Полярная правда. 1928, март

2 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 31 марта 1928 г. MI 38 С М О Т Р П А Р Т У Ч Е Б Ы Как работают школы к-ва грузчиков 89 проц. удалось охватить партшколами.— Ночная работа влияет на подготовку слушателей.— Нормальная школа—на полпути.—Сокращенная шнола и кружок работают без перебоев. Портучеба проходит удовлетворительно Коллектив грузчиков развернул в начале учебного ^года школы: две сокращенных (русскую и финскую), одну нормальную и кружок текущей политики. Через некоторое время открылась также сокращенная школа для китайцев. Часть партийцев из нашего кол­ лектива, не вошедшая в эти школы, стала заниматься в агитшколе, в марксистско -ленинским кружке и вечерней совпартшколе. Таким образом, разными формами партийной учебы охвачено 105 пар­ тийцев из общего коллектива в 118 чел. и 18 беспартийных. р Благодаря условиям нашего произ­ водства. в самом начале учебы по­ сещаемость партшкол была неравно­ мерна. В средней у'йна доходила всетаки до 72 проц. В отдельвых школах посещаемость была ниже. Так, например, в нормальную школу из 26 записавшихся ходило, в большинстве случаев, 10— 11 чел. Коллектив уделил большое вни­ мание партийной учебе. На бюро были заслушаны доклады всех школ. Вопросы партучебы разбирались не только на 6iopj, но и на общих со­ браниях. А отдельные школы от­ читывались и на цеховых ячейках. Большое внимание было уделено тому, чтобы урегулировать посещае­ мость. Но осуществить это на деле оказалось не так просто. Как только приходили пар ходы и часть групп должна была итти в ночную смену— посещаемость падала. Кроме того, ночные работы влияли на подготовку слушателей. И по нормальной шкоде ?и по кружку текущей политики слушатели не всегда прорабатывали задания, так как после ночных раб .т требовался дневной отдых и времени для подготовки почти не оставалось. * Но несмотря на эти условия партучеба проходит в этом году у нас удовлетворительно. То, что мы могли при наших условиях работы, охватить 89 проц. и дать им из вестные знания —это уже достиже­ ние. Губанов. Учеба заинтересовало В ноябре месяце при коллективе грузчиков была организована сокра­ щенная политшкола. На первое за­ нятие я пришла случайно, но после урока я заинтересовалась учебой. Купила себе учебник и начала ре­ гулярно посещать занятия С переходом в кабинет АПО шко­ лой начал руководить т. Рудаков, а ватем т Никин. Из бесед я многое почерпнула о работе и задачах нашей партии. Материал усваивается хорошо. Руковод умеет втянуть в обсуждение того или иного вопроса слушателей. Но проработка ва дому материалов к занятиям проходит слабо по той причине, что приходится работать в ночных сменах. Жаль, что с первых дней не привилась письменная проработка материалов, тогда усваиваемость была бы стопроцентной. Слушательница . Учесть прошлые недочеты К совещанию членов обследовательских комиссий В прошлой отчетно-перевыборной кампании горячеек и коррективов ВКН(б) в работе обследовательских комиссий имелись существенные не­ дочеты. Это вызывалось, главным образом, недостаточно четким уяснением своих Вопрос программы был самым больным в работе кружка текущей политики—например целый ряд тем повторялся по несколько раз, бла­ годаря этой программе, значительно понижая активность слушателей. Такой факт: тема о китайской ре­ волюции повторялась три раза. По программам — конспектам многие вопросы совпадали. Первый раз об­ суждали очень активно, ^говорили почтя все, было задано ^ о го в п- росов. Второй раз актавьость ока­ залась— слабее. А на последнем зь- нятии пришлось останавливаться лишь на новых вопросах. Что тормозит? Трудно было также доставать ма­ териал для подготовки. Каждое за­ нятие поступали жалобы от слуша­ телей: не достали такой то книги. Бывало что книга и есть в Агит- пропкабинете, но так как она сдана кому то на руки, слушатели не могут подготовиться. Все же несомненно то, что кружок в деле улучшения политподготовки коммунист .визвестнуюпользу принес. В будущем следует больше увязывать в прорабатываемом материале и использовать для него— текущие вопросы. Руковод. Не занятия, а тяжелая повиность Занятия в нормальной школе на­ чались с 22 октября, охватив до 26 слушателей. Но в среднем на каждое занятие приходит не больше 10 человек. Не говоря уже о посещаемости, надо сказать, что слушатели прихо­ дили с опозданием, не готовясь к занятиям, а поэтому и сидели, как немые. Не было сознательного отно­ шения к учебе. К ней отн сились просто, как к отбыванию повинности. Но если бы отнеслись к учебе бо­ лее серьезно — результаты были бы другие. Время для учебы было бла­ гоприятное, так как в порту было немного работы. Эго подтверждается тем фактом, что по случаю пере­ грузки работой в порту, не было сорвано ни одного занятия. Зато по другим причинам сорвано 5 занятий. Следует еще сказать о том, что и руководитель не серьезно относился к работе v Выписываемый журнал «В помощь парт'учебе* приходил не регулярно, прил жения к нему не высылались. Это тоже отражалось на занятиях. Пожелание в дальнейшем может быть только одно: серьезно относить­ ся к учебе и не считать ее ни в коем случае повинностью. Слушатель. Коллектив Севгосрыбтреста, что сдепап для подготовки к смотру? В следующем номере мы просматриваем учебу партшкол Севгосрыбтреста, С пользой прорабо­ тали задания Сокращенная партшкола грузчи­ ков начала заниматься с 20 слуша­ телями, но после нескольких занятий число слушателей стало увеличи­ ваться—до 28 в марте. Потом не­ сколько слушателей убыло и твердый состав кружка определился в 24 чело­ века. Первое время большим недостат- | ком в работе школы было пере­ движение рук»водов. За это время в школе работает третий руковод. ; Каждый руковод, конечно, первое время употреблял на озвакомление со слушателями, подыскивал методы для лучшей передачи беседы и т. д. Все это не могло не отразиться на слушателях. Нельзя также не ука­ зать и на недостатки комплектова­ ния этой школы Например из 28 человек—6 совсем не могут справляться с учебой из ва того, что они малограмотны. Если учесть условия работы груз чиков, то средняя —посещаемость 60— 70 проц. очень приличная. Только в дни больших и спешных работ в порту на занятия при­ ходит 30—35 проц. Первое время когда прорабаты­ вали вопросы об оппозиции, хозяй­ стве СССР и другие, более знакомые слушателям—они воспринимались хорошо. Последние беседы прорабаты­ вались значительно труднее. К занятиям относились слушатели добросовестно — школа проработала все задания. Так что вывод таков— школа дала слушателям необходимые знания. И. II. С хорошим руководом работа спорится Из 17 слушателей, записавшихся в кружок текущей политики, оста­ лось потом И . Остальные просто перешли в другие школы. Посещае­ мость занятий, если учесть условия работы на нашем производстве, была удовлетворительная. О самих занятиях можно сказать следующее: если они не всегда были оживленными, то только благодаря недостатку рекомендованной литера­ туры. Многие слушатели поэтому не могли готовиться к занятиям. Но усваиваемость на занятиях была хорошей. Если и не все гото­ вились к занятиям, 1о этот пробел заполнялся хорошим об1яснением pv ковода и умением поставить беседу так, чтобы все слушатели легко усваивали тему. Золотов Занимаемся успешно Начало работы нормальной школы было хорошим, так квк посещае­ мость не отражалась ва занятиях. Единственно, чтотормоэило работу— это задержка некоторой литературы. Но ко второму занятою была полу­ чены книги и другие материалы и учеГа началась. Пройдено 8 тем—примерно поло­ вина. Шгусваиваемолъ слушателей нельзя пожаловаться. Начало было хорошим, но в сере­ дине ванятий в школе совсем другая кярт 1 нв. Бэльнинство слушателей иэ за перегрузЕИ стало плохо посе­ щать вацятия. Близится время свертывания уче­ бы. Н пи школа закончила только на половину свою работу. Мое мне­ ние такое Н-обходимо снять сослу шателей нагрузки и дать им воз­ можность закончить учебы. Т*в как времени осталось немного для окон чания учебы— надо допустить раз­ бор двух тем в одно занятие. Слушатели вполне с этим могут справиться. Руковод. От редакции. Редакция выражает свое недоумение, каким образом от- ио ительно одной и той же шкопы могут быть даны две совершенно про­ тивоположных характеристики и про­ сит Агитотдел Окружкома партии обрисовать действительное состояние нормальной школы. В отдельных случаях обследова­ тельские комиссии составляли свои акты, наподобие актов ревизионных комиссий. Со стороны б. Губкома были даны указания, что обследо­ вательская комиссия должна была делать содоклад на общем перевы­ борном собрании после отчетного доклада секретаря партячейки и затем предложить проект практиче­ ских предложений, выработавный на основе всестороннего обследования работы партячейки за отчетный период. Все же отдельные обследо­ вательские комиссии этого несделали, а лишь ограничились зачитывавием ссставленного акта. В этом же акте давалась самостоятельная оценка работы партячейки и выдвигались отдельные практическия предложения наряду с принимаемыми на обще­ перевыборных с браниях, чт »в корне противоречило директивам губерн- ск го комитета Следовательно, в прошлой под- •готовительной кампании не было достаточной увязки, а, наоборот, была обособленность работы комис­ сий от общей подготовки, проводимой бюро партячеек. В работе обследовательских ко­ миссий были и положительные стороны, особенно в производственно­ транспортных ячейках. Там работа обследовательских комиссий выра­ зилась не только в тщательной про­ верке всей партийной работы на предприятии, в частности, ее качест­ венного Содержания, но и проверке того, как проводили в жизнь бюро ячеек директивы вышестоящих парт­ организаций, а также и свои реше­ ния. Помимо этого обследовательские комиссии совместно с бюро ячеек подготовляли практические предло• жения по отчетным докладам. В таких случаях обследователь­ ские комиссии не только являлись контролем по проверке всей поста­ новки партработы на предприятиях, они способствовали бюро ячеек вскрыть те недочеты, которые были не замечены последними. И предстоящей п дготовительной рабите к отчетно перевыборной кам­ пании обследовательские комиссии совместно с бюро партячеек должны учесть прошлые недочеты и свое­ временно их устранить. Мартынов. НА ЛЕСОРАЗРАБОТКАХ в лесу—у Ранним зимним утром, на креькой лесзаговской лошади, выехали мы в лес на лесоразработки. Ехать надо было эа 7—8 верст от железной дороги. Менее чем через час мы под1езжали уже к затерян­ ной в лесу избушке лесорубов. Эта избушка, кое-как сбитая из необтесанных бревен и покрытая ельником, напоминала жилище перво­ бытных людей. В одной половине избушки помещалась рыжая лошадь, мирно жующая сено. В другой поло­ вине жили пять лесорубов— карелы и финны. По случаю воскресного отдыха все лесорубы были дома. Один из них сосредоточенно точил странной формы пилу— одноручку, двое других валялись на нарах, пыхтя трубками, четвертый на подоконнике малюсенького оконца, что то писал на клочке серой бумаги. У стоящей в углу печурки возился пятый—шустрый мальченка лет 12. Наше появление и громкие слова приветствия не вызвали у нахмурен­ ных жителей леса никакого ответа. Только мальченка—карел снял с нар котелок и кастрюльку, очистив нам место присесть. — Как живете, друзья? — но- пытались мы завязать разговор. — Живем ничего, вишь, от­ дыхаем,— буркнул один из лежавших на нарах. Мы присели, но едкий дым от печурки р.е давал нам покоя. — Что, никак плакать охота?— усмехнулся мужичек с ноготок и добавил,— мы хоть привыкли, а вез же дверь держим открытой. Сколько раз починить печку просили в Лес- заге. Не шлют. — Живем, вот, в лесу, а весной на сплав попасть охота. Из разговоров с лесзаговскими работниками мы уже знали, что финны—прекрасные сплавщики, не­ прихотливые, выносливые работ­ ники. — Говорить много не любят, а дело знают отлично. Па сплаве-ль, в лесу-ли, по колено в воде и снегу работают финны без устали: заработать умеют. Пз разговора дальше узнали мы: — По русски читать не умеем, финских газет нету, так и живем в темнотел Не услышав ни одной жалобы на свое, далеко неприглядное, житье- бытье. мы попрощались и поехали дальше. Дальнейший путь наш лежал в лопарский лесной лагерь, где жили возчики леса—лопари из Ловозеро. По еле заметной дорожке мы про­ бираемся в глубь чащи. На лесной поляве высился, чум—- большей конус, сколоченный из тон­ ких высоких жердей и покрытый брезентом. Вокруг чума разбросано штук двадцать легких лопарских саней, тут же валяются оленьи финнов и лопарей шкуры и разная *-утварь. Олени были в лесу, где они добывали себе корм, разрывая копытами снег и с трудом добираясь до скудного мха, составляющего их единственную пищу. Навстречу вам, отпахнув конец чума-палатки, вышел лопарь и сказал: — Пожалуйте обогреться. Мы зашли в чум, где, вокруг разложенного на камнях костра, сидело на разложенных шкурах не­ сколько лопарских семейств. — Чайку с нами попить не хо­ тите ли?— обратилась к нам старуха — дойарка, помешивая в черном котле, повешеаном над костром, ва­ рившееся оленье мясо. Мы присели на корточки, но чай пить отказались. — Может олепикы испробовать кто хочет. — продолжала угощать старуха. Но и от оленины мы отказались. Страшная грязь и примитивные условия варки отнюдь не могли возбудить аппетита. Оказав нам та­ ким образом необходимое гостепри­ имство и решив, что не без дела приехали мы в глушь лесную,— лопари приступили к торговле. — Шкур оленьих, шапок пыжи­ ковых или ним купить не хотите ли? Делали для себя, а если хотите— продать можем. Но мы. отказавшись и от шкур, и от ним. и от шаин*. деликатно перевели разювор и начали распра- шивать лопарей о далеком Ловозере. — Вот поработаем здесь до ап­ реля, а и .том и в Лоаозеро. Празд­ ники будем справлять и готовиться на лето к от‘езду в тундру. Поговорив еще кое о чем, и пригласив лопарей на собрание на станцию Оленья, •мы двинулись в обратный путь. Когда мы под'езжалн к Оленьей, там в красном уголке собралось уже несколько десятков лесорубов и воз­ чиков, явившихся па собрание по­ слушать отчет рабочкома. Собрание кончилось вечером, а затем начался спектакль. Играли железнодорожники и члены союза сельхозрабочих. Спектакль прошел оживленно, но все, видимо, для чего то спешили. Оказывается, спешили поскорее начать танцы. На сцену забрались два музыканта. Посредине уголка расчистили место и под треньканье двух балалаек закружились: контор­ щица в лаковых туфельках с воз- чиком-лопарем в пимах и шапке лопарке, уборщица из барака Лес- зага с финном — нашим знакомым, пришедшим из лесной избушки. После вальса топтались в вен­ герке, а закончили играми— „жук" и сворота 1 . Так живут лесорубы и возчики: лопари, финны, карелы. Б. Зайцев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz