Полярная правда. 1928, май

А6 57 19 мая 1928 г П О Л Я РН АЯ П Р А В Д А 2 К ОКРУЖНОМУ СОВЕЩАНИЮ ПРОПАГАНДИСТОВ Партучеба в деревне дала хорошие резуль­ таты Предварительные итоги партпро­ свещения в деревне говорят о том, что сеть партийной учебы в 1927— 28 году выросла и в количествен­ ном и в качественном отношении по сравнению с прошлыми годами. В этом учебном году деревенская сеть просвещения к началу учебы состояла И8 44 единиц, вместо 30 в прошлом году. Сейчас мы можем подвести итоги работы 36 школ, так как две школы распались в процессе учебы, а по шести школам Терского района еще нет сведений. Что мы имеем в деревне в концу учебы? Прежде всего надо отметить, что в этом году увеличилось количество форм учебы. Так мы имели сокра­ щенные школы, стационарные, круж­ ки актива, школы передвижки, кружки политэкономии, экономиче­ ской политики, по изучению истории партии и индивидуальное самообра зование. Это разнообразие форм учебы дало возможность вовлечь в сеть партобразования деревенский актив в количестве 69 человек, вместо 20 в прошлом году. Всего закончило учебу в этом году 655 человек. Из них число слушателей рыбаков составляет 58,6 проц., рабочих по линии железной дороги— 30,4 проц. и только И проц.— составляют про чие, в то время, как в прошлом году количество прочих равнялось 27 проц. По не все обстояло гладко. Было не мало отрицательных сторон в деревенской партучебе. Неприспособленность учебников к местным условиям приводила к тому, что беседы не вызывали большого интереса, прорабойа некоторых материалов была трудной для слуша­ телей. Слушатель рыбак, не выезжав­ ший дальше своего рыбацкого ста­ новища, никак не мог себе пред­ ставить, что такое трактор, трех польная система и т. п. Поэтому сейчас, надо ставить вопрос о том, чтобы и учебник и программа отвечали до известной степени усло­ виям нашего края. Вторая, не менее важная, эадача —изыскать методы руководства деревенской партучебой. В то время, как городские руководители школ имеют возможность посещать семи­ нарии, консультации, слушать до­ клады, получать руководство от АПО, деревенские руководы предо­ ставлены самим себе. И, наконец, третья задача—свое­ временно начать подготовку к раз­ вертыванию сети учебы; надо свое­ временно снабдить деревенские школы учебниками и своевременно начать учебный год. О —в. Тщательный отбор при комплектовании необходимое условие Опыт этого учебного года еще раз показал, что неправильное ком­ плектование школ и кружков яв дяется одним из условий, которые ухудшают качество учебы. В этом году в городской сети партпросвещения утечка слуша­ телей из сети равна 34,4 проц., т. в. больше прошлого года на 7,4 проц. Чем объяснить, что */з слушателей «утекает» из сети учебы? Это можно об'яснить тем, что при развертывании учебы часть ячеек провела комплектование, ме­ ханически записывая слушателей. В результате один болен, другой в отпуску, третий малограмотный, четвертый — слишком развит для низовой сети и т. д. Ячейки не учитывали при комплектовании ни подготовки, ни заинтересованности слушателя. На будущее время, особенно сле­ дует обратить внимание на подбор слушателей в сеть учебы актива. В этом году был случай, когда в агит- школе был малограмотный слуша­ тель Надо серьезней отнестись к ком­ плектованию. Надо делать тщатель­ ный подбор слушателей, учитывая и заинтересованность и подготовку и другие необходимые условия. Руковод. Как <мелочи> влияют на ход учебы О материальных условиях, имею­ щих большое значение для успеш­ ного хода учебы у нас до сего вре­ мени мало заботятся. Организаторы школ и кружков при ячейках ВКП(б) вели своевре­ менно подготовку к комплектованию, но о таких «мелочах», как поме­ щение, столы, скамейки, свет, отоп­ ление, класные доски, географиче­ ские карты, диаграммы и пр.—об этом никто не подумал. В результате— это отражалось на ходе занятий. В Тяге занимались с перебоями: за зиму сокращенная школа переменила три места и все они для школы никоим образом не подходили. Немногим лучше было и в ряде других школ. ir школы ТПО поме­ щение было холодное. Школа мили ции занималась в общежитии, не было приспособлено помещение для школы в ГПУ, а также на траль­ щике, агитшкола также постоянного помещения не имела.* П этих примеров, ошибок коллек­ тивов достаточно для того, чтобы учесть все это и не повторить их в будущем. Обследователь школ. Учебу начать раньше В этом году, как один из пробе­ лов в учебе, надо отметить—неодно­ временное и позднее начало учебы в городе. Несмотря на то, что со стороны АПО подготовка к развертыванию сети партучебы началась еще в июле 1927 года, в ячейках вопросы учебы начали прорабатываться только в августе. Поэтому учеба началась с опозданием и неодновременно. Часть школ и кружков начала заниматься во втор)й половине октября, часть в ноябре, а часть даже позднее. В результате многим школам при­ шлось сокращать программу, торо­ питься с окончанием учебы к сроку, особенно по сети актива. В 1928—29 году, учебу, как предельный срок, необходимо начать не поздьее 1 октября и при том одновременно всей сети. Лучше раньше начать с осени и закончить учебу раньше весной, не позже 1 апреля. Молвистов. Завтра начинается международная детская неделя ПОД ЛОЗУНГОМ САМОКРИТИКИ и КОНТРОЛЯ Прошедшие перевыборыбюроячеек | дали в окружной парторганизации | новый под'ем активности и расши­ рение форм внутрипартийной демо­ кратии. Значительно лучше, нежели в предыдущие кампании, проведенная подготовительная работа обеспечила прохождение кампании в намечен ные сроки, внесла большую плано­ вость в ее проведение. За две не­ дели до перевыборов приступили к работе во всех ячейках обследова­ тельские комиссии. В своей работе эти комиссии сумели изжить ста­ рые недостатки—малый охват во­ просов, сведение работы в ревизии коллектива, проведение своей работы без согласованности с общим планом кампании. Проработка ими мате­ риала была более тщательной и вни­ мание было правильно сосредоточено на проверке выполнения основных партийных директив, проверке вы­ полнения решений, вынесенных са­ мими коллективами. Некоторые ошибки были допущены лишь при выборах обследовательских комиссий; почти все обследовательские комис­ сии предварительно намечались на бюро коллектива, однако, это не по­ мешало большинству обследователь­ ских комиссий вполне объективно и с очень, под час, жесткой критикой подходить в оценке работы бюро. Достаточно проведенная подгото­ вительная работа сказалась на всем ходе отчетно-перевыборной кампании. Во всех особенно крупных ячейках была высокая активность присут­ ствующих на перевыборных собра­ ниях. В среднем по городу было 10— 12 выступлений на каждое собрание в рабочих ячейках и 7— 8 выступлений в остальных гор‘- ячейках. Меньшее количество высту­ павших в деревенских ячейках выз­ вано тодьво малочисленностью их состава. Итоги перевыборов бюро партячеек Выступления по отчетным докла­ дам бюро коллектива носили исклю­ чительно деловой характер, при чем, пожалуй впервые, была широко раз­ вернута самокритика. Недостатком, конечао, явилось то, чго эта само­ критика не везде была сосредото­ чена на отдельных фактах и отдель­ ных лицах. Выступающие критико­ вали в большинстве мероприятия бюро в той или иной отрасли, но не выявляли причин, или людей, тормозивших проведение решений, допускавших ляпсусы, или извраще­ ния в работе. Много внимания было уделено вопросам ответственности, главным образом, по ливи повыше­ ния ответственности товарищей, по­ дучающих то или иное партийное задание. Следует считать, что кампания выявила одно из наиболее слабых мест в нашей партийной работе— очень слабый контроль над выпол-' нением партийных директив Об этом очень много говорилось, всюду намечены практические мероприятия по усилению контроля и поднятию ответственностикоммунистов и можно полагать, что будет известный сдвиг в этой области в работе нового со­ става бюро ячеек. Пожалуй, мало внимания было уделено вопросам рационализации методов и форм партийной работы. Старый состав бюро ячеек в этой отрасли сделал мало, или вернее— почти что ничего. На собраниях то­ варищи выступали и говорили о чрезмерной перегрузке, оперегрузке, главным образом, заседаниями. Но такие вопросы, как намечение кон­ кретных путей к изжитию всех этих недостатков, почти не нашли отражения в практических предло­ жениях. В лучшем случае вставля­ лись пункты о пересмотре нагрузок и о некотором совращении заседаний по партийной линии. Однако, пер­ вые данные о работе новых составов бюро говорят ва то, что сейчас эти вопросы в большинстве коллективов все же поставлены. Насколько было привлечено вни­ мание организаций к основным во­ просам текущей партийной работы, можно судить по тому, что почти во всех ячейках такие вопросы, как рост партии и работа с беспартий­ ным активом, работа с беднотой и артелизация рыбацкого хозяйства, работапроизводственных комиссий,— ваняли исключительно важное место в выступлениях. Каковы же изменения в социаль­ ном составе бюро ячеек после выбо­ ров? Надо сказать, что следовало бы ожидать гораздо более внимательного отношения к улучшению социального состава бюро ячеек. А мы имеем такие факты, когда в рабочих ячей­ ках—из 9 членов бюро— только 4 рабочих, непосредственно с произ водства. Все таки состав бюро рабо­ чих ячеек улучшился. Процент ра­ бочих по социальному положению в составе бюро ячеек составляет 87,3 проц (было 83 проц) и по роду занятий 54,7 проц (было 51 проц.}. В общем же составе бюро ячеек значительно выросла группа кре­ стьян рыбаков по социальному поло­ жению и по роду занятий. Благо­ даря этому даже при некотором сни­ жении рабочего ядра группа служа­ щих уменьшилась. Внимание организации после пе­ ревыборов должно быть привлечено, помимо вопросов об упрощении форм и методов партийной работы, глав­ ным образом, к более быстрому практическому проведению решений, вынесенных по отчетным докладам бюро, при чем выполнение этих ре­ шений должно быть обставлено на­ лаживанием повседневного контроля 8а их выполнением. В . Захаров . Два миллиона детей рабочих i крестьян будут подводить итоги своим, на первый вэгляд, маленьким делам, два миллиона детей Совет­ ского Союэа будут перекликаться с пролетарскими детьми вапада. Громадная, двухмиллионная дет­ ская армая провела еще один год своей работы, год посильной помощи и участия в деле социалистического строительства. Пионерские военные кружки, ма­ стерские в пионерских отрядах, мно­ гим кажущиеся сигрой», детской эаб&вой, на самом деле не игра i не забава— это «аленькие вкравчи- ви, кладущиеся детскими руками в здание нашего социалистического об­ щества. Никогда не надо забывать, что пионерская организация идет в наше общество как новое, лишенное очень многих недостатков, которые есть у нас, поколение. Культурные, обще­ ственные и трудовые навыки день за днем приваваемые в пионерской организации скажутся тогда, когда это новое поколение пойдет в про­ изводство, пойдет в коллективное хозяйство в деревне, пойдет в об­ щественную работу, когда малень­ кие пионерские изобретатели вы­ растут в техников, ивженеров. II тогда все те затраты, все то внима­ ние, которое мы должны уделять пионерам, чтобы дать им эти навы­ ки, оправдают себя новым размахом нашего строительства. Е сожалению об этом очень мало думают. Большинство ив нас энает пионеров, как детей с красными галстуками, но очень мало иэ нас 1 ва галстуком я 8а барабаном видят творческую созидательную работу, которая ведется в пионерском отряде. Возможно, да и то вряд-ли, что этим можно объяснить: „чиновничье, бюрократическое отношение к пионер- работе, как в мелкому делу, как в детской работе" (теэисы в YUI съез­ ду ВЛКСМ по докладу Крупской). Этого чвноБничьего, подчас, бево- бравного отношения в пионерской организации, еще слашком много. Каждое начанавие, каждое дедо пио­ неров, требующее хоть самой ма­ ленькой затраты материальных средств,— в большинстве случаев проходит сквоэь строй бездушно- формального отношения, ироничес­ ких улыбок, не только ховяйствен- ных органавацвй, но очень часто профессиональных и даже советсвих. П партийные ячейки нажимают в таках вопросах не очень-то охотно. Да хорошо, если комсомольская ячей­ ка во время вспомнит, что нужно пионерскому отряду. Поэтому первая задача, которая встает в первую очередь перед пар­ тийными организациями в междуна­ родную детскую неделю— это вопрос о^том, что нужно, наконец, важдой партийной ячейве признать пионер­ скую работу, работой большой важ­ ности, работой по созданию новых кадров строителей, работой, которая требует самого серьезного, самого усаленного внимания состороны важ- дой партийной ячейки, каждой обще- ственнной, профессиональной и хо­ зяйственной организации. Политическое воспитание пионе­ ров, воспитание их в духе нашей партии, тоже требует большого вни­ мания партийных ячеек. Надо, что­ бы чаще партийцы были в пионер­ ских отрядах, на живых примерах знакомили пионеров с историей и практикой работы нашей партии. Нужно, чтобы ни один партиец не показал ни одного плохого примера пионеру, которого он воспитывает. Когда мы поставим пионерскую работу поближе в себе, овружим пионеров заботливым и внимательным отношением, мы своро увидим ре­ альный рост и результаты этой ра­ боты и сможем свавать, что выпол­ няем те задачи, которые стоят пе­ ред нами в деле подготовки смены. Годичный путь Мурманской пионерии Годичный путь Мурманской пао- нер-организации можно отметить, как путь значительных достижений в работе. Мурманская пионер-органивация, 8а последнее время выросшая 8а счет новых пионеров и октябрят, насчи­ тывает сейчас 686 пионеров и 240 октябрят. Мы имеем на сегодняшний день до 50 различных техничеоко- трудовых вружков, в которых пио­ неры и неорганизованная детвора приобретают трудовые и техниче­ ские навыки. Вопрос об органива- ции досуга пионеров также сдвинут с мертвой точки. Огряды серьезно взялись 8а эту работу, организуя детские утренники, прогулки, игры, отвлекая неорганизованную детвору от бесцельного шатания по фойэ клубов, от разлагающего действия улицы. Лозунг партии— .укрепление обо­ роноспособности CCCP;t, не прошел мимо пионер организации. Отряды развернули работу по военному во­ спитанию пионеров, имеются воен­ ные уголки, кружки по изучению сигнализации, санитарные кружки, были проведены стрелковые и лыж­ ные соревнования. Говоря о достижениях, нельзя не остановиться на тех трудностях, ва- вие встречаются на пути работыпи­ онер организации. Большой и важ­ ный вопрос о помощи и эаботе о пионерах все еще остается на 8а- дворках наших общественных орга­ низаций. Теперь мы должны потре­ бовать большего внимания со сто­ роны этих организаций в работе пи­ онеров. Тевисы к УШ с*е8ду ВЛКСМ под­ черкивают, что €дедо воспитания под­ растающего поколения должно по праву занять несравненно большее место в работе партии, комсомола, советских органов и профсоюзов. Только тогда, когда все эти органи­ зации окружат вниманием пмнер- ское движение и окажут ему дей­ ствительную практаческую помощь, пионерское движение станет действи­ тельным организатором и руководи­ телем масс детей, обеспечив на деде коммунистическое воспитание подра­ стающего покодения>. В. Рощ ип . Сучкии зодоринки в Комсомольское руководство У нас зачастую бывает еще т а к ; во время международное детской не­ дели, на всевозможных празднествах, митингах и торжественных заседа­ ниях, о пионерах гозорят очень хо­ рошо и красиво, но когда эти кра­ сивые речи заканчиваются, закан­ чивается и помощь этим пионерам. До сих помощь в практической ра­ боте бывает ещ<? очень и очень не­ значительной. Руководство Комсомола пионер-ра­ ботой большинством наших орга­ низаций понимается очень однобоко. Обычно ячейки заносят в план ра­ боты такой пункт: сваслушать до­ клад пионер отряда>. После докла­ да, раз в три месяца, выносятся практические предложения и тогда бюро ячейки с облегчением вздыхает: долг перед пионерской организацией выполнен, комсомсльское руководство проведено. Это не голословность. По сведе­ ниям, воторые имеются в Окрбюро ДКО—таким обраэом „руководят* пионерской работой большинство ком- роботе с пионерами не должно быть казенным сомольских ячеек города. Помочь пионер-отряду в организа­ ции переплетного кружка, столяр­ ной мастерской, найти два — три рубля для проведения того или ино­ го мероприятия, выделить комсомоль­ цев для практической работы в от­ ряде, для руководства кружками, для проведения бесед— то в чем пионер­ ская организация имеет особо ост­ рую нужду—от этого наши ячейки стараются отмахнуться, не заметить, пройти мимо, поручить это дело... вожатому или комсомольскому ядру. А потом через три месяца опять доклад, опять достается вожатому „на орехи“ 8а недостатки пионер­ ской работы. Тевисы ЦК ВЛКСМ в VIU с'еэду, ставящие со всей остротой вопрос о действительной поиощи Комсомола пионерской организации, должны вы­ полняться каждой вомсомодьсвой ячейкой. Казенному отношевию к вопросам руководства детским движением ну­ жно положить предел. А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz