Полярная правда. 1931, январь
2 ПОЛЯРНАЯ ПРАВД1 9 января 1931 г, № 4 Ударник на час-не ударник В мехмастерских десятки Кузнецовых займут место лжеударников-Нахимовсних и Овчинниковых Боевое включение в 3-й год Сентябрь 1930 года, канун удар ного квартала, как мы уже писали, был месяцем подъема п роста удар ничества в механических мастер ских Севгосрыбтреста. Встречный промфинплан прора батывался на сквозных бригадах и частично по цехам. Штаб сквозных бригад переключился на оператив ные методы. работы. Совместно с партячейкой и месткомом он издает специальный, размноженный на ма шинке бюл л е т е н ь , посвященный борьбе за встречный план. Этот опыт работы не должен оставаться в одних механических мастерских, он должен стать достоя нием всех предприятий Мурманска, в работу которых должна быть включена оперативность, давшая до статочно хорошие результаты в механических мастерских. Сквозная бросает „концы“ 23 декабря в бюллетене указы вали: «Только вчера, столярный цех у нас был на втором месте. Сегодня он продвинулся далеко вперед. Сто лярный цех дал целый ряд пока зателей по встречному плану; сок ращение ремонта малых траулеров на одни сутки (двое суток, вместо трех) и больших на двое суток (трое— вместо пяти,), по капиталь ным ремонтам снизил сроки на 15 проц>. „В котельно-кузнечном цеху 19 ударников-сквозников о т д а л и 76 часов на проработку промфинплана Котельщики взяли на общественный буксир оставшихся литейщиков и медников". «В радио-электро-ремонтом цеху из 19 сквозников никто пе явился на работу. Неужели вы ждете бук сира? Если это так,— то мы вам бросим „конец“ >... Штаб сквозной умело бросает „концы41 и с их помощью сквоз- ники не сдают позиции. В свое время мы писали об удар ных бригадах механических мастер ских. Мы с т а в и л и в пример другим бригаду слесарно-механиче- ского цеха Нахимовского, но те перь, мы должны сказать, что эта бригада, не оправдала доверия ра бочих; б р и г а д и р Нахимовский пьянствовал 4 дня и не выходил на работу, его заместитель пьянст вовал 6 дней и тоже не выходил на работу,— по их вине был задер жал выпуск траулера ва 36 часов. Кроме того, бригада отказалась от сверхурочной работы, мотивируя тем, что их «заставляют работать из под палки*. Вопреки ,,летунам“ ипьяницам <Летунскпе* настроения, пьян ство и рвачество поддержали слу чайно присланные ленинградской биржей труда слесаря— Игнатьев. Егоров, Володин, Павлов, Кузне цов, и токаря— Смирнов, Абрамо вич, Пономарев, Еровский, Ояма и Художников, ис-ключепные в мехмастерских из профсоюза. Тем не менее, рабочие механиче ских мастерских сумели выйти по бедителями из этой борьбы. Удар ник на час—не ударник,— это по няли столяра, котельщики, медники, литейщики. На смену пьянице Нахимов скому пришла бригада Кузне цова. За ударный квартал она не имела ни одного прогула, повысила производительность труда на 18 проц., своевременно выпускала трау лера пз ремонта, пе давала ни одного процента брака. У рабочих механических мастер ских есть все предпосылки к тому, чтобы в третьем, решающем году пятилетки быть впереди пролета риев Мурманска. Это котельщики выдвигают встреч ный план по повышению произво дительности труда па 21 процент. Это столяра и плотники сокращают сроки ремонта траулеров и т. д. Токарям нужна помощь в выпол нении их плана—администрации необходимо провести паспортизацию станков, так как при существую щей расхлябанности отдельных стан ков нельзя нормировать труда. Не обходимо установить сроки токар ных работ по отдельным траулерам. И. Колтунов. Савинову нет места в рабкоровской семье Член Кольской рабкоровской бригады Савинов В. работая на правах помощника начальника пунк та Тайбола— Кица Мурманского Ленстранхоза за последнее время использовал звание рабкора—ударни ка в целях сокрытия своих тем ных делишек: составлял подлож ные акты на израсходование фура жа, составлял ложные отчеты на израсходование командировочных сумм и вел разлагающую работу среди конюхов обоза, агитацию против начальника пункта па почве не выдачи валенок. Несмотря на целый ряд указаний со стороны профорганизации о не допустимости подобных действий Савинов пользуясь тем, что все знали, что ой^ рабкор— ударник продолжал свою разлагающую ра боту. Разоблачая всех, кто мешает на шему социалистическому строитель ству—рабкоровская бригада бес пощадно будет бить по тем, кто из за шкурнических интересов про лезает в наши ряды дискредитирует звание рабкора-ударника. Железной метлой очистим свои ряды от Савинова и е м у подобны* . Кольская рабкоровская бригада. Сотни вагонов простаивают Несмотря на то, что вопрос о лик видации простоев вагонов под раз грузкой неоднократно обсуждался на совещаниях совместно с нашими хо зяйственниками— простои вагонов в ударном квартале 30 года приаяли угрожающие размеры. За одицитоль НЕ ПОВТОРЯТЬ ПРОШЛЫХ ОШИБОК Трестовская нераспорядительность, даетшые недочеты, пьянство среди грузчиков приносят убыток строке Для ликвидации на траловой базе j срывалось производство и одновре- ,пробкил, которая образовалась менно трест выплачивал лишние, ьруп- благодаря тому , что администрация треста и профорганизации иесмогли своевременно учесть и подготовить ся к приему и раз грузке прибываю щих с промысла тральщиков,— были брошены ударные группы наших общественников и комсомольцев, которые в течении нескольких дней работали на ра з гру зке тральщиков, поставив перед собой задачу со кратить до минимума вынужденный простой тральщиков. Публикуемые ниже материалы говорят о том , что уроки недавней „пробки“ ни чему не научили администрацию тр ес т а и возможность новой „пробки" до сих Ц пор не исключена. Пьянка срывает производ ственный план Если в тресте числится 10 рабочих групп, которые должны разгружать прибывающие тральщики, то на самом деле, при первых часах образовав шейся „пробки" выяснилось, что из этих 10 групп на работу может быть брошено 3 —4 группы, так как админи страция базы отсылает некоторые группы на работу в Александровск и другие места, но самое плохое это то, что среди этих 10 групп царит бес пробудная пьянка и бывали случаи, когда из 24 человек какой пйбудь группы выходило на работу всего 10 человек, которые вынуждены были работать сверхурочно и получали на это в двойном размере. Профорга низации иромкоиторы великолепно знали об этом и смотрели на это с закрытыми глазами, а в результате ные суммы. Во что обошлась ,,пробка“ С момента начала „пробки“ до ее ликвидации 16 тральщиков простояли 90 суток лишних, что составляет при- близительно 500—600 тонн не вылов- ленной рыбы. Некоторые тральщики простаивали но 11 и больше суток у пристани, если прибавить ко всему этому стоимость топ оплаты, которую получили добавочные группы грузчи ков и ударников работавших на раз- грузке, то в общем выйдет довольно солидная сумма, которую тресту пришлось выбросить из кармана из-за неподготовленности нашей тралбазы к разгрузочным работам . Тральщики промышляют на „авось1. Одним из больных мест в работе нашего треста, которая послужила основной причиной недовыполнения производственного плана бессомнения было то. что в большинстве случаев наши тралыцики^возвращались с моря с неполным грузом: так в декабре м-це пришло с промысла с большой недо- грузкоГ; 14 тральщиков, обгоняется это тем, что тральщики посылались на промысел в тот район, гда рыбы не было совсем или было ее слишком мало. Это говорит о том, что до сих пор трест не позаботился как следует организовать у себя научно разведы- ко ударный квартал простояло больше 100 вагонов, сотни часов вагоны простаивали Ud-за нежелания наших хозяйственных организаций своевременно позаботиться о разгруз ке прибывающих в их адрес вагонов. Не малая доля вины в этом лежит тазже на администрации желевной дороги, которая до сих пор не по трудилась увеличить количество раз грузочных путей, а также не обес- печиза товарный двор грузчиками. Одиннадцать тысяч рублен бро шены на ветер о \ ударный квнртал один только вательную службу для определения СГРХ заплатил больше 2 тысяч руб. за простой 60 вагонов. Не отстает в этом и Йодное Бюро, которое держало местонахождения рыоы. Дайте исправные вагоны Заявки треста на подачу вагонов * выполняются полностью, но плохо то, что зачастую бывают случаи, когда прибывший вагон приходится бра к ов а ть , так как в них грузить рыбу не представляется возможным. Об этом администрация станции ставилась в известности все же указанные явления до сих нор не изжиты. Выше качество ремонта Несмотря на то, что уже не раз писалось о плохом качестве ремонта тральщиков на сегодняшний день мы имеем такие случай, когда только что отремонтированный тральщик но вы ходе в море, вынужден возвращаться обратно. Что думает Окрторг? Не раз администрация треста обращалась в Окрторг с просьбой, что в виду большого наличия све жей селедки срочно распределили бц ее для питания города Мурман ска и линии желдороги, но до сих пор Окрторг упорно продолжает ^ требовать треску, окунь и не забо тится совершенно о том, чтобы раз грузить трест по возможности от селедки. Население почти не видит * свежей сельди. Представители ; линейных кооперативных организа ций неоднократно требовали высыл ки им свежей селедки, но все без- \ результатно. 1 под груэ >и больше 29 гагонов и уплатило за эго окг>ло 900 рублей- Пять платформ с бревнами Мурторг. аорт не разгружал в течении несколь- кн 1 даей, несмотря на то, что это ему стоило полторы тысячи рублей. Рыбаксоюэ одвн из семых неисправ ных клиентов дороги, регулярно вы плачивают,ий деньги за простои ва гонов. Диспетчера района головотип- ствуют 2-го января н а ст. Имандра поезд Л» 853 в составе 60 Багонов и паровоза просгоял 7 ча«*д>я, т. к., не было Кандалакшских бригад, а дис петчер района, ззая о том,— что -в Имандре есть сгоЗодные Мурманские Оригады, не потрудился их исполь зовать, в результата задержка поезда ь;а 7 часов, что обошлось вашей до роге в солидную копеечку. Этот слу чай не единичный, о безобразной работе диспетчеров райэва писалось неозвозратно. Озорнич, ДОЛИНИН, Бригада: Долинин, Новоселов. Михайлова. Н а з н а ч е н н ы й па с е г о дн я 9-го я н в а р я с п е к т а к л ь „ В Р А Г И “ д л я Р аб п р о с а , М е д и к о в и д р. п е р е н о с и т с я п а 1 3 я п о З э и л е т ы д е й с т в и т е л ь н В Т У Н Д Р Е мелкой дрожью „Ленинград-Совет" от швартовывался от пристани, быстро забирая полный ход. На палубе у кубрика семья самоедов—братья Егор и Павел Хантазей, старик и жен щина с самоеденком Мишкой. В те чении полутора часов она сидит ва скользкой, обледенелой палубе, сидит недвижимо, с плотно сжатыми губами, похожая на высечевное изваание ту земного божества. Полная противо положность матери-самоеденокМишка, в длинной до пят белой малице с двумя ленточками на голове он пе ребегает с места ва место, размахи вает рученками, весь белый—похо жий на тюленя. С левого б-рта вырисовывается не сколько домов, это Белокаменка—- селевие с русским вазвввием и фин ским населением. На шлюпке мы (четверо „европей цев" и четыре с полованой самоеда) подходим к берегу, если можно наз вать берегом роговатый потрескав шейся лед, весь в полыньях, прихо диться балансировать перескакивать с льдины на льдину. После недолгой, но утомительной прогулки, мы ввали ваемся в избу финна председателя сельсовета. На дверях висит список лишенцев—их трое на 26 дворов процент немаленький. Больше всего поражает в финских ивбах чрезвычайная чистота и по рядок, чашки аккуратно развешены на стене, рядом на полках лежат аккуратно слеженные блюда и тарел ки— белые как первый снег. Подкре питься я епать мы идем в другую небу. Утром было темно, но .ходикил показывали 6-й час, в дверь посту чали и пастух-лопарь, обращаясь к кому то из нас сказал. — Товарищ-старший, олеои го товы, ехать надо. Ыы вышли расселись, мне приш лось сидеть, на передвих нартах, „ку чера" что-то крикнули, дераули игны (тонкий ремень, идущий от левого олевя, заменяющий вожжи), олени сразу взяли в галоп, возвицы вско чили на нарты. В свежий ветер и шторм моряки пассажирских судов любят заложив руки в карманы „робы", надвинув на глаза „марсельку" расхаживать, широко расставляя ноги, по качелям палубы, на страх и восхищение пас сажиров и особенно пассажирок. По моему, легче переносить де вятибальный шторм, чем ехать нес колько часов на оленях, самый опыт ный овеянный ветрами всех морей и океанов „морской волг" не риск вет опустить руки в карманы, сидя на нартах, не рискнет ибо опустив хотя бы на минуту руки от вере вок нарт, он рискует равбиться, упасть с саней, только лопарь—еа- моед рожденный в чуме, с детства пасущий оленей не держится руками га варты, ограничиваясь каким то особым закладыванием ног за полозья. Езда на нартах похожа на катание с „американских гор“ с той только разницей, что на оленях приходится ехать не пять минут, а пять часов, причем, температура значительно ни же чем на „американских горах“ . Нарты проваливаются, чтобы выныр нуть снова, принимая самые разно образные полежееия. После нескольких часов езды, спускаемся в ложбину, слезаем с нарт, лопари уезжают за стадом, следы которого мы проехали. Пока разгорается костер приходится стоять выше колен в скегу, делается прох ладно. В „Огоньке", „Ниве", „Задушев ном Слове", в рождественских рас сказах обязательно фигурировали за- замерзающие мальчики, при чем, за мерзать им было чрезвычайно тепло и уютно, так уверяли легковердых читателей ловкие авторы. Сейчас я вижу, что замерзать гораздо хуже п неприятней. Востер в силах вскипя тить чайник, нас же оа отказывается деже согреть. Поднимаемся наверт, слышен колокольчик передового оленя и по том площадка тундры покрывается большим, серым, волнующимся пок рывалом, покрывало появляется вне запно и быстро. Почти все стадо соб рано, постепенно снежная пудра садится, одеяло сползает и уже вид ные олеои— грациозное животное с тяжелым кустом рогов на голове. Уже видны животные, у которых все от копыт до кончиков рогов— деньги и деньги. Ыы стоим на первом месте в мире по количеству оленей, по воз можности их эксплоатвции и на последнем месте в мире по их раз витию, по созданию из вих про мышленного хозяйства. У нас не знают сколько оленей переплыло Кольский валив, сколько ушли на Тулому, а в Америке в оленеводче ских хозяйствах — каждый олень на учете. Ыы сможем и должны снабдить рабочее центры вкусным мясом, хо рошим мехом, прочной кожей и т. д. и т. п. А у нас это дело только развивается, но ужо встречает на своем пути ряд затруднений, где-то согласовывают, увязывают, предси- сывают, а олени болеют, пасутся без присмотра, уходят в чужие стада и даже за границу. Больше того, стадо у которого мы стояли насчитывает приблизительно около 2500 оленей, из них— только 700— 800 гесторговских, остальные пасту хов и окрестных жителей, при чем, старшему пастуху кулаку Дмитриеву (ныне уволенному) принадлежит 300 оленей без приплода прошлого года. До сих пор, если окружные и областные организации уделяли большое внимание рыбе и апатитам, то совсем вабыли об оленеводстве. В Мурманских тундрах может пастись 300 тыснч оленей, а есть 70 — 80 тыс. и госторговских всего около 10 тыс. Нлдо не вабывать, что олени дают 60 проц. приплода в год. Еше не поздно исправить ошибку, еще не поздао организовать олене водческие совхозы, построить коралы, ваводы по изготовлению замши, иметь всюду пастухов, правильно выпа сать оленей, вести учет, поставить оленеводческую проблему наравне с рыбой и апатитами. « а * Гортанно крича, пастухи ловили оленей для перемены упряжек. Странно было видеть, как человек в столь неуклюжем и громоздком одея нии, как малица, ловко и быстро гнался за оденем, уверенно и сильно бросал лассо, безошибочно набрасы вая его на рога заранее выбранного оленя. Готовы свежие упряжки, двину лись обратив в путь. На пол-дороге подъехали на отдых к чуму (полот няная палатка без верха, устланная оленьими шкурами). Пастухи разво дят костер, ставят чайник, дым ест глаза. Разговариваем с пастухами. — Как живешь Хантазей? — Плохо товарищ - старший* Чума нет, спим на снегу, побегаешь, побегаешь опять ляжешь. Где олень уйдет, там мы. Огонь костра почему то уходит вверх, к пебу, к ослепительной ра дуге северного сияния, а дым остается в чуме, ест глаза. Я первый не выдерживаю, выползаю из чума. Едем дальше. В тундре холодно, дико, темно, но красиво, все кра сиво до неописуемости, и прыгаю щие олени, и горы, и замерзшие озера и клочки . северного сияния; Но созерцанием красоты в тундре увлекаться не следует, можно слететь с саней, сломать ногу, выбить глав. Едем долго, наконец справа, на встречу бежит огонек. Ыой левый сосед— возница, бросает хорей (длин ный шест, замеьяющиб кнут, что-то кричит, олени со всего разбега оста навливаются. В час ночи приезжаем в селение, прокатившись по тундре около 20 часов, покрыв до 80 кило метров. Эго дает себя знать. Утром, на колхозном боте вверх по Кольскому заливу двинулись к Мурманску, останавливаясь два раза в течении двух часов. Сдавал мотор. С . Б а н к . Бэлонаменскан тундра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz