Полярная правда. 1930, август

20 августа 1930 г. № 91 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 V КОНГРЕСС ПРОФИНТЕРНА. I Организация экономических боев пролетариата— центральныйвопрос Конгреса Речь Генерального Секретаря Профинтерна т. Лозовского Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении — Конгресс Красного Интернацио­ нала профсоюзов,—сказал тов, Лозов* ский,—собирается в сложной между­ народной обстановке. 10 яет тому на- зад, когда было заложено осзЪванне Профинтерна, капиталистический мир после краткого и искуственного по­ слевоенного расцвета, вступил в пе­ риод жестокого экономического кри­ зиса. В течение 10-ти лет капитализм шатался выйти из этого кризиса, мо­ билизовав для этого все свои силы, включая и международную социал- демократию. Но сейчас, когда мы подводим итоги минувшего десяти­ летия, мы видим, что капиталистиче­ ским мир снова переживает острый экономический кризис. Тщетны оказа­ лись все усилия буржуазии и со­ циал-демократии. Не помогли и раз­ говоры об «организованном капита­ лизме» иамериканском «процветания». Прогноз, сделанный нами, еще 10 лет назад, оказался правильным. Капита­ лизм развивается по нисходящей ли­ нии. Доказательством этого служит нынешней мировой экономический кризис^ Когда возникая Профинтерн, меж* дународный реформизм занимал до­ вольно твердые позиции в рабочем классе капиталистических стран. Ам­ стердамский интернационал насчиты­ вал в то время в своих рядах около 20 миллионов рабочих. Профинтерн же эб'единял тогда всего несколько ор­ ганизаций. А что мы видим сегодня? Меясдународный реформизм должен констатировать сильное поредение своих рядов. От 24 млн. сейчас оста* лось, по официальным данным самого Амстердамского интернациноала^ишь 13 млн. Да и среди них значительную часть составляют Сторонники Проф- интерна, революционная профоппози- ция в реформистских союзах, В то же время, Профинтерн, несмотря на от­ ход от него итальянской и испанской конфедерации труда, вырос за эти 10 лет в мощную международную ор­ ганизацию, об‘единившую в своих ря­ дах миллионы угнетенных и обездолен­ ных пролетариев, во всех уголках зем­ ного шара. За эти 10 лет, вместе с ростом Профинтерна, росла и крепла первая страна пролетарской диктатуры, в ко­ торой возник Профинтерн,—страна Со­ ветов. Международная соцнал-демо- кратия, чтобы оправдать свое преда- трудности, которые приходилось пре- одолевать первому пролетарскому го­ сударству. Она говорила: вот послед­ ствия пролетарской диктатуры—гра­ жданская война, голод—огромные бед­ ствия для рабочих масс. Она предо- ' стерегала рабочих всего мира от по­ вторения опыта русского пролета­ риата. Но прошло 10 лет и Советская страна показала всему миру, на что опособен пролетариат, когда он раз* вернет свою творческую энергию и мощь. И это в то время, когда со­ циал-демократия, стоявшая у власти в ряде стран Ввропы, привела свой пролетариат к огромным поражениям и подготовила торжество фашистской диктатуры. В течение всех этих лет международный реформизм укреплял устои капитализма, мы их расша­ тывали. Кто успел ‘ больше? Уда- лось-ли амстердамцам укрепить капи­ тализм? Ответ на это дает нынешний экономический кризис. А чего доби­ вались мы? Мы поставили своей зада­ чей содействовать развертыванию про­ летарской революции во всем мире, и эту задачу» мы, более или менее, вы­ полняем. В нашем движении имеется еще много недостатков и слабостей. На нашем конгрессе мы подвергнем эти слабости и ошибки самой суро­ вой самокритике. При помощи само­ критики мы сможем выковать себе мощное оружие для борьбы против ка­ питализма. Центральным вопросом на­ шего Конгресса, несомненно, будет вопрос об организации экономических боев пролетариата. Этот вопрос был поставлен еще на IV конгрессе, когда мы выдвинули лозунг самостоятель­ ного руководства экономическими бо­ ями. Но нужно сказать, что мы еще мало продвинулись в этом направле­ нии. Нам надо будет на нынешнем конгрессе ивучить причины этого м серьезно заняться вопросом о том, .как организовать контр -наступление рабочего класса. Мы собираемся иа территории по­ бедоносной пролетарской революции и отсюда мы шлем свой горячий при­ вет всем пленникам капитала, всем угнетенным и обездоленным (аплоди­ сменты). Каждый рабочий и крестья­ нин, где бы он ни боролся— в Китае, на Филиппинах, в Индии, какого бы , цвета кожа он ни был—он наш союз­ ник, он наш брат и вместе с ним и за тельство, злорадно указывала рабо- . его интересы мы будем бороться (Бур­ чим капиталистических стран на те I ные аплодисменты). Вместо ударнык тенпов—поТойки Партия и весь рабочий класс «дут 1 от в&е-мурханцевбольшевистских те* нов в работе по добыче рыбы, пути­ не посвещаются десятки стравиц в печати, бросается лозунг в массы ры­ баков: „добиться ликвидации проры­ ва в весенней и летней путине, на­ верстать упущенное*. Для этого нуж­ на мобилизация прежде всею рыбо­ заготовляющих парт, и профоргани­ заций и ловецких организаций, нуж­ но усилить социалистическое соревно­ вание и ударничество. Так на сегод­ ня стоит вопрос. Но, есть люди, которые, к сожа­ лению,оказались руководителями союз­ ных организаций и не только непо­ няли втого, но и повели работу в совершенно другом направлении. Во главе этих людей оказался пред­ седатель группкома № 1 союза пище­ виков, который обслуживает судостро­ ительную верфь, Рыбяксоюз и другие учреждения, некто—Ткачев. Он на­ столько разложился и разложил своих собутыльников, что группкой, как таковой, пересталсуществовать.Культ- работа не зелаеь, собрания рабочих верфи срывались пять раз иг га неявки на нихпредседателя. На квар­ тире Ткачева организовывались пьян- ви до 5 чае. утра, после чего дело иногда доходило до драки. В резуль­ тате такой работы группкома, пос­ ледний 9, 10 и 11 августа оказал­ ся на замке, члены союза остались не обслуженными и вто называется союз „повернулся лицом б производ­ ству". В но время должны были выехать из Мурманска призывники, которые для оформления ждали 3 дня, пока пред. группкома Ткачев не снимет вамок. Что ею вее, разве не вреди­ тельство на производстве? Разве не срыв судостроения и соревнования в ловецкой кооперации? Но втого мало, он, Ткачев озна­ меновал свое вступление на пост председателя традиционной организа­ цией спрысков по поводу его выбора, т. е. об самолично дал группе ра­ ботников 5 руб. на складчину, апо­ том уже, как правило, все посту­ пающие на работу верфи и в дру­ гие места, обслуживаемые группко- мом, также вносили суммы иа спрыс­ ки ему Ткачеву, которые шли на об щую пьянку. Теперь спрашивается, еслипять раз собрание на верфи срывалось, были пьянки^ соревнование не орга- низоВЙЮюсь, группком по три дня был'закрыт, существовала система окрытых взяток на выпивку, отсут­ ствовала воспитательная работа и т. д. £то сделали я?. ВБП(б) Рыбаксоюза и Окрпрофесвета? Неужели все ска- ванное их не касалось, неужели жи­ вое их руководство отсутствовало, а если нет, то что вто значит? Нам кажется, что никто из нвх группкомом не руководил и Окрпроф- совет особенно; он лишь в конце, когда группком оказался три дня закрытым, а председательТкачев про­ пал без-вести, ааявил в уголовный розыск доставить Ткачева живого или мертвого. Но Ткачев на четвертый день пришел самолично. Как теперь должна к нему отне­ стись общественность, что нужно, что­ бы в корне разбить плохое руковод­ ство яч. Рыбаксоюза и инструктора пищевиков при Окрпрофсовете. Это еще раз подтверждает правильность оценки печати, что Рыбаксоюэ и яч. ВКН также не проявляли должного усилия в лучшему проведению пути­ ны и союз этому деду также не по­ мог. Поатому надо считать их ответ­ ственными ва развал работы групп- B0MU. Надо принять все меры к ор­ ганизации соцсоревнования и удар­ ничества на верфи, •промфинплан ее должен быть пересмотрен, т. в. 50 ботов-вто— уже не наш темп, нужно 250-300 ботов в год. Вот чего тре­ бует от нас путина. Поставленные вадачи колонизации на побережье до 2000 рыбацких хо­ зяйств, требует от Рыбаксоюза повы­ сить свои строительные темпы. Рабочие верфи должны ответить встречным промфинпланом, уве­ личенным в несколько раз. Энергии и сил у них хватит. Лишь хозяйственник должен позаботиться о механизации верфи, заготовке ма­ териалов, жилье для рабочих, эллин­ ге, ремонтных мастерских и подго­ товке кадров, как строителей так и мотористов и судоводителей. И. Пикин. Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчай­ ший срок извить культурную и тех­ ническую отсталость широких масс трудящихся. Эта вадача не может быть разрешена без введения всеоб­ щего начального обязательного обу­ чения. По сравнению с дореволюционным временем начального обучения охва­ чен гораздо более широкий круг детей школьного возраста. Однако подготовка и проведение всеобщего начального обучения шли до еих пор неудовлетворительным темпом. Советские органы, в част­ ности наркомпросы и местные испол­ нительные комитеты, а также про­ фессиональные и общественные ор­ ганизация уделяли втому делу со­ вершенно недостаточное внимание. Центральный исполнительный ко­ митет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных местных органов власти ва то, что всеобщее начальное обу­ чение является важнейшей полити­ ческой задачей ближайшего времени. Вместе с тем ДИК CH I Союза ССР подчеркивают, что действительных успехов в этом деле можно достиг­ нуть только при условии активней­ шего участия широких масс трудя- щихеи и общественных организаций. Призывая профессиональные, ком­ сомольские, кооперативные и другие общественвые организации, а также в с е х р а б о ч и х , трудящихся крестьян, особевно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энер­ гию и добиться решительной победи на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнитель­ ный комитет и Совет народных ко­ миссаров Союза ССР постановляют: 1. Ввести с 30— 31 года повсеме­ стно в Союзе ССР всеобщее обяза­ тельное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8 , 9 и 10 л. в об'еме не менее 4- хлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе. Установить с 1930— 1931 года обязательное прохождение всего курса школ 1 ступени (первых четырех групп трудовой школы) для веех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста. 2. Ввести с 1930—1931 года обязательное обучение детей (маль­ чиков о девочек) в возрасте от И до 15 лет. Для них организуются ускоренные специальные 2 -годпчные и одногодичные школы, курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки). 3. Ввести с 1930— 1931 года всеобщее обязательное начальное обу­ чение детей (мальчиков и девочек) в об'еме школы семилетки в про мышленных городах, фабрично-завод­ ских районах и рабочих поселках, установил обязательное прохождение всего курса семидетней школы для всех детей, окавчивающих школу 1 ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окон­ чивших в 1929— 1930 году. Установить в тех же местностях с 1930—31 года обязательное про­ хождение всего вуреа школы семи- летки для всех детей, обучающихся б этих школах. В этих меетноетях должно быть обращено особое вни­ мание на развертывание сети фаб­ рично-заводских шкод семилеток. Правительства союзных и авто­ номных руспублик и враевы? (обла­ стные) исполнительные комитеты, а также райисполкомы могут вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую оче­ редь— в райноах сплошной коллекти­ визации. 4. Значительно усилить с 1930— 1931 года развертывание школ кол­ хозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932— 33 г. охватить ими основ­ ную массу колхозной молодежи. 5. В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допустмь для негородских поселений в отдельных вультурно-отсталых рес­ публиках и автономных, областях и некоторых отдаленных районах от­ ступление (не более, чем на 1— 2 г.) от указанных выше сроков проведе­ ния всеобщего обязательного обуче­ ния. Эти отступления разрешаются в каждом отдельном случае правитель­ ствами соответствующих союзных республик. 6 . Обязанность посылать в школу детей, которых введено обязательное обучение, возлагается на их роди­ телей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети. За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законадательства союзных республик. 7. Ответственность га проведение всех практических мероприятий, обеспечивающих осуществление все­ общего обязательного начального обучения, возлагаются на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты. 8 . Чтобы обеспечить всеобщее обя­ зательное начальное обучение необ­ ходимыми средствами принять сле­ дующие меры: а) начиная с 1930— 1931 года должны быть значительно усилены ассигнования, как по ме­ стному, так и по единому госудр- ственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ со специальной дотацией из общесоюз­ ного бюджета. Размер этой дотации устанавливается СНХ Союза ССР: б) в финансированию всеобщего обучения, а также в строительству, ремонту и оборудованию школ все­ общего обучения должны быть при­ влечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых планах хо­ зяйственных органов по крупному ка­ питальномустроительствудолжныпре­ дусматриватьсякапитальныевложения на строительство шкод для всеоб­ щего обучении в равмерах утвер­ ждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных респуб­ лик по принадлежности; в) должна быть привлечена самодеятельность широких трудящихся масс иа осно- социалистического соревнования (спе­ циальные отчисления, поступления от коллективной запашки культур­ ных гектаров вемли, помощь шефов, бесплатное трудовое участие проч.). 9. При расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основ­ ных промышленных районов в ра­ бочих центров, совхозов и сплошной коллективизации, а также культурно­ отсталых национальных районов. 10. Чтобы обспечить всеобщее обучевия необходимыми школьными помещениями, предложить прави­ тельствам союзных распубдиках из­ дать постановления об использовании по прямому назначению школьных помещений, занятых для других на­ добностей, а также об использовании под шкоды всеобщего обучения быв­ ших помещичьих усадеб, конфиско­ ванных кулацких домов и т. п. 11. Поручить правительствам союзных республик, а также орга­ нам, распределяющим строительные материалы, принять меры к обеспе­ чению строительства и капитального ремовта школ всеобщего обучения необходимыми строительными мате­ риалами в полном соответствии с планом осуществления всеобщего на­ чального обучения. Городские, поселковые и сельские советы, а также райисполкомы должны заканчивать ремонт школь­ ных эданий и мебели, а также за­ готовку товдива, книг, учебных по­ собий и письменных принадлежно­ стей до начала наступающего учеб­ ного года. 12. Чтобы обеспечить школы все­ общего начального обучения необхо­ димыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучевия, поручить прави­ тельствам союзных республик про­ вести следующие мероприятия: а) срочно развернуть сеть педагогиче­ ских институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, уведечить количество учащихся в них, а так-же усилить применении других форм подготовки учителей; б) при­ нять меры в привлечению на педа­ гогическую работу учителей, рабо­ тающих не по специальности; в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производствен­ ной практике учащихся педагогиче­ ских учебных заведений; г) усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей. 13. Поручить правительствам со­ юзных республик установить нормаль­ ное количество учащихся на одного учителя. 14. Поручить правительствам союзных республик пересмотреть учебные планы и программы педа­ гогических ивституадв, техникумов и курсов и провести в жизнь меро­ приятия, обеспечивающие марксистко- девинскую и политехническую подго­ товку учителей. 15. Учитывая важность и слож­ ность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правитель­ ствам союзных республик значитель­ но учучшнть материальное положение учителей трудовой школы. Обеспечить с 1930— 1931 года снабжение учителей сельской трудо­ вой шкоды продовольствием и про­ мышленными товарами по нормам, установленным дли промышленных рабочих. 16. Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков п бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следую­ щие меры: а) с 1930— 1931 г. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплат­ ного снабжении учебниками, пись­ менными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и т. п.: для этого должны быть уве­ личены бюджетные ассигнования на эту помощь, привлечены средства общественных организаций, а также должны быть образованы специаль­ ные фовды в порядке, устанавли­ ваемом СНБ Союза ССР; предложить Наркомторгу Союза ССР и Центро­ союзу Союза ССС принять меры к созданию на местах фовдов продо­ вольствия, обуви и одежды для удов­ летворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения; б) ши­ роко раззернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступ­ ления в начальную шкоду, подго­ товку детей рабочих, батраков дере­ венской бодноты. В этому необходимо привлечь в порядке общественной работы учителей, актив родителей, учащихся старших групп, пионер­ ские организации, а также исполь­ зовать в порядке производственной практике учащихся педагогических вувов и техникумов; в) всемерно усилить политехнический характер шкод всеобщего обучения; г) пору­ чить правительствам союзных рес­ публик установить в трудовой школе нормальную продолжительность учеб­ ного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом мест­ ных особеввостей. 17. В целях мобилизации средств и сил советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения создать в сроч­ ном порядке при краевых (област­ ных) исполнительных комитетах^ райисполкомах, городских, поселко­ вых в сельских советах комитеты содействия всеобщему обязательному обучению. 18. Поручить правительствам союзных республик на основе настоя­ щего постановления: а) не позднее чем в 10 -дневный срок издать по­ становления о введение всеобщего обязательного начального обучения; б) при пересмотре пятилетнего плана культурного строительства разрабо­ тать планы проведения всеобщего обязательного начального обучения, предусмотреть необходимость обеспе­ чить выполнение этих планов сред­ ствами, школьными помещениями и педагогическими силами. 19. Поручить Народному комисса­ риату рабоче-крестьянской инспек­ ции Союза ССР, народным комисса­ риатам рабоче-крестьянской инспек­ ции союзных республик установить систематическое наблюдение га про­ ведением всеобщего обязательного обучения. Председатель ЦИК СССР. М. КАЛИНИН. Зам. председателя Совнаркома СССР Я . РУДЗУТАК. Секретарь ЦИКга СССР А. ЕНУКИДЗЕ Москва, Кремль, 14 августа 1930 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz