Полярная правда. 1928, сентябрь

ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 8 сентября 1928 г. MS 102 В П0 }( ОД 3 П КУЛЬТУР ОЙ! „В стране безграмотной, построить коммунистическое общество нельзя" ЛЕНИН. ДО Л Г К О М С О МО Л А С 1 сентября комсомолом об‘явлен месяц для организац 1 и работ по ликвидации неграмотности, месяц мобилизации комсомольских сил на борьбу с этим величавшим врагом. Неграмотность унаследованная от царизма есть величайшая язаа на теле страны Советов, есть величай­ шее препятствие на путях социали­ стического строительства. Неграмот­ ности, это коллосвльный враг, для борьбы с которым нужчы величай­ шие силы, силы хорошо сплоченные и организованные, нужна упорная борьба. Только таким путем можно побздить этого исполинского врага. Задача комсомольской организации — быть в первых шеренгах бэйцов на фронте ликвидации неграмотности Задача комсомола— проявить свою инициативу, свой почин в деле орга- низацги отрядов ДЛЯ борьбы С ликвидацией неграмотности. И в первую очередь в кратчайший же сроз комсомол должен ликввдировать неграмотность среди своих членов. Задача комсомола ио5ал*8овать свои лучшие силы в помощь профсоюзам ■ органам политпросвета на борьбу с неграмотностью. Комсомол! Твой долг пробудить миллионные массы неграмотной мо­ лодежи от вековой спячви. Твой долг втянуть эти миллионные MiCCbl в пункты ликвидации неграмотности. Через них привести эти массы в движение, приобщив их к великой социалистической стройке. Только прв условии выделения на это дело лучших сип комсомола i организащи лучшего руководства этой работой, комсомол сумеет вы ­ полнить свои задачи. И это комсомол должен сде­ лать. Г. Шерешков. Б Ь Е М Т Р Е В О Г У VIII с*езд ВЛКСН решил 1. С 1-го сент. 1928 г. провести месячник ликвидации неграмот­ ности для реализации решений с'езда ВЛКСМ о ликбезе и для проверки участия комсомола в этой работе. 2. Мобилизовать, подготовить (через органы народного обра­ зования) 1.000 комсомольцев на работу по ликвидации неграмот­ ности (в распоряжение местных грамчена). 3. Каждый грамотный комсо­ молец должен найти и обучить одного неграмотного (и в горо­ де и в деревне). 4. Ликвидировать неграмот­ ность среди членов ВЛКСМ. 5. Провести широкую кампа­ нию по вовлечению комсомоль­ цев в педагогические техникумы для систематической подготов­ ки кадров учителей школ I сту ­ пени. 6. Установить каждую осень праздник начала учебы (для школ, нурсов и высших учеб­ ных заведений). 7. Провести конкурс на луч­ шую ячейку ВЛКСМ, участвую­ щую в работе ОДН. 8. Каждому комитету ВЛКСМ (и ячейке КСМ) выделить упол­ номоченного в ОДН, системати­ чески проверять через него уча­ стие комсомола в ликвидации неграмотности и малограмотно­ сти. Советская общественность не ор­ ганизована вокруг важнейшего уча­ стка ншего культурного строитель­ ства — вокруг дела лиавидвции не­ грамотности. Общество «Долой неграмотность» с самого начала своей деятельности не сумело завоевать у нас на Мур- мане внимания трудящсхся масс. Эгим самым оно варанев было обре­ чено на бездеятельность к прозяба­ ние. 3 i все время своего существо­ вания оно никогда не гило кипу­ чей и напряженной деятельностью но Л1квид8ции неграмотности. Но то, что мы имеем в ОДН за последние полтора года никогда не будет превзойдено. То, что мы ммеем сейчас в ОДН— это не живая ■ жиз­ неспособная органивацвя, это нельзя назвать даже ходячим трупом, это просто труп, который полтора года лежит в могиле преступ­ ной бездеятельности и с каж ­ дым днем все более, все силь­ нее разлагается, распространяя вокруг себя невообразимое зло­ воние... Нужны факты? 05ратиесь за ними к предеед&- телю Окружного Совета ОДП т. По­ номареву Спросите его, кач npoto- дит работа ОДН, что делает Оаруж- ной Совет и каковы перспективы работы по ликвидации неграмотно- ности в округ! ? Ничего внятного, кроме нечлезо- равдельного мычания „об условиях" о «перегруженное!!» ж прочях «об- ективвых обстоятельствах». Спуститесь в нивы на предприя­ тий, в райкомы. Спросие что делают там ячейви ОДН. На вас удивленно поснотрят и скажут, что таких диковин у них не водится. И только немногие старожилы смогут указать вам, как редкие экспонаты... протоколы ячеек 8а 1925 год в случайно уцелевшую печань. И это— черев полгода с лешаам после ршений XV парто'евда о раз­ вертывании широчайшего культур­ ного строительства. Эго— в момент, когда вопросы культурной револю­ ции становятся основным стержнем нашей работы, когда неграмотность в нашей стране остается на преж­ нем уровне и грозит перейти в наступление. В этой позорной спячке,— кто-то виноват.. Кого то нужно привлечь к ответу за эту преступнейшую бездеятель­ ность общество? Мудрая народная пословица гово- р?т: срыба гниет с головы». ОДН— не рыба, но нет никаких сомнений, что гниение началось в нем не с низов, а с руководящей головни. Окружной Совет ОДН — глав­ ный виновнин в бездеятельности общества. Под его (совета) «руководством, при его содействии» развалилась Мурманская окружная организация ОДН. Это его нужно будет в пер­ вую очередь привлечь к ответствен­ ности и поставить на суд нашей советсной общественности. И затем— низы и наши обществен­ ные организации. Если ОДН на гла­ вах у всех равлагалось и рЕввалива- лось— на нашей общественности ле­ жала прямая обязанность: принять своевременные меры, не допустив окончательного раввала общества. Этого не было сделано с достаточ­ ной энергией. И в этом— вина и пар­ тийных, и комсомольских, и профес­ сиональных организаций. Нужно эту вину исправить. Нуж ­ но теперь принять срочные меры в тону, чтобы оживить ОДН и развер­ нуть его практическую работу. Мы предлагаем: 1. Обсудить вопрос об орга­ низации и оживлении ячеек ОДН на партийных и номсомольсних собраниях. 2. Мобилизовать на работу в ОДН—50 человек партийного и комсомольского актива. 3. Выделить организационное бюро в составе представителей ОК ВКП (б), ВЛКСМ и Политпро­ света для налаживания работы общества. 4 В полуторамесячный ср<№ подготовить созыв Окружной Конференции ОДН. Е. Двинин, В. Рощин и Г. Шерешков. План конкурса на лучшую комсомоль­ скую ячейну округа по борьбе с не­ грамотностью 1. Цель нонкурса— мобилизо­ вать на борьбу с неграмот­ ностью внимание и силы ном­ сомольсних ячеек. 2. Конкурс начинается 15 сен­ тября и кончается 15 марта. 3. В конкурсе имеют право уча­ ствовать все ячейки и коллективы ВЛКСМ округа. 4. Лучшей будет признана та ячейка, которая: а) окажет наибольшую помощь местным профессиональным органи­ зациям и политпросветорганам в работе по ликвидации неграмотности. б) обучит силами комсомольцев наибольшее количество неграмотных. в) привлечет к делу индивидуаль­ ного обучения наибольшее количе­ ство беспартийной молодежи. г) проведет наиболее удачно (с наибольшим результатом) агиткампа­ нию за ликвидацию неграмотности. д) лучше всего организует суббот­ ник в пользу школьного строитель­ с т в а . е) добьется наибольших результа­ тов в раз'яснительной работе среди родителей об отпуске детей в школу. ж ) проведет с наибольшим резуль­ татом работу по обеспечению уча­ щимся в школах детям, полного прохождения курса. 5. Для руководства нонкурсом при ОК ВЛКСМ создается окруж­ ная конкурсная комиссия в со­ ставе представителей Окрполит- просвета, Окрпрофбюро, ОК ОДН под АПО ред. «Полярная Правда» председательством зав. Окркружкома ВЛКСМ. 6. В районах для руководства ков- курсом создаются районные комис­ сии в составе представителей полит­ просвета и ОДН под председатель­ ством зав. АПО Р К ВЛКСМ . 7. Ячейки принимающие участие в конкурсе не позднее 20 февраля отсылают материалы о своей работе в районные конкурсные комиссии. 8. Районные конкурсные комиссии на осиове присланных материалов определяют лучшие ячейки по борьбе с неграмотностью и посылают мате­ риалы о работе этих ячеек в окруж­ ную комиссию. 9. При определении лучшей ячейки по борьбе с неграмотностью будут учитываться условия, в которых про­ ходит ячейковая работа. 10. В городе ячейки и коллективы, принимающие участие в конкурсе посылают материалы о своей работе в окружную комиссию. 11. Лучшие ячейки получат сле­ дующие призы: а) Лучшая деревенская ячейка получает радиоустановку или (если последняя в селе имеется), гармошку. б) Лучшая городская ячейка получает облигацию 2 займа индустриализации. 12. Материалы о выявленных лучших ячейках районов и округа посылаются в ЦК на предмет участия этих ячеек во Всесоюз­ ном конкурсе на лучшую ячейку по. борьбе с неграмотностью. ОК ВЛКСМ Б У Д Е М Летняя работа пионеров закончена. Сейчас дуиы пионеров и вожатых уже направлены в ciopoiy учебы, пионерского клуба и зимней работы. Бак перейти на 8ииние формы работы? Чем заняться после 3-х ме­ сячного <отдыха>? Об этом должен подумать каждый пионерский отряд, каждая ячейка комсомола. Зимняя работа должаа разверты­ ваться в клубе. Но к сожалению 8а неболипим исключением клуб по­ хож на клетушку с грязными сте­ нами и полом, выбигыми стекл&ми и испорчеаной печью. ^Г&кое поме- щение предоставляется пионерам. Для того чтобы 8Имой клуб мог быть баэой для работы отряд», о нем уже пора задуматься. Наша 8адача сделать клуб уютным, чистым и приспособленным для работы. Основной работой отрядов юных пионеров зимой являются техническо- трудовые кружки. В прошлые годы кружки начинали развертывать ра­ боту не раньше марта. 08 8а поздне­ го развертывания учебы программа эанятий не прорабатывалась до конца Единственная 'возможность во время приступить к работе кружков заключается в том, чтобы сейчас начать подготовку: наметить основ­ ные кружки, которые будут работать Г ОТ ОВ Ы виной, приобрести необходимые по­ собия и инструменты и подыскать руководителей. Помимо этого в сентябре начинается школьная учеба. Начало учебы от­ ряд должен встретить во всеоружии. До сих пор обычно самоорганизация учащвхся идет самотеком с помощью учителя. Форпост в этом деле не при­ нимает участая; бывает так, что я он сам организовывается после выборов учкома, комиссий и т. д. Такого по­ ложения в этом году быть не должно Сейчас необходимо провести с пионе­ рами ряд совещаний, чтобы обеспе­ чить их организованное участие в выборах школьного самоуправления. <Форпост должен быть вакваской новой школы> (Крупская,) первым помощником в ж«вых начинаниях педагогов и их инициатором. Черев него должяа^итхи вся связь и увяз­ ка работы шкоды и пионеротряда. Вот частица тех основных воп­ росов, которыми должны сейчас за­ няться пионерские отряды м комсо­ мольские ячейки. Кроме этого нужно найти десятки своих „собственных“ дел, чтобы обеспечить правильный бесперебойный переход пионерских отрядов на вимные формы работы. В. Рощин. По неграмотности— огонь культпохода Неграмотность— это наше слабое место, на которое комсомол до сего времена не обращал достаточно вни­ мания. Неграмотность в нашем крае, да и во веем Союзе СОР— являетоя самым большим препятствии на пути строительства социализма. А где есть неграмотные, там есть н религиоз­ ные предрассудки, — они непремен­ ные спутники темных невежествен­ ных людей, I следовательно также являются тормозом нашего нового строительства. Поэтому сюда, на борьбу с не­ грамотностью и поповским дурманом, комсомол и должен прежде всего на­ превать сбой огонь во время куль­ турного похода. Он не должен прек­ ращать атой работы и по окончании культурного похода. Надо оживить ату работу в ячей­ ках безбожников ж О-ва „долой неграмотность". Мы внаем, что работа этих ячеек не на должной высоте. Устраним старые, рабские рели­ гиозные обычаи, поведем молодежь и взрослое население к новому быту, к социалистическому хозяйству. И. Пинин. Все силы на ликвидацию неграмотности В течении сентября Окрполит- просветом проводится подготовка к открытию школ ликбеза и учета всех неграмотных в городе. Комсомольцы должны принять активное участие по учету негра­ мотных в городе. Каждая ячейка дает одного— двух обследователей. С учета неграмотных, с работы ликбева комсомольцы начнут куль­ турный поход ва грамотность, за культуру, 8а новый быт. Каждая ячейка— даешь обследо­ вателя! Каждый комсомолец, регистрируй неграмотного. Больше сил на работу по ликбезу. Б. Фаворов. Комсомольцы, пишите о культпоходе З а ч е м о н а Маг — это волшебник, человек, отдающий свои рабочие и сверхуроч­ ные часы изобретению чудес, дико­ винок и всякой колдовской чертов­ щины. Магистр— это ученая степень, человек— знаток, наставник. Магистраль — это линия, сеть, не для улова рыб, а для подачи воды— тогда это водопроводная, для движения поездов— тогда это же­ лезнодорожная, для связи — 'тогда это телеграфная... Жужжат провода, гудят рельсы и шумят трубы— магистрали на пол­ ном ходу. Но вдруг лопнет одна, ну скажем, водопроводная, ну, примерно, подаю­ щая воду для строющейся заразной больницы, ну как на грех, в самый неподходящий момент. Обычно принято чинить брюки если они продрались. Насчет маги­ страли надо еще подумать: может быть ей удобнее так, лопнувши... может она это, нарочно... И задумались многодумные и по­ лилась чернильная река рассужде­ ний, препирательств, выяснений, урегулирований по поводу так неприлично лопнувшей магистрали. Окрздрав завопил в июле: л о п н у л а... — Чините, товарищи, она лоп­ нула, нельзя стройку кончить! Откомхоз величественно воскли­ цает: — Не по адресу— арендатор-то „железка“ !... Окрздрав неутомим: он просто захотел починить поскорей трубы, ну, правда, нескромное хотение при нашей „отзывчивости14, но это дело вкуса .. Медики— в „железку". — Чини и и т-е!... Водопровод —это не баран на­ чихал, это не просто, много воды или водомер, это, кратко говоря— учреждение. Значит: — Не по адресу: хозяин-то От­ комхоз... Окрздрав, он хитрый: он опять по „первопутку": — Откомхоз, ау? Жаждем влаги, чини и-и-те..4. На этот раз в Комхозе раз- сердились:— что в самом деле, чу ­ даки право, ведь передана вам в 1927 г. эта магистраль вместе с больницей, ну и чините— ибо период эксплоатационный. Окрздрав скромно, тихо спраши­ вает: — Можно ва наш счет, а? Сами сделаем, товарищи, ей пра, сами, а? РКИ, косо взглянув на „преющих*4, решила все таки, что дело пока что лопается,как злосчастная магистраль. — В чьем ведении лопнувшая? — Откомхоз—он договор на пере­ дачу не заключал, мы до сих пор не арендуем,— доносится с дороги. — „Железка“ починит, она об­ щий арендатор водопровода, ей, ей „всучите" — слышатся иэ благо­ устройства. — Постройка ваша вы и чини­ те,— несется из чугунных труб. Кому-то надоело (или как-то иначе), но он снял трубку, позвонил ПЧ*9 и приказал починить сейчас же, а потом настаивать на оформле­ нии договора и приемке магистрали. Успокойтесь— починили!.. По­ чинили... в два часа (?!?!). Она уже дает воду. Она уже спаяна, уже не плачет холодными етруйками. Уже спокойно говорят медики, поглядывая миролюбиво, на глухо сопящих комхозников и косящих глазом железнодорожников. И только, вглядываясь сокрушенно в плачущие лица одиннадцати бумажных листов, запечатлевших историю лопнувшей магистрали, недоуменно спрашиваешь: — Зачем она лопнула?... Борис Фейман»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz