Полярная правда. 1931, декабрь
ПРОВЕРЯЕМ ТОТОВНОСТЬ ПОРТА ПОЙДУТ м а рш ру ты Грузчики )железнодорожники$ адми^в т е х аперсонал о т вашей четкой; ударной I работы такж е зависи т своевременный пуск строющихся гигантов пятилетки | Обеспечить большевистские темпы Перевозки нача- кость в работе аппарата, ньрас- 110ПТ лись* Первые ааро- по<ядительность, о т с у т с т в и е — ^ ходы с заполнении- сдельпоп оплаты на маневровых . ми трюмами прибы работах,— вот, что мешает сей- ли в порт и пришвартовались: час в работе транспорта, только-что к вновь отстроен- Надо механизировать труд ним и отремонтированным при j грузчика, срочно затребовать чалам/ все нужные механизмы пз Ар- Времени для подготовки к не-, хангельского и Ленинградского ревозкам было достаточно, поч- портов, осветить порт, поо из- тд три месяца не шли грузы за плохого света могут сотнями через Мурманский порт, не сту- часов простаивать грузчики. В чили лебедки, не суетилась ац ■ распоряжении порта имеется 20, s министрация. Теперь наступает прожекторов, по почему то эти горячая „страда". Надо сира- ?прожектора не устанавливают- ваться с перевозками, ни одной ся для освещения. Света в иор- копейки не отпустить за грани- ту нет. Цу за простой пароходов. j Несомненно, справиться с зим- p f f i š # ■ '<Ш&тя Досрочная разгрузка и пог рузка пароходов даст т«сяни рублей валюты. На это дола; ны быть мобилизованы все ра бочие, весь административно технический персонал. Борьба за диспач— борьба за досрочное выполнение планов. Ксли мы в прошлом году задер живали в порту пароходы из-за плохой подготовки, то в нынеш нем году этого допускать ни в К'*ем случае не должны. ними перевозками порт и же лезная дорога могут, и доллены Надо по большевистски взяться за пскоренение всех тех недостат ков, которые встречаются на их ПУТИ. Партийные и комсомоль ские организации порта и железной дороги должпы сен час же расставить свои сипы на главных решающих участ ках и двинуться на штурм выполненвя трапфинплана. Ударно грузить лес На сегодня экспортная кон тора имеет 359 грузчиков и 77 человек подсобной рабси лы. Этого количества рабочих достаточно на переработку грузов, которые пройдут через контору в течение второй по ловины декабря и первой по ловины января. Но со второй полёвины января, очевидно; число грузчиков придется уве личить. В настоящее время экспорт Строя всю свою работу на ная контора рабсилу набирает основе шести условий тов. Ста- на месте, самотеком, лина, развертывая соцпалистп-. Всю имеющуюся рабсилу ческ<|е соревнование и ударнп- лесная контора разбила на чество, вводя премиально прог- 21 бригаду, с таким расчетом рессивную оплату труда обеоае- чт0 в числе этих бригад—4 ве чим выполнение зимних пере- дущих с костяком из старых возок. грузчиков. Хозрасчетные бригады 1 1 >уз- Экспортная контора закре- чиков доказали как нужно рабо тать, они по большевистски дрались за досрочную погрузку „иностранца*4 бревнами, подни мая производительность труда на 130 процентов. Начало пре красное, но плохо дело обстояло с трудовой дисциплиной. 16 процентов составлял невыход на работы, по этому больному месту должен быть сделан удар. Самое узкое место в работе порта— это транспорт. Уже с первых дней погрузки и разгруз ки пароходов железная доро га тормозит подачу вагоноа в порт. Грузчики только на одном пароходе потеряли в простое 124 часа, а таких пароходов в зимнюю навигацию н^эйдет сот ни. Грузчики лред‘явили счет железной дороге на подачу ва гонов и на этот счет долж ны по большевистски ответить и железнодорожники, дать обе- зательство, что вагоны в порт будут подаваться своевременно. Нет об'ектнвных причин в * 'r’<v- : >\ •'.г:V» : Ш Ш Ш Щ щ ОБЕСПЕЧИТЬГЕНГРУЗДН $ ж БОЛЬШЕВИСТСКУЮ П У Т Е В К У л^кШ&здацмм о б с з л м ч н Е ! в п о л ь з о в а н и и и н в е н * т а р е м . О О с в о б о д и т ь п р и с т а н и , с к л а д ы о т м е с т н ы х г р у з о в . \> О б е с п е ч и т ь с в е т о м п р м ч а л ь а . ф Я Я а н с и м а т г ь и о м е х а н и з и - •V* Ис? ол ь зо в а ть Захозрасчетнойширмойстарые методы В некоторых, с позволения сказать, хозрасчетных едини цах порта стараниями наших счетных „спецов" хозрасчет поставлен на зиму на прикол. Правда, сделаны некоторые внешние изменения: то сидели счетные работники вместе, а теперь расселись по разным комнатам. Поговорили о бонах, издали ряд инструкций, на деле же ни одной из них не провели в жизнь. Стало быть сделали какую то хозрасчетную шир му, а вся работа осталась по старому. Спросите Лапина, Жгуна, Данилова, знают ли они каковы результаты работы их отделов, из чего состоят их расходы. В ответ они отрица тельно помотают головой и от всего сердца поругают бухгалтерию свою и общую матушку центральную. Вина всему— нет общей си стемы, неумение поставить дело на хозрасчетные рельсы со стороны нашей счетной части. 2 месяца назад по обещали провести ряд раз*- яснительных производствен ных совещаний со счетными работниками, но ни од ного совещания до сих пор не^про- вели. Застыл и Щелко огов (ОЭТ ) со своей хозрасчетной комиссией. Перо. р е ш а т ь п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е р а б о т ы , о п ы т х о з р а с ч е т н ы х б р и г а д . I I 4портлая к штора аорта всту- труда. Вс« это so первых тотлу, ирэисходат потому, чго а Левингра- ч:о электростанция трту лает не- де пен не проходят медосмотр. Праезлающее, завербованные как груачалй, оказываются итта на другую рчбэту. Все это провидит к т)му, чго их приходиться отсылать обратно. Вьет т р е в о г у Углубительные работы ке обеспечены механизмами пяла в полосу зиинях ^деревозж. Б застоящее время в порту столг пароход „Крестьянин", который оривез 1070 стаадартоГ доечк, раз гружается „Красин*4, не данх при бывает транс юрг „Нина", который арквезет 1570 to-jh гечгруза, 26 декабря „К0ВД8и, правезат 24> тысяча тонн геагруз». Понятно, чго такой гаплыв судов в п рт по требует четкий рабэты. В настоящее время порг имеет 53 бригады грузтяя в, в которых насчитывается Йолее 1000 человьв. В свази с началом переработай гру зов п нехавтаа рабсилы ухе вво дится с. согласия рабочие десятача- совой рабочий день. Оп^ративзыЗ аппарат конторы празреален к участкам. Бригады грузчиков ткгже прл- креплены к определены* участ ках, в с в я з и с экм точно также к участкам прикреплен н инвентарь, но несаотря на при крепление •рах.ичесча он остается обезлаченним, т к. работы 6>дут вестись я 3 смезы с одним и тем же д достаточную норму элоатрэнергии и во вторых, 9ie5ppo"pyaria аорт*, в jb главляемачишевер #мГоровневым, б^здейст^у -т.. не яыт?лняи picaooa жеиий »-б ултановве доатляаильного освещения. В св -я опр*чдазия Г>- p-iauHBвыставляет в^возножные. поа- чияы. Все кы знаем, чго обдетнввде прачияы имеют свое имя огчестао фдмалию. В данном случае об^ектиз нкя причала носат фамилию—Го- ровпев. В ? ур«с с освещением при чалов необходимо улахить сейчас же В успешном проведении перера ботка грузов весьма важное 31аче- яин им ех иопользозание пер вого опыта хозрасчетных бри гад На погруз->-р*згру8очных ра- бг.тах нужно закрепить те дости жения, которые достигнуты груз- Местиая клчэнтура (окр^рзб- чалкма первой коатовм в Умбе па союз, рыба?:ью% TilO ^однивов) до 1погрузке ^Альбатроса4 и в с. Но сах пор Et освиб^далс ск5адские: зярнои на выгрузке угля. Здрсь помещения лорга. Эго вызывает ! юзрасчета^е бригаду добалнсь не серьезное «пасеяие судьбу грузов, ревыаплв ниа норм а з» эго пре- <оторые будут достававлы тра^саор- \ миров%чы. таи* для ниши! Hownpm. Э:от; Груетж„ эгой жа иа1оря раз. н.арос а« ншыА, его оОсувдаян в .. НрЙСтяьнина“ и „Уриц- янога: мзетах а пржурор, даж^ * л44 « r г 3V д кого . Бригады, поегьвлеаные на дал оаглюряжезие выбросить грузы 1...... р спо н у местной клиентуры аа улицу. Ча стично * осущ-стзлезаю этой меры порт уже преступал, но эсо мало трогает клаезтов, ола очевидно не равгруззу этих пароходов, не вы аолнили своих обязатеаьств из-за иедосгатка кзаапфаявции и поэтому были сняты. Ори чем следует на помнить, что вновь поставленные инвентаре*, т. е. в телелве беспокоятся о своих грузах, пила за определенными ме-j суток нм пользуетел несколыо бра-, j» еы«ш-»ив п^р^воз^а а пирту бригады перевыполнили устааов- вводится некоторая мехаилция : ленные нормы разгрузка. Это гостами работы как бригады!гая, а в результат за и-мевтарь грузчиков, так и подсобную нвкго ответственаости не несее силу к ней, разбив свою тер-. об^ясалетса это т*м, что для вс-ах риторию работ по причалам ! бригад инвентаря ие хватает и районам. Намечена расстановка раб силы и на те участки, на ко торых работа сейчас не про изводится. Недостаточное ко личество обслуживающего пер сонала (бракера, рубщики и сдатчики) будет пополнено за счет окончивших краткосроч ные курсы, организованные конторой. Весь конторский аппарат, оформляющий всю отчетность и груза переводится на бри гадный способ работ по роду своей специальности. Для это го заключаются особые дого вора. Лесной конторе сугубое вни мание необходимо уделить на закрепление первых успехов хозрасчетных бригад и во все оружии встретить иностранные Хо«расчет в сервий контре Гудет строиться только по лиши рас- Атватоанс^орт дод^ел у-:?шчат* ^ориг о р*альнозти норм, ся на 10 аолугоратонаых маша f, но они еще не поступили ьз Ленин- --- гр«Д4. Д*а ггеничиых крача также- j и ПППТИ И НИ МППР 0 ЖИД 1 ЮТСЯ. Между тем, как «ы г> В ПОРТУ П П П MUPw ц пок норм выработки и произво- зорили, перевозки начались. ij ® В конце декабря из 1 йтельчосги труда. Бригадиру кроме хозрасчетного договора будедаьатьгя ККр1ача осуществляется рабо Для рацаочнлизацаа погрузки неподаче вагонов, есть нечет- сУДа» прибывающие за лесом. наряд-исполнение с указанием пр»- иаводственного гаданиа на рабочую см**ну Нач^вшляся переработка грузов тр бует м-бнлаз^циа внимания во круг работы на причалах. Но, Америки придет пароход „Ски*ектвди“ Этот пароход привезет генгруз. О На пути в Мурман ский порт находится транс порт „Звчрлина, который чее предложение об уаройс'ве »щвков с выдвижныя дном. Это даст немало экономна во в к*мени. В нынешчгм гочу чер-з порт вперзые пойдет СО Я . Д*я погрузке убудет брать бревна. „Звер ев ус?раива»тся лит к, ио которому ? лин“ в Мурманск ожидается :о«а этого eate пег. Некоторые* ор- с эстакада мешка будут слуск^тьси j 26 декабря, ганизацин вместо помощи порту Лрахо U4 СуДЯ0. * ’ с © 29 декабря к причалам вс авяяют палки в колеса. Так,! Прибывающая а порт паб’илч ( Мурманского порта пришва- например, ва каботажной пристани обслуживается скверно, спецод<*ж*ч~ ■ртуется транспорт „Эвергу- Севтрилтресга, без ведома порта,. аоарежчему— узкое место. Несиогря; J неа“ . Этот транспорт будет брать бревна. п п н выгрузили догки и грузы и такам На в*е зааеренад БУСТФ не высы- образом HC303bi0i‘iHae эс.й присга- Л,1Р.Т сп^ц^дежау для грузчиков в Транспорт „Аморекберг ни не возможно. 5 св ему посгупку Кроме Тсго, отдел вербовки БУОТФч | прибудет в Мурманск в по- Севтралгрест относится хладаокроа-! халатно относится & набору раб-.! следних числах декабря, н » п пзка чго нз со^ирачтся oih- сяли дДЯ Мурманского порт*: до11 ^Дморенберг" привезет 20 процентов зав рбованных груз-1’ 4150 тонн генгруза для чиков, прибывающих к н*м, osaahi- ; ударных новостроек, ваются нутрудосюсобными. Все эго! ™ ^ В связи с разрешением Мур манского порта, а также птрал- базы требуются большие дноуг лубительные работы, котооые можно выполнять только прп наличии собственной мощной землечерпалки. Многим пока жется странным, почему дескать собственной Да потому, чта во всех портах землечерпалки пе регружали и отрыв их от рабо ты для перевода к нам сорвет план того плп пного порта. В настоящее время в Мур мансьсе у Севтралтреста рабо тает чер галка, привезенная из Архангельска. Но Архангельск черпалку дал только на время закритпя зимней навигации, а здесь она потребуется как раз тогда, когда откроется навига ция в Архангельске, ирп чем, эта черпалка („Федор Эрнольд“ ) слаба для грунтов Кольского залива. Мур горгаорт имеет свою чер палку. Это известний всем „Сн- воркер", поднятый со дна залива в 1929 году. В навигацию 193 L 1 \д* „Сиворкер" показал, что на нем можно работать не плохо. Черпалка довольно мощная, механизмы в порядке, но вся бе да в том, что нет запасных ча стей, например, черпаковых бол тов, планочных и чернаковых втулок, марганцевой стали для козырьков к черпалкам, роликов и много других менее значитель ных материалов и деталей. Ил-за этого навигацию 1931 года пришлось окончить 16 де кабря и поставить „Сиворкер" на зимний ремонт. Таким обра зом, весьма важный ковш для СТТ за пристанью не окончен. Основной причиной выбытия из строя мСиворкера“ явилось от сутствие черпаковых болтов (16 декабря был сломан послед ний). ' Ремонт продлится 2—3 меся ца, но может быть и значитель но дольше, если не прибудут к концу ремонта все упомянутые материалы, а на получение их надежда весьма слабая. Камнем преткновения здесь онять-таки являются болты, т. к. заводы Советского Союза из-за своей перегрузки отказались из готовлять такие болты. В нача ле 31 года пришлось заняться хлопотами о получении лицензии на покупку болтов за границей. С той поры прошло много вре мени, но ни о болтах, ни о ли цензии ничего не слышно, не смотря на неоднократние запро си администрации порта и 8©м- каравана. Если болти и другие мате- риали не будут доставлены к сроку, то „Сиворкер" рабо тать не сможет, а это может повлечь за собой грив всех планов порта и СТТ. Соот ветствующим организациям необходимо заинтересоваться этим делом и не допустить срива дноуглубительных ра бот. Бригада: Рнбичин, Клещев, Бородин. i Не допустить простоев судов по вине железной дороги шать кабогаж-лую пристань. Отсутствие света на причалах больно бьет по проишодатвлыои1и Ив, Порт Быстро заполнялись пропсами Между пр чим сЭвериту> можно |в бой 8а выполнение программы д и с п я ч Латвийский транспорт „Эаерата" ных бригад за темла, за досрочаую в первых числах декабря вз*л . курс на Советский не замерзающий порт. 3-Е0 декабря грузный тршепэрт „Эверита“ ужа покачивался на вол нах Кольского запива. Сзеже окрашенные борта транспор та, гортазная речь капитана, оде того не п* нашему и с не нашими не советскими манерами—все это подчеркиваю некоторую враждеб ность <Эаериты> и напоминало о жирном судоваадельце—эксплоата- торе. В нашем порту ва эгом судае потекли советские будни с больше вистским темпами. „Чартер," заключенный с судовла дельцем требовал загрузить судно в 15 днгб. Бо отводить 15 дней ва погрузку пропсов—при наших темпах слишком раскошно. И к тому, же, мы вооружены шестою условиями тов. Сталина, в ваших руках мощное оружие—хозрасчет. — Погрувочные работы ва Свери те» перевести на хозрасчет,—так решили работники экспортной кон торы. Зарубежной гость неожиданно вплотную встретился с большеви стской напористостью пролетариев Мурманского порта. С 3 по 6 декабря продолжалась Опорная борьба четырех хозрасч*т- погрузку судна. Работу построили в 3 смены, с расчетом, что кажд^ бригада рабо тает черев 8 часо*. Бзагодаря болыпеваегквм тем ’.ам хозрасчетных бригад, выполнение норм выработай по всему пароходу выразилось в 117 процентов, о от дельные смены грузчиков покрывали нормы на 206 процентов. Естественно, что хозрасчет и прогрессивка рез»о увеличили зара ботную плату грузчиков. Б ср»длем вярабэтна! плата грузчика вырази лась в 6 р. 77 коп. в день, а в отдельныхслучаях дневной заработок грузчика доходил до 13 рублей. В общем итоге ва погруз*у „Эвериты" грузчикам выплачено 4007 руб на подсобные работы по погрузке ватрачено 224 рубля, до плата за ночные работы составила 103 рубля и погрессив-iofi премии выплачено на 485 рублей. Хозрасчетные бригады соревнова лись между собjfi на максимальное перевыаолзееие норм выработки. Результаты таковы: бригада груз чиков Блимчина дала выаолеение норм выработки на 130 процентов, бригада Комарова— 117 процентов, бригада Евграфова—115 процентов и бригада Антропова дала показа тель в выполнении норм в 117 проц. трюмы иарохода. На пятый день |было загрузить и в меньший срок, если бы был полный выход грузчиков на работу: при погрузке «Эвераты> прогулы по разный причинам составили околс 16 проц. б»рьбы за темпы погрузки, и трюма сЭаериты» заполнились круглышами пропсов. Погрузка закончен*. 4 хозрасчетных бригады грузчи ков загруззли пароход <Эверита> в 5 дн-:й 12 часов. Да, и 12 ча сов, ибо при пашах темпах мы считаем не только дни и часы, по и минуты. Всаомаите, <чаргср> трэбовал загрузить пароход в 15 дп^й, но этот жа чартер предусматривал вы плату диспача ва досрочную штруз- ку и требов*л валюту за каждый час простоя свыше усганоаленн о срока. За валюту влати;ь не при шлось; на оборот, ударная работа грузчиков добилась того, что наш пирт получил с судовладельца дис пач в сумме 1380 рублей зольтом. Ш >г»ниып капитан <Эл«рнты» смущенно пробормотав пооирвя руки: — Ycri gootl! Очеаь хороши! Н> ведь мы жэ им дали кра^йший срок. Тазие парохода у ваз мень ше 15 даей не грузятся. . . Но бедный капитан слей. Он как прислужник суд‘владельца, однако не учел:— у них труд подневоаь нып, результаты Koioporj достают ся кучке темеых дельцов, у нас труд—дело чести, славы, доблести и геройства» и результаты его вдут на благо трудящихся. Поэто му, только поэтому пролетарии на шей страны могут развивать удар ные темпы и сознательно уплот нять свой рабочий день. В течение всей борьбы аа дос рочную погрузку «Эверитыэ глаза бригадиров грузчицких бригад не редко 6ули устремлены вд°ль поб лескизающего ста ью железчодорок- ного полотна. Бригады ждали посту пления пропсов. Д*рога подавала груз неаккуратно. Всего в процессе работы стачция Мурманск неевгевременаей подачей вагонов вмесю работы вставила грузчиков неорошводительно про стоять 124 чеховек-часа. Хозрасчетники— грузчики доказа ли, что хозрасчет на погруво-разгру- вочных работах применим и дает большой эффект. Нр хозрасчетные догоьора мчжно заключать лишь в том случае, когда пароход обеспечен грузом аа мзегепли планомерно полу чает его с железной дороги. В противном случае систематические простои будут срывать выполнение хозрасчетного договора. Экспортная контора порта решила добиваться внедрения хозрасчета и на погрузке пароходов необеспеченных грузами на месте. Диспач-валюта удареым трудом вырванный из кошелька судовла дельца говорит о том энтузиазме грузшк в, с которым они вступают зимних перевозок. Закрепление первых. побед на аогруво-разгрузочных работах явит ся лучшим залогом стопроцентного выполнения всего плана перевозок. Досрочная погрузка <Эвериты> не единичный случай. Грузчики эзспортяои Еонторы с таким же успехом провели погрузку трасп {)- тов; „Балю“ „Глория", сЛуиза Лениград>. За досрочную пэгрузку этих па роходов наша страна также иолу- чила волотые рубли. Но сделано не все: экспортяак контора пока еще не имеат до стоянных хозрасчетных бригад. С бригадами грузчиков хозра счетные договора заключается толь ко перед приходом того или иного судна, тогда же устанавливаются и конкретные показатели погрузки и нормы выработки. Хозрасчетные бригады необходимо оформить офи циально. Грузы прибывают не ак куратно— это тормозит окончатель но укрепление хозрасчета на пог- рузо-разгрузочных работах в порту. Портовики уже пред'двилж счет трансаортникам. В своем открытом письме онн требовали от железной дороги аккуратво! подачи грузов. Ответить ударным трудом на открытое письмо грузчиков—дело чести железнодорожников. Вся переписка и протоколы о взаимоотношении порта с железной дорогой представля ет из себя солидную папку бумаг. Посмотрев на эту пап ку, невольно приходит мысль: —Сколько еще придется пробки на ст. Мурманск, ис ключительно по вине косности 3 го района эксплоатации. А мы знаем, что пробка на ж е лезной дороге повлечет за со бой и затор в порту. В пере воде на деньги это значит— взять „перекопов" бюрократиз-; платить валюту за простои ма... Везде и всюду подтвержда лась необходимость о даче точных сообщений о грузах, идущих в адрес порта через Кандалакшу, необходимость точного указания номера поез да, времени отправления и рода груза, а также количест ва вагонов в данном поезде. Все эти постановления ос иностранных судов. В постановлении Северо-За- падного районного комитета по перевозкам от 28 ноября с. г. в пункте первом четко говорится о том, что дорога обязана сообщать порту об отправлении поездов со стан ции Кандалакша с грузами для порта. Как и ряд других постанов- таются никчемными бумажка- лений различных! совещании, ми. Дорога не выполняет взя эт0 распоряжение комитета тых на себя обязательств, все по перевозкам не выполняет ся. Во избежание очередной еще по этой причине имеют ся простои грузчиков в порту. Ведь нельзя забывать, что на сегодня мы имеем еще сла бый поток груза. А что будет при маршрутном поступлении груза в порт. Таким образом встает воп рос о возникновении новой пробки в порту и на дороге необходимо взорвать этот бю рократический „ Перекоп *. Этим вопросом нужно занять ся сейчас же и покончить с ненормальной работой желез ной дороги. А. Заков. КРЮЧКОМ ПО ЗАТЫЛКУ Пресечь текучесть I Маринуют заявления К о *ы у к « я ь »ы й ло дотдел аор т ., если I О т долгого леж ан **, в с .« о м у а#- орисмотретъея повнимательней, пред-|вестио, что продукты п ор тятс я , пок- ста ваяе т собою ничто иное, к а . про- ры ваю те* плесенью... В с т » опасения. хедную казарму. Смотрвтели зданий м ен яю тся с быстротой молния. 3* время с 1 марта сменялось 11 чело век. Т а к а я смена работников отри цательно влияет на работу. Н е ус- апет человек вой ти в курс деля, как его перебрасывают на другую рабо ту . даже бы ваю т такие случаи, ког да человека снятого с работы , не саравившегося с возложенными на него обязавяо стямн , повыш аю т в должности. Для более плодотворной работы необходимо пресечь те к у ч е с т ь и прекратить переброски с одной рабо ты на другую. Каждый работай* дол жен работать минимум 6—8 месяцев с той пелью, чтоб было лучше нала жено обслуживание рабочих и слу жащих жало й площадью. Ст . что т а к а я же у ч а с т ь постигнет деда, направленные на рассмотрение това рищеского суда порта. До сих пор давно посланяоа деао об одном бывшем работнике порта незаконно подучившем к а р т о ч ж у ударника—не рассмотрено. Давно бы следовало воздать ему по заслугам, ч то явилось бы хорошим уроком я небыдо бы повадно другим, но з а я в ление замариновано. Райком воду необходимо сдвинуть с мертвой то чки работу товарищес кого суда и застави ть его р або тать бесперебойно я плодотворно. Икс. Стр. 3„ Пол. Прав.“ № 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz