Полярная правда. 1930, август
20 августа 1930 г. № 91 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 V КОНГРЕСС ПРОФИНТЕРНА. I Организация экономических боев пролетариата— центральныйвопрос Конгреса Речь Генерального Секретаря Профинтерна т. Лозовского Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении — Конгресс Красного Интернацио нала профсоюзов,—сказал тов, Лозов* ский,—собирается в сложной между народной обстановке. 10 яет тому на- зад, когда было заложено осзЪванне Профинтерна, капиталистический мир после краткого и искуственного по слевоенного расцвета, вступил в пе риод жестокого экономического кри зиса. В течение 10-ти лет капитализм шатался выйти из этого кризиса, мо билизовав для этого все свои силы, включая и международную социал- демократию. Но сейчас, когда мы подводим итоги минувшего десяти летия, мы видим, что капиталистиче ским мир снова переживает острый экономический кризис. Тщетны оказа лись все усилия буржуазии и со циал-демократии. Не помогли и раз говоры об «организованном капита лизме» иамериканском «процветания». Прогноз, сделанный нами, еще 10 лет назад, оказался правильным. Капита лизм развивается по нисходящей ли нии. Доказательством этого служит нынешней мировой экономический кризис^ Когда возникая Профинтерн, меж* дународный реформизм занимал до вольно твердые позиции в рабочем классе капиталистических стран. Ам стердамский интернационал насчиты вал в то время в своих рядах около 20 миллионов рабочих. Профинтерн же эб'единял тогда всего несколько ор ганизаций. А что мы видим сегодня? Меясдународный реформизм должен констатировать сильное поредение своих рядов. От 24 млн. сейчас оста* лось, по официальным данным самого Амстердамского интернациноала^ишь 13 млн. Да и среди них значительную часть составляют Сторонники Проф- интерна, революционная профоппози- ция в реформистских союзах, В то же время, Профинтерн, несмотря на от ход от него итальянской и испанской конфедерации труда, вырос за эти 10 лет в мощную международную ор ганизацию, об‘единившую в своих ря дах миллионы угнетенных и обездолен ных пролетариев, во всех уголках зем ного шара. За эти 10 лет, вместе с ростом Профинтерна, росла и крепла первая страна пролетарской диктатуры, в ко торой возник Профинтерн,—страна Со ветов. Международная соцнал-демо- кратия, чтобы оправдать свое преда- трудности, которые приходилось пре- одолевать первому пролетарскому го сударству. Она говорила: вот послед ствия пролетарской диктатуры—гра жданская война, голод—огромные бед ствия для рабочих масс. Она предо- ' стерегала рабочих всего мира от по вторения опыта русского пролета риата. Но прошло 10 лет и Советская страна показала всему миру, на что опособен пролетариат, когда он раз* вернет свою творческую энергию и мощь. И это в то время, когда со циал-демократия, стоявшая у власти в ряде стран Ввропы, привела свой пролетариат к огромным поражениям и подготовила торжество фашистской диктатуры. В течение всех этих лет международный реформизм укреплял устои капитализма, мы их расша тывали. Кто успел ‘ больше? Уда- лось-ли амстердамцам укрепить капи тализм? Ответ на это дает нынешний экономический кризис. А чего доби вались мы? Мы поставили своей зада чей содействовать развертыванию про летарской революции во всем мире, и эту задачу» мы, более или менее, вы полняем. В нашем движении имеется еще много недостатков и слабостей. На нашем конгрессе мы подвергнем эти слабости и ошибки самой суро вой самокритике. При помощи само критики мы сможем выковать себе мощное оружие для борьбы против ка питализма. Центральным вопросом на шего Конгресса, несомненно, будет вопрос об организации экономических боев пролетариата. Этот вопрос был поставлен еще на IV конгрессе, когда мы выдвинули лозунг самостоятель ного руководства экономическими бо ями. Но нужно сказать, что мы еще мало продвинулись в этом направле нии. Нам надо будет на нынешнем конгрессе ивучить причины этого м серьезно заняться вопросом о том, .как организовать контр -наступление рабочего класса. Мы собираемся иа территории по бедоносной пролетарской революции и отсюда мы шлем свой горячий при вет всем пленникам капитала, всем угнетенным и обездоленным (аплоди сменты). Каждый рабочий и крестья нин, где бы он ни боролся— в Китае, на Филиппинах, в Индии, какого бы , цвета кожа он ни был—он наш союз ник, он наш брат и вместе с ним и за тельство, злорадно указывала рабо- . его интересы мы будем бороться (Бур чим капиталистических стран на те I ные аплодисменты). Вместо ударнык тенпов—поТойки Партия и весь рабочий класс «дут 1 от в&е-мурханцевбольшевистских те* нов в работе по добыче рыбы, пути не посвещаются десятки стравиц в печати, бросается лозунг в массы ры баков: „добиться ликвидации проры ва в весенней и летней путине, на верстать упущенное*. Для этого нуж на мобилизация прежде всею рыбо заготовляющих парт, и профоргани заций и ловецких организаций, нуж но усилить социалистическое соревно вание и ударничество. Так на сегод ня стоит вопрос. Но, есть люди, которые, к сожа лению,оказались руководителями союз ных организаций и не только непо няли втого, но и повели работу в совершенно другом направлении. Во главе этих людей оказался пред седатель группкома № 1 союза пище виков, который обслуживает судостро ительную верфь, Рыбяксоюз и другие учреждения, некто—Ткачев. Он на столько разложился и разложил своих собутыльников, что группкой, как таковой, пересталсуществовать.Культ- работа не зелаеь, собрания рабочих верфи срывались пять раз иг га неявки на нихпредседателя. На квар тире Ткачева организовывались пьян- ви до 5 чае. утра, после чего дело иногда доходило до драки. В резуль тате такой работы группкома, пос ледний 9, 10 и 11 августа оказал ся на замке, члены союза остались не обслуженными и вто называется союз „повернулся лицом б производ ству". В но время должны были выехать из Мурманска призывники, которые для оформления ждали 3 дня, пока пред. группкома Ткачев не снимет вамок. Что ею вее, разве не вреди тельство на производстве? Разве не срыв судостроения и соревнования в ловецкой кооперации? Но втого мало, он, Ткачев озна меновал свое вступление на пост председателя традиционной организа цией спрысков по поводу его выбора, т. е. об самолично дал группе ра ботников 5 руб. на складчину, апо том уже, как правило, все посту пающие на работу верфи и в дру гие места, обслуживаемые группко- мом, также вносили суммы иа спрыс ки ему Ткачеву, которые шли на об щую пьянку. Теперь спрашивается, еслипять раз собрание на верфи срывалось, были пьянки^ соревнование не орга- низоВЙЮюсь, группком по три дня был'закрыт, существовала система окрытых взяток на выпивку, отсут ствовала воспитательная работа и т. д. £то сделали я?. ВБП(б) Рыбаксоюза и Окрпрофесвета? Неужели все ска- ванное их не касалось, неужели жи вое их руководство отсутствовало, а если нет, то что вто значит? Нам кажется, что никто из нвх группкомом не руководил и Окрпроф- совет особенно; он лишь в конце, когда группком оказался три дня закрытым, а председательТкачев про пал без-вести, ааявил в уголовный розыск доставить Ткачева живого или мертвого. Но Ткачев на четвертый день пришел самолично. Как теперь должна к нему отне стись общественность, что нужно, что бы в корне разбить плохое руковод ство яч. Рыбаксоюза и инструктора пищевиков при Окрпрофсовете. Это еще раз подтверждает правильность оценки печати, что Рыбаксоюэ и яч. ВКН также не проявляли должного усилия в лучшему проведению пути ны и союз этому деду также не по мог. Поатому надо считать их ответ ственными ва развал работы групп- B0MU. Надо принять все меры к ор ганизации соцсоревнования и удар ничества на верфи, •промфинплан ее должен быть пересмотрен, т. в. 50 ботов-вто— уже не наш темп, нужно 250-300 ботов в год. Вот чего тре бует от нас путина. Поставленные вадачи колонизации на побережье до 2000 рыбацких хо зяйств, требует от Рыбаксоюза повы сить свои строительные темпы. Рабочие верфи должны ответить встречным промфинпланом, уве личенным в несколько раз. Энергии и сил у них хватит. Лишь хозяйственник должен позаботиться о механизации верфи, заготовке ма териалов, жилье для рабочих, эллин ге, ремонтных мастерских и подго товке кадров, как строителей так и мотористов и судоводителей. И. Пикин. Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчай ший срок извить культурную и тех ническую отсталость широких масс трудящихся. Эта вадача не может быть разрешена без введения всеоб щего начального обязательного обу чения. По сравнению с дореволюционным временем начального обучения охва чен гораздо более широкий круг детей школьного возраста. Однако подготовка и проведение всеобщего начального обучения шли до еих пор неудовлетворительным темпом. Советские органы, в част ности наркомпросы и местные испол нительные комитеты, а также про фессиональные и общественные ор ганизация уделяли втому делу со вершенно недостаточное внимание. Центральный исполнительный ко митет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных местных органов власти ва то, что всеобщее начальное обу чение является важнейшей полити ческой задачей ближайшего времени. Вместе с тем ДИК CH I Союза ССР подчеркивают, что действительных успехов в этом деле можно достиг нуть только при условии активней шего участия широких масс трудя- щихеи и общественных организаций. Призывая профессиональные, ком сомольские, кооперативные и другие общественвые организации, а также в с е х р а б о ч и х , трудящихся крестьян, особевно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энер гию и добиться решительной победи на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнитель ный комитет и Совет народных ко миссаров Союза ССР постановляют: 1. Ввести с 30— 31 года повсеме стно в Союзе ССР всеобщее обяза тельное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8 , 9 и 10 л. в об'еме не менее 4- хлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе. Установить с 1930— 1931 года обязательное прохождение всего курса школ 1 ступени (первых четырех групп трудовой школы) для веех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста. 2. Ввести с 1930—1931 года обязательное обучение детей (маль чиков о девочек) в возрасте от И до 15 лет. Для них организуются ускоренные специальные 2 -годпчные и одногодичные школы, курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки). 3. Ввести с 1930— 1931 года всеобщее обязательное начальное обу чение детей (мальчиков и девочек) в об'еме школы семилетки в про мышленных городах, фабрично-завод ских районах и рабочих поселках, установил обязательное прохождение всего курса семидетней школы для всех детей, окавчивающих школу 1 ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окон чивших в 1929— 1930 году. Установить в тех же местностях с 1930—31 года обязательное про хождение всего вуреа школы семи- летки для всех детей, обучающихся б этих школах. В этих меетноетях должно быть обращено особое вни мание на развертывание сети фаб рично-заводских шкод семилеток. Правительства союзных и авто номных руспублик и враевы? (обла стные) исполнительные комитеты, а также райисполкомы могут вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую оче редь— в райноах сплошной коллекти визации. 4. Значительно усилить с 1930— 1931 года развертывание школ кол хозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932— 33 г. охватить ими основ ную массу колхозной молодежи. 5. В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допустмь для негородских поселений в отдельных вультурно-отсталых рес публиках и автономных, областях и некоторых отдаленных районах от ступление (не более, чем на 1— 2 г.) от указанных выше сроков проведе ния всеобщего обязательного обуче ния. Эти отступления разрешаются в каждом отдельном случае правитель ствами соответствующих союзных республик. 6 . Обязанность посылать в школу детей, которых введено обязательное обучение, возлагается на их роди телей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети. За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законадательства союзных республик. 7. Ответственность га проведение всех практических мероприятий, обеспечивающих осуществление все общего обязательного начального обучения, возлагаются на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты. 8 . Чтобы обеспечить всеобщее обя зательное начальное обучение необ ходимыми средствами принять сле дующие меры: а) начиная с 1930— 1931 года должны быть значительно усилены ассигнования, как по ме стному, так и по единому госудр- ственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ со специальной дотацией из общесоюз ного бюджета. Размер этой дотации устанавливается СНХ Союза ССР: б) в финансированию всеобщего обучения, а также в строительству, ремонту и оборудованию школ все общего обучения должны быть при влечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых планах хо зяйственных органов по крупному ка питальномустроительствудолжныпре дусматриватьсякапитальныевложения на строительство шкод для всеоб щего обучении в равмерах утвер ждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных респуб лик по принадлежности; в) должна быть привлечена самодеятельность широких трудящихся масс иа осно- социалистического соревнования (спе циальные отчисления, поступления от коллективной запашки культур ных гектаров вемли, помощь шефов, бесплатное трудовое участие проч.). 9. При расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основ ных промышленных районов в ра бочих центров, совхозов и сплошной коллективизации, а также культурно отсталых национальных районов. 10. Чтобы обспечить всеобщее обучевия необходимыми школьными помещениями, предложить прави тельствам союзных распубдиках из дать постановления об использовании по прямому назначению школьных помещений, занятых для других на добностей, а также об использовании под шкоды всеобщего обучения быв ших помещичьих усадеб, конфиско ванных кулацких домов и т. п. 11. Поручить правительствам союзных республик, а также орга нам, распределяющим строительные материалы, принять меры к обеспе чению строительства и капитального ремовта школ всеобщего обучения необходимыми строительными мате риалами в полном соответствии с планом осуществления всеобщего на чального обучения. Городские, поселковые и сельские советы, а также райисполкомы должны заканчивать ремонт школь ных эданий и мебели, а также за готовку товдива, книг, учебных по собий и письменных принадлежно стей до начала наступающего учеб ного года. 12. Чтобы обеспечить школы все общего начального обучения необхо димыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучевия, поручить прави тельствам союзных республик про вести следующие мероприятия: а) срочно развернуть сеть педагогиче ских институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, уведечить количество учащихся в них, а так-же усилить применении других форм подготовки учителей; б) при нять меры в привлечению на педа гогическую работу учителей, рабо тающих не по специальности; в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производствен ной практике учащихся педагогиче ских учебных заведений; г) усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей. 13. Поручить правительствам со юзных республик установить нормаль ное количество учащихся на одного учителя. 14. Поручить правительствам союзных республик пересмотреть учебные планы и программы педа гогических ивституадв, техникумов и курсов и провести в жизнь меро приятия, обеспечивающие марксистко- девинскую и политехническую подго товку учителей. 15. Учитывая важность и слож ность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правитель ствам союзных республик значитель но учучшнть материальное положение учителей трудовой школы. Обеспечить с 1930— 1931 года снабжение учителей сельской трудо вой шкоды продовольствием и про мышленными товарами по нормам, установленным дли промышленных рабочих. 16. Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков п бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следую щие меры: а) с 1930— 1931 г. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплат ного снабжении учебниками, пись менными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и т. п.: для этого должны быть уве личены бюджетные ассигнования на эту помощь, привлечены средства общественных организаций, а также должны быть образованы специаль ные фовды в порядке, устанавли ваемом СНБ Союза ССР; предложить Наркомторгу Союза ССР и Центро союзу Союза ССС принять меры к созданию на местах фовдов продо вольствия, обуви и одежды для удов летворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения; б) ши роко раззернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступ ления в начальную шкоду, подго товку детей рабочих, батраков дере венской бодноты. В этому необходимо привлечь в порядке общественной работы учителей, актив родителей, учащихся старших групп, пионер ские организации, а также исполь зовать в порядке производственной практике учащихся педагогических вувов и техникумов; в) всемерно усилить политехнический характер шкод всеобщего обучения; г) пору чить правительствам союзных рес публик установить в трудовой школе нормальную продолжительность учеб ного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом мест ных особеввостей. 17. В целях мобилизации средств и сил советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения создать в сроч ном порядке при краевых (област ных) исполнительных комитетах^ райисполкомах, городских, поселко вых в сельских советах комитеты содействия всеобщему обязательному обучению. 18. Поручить правительствам союзных республик на основе настоя щего постановления: а) не позднее чем в 10 -дневный срок издать по становления о введение всеобщего обязательного начального обучения; б) при пересмотре пятилетнего плана культурного строительства разрабо тать планы проведения всеобщего обязательного начального обучения, предусмотреть необходимость обеспе чить выполнение этих планов сред ствами, школьными помещениями и педагогическими силами. 19. Поручить Народному комисса риату рабоче-крестьянской инспек ции Союза ССР, народным комисса риатам рабоче-крестьянской инспек ции союзных республик установить систематическое наблюдение га про ведением всеобщего обязательного обучения. Председатель ЦИК СССР. М. КАЛИНИН. Зам. председателя Совнаркома СССР Я . РУДЗУТАК. Секретарь ЦИКга СССР А. ЕНУКИДЗЕ Москва, Кремль, 14 августа 1930 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz