Полярная правда. 1931, декабрь
TII СЛЕТАП 'Н E C I J СТРАВ. С О Е ДШ Ш Т К Ъ! Цена № 5 коп, Гоа щ а ш XI РАДИО-ГРАММА С РТ „КАСАТКА"' 7 ОРГАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМА ВКП(б), ОИК а, ОСПС.1ГА^ЕТ6^,1 е 1931 г. № 870 (1469) . : в а £ а Не допускать снижения темпов Обязуемся выполнить рейсовое задание на 100 проц. о-го декабря общее собрание команды, заслушав доклад тое. Кузнецова о результате ноябрьского месячника штурма постановило продлить ударный \ месячник на весь декабрь. % За последние 7 суток „Касатка“ подняла 112 тонн рыбы, но все же производительность труда равняется только 70 проц. Команда „Касатки “ обязуется в декабре добиться 100 проц. выполнения тралового режима. 100 проц. производительности труда и полных трюмов рыбы. Сигнальный пост „Поляпной Пр*вды“— Королев. НА ТРАНСПОРТЕ Маррыбансоюз „не позволяет" промышлять колхозником Нурмпна Нет больших запорных неводов (По телефону из Полярного) ПЯТИДНШО ВЫПОЛНЕНО jjKijjjg Д(!бЬ1Т0 НО 54 2 ПРОЦ. Положение на сельдяном промысле следующее: ГУКА СРЕДНЯЯ-3 декабря был большой иссяк сельди. Пока приехали 2 бригады с запорными неводами, сельдь почти вся ушла. Пришлось- ограничиться установной конт рольных сеток. ГУБА ВОЛОКОВАЯ - Каргос- рыбтрестом заперто 500 тонн сельди, но кз-за сильного штор ма 3 дня ловцы на промысел не выходили. Сейчас были бро шены туда 3 бригады карель ских рыбаков и бригады Тери берских и Полярных колхозни ков, но Каргосрыбтрест запре тил последним лсвить эту сельдь, потребовалось вмеша тельство члена президиума Окрисполкома т^в. ДРОЗДОВА. В ГУБЕ ОЛЕНЬЕЙ за пяти- Д«‘*ВКУ выловлено 134 тонны. В САЙДА-ГУБЕ лед уже очи стился, но сельди осталось ма ло и сейчас невод снимут в другие губы. В ГУБЕ ЯГЕЛЬНОЙ И АРСКОЙ бухте моного сельди, закрыть которую можно 11 саженным неводом, которого в Рыбаксою- зп нет, приходится довольство ваться имеющимися 9 сажен ными неводами и этих губ не закрывать. ВИЧАНАЯ ГУБА— 1 декабря поднято 102 тонны, 2 го 60, 3 го 42 и 4 го 150 тонн. Вылов тормозится отсутст вием юрбасов, „дор-к“ , брам, необходимых для перевозни сельди с вдета промысла на приемные парусники. Сейчас ГОИН'овские псиско З а п е р в у ю п я т и д н е в к у д е к а б р я С ен трал гр е с т«»м д о б ы т а 1 7 . 0 6 4 ц е н т н е р а р ы б ы млн 5 4 2 проц . з а д а н и я п р о т и в 5 5 п р о ц , вы - |f 182,4тонны рыбы 5-го декабря тральщики шюрмовали 4 -го декабря кривая про- не извещают рыбансоюз о ме стах и результатах поиска сельди, из-за чего зачастую в одних и тех же губах сель/ь ищут и гомновсние суда и кол хозные бота. Необходимо, чтобы ГОИН ежедневно сообщал *уда идут •го суда и каковы рэзульча ты их поисков, как и куда движут ся найденные косяки. Тогла колхозные бота во первых бу дут иметь точное представле ние об определенной части губ и во вторых смогут посылать свои бота на поиски рыбы в места н е о б с л е д о в а н н ы е ГОИН'ом. Контрольный пост „II. II. Риттер , Смирнов. н о ш е н ы х з а 6 ю п я ти д п е н - jJ квыспа значи тельно упала — 1 1 24 с у д а м и и з и и х 2 п о и с к о - к у п о я б р я . О с н о в н а я п р и ч и п а иены - j вы х и б опы тное , д о бы то ц о л н е н и я п ia u a п о Сем - J 182,4 тонны рыбы . Боль- т р а л т р е с т у з а п е р в ую п я т и д н е в к у —п р о с т о и м п о р ту ; и з 4 9 и м е ю щ и х с я т р а у л е р о в , и м о р е п а х х д и .га с ь п о .ю вп п а ) и ненынч>лненке т р а л о в о г о р еж и м а . Т в е р д ы е с р о к и с т о я н к и ш ин с тво т р а л ь щ и к о в ш торм овало и то л ьн о «.Фо рель"—траулер не первый р аз до ка зы в ающ и й свою ударную работу , поднял 30 тонн . 5-го декабря поч ти все Кривая простоев идет ввер* Сшршрш систематически недзгружзет вогзнов Маневровой сдельщиной ударим по простоям Факты обвиняют Севтдатрест а п в п о р т у , 1 7 ч а с о в т р а л и р о - •тр ал ьщ и ки ш торм овали , храним, р а б о т а с к а б е л ям и . За с у тк и д о бы то в се го —в о т ч т о о б е с п е ч и т Ю О * 1 5 тонн рыбы против 422 п р о п . вы полн ени е , к а ж д о й . тонн , д о б ы ты х 3-го дека - п н т и д н е в к и . *бря. __ Отравить „Налим" > аньше сопка Приводимые нижи фак ы п'*д в-ч- жде яке актами говоря? п неподго товленности Севтрл треста к. круп «ой оггрувке рыбу. Огсу»стчие увалки м**жду св^вяа же отдезнми, н» ради нааыья расстановка раб са ы и отсутствие д>л*ного конт роля за риз вы<и работниками— НОГ ТО! М ЗЫ СТТ. 28 и я^ря треп? от дорога uarpe- j бовал 25 вагон в, подано 28, кото рые з гружены в течение 23 часов, в 'iO вр 1 ‘мя, как на за руз у марш рута оозоаен*» 12 час«‘В. В зы г б * и О УДАРНОМ* СУДНУ -УДАРНУЮ РАЗГРУЗКУ , РЕМОНТ II ПОГРУЗКУ ФОРЕЛЬЮ *, когда чагонов, т. к. у м ста цогрузк 2 н? наппось свободных путей. Такие же прорывы у Севтоял треста имеются и в стзош^нии раз грудки: так— 28 вагонов соли пробившие в Мурманск 30 ноября в 22 чача и 2 вагона в 2 часа 1 декабря, разгружаются в течение доух суток внести положенных 3 ч. 30 пин. и па 2 декябоя вз э гого чве?* остается тте т»азгру*рн ры т 16 вагонов, ва простой кото ;ых тоялтоесг выплатит дороге около 9 000 pvfa^fi. Ш перечисленных примероч мок- Зз пятидневку впередиFT РТ „Форель^ ,,Сталян‘‘ ,,Белуга“ Радио с моря о го декабря 18 часов. РТ 44 ,.Севгосрыбтрест“. Сети и цепки не выдерживают малейшей волны. Сейчас лежим в дрейфе, чиним оба трала РТ 15 „Засольщик*. В вжду высокой волны вдребезги порвали трал. Все остальные РТ РТ штормуют. 6-го декабря 7 часов. РТ 49 „Скумбрия". Промысел закончим 12 декабря. Тральщики «алого типа „ФО Р ЕЛ Ь " , „Щ УКА “ , „НАЛИМ“ уже судно погевяло двое суто*, не в течнние года идут впереди может и не должен повторить ФЛОТИЛИИ. |СЯ с „Н^лим^м'4, срок СТОЯНК» 4 го декабря в поэт пришел'.которого до 11-го декабря—7 РТ „НАЛИМ", возвратившийся :сут* и ^а сутки раньше срока с 100 проц выполнением рейсового з дания— 70 тонн рыбы (в полу фабрикате). Теалыц*ки, идущие впереди, имеют особеннее,право на от ход з морс в срок. Случай с з <. простой наганов с СТГ 35 руб. 22 и 23 коябия эачвиа н* [ но 8ч*лючить, что приказ Наркома I пны и погрувка их хотя и соот-|муТИ тов А^ндоеева для пр*вл«ния ударное всствугот, но за простой ^аг<»яив Севтралтреста совершенно не суше- в эти дни взыскан-) 170 рублей. |стчует и тяжелое положение транс- 25 ноаоря затреб ваяо а поднн» порта в отмщении подвижного со 30 вагонов, из которых погружен» ст»_ва дЛЯ треста безразлично, roib^o 15. За эт>т прос ой С И gp эт*>го тре-т преступно по- упл ч*ва<т Д 'роге 580 руб. Кроме Выша*т стоимость св ей пр*ду«цив т г*, ком^сяие® станции в 18 часов ПуТем уплаты штрафов железч« й 25-го н»*бря на п-»гру 8 оч^Ы 1 р»6о-1дороге ва передержку вагонов под гах (ЛТ обнаружены в нетррзв м дпго^зкой и выгрузкой, состоянии ьнк бригадир группы П путчо с этии перед правд*- Рамочт машины д лж янбы ть закончен 10-го деньбра Оата- н вка только за погрузкой угля и чиитной К'»тла При желание а л , . . . . „Налим“ можот уйти на сутии ^ Полысапов, так и рад треста поднят вопрос о при- раньше срока, т. е. 10 го де- 4Ki* ведении в поряаок путей у места набря. 36 ноября с ОТТ за простой п грузок, состояние которых не ввы<*К 8 Н 0 500 рублей. бгзопаспо для составительских бри- 28 поабря трест от погрузки 5 I гяд и не равности паровозов и ва- о п ; вагонов отказался, т. к. пе смог|гоюв. о а !1Л I п д г ш о п у спргвигься с погрузкой, ч?м и I Пути завялены доскааи, старыми В Вичанзй поймано 60G тонн сепьди Ночами растут пропои? 3* последнее время в рвбыВаю- гпих по-зда! о^м*»Т| щак мя эатра- фаречиннго^я в^гояы в количестве от 30 до 60 процевт »в и б*>лее всего состава по-вдч. Это потому, что в полира ча*а и я ревизии бу^с п л-тког* ремонта лтнкг ос мотра не укладывается. 3 тряфао*- чрнныо ваго ?ы гонятгя на л^сяыв пути, гд« ит иногда скопляется до ао*«*птзи и б льшо. К»лячестяо вчпуекяемых ия ре монта ВаГОРПЧ не пр^вышяет посту- гтлрнин . Ером» того, качеств* р^м н- та не на д^лжп й высоте Начри- мер, в порзте Зе —851 от 30 нояб ря нп сгянпии ИЬнгуЙ детали про чистку бткс у 7 яагвнов Из-8а этого поезд на ст Шо^гуй был пе- ред-ряан на 1 час 17 мин. Т*кне случаи неоднократны, что и гово рят о неочошротленности службы тяги к осенне-зимним перевоз*ам. При выпуске вз р*мо ^та бпигада еяв’аоей первой смены стирается проделать работу, котооая пояегче, а что пот^ж^лее— гставить доугой сме«е. поэтому ремвчт производит ся через вагон, а не по пгрядку. Поел* такого выборочного ремонта составительским бригадам прихо дится непроизв дитеяьно тратвть в 2 и 3 раза времени больше на выборку. Кроме того, это влечет к двойной подаче больных вагонов ва Промсвязь за 6-е декабря 1031 года зызвнл пр ст. й вагин в, а в пере- обручами, балластом, камнем, с оро- В и ч а н а . Вы л о вл е н о всего ; го поры во в о камни. Б н о ч ь в,|Дв на Деньги— вю б з ^ чит 590 кладкой через пути узкоколеек, не около 600 тонн. За 1-е ; на 4-е вне запор а обнаруже- р>бл»-й штрафа соблюдением габарите, при совер- 111 тонн 258 кгр. за 2-е 68 т. |н ы б о л ьш и е косяки сельди зо ьоабря з ^ б о в а ^ о 30 Ваго- шеН80М отсУтстваи освещения ’ У112" ст я вягонов. Пункту осмотра нужно добиться, чтобы вее вагоны с легким реноч- ков. том исправлялись на экегтлоатацион- Ребкоровская бригада— i ных путях без пох«»чи на лесные. ны. Берем бортами воду. ' ; r* ^ ^ \*Г — — ■> - ; неаодготовденьооти рыоы троох xF J - . в пов Белов П авлен ко ! PatftionoR- кя я бпи гял я— Няя уча с тво вало в лове 14 о 4и- , воды сельд ь о тош ла Требуется айТЬ о^казллся. В этот день в тече-1 ^ ■адимиров, ье ив, па ленно,, гаоипров«ка ц оригада вла- л с Р п 1778 кгр., за 3 е 340 тонн 724 к г р .! вследствие бы строго течени я ав* подано 27. 13 вагонов из-за За 4 е 150 тонн 123 кгр . з а к р ы т ь некогли , с приливом неподготовленности рыбы трест гру- лесные пути и к увеличению про- РТ 15 „Засовыцик4. 2 тонны. п&д'ема - 1,7 гад— 263 чело века . Сел ьд ь стоит на глубине J щено. П о ч т е в е е т р а л * икч штормуют. За | Q~ U с а ж - м е л ким и н е вод ам и j У р и и а 5 / У 1 1 - В ы л о в л е н о пятидневку лучше других пронышля I о р а т ь не могут, в самых о е р е - j сельди 12 тонн одной брига* б ы ч суда (береговой группы) |*и „Форель6, вСталин", „Белуга". гах при вы бо р к е имеется мно ' дой. 4 паруси , с дна. Тресту сооб- н,1е 23 Ч ’.соз вагружево только 19 вагонов и П' этому торст упла- Рубаник, Новицчий, Усовский. димиров, Павленко, Рубанин. Усилить технический надзор над строительством здания Мортвхникума тил з\ простой вкгонов 530 рублей. 1 декабря дорога не могла подагь! НКПС и ЦК железнодорожников полное количество загребованаь^ | цодпяеали соглашение о сдельн й оплате маневровой работы. Согла шение непосредственно касается и наш~й станции, как распорядитель ной и имеющей достаточнее коли чество маневровяй ряб ты, а в осо беняости составительских бригад, которым по новому соглашению предвидится повышенке зарплаты. Сочетать работу составителей, сцепщиков и паршзншв Отсутствие кадров— вот что явл яе тся сейчас главной причи ной, которая будет тормозить быстрый темп развития рыбной промышленности. К разрешению этой проблемы приступили слиш ком поздно и притом разрешает с я она черепашьими темпе ы?$ Строительство здания мортехни- цума, призванного разрешить проблему кадров, идет далеко неуспешно. По первоначальным планам мортехникум должен был всту пить в строй к 1-му января 32 г. Об истории начала стро-1 ительства мы не будем расска зывать, т. к. общественность с этим делом достаточно ознаком лена. Скажем одно— до 1 января осталось три недели, а план ра бот по строительству здания мор- техникума на сегодня выполнен только на 12о/0 по основным работам. Стоимость постройки здания мортехникума определена в 915 тыс. руб. Н а 1 ноября израсхо довано 254,278 руб., а с наклад ными расходами 311.313 рублей 15 копеек, т. е. 34 проц. по от ношению ко всей стоимости зда ния, тогда как работы выполне ны, как уже указано, только на 12 проц. Где же кроются основные при чины такого громадного расхож дения между затратой средств и фактическим выполнением пла на стройки? Основная причина кроется в бесхозяйственности, в отсутствии технического ру ководства со стороны строй управления и прорабов. По словам прораба Сапрыгиной с ноября прошлого года на стро ительстве мортехникума смени лось 7 прорабов и 17 десят ников. К а к результат этого фун дамент пришлось переделывать два раза, т. к. первый дал 37 трещин н переделка заняла веоь прошедший строительный С680Н. Безобразно обстоит дело иа етреительстве с расценками. Мо- Бесхозяйственности, разхлябанности, узко-ведомственному делячеству — положить конец. Подлинный хозрасчет, премиально-прогрессивная сдельщина должны усилить темпы строительства счета и производитель работ мор- В распоряжении Сапрыгиной имеет- техникума т. Сапрыгина. Иначе ся штат служащих до 25 чел., ничем нельзя об'яснить сделан- нл этот штат распушен, следние устанавливаются не нор мировщиком и не тарификатором, а конторщиком, в результате этого происходит удорожание себестоимости строительства и непроизводительно переплачи ваются громадные суммы. ТНБ ную ею заявку на спецодежду на 32 год, по которой она на 400 человек рабочих затребовала 8 тыс. пар кожаных сапог, 2 тыс. скиповых костюмов и халатов, 2000 пар валевых сапог с гало шами, 100 валеных туфель, 300 плащей, 700 полушубков, 23 тулупа и многое другое. На строительстве мортехникума стройуправления ни разу н е ; паР ботинок, 1000 комплектов бывало на строительстве мор- ! брезентовых костюмов, 1800 ва- техникума и все просьбы о тпрованпых курток, 5500 малю проверке расценок остались без внимания. В результате этого заработок землекопов в августе был 11 р у б , плотников группы Чичулина по 10 р. 70 к., а у самого Чичулина заработок вы разился в 16 руб. в день. К у з нецы зарабатывали по 17 руб в день. Дело с расценками из-за невнимательности Т Н Б и на сегодня запутано. Хронометража на работах не было и из-за этого не переводят рабочих на п р е м и а л ь н о прогрессивную сдельщину О хозрасчете на строительств* мортехникума только сейчас вспомнили. Договор с хозрасчет ными бригадами только начи нают прорабатывать и судя по имеющемуся у нас черновику договора, он далеко не является подлинно хозрасчетным дого вором. Обязательства бригады чрезвычайно общие. Так, напри мер, инструменты, как видно из договора, будут получаться ра бочими не по ак ту без указаний их стоимости. В вопросах эко номии стройматериалов, удешев лении себестоимости строитель ства, бригада никаких обяза тельств на себя не берет. В общем и целом договор требует де тального первемотоа и уточ нения как обязательств со стороны бригады, так и обяза тельств администрации. Нужно сказать,что работники 4 гос- стройтреста вообще имеют очень смутное представление о хоз расчете и вместе с этим проф- не вы полняет распоряжений прораба, а Сапрыгина не принимает дол жных мер к нарушителям дис циплины. Десятник Шипунов пьянствует и из-за этого произ водимые под его руководством работы в отдельных случаях переделываются по 3—4 раза. Так , например, под его руковод ством неправильно забитый шпунт вызвал переделку, па ко торую затрачено около 1С00 р. ходы отнести за их счет. Все эти ляпсусы на строитель- Кроме этого, у Сапрыгпно ! стве мортехникума нужно немед-1 есть нехорошие тенденции— ьО всем исходить из интересов стро- ленно изжить. Рабочий коллек тив на строительстве мортехни кума крепко спаен и свои обя зательства выполняет не плохо. С техническим руководством на строительстве и сейчас дело обстоит не совсем благополучно. Прораб Сапрыгина, сумевшая поставить дело строительства мортехникума на ноги и создать нормальные условия для рабо ты ,— в этом ей нужно отдать должное— сейчас загрузила себя всякими посторонними работами, вроде расчетов с рабочими и союз также не ведет раз'ясни - 1 из за этого физически не имеет тельной работы ореди рабочих о -возможности уделять должное сущности хозрасчета. Страдает 1внимание и вести техническое непониманием сущности хозра- наблюдение за строительством. Для высокой прозуктивности ря- бпты нужна сработанность между Этим | составителем и сцвпщиком и солта- делом Р К П обязано немедленно китеиекой бригады с п я р ^ о ^ в . заняться. Нужпо сейчас же прак- Фактически у нас получается, тически разрешить вопрос с1 что составитель работает каю- открытием столовой на строи тельстве мортехппкума, т. к. она крайне необходима и разго воры об этом идут с fi-го ноября. Ровно месяц, как коопит бюро кратически относится к этому делу и несмотря на то, что помещение для столовой оборудо вано, Bi*e же рабочие обществен ным питанием не обеспечены. Конкретный виновник этой во лынки инструктор к о о п и т а Шпробоких. Нужно сейчас а;е урегулиро вать в о п р о с с расценками, установив твердые расценки и перевести рабочих не на казен ный, а на действительный хоз расчет и премиально-прогрессив ную сдельщину, тщательно под готовившись к этому Строитель ство тепляка нужпо окончить- в ближайшие дни. Немедленно дать электрический свет, т к' работа с фонарем понижает произ водительность труда. Чайники из кладовой нужно передать коммунальному управлению с тем, чтобы последнее роздало их рабочим, а тепляки обесиечить баками. У чи ты ва я , что 4 лоша ди не справляются с подвозкой стройматериала, нужно дать дополнительно лошадей с тем, чтобы не задерживать из-за этого строительство. Администрация должна немедленно прекратить употребление пенного строитель ного материата Д^я топлива т. к. стройматериал дефицитен. Чрезвычайно раздутая заявка ирораба Сапрыгиной на спецоде жду должпа быть ликвидирована и представлена новая, исходя из расчета обе сп е чени я 400 чел. Прорабу Сапрыгиной нужно раз грузить себя от разных мелоч ных работ и все время находить ся на строительств. Рабкороввкая бригада с?рои- дую смену с новым сцепщи ком и новой парововной брига дой, а результатом втого является низквй коэффициент мчн^врозой работы, н е с в о е в р е м е н н о е формирование и расформирование поездов, б й в а г о н о в ! н е п р о и з в о д и т е л ь н о е катание паро воза по станции. Со стороны СП и дежурных по пути требуется четкая распорядительность с точ ном учетом всех объектов, подяе- жащих переработке, согласованность в руководстве между спбой, исклю чающая пр тиворр.чив^сть нарядов. Рабкоровская бригада— Влади миров, Ночицкий, Пачленно. I 6 траулеров потеряла 19 В 10 часов утра 6 декаб -1 щ ря в nov?ny стояло 16 тральщиков. Пз этих трапыциков только двое ожидают ме сто, пСудаки под погрузку нефти и „ Тралмейстер “ под погрузку угля Это значит , что вопрос о недостатках причалов на сегодняшний день отпа дает . Из 16 шесть тральщиков уже просрочили сроки о т хода: „Дзержинский* на сут ки , „ Mfi крельи—на 2 суток , „К и т* —на 4 суток , „ Мурманск“—на 4 суток „ Неваи —на 5 суток , 9С кати—на 3 суток. 4 тральщика имеют простой на угольной базе из-за слишком медленной погрузки угля. 5 судов про стаивают из-за задержки с ремонтом . ПРИШСШ! суток Тран^пЬртное управление неоднократно уверяло в блогопо Iучности с погруз кой уг I л, больше того, люди указывали на вз ятые бо*ь - шие темпы , оказывается , что погру т а угля проходит исключительно медленно. Тоже можно сказать про работу мехмастерских. Очевидно, отнесение про стоя за счет конкретных виновников мех * аст ергких , транспортного управления , по?руз >чного цеха и т д. еще не научило людей , не заставило их более опера тивно и четко работать. Простой тральщиков , опоздания со срока .iu от хода уже исчисляются не часами , а сутками И не смотря на это , еще нет боевпй перестройки работы 3 транспортного управления , погрузочного цеха дообра • ботки. ительства только одного техни кума, не считаясь с другими, пе менее важными объектами. Так, например, в сентябре и октябре, когда жилстроительство остро нуждалось в плотниках, на мор- техникуме плотники исдользо- вывались на разных подсобных работах (за отсутствием основ ных плотничьих работ). Рабкоровская бригада, прове рив ход строительства мортехни кума, предлагает организовать цроверку причин, вызвавших перерасход средств с тем, что бы найти конкретных виновни ков этого недопустимого явления телей, Микненко, Евстафьев, и все непроизводительные рас-1 Падунов, Петухов, Паромонов. Правильно использовать тоннаж для приема сельди БРАТЬ РАВНЕНИЕ НА УДАРНЫЕ ПАРУСНИНИ Сельдь с ейчас в фокусе ра боту, есть суда плетущиеся в хвосте и давшие наихудшие показатели: <Елеозор>, <Вер- ховье*, «Андромеда». Муррыбаксоюз по всей вероятности сам в очень плохо знает^ что торится у него на местах лова, так нап ример, по требованию Рыбак- союза были поставлены 4 судна в Урицу и одно судно в Ручьевскую, в результате, в Ручьевской судно простояло, 2 — 3 дня взяв всего 29 тонн, боты всех организации, зада ча стоящая перед всеми—это как можно больше выловить и дать стране доброкачествен ного товара одним из наибо лее существенных звеньев в цепи добычи и обработки сельди являются приемный флот Мургосрыбтреста. Вот суда, стоящие впереди по выполнению задания: „Светлана*4, „Манифест*. „По лярный". Команда парусного судна «Светлана» премирована на- а в Урице оказывается почти равне с судами, показавшими ! все ловцы переброшены в действительно образцовую ра-Вичаную, суда стоят пустые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz