Полярная правда. 1931, сентябрь

Пролетарии вг*> f ПУЕЛВЧНАЯ • ран, соединяйте.•&»!" УмЩЦеиа 5 коп. П О .'К \ \ , о , v V JM Л , У . 7 , 0 <- и V V \ vn n- \Ч> -ul rtJTO О К Р У Ж К О М А ВКП(б), 0ИК‘а, ОСПС. и СЕНТЯБРЯ 1931 г. № 125 (1424) БЫТЬ НА СЛЕТЕ! 3-го октября в помещении редакции в 7 часов вечера ОБЩЕГОРОДСКОЙ ©ЛЕТ РАБКОРОВ. В повестке дня: 1. Задачи рабкоров в свозя с переходом на ежедневвыи выпуск „Полярно! Правды”. 2 . О походе за улучшение культурно-бытовых условий рабочих. Кроме рабкоров ,Пол. Правды* приглашаются члены редколлегий стенгазет, пред­ ставители партколлективов, цеховых и местных комитетов. Приглашаются ударники. Редакция „Полярная Правда". Севтралтрест до сих пор не перестроил в свою работу. цер^с и на предприятия^ царит обезличка. Дизельные суда трзлйлотп без горючего. 28-го сентября па совещании по вопросу „Практическое осу­ ществление директив тов. Ста­ лина" с докладами выступили заведующие цехами главной об­ рабатывающей базы. В результате докладов, заняв­ ших больше 2х/г часов времени, выявилась безотрадпая картина. Главная обрабатывающая база с переходом ка новые рельсы, на новые методы работ ни в какой мере не справилась. Красной питыо по всем вы­ ступлениям заведующих цехами проходило - , ,П Э У не дало пла­ нов", „Фабрика учета плохо ра­ ботает „Отдел снабжения не снабжает и т. д. Нет сомнений, что все пере­ численные докладчиками пред приятия и учреждения некую долю вины за собой имеют. Они не перестроились, не повернулись лицом к производству и позорно плетутся в хвосте опережающих их событий. Но только ли в пих дело? Оказывается, не только в них. Главная доля вины за непала- женность работ, за бессистемность, за топтание на месте лежит на самих заведующих цехами. Впечатление такое, что хоз­ расчет, как снег среди лета, сва­ лился на головы завцехами. Ни ­ какой подготовки к такому важ ­ ному и ответственному шагу, как нереход на хозрасчет, не велось. В результате завцехами пришли и на совещание расте­ рянными, без цифр, без планов работ, без предложений. Бол ь ­ шинство из них не сумело даже дать белее пли менее ясную кар тину состояния своего цеха. В перечне „узких мест" по всем цехам фигурируют: теку ­ честь рабочей силы; пеналажен- ность внутрпцехового учета; самотек в соцсоревновании и ударничестве; плохая организа­ ция труда; катастрофическое по­ ложение с кадрами. Было бы полбеды, если бы все это пмело место, но к устра­ нению всего принимались какие либо меры. Беда в том, что ни- направлеппп. И не только не предпринимается, но большинст­ во заведующих цехами и не считают возможным что либо предпринять. Так, по откровенному заявле­ нию заведующего погрузо-раз- грузочным цехом т. Ля пина по­ высить квалификацию имею щихся в наличии рабочих нель­ зя. По его мнению надо набрать новые кадры каталей тачек, специалистов этого дела. Еще откровеннее выступил заведующий цехом дообработки т. Комиссаров. В его цехе до сих пор не ведется учет ка­ чества выпускаемой продук­ ции, не ведется учет квали­ фикации отдельных работни­ ков. По заявлению т. Комисса­ рова ввести в цехе и тот, и другой учеты нельзя, т. к. специфика работ цеха исклю­ чает возможность этого, ч Такого рода заявления не еди­ ничны. Ясно одно: дело с переходом на хозрасчет обстоит из рук вон .себя на производстве. На сам0м деле, по признанию всех высту­ павших на совещании, о едино­ началии только говорится. Совещание прошло под знаком признания зав. цехами своей не­ готовности к новому методу ра­ бот. Совещние констатировало безотрадную картину Ярчайшим доказательством этого явилось то обстоятельство, что речь т. Сталина почти ппгде не прора­ ботана. В лучшем случае она оказалась „бегло просмотрен­ ной". Партийная, комсомольская и профсоюзная организации не при пялп никакого участия в работе по внедрению хозрасчета. Ими пе сделано решительно ничего. Тов. Котович— начальник ПТУ , подводя итоги совещания, кон­ статировал безнадежно сквер­ ное состояние цехов и внес три предложения: К 1-му октября разработать проекты договоров; ко 2 му октября разработать вопрос конкретных мероприя 25 сентября в г 1ч. 30м. пред­ ставитель коммерческого управ­ ления тов. Никитин в ответ на требование зам. нач. П Т У трал- флота тов. Ботмана о снабжении горючим Р Т 48 „Севгосрыбтрест" заявил, что горючего нет. В тот день пришлось для снаб­ жения Р Т 48 произвести пере­ качку горючего ив Р Т 53„Осетр* в количестве 28 т., что обеспе­ чивает Р Т 48 только на 15 суток. Р Г 53 „Осетр" стоит в порту из за отсутствия горючего с 25 сентября. В настоящий момент дизель- ------------- ного топлива нет и коммерческое управление не обещает дать его раньше 28 сентября и то для одного Р Т 53. По сведениям коммерческого управления эти 2 цистерны, не в полной мере обеспечивающие рейс Р Т 53, в данное время находятся в Кеми. Вообще же картина такова, что никто не моягет сказать, когда прибудет достаточно топ лива для дизельных судов тра лового флота. Это уже внушает не просто опасения, а самую серьезную тревогу. Тарков. Полтон ыжиро 30 борт Утром 28 сентября траулер № 1 „Акула* отоял под разгрузкой у стенки базы. Штурман отдал распоряжение вах­ тенным матросам налить воду в бал­ ластный тянк. Матросы несмотря на то, что к тян- кам прибиты бронзовые пластинки о надписями, определяющими их содер­ жимое, вставили шланг в тянк Ks 1, где находился тресковый жир и начали накачивать воду. Около полутонны ценнейшего дефи­ цитного продукта через воздушную трубу было выгнано за борт. Остатки эмульсии (с водой) были вылиты через горловины в мучные бункера. Это говорит о предельной безот­ ветственности и штурмана, не потру­ дившегося спуститься с рубки и про­ следить за выполнением его приказа­ ния матросами, и Самих матросов. плохо. О договорах, являющихся | тий пЬ ликвидации обезлички; основой отношеппй одной хоз-1 расчетной единицы к другой, го­ ворят как о чем то далеком, что придет еще пе скоро, в виде какой то универсальной, все- об'ясняющей инструкции. О ликвидации обезлички го­ ворят уверенно, а на деле она по цехам царит попрежнему. Едва ли не едпнстпснаый цех филе построив viKvG •работу та ким образом, что в нем обезлич­ ке не найдется места. Достиг­ нуто это простым способом рас­ пределения людей на сменные бригады и прикрепления к трем бригадам (по одной в смену), одного и того же инвентаря. В других цехах никаких мер к ликвидации обезлички не при­ нято В цехе дообработки до сих пор пнвентарь гуляет где угодно, но не находится па своем месте. За него никто пе отве ­ чает и никто о нем не заботит­ ся. Каждый заведующий цехом Больше внимания флагманам к 5-му октября разработать проект учета по цехам рабси­ лы, ее квалификации, хозрабо- ты и финансового учета. Проведение в жизнь этих трех предложений даст возможность реально ощутить переход на хоз­ расчет. Это будут первые шаги, за которыми последуют осталь­ ные, долженствующие привести цеха главной обрабатывающей базы к цели. Та-в. На мотор „Пограничнин" (Радио с моря). В ответ на вызов команды РТ „Лещ " по сбору средств на моторизацию погранчастей СССР, команда РТ „Сельдь" сообщает, что ею собрано 209 рублей. 28 сентября в отделе эксплоата- ции Сезтралтреста состоялось пер­ вое совгщачир, по&ященное аналиау рейзов ф!агма^ских траулеров— РТ 8 „Ролик" и РТ 21 „Трплмс1сгер". На флагманских траулерах лежит обязаняесть руководить всем отря­ дим РТ численаостью в 4— 5 судов. Так говориться в .положении о флаг- мавских траулерах". Kas же, однако, в действитель­ ности протекает работа флагманов в коре? Выиолндют лп они в до­ статочной мере свои обязанности. Следует признать, что оаыт двух флагманских судог» „Р#лиа“ и „Трал­ мейстер" остав нет желать много лучшего. Совершенно очевидно, что в дело организации и упорядочеаия работы флагманов в море придетея сввего отряда, неуменье правивьнодящей илформации со расставить суда отряда в помечее- ном ему квадрате. Эга нерешитель- ноеть флагмана в проведении меро- приятвй, обе-печнаамщих наиболее эффективный лев. Этими „суб'ективными" причи- вами в разн*й степеви овавались наделенными оба анализируемые на совещании фигмааы. Флагман РТ 21 „Тралмейстер" оказался в лучшем положении. У яего хватило смелоети пейти почти св всеми судами сввего отряда да­ же в pafiiH Байг&ча и там про­ мышлять. Флагман РТ 8 „Ролик" в мень­ шей степени исаользвва! свви пра­ ва, почему и аффект имел вначи- тельно меньший. внести не мало дополнении, могу - , п ке « кл*.. , J „Cv6 ективные причини оолее щих обеспечить их нормаяьную ра- пщ” werirn T(,;ni(inllu боту. чего не предпринимается в этом должен быть единоличником у Флагманские суда, наравне с остальными траулерами своего от­ ряда, производят лов рыбы. Кроме того, как сказано выше, они руко­ водят. Однако, не всегда для правиль­ ного руководства имеются условия. Для флагманов эти условия делятся на „суб'ективаые" и „об'ективные". „Суб'ективные® это те, которые зависят целиком от флагманов. Это неуменье организовать производствен­ ные совещания с капитанами трау- В свою очередь команда ' леров своего отряда, неуменье свое- РТ „Сельдь" вы зы вае т команды j временно связаться с берегом, от- всех РТ последовать ее при- сутствие оперативного руководства меру. I со стороны флагмана траулерами или менее легко устранимы. Для этой целя в распоряжении отдела экспюатации вуществуют достаточ­ но радикальные меры и он не за­ медлит ими ввсаользоваться. Хоз­ расчет подвкажет ему эти меры. Хуже обстоит дело с действитель­ но „об‘еативными“ для флагманов причинами, имеющими корни на бе­ регу. В основном имение вти пос­ ледние решают судьбу флагмана, как руководителя огряда. К этим „об‘ективиым" причинам следует отнести: недостаточно хоро­ шее укомплектование комаид флаг­ манских траулеров, снабжение сквер­ ными орудиями лова, -чрезвычайно слабо наяаженной работой поиско­ вых траулеров, отсутствием руково- с т ороны Г0ИН‘а. В равной степени отрицательную роль играет недостаточно четкая ра бэта самого отдела вксплоатации. Неполучение флагманами своевре меннвй и точной информации о ме­ стах, где имеется рыба, лишает флагманов возможности правильно ориентироваться самому и расставить суда. Зачастую флагманам прихо­ дится самим определять районы ло­ ва и только уже после втого полу­ чать вти оиведб 1 ения ог отдел» эк- енлоатации. Тем обстоятельством, что суда от­ ряда не всегда находятся в море вместе с флагманов, сводит на нет все значение самого флагмана. Ибо нельзя рукеввдить отрядом ив 5 траулерев, когда 2 из них находят­ ся в порту »а выгруаке, 1 иа пу­ ти к порту и 1 на пути к месту лова и только один находится в рай­ оне деятельности флагмана. организатор социалисти­ ческой промышленности В Сталинграде после т яж ­ кой и непродолжительной болезни умер член ЦК В К П (б )— председатель об‘е* динения автотракторной про мышленности Михайлов- Иванов. „ В лице Михайлова, говорится в траурном из­ вещении ЦК В КП (б ), пар­ тия потеряла стойкого боль­ шевика, который в рядах большевиков боролся про­ тив царского режима, был одним из выдающихся ор­ ганизаторов социалистиче­ ской промышленности и умер на боевом хозяйст­ венном посту". В приказе В С Н Х СССР указывается: „ В С Н Х коман­ дировал Михайлова в Ста­ линградский тракторный за ­ вод, дал ему задание оста­ ваться на заводе вплоть до того момента, когда выпуск тракторов будет до­ веден до 100 машин в день. 24-го сентября с конвеера Сталинградского завода впервые было снято 100 тракторов. 27-го сен­ тября Михайлов навсегда ушел с самого славного поста". Тело Михайлова будет похоронено в Москве. Мурманскдолжен быть благоустроен На совещании по анализу пер­ вых рейсов двух фзагманов „Роли­ ка* и „TpaiMeflciepa* все эти воп­ росы встали с очевидностью и до­ статочно убедительно говорили оне­ обходимости перестроиться и флаг­ манам, и самому отделу экешюата- ции. Без учета всегн, что дал авалмэ этих рейсов, невозможно будет на­ ладить работу флагманских трауле­ ров м вся работа по реорганизация систем к м«жет быть сведена в не­ нужней трате сил,времен» и средств. Курсы засольщиков Пв-за неопытности засольщиков за последнее время участились слу­ чаи привоза траулерами низкосорт­ ных видов продукции. Так напри­ мер, в сентябре доставили: РТ 10 „Лебедка" 13.600 кгр. рыбы с 8а- тяжкой, РТ 3 „Касатка"— 14.400 кгр", РТ 21 „Тралмейстер"— 5.600 кгр. и т. д. С целью улучшить качество при­ возимой рыбы в ближайшее время, по инициативе отдела обработки ПТУ, на траловой базе Севтралтре- ста будут проведены курсы засоль­ щиков для траулеров. В программе этих курсов наме- Непсчерпаемые богатства Ба ­ ренцева моря, незамерзаемость его вод, удачное географическое расположение Мурманска соз­ дают базу для грандиозного хо­ зяйственного роста города. В 1934 году в Мурманске бу­ дут базироваться 300 траулеров, будет создапо огромное обслу живающее п рыбообрабатываю­ щее хозяйство, с рядом пред­ приятий— судоремонтный завод, фпльтрозаводьт, консервный за- еод, фелпно-холодильный комби­ нат, завод глютины и клея, бон- дарно-ящпчное производство п пр., будет построепа новая су­ достроительная верфь, с прог­ раммой выпуска 150 моторных ботов, 10 дрифтерных судов, 15 зверобоев и 10 супов пассажир­ ского грузового трапспорта. Гр у ­ зооборот порта выразится в 3400 тысяч тонн п т. д. Таковы вехи индустриаль­ ного развития Мурманска на ближайшие *годы. Интенсивное развертывание этих производ­ ственных отраслей обуславли­ вают стремительный рост рабо­ чего населения города. Если сейчас количество жителей в Мурманске, вместе с сезонниками составляет по подсчетам около 30 тысяч человек, то к концу 33 года оно достигнет 75 тыс: и 100 тыс. чел. к концу 34 года. Отсюда вытекает задача об­ служить в бытовом отношеппй рабочие массы, обеспечить их установить, что мы имеем на даппый момент. Несмотря па то, что за по­ следние годы в Мурманске про­ веден ряд мероприятий по у л у ч ­ шению городского хозяйства, создан значительный жилой фонд, проведено частичное сооружение водопровода, построепа каменная городская баня п пр., тем не мепее жилищное коммунальное хозяйство города, в результате недостаточных капитальных вло­ жений в него со стороны про­ мышленности и трапспорта, на сегодня находится в абсолютно неудовлетворительном состоянии, совершенно не соответствуя раз­ витию основных производствен­ ных отраслей и не удовлетво­ ряя минимальных нужд насе­ ления города. Жилища. Систематическое от­ ставание жилищного строитель­ ства от развития промышлен­ ности и транспорта привело к крайне тяжелому положению с обеспеченностью жилплощадью населения города. Средняя ду­ шевая норма жилплощади за последние годы неизменно па­ дала, составляя 4,9 кв. метр, на начало 29 года, 4,7 к. м.— 1930 г., и 4,1 кв. м.— па пачало 31 года. В результате неудовлетвори­ тельного хода строительства в текущем году, падение душевой обеспеченности продолжается (на сегодня около 3,7 кв. м. на че­ ловека). Жилой фонд пекл при­ надлежащим мипимумом жилищ- тельно деревянный; значитель­ ных и бытовых удобств и город- ную часть его (около 20 проц.) ского благоустройства. Предже чем определить, что именно должно быть сделано в этом направлении, необходимо к тому я;е составляют, являю ­ щиеся наследием прошлого „че ­ моданы", досчатые фанерные бараки и т. п., строения — по существу пе пригодные для жилья, иодлеясащие сносу и тер ­ пимые лишь в силу необходи­ мости. Коммунальное хозяйство. Еще хуже обстоит у нас дело с ком­ мунальным хозяйством, которое еще в большей степени, чем жилищное отстает от развития основных производственных от­ раслей и роста городского на­ селения, характеризуясь в ос­ новном совершенно недостаточ­ ной мощностью существующих коммунальных предприятий, край­ ней изношенностью и примитив­ ностью их оборудования и пол­ нейшим отсутствием внешнего благоустройства. Энергетическое хозяйство го­ рода представлено в настоящее время одной действующей ком­ мунальной электростанцией мощ­ ностью в 425 киловатт (при на­ личной потребности в 1300 ки­ ловатт), последняя работает с большой перегрузкой, не говоря уже об удовлетворении промыш­ ленных потребителей, новопо- строенные ясилые дома остаются без освещения. Вступление в эксплоатацию новой станции Сев- госрыбтреста— 1000 киловатт, не спасает положения, поскольку потребность возрастает еще в большей степени. Водоснабжение города осущест­ вляется, как известно, питанием из двух горных 08 ер. Городская сеть недостаточна, присоединено лишь около 25 проц. домовладений. Го­ довой запас опер и количество пода­ ваемой воды уже в вастоящее время не в состояний удовлетворить иол- несть» ьотребности на^еляния и промышленности (в 31 г. потреб­ ность 408 тыс. куб. метр.— годо­ вой запас вош— 307 тыс. куб. метр.) По ведущимся наблюдениям уже в текущем году отмечается систематическое понижение уровня озер— перерасход основного запаса роды. Водоснабженческие ножяицы расходятся все больше. Создавшееся полгжепие грозит катастрофой. Баня, сооруженная в 1929 году на 170 чел. единовременной емкоети, уже на следующий год оказалась недостаточной. В итоге произведенно- I о ремонта в 30 году, не считаясь с са- нитарвыми нормами, единовременная емкость увелвчена да 234 человек, но на текущий год и первую поло­ вину 32 года, когда население до­ стигнет 45 тыс. человек, это ни в какой мере ве спасае* положение. Работав с полной вагрузкой баня сумеет обслужить жителей не более одной помывки в месяц. В текущем году намечалась п стройка Сгвгосрыбтрестом банно- срачачзого комбината, но в этому об'екту да сих пор еще, несмотря на очевидную катастрофичвость положения и неоднократные поста­ новления окружвых руководящих органов, не приступлено. Общественных прачечных, в которых (учитывая преимуществен­ но рабочий состав н&еелеяия и низ­ кий процент семейных), ощущается особевно острая потребность— нет совершенно (исключая служебную СГРТ). Внешнее благоустройство по существу отсутствует. Наличие одного сквера в городе, тлощадыо в 1,2 га, что дает 0,34 кв. метра на чело­ века (при требуемой норме в 7 ив. м.) явно недостаточно. Нет H I одеой мощеной улицы в городе (в текущем году производит­ ся замицение булыгой лишь 800 по­ гонных метров), что помимо неудоб стаа в бытовом и отрицательных последствий в савитарно-гигиениче- ском отношении обусловливают скорый изнис и низкую производи­ тельность городского транспорта, огромное удорожание и замедление темпов строительства. Канализации в город*, кет и нет достаточно органиэованього сбора, удаления и обезвреживания отбросов и нечистот. Сточные кловетные воды из зданий домов с водопроводом частичво опускаются в открытый ручей, а главной своей массой по­ ступают в -поглощающие колодцы. Спесобность же самоочищения Мур­ манской почвы чрезвычайно пони­ жена. В результате, нн говоря уже о царящем детом на улицах и осо­ бенна в центре города нестерпимом зловонии, над городом висит серьез ная угроза эпидемических эаболе ванмй. Такова в общих чертах картина коммунального хозяйства гор. Мур­ манска на данное время. Такому состоянию дела должен быть положен конец самым реши­ тельным образом. Нужно прямо сказать, развитие промышленности и порта упирается в неблагоустроен- ность гарода. Опасность оголения рабочего фронта становится реаль­ ностью. Наконец, неблагоустроенность города непосредственно влияет отри­ цательным ебразом на грузооборот порта (сокращение приходящих судов.) Все эти мотивы говорят о необходимости обеспечить в крат чайший срок нормальные эдоровые условия труда и быта населения Мурмавсвн. П. Влаев чаютсд лекции по ъеории восолд рыбы, о качестве сели, о спвсобах сохранения рвбных продуктов, и основное— практические занятия по рыбообрабстке (обоскревдивани#, вертка и рубка голов, посел). На курсы в первую очередь бу­ дут приняты лица знакомые с ра­ ботой в морских условиях. К работам по обучению насель- щиков привлекаются лучшие специа­ листы— рыбэреды треста—т. т. Ло­ сев, Чудинов и др. Прод»лжательн#сть курсов 7— 10 дней. Тютрин. РыбноехозянствовИЯ» ДОЛЖ НО Д А Т Ь 22,525 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ 185 мил. рублей на капитальное строительство Правлением Союзрыбы утверждены контрольные цифры рыбной промышленности на 1932 год. добыча сырца определе­ на в 22.525 тысяч центнеров, в том числе по гослову 8.139 тысяч центнеров и по ловецкой кооперации 11 825 тысяч цент­ неров. По районам большого рыболовства СССР Добыча рас­ пределена следующим обр'/ом: Союзрыба должка дать 12.296 тысяч центнеров, Севрыба—2.525 тысяч центнеров, Востон- рыба—6.100 тысяч центнеров. Районы малого рыболовства должны дать 1.604 тысячи центнеров. Товарная продукция все­ го сырца определена в размере 17 270 тысяч центнеров. Установленный для госсектора лимит на капитальное строи­ тельство в размере 185 миллионов рублей правление Союзры­ бы распределило следующим образом: на новое строительство 163.934 тысячи рублей, на реконструкцию 10.523 тысячи руб­ лей, на капитальный ремонт 5.626 тысяч рублей, на исследо­ вательское дело 3 миллиона рублей, на мелиорацию 4 миллио­ на рублей, на прудовое хозяйство 4 миллиона рублей, на су­ достроение 4 миллиона рублей, на строительство ФЗУ 3 мил­ лиона рублей и на проектировку нового строительства 1 мил­ лион рублей. Из общего лимита иа капитальное строительство на долю Союзрыбы приходится 80.278 тысяч рублей, Севрыбы 44.328 тысяч рублей, Востокрыбе 46.283 тысячи рубле», районам ма­ лого рыболовства 6232 тысячи рублей, морзверпрому 7813 ты­ сяч рублей. Расходы на капитальное строительство по добы­ че определены в размере 50.440 тысяч рубл>й, по обработке рыбы 47.415 тысяч рублей, из них на консервное производст­ во 17.623 тысячи рублей, на холодильное дело 9.725 тысяч рублей, на плавучие холодильники 5.225 тысяч рублей и на утилизацию 9.888 тысяч рублей. На строительство промышленного флота намечено израс­ ходовать 17.129 тысяч рублей. Правление Союзрыбы постановило просить Наркомснаб СССР увеличить лимит на капитальное строительство иа 76.790 тысяч рублей в целях ускорения темпов реконструкции рыбного хозяйства. Трестам предложено в 1932 году ликвиди­ ровать уравниловку в системе зарплаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz