Polyarnaya_pravda_1931_oktyabrj

П У Р Л Т Ч 1 » > Я J Пролетарии всех стран, соединяйте^Ш^^Цена'5 коп I I Л — с. С п о л я р н д а СЛЕТ РАБКОРОВ СЕГОДНЯ ОРГАН МУРМАНСКОГО О КРУЖ КОМ А В КП (б ) , ОИК ‘а, ОСПС. S ОКТЯБРЯ 1931 г. Иг 127 (1426) ш В 7 чаеов вечера в помещении парткабинета, (Ленин­ градская ул. 19, 2-й этаж) состояться общегородской слет рабкоров. В ПОВЕСТКЕ ДНЯ: 1. Задачи рабкоров в связи с переходом на ежеднев­ ный выпуск „Полярной Правды". 2. О походе за улучшение культурно-бытовых условий рабочих. Кроме рабкоров „Пол. Правды** приглашаются члены редноллегий стенгазет, хозяйственники, представи­ тели партноллективов и и;ех‘ячеек, местномов, цехкомов, ударники. РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ „ ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА" 23 С Н Я Т Ь с я к о р е й в с ю п о с у д у К ВОСТОЧНОМУ БЕРЕГУ ПОДОШЛИ КОСЯКИ РЫБЫ Овладеть важнейшими рычагами— обеспечить успе* путины Выполнить план четвертого сельдяному лову требует более .вартала, вернуть долг стране решительной борьбы за получе за III квартал, а всего дать ние мелко ячейной дели. Полу- 79563 тонны рыбы возможно чение нарядов обязывает Ры- при условии, если каждому баксоюз драться еще бгльше за траулеру, моряку, ловцу будет быстрейшее ее получение и во- дан четкий план, обеспечено оружение колхозов кошелько­ оперативное руководство, осу- выми неводами. Кроме того кол- ществлен настоящий хозрас­ чет, проведено единоначалие, организован бригадный лов, развернуто подлинное ударни­ чество и соцсоревнование. Этими важнейшими рычага­ ми, определяющими успех на­ шей борьбы за план путины, мы до сих пер еще слабо овладели. За это говорит вы полнзние плана по траловому лову за III квартал только на 37 проц., по ловецкой коопе­ рации на 29 проц. Глубокий прорыв на обоих участках— ре­ зул ьтат этих крупнейших не­ достатков. Ловецкая кооперация, чтобы выполнить план II го полуго­ дия, определенный в 16.000 тонн, в четвертом квартале должна дать 11.250 тонн ры бопродукции. л Д ля обеспечения успеха в кустарном лове надо в бли­ жайшее время провести ряд неотложнейших мероприятий. Прежде всего, добиться полно­ го охвата всех колхозов систе­ мой бригадного лова, закон ­ чить в октябре переход кол­ хозов на хозрасчет, этим лик­ видировать безответственность за состояние Оппортунистическомусамотеку ПОЛОЖИТЬ хозы должны получить не 248 трехстенных сеток, а значи­ тельно больше Это однако не значит, что имеющиеся орудия лова дол­ жны быть не использованы. Добиваясь быстрейшего пере­ хода на трехстенные сети нужно максимально использо­ вать всю имеющуюся снасть, всю посуду. По расчетам Рыбаксоюза в iy квартале на Мурманедол жно участвовать 6G0 ловцов. Спрашивается, а где еще 200 местных ловцов. Нужно при­ нять меры к возвращению лов­ цов непосредственно на про мысел. Для стимулирования лова большую роль должно сыграть целевзе снабжение. Инструк­ ция о целевом снабжении, нор­ мы утвержденные на 1У квар­ тал должны быть широко разъ­ яснены рыбачеству. Поступающие сведения с бе­ рега говорят о ничтожном вы ­ ходе посуды на промысел. В колхозах, становищах нет борь бы за использование каждого часа на промысле, нет мобили- хозрасчетного зации масс. Партийные, комсо- положения колхоза, ликвидиро- М0ЛЬ2кие ячейки на местах вать обезличку, закрепить; еи^9 Н6 сумели правильно рас- промснасть и посуду за опре- j ставить свои силы в бригадах, деленными бригадами с мате- ,на посудинах, риальной ответственностью за Выполнить задачу, огромной хозяйственной важности, дать в продовольственный баланс страны 79.563 тонны рыбы в IV квартале—дело всех органи­ заций округа и в первую оче­ редь команд траулеров и лов* их состояние, создав береж­ ное отношение к ним. Всяким попыткам отложить проведе­ ние хозрасчета на 32 год дол- жен быть дан решительный большевистский отпор. Промсвязь сообщает, что 1-го октября: Териберка. Мотобот на 17 тюков 520 кгр. М бог 32 38 тюков— 524 кгр. М/бот 35 тюков 1230 кгр. Выходило 3 мотобота, 2 парусных елы, 2-го октября м/бот 33 тюка— 921 кгр. Харловка. Мотобот 12 тюков— 400 кгр. Гаврилово. 2-го октября 2 мотобота 18-22 тюка 300—400 кгр. Захребетная. Мотобот 13 тюков 480-650 кгр. Парусный бот 12 тюков 485 кгр. Шельпино. 1 мотобот на 30 тюков 1100 кгр. Цифры говорят за себя. Рыба есть и в большом количестве. Но почему же из Тери- берки 1-го октября только 5 посудин вышли в море? Цифры улова на ярус говорят о под­ ходе рыбы к берегам, в районе Теоиберки, Захребетной, Шельпино в особенности. Ясно видно, что первые дни четвертого квартала ни чем не отличаются по темпам от третьего нвартала. Вывод один — колхозы не мобилизованы на выполнение плана. Оппор­ тунистическая спячка райколхозсоюзов дает о себе знать. Партийные и советские органи­ зации Териберского района, уже по одному простой*=-рвзультат безответственности Виновники простоев должны расплачиваться рублем за каждый украденный у промыслов час С 28 сентября по 3 октября общее количество часов про- стоев рыболовных траулеров на траловой базе Севтралтре- ста достигло 153. 6 траулеров („Касатка", „Тралмейстер*, <Кета >,«Мкула> Судак» и <Ролик») за эту пятидневку простояли: 51,6 час. ожидании буксировки на конец тому, что большинство посуды стоит на якоре, стоят в стороне от лова, повидимому занимаются чем то другим, но только не конкретными делами путины, от которых за­ висит успех путины Такому безобразию надо положить конец. Вся посуда должна быть в море. Рыбаксоюз свой план на 4-й квартал составил в расчете только нд моторную посуду, не включая в участие в лове совершенно парусную, между тем как в лове участвует и парусная. Сам Рыбаксоюз повидимому тоже мало интересуется своим планом, когда выкиды­ вает из плана парусную посуду, поэтому по­ нятна и попытка взятия на себя преумень­ шенный план. Занимаясь разговорами о фи­ нансовом положении, работники Рыбаксоюза способствуют беспорядкам на берегу. До­ вольно разговоров, надо добиться, чтобы вся посуда была в море. Беззаботности, безот­ ветственности должен быть положен конец, иначе план 4-го квартала снова становится под угрозу невыполнения. в Зеленый мыс, 28 час. из за слабых темпов погрузки угля, 21 час. в ожидании окончания ремонта, 27 чхс. в ожидании погрузки угля, 20,5 час. в ожи­ дании жидкого топлива и 5 час. из-за несвоевременного уком­ плектования команд. В среднем простой каждого траулера выразился в доволь­ но внушительной цифре — 25,5 час. Простой в продолжение 153 часов, если считаться со средней уловистостью истек­ шей пятидневки, обошелся госу­ дарству в 50 тонн полуфабри­ ката (или SO тонн рыбы сырца), оставшихся невылоаленными. Л— в. Курс к Вайгачу (радио с моря) 2 / 1 . РТ 26 „Треска" Ловим в раооне Вайгача. Посияли за 2 часа 0,4 тонны. Сейчас 1.5 тонны. Ввовь ставим бу8. 3/Х. Район Вайгача. Под'емы ст 0,6 до 1,2 тонны. 4/Х- Там же под'ема больше 2.5 тонн. От редакции. По последним со­ общениям отдела добычи Сев- традтрес-та в район Вайгача стя­ гиваются 2 отряда. Дадим стране больше свежья Комбинированный рейс себя оправдывает В практике Севтралтреста воп- ппя (ПЭУ ), оп, повпдпмому, пе- Подготовка к активному | цов. рос рацпональпой эксплоатадип флота не стоит па должной вы­ соте. Ускользая от внпмання планово-экономического управле- МУРМАНСК долженстать центром зверобойного промысла на Севере Судно „Мурканец“ в 1929 го- 235 проц. и ду вышло в опытный рейс без 150,4 проц. всякого плана и этим заложило основание дальнейшему развитию зверобойного промысла. Первый опыт вполне удался. „Мурмапец* напромышлял 13 белых медведей и 117 моржей. В 30 году на промысел было послано уже четыре зверобойных судна „Мурманец", „Стольный", „Ленсовет*, п „Ленгосторг* с определенными планами и зада­ ниями. Все четыре судна дол­ жны были привести 80 медведей л 100 моржей. Однако благода­ ря успешной работе было при­ везено 112 медведей и 394 мор­ жа. Таким образом план по мед­ ведям был выполнен на 125 проц. п по моржам 98,2 проц. „Мурманец* план по медведям выполнил на ?54 проц., по мор жам на 165 проц. и „Ленгосторг* на 220 проц. по медведям и 139 проц. по моржам. „Смоль- по моржам на ный“ и „Ленсовет4 данный им план не выполнили. Итоги промысла за 31 год го­ ворят о больших возможностях в деле дальнейшего расшире­ ния зверобойного промысла. Так „Мурманец" план по мед­ ведям выполнил на 252 проц., _ до моржам— 162,4 проц; „Смоль­ ный "— 316 проц. по медведям и 146,4 проц. по моржам; ,Денсо Зг\вет“ 292 проц. по медведям и i l 53 проц. по моржам; и ,Лен- _^юсторг“ , который находится еще са промысле, по сведениям на §-е сентября план по медведям Ашолнил па 80 проц. н по ’оржу на 140,8 проц., следует -отметить, что „Ленгосторг“ вы­ шел на промысел на месяц * дозже остальных судов. Общие итоги 235 медведей, из них до десятка живых, 752 моржа. План медведям выполнен на Несомненно, что этих резуль­ татов можно было добиться с одной стороны опытностью ка­ питанов, всей команды и с дру­ гой сторопы в результате удар­ ной работы, в результате по­ нимания той ответственности, которая ложится на каждого в деле выполнения намеченного плана. Комсостав и команды зверобойных судов, паходясь от 2-х до 3-х месяцев на промыс­ ле, доходя до Ново! земли, зем ли Франца Иосифа в неимовер­ но тяжелых условиях Арктики, показали нан нужно драться за выполнение плана. Несомненно, что все суда должны быть пре­ мированы с выделением в то же время одного из них, давшего лучшие показатели перевыпол­ нения плана. Итоги трехлетней работы зве­ робойных судов, ориентирующих­ ся на Мурманск, целиком и пол­ ностью подтверждают о необхо­ димости быстрейшего расши­ рения самого зверобойного фло­ та, увеличения капиталовложе­ ний, создание соответствующей обрабатывающей базы в Мур­ манске. Незамерзающий круглый год порт, залпв, дает возмож- ность не приостанавливать про­ мысел, как это имеет место с Архангельскими судами, которые могут выйти па промысел пос­ ле того как освободится Белое море от льдов. Поэтому совер­ шенно непонятным установка Союзрыбы о том, чтобы зверо­ бойное дело концентрировать в Архангельске, там фздать зве­ робойный трест. Концентрация зверобойного промысла в Архан­ гельске не вызывается экономи­ ческой целесообразностью и по­ этому все говорит о необходи­ мости создания и расширения зверобойного промысла с цент­ ром в Мурманске. Тел еграм м а из Л е н п уш н и ны Славным бойцам К а п и т а н а м , всей команде — славным бойцам в деле #ы- п о лн ения п ят и л ет к и зверо­ бойного промысла , успешно преодолевающих невероят­ ные трудности полярно ­ го п л ав а н и я , блестяще выполнившим п л а н поляр ­ ного р е й с а— ш лем пл ам ен ный привет. Д и р е кт о р К О З И Н С К П Й Колл е кт ив п а рт и и— К Р П В О Ш Е Е В М ест ком К О Л Б И Н . Купили для стоянке но якоре Коитора Госторга (Ленпушннва)»в мае купила за границей зверобойное судно „ Нерпа-, но при входе в Мур­ мански! порт обследовавшая комис­ сия и портнадзор установили, что судно не может совершать рейсы во льды и потому было задержано. Вместо того, что бы исправить ма­ шину, Ленпушнинз, чтобы судно не терлось у отеыки, отправила его на буксире в порт-Владпмир, где оно стояло два с лишним месяца. По возвращении „Нерпы" в Мур­ манский порт с грузом в 70 тонн тю­ леньего жира, оно выгружается с пер­ вых чисел августа по сие время. Рабские темпы выгрузки обменяют­ ся не тем, что недостает рабсилы, а тем, что адммпжстрацня плохо за­ ботится о таре. Если же дадут боч­ ки, то они окызываются неисправны­ ми и их приходится чинить. А если пообещают цистерну, то приходится ждьть сутки и более. Администрация Ленпушнины со­ вершенно забыла про судно „Нерпу*, если бы комавда не приходила и не надоедала за получением продуктов и зарплаты. достаточно уяспеп н отделом экс- плоатацпи флота ПТУ. Само по себе составление рейсового задапия должно исхо­ дить из заранее определенного ха­ рактера рейса, выявленного в свою очередь из возможностей максимальной нагрузки каждого дня эксплоатации траулера, как промыслового судпа, н давать отражение эффективности дан­ ного рейса в целом. Существующее разнообразие методов обработки рыбы (клпп- фиск, обычный посол, свежье) и индивидуальные особенности каж­ дого судпа (срок плавания, рас­ положение и емкость, изоляция трюмов и т. д.) требуют инди­ видуального подхода к каждому судну при определении характе­ ра его эксплоатации. Комбинированный рейс в этом отношении первая попытка, где на основе последовательной за­ готовки в течение рейса соленой и свежей во льду рыбы, уста­ навливается более рациональная форма эксплоатации траулера. До сих пор существовали две группы траулеров, наименование который определяет применяемый ими способ заготовки рыбы: 1) „ соленые-, работающие на обыч­ ный русский посол п па клпп- фиск н 2) „леднпчные*, рабо­ тающие исключительно на свежье. Недостаток работы первых (соле­ ных)— значительная потеря ве­ са и пониженная пищевая цен­ ность доставляемого продукта; преимущества— возможность про­ должительного плавания (36 су ток), где траулер при меньшей оборачиваемости, больше экс- плоатпруется, как промысловое судно, меньше, чем как транс­ портное. Недостаток второго (ледпичного)— малая продолжи­ тельность плавания в связи с предельным сроком хранения рыбы во льду, частая оборачи­ ваемость, отчего судно в значи­ тельной степени эксплоатирует- ся, как транспортное; преиму­ щества—незначительные потери и повышенная питательная цен­ ность доставляемого продукта. Таким образом недостатки первого, как бы устраняются во втором и обратно. Комбини­ рованный рейс, давая возмож­ ность максимально использовать Свистопляскаw# продолжается траулер, как промысловое суд­ но, повышает качество и коли­ чество полуфабриката добытого за сутки эксплоатации траулера Теоретической подсчет дает (грубо следующие показатели при различно! форме эксплоатациж траулера: 1) ес­ ли принять, что траулер „соленый*1 (берем его за основу) при 40 суточ­ ном рейсе добывает на сутки экс плоатапни его 100 проц. сырца и 100 проц. полуфабриката, то 2) лед ничный РТ (при круговом рейсе в 16 суток) дает сырца 72,5 проц. полуфабриката 112 проц. п 3) ком бинированный рейс, увелпчнвагощи промысловое время (срок нахожде ння на промысле без перехода в порт или из порта) против ледничного РТ вдвое и заготовляющий уловленную рыбу в первой половине рейса в сель, а во второй в лед, дает сырца по сравнению с соленым 94 проц. (б/с по сравнению ледничным 130проц.,) полуфабриката рыбы—122 проц. б/с по сравнению ледничным—109 проц.). Последняя цифра 109 проц. является решающей для перевода „леднпчныг“ РТ , (в первую очередь дизельных) на комбинированный рейс. Помимо отмеченных преиму­ ществ, получаемых от комбини­ рованных рейсов, попутно раз­ решается вопрос о недостатке причалов; когда оборачиваемость части траулеров уменьшится, сократится и количество трау­ леров, одновременно требующих причала. Осуществление директив пра­ вительства о максимальном вы­ пуске свежих товаров в первую очередь должно пойти по линии перехода на комбинированный рейс части больших „соленых" РТ , не имеющих утильустановок. Разрешение вопросов техни­ ческого порядка, переоборудо­ вание и деференцпацпя рыбных трюмов под комбинированный рейс должны стать насущной задачей П ТУ Севтралтреста. Первый комбинированный рейс Р Т 63 „Осетр4, доставившего 40 тонн свежей и 55 тонн соле­ ной рыбы, блестяще доказал преимущества комбинированного рейса. С. Чудинов. Втвро! комбшрованвы! peic РТ 56 „БЕЛУГА" уходит в комбинированны рейс. По пла­ ну РТ 56 будет 20 суток рабо­ тать по соленой рыбе и 10 суток по свежью В практике работы флота Севтралтреста это будет вто­ рой комбинированный рейс. В свое время в пашей газете отмечалось неумение или неже­ лание плапово экономического управления С ГРТ правильно планировать работу рыболовных траулеров в море. Нами указы­ валось, что Р Т уходят в море зачастую без доведенных до нпх заданий, зачастую они получают по радио. В настоящей статье мы опять возвращаемся к планово-эконо­ мическому управлению. Перед нами небольшая сводка заданий траулерам по пятиднев­ кам. Она с достаточной убеди­ тельностью рисует картину ра- Х>от ПЭУза сентябрь месяц. Будем говорить языком цифр. Задания большим траулерам, без утильзавода, постройки 1929 г. 1 я пятидневка— 1390,1 цент.; 4 я пятидневка— 1285,4 цент.; 5-я пятидневка— 1190,8 цент.; 6 я пятидневка— 1694,6 цент.; Задания большим Р Т с утиль­ заводом, постройки 1930 г.: 1-я пятидневка— 5202,7 цент.; 3-я пятидневка—6803,8 цент.; 6-я пятидневка—3601,8 цент.; Задания большим посолочным импортным РТ: 1-я пятидневна—3404 цент.; 4-я пятидневка--3289,3 цент.; 5 я пятидневка— 3583,6 цент.; 6-я пятидневка—3339,9 цент.; Задания малым ледничным РТ : 1-я пятидневна— 1605,1 цент.; 2-я пятидневна—1348 центн.; 3-я пятидневка— 1923,7 центн.; 4-я пятидневна— 1605,1 центн.; 6-я пятидневка— 1543,6 центн; Из приведенных цифр видно, что задания П ЭУ траулерам одно­ го и того же типа каждую пяти­ дневку меняются. Чем об'яснить этот факт, что П ЭУ то уменьшает, то увеличи­ вает контрольные цыфры против заданий на первую пятидневку? Разве во вторую или четвертую пятидневку одного и того же месяца рыба не желает ловить­ ся в том же количестве, что и в первую? Пли, допустим, в ше­ стую пятидневку она (рыба) ре­ шила покрыть недоданные П ЭУ планы большими Р Т без утиль­ завода за 4 и б пятидневки? Или П ЭУ настолько хорошо осведомлено о возможностях лова рыбы не только по кварталам или месяцам, но даже и по пяти­ дневкам. Мы склонны расценивать эти факты несколько иначе. Дело не в желании пли нежелании рыбы ловиться, дело не в знаниях ПЭУ возможностей лова. Дело в том, что планово- экономическое управление само работает непланово. Путаница в заданиях па каждую пятиднев­ ку, стремление заданиями на 1-2 последние пятидневки месяца как то— нивелировать месячное задание, вывести „среднее ариф­ метическое4— говорит о расхля­ банности ПЭУ , о растерянности, об отсутствии четкого руковод­ ства. Может ли быть дальше тер­ пимо такое положение вещей? Имеем ли мы право пройти мимо этих фактов, дезориентирующих работников тралового флота и вводящих в заблуждение совет­ скую общественность? Смеем лп молчать мы сами и позволить отмалчиваться П ЭУ СГРТ.? Мы категорически требуем от ПЭУ выступления на страницах нашей газеты с полным отчетом о своей деятельности. Мы тре­ буем об'яснеппя пляски цифр по заданиям на пятидневки. Мы требуем исчерпывающей инфор­ мации общественности через пе­ чать со стороны ПЭУ . А- Т. —------ ОЗУ повторяет eioi omiiai Третий квартал для цеха фмле 6 ы 1 характерен тем, что це 1 вес это время работал, не имея ника* ких плановых установок. Борь­ ба за план выразилась в той, что цех дрался с плановиками за получение от них плана. Наступил IY-ft квартал. Цех к этоку времени церестроия свою ра­ боту, ликвидировал обеаличву, нам- более рационально рассхавил силы. Осталось получить задана на каж­ дую отдельную 1 ригаду, на каждо­ го отдельного работника и мчать борьбу ва 1ольш«ВЕСТсме' т и п у , за кохсырь* для наших stxsaio- дов. 3-го октября на производствен­ ном совещании, прошедшем подзна­ ком стипроцентней активности ра­ бочих и рабетниц, обсуждался плаз на 1Y кварта!. Вмасто исчерпывающего произ­ водственного пааиа, рабочим к ра­ ботницам был преподнесен неудо­ боваримый сухой цифровой мате­ риал, к тему же доложенный суро­ во „учены** я«ы«м. Когда все же и этот „план* был подвержен критик*, обнаружилась, что он предусметрел лишь поло­ вину той работы, которая бу­ дет пропущена в цехе. Свежая рыба, ииаертиая рыба, рыбное фи*е, вяеалаювыо работм прошли мимо внимания „пла­ нировки*. Долгожданный олав, оказался оппортунистической пи­ саниной, не только способствую­ щей хозрасчетной работе, появляю­ щейся тормозом для иее. П—в. Вытащить из глубин канцелярии П штурман Тун полагает, что т у позволят прятаться в дебрях канце­ лярии капитана фюта, хоренитьоя за груды бумаг и „дел*. Оы не учел того, что он Д0ЛЖ0Н возместить затраченные на не­ го средства, чт* у советской об- ществевпост! имеются возможности вытащить его из темных глубин канцелярии ка свет. Ож не учел того, что хозрасчет зассавит соответствующую xoipa- сч!та?ю единицу привлечь его к ответственности за простой по его вине РТ— 48 в продолже­ нии 6 час. и РТ— 2 „Ерш -— 3 час. Оа не учел того, что у нас есть возможнссти проверить егоооциаль- н-е прошлое м настоящее м сде­ лать из этого соответствующие вм- воды. М. Кузнецов. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ 30 сентября на угольной базе прм подготовке к погрузке углем Р Т 31 „Налим* произошел несчастный слу­ чай. Надо было освободить горловины бункеров правого борта, загромож­ денные бобенцами трала, лежавшего на борту. С помощью стрелы бобенцы реиапо было поднать на борт. При под'омо стрела не выдержала тяжеоти бобенцоо и сломалась. Оттяжкой стрелы, иду­ щей к топ-мачте, была сломана мачта На ш турм ана Т у в а затрачены j в месте крепления аант. “ Обломком стеньгж, свалившимся жд палубу, был убит на меоте грузчик угольной базы Филиппок. Для расследования случая создана 1 специальная номноомя. В мае 1931 года в ПТУ СГРТ прибыли два новых штурмана даль­ него плавания— Тун и Цыганков. Траловый флот все время испы­ тывает недостаток в квалифициро- ванвых работниках Естественно, что прибытию втих двух штурма­ нов руководители ПТУ обрадовались. Но... скоро пришлось признаться, что раловвлись преждевремевно. С момента появления Туна и Цыганкова ва тралбвзе с ними пришлось вести непрестанную борь­ бу за право посылать их в море. Только в августе—и то с боль­ шим трудом— удалось послать их в рейс наРТ „ Архангельск" и „Боль шевик*. После одного плавания оба штур­ мана пошли на призыв. В распоря жение ПТУ вернулся один штур­ ман Тун. Нивоиу неведомыми путями он устроился при капитане флота... аереписчиком. Все же местоприбывание Туна было открыто и отдел эк^алоата ции предложил ему четыре места на траулерах. Тун категорически откавался пойти в рейс,заявив: — Я пзавал на больших судах, где качка был* всегда килевая. А теперь мевя в м<>ре укачивает даже при в*большой волне. народчые су.едстаа. Штурману Туну даяи возможность полнить специ­ альное образование. Штурман Тун имеет диплом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz