ лезает в наши ряды дискредитирует звание рабкора-ударника. Железной метлой очистим свои ряды от Савинова и е м у подобны* . Кольская рабкоровская бригада. Сотни вагонов простаивают Несмотря на то, что вопрос о лик­ видации простоев вагонов под раз­ грузкой неоднократно обсуждался на совещаниях совместно с нашими хо­ зяйственниками— простои вагонов в ударном квартале 30 года приаяли угрожающие размеры. За одицитоль НЕ ПОВТОРЯТЬ ПРОШЛЫХ ОШИБОК Трестовская нераспорядительность, даетшые недочеты, пьянство среди грузчиков приносят убыток строке Для ликвидации на траловой базе j срывалось производство и одновре- ,пробкил, которая образовалась менно трест выплачивал лишние, ьруп- благодаря тому , что администрация треста и профорганизации иесмогли своевременно учесть и подготовить­ ся к приему и раз грузке прибываю­ щих с промысла тральщиков,— были брошены ударные группы наших общественников и комсомольцев, которые в течении нескольких дней работали на ра з гру зке тральщиков, поставив перед собой задачу со кратить до минимума вынужденный простой тральщиков. Публикуемые ниже материалы говорят о том , что уроки недавней „пробки“ ни чему не научили администрацию тр ес т а и возможность новой „пробки" до сих Ц пор не исключена. Пьянка срывает производ­ ственный план Если в тресте числится 10 рабочих групп, которые должны разгружать прибывающие тральщики, то на самом деле, при первых часах образовав­ шейся „пробки" выяснилось, что из этих 10 групп на работу может быть брошено 3 —4 группы, так как админи­ страция базы отсылает некоторые группы на работу в Александровск и другие места, но самое плохое это то, что среди этих 10 групп царит бес­ пробудная пьянка и бывали случаи, когда из 24 человек какой пйбудь группы выходило на работу всего 10 человек, которые вынуждены были работать сверхурочно и получали на это в двойном размере. Профорга­ низации иромкоиторы великолепно знали об этом и смотрели на это с закрытыми глазами, а в результате ные суммы. Во что обошлась ,,пробка“ С момента начала „пробки“ до ее ликвидации 16 тральщиков простояли 90 суток лишних, что составляет при- близительно 500—600 тонн не вылов- ленной рыбы. Некоторые тральщики простаивали но 11 и больше суток у пристани, если прибавить ко всему этому стоимость топ оплаты, которую получили добавочные группы грузчи­ ков и ударников работавших на раз- грузке, то в общем выйдет довольно солидная сумма, которую тресту пришлось выбросить из кармана из-за неподготовленности нашей тралбазы к разгрузочным работам . Тральщики промышляют на „авось1. Одним из больных мест в работе нашего треста, которая послужила основной причиной недовыполнения производственного плана бессомнения было то. что в большинстве случаев наши тралыцики^возвращались с моря с неполным грузом: так в декабре м-це пришло с промысла с большой недо- грузкоГ; 14 тральщиков, обгоняется это тем, что тральщики посылались на промысел в тот район, гда рыбы не было совсем или было ее слишком мало. Это говорит о том, что до сих пор трест не позаботился как следует организовать у себя научно разведы- ко ударный квартал простояло больше 100 вагонов, сотни часов вагоны простаивали Ud-за нежелания наших хозяйственных организаций своевременно позаботиться о разгруз­ ке прибывающих в их адрес вагонов. Не малая доля вины в этом лежит тазже на администрации желевной дороги, которая до сих пор не по­ трудилась увеличить количество раз­ грузочных путей, а также не обес- печиза товарный двор грузчиками. Одиннадцать тысяч рублен бро­ шены на ветер о \ ударный квнртал один только вательную службу для определения СГРХ заплатил больше 2 тысяч руб. за простой 60 вагонов. Не отстает в этом и Йодное Бюро, которое держало местонахождения рыоы. Дайте исправные вагоны Заявки треста на подачу вагонов * выполняются полностью, но плохо то, что зачастую бывают случаи, когда прибывший вагон приходится бра­ к ов а ть , так как в них грузить рыбу не представляется возможным. Об этом администрация станции ставилась в известности все же указанные явления до сих нор не изжиты. Выше качество ремонта Несмотря на то, что уже не раз писалось о плохом качестве ремонта тральщиков на сегодняшний день мы имеем такие случай, когда только что отремонтированный тральщик но вы­ ходе в море, вынужден возвращаться обратно. Что думает Окрторг? Не раз администрация треста обращалась в Окрторг с просьбой, что в виду большого наличия све­ жей селедки срочно распределили бц ее для питания города Мурман­ ска и линии желдороги, но до сих пор Окрторг упорно продолжает ^ требовать треску, окунь и не забо­ тится совершенно о том, чтобы раз­ грузить трест по возможности от селедки. Население почти не видит * свежей сельди. Представители ; линейных кооперативных организа­ ций неоднократно требовали высыл­ ки им свежей селедки, но все без- \ результатно. 1 под груэ >и больше 29 гагонов и уплатило за эго окг>ло 900 рублей- Пять платформ с бревнами Мурторг. аорт не разгружал в течении несколь- кн 1 даей, несмотря на то, что это ему стоило полторы тысячи рублей. Рыбаксоюэ одвн из семых неисправ­ ных клиентов дороги, регулярно вы­ плачивают,ий деньги за простои ва­ гонов. Диспетчера района головотип- ствуют 2-го января н а ст. Имандра поезд Л» 853 в составе 60 Багонов и паровоза просгоял 7 ча«*д>я, т. к., не было Кандалакшских бригад, а дис­ петчер района, ззая о том,— что -в Имандре есть сгоЗодные Мурманские Оригады, не потрудился их исполь­ зовать, в результата задержка поезда ь;а 7 часов, что обошлось вашей до­ роге в солидную копеечку. Этот слу­ чай не единичный, о безобразной работе диспетчеров райэва писалось неозвозратно. Озорнич, ДОЛИНИН, Бригада: Долинин, Новоселов. Михайлова. Н а з н а ч е н н ы й па с е г о дн я 9-го я н в а р я с п е к т а к л ь „ В Р А Г И “ д л я Р аб п р о с а , М е д и к о в и д р. п е р е н о с и т с я п а 1 3 я п о З э и л е т ы д е й с т в и т е л ь н В Т У Н Д Р Е мелкой дрожью „Ленинград-Совет" от­ швартовывался от пристани, быстро забирая полный ход. На палубе у кубрика семья самоедов—братья Егор и Павел Хантазей, старик и жен­ щина с самоеденком Мишкой. В те­ чении полутора часов она сидит ва скользкой, обледенелой палубе, сидит недвижимо, с плотно сжатыми губами, похожая на высечевное изваание ту­ земного божества. Полная противо­ положность матери-самоеденокМишка, в длинной до пят белой малице с двумя ленточками на голове он пе­ ребегает с места ва место, размахи­ вает рученками, весь белый—похо­ жий на тюленя. С левого б-рта вырисовывается не­ сколько домов, это Белокаменка—- селевие с русским вазвввием и фин­ ским населением. На шлюпке мы (четверо „европей­ цев" и четыре с полованой самоеда) подходим к берегу, если можно наз­ вать берегом роговатый потрескав­ шейся лед, весь в полыньях, прихо­ диться балансировать перескакивать с льдины на льдину. После недолгой, но утомительной прогулки, мы ввали­ ваемся в избу финна председателя сельсовета. На дверях висит список лишенцев—их трое на 26 дворов процент немаленький. Больше всего поражает в финских ивбах чрезвычайная чистота и по­ рядок, чашки аккуратно развешены на стене, рядом на полках лежат аккуратно слеженные блюда и тарел­ ки— белые как первый снег. Подкре­ питься я епать мы идем в другую небу. Утром было темно, но .ходикил показывали 6-й час, в дверь посту­ чали и пастух-лопарь, обращаясь к кому то из нас сказал. — Товарищ-старший, олеои го­ товы, ехать надо. Ыы вышли расселись, мне приш­ лось сидеть, на передвих нартах, „ку­ чера" что-то крикнули, дераули игны (тонкий ремень, идущий от левого олевя, заменяющий вожжи), олени сразу взяли в галоп, возвицы вско­ чили на нарты. В свежий ветер и шторм моряки пассажирских судов любят заложив руки в карманы „робы", надвинув на глаза „марсельку" расхаживать, широко расставляя ноги, по качелям палубы, на страх и восхищение пас­ сажиров и особенно пассажирок. По моему, легче переносить де­ вятибальный шторм, чем ехать нес­ колько часов на оленях, самый опыт­ ный овеянный ветрами всех морей и океанов „морской волг" не риск вет опустить руки в карманы, сидя на нартах, не рискнет ибо опустив хотя бы на минуту руки от вере­ вок нарт, он рискует равбиться, упасть с саней, только лопарь—еа- моед рожденный в чуме, с детства пасущий оленей не держится руками га варты, ограничиваясь каким то особым закладыванием ног за полозья. Езда на нартах похожа на катание с „американских гор“ с той только разницей, что на оленях приходится ехать не пять минут, а пять часов, причем, температура значительно ни­ же чем на „американских горах“ . Нарты проваливаются, чтобы выныр­ нуть снова, принимая самые разно образные полежееия. После нескольких часов езды, спускаемся в ложбину, слезаем с нарт, лопари уезжают за стадом, следы которого мы проехали. Пока разгорается костер приходится стоять выше колен в скегу, делается прох­ ладно. В „Огоньке", „Ниве", „Задушев­ ном Слове", в рождественских рас­ сказах обязательно фигурировали за- замерзающие мальчики, при чем, за­ мерзать им было чрезвычайно тепло и уютно, так уверяли легковердых читателей ловкие авторы. Сейчас я вижу, что замерзать гораздо хуже п неприятней. Востер в силах вскипя­ тить чайник, нас же оа отказывается деже согреть. Поднимаемся наверт, слышен колокольчик передового оленя и по­ том площадка тундры покрывается большим, серым, волнующимся пок­ рывалом, покрывало появляется вне­ запно и быстро. Почти все стадо соб­ рано, постепенно снежная пудра садится, одеяло сползает и уже вид­ ные олеои— грациозное животное с тяжелым кустом рогов на голове. Уже видны животные, у которых все от копыт до кончиков рогов— деньги и деньги. Ыы стоим на первом месте в мире по количеству оленей, по воз­ можности их эксплоатвции и на последнем месте в мире по их раз­ витию, по созданию из вих про­ мышленного хозяйства. У нас не знают сколько оленей переплыло Кольский валив, сколько ушли на Тулому, а в Америке в оленеводче­ ских хозяйствах — каждый олень на учете. Ыы сможем и должны снабдить рабочее центры вкусным мясом, хо­ рошим мехом, прочной кожей и т. д. и т. п. А у нас это дело только развивается, но ужо встречает на своем пути ряд затруднений, где-то согласовывают, увязывают, предси- сывают, а олени болеют, пасутся без присмотра, уходят в чужие стада и даже за границу. Больше того, стадо у которого мы стояли насчитывает приблизительно около 2500 оленей, из них— только 700— 800 гесторговских, остальные пасту­ хов и окрестных жителей, при чем, старшему пастуху кулаку Дмитриеву (ныне уволенному) принадлежит 300 оленей без приплода прошлого года. До сих пор, если окружные и областные организации уделяли большое внимание рыбе и апатитам, то совсем вабыли об оленеводстве. В Мурманских тундрах может пастись 300 тыснч оленей, а есть 70 — 80 тыс. и госторговских всего около 10 тыс. Нлдо не вабывать, что олени дают 60 проц. приплода в год. Еше не поздно исправить ошибку, еще не поздао организовать олене­ водческие совхозы, построить коралы, ваводы по изготовлению замши, иметь всюду пастухов, правильно выпа­ сать оленей, вести учет, поставить оленеводческую проблему наравне с рыбой и апатитами. « а * Гортанно крича, пастухи ловили оленей для перемены упряжек. Странно было видеть, как человек в столь неуклюжем и громоздком одея­ нии, как малица, ловко и быстро гнался за оденем, уверенно и сильно бросал лассо, безошибочно набрасы вая его на рога заранее выбранного оленя. Готовы свежие упряжки, двину­ лись обратив в путь. На пол-дороге подъехали на отдых к чуму (полот­ няная палатка без верха, устланная оленьими шкурами). Пастухи разво­ дят костер, ставят чайник, дым ест глаза. Разговариваем с пастухами. — Как живешь Хантазей? — Плохо товарищ - старший* Чума нет, спим на снегу, побегаешь, побегаешь опять ляжешь. Где олень уйдет, там мы. Огонь костра почему то уходит вверх, к пебу, к ослепительной ра­ дуге северного сияния, а дым остается в чуме, ест глаза. Я первый не выдерживаю, выползаю из чума. Едем дальше. В тундре холодно, дико, темно, но красиво, все кра­ сиво до неописуемости, и прыгаю­ щие олени, и горы, и замерзшие озера и клочки . северного сияния; Но созерцанием красоты в тундре увлекаться не следует, можно слететь с саней, сломать ногу, выбить глав. Едем долго, наконец справа, на­ встречу бежит огонек. Ыой левый сосед— возница, бросает хорей (длин­ ный шест, замеьяющиб кнут, что-то кричит, олени со всего разбега оста­ навливаются. В час ночи приезжаем в селение, прокатившись по тундре около 20 часов, покрыв до 80 кило­ метров. Эго дает себя знать. Утром, на колхозном боте вверх по Кольскому заливу двинулись к Мурманску, останавливаясь два раза в течении двух часов. Сдавал мотор. С . Б а н к . Бэлонаменскан тундра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz